ТОП 10:

Основные компоненты обеспечения региональной безопасности и нестабильности



В регионе нет сложившейся организации, обеспечивающей безопасность. Есть определенный баланс сил, который актуален на сегодня, менялся и меняется. В рамках баланса сил есть система военно-политических гарантий одних стран другим.

Центры военно-политической силы: Китай и США. Весы региона.

США в годы холодной войны являлось лидером в регионе, а в 90-е превратились в гегемона. На сегодня, у США остались действующие договоры по обеспечению безопасности с Японией (от 1951года), Республикой Кореей (1953 год, договор о взаимной обороне). С этими гос-ми тесные военные связи. Оба гос-ва включены в перспективные планы США по усилению безопасности.

Австралия Новая Зеландия. В годы холодной войны у них был блок. Сейчас не существует. Тесное военное сотрудничество Австралии, Новой Зеландии и США.

АСЕАН. У некоторых стран-участниц есть договоры с США, например – у Таиланда, Филипин, Сингапура. Прямых договоров нет. Страны АСЕАН в основном вооружены американским оружием (много и российского).

КНР.Нет союзнических договоров в области безопасности с соседями.

РФ.Во время холодной войны в регионе ряд союзников. Сегодня такой опоры, как прежде нет. РФ никому не гарантирует военную помощь в случае агрессии, но с большинством стран - хорошие, партнерские отношения. При раннем Путине прагматичная политика. С Китаем не союзники, но тесные партнерские отношения. Все имеющиеся территориальные споры были урегулированы договором 2004. Активное экономическое сотрудничество. Стратегическая заинтересованность Китая в спокойных отношениях. Помимо Китая, хорошие торговые отношения со странами АСЕАН, Австралией, даже с Японией. Россия интересна тем, что она может влиять на Китай. В балансе Россия может выгодно «продавать» свои услуги.

У КНР есть территориальные споры. Например, жесткий с Тайванью. Спор со странами ОСЕАН. У РФ и Японии по поводу Южных Курил. Корейский конфликт. Эти споры одновременно с успешным взаимовыгодным экономическом сотрудничеством.

Конфликты, которые могут разрушить баланс

Один из основных конфликтов конфликт Китай-Тайвань. По большому счету, является политическим тупиком с 1950 года. Если бы не помощь из вне, Тайвань уже был бы захвачен. Но Тайвань вооружался США и до конца 70-х там даже американские базы.

Окончание холодной войны породило надежды, что кризис удастся урегулировать. В 90-е годы КНР предложил Тайваню принцип «один Китай – две системы». Тайвань важен Китаю с точки зрения внешней политики. Наличие Тайваньской проблемы – ограничитель китайской внешней политики, это и прецедент сепаратистам. На уровне бизнеса ограничений нет.

Неоднократно политические кризисы. Самый крупный в 1996 году, во время китайских учений. Мгновенно вмешался тихоокеанский флот США. Чуть не началась заварушка. Больше таких кризисов не было, но сегодня американские аналитики говорят о том, что будь этот кризис сейчас, американцы бы так рьяно не вступились за Тайвань.

Т.е сегодня решения спора все еще нет.

Конфликт на Корейском п-ове

С тех пор как разделились. Окончание холодной воынй тоже породило надежду решения проблемы. В декабре 1991 года Кореи подписали соглашение о перемирии. В 1992 году совместную декларацию о безъядерной зоне.

Северная Корея требовала переговоров не столько с Южной Кореей, сколько с США, желая убрать американское ядерное оружие с Корейского п-ова.

Планировалось, что удастся достичь мирного соглашения, признания и установления дипломатических отношений. Но Япония и США не признали КНДР, не убрали ядерное оружие, вместо этого решили продемонстрировать силу, провели несколько военных учений. Но это сорвало переговоры. Северная Корея только убедилась в необходимости развития ядерной проги у себя. В 1993 году заявили о приостановке участия в договоре 1968 года о нераспространения ядерного оружия.

Начинается политика ядерного шантажа КНДР, требуют гуманитарную помощь. В 2007 году испытали первое ядерное устройство. Ядерный реактор КНДР не способен выработать много плутония. Не могут наращивать ядерные возможности серийно. Все их испытания последних лет завершались неудачей. Их поведение во многом оправдывает американские инициативы по установки ПРО в регионе.

