ТОП 10:

ОВПБ (общая внешняя политика безопасности) - ЕПБО (единая политика безопасности обороны).



Предполагалась в перспективе единая система обороны и безопасности. При успешном интеграционном процессе должны бы прийти к выводу, что дальнейшее делегирование нац власти на верх – благо. Но попытка уже была в н.50-х, и она провалилась, так как если гос-во передает ф-ии обороны – оно перестает существовать, по сути, ибо обеспечение безопасности – есть один из главных признаков суверенности государства.

В 70-е создана система европейского политического сотрудничества. Процесс военно-политической интеграции тормозила Великобритания. Но Маастрихтский договор сформулировал цель в дальнейшем сформировать единую…., европейскую оборону, независимую от НАТО. Необходимо создать соответствующие институты. В Европе была организация ЗЕС (организация, существовавшая в 1948—2011 годах для сотрудничества в сфере обороны и безопасности. Включала в свой состав 28 стран с четырьмя различными статусами: страны-члены, ассоциированные члены, наблюдатели и ассоциированные партнеры), созданная в 1955 году. Было решено, что именно ЗЕС станет оборонительным институтом в структуре ЕС. Амстердамский договор передал часть функций ЗЕС совету ЕС, который стал определять основные принципы ОВПБ. В 2002 году ЗЕС перестал существовать, фактически, передав полномочия ЕС. Но военно-политическая интеграция шла туго. Причина – разная позиция государств. Великобритания по-прежнему против.

4 декабря 1998 года встреча Тони Блэра и Жака Ширака. Приняли декларацию по европейской обороне, где подчеркнуто стремление по установлению единой европейской обороны. В 1999 году на саммите ЕС в Кельне были созданы основные институты ОВПБ-ЕПБО. Создан институт высокого представителя ЕС по ОВПБ. Создавались военный комитет, военный штаб и т.д. Задача эволюции от ОВПБ к ЕПБО – учитываются уже не национальные интересы стран ЕС, а интересы ЕС. В ЕПБО вырабатывается обязательное решение для всех. Очень высокий уровень интеграции, которого Европа так и не достигла.

Этап был пройден и было решено создать определенный оперативный потенциал в ЕС, силы быстрого реагирования, численностью 50-60 тыс человек.

В целом, толчок развитию ОВПБ-ЕПБО дали балканские войны. После этого еще больший консенсус. Но успехом не завершились по многим причинам, например:

1. Европейцы не хотят особо тратиться на оборону, есть США

Проблемы ЕС

Сегодня говорят о том, что ЕС в кризисе, нет идеологии, нельзя назвать действительно эффективным наднациональным объединением.

Кризисные явления начинаются с начала 00-х, к середине 00-х первый кризисный звонок прозвучал с провалом референдума по единой конституции ЕС. Проект разрабатывался конституционным конвентом, предполагалось, что должны пройти общенациональные референдумы. В 2004 году проект подписан в Риме на заседании совета ЕС. В течении года должны были провести его через референдум. Провалился во Франции и Нидерландах. Ратифицировала только Германия. Люди не поверили, что на данном этапе ЕС нужна единая Конституция.

Сам документ был огромным, 500 страниц (стремились оговорить все интересы, обойти все острые углы, вплоть до положений о с\х). Основная причина была в том, что прежде всего, европейцев не устраивала система принятия решений: предлагалось фактически право вето. Все решения должны доводиться до консенсуса, что практически невозможно, учитывая разнообразие представителей.

К тому же, была еще одна проблема: феномен «дефицита демократии». Если гражданам было понятно, как их проблемы будут решаться на федеральном уровне, то здесь основные решения принимались бы настолько далеко от простого гражданина, что как на них повлиять – было не понятно (обычно – с помощью голосования).

Конституция делала упор на развитие ОВПБ-ЕПБО.

Было понятно, что проект нужно дорабатывать.

1 января 2009 года в силу вступил Лиссабонский договор.

«Европейский союз становится правосубъектным». Это означает, что ЕС может заключать международные договоры во всех сферах его компетенции в четырёх случаях:

1. Если это предусмотрено основополагающими договорами ЕС.

2. Если того требует достижение целей, обозначенных в договорах.

3. Если того требует юридически обязательный документ ЕС.

4. Если данный договор может «повлиять на общие правила ЕС или изменить их».

Государства-члены имеют право заключать любой международный договор при условии, что он не противоречит соглашениям, подписанным ЕС или не относится к зоне компетенции Союза.

Новый договор изменяет ценности и цели Европейского союза. Договор о реформе изменяет название Договора об учреждении Европейских сообществ на Договор о функционировании ЕС, чем напрямую связывает его с Договором о ЕС и целями, которые он ставит перед объединённой Европой. Таким образом, принципы, рассматривавшиеся ранее как декларативные: защита граждан ЕС по всему миру, экономическое, социальное и территориальное единство, культурное многообразие и др., — наряду с социальными целями, становятся основополагающими задачами политики ЕС. Задачей ЕС также становится создание «внутреннего рынка» и достижение целого ряда целей: полная занятость, социальный прогресс, высокий уровень защиты окружающей среды, борьба против дискриминации, социальная справедливость, защита прав детей и т. д.

