ТОП 10:

Лиственично-пихтовая роща в Иивониеми.



Санкт-Петербург - Лосево

Автодорога А-129. 0-80 км. (ориентировочный километраж дан от границы города СПб в направлении по часовой стрелке вокруг Ладоги и не соответствует километровым столбам)

Автодорога А129 одна из самых сложных на территории Ленобласти: узкое двухполосное дорожное покрытие (отремонтировано в 2008 году), масса закрытых поворотов и сплошная разделительная линия там, где можно было бы обогнать тихохода. Из-за большого количества автомашин очень часто выстраиваются километровые колонны за неторопливо едущим трактором, а любое ДТП почти полностью парализует трассу.

Дорогу до Лосево не имеет смысла описывать, она достаточно известна. Время в пути составляет от часа до двух, в зависимости от средства передвижения и плотности движения.

Лосевская протока. Автопутешественники могут здесь остановиться в прибрежном кафе и полюбоваться буйством водной стихии в рукотворном русле протоки Кивиниеми, имеющей перепад высот с 9 до 6,5 метров на протяжении 800-метрового каменистого водосброса. Подробнее об образовании протоки можно прочитать в статье "Вуоксинская эпопея" -www.aroundspb.ru/history/suvanto/suvanto.php

Перешеек между Вуоксой и Суходольским озером примечателен и фортификационными укреплениями разных эпох: на южном берегу протоки между шоссе и железной дорогой видны валы Кивиниемского шанца XVIII века, на северном берегу притаились доты линии Маннергейма.

Ларионово. Финский дот

Автодорога А-129. 121 км.

При проезде через Ларионово из СПб в Приозесрк, сразу за последними домами, справа от шоссе в лесу спрятался одиночный финский дот - пулеметный полукапонир. Амбразура его почему-то направлена в сторону, противоположную дороге. Скорее всего этот дот должен был прикрываться огнем из других огневых точек, но их финны не успели построить на тыловом рубеже. Сам дот тоже не достроен: отсутствует земляная обсыпка со стороны фронта и нет никакого внутреннего оборудования, нет даже дверей и амбразурного короба. Зато имеется одно попадание снаряда небольшого калибра практически в амбразуру.

Приозерск

Автодорога А-129. 124 км.

Город Приозерск. Ранее известен как Корела, Кексгольм, Кякисалми.

После въезда в город, но не доезжая до протоки у крепости, есть указатель направо. Содержание примерно таково: "Пристань Валаамского монастыря". Отсюда ходит теплоход "Валаам" на остров Валаам. Ориентировочное время отправления 10 часов утра (изредка, по специальному распоряжению паломнической службы он уходит в 9 утра), каждый день (информация на 2006 г.).

Пересекаем протоку Вуоксы. Сейчас она не производит впечатление, но можно представить, как выглядела эта тихая протока 150 лет назад: до появления протоки в Лосево уровень воды здесь был на 1-2 метра выше, это был основной сток вуоксинских вод в Ладогу. То буйство воды, что происходит сейчас в Лосево, 150 лет назад происходило здесь.

На острове, между бурными протоками, стоит крепость Корела. Племя Корела, давшее название этой крепости и перешейку, сформировалось достаточно поздно и точно не установлено как происходило рождение нового народа и какие окружающие племена были его родоначальниками. Но уже в первом тысячелетии корелы расселился на обширных пространствах к северу и западу от Ладожского озера. Для защиты от набегов воинственных соседей поселения строились в местах, имеющих естественную защиту: на вершинах каменистых холмов (городище Паасо, см. далее по тексту), островах под прикрытием рек. Первые постройки Корельского городка и упоминания в летописях датируются концом XIII века. В это время древнее поселение племени Корела становится форпостом новгородской республики.

До нашего времени в крепости сохранилась Круглая башня (XIII - XIV век), Старый арсенал, Новый арсенал (ныне здание занимает краеведческий музей). В крепости содержалась семья Пугачева, позднее крепость посещали полководцы А.В. Суворов и М.И. Кутузов.

На площадке перед крепостью установлены более современные памятники: тяжелый танк ИС-3 и самоходная установка ИСУ-152.