Конфликт из-за островов Спратли. Претендуют Китай, Вьетнам и Тайвань. Об этих островах не прописано в мирном договоре. Вьетнам считал их своими. Затем, начали претендовать и другие гос-ва, они имеют важное стратегическое значение. В 70-е там еще и нефть нашли. В 90-е Китай стал претендовать на весь архипелаг и захватил несколько островов. Отказывается размежевать и заключить соглашение по поводу передела островов. В 90-е там развернулась гонка вооружений.

Острова Сенкаку. Спор между Китаем и Японией. Этим летом обострился кризис. Военные корабли обоих государств вокруг островов. Сработала модель экономической взаимозависимости – прекратился импорт японских товаров и что-то там еще. Японцы убрали часть военных кораблей из своих территориальных вод.

Спор из-за Курил. Россия-Япония. Шикотан, Хабомай, Итуруб, Кунашир. Разграничения были, но не подписали. Хрущев не приехал на Сан-Францисскую конференцию. Мир не заключен. С исторической точки зрения спор тупиковый, историческое значение для обоих сторон. Почему не отдаем? Вопрос национального престижа. Острова, отданные в Амуре Китаю не имели такого резонансного значения для населения, + Китай партнер. К тому же, военное, стратегическое и экономическое значение островов. Экономическое пока что лишь в потенциале, не развиваются. Так же, там залежи редких металлов. В 2004 году Путин предлагал отдать Хабамай и Кунашир в обмен на инвестиции. Но те не согласились. Им нужно все и сразу. В итоге, конфликт остается открытым.

И многие другие споры и конфликты.

 

Латино-американский регион

Чуть больше, чем Южная Америка. Региональная подсистема шире континента. Это + гос-ва Карибского бассейна, Панамского перешейка и Мексика. Т.е те гос-ва, на которые оказало влияние испано-португальское наследие.

Население региона растет быстрыми темпами. Нельзя сказать, что страны могут похвастаться своими экономическими показателями. Регион – экономический аутсайдер, за редким исключением. Суммарный ВВП 2008 года 2трлн $, у США – 13трл$. Большинство государств региона в последние 20 лет проблемные с социально-экономической точки зрения.

1. Бедность и отсутствие стабильного, платежного спроса. 1\4 населения живет, в среднем на 2$ в день. Чрезвычайная расслоенность. Среднего класса очень мало (в Бразилии и Аргентине сейчас растет). Как правило, большой рост экономики там, где есть внутренний большой, платежеспособный спрос.

2. Низкая конкурентоспособность экономики. Проблема в том, что нет конкурентоспособных производств, выпускающих на мировой рынок продуктов высоких переделов (компы, самолеты и пр). Экспортируют сырье.

3. Зависимость от внешних рынков. Сырье внутри почти не потребляется, зависят от экспорта. Любой кризис на мировом рынке – и деньги прекращают идти. Зависят и по импортным позициям. В начале 00-х 14 стран из 19 имели внешнеторговый дефицит.

4. Зависимость от иностранного финансового капитала и ТНК. Долгие годы ЛА имела статус экономического придатка США. Сейчас еще и Европы. Большинство проектов основаны на иностранном капитале. Они в любой момент выводят деньги, + инвестируют только в то, что выгодно им и дает быструю отдачу. Национальный бизнес изначально серьезно проигрывал ТНК. Сложилось так, что национальных производителей не поддерживают. Уровень гос собственности небольшой.

5. Большой гос долг. Постоянный бич гос-в ЛА. Неоднократно страны находились на гране дефолта.

6. Инфляция. В 90-е средний уровень колебался от 10 до 33% в год. В середине 00-х до 41% в год. Более-менее стабильно в Бразилии, 11-12%, примерно как в России.

7. Безработица. Средний уровень в начале 00-х – 9-11%. Неэффективность национальной экономики.

8. Высокий уровень коррупции и теневой экономики. Высокое влияние имеет организованная преступность.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.218.187 (0.007 с.)