Вводится пост постоянного председателяЕвропейского совета, который будет избираться европейскими лидерами сроком на 2,5 года с возможностью переизбрания на второй срок. Постоянный председатель Европейского совета будет представлять Союз во внешней политике в рамках своих полномочий и по вопросам

Европейский парламент

«Европейский парламент осуществляет законодательные функции и функции, связанные с бюджетом ЕС, совместно с Советом». Парламент получает большую полноту власти, поскольку его вес как законодательного органа приравнивается к весу Совета. Он также получает равный статус с Советом в отношении вопросов бюджета, так как дифференциация на «обязательные» и «необязательные» расходы не проводится.

Европарламенту поручено избрание председателя Еврокомиссии (тогда как сейчас он только одобряет кандидатуру, выдвинутую правительствами стран-членов).

С 2009 г. вводится новая система распределения мест в Парламенте. Число членов ограничивается 750-ю + 1 (председатель Парламента); места распределяются по принципу «снижающейся пропорциональности»: минимум 6 представителей от государства, максимум — 96. Однако эта система распределения мест вступит в силу только в 2014 г., так как до этого времени предусмотрен переходный период.

Европейский совет

Евросовет становится полноценным институтом Союза. Он состоит из глав государств или правительств государств-членов, его председателя и председателя Комиссии. В работе будет участвовать Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности.

Если раньше председатель назначался по принципу ротации каждые полгода, то теперь Евросовет будет избирать его квалифицированным большинством на срок два с половиной года. Председатель Евросовета будет представлять Союз во внешней политике в рамках своих полномочий и по вопросам общей внешней политики и политики безопасности, что не умаляет роли Высокого представителя.

Совет Европейского союза

Изменения, прежде всего, касаются новой системы голосования по принципу квалифицированного большинства. Начиная с 1 ноября 2014 г. квалифицированным большинством считаются голоса как минимум 55 % членов Совета (как минимум 15 стран), которые представляют как минимум 65 % населения Союза. Блокирующим меньшинством становятся четыре государства-члена Совета.

Период вплоть до 31 октября 2014 г. считается переходным, равно как и период с 1 ноября 2014 г. по 31 марта 2017 г.

До 31 октября 2014 г. будет применяться ныне действующая система, заложенная в Ниццком договоре, в соответствии с которой принципу квалифицированного большинства отвечают три условия: согласие членов Совета, имеющих в сумме 255 голосов (из 345, то есть 73,9 %), которые представляют одновременно большинство стран-членов (14 из 27 государств) и 62 % населения ЕС. Количество голосов у министров от разных государств-членов зависит от количества населения страны, хотя и не строго пропорционально.

В течение переходного периода с 1 ноября 2014 г. по 31 марта 2017 г. На протяжении этого времени члены Совета будут иметь возможность принимать решения по ряду вопросов квалифицированным большинством как это заложено в Ниццком договоре. В этот промежуток также будет возможно воспользоваться «компромиссом Янина» (временная отсрочка вынесения решения), что требует наличия оппозиции, которая составляет 75 % порог обычного блокирующего меньшинства (то есть четыре государства, численность населения которых не менее 35 % населения всего ЕС, плюс ещё одно государство). Данный механизм позволяет государствам, которые не способны создать блокирующее меньшинство в Совете, отложить принятие решения по проблемному вопросу на «разумный период времени», в течение которого предпринимаются попытки найти компромисс.

Европейская комиссия

Комиссия Европейских сообществ официально переименовывается в Европейскую комиссию.

Комиссия, действующая с 2009 по 2014 гг., будет состоять из одного представителя от каждого государства-члена, в том числе и Верховного представителя по внешней политике и политике безопасности.

Председатель Комиссии избирается большинством голосов в Европарламенте по предложению от Евросовета. После этого Совет ЕС по предложению избранного председателя одобряет список стран-членов Комиссии. Непосредственно члены Еврокомиссии назначаются путём голосования по принципу квалифицированного большинства в Евросовете.

Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности

Европейский Совет по согласованию с председателем Еврокомиссии, квалифицированным большинством назначает верховного представителя Союза по внешней политике и политике безопасности.

Верховный представитель будет осуществлять общую внешнюю политику и политику безопасности Европейского союза путём внесения предложений и реализации уже достигнутых договоренностей. Главное нововведение Договора о реформе заключается в том, что он будет возглавлять Совет по международным отношениям. Верховный представитель одновременно также является одним из вице-председателей Комиссии, в сферу компетенции которого входят внешние связи ЕС с миром.

Суд Европейского союза

В соответствии с Лиссабонским договором, Суд ЕС состоит из Европейского суда (высшая инстанция), Суда общей юрисдикции (первая инстанция) и Трибунала гражданской службы. От каждого государства в нём будет представлен один судья; в нём также будут представлены 11 генеральных адвокатов (на данный момент — восемь). Судьи и адвокаты выбираются из числа выдающихся личностей и назначаются с общего согласия правительств стран-членов на шесть лет после консультаций со специальным комитетом.