По одной из легенд, в 9 веке здесь был похоронен сам князь Рюрик.

В Приозерске сохранились две православные церкви и лютеранская кирха. В центре городка можно увидеть довоенные финские дома и чудом сохранившееся деревянное здание вокзала.

Приозерский "серпантин"

Автодорога А-129. 124-132 км.

Шоссе после Приозерска сужается и начинает прихотливо изгибаться во всех направлениях. Обочины практически отсутствуют, огромные валуны лежат вплотную к асфальту. Все это напоминает горные дороги и водители называют этот отрезок дороги «серпантином». Машины невольно прижимаются к осевой, и есть шанс "поймать" в лоб встречного, особенно в закрытых поворотах, которых на отрезке до Сортавалы встречается очень много.

Позволю дать рекомендации водителям:

  • верьте дорожным знакам, даже с "рекомендуемой скоростью";
  • особенно верьте дорожным знакам в Карелии;
  • следуйте своей полосой, ближе к обочине. Лучше пугаться валунов на обочине, чем встречных лесовозов на осевой;
  • не торопитесь, скал и валунов там хватит еще не на одно поколение "гонщиков".

Первая часть "серпантина" кончается скалой у озера Молодежное. Шоссе "принуждает" выполнить сложный, почти авиационный, маневр: вверх, вправо, влево и вниз и вы выкатываетесь на пологий берег озера. У бетонного остова фундамента (слева по ходу движения) можно съехать с шоссе и постоять у воды.

Впереди ждет Карелия...

Оз. Молодежное - Березово

Автодорога А-129. 132-145 км.

За озером Молодежное начинается спрямленный участок шоссе. За обочиной уже мелькают скалы, здесь появляются на поверхность гранитные "кости Земли". Для жителя питерского болота, вид "диких" скал нов, необычен и радует взор. Здесь — родина петербургских полированных гранитных стен и колонн. На этом участке шоссе не пропустите гранитный обломок в несколько тонн весом, установленный слева от дороги - здесь располагается один из небольших гранитных карьеров.

Скалы и шхеры Приладожья образовались при прохождении ледника, который оставил свои следы на всей Восточно-Европейской равнине. Двигаясь на юг, миллионы тонн льда сдирали почву, обнажая гранитные скалы, отрывали куски этих скал, перемалывая в валуны и гравий. Процарапанные борозды в гранитной плите Балтийского щита заполнились водой, образуя ожерелья озер и шхер, вытянутых на десятки километров в северной части Карельского перешейка. При таянии ледника массы валунов и песка оседали на дно ледяных озер и рек, образуя округлые камовые холмы и вытянутые озовые гряды. Осыпи гравия, которые вытаивали на краю ледника , образовали моренные уступы. На участке в 100 км от Санкт-Петербурга до поселка Кузнечное можно встретить разнообразные формы рельефа: от болотистой низменности до высоких гранитных скал

Проезжаем поворот налево к поселку Кузнечное. Если Вы не планируете поездку больше одного дня сворачивайте влево и после поселка Богатыри Вам хватит скал, чтоб почувствовать себя скалолазом. В доперестроечные времена от станции Кузнечное начиналась "тропа Хо-ши-мина", по которой ленинградские скалолазы ходили к Ястребиным озерам - на Большие Скалы. Сейчас к озеру можно подъехать на автомобиле, ежегодные скальные фестивали собирают сотни спортсменов и любителей.

После поворота к поселку Кузнечное асфальт на А129 вдруг заканчивается. Начинается грейдер.

Большинство новых карт не отражает действительной обстановки и состояния здешних дорог. Асфальт кое-где положен для показухи или для удобства жителей поселков, чтоб было поменьше пыли у домов. В других местах он погребен под слоями гравийной подсыпки. Археологи будущего откопают здесь асфальт под слоями гнутого автожелеза и назовут эту эпоху "великим асфальтовым расцветом Приладожья".

Березово. порог Асиланкоски

Автодорога А-129. 145-168 км.

Несколько километров грунтовки вдруг сменяет идеальный асфальт, впереди виднеется указатель "Республика Карелия". Автотуриста посещает надежда что здесь, на краю света, дороги гостеприимно закатаны асфальтом. Но это совсем не так: ближайшие 45 км дороги представляют собой каменистый грейдер.

