Автодорога А-130. 305 км. 42км в сторону по автодороге Р-21. 4 км в лес. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автодорога А-130. 305 км. 42км в сторону по автодороге Р-21. 4 км в лес.



От Креста скорби в сторону Петрозаводска идет отличное шоссе, которое заканчивается в поселке Колатсельга. (Дальше в сторону Пряжи дорога реконструируется). Колатсельга знаменита железнорудными копями и остатками Тулмоозерского железоделательного завода - памятника промышленной архитектуры конца XIX века.

Завод был основан еще при Петре I. Несколько раз менял хозяев и перестраивался. Нынешний облик получил в конце XIX века, при перестройке петербургским АО "Сталь".

Завод находится к северу от деревни на западном берегу р.Колос. Сквозь деревню, вдоль берега Колоса идет грунтовая дорога, в 2009 году выровненная грейдером. За деревней дорога ныряет в лес и идет почти по прямой. Отворотка на завод отходит под прямым углом направо в 3км от шоссе. К заводу можно проехать или пройти еще около 400 метров.

Завод встречает путешественников монументальным стенами из тесаного камня и кирпича. Выходишь на поляну - а вокруг возвышаются 5-7 метровые стены, за еще и с зубцами. Все очень похоже на средневековую крепость. "Зубцы" образуют разрушенные оконные проемы под самой крышей (которой сейчас уже нет). В нескольких проемах сохранились оконные рамы из бруса непомерной толщины.

От оборудования не осталось ничего, только стены и заглубленные подземные ходы (водо- или воздуховоды). Перекрытия крыши исчезли таинственным образом. Сохранилась финская кинохроника, показывающая еще целые здания. Говорят, что завод взорвали финны при отступлении в 1944.

 

Рудники в Рогосельге

Автодорога А-130. 305 км. 44км в сторону по автодороге Р-21. 4 км в лес.

Напротив, за рекой Колос расположены заброшенные шахты, откуда добывали руду. Чтоб попасть к ним - надо вернуться в деревню Колатсельга и проехать дальше за реку вдоль северного берега Тулмозера. В 1.5 км от моста - свернуть в северном направлении. Мимо карельского кладбища с необычными крестами, незатейливо сделанными из металлического уголка - в лес, по дороге, идущей по восточному берегу Колоса.

От шоссе до района горных выработок Рогосельга - чуть меньше 4км. В заросшем лесом невысоком склоне, в 10 метрах от дороги виден вход в рудник. От вход идет горизонтальный, на уровне земли, штрек, который через 10 метров раздваивается: вправо ведет прямой штрек длиной около 20 метров, упирающийся в тупик. Влево уходит расширяющая наклонная горная выработка. Этакая щель под 45 градусов к горизонту, шириной около 2 метров, укрепленная сгнившими бревнами. Сверху в нее откуда-то просачивается свет.

На дороге около входа лежат россыпи черного "гравия". Присмотритесь к нему внимательно: по поверхности как будто пробегают серебряные искорки - это гематит, железная руда.

Весь склон, заросший смешанным лесом, покрыт рубцами шурфов и открытых разработок. Среди них можно найти входы в подземные выработки. С поверхности видна узкая щель с наклоном 45 градусов уходящая к центру земли. Вход низкий, высотой 1.5 и шириной около 5 метров. От входа выработка начинает расширятся, образуя пространство шириной метров 20, уходящее вниз во тьму. Тут остались рельсы вагонеток, рядом приют диггеров. Потолок выработки поддерживают солидные одиночные столбы и сложенные клети. Но, поставлены они были более 100 лет назад и совершенно сгнили. Поэтому кровлю ничего не поддерживает и пустота, образованная выработкой слоя гематита, может схлопнуться под весом нависающей массы. Но, несмотря на определенный риск можно пропутешествовать вглубь рудника и вылезти на поверхность через другой малозаметный вход.

Если проехать дальше по дороге, то можно увидеть еще один горизонтальный полузатопленный вход в соседнюю выработку. И можно поискать еще другие входы в неисследованные глубины рудника Рогосельга.

 

Пороги на ручье Койриноя (Койринйоки)

Автодорога А-130. 306-308 км.

Приближаясь к Питкяранте, шоссе пересекает ручей Коринойя, и на протяжении трех километров идет параллельно ручью. На Кориноя есть два порога: верхний - "мельничный" порог с остатками плотины, находящейся в деревне Кориноя и живописный нижний порог.