Новый договор расширяет список вопросов, голосование по которым проводится по принципу квалифицированного большинства:

§ Порядок председательства в Совете

§ Свободное передвижение рабочей силы, социальные гарантии

§ Общая транспортная политика

§ Административное сотрудничество в области свободы, безопасности и порядка

§ Пограничный контроль

§ Политическое убежище и защита беженцев и перемещенных лиц

§ Миграция

§ Судебное сотрудничество по вопросам преступлений

§ И др. вопросы.

При этом решения по проблемным вопросам (налоги, социальная безопасность, внешняя политика, политика безопасности, оперативное сотрудничество полиции, места в институтах) продолжают приниматься единогласно.

Договор о реформе ЕС четко разделяет компетенции, относящиеся к ведению Союза и национальных правительств. Сообщество действует в рамках компетенции, предусмотренной договором и целями, которое оно ставит для него. В вопросах, которые не относятся к «исключительной компетенции» ЕС, «Союз будет принимать участие только тогда и в той мере, если цели не могут быть должным образом достигнуты каждым государством самостоятельно на федеральном или местном уровне, но могут быть достигнуты в рамках всего Союза, принимая во внимание масштабы и последствия предполагаемых действий». ЕС обладает исключительной компетенцией в вопросах

- «определения и проведения общей внешней политики и политики безопасности»,

- определения действий для «поддержки, координации или дополнения действий, предпринимаемых государствами-членами, но без ущемления их компетенций в этих областях».

- функционирования таможенного союза, внутреннего рынка;

- монетарной политики государств-членов, официальной валютой которых является евро;

- общей коммерческой политики и заключения международных договоров в ряде случаев также относятся к ведению Союза.

К сферам совместной компетенции Договор относит

- функционирование внутреннего рынка,

- социальную политику,

- экономическую, социальную и территориальную политику сплочения,

- сельское хозяйство и рыболовство,

- проблемы окружающей среды, и т.п. В следующих областях Союз будет оказывать поддержку государствам-членам: защита здоровья населения, промышленность, культура, туризм, образование, проблемы молодёжи и спорт.

Политика обороны

Политике в области обороны отведено значительное место в новом Договоре по сравнению с предыдущими договорами. Решения по вопросам в данной сфере принимаются единогласно, возможность изменить процедуру и применить принцип квалифицированного большинства исключена. Компетенция Суда не распространяется на данную область. Переход к общей политике в области обороны осуществляется на основании единогласного решения Евросовета. Договор о реформе прописывает обязательную коллективную ответственность стран-членов ЕС. Если государство стало жертвой агрессии, другие государства «обязаны» оказать помощь и поддержку «всеми возможными средствами». Это обязательство не нарушает специфику политики безопасности ряда членов союза (нейтральных государств или связанных особыми соглашениями) и соглашения в рамках НАТО.

Хартия по правам человека

«ЕС уважает права, свободы и принципы, изложенные в Хартии по правам человека», она «имеет ту же юридическую силу, что и основополагающие договоры Союза» (Ст. 6 Договора о ЕС). Несмотря на то, что текст Хартии не включен в Договор, её положения являются обязательными. Данное изменение было включено для того, чтобы контролировать соответствие директив и положений документов ЕС тем принципам, которые изложены в Хартии.

Гражданская инициатива

Граждане ЕС получают право выступать с предложением Европарламенту или Совету изменить законодательства. Для этого необходимо заручиться поддержкой данной инициативы со стороны миллиона граждан. Комиссия, однако, сохраняет за собой право решать, следует ли предпринимать действия для удовлетворения этого запроса.

Еврозона

ЕС получает право определять модели координации экономической политики стран-членов еврозоны. Совет отменяет решение о неготовности страны вступить в еврозону. Комиссия может выступить с предупреждением государства о том, что его экономическая политика не согласуется с общими рамками экономической политики ЕС.

Энергетическая политика

ЕС вправе определять цели, которые включают в себя более успешное функционирование энергетического рынка, поставки энергоресурсов и разработку альтернативных источников энергии. Союз ответственен за определение и имплементацию программ по исследованию и разработкам в данной области (хотя здесь его компетенция пересекается с компетенцией национальных правительств). Энергетическая политика определяется Европарламентом и Советом в соответствии с обычной законодательной процедурой. При этом статьи Договора не ущемляют «право государств-членов предпринимать необходимые меры по обеспечению поставок энергоресурсов».

Выход из Союза

Впервые в Договоре в рамках ЕС оговаривается возможность и процедура выхода из состава Союза. Ст. 50 Договора о ЕС предусматривает условия и процедуру выхода из Союза (в соответствии с законодательством страны; уведомление Евросовета и по решению Совета, принятого квалифицированным большинством).







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.21.186 (0.012 с.)