ТОП 10:

США и строительство нового мирового порядка



США и строительство нового мирового порядка

К.80-х-н.90-х закончилась холодная война. Распался Варшавский договор, СССР. Объединилась Германия. Наиболее сильным государством на международной арене стала США. Держава №1 – не только дивиденды, но и обязательства. Рухнула Ялтинско-Постдамская система м\нар отношений.

Сначала дискуссии в академической среде – 3 концепции внешней политики США:

- жесткая гегемония США в мире

- либерально-консервативная концепция лидерства

- либерально-реалистическая концепция лидерства

Бзежинский, Олдбрайт, Кейган

США достигли уровня когда им никто не может бросить вызов, => закрепить этот статус кво => не допустить появления гос-в, к-е могли бы бросить вызов. Не допускалась зависимость США от других стран и организаций.

Крупные государства на континенте потенциальная угроза, следовательно, Евразия приоритетна для американской внешней политики.

В начале 90-х много концепций, которые оправдывали однополярный мир.

Поняли, что такое быть лидерами. Вызовы:

1) Распад СССР – с одной стороны нет больше антагонизма, другой стороны – угроз еще больше. Новая задача

– стабилизация геополитического пространства

- укрепление независимости суверенных государств

- уменьшение угроз, исходящих с постсоветского пространства (ядерное оружие, утечка военных технологий).

Действия:

*Договор СНВ-1 – сокращение кол-ва боеголовок – ок.6 тыс единиц

Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) подписан 30—31 июля 1991 года в Москве, вступил в силу 5 декабря 1994 г. Срок действия СНВ-1 истек 5 декабря 2009 года.

Согласно договору СССР и США должны были в течение 7 лет сократить свои ядерные арсеналы, чтобы у каждой стороны осталось не более 6 тысяч единиц. В реальности согласно «правилам зачёта» боезарядов, находящихся на тяжелых бомбардировщиках, СССР мог иметь около 6,5 тысяч боеголовок, а США — 8,5 тысяч. Запрещалось производство, испытание и развёртывание баллистических ракет воздушного запуска, подводных пусковых установок баллистических и крылатых ракет (в том числе размещаемых и во внутренних водах), а также орбитальных ракет. Согласно статье 6 мобильные грунтовые комплексы должны базироваться только в ограниченных районах, названия районов и их географические координаты должны быть указаны.

Реализация договоренностей была затруднена из-за непредсказуемо развивавшихся событий в СССР. В мае 1992 года в Лиссабоне был подписан дополнительный протокол, в соответствии с которым к договору присоединились: Украина, Казахстан и Беларусь, ядерные средства которых были больше чем арсеналы Франции, Великобритании и Китая, вместе взятые

 

*Договор СНВ-2 – 3,5 тыс

СНВ-II, Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений был подписан Джорджем Бушем и Борисом Ельциным в январе 1993. Договор запрещает использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями. Хотя он был ратифицирован парламентами обоих государств, он так и не вступил в силу. В ответ на выход 14 июня 2002 США из договора по ПРО от 1972 Россия вышла из СНВ II. Он был заменён более мягким договором СНП, подписанным в мае 2002.

3 января 1993 года, ещё до вступления в должность новоизбранного президента, Буш-старший посетил Москву. В ходе его визита был подписан российско-американский Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2, Start II). При подписании стороны исходили из того, что договор вступит в силу после того, как Украина, Белоруссия и Казахстан ратифицируют договор СНВ-1 от 1991 года и присоединятся к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в качестве неядерных государств. Договор предусматривал сокращение к январю 2003 года числа ядерных боеголовок у России и США до 3500 единиц.

Договор был ратифицирован Конгрессом США в январе 1996 года. В России ситуация была сложнее. 18 июля 1995 г. прошли слушания комитета по обороне Государственной Думы. С докладом выступил первый заместитель начальника Генштаба генерал-полковник В. М. Журбенко, отметивший, что на развитие СЯС России в рамках Договора СНВ-2 ежегодно требуется 5-6 трлн руб в ценах 1995 г, не считая средств на утилизацию устаревшего вооружения и строительства ядерных систем нового поколения. Это стало ключевым аргументом против ратификации СНВ-2. г. В августе 1995 г. в Государственной Думе прошли слушания по вопросу о ратификации СНВ-2. В их ходе был выявлен ряд невыгодных для России условий договора. В марте 1996 г. Государственная Дума второго созыва отказалась рассматривать вопрос о ратификации СНВ-2.

Процесс ратификации затянулся до 2000 года. Российский депутатский корпус не соглашался утвердить договор, официально ввиду отсутствия в бюджете средств на реализацию обязательства по замене разделяющихся головных частей российских ракет моноблочными боеголовками. На самом деле, позиция депутатов была связана с начавшимся к тому времени обострением российско-американских разногласий из-за вмешательства стран НАТО в Боснии и планов расширения НАТО на восток, в которых Москва усматривала угрозу для российских интересов.

