ТОП 10:

Автодорога А-130 301 км. 9 км в сторону



От местечка Кителя, стоящего на старом шоссе на юг уходит грейдер к гранитным карьерам Мурсула. Сейчас в одном из них работает фабрика, производящая гранитный щебень, который возят на строительство новой дороги огромные самосвалы. Оставляя щебеночную фабрику слева, надо сделать правый поворот и ехать дальше по грейдеру. В 10 км от шоссе, на острове Сюскюянсаари, среди развалин заброшенного камнеобрабатывающего предприятия, стоит заброшенная церковь.

Мурсульские карьеры принадлежали Валаамскому монастырю. Гранит, поступавший отсюда на стройки Санкт-Петербурга и Москвы, назывался валаамским. Здесь, в Германовском скиту, в 1901 году была заложена и в 1904 была освященакаменная церковь во имя Святого и Благоверного Князя Александра Невского Свято-Германовского Сюскюнсальмского скита Спасо-Преображенского Ставропигиального Валаамского монастыря.

Прошедшие войны оставили следы в виде пулевых пробоин в куполе и кресте, стена за алтарем грозит обрушиться, из сводов выпадают кирпичи, но хочется надеяться, что храм переживет нынешнее запустенье.

 

Касситеритовая шахта

Автодорога А-130. 303 км.

Еще до войны финны вели разработку оловянных шахт к северо-востоку от Питкяранты. Подробности неизвестны, но после войны, Ууксинское геологоразведочное предпрятие продолжило изыскания рядом с старой финской шахтой под горой Уконмяки. Здесь было открыто Кительское олово-полиметаллическое месторождение. На глубину 340 метров было пробурено несколько сотен разведочных скважин, и устроена шахта с горизонтальными выработками на глубине 60 и 160 метров. Шахтные выработки тянулись на несколько километров.

Видимо в целях безопасности шахта была законсервирована, устье залито бетонной пробкой и засыпано. Сейчас на месте выского отвала вынутой породы находится брошенная площадка дорожной техники, которая строила новую дорогу мимо Креста скорби. На площадке мятые бочки, порванные шланги, запчасти и прочий авто-мусор. У подножия горы на площадку вытекает ручеек, берущий начало здесь же. Вверх, в гору уходит дорога, слева от которой можно видеть забетонированное устье одной из скважин. Выше по дороге сооружено что-то вроде пандуса и дальше дорога растворяется в зарослях, превращаясь в тропу.

Под горой, в лесу сохранилась предположительно старая финская шахта. Над ней возведен полуразвалившийся сарайчик, который закрывает вертикальный колодец. Шахта до верха завалена кусками породы и затоплена.

Груды щебня, которые возвышаются повсюду, содержат много интересных камешков. Зеленоватые камни разной плотности: от мягких как глина до вполне "каменных". Здесь можно найти ихалькопирит, блестящий как золото и камешки с кристалликами касситерита - оловянного камня, из которого и добывают олово.

 

Крест скорби. Развилка дорог у Леметти

Автодорога А-130. 305 км.

Здесь, от автодороги А-130 следующей на Олонец, ответвляется шоссе на Петрозаводск через Ведлозеро. У развилки дорог стоит памятник «Крест скорби»:

Россия и Финляндия – две сестры.
Финляндия и Россия – две матери.
Они воплотились в этом Кресте скроби.
Сами собой.
Их головы слились воедино.
Их руки соединились в Надежде.
Чтоб любовь победила.
А это зависит от нас.
От каждого

 

Лес перекопан ходами сообщения, блиндажами, воронками. Прямо у стоянки виднеются полусгнившие бревна перекрытия землянки... Зимой 1940 года здесь из-за бездарного управления войсками произошел один из трагических эпизодов "незнаменитой" Зимней войны. Это место гибели 18-ой стрелковой дивизии и 34-ой легкотанковой бригады РККА.

Успешно наступая от советской границы, 18-я стрелковая дивизия не обеспечила свои тылы, что позволило небольшим финским лыжным группам отрезать пути подвоза. Попытки деблокировать дорогу провалились: бойцы РККА действовали вдоль дорог, а летучие финские отряды наносили внезапные удары из леса.

В результате пассивности командования дивизия и танковая бригада оказались разрезаны на несколько частей и эти части не предприняли попыток построить прочную оборону...

23.02.40 г. Радиограмма от гарнизона "Развилка дорог": "40 дней окружены, не верится, что противник силен. Освободите от напрасной гибели. Люди, матчасть фактически лагерь больных, здоровые истощены."

28 февраля окруженные части получили разрешение на выход из окружения. Гарнизон был разделен на две колонны: северную - под командованием командира 34 танковой бригады комбрига Кондратьева, и южную - под командованием начальника штаба 18 дивизии полковника Алексеева. План выхода был разработан с расчетом на более легкий выход северной колонны, в которой по плану следовало командование, штабы и наиболее здоровые люди...

При выходе северная колонна растянулась, потеряла управление, чем воспользовались финны, уничтожившие ее почти полностью. Застрелились командир танковой бригады комбриг С.И.Кондратьев, начальник штаба полковник Н.И.Смирнов, начальники политотделов дивизии и бригады И.А.Гапанюк и И.Е.Израецкий, а также начальник особого отдела танковой бригады капитан Доронин. Южная колонна была выведена полковником Алексеевым. К своим пробились 1237 человек, 900 из которых были ранены или обморожены, 48 человек погибли при прорыве.

Из 18 тысяч человек 18 стрелковой дивизии и 34 танковой бригады к концу войны примерно 2,5 тысячи оказались вне кольца, еще чуть больше тысячи из окружения вышли. Остальные были убиты или попали в плен.

На лесных дорогах в радиусе десятка километров, от перекрестка у Леметти, встречаются безымянные братские могилы...

В сторону Пряжи (Петрозаводск) от Креста скорби уходит современное шоссе, старая узкая дорога на которой происходили печальные события Зимней войны петляет слева и справа, на пересечениях с шоссе ее почти не видно. Большинство памятников и братских могил расположено вдоль нее, вся эта местность имеет два названия: неофициальное "Долина смерти" и полуофициальное "Долина героев".

Основной мемориал расположен в 4 километрах от Креста скорби, непосредственно на месте бывшей деревни Леметти. С шоссе его не видно, хотя расположен он совсем близко, для подъезда на автомашине необходимо проехать вперед еще около 2 км и свернуть по указателю "Мемориал". Здесь покоятся бойцы 18-й стрелковой дивизии, 34-й легкотанковой бригады, погибшие в окружении зимой 1940 года и гвардейцы, штурмовавшие карельские болота и скалы летом 1944 года.

 

Тулмозерский завод







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.015 с.)