В зависимости от давности прохода грейдера грунтовка может быть в различных состояниях. Но, чаше всего Вас ждет "гребенка", при движении по которой кажется, что автомобиль сейчас сам разберется на запчасти. Можно попробовать выбрать скоростной диапазон, в котором трясет меньше.

Приезжие гонщики рекомендуют выдерживать скорость 60-80 км/ч, однако это может окончиться кюветом. Местные жители говорят, что предпочитают движение 40-60 км/ч, однако виденные на дороге машины с регионом "10" (Карелия) почему-то мчались, как сумасшедшие.

Можно придерживаться мягкого песка ближе к обочине, однако надо помнить, что на скорости рыхлый песок ощущается, как снежный покров, со всеми вытекающими последствиями. Не забывайте, что камни, летящие из-под колес, могут разбить стекла встречных и попутных машин, поэтому старайтесь снижать скорость при разъезде с встречным.

Кроме того, грейдер изобилует крутыми поворотами, не просто поворотами, а с разными профилями и изгибами на 90, 135 и 180 градусов. По закону подлости именно на этих поворотах дорога максимально разбита, и из-за поворота вылетает груженый лесовоз, идущий строго по центру.

Летом 2007 года встречный лесовоз с тягачом американского типа в крутом повороте загнал нас за обочину, практически вверх по склону, иначе с ним было не разъехаться.

Будьте осторожны!

На границе Ленинградской области и Карелии проезжаем мимо разграбленного пограничного поста. До лета 2001 года отсюда начиналась погранзона, суровые пограничники строго проверяли пропуск и паспорт, а сейчас только кирпичная коробка здания и классический забор из колючки с настоящей, но заросшей КСП (контрольно-следовая полоса), напоминает о "железном занавесе" эпохи социализма.

Сразу за забором, вправо отходит грунтовка с указателем "Асилан 2 км". Если проследовать по ней, то через 2 км дорога пересечет речку Асиланйоки. Рядом с мостом расположен небольшойпорог Асиланкоски и развалины плотины лесопилки с сохранившимся водоводом и остатками турбины.

В поселке Куликово в 2007 году организовали пост ГАИ, перед ним установлен знак (40) и сразу за знаком инспектор ДПС неусыпно бдит с радаром наперевес. Далее по трассе карельские гаишники стоят в зоне ограничения скорости в пос. Лахденпохья, неподалеку от Сортавалы, в Хелюля за Сортавалой и в Олонце. Пощады и снисхождения не ждите! Ездите по правилам.

 

Хийтола

Автодорога А-129. 158 км.

В поселке Хийтола в 2006 году был расположен погранпост, оборудованный будкой, шлагбаумом и пограничниками. Потом убрали и этот пост. А по новому законодательству территория Хийтольского, Элисенваарского, Мийнальского поселений является пограничной зоной, и, согласно букве закона, для проезда через нее требуется пропуск. Но по состоянию на 2007-2008 год проезд через Хийтола свободный.

После поста в Хийтола впереди, слева по курсу, видна высокая живописная скала, выпирающая из земли, как шлем невиданного воина - это Линнавуори (Крепостная гора) в древности на ней располагалось одно из городищ племени Корела.

Если поехать прямо, через переезд мимо железнодорожной станции, огибая справа гору Линнавуори, через 20 км между поселками Ринтала и Ильме (в 5-ти километровой пограничной зоне, куда простым гражданам России вход заказан), у дороги стоит кирха св. Анны, построенная в 1777. Бывшие жители прихода отреставрировали переднюю часть кирхи колокольню, но основную часть здания спасти не удалось прогнившие бревна обрушились.

Продолжаем движение на Сортавалу, сворачиваем направо, между магазинчиком и церковью. Еще в границах поселка дорога проходит в первую "узость" - проезд, вырубленный в скале. Далее начинается извилистый грейдер: изгибы-повороты-развороты. Повороты на 180 градусов с радиусом в 10 метров - не редкость, это "безобразие" продолжается примерно 10 км. Объяснение извивам дороги очень простое: поперек направления Хийтола Куркиеки расположены вытянутые с севера на юг скальные гребни, а между ними - топкие ложбины. С давних пор путники старались огибать скалы и не спрямлять путь по мокрым низинам, в результате тропы, а потом и дороги прижимаются к каменистым склонам, повторяя их изгибы.