 

*Стратегия превентивной обороны – необходимо, чтобы оружие не ушло дальше государств, по этому нужно с ними работать, например – обещать деньги, главное – чтобы не ушло. С Укр, Каз. Бел. Договорились, что у них нет ядерного статуса, а все оружие отдали на баланс РФ.

*Программа Нанна-Лугара – США выделяли средства на уничтожение рос. Оружия, подводных лодок – списывались и уничтожались за счет США. Действовала до 2006 года.

* Признаны все новые суверенные государства – т.к. это геополитическое положение РФ, Устанавливали дипломатические отношения. Начали экономическую помощь.

*В отношении РФ политика двойственна:

- поддержка политического диалога

-Рф как будто не прекращала быть противником – ее интересы игнорировались (напр. На Балканах). Либеральное правительство Гайдара и Козырева рассчитывали на некий план Маршала.

Поддержание баланса сил в макрорегионах.

Война в период залива, когда США выступили за защиту Кувейта, богатого нефтью. США не могла пропустить агрессию в важном для нее макрорегионе.

Усилия для разрешения старых кризисов: арабо-израильский конфликт, корейское мирное урегулирование.

3) Проблема сохранения американского влияния в Европе и сокращение безопасности в условиях исчезновения советской угрозы и объединения Германии. Сохранение и укрепление НАТО.

4) Новые вызовы и угрозы:

* Угрозы от не состоявшихся государств #Сомали

* Конфликты низкой интенсивности – с этнической, религиозной подоплекой и связанные с этим гуманитарные проблемы

* Международный терроризм

* Экологические проблемы и глобальное реагирование на них

1993-94гг вынуждены отреагировать на гражданскую войну в Сомали, т.к закрепилась гуманитарной катастрофой. Вооруженное вмешательство – там племена воевали – не смогли, потери, => в такие авантюры не вмешиваются.

1994г. – к власти демократы – Клинтон. 1ые – кто в условиях отсутствия библоковой системы предложили «Большую стратегию». Июль 1994 года – «Стратегия национальной безопасности, вовлеченности и расширения» = доктрина расширения демократии = доктрина Клинтона.

Амстердамский договор 1997 года

Был подписан 2 октября 1997 года и вступил в силу 1 мая 1999 года. Внёс существенные изменения в договоре о Европейском союзе, который был подписан в Маастрихте в 1992 году. Чётко прописаны условия вступления в ЕС, включены шенгенские соглашения, изменена нумерация статей и параграфов учредительных договоров.

Ниццкий договор – 2000г.

Первая опора. Основная цель – создание экономического валютного союза и введения на определенном географическом пространстве единой валюты. Устранялись лишние барьеры в торговле, + валюта становилось резервной мировой и набирала мощь вместе с государственными. Внедрение заняло почти 10 лет. Три этапа:

1) 1992-93 – сближение макроэкономических показателей

2) 1994-98 – подготовлена институциональная база под введение единой валюты. Создавался единый европейский ЦБ, + другие необходимые институты. Это решение принималось странами ЕС добровольно (Великобритания не захотела). Выработаны критерии конвергенции – набор макроэкономических показателей, для входа в зону единой валюты. Темпы инфляции не >1,5%, дефицит бюджета не >3% и др. Многие страны с натяжкой подходили под эти критерии, особенно южная Европа. Проблемные страны ЕС так и не заставили изменить свою внутреннюю финансовую политику.

3) 1999 – 02 – введение евро. На территории 11 членов ЕС. В 2001 году создан ЕЦБ во Франкфурте-на-Майне. С 1999 года начало функционировать на безналичном расчете, с 2002 – перешли на евро полностью. Сели в общую экономическую лодку. В целом, 1\2 00-х стала экономически успешной для европейских государств. Совокупная экономика еврозоны по ВВП обогнала американскую.

Дальнейшие кризисные явления связаны с лагами макроэкономической политики в зоне ЕС.

Фактически все аспекты общественного развития курируются наднациональными органами.

С\х политика – проводится странами ЕС с к.60-х. Цель – создание единого рынка сх продукции, что подразумевает единую таможенную политику, приоритет собственной сх продукции над иностранной, единые санитарные нормы, единые закупочные цены. Финансируется всеми членами ЕС. Самый большой расход в статье расходов ЕС. Больше всего выиграли страны Восточной Европы. В 2000-х получили больше всего субсидий от ЕС.

Стремление к единым социальным расходам. Система социальной поддержки везде разная, в Европе – 4 модели.

Система начисления и система отъема в виде налогов исторически фундаментально разная. Эта программа идет тяжко, не дала серьезных результатов.

Политика в области образования и науки. Работает болонская система. Ее цель – гармонизировать образовательное пространство, признавать образование других гос-в, формирование совместных научных команд и совместных европейских проектов.