Нижний порог находится рядом с шоссе. Ориентиром служит автобусная остановка, от которой к ручью уходит дорога, ведущая в садоводство. Через несколько десятков метров дорога пересекает ручей, сразу за мостиком налево к порогу уходит лесная дорога. От проселочной дороги до порога расстояние около 100 м.

Ручей Кориноя течет по наклонному желобу в гранитной скале, перегородившей путь воде. В конце желоба поток совершает двухметровый прыжок и разбивается среди камней широкого и мелкого переката. Ниже порога на перекате видны сгнившие сваи. Это все, что осталось от промывочных механизмов Митрофаньевского оловянного завода.

 

Питкяранта

Автодорога А-130. 317 км.

К деревне Питкаранде проливается от озера широкая и длинная губа, далеко еще простирающаяся за деревню, которая лежит на правом или восточном ее берегу. Деревня сия называется также по-русски Долгим берегом, потому что от нее начинается ровный, низкий и большею частию прямой берег, какой окружает всю восточную сторону Ладожского озера даже до вершины Невы. Под Пидкарандою кончатся высокие и каменные горы, окружающие озеро от Кексгольма до сего Долгого берега; тут пресекаются и губы, которые в гористой оной окружности весьма часты; исчезают также каменистые острова, какими северная часть озера усеяна; от Питкаранды как берег, так и самое озеро совсем другой вид принимают.

Город Питкяранта растянут вдоль берега Ладоги. Недра земли в окрестностях города богаты полезными ископаемыми: здесь добывали медь, олово, серебро, железо. Говорят, что где-то здесь нашли даже элементы таблицы Менделеева, имеющие стратегическое значение. Еще в 60-е годы КГБ изъяло тираж книги, описывающей геологию этого района.

Впрочем, большинство ископаемых тут содержится в небольших "гомеопатических" количествах, нерентабельных для промышленной разработки. Но еще в начале XX века горнодобывающая промышленность и металлургия здесь процветали.

Первые геологоразведки здесь проводили в начале XVIII века, но богатые залежи руды нашли только в XIX веке. Это было дефицитное олово. Русский предприниматель Омельянов заложил Митрофаньевский оловянный завод на ручье Кориноя, как раз на водопаде. Была построена плотина, а от нее вода по водоводным лоткам подавалась на колеса, приводящие механизмы по промывке руды.

В середине XIX были разведаны богатые залежи меди, начали открываться новые шахты на «старом рудном поле», а следом тут начали добывать и железную руду (магнетит). Руду перерабатывали тут же, на местных заводах. Сначала объемы чистого металла, выплавленного на заводах, были небольшие, сказывались трудоемкие устаревшие приемы переработки. Но постепенно внедряли новые технологии: обогащение руды и химическая подготовка позволили получать большие объемы чистого металла.

Побочные продукты производства использовали для изготовления краски и стеклянных бутылок (завод выпускал до 10 миллионов бутылок в год!). Кварцевый песок для изготовления стекла привозили аж с реки Тосны, возможно известные саблинские пещеры — результат добычи песка для питкярантского стекольного завода. И краска и посуда славились своим качеством и долговечностью.

В районе Питкяранты открывали все новые и новые шахты, некоторые из них опускались на глубину до 300 метров. Механизмы на них вначале приводились лошадиной тягой, но впоследствии на реке Ууксу была построена электростанция. Уровень механизации был так высок, что с шахты на завод руду доставляли с помощью подвесной канатной дороги.

Рудники действовали и в XX веке. Но после войны, в масштабах СССР объемы добычи не имели промышленного значения. Шахты были окончательно заброшены, затем подорваны и засыпаны. Большинство шахт «старого рудного поля» попали под современную застройку Питкяранта.

Достопримечательностью Питкяранты является семафорная сигнализация на железнодорожных путях. Тут, как и в начале XX века, работают семафоры, поднимающие свое крыло для пропуска современных тепловозов. В центре города слева от шоссе расположена живописная Вознесенская церковь. Она была построена в 2000 году на новом месте, старая церковь, известная с 1898 года, сгорела в пламени войны.