Хийтольские скалы

Км от автодороги А-129.

Если свернуть с основной дороги направо в сторону Тиурула, то можно попасть к 20-ти метровой отвесной скале (Хийтольские Скалы), на которой тренируются альпинисты. Найти скалы несложно: через километр движения от грейдера по полевой дороге мы встречаем сложный перекресток: дорога направо уходит в сторону поселка Асилан, мы поворачиваем налево, пересекаем ручей Кириккоойя. Сразу после мостика поворачиваем направо на прямую, как стрела, насыпь и через 180 метров пересекаем ручеек Куляярвен-канал. Грунтовая дорога проложена по заброшенной железнодорожной насыпи, которая вела от финской лесопилки к причалу в заливе Пеконлахти. В тупике, в полутора километрах от мостика, слева над дорогой нависают скалы это и есть хийтольские скалы.

Если после мостика над Кириккоойя проехать прямо - в 100 метрах впереди будет еще одна развилка: левая дорожка выведет опять на грейдер в сторону Куркиеки, а правая к деревне Тиурула на остров Кильпола.

Далее по грейдеру примерно в районе километрового столба "175" справа видна вода - это залив Мусталанлахти (западный язык залива Найсмери), его длина до открытой Ладоги - около 12 километров! Слева от шоссе возвышается скала Яконмяки. Залезть на нее можно без спецснаряжения, сверху открывается дивный вид на окрестные леса и поля.

Чуть дальше по грейдеру, через один-два километра, слева видна еще одна скала, более крутая и более сурового вида. Это гора Ахомяки - южный отрог горы Руоматсумяки. Подножие истоптано коровами, вверх по граниту коровы не залезают, поэтому наверху все нетронуто, как в первые дни сотворения мира. Можжевельник, земляника и сосны. Запах нагретых солнцем скал и хвои.

Слева у дороги, виднеются строения хутора Мустала. Напротив, у километрового столба "179" находится автобусная остановка. Первый, после остановки, поворот направо ведет к поселку Ласанен. Асфальтированная дорожка, перевалив холм, приведет в поселок на берегу залива Риеккаланлахти (восточный язык залива Найсмери). Это бывший секретный военно-морской научно-исследовательский центр. От былого величия ВПК остались несколько домов-пятиэтажек, забор режимного предприятия, причал. Ныне в поселке работает магазин и можно остановиться на ночлег в общежитии-гостинице.

 

Куркиеки

Автодорога А-129. 168 км (километровый столб "180").

Поселок Куркиеки. Бывший Кронборг, ранее Кирьяж.

Во времена шведского правления здесь располагалась усадьба графа Оксенштерна. В 1711 г. Кроноборг был освобожден русскими войсками и земли Оксенштерна перешли в казну. В 1743 г. земли Кроноборгской волости были подарены Скавронским, в 1797 г. перешли к Воронцовым и на месте усадьбы Оксенштерна появилась усадьба Воронцова. В 1873 г. имение было выкуплено финским государством, в бывшем имении Воронцовых расположилась сельскохозяйственная школа, а с 1897 г. - сельскохозяйственный институт. Институт был одним из лучших в Финляндии, ему принадлежали 56 зданий и 794 га земли.

Полную информацию о Куркиеки можно получить на сайте "Кирьяж" http://kirjazh.spb.ru ; либо прямо на месте, у владельцев ресурса - Игоря и Марины Петровых. Экспозиция Куркиекского краеведческого центранаходится справа у шоссе, под склоном горы Линнавуори в доме финского биолога Вели Рясинена, который собрал огромную коллекцию лишайников, за что получил титул Короля Лишайников. Здесь Вы можете получить исчерпывающую справку по истории Северного Приладожья.