Миграционная политика. Направлена на политику единых стандартов в области регулирования иммиграционных потоков в государства. Единой миграционной политики ЕС нет. Есть общие правила, но они не едины. В последние годы вопрос мигрантов все острее.

Региональная политика. Регионы и страны которые зарабатывают и регионы и страны, которые тратят. Необходимо регулировать. Направлена на выравнивание региональных различий в социально-экономическом развитии – выделение денег на проекты, субсидии, проги регионального развития. Особенно политика стала актуальной в 2004 году, когда присоединилось 10 новых восточноевропейских государств, что потребовало от ЕС и гос-в доноров в частности серьезных расходов на региональное выравнивание. Население увеличилось на 20%, а суммарный ВВП на 5%.

Европейская политика добрососедства. Быстрое, успешное развитие ЕС привело к тому, что в Европейских странах экономика и урегулирование проблем куда лучше, чем у соседей. Ожидалась нелегальная трудовая и криминальная миграция и масса смежных с ней проблем (болезни, контрабанда, преступность и т.д). Нужно помогать соседям, оказывать содействие приграничным гос-ам в решении их социально-экономическим проблем. Изначально политика была направлена на страны Восточной Европы, после присоединения – страны СНГ и страны Магриба, средиземноморского бассейна. В эти гос-ва направлялась европейская помощь и содействие. Наиболее известный формат – барселонский процесс. Барселонский саммит в 1995 году положил начало этому процессу – созданию многостороннего комплексного механизма взаимодействия ЕС со своими соседями в средиземноморье. Наиболее активна была Франция. Саркози предлагал создать средиземноморский союз, но США не позволили.

«Северное измерение» и «восточное измерение». Северное - сотрудничество во имя б\б с экологическими угрозами в балтийском регионе. Восточное – сотрудничество с Украиной, Белоруссией, помогают создать новые рабочие места вне ЕС.

(Вопрос экз)

Проблемы ЕС

Сегодня говорят о том, что ЕС в кризисе, нет идеологии, нельзя назвать действительно эффективным наднациональным объединением.

Кризисные явления начинаются с начала 00-х, к середине 00-х первый кризисный звонок прозвучал с провалом референдума по единой конституции ЕС. Проект разрабатывался конституционным конвентом, предполагалось, что должны пройти общенациональные референдумы. В 2004 году проект подписан в Риме на заседании совета ЕС. В течении года должны были провести его через референдум. Провалился во Франции и Нидерландах. Ратифицировала только Германия. Люди не поверили, что на данном этапе ЕС нужна единая Конституция.

Сам документ был огромным, 500 страниц (стремились оговорить все интересы, обойти все острые углы, вплоть до положений о с\х). Основная причина была в том, что прежде всего, европейцев не устраивала система принятия решений: предлагалось фактически право вето. Все решения должны доводиться до консенсуса, что практически невозможно, учитывая разнообразие представителей.

К тому же, была еще одна проблема: феномен «дефицита демократии». Если гражданам было понятно, как их проблемы будут решаться на федеральном уровне, то здесь основные решения принимались бы настолько далеко от простого гражданина, что как на них повлиять – было не понятно (обычно – с помощью голосования).

Конституция делала упор на развитие ОВПБ-ЕПБО.

Было понятно, что проект нужно дорабатывать.

1 января 2009 года в силу вступил Лиссабонский договор.

«Европейский союз становится правосубъектным». Это означает, что ЕС может заключать международные договоры во всех сферах его компетенции в четырёх случаях:

1. Если это предусмотрено основополагающими договорами ЕС.

2. Если того требует достижение целей, обозначенных в договорах.

3. Если того требует юридически обязательный документ ЕС.

4. Если данный договор может «повлиять на общие правила ЕС или изменить их».

Государства-члены имеют право заключать любой международный договор при условии, что он не противоречит соглашениям, подписанным ЕС или не относится к зоне компетенции Союза.

Новый договор изменяет ценности и цели Европейского союза. Договор о реформе изменяет название Договора об учреждении Европейских сообществ на Договор о функционировании ЕС, чем напрямую связывает его с Договором о ЕС и целями, которые он ставит перед объединённой Европой. Таким образом, принципы, рассматривавшиеся ранее как декларативные: защита граждан ЕС по всему миру, экономическое, социальное и территориальное единство, культурное многообразие и др., — наряду с социальными целями, становятся основополагающими задачами политики ЕС. Задачей ЕС также становится создание «внутреннего рынка» и достижение целого ряда целей: полная занятость, социальный прогресс, высокий уровень защиты окружающей среды, борьба против дискриминации, социальная справедливость, защита прав детей и т. д.