Сейчас в городе работает целлюлозный завод, построенный еще до войны. Он находится напротив центра города на острове Пусинсари. Клубы пара с специфическим запахом, заволакивающие побережье, производят особое впечатление на приезжих. В первый момент кажется, что произошла промышленная катастрофа, но глядя на спокойствие местных жителей, понимаешь, что это — обыденное явление.

В обеих советско-финских войнах (1939-1940 и 1941-1944) в результате кровопролитных боев фронт останавливался неподалеку от Питкряанта. В конце 2005 года в Питкяранте был сооружен новый памятник войнам РККА: на постамент установили танк Т-26, найденный в 1998 на дне Ладоги вблизи города.

Рядом с памятником находится приличный интернет-клуб, где путешественники могут переписать на диски содержимое своих цифровых фотоаппаратов. В юго-восточной части города имеется гостиница "Питкяранта".

 

Рудник «Герберц I»

Км от автодороги А-130.

Рудник Герберц I - один из рудников в котором велась добыча железной (магнетитовой) руды. Его очень легко найти у дороги из Питкяранта к озеру Ниетярви. В километре от шоссе на развилке грунтовки надо повернуть на левую дорогу и не пропустить места через 300-400 м, где вправо с обочины нырнет в лес заметная тропа.

Буквально в 20 метрах от обочины находится замшелый сруб, наполненный с «горкой» черными кусками руды - это отвал рудника Герберц I. Куски магнетита, насыпанные в отвале, отклоняют стрелку магнитного компаса. Тут же из травы торчит металлический анкер, навсегда забитый в гранит. Это — остаток опоры подвесной канатной дороги, по которой руда подавалась на перерабатывающий завод на берег Ладоги. Всего за 7 лет работы здесь добыли 30 тысяч тонн железной руды.

Чуть подальше в лесу есть две ямы, на дне которых видны сгнившие бревна колодцев. Это — устья шахт рудника Герберц I. Вода сейчас стоит в них вровень с землей. Можно только представить сотни метров затопленных и погруженных в вечный мрак штолен, созданных многолетним ручным трудом шахтеров.

По дороге к руднику от шоссе, слева от грунтовки, в лесных зарослях видны остатки гранитных надгробий старого православного кладбища, оскверненного, как и большинство кладбищ на бывшей территории Финляндии, которую получил СССР в 1940 году.

 

 

Озеро Ниетярви

Км от автодороги А-130.

Если проехать по этой же дороге дальше - в шести километрах от шоссе дорога приводит к песчаной гряде. У ее подножия стоит огромный камень с надписью: «Nietjarvi. 15-17.07.1944. Слава героям».

Здесь к лету 1944 года был построен участок финской укрепленной позиции U-linja. Естественная песчаная гряда, имеющая длину около километра, замыкает проход между болотами и озером Ниетярви. На ее гребне была устроена сеть траншей и огневых точек.

Во время петрозаводско-свирской операции на этой позиции финские войска очень эффективно отразили атаки советской армии. В отечественной историографии об этом умалчивается, по данным финской стороны бои происходили следующим образом: после боев за Питкяранта, советская 114-я стрелковая дивизия получила задачу выйти на перекресток дорог Питкяранта-Сортавала-Суоярви-Петрозаводск (там, где сейчас расположен Крест скорби).

15 июля 1944 года после мощной артиллерийской подготовки части 114 СД перешли в наступление при поддержке отдельного 89-го танкового полка и авиации (200 самолетовылетов в день). К концу первого дня 114-й дивизии удалось прорвать линию обороны финского 44-го пехотного полка и продвинуться вперед на километр. На следующий день два батальона финской 15-й пехотной бригады контратаковали при поддержке артиллерии и к ночи перехватили горловину прорыва. В окружении оказались 563-й и 736-ой стрелковые полки.

Несмотря на попытки деблокировать окруженных с помощью 338-го тяжелого самоходно-артиллерийского полка, утром 17 июля финнам удалось разгромить подразделения 563-го и 736-го стрелковых полков. Большое значение оказал точно корректируемый огонь артиллерийских и минометных батарей.

Потери советской стороны финские источники оценивают так: около 50 танков и 6000 человек, из них - 2000 убитыми и пропавшими без вести. Оборонительные бои на U-linja остановили советскую армию, линия фронта здесь стабилизировалась до конца войны.

 

ГЭС Кивикулманкоски



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.032 с.)