Неторопливым путешественникам будет любопытно остановиться на пару дней в Ласанен или в Куркиеки и осмотреть окрестности. Богатство истории здешних мест поражает воображение: здесь находились становища людей каменного века и городища карел. Прямо в ручьях лежат монеты эпохи шведского владычества. В 2002 году мы были свидетелями факта нахождения шведской монеты и керамики каменного века, которые теперь можно осмотреть в музейной экспозиции.

 

На берегу реки, справа у дороги, у подножия горы Линнавуори находилась двухэтажная гостиница "Курки", которая сгорела зимой 2002-2003. Река от моста до впадения в Ладогу имеет "ухоженный" вид, многие туристы принимают ее за искусственный канал. А на самом деле это река, но очень короткая - всего 300 метров длиной. Она начинается от слияния речек Рахоланйоки (Денежная) и Хейнйоки (Сенная) и заканчивается, впадая в Куркиекский залив.

 

На левом берегу реки можно осмотреть памятный знак, отмечающий 600-летие поселка, советский и финские памятники погибшим в годы Гражданской, Зимней и Второй мировой войны. От деревянной кирхи сохранился только фундамент, здание сгорело в 1991 году.

 

 

На правом берегу реки сохранился дом, где родился Лаури Кристиан Реландер - президент Финляндии (1925-1931). Деревья были высажены учениками финского сельскохозяйственного училища: лиственница, кедр, веймутова сосна, клены...

В полукилометре от центра поселка, вверх по реке в окружении лиственниц располагается гостевой домик "Усадьба". Построен в 1914 году по проекту известного финского архитектора Ларса Сонка. В доме сохранились старинные изразцовые камины, кухня с печью для выпечки хлеба. Здесь можно увидеть быт финского дома начала XX века.

От домика возвращаемся к дороге и поднимаемся на гору Линнавуори по юго-западному пологому склону горы. Северный и восточный склон каменной горы — практически отвесен. Вершина — голый гранитный монолит. Сверху видна вся панорама окрестностей.

В древности на скале было городище-крепость, и сейчас на Линнавуори видны остатки крепостных валов, защищающих городище с запада. К нашему сожалению, крепость была разобрана на постройку домов в середине 19-го века. На вершине горы, среди традиционных надписей типа "Кися и Ося были здесь", встречается выбитая на скале надпись, датированная 1901 годом.

При выезде из поселка в сторону Лахденпохья, справа за болотцем высится скала Карвалинвуори, рассеченная трещиной. Это - следы землетрясения 1850 г. Недавняя геологическая экспедиция в результате обследования скалы получила ценные данные о развитии тектоники Балтийского щита. После снятия давления ледника в 2 километра толщиной балтийский щит до сих пор медленно поднимается. На юге Ладоги и Финского залива море наступает на сушу, на севере - наоборот. На северном побережье в километре от воды находятся береговые уступы, о которые несколько тысяч лет назад разбивались бурные волны Ладоги.

Км от автодороги А-129

Следуя по поселку Куркиеки в сторону Хийтола, на втором (от реки) правом крутом повороте грейдера (не доезжая АЗС) расположен съезд налево на полевую дорогу. Примерно через 1 км видим указатель "Частная территория". (Частная территория распространяется ТОЛЬКО на луга и поля. Ходить по лесу и ездить по дорогам не возбраняется). Здесь лучше оставить машину и пройти 1.5 км вперед, мимо дома, сараев, по дороге через поле. Дорога спускается в ложбинку, слева виден Куркиекский залив, справа - луга у залива Хяменлахти.

Около трансформаторной будки в конце линии электропередачи у начала подъема дороги надо свернуть налево и по границе поля и леса выйти к заливу. Ели и сосны сменяются лиственницами, затем пихтами. Молодое дерево выглядит как елочка с мягкими хвоинками и корой, как у березки, только темно-коричневой.

Км от автодороги А-129

Выехав из Куркиеки в сторону Хийтола, надо свернуть с грейдера на первую (после АЗС) дорогу, отходящую влево. Дорога, проходимая для любой машины, примерно 3 км поднимается в гору Пимеямяки, затем на протяжении километра спускается к проливу Уйтонсалми, соединяющему заливы Найсмери и Куркиекский.