Вводится пост постоянного председателяЕвропейского совета, который будет избираться европейскими лидерами сроком на 2,5 года с возможностью переизбрания на второй срок. Постоянный председатель Европейского совета будет представлять Союз во внешней политике в рамках своих полномочий и по вопросам

Европейский парламент

«Европейский парламент осуществляет законодательные функции и функции, связанные с бюджетом ЕС, совместно с Советом». Парламент получает большую полноту власти, поскольку его вес как законодательного органа приравнивается к весу Совета. Он также получает равный статус с Советом в отношении вопросов бюджета, так как дифференциация на «обязательные» и «необязательные» расходы не проводится.

Европарламенту поручено избрание председателя Еврокомиссии (тогда как сейчас он только одобряет кандидатуру, выдвинутую правительствами стран-членов).

С 2009 г. вводится новая система распределения мест в Парламенте. Число членов ограничивается 750-ю + 1 (председатель Парламента); места распределяются по принципу «снижающейся пропорциональности»: минимум 6 представителей от государства, максимум — 96. Однако эта система распределения мест вступит в силу только в 2014 г., так как до этого времени предусмотрен переходный период.

Европейский совет

Евросовет становится полноценным институтом Союза. Он состоит из глав государств или правительств государств-членов, его председателя и председателя Комиссии. В работе будет участвовать Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности.

Если раньше председатель назначался по принципу ротации каждые полгода, то теперь Евросовет будет избирать его квалифицированным большинством на срок два с половиной года. Председатель Евросовета будет представлять Союз во внешней политике в рамках своих полномочий и по вопросам общей внешней политики и политики безопасности, что не умаляет роли Высокого представителя.

Совет Европейского союза

Изменения, прежде всего, касаются новой системы голосования по принципу квалифицированного большинства. Начиная с 1 ноября 2014 г. квалифицированным большинством считаются голоса как минимум 55 % членов Совета (как минимум 15 стран), которые представляют как минимум 65 % населения Союза. Блокирующим меньшинством становятся четыре государства-члена Совета.

Период вплоть до 31 октября 2014 г. считается переходным, равно как и период с 1 ноября 2014 г. по 31 марта 2017 г.

До 31 октября 2014 г. будет применяться ныне действующая система, заложенная в Ниццком договоре, в соответствии с которой принципу квалифицированного большинства отвечают три условия: согласие членов Совета, имеющих в сумме 255 голосов (из 345, то есть 73,9 %), которые представляют одновременно большинство стран-членов (14 из 27 государств) и 62 % населения ЕС. Количество голосов у министров от разных государств-членов зависит от количества населения страны, хотя и не строго пропорционально.

В течение переходного периода с 1 ноября 2014 г. по 31 марта 2017 г. На протяжении этого времени члены Совета будут иметь возможность принимать решения по ряду вопросов квалифицированным большинством как это заложено в Ниццком договоре. В этот промежуток также будет возможно воспользоваться «компромиссом Янина» (временная отсрочка вынесения решения), что требует наличия оппозиции, которая составляет 75 % порог обычного блокирующего меньшинства (то есть четыре государства, численность населения которых не менее 35 % населения всего ЕС, плюс ещё одно государство). Данный механизм позволяет государствам, которые не способны создать блокирующее меньшинство в Совете, отложить принятие решения по проблемному вопросу на «разумный период времени», в течение которого предпринимаются попытки найти компромисс.

Европейская комиссия

Комиссия Европейских сообществ официально переименовывается в Европейскую комиссию.

Комиссия, действующая с 2009 по 2014 гг., будет состоять из одного представителя от каждого государства-члена, в том числе и Верховного представителя по внешней политике и политике безопасности.

Председатель Комиссии избирается большинством голосов в Европарламенте по предложению от Евросовета. После этого Совет ЕС по предложению избранного председателя одобряет список стран-членов Комиссии. Непосредственно члены Еврокомиссии назначаются путём голосования по принципу квалифицированного большинства в Евросовете.

Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности

Европейский Совет по согласованию с председателем Еврокомиссии, квалифицированным большинством назначает верховного представителя Союза по внешней политике и политике безопасности.

Верховный представитель будет осуществлять общую внешнюю политику и политику безопасности Европейского союза путём внесения предложений и реализации уже достигнутых договоренностей. Главное нововведение Договора о реформе заключается в том, что он будет возглавлять Совет по международным отношениям. Верховный представитель одновременно также является одним из вице-председателей Комиссии, в сферу компетенции которого входят внешние связи ЕС с миром.

Суд Европейского союза

В соответствии с Лиссабонским договором, Суд ЕС состоит из Европейского суда (высшая инстанция), Суда общей юрисдикции (первая инстанция) и Трибунала гражданской службы. От каждого государства в нём будет представлен один судья; в нём также будут представлены 11 генеральных адвокатов (на данный момент — восемь). Судьи и адвокаты выбираются из числа выдающихся личностей и назначