ТОП 10:

Автодорога А-130. 320 км и 7 км в сторону.



Дорога на ГЭС Кивикулманкоски на реке Ууксу пролегает с запада, от Питкяранты, мимо действующего карьера Лупикко. На многих картах заезд с шоссе Питкяранта - Ууксу показан неверно, заезжать надо по широкому грейдеру, отходящему от шоссе после жд моста (если ехать от Питкяранта). За 100 метров до охраняемых ворот действующего карьера вправо уходит малозаметная дорожка. Она долго петляет между заброшенных карьеров и выводит прямо к плотине. За 400 метров до плотины в низине есть труднопроходимое место.

От сооружений ГЭС остался лишь водоподводящий канал, стены которого сложены из тесаных валунов и шахта, где была установлена турбина. Отверстие колодца около метра в диаметре, глубина около 5 метров. От самой плотины ничего не осталось, место можно определить по началу водоподводящего канала и остаткам анкеров в скалах. Сейчас вода свободно падает по камням, как было до постройки плотины.

 

Плотина в Ууксу

Автодорога А-130. 325 км.

В поселке Ууксу, на одноименной реке Ууксунйоки, весной бушует вода и здесь проводят соревнования туристы-водники. Летом вода лениво пробирается мимо камешков. Здесь можно остановиться и буквально у обочины осмотреть остатки грандиозной плотины, сложенной из отесанных гранитных валунов. Она перекрывала один из двух проток Ууксунйоки, на второй протоке находилась лесопилка или местная ГЭС.

Шоссе, ведущее от Питкяранты на Олонец, идет вдоль берега Ладожского озера, то приближаясь к нему вплотную, то отдаляясь на несколько километров. Параллельно берегу проходит и железная дорога, которую шоссе пересекает несколько раз. Тут уже не видно гранитных скал, но дорога по-прежнему извивается между холмов, огибая придорожные валуны.

 

 

Салми

Автодорога А-130. 353 км.

Следующий по трассе поселок Салми прикрывают со стороны озера острова: Мантсинсаари и Луккулансаари. В центре поселка у моста через реку Тулемайоки находится мемориал павшим советским и финским воинам, а за полотном железной дороги на холме видна полуразрушенная Никольская церковь, построенная в 1824 году.

В церковь можно войти через унесенные временем двери. Внутри – пустота и галки на крыше. С восьмигранного купола отрываются и падают вниз кирпичи. Рядом разбросаны плиты семейного склепа захоронения финских купцов Хозяиновых, в полированном граните отражаются стены церкви.

 

ГЭС-24 «Пиени-Юкакоски»

Км от автодороги А-130.

Севернее поселка Салми на реке Тулемайоки расположены две малые ГЭС. Они были построены финнами еще до Зимней войны. После войны эта территория была включена в состав Карело-Финской ССР и к этому времени относится одна из местных легенд: когда в Салми приехали советские переселенцы и стали налаживать быт — несколько лет никто не задумывался, откуда в поселке берется электричество. Наконец, решили проверить линию электропередачи, пошли по столбам в лес, и в нескольких километрах от поселка нашли ГЭС, работающую в автоматическом режиме. Она и сейчас так работает.

 

 

Чтоб добраться до первой ГЭС, надо выехать из Салми на север, мимо церкви по грейдеру, идущему вдоль западного берега Тулемайоки. В 4 км от автодороги А-130 вправо уйдет отворотка. По ней надо проехать еще 1,5 километра до ГЭС. Машинный зал закрыт на замок, но можно прогуляться к плотине и посмотреть с ее верхнего бьефа на обезвоженный порог Пиени-Юкакоски.

 

ГЭС-25 «Исо-Юкакоски»

Км от автодороги А-130.

Вернемся по лесной дороге обратно на грейдер и проедем по нему дальше, еще примерно 2 км. Справа от дороги у реки стоит однотипное с предыдущим здание ГЭС «Исо-Юкакоски». Рядом с зданием ГЭС построен дом для дежурного персонала.

До перекрытия реки плотиной, высота порогов Пиени и Исо Юкакоски составляла примерно 8 метров, плотина подняла уровень воды еще на пару метров. Обе ГЭС суммарно вырабатывают мощность 2.5 МВт. В туристических описаниях встречается упоминание изображения свастики и чуть ли не германских орлов на генераторах электростанции. На самом деле гидроагрегаты того же шведского концерна Asea, что и на плотине Хямекоски.

До 1960-х годов около гидроэлектростанции за рекой работал завод по разведению форели, основанный еще до войны. И рыба в реке была и была работа для жителей послека Салми. Но, к сожалению, бесхозяйственность сделала свое дело, завод был закрыт, люди остались без работы, а река — без рыбы.

 

Финское кладбище в Салми

Автодорога А-130. 355 км.

На финском кладбище между Ряймяля и Салми сохранилсяпамятник погибшим в 1918 году. Высокий обелиск на насыпи, в склоны которой вделаны таблички с именами погибших. На этом кладбище совершают современные захоронения, между свежими могилами сохранились несколько основательных чугунных крестов с именами. Имена похороненных отлиты вместе с крестами - каждый крест отливался индивидуально. От небольших крестов остались только огрызки оснований, торчащие из камня. То же и на православном кладбище в Салми у церкви.

 

 

Погранкондуши

Автодорога А-130. 375км.

После Салми, через 20 км пути дорога пересекает старую границу, установленную еще в 1617 году Столбовским мирным договором между Россией и Швецией. От мыса Варечный граница шла вдоль побережья, затем по Винному ручью (Vino-oja), в который когда-то сливали вино (водку), конфискованную у контрабандистов. Деревню Погранкондуши (Пограничная деревня) граница делила на две части, проходя около километра прямо по оси дороги.

У старых пограничных казарм построена высокая смотровая вышка. Она опасно раскачивается, залезать на нее надо осторожно, но сверху открывается изумительный вид на голубой простор Ладоги.

В сотне метров от вышки над обрывом стоит обычный дом. Он немного выделяется странным угловым расположением относительно кромки обрыва. Странность объясняется тем, что в качестве фундамента использован большой дот.

В конце 1930-х годов согласно оборонительной концепции "Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей — вершка не отдадим" — доты Видлицкого укрепрайона были построены непосредственно по границе с соседней Финляндией. Но оборонительный рубеж был возведен не полностью, после Зимней войны граница отодвинулась далеко на север и доты стали ненужными. Так они и стоят с тех пор в Погранкондушах, переглядываясь пустыми глазницами с древними карельскими пятистенками.

Второй дот у дороги расположен тоже под домом на южном конце деревни, а остальные — на выселках у деревни Кавайно и Кавгозеро. Грунтовка к ним отходит от шоссе прямо напротив современного маяка. Один из дотов расположен на поле справа от дороги примерно в километре от шоссе, другой — в Кавайно слева от пересечения грунтовки и единственной улицы деревни. Все доты однотипные - пулеметные полукапониры образца 1938-39 гг, все оставлены в одинаковой стадии строительства: залитые бетоном коробки с остатками опалубки. Никакого внутреннего оборудования и амбразурных коробов нет.

 

Варашев камень

Км от автодороги А-130.

В 2,5 км от Погранкондушей, на Варечном мысу лежит огромный гранитный камень, называемый Варашевым (Варачин, Варачев).

полномочные межевальные послы меж Новгородскаго уезда, Олонецкаго погоста, и Корельскаго уезда, Соломенскаго погоста, у Ладожскаго озера, у Варачева камени, у Варачина тож, лета 7126 октября в 25 день. 13 (в 1618 году)

От вышесказанного пролива Перямы в пяти верстах лежит деревня Каркулицы; от сей в 12 верстах находится близ берега превеликий камень Варашев прозываемый, которого основание озерная вода понимает. Он вышиною четырех аршин с половиною, длиною осьми аршин, шириною пяти аршин с половиною, вид имеет некоторым образом четвероугольный и есть род красного гранита Камень сей положен на оном месте без сумнения человеческими руками, потому что он один только тут находится и на великом от него расстоянии никаких других камней не встречается, сверх того на поверхности сего камня высечены буквы, лето означающие, которые здесь представляются.

Сказывают, что камень сей был некогда порубежным знаком между Россиею и Швециею, но почему прозван он Варашевым, того объяснить никто мне не мог. Ныне служит он к отделению Сердобольского уезда от Олонецкого.

Добраться до мыса Варечного несложно. Владельцы неполноприводных автомобилей могут доехать до железнодорожного остановочного пункта Погранкондуши. Это не станция и не платформа, а просто пара столбов "Остановка первого вагона" и "Остановка локомотива" на заросшем иван-чаем пустыре у железнодорожного полотна. От шоссе к этому месту ведет полкилометра удовлетворительной лесной дороги.

Здесь надо оставить автомобиль и пойти по железнодорожному пути в сторону Питкяранты около 300 метров. За километровым столбом "116-117" надо пройти еще 50 метров вдоль полотна и свернуть в лес за полосу лесоповала для поиска начала тропинки, ведущей к берегу Ладоги. Летом 2006 года место начала тропинки обозначала синяя тряпка на поваленном дереве у железнодорожных путей. Тропинка идет вдоль берега ручья и приводит на побережье Ладоги в полукилометре к югу от мыса Варечный.

Варашев камень виден от устья ручья. Он представляет собой параллелепипед, с сторонами примерно 2 х 3 х 5 метров. Ровные плоскости вызывают легенды об искусственном его происхождении, но, скорее всего, этот памятный знак является следствием капризной игры природы. В низкую воду к нему можно дойти по пляжу, не замочив ног, а во время высокой воде на Ладоге - только вброд.

Из описания академика Н. Озерецковецкого, сделанного в 1785 году: Камень сей положен на оном месте без сумнения человеческими руками, потому что он один только тут находится и на великом от него расстоянии камней не встречается; сверх того на поверхности сего камня высечены буквы, лето означающие.