Далее надо проехать еще около километра прямо по дороге, которая от пролива поднимается к горе Ранталиннавуори, поворачивает направо и выводит на луг. Сюда, в начале 90-х годов, на несколько сезонов подряд выезжал в летний лагерь клуб юных археологов из Санкт-Петербурга, здесь ребята реконструировали постройки становища, характерного для этих мест. Здесь можно было видеть быт людей, населяющих эти земли 1000 лет назад. Мы видели покрытую тростником глиняную хижину с коровьим черепом, отгоняющим злых духов, печь для обжига глиняных изделий и заготовки этих изделий.

Км от автодороги А-129

Из поселка Куркиеки надо выехать по дороге на станцию Алхо. Проехав местную электрическую подстанцию и гостевой домик "Курки", и примерно два километра, пока справа, за поймой реки Рахаланйоки, не станет виден высокий обрывистый скальный массив - гора Аромяки. Справа у дороги видны руины дома. Сразу за домом можно поставить машину и пройти к реке.

Здесь находилась мельница, сейчас видны лишь ее остатки. Река тысячелетиями полировала скалу и протерла в ее толще узкий водосток. На поле за рекой по преданию была битва между карелами и шведами.

"В деревне Силланкорва ("У моста"), в той ее части, что зовется Лукарюхмя , была страшная битва. По преданию во время сражения воины стояли по колено в крови"

Вятиккя.

Км от автодороги А-129

Проезд по грейдеру в сторону Лахденпохья. В 6-ти километрах от Куркиеки необходимо повернуть направо по указателю "Вятиккя". В конце дороги, у пролива к острову Койонсари, расположена турбаза. С разрешения администрации возможно пройти на территорию.

Здесь располагается часовня преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Рядом на дорожке вкопан настоящий пограничный столб СССР, поодаль на поляне стоит зенитно-ракетный комплекс. Остатки былого железного занавеса…

Над турбазой возвышается пологая скала, "замаскированная" елочками и можжевельником. Она поднимается над заливом, а на ее вершине расположена смотровая вышка. Сверху открывается вид на Ладогу за островом Койонсари, вдали из воды вылезают скалы, гладкие и покатые, как спины китов.

Остров Койонсари.

Км от автодороги А-129

Остров Койонсари прикрывает Вятиккя со стороны Ладоги, от материка его отделяет узкая, заросшая камышом, протока. Остров славится своими многокилометровыми песчаными пляжами, уникальными для северной части Ладожского озера. В июле 2008 пляж был буквально забит палатками и отдыхающими.

С 2006 года территория на острове взята в аренду и благоустраивается. Уже нет тех свобод, к которым привыкли туристы-водники, которые десятки лет останавливались на пляже, но принимаемые меры выглядят вполне разумными при посещаемости, возросшей в десятки раз и тотальном замусоривании среды обитания.

Через протоку переброшен автомобильный мост, по острову проложена дорога, установлены контейнеры для мусора и туалеты. Вход свободный, въезд - только для заброски вещей. К сожалению нет организованной парковки, все обочины и поля забиты машинами, трудно найти место, чтоб остановиться даже ненадолго.

Терву.

Км от автодороги А-129

Вернувшись на пару километров назад, в сторону шоссе, можно свернуть на лесную дорогу и проехать к поселку Терву.

В 1857 г. интендант, барон Себастьян Грипенберг взял в аренду усадьбу Терву, где построил первый в Финляндии сырозавод. Сыр изготовлялся по швейцарской технологии. Масло и жирный сыр особой торговой марки возили на продажу в столицу Российской империи — Петербург.

Сейчас (2006 год) эти основательные дома с гранитными стенами стоят в запущенном состоянии, в одном из зданий — местные мастерские. На холме у берега залива стоит белокаменный дом. Рамы полувыбиты-полузаколочены. Печальное зрелище.

Км от автодороги А-129

Выехав из Куркиеки к Лахденпохья, после домика (слева) с надписью "Автосервис" надо свернуть направо, на грунтовку к деревне Соскуа. Грунтовка проходит мимо окончания Куркиекского залива, над дорогой возвышается скала Рююхямяки, с которой открывается замечательный вид на залив. Через 2-3 км от шоссе начинается деревня, у дороги на обочине лежит доска с надписью Соскуа. Деревня, как и все здесь, не плотной застройки, а с далеко разбросанными домами. Надо проехать через деревню, примерно в центре деревни повернуть налево и доехать до сгнившего моста через Соскуанйоки. Мост обветшал и пройти через него можно только по основным продольным балкам из необъятных бревен.

Перейдя через мост и пройдя 300 метров по краю поля, вверх по течению реки, видим домик мельника и порог на месте старой плотины. Летом порог не производит впечатления, вода бушует здесь только весной.

На обратной дороге, как только закончатся поля у деревни Соскуа, и дорога перевалит через холм, спускаясь к Куркиекскому заливу, можно оставить машину и пройти по тропинке в южном направлении к лесному озеру Тенткенлампи. Озеро имеет форму буквы "Г" и расположено между Куркиекским заливом и Соскуанйоки. Оба берега озера представляют собой сплошную скалу. Глубина озера около 20 метров. Вода очень теплая и прозрачная. Уже при заходе солнца видно дно на большой глубине. Радует изумительно четкое эхо с задержкой около секунды, отражающееся от противоположного крутого скалистого берега.

Куркиеки - Лахденпохья

Автодорога А-129. 168-204 км.

Асфальт начинается через 6 км после поворота на Вятиккя. В 12 км от Куркиеки шоссе пересекает грейдер. В Лахденпохья можно ехать дальше по асфальту через станцию Ихила, но интересней свернуть направо на грейдер по указателю "Хухтерву". Дорогу обступают холмы, за деревьями часто видны довоенные финские дома, время здесь как будто остановилось. Поворот к кирхе (налево) почти незаметен, но даже если проехали мимо — не беда: под горой начинается поселок Лумиваара, оттуда видна колокольня кирхи.

 

Кирха в Лумиваара

Км от автодороги А-129

Кирха в Лумиваара была построена в 1935 году. Благодаря отдаленности от основной дороги здание относительно неплохо сохранилось. Уцелел пол, рамы двери. На стенах уцелели фрески, написанные в очень интересном стиле. По деревянной лестнице можно подняться на колокольню и полюбоваться сверху видом поселка. Рядом с кирхой находится финское воинское захоронение 1918-1944 годов.

По асфальту или по грейдеру через Лумиваара въезжаем в районный центр Лахденпохья. Перед въездом со стороны станции Ихала, слева от шоссе находится АЗС "Лукойл".

Лахденпохья

Автодорога А-129. 204 км.

Ближе к центру города, по обеим сторонам дороги стоят старая кирха, построенная в 1851 году, и новая деревянная церковь. После пожара от кирхи остались лишь кирпичные стены без окон, дверей и перекрытий. Традиционное финское воинское кладбище: каждый погибший на войне житель церковного прихода навечно занесен в траурные списки.

После кирхи главная дорога делает неожиданный поворот влево (не промахнитесь, а то попадете в центр городка) и начинает забираться влево на холм. Гранитная скала, увенчанная телевышкой, нависает справа. Пятиэтажки, стоящие под скалой, подчеркивают масштаб.

Лахденпохья-Оппола

Автодорога А-129. 204-217 км.

Пожалуй, это наиболее сложный участок дороги в Приладожье. Асфальтовое покрытие "принуждает" ехать быстрее, чем по грейдеру, а повороты и перепады очень опасны. Мы трижды расходились с встречными машинами в наиболее крутой точке поворота - ощущения крайне неприятные, особенно, когда в поворот идешь снизу вверх, и не видишь, что делается буквально в 10 метрах "за углом".

Оппола-Сортавала

Автодорога А-129. 217-245 км.

Дорога интересна и разнообразна, встречаются опасные повороты и узости, но поменьше, чем на предыдущем этапе. Справа по ходу движения часто мелькают озера и заливы, симпатичные деревеньки на крутых косогорах. Иногда движение вдруг прорывается прогоном совхозного стада. У дорог пару раз встречаются современные таблички-указатели на финском языке к прибрежным хуторам.

 

 

Не доезжая поселка Рауталахти на высокой скале установлен памятник в виде штыка. Здесь в июле-августе 1941 года в окружении сражалась с финскими частями 168 стрелковая дивизия полковника Бондарева. Отступив с боями из Сортавалы к Рауталахти, дивизия была организованно эвакуирована судами ладожской флотилии и через неделю уже сдерживала немцев под Тосно.

При подъезде к Сортавале, после километрового столба "257", перед поселком Вуорио, направо уходит дорога к "даче Винтера", о ней будет рассказ несколько позже.

 

Сортавала

Автодорога А-129. 245 км. (километровый столб "263")

Город Сортавала. Ранее известен, как Сердоболь, основан в 1632 году на месте известного с XIII века Никольско-Сердобольского погоста.

... город Сердоболь, в 40 верстах от Валаама лежащий, который по-финляндски называется Сордавала и до которого от Валаама считается 25 верст открытым озером и 15 верст губою, при конце которой он лежит. Губа сия, так как и все расстояние от Кексгольма до Сердоболя на 90 верст по Ладожскому озеру простирающееся, изобилует разной величины и вышины каменистыми островами, из которых иные голы, а другие поросли ельником.Город Сердоболь лежит на косогоре, вдавшемся мысом своим в упомянутую губу; строение в нем все деревянное; населен по большей части финнами, которых в тамошнем мещанстве 606 человек считается.

После Северной войны город был заново отстроен. Вблизи города располагались известные мраморные каменоломни Рускеала и Ювень, камень использовался для строительства дворцов Петербурга. Основные здания города были построены в конце XIX - начале XX века. Банки, училища, гостиницы и магазины построены по проектам известных финских архитекторов: Сааринена, Ульберга, Виисте и Леандера.

В Сортавала местные автолюбители ездят неторопливо - 40 км/ч. Принято пропускать пешеходов. Поверьте, такой темп движения оправдан, хотя бы потому, что на скорости 60 км/ч центральную часть города можно проехать за 1 минуту. Лучше ехать вежливо и неторопливо, осматривая красивые дома финского периода.

По дороге из СПб довольно часто встречаются машины из Питера и Москвы, но в Сортавала преобладают туристы из Финляндии. В середине недели приезжие финны составляют подавляющее большинство гостей города. Турбизнес в основном ориентирован на иностранцев и на туристическое группы. "Неорганизованные" туристы могут столкнуться с проблемами размещения в гостиницах и с отсутствием свободных мест на судах, следующих на Валаам.

Большинство гостиниц расположено в центре города и в 5-10 минутах ходьбы друг от друга. Но они имеют разные условия проживания: от "Софии", расположенной в помещениях общежития техникума, до модерновой "Пиипун Пиха"(Дворик с трубой) - реконструированного здания старинного заводика с большой стоянкой и отдельным причалом.

Также возможно размещение на турбазах, хотя известно всего два таких места вблизи города: "элитная" дача Винтера в 8 км от Сортавала, либо "спартанская" база отдыха Союза Композиторов в 17 км от города в местечке Кирьявалахти ("удобства" на улице, отсутствие горячей воды и душа).

При въезде в Сортавала со стороны Питера имеется заправка "Лукойл", при выезде из города в сторону Вяртсиля-Питкяранта - АЗС "Регина".

Катера на Валаам отправляются от пристани, в 5-ти минутах ходьбы от центра города. В нашем случае трижды уходил метеор с романтическим названием "Серафим" (шестикрылый). В 9:00, в 11:00 и в 13:00. Также отправлялся катер "Меридиан", в 11:00 в сторону Валаама (время в пути 1:50) и в 16:00 от Валаама назад. Поездка на катере приятна неторопливостью хода, однако 3 часа для посещения Валаама - это крайне мало, принимая во внимание большие расстояния (от Монастырской бухты, куда приходит катер, до Никоновской - около 6.5 километров по дороге). Ближайшая к причалу автостоянка располагается в 100 метрах от причала.

В Сортавала обнаружено два книжных магазина: один на углу ул. Кирова и Октябрьской ул., а второй - на ул. Суворова.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.80.87 (0.04 с.)