Спустя век полковник А. Андреев сделал новое описание: В настоящее время на камне меток, описанных г.Озерецковским, уже мало; но на северной стороне камня ясно заметны высеченные цифры 1761, а в других местах и по углам камня, без всякого порядка, поделаны разного рода метки… размер камня, в особенности в высоту, значительно меньше того размера, которой записан у Озерецковского, именно: длиной 2 с., шириной 1 с., высота над горизонтом воды 2 ар.1. Строго говоря, Варашев камень лежит не на границе Финляндии с Олонецкой губернией, - она к востоку еще на полверсты.

Ввиду разноречивости показаний гг.Озерецковского и Андреева, о положении Варашева камня, по распоряжению г.председателя Олонецкого губернского статистического комитета - начальника Олонецкой губернии Г.Г.Григорьева, в минувшем году с надписи на Варашевом камне сделан точный снимок в полную величину. При сличении этого снимка с рисунком Озерецковского, в последнем заметны не совсем точные очертания букв верхней линии надписи, означающих год. По новому снимку легко прочитать эту надпись. Таким образом, высеченный на камне год оказывается 7126 - 1618, а не 1761, как прочитал г.Андреев.

На верхней плоскости камня загадочные знаки сохранились и поныне.

 

Погранкондуши — Олонец

Автодорога А-130. 375-440 км.

Далее по нашему маршруту встречаются только песчаные холмы, занявшие место гранитных скал. Только иногда встречаются огромные гранитные валуны, нависающие над дорогой, но скоро исчезают и они. Шоссе проходит по берегу Ладоги - вокруг сосны и песок, справа - почти пустынные километровые пляжи.

 

 

У поселка Видлица стоит памятник тулоксинскому десанту. После начала Петрозаводско-Свирской операции финские войска начали откатывать от оборонительных рубежей между Свирь и Олонцом — в их тылу был высажен десант на Тулоксу и Видлицу, задачей которого было удержание единственной дороги. В тяжелых боях десант выполнил свою задачу ценой немалых потерь. Финны не смогли очистить дорогу и были вынуждены бросить свое тяжелое вооружение и отступать через леса.

От поселка Ильинского до Олонца дорога лежит по берегам Олонки. Дома в деревнях стоят в вдоль реки, образуя почти непрерывную цепочку длиной 15 километров. Некоторые двухэтажные пятистенки стоят с позапрошлого века. Запустенья не видно, напротив – строятся новые дома, выгоревшие бревна прячутся за цветной обшивкой сайдинга.

В поселке Ильинский у дороги есть три примечательных объекта: новый вантовый пешеходный мост через реку Олонку, и рядом с ним, по другую сторону дороги за забором обычного участка - чудесный макет церкови, сделанный в масштабе 1:5. Адрес: ул.Лесолидзе, д.50 и памятный знак узникам финских лагерей.

 

Олонец.

Автодорога А-130. 440 км.

Место историческое, с достопримечательностями, но в рамках этого путешествия останавливаться не будем.

 

Олонец — Лодейное Поле

Автодорога М-18. 440-505 км.

В Олонце надо свернуть по указателю на Петербург и дорога будет еще 10 км колесить по берегам реки Мегрега. После деревни Мегрега шоссе сливается с трассой М-18. После поста ГАИ пара десятков километров закатано отличным асфальтом. Но впереди уже виден огромный указатель: "Ленинградская область". Сразу после него качество дороги ухудшается.

 

 

Самбатукса

Км от автодороги М-18

Через 4 километра от поста ГАИ в сторону СПб на обочине шоссе появится указатель "Самбатукса". Нас туда привели поиски финской линии обороны "PSS-asema" Pisi-Saarima"ki-Sammatus (Обжа - Сармяги - Самбатукса), упрощенно говоря - аналога линии Маннергейма на Карельском перешейке. Эта линия была возведена финнами в 1942-44 году во время оккупации Карелии. В июне 1944 года 100-я гвардейская стрелковая дивизия форсировала Свирь, прошла карельские болота, овладела укрепленным узлом финской линии обороны на горе Самбатукса и освободила Олонец.

 

К деревне ведет песчаная лесная дорога, через ручей построен новый мост. Сама деревня расположена на открытом склоне, с которого видны далекие холмы у реки Свирь. Пара домов украшена затейливой резьбой и произведениями народного творчества. Деревня карельская, старушки охотно говорят на карельском языке. Очень тихая и приветливая деревня — родина карельского поэта Брендоева В.Е.

 

На вершине холма, главенствующего над местностью, расположено деревенское кладбище и мемориал воинам 100-й ГСД с танком Т-34-76. Рядом в кустах взорванные финские сферические убежища из фортификационного бетона. Огневых точек не сохранилось, а остатки укреплений были снесены во время мелиорации. По-видимому бетонных ДОТов на этом рубеже не было. Сохранились глубокие окопы, которые идут по обратному гребню горы. Еще одно убежище расположено практически напротив выезда на шоссе из Самбатуксы.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.218.187 (0.012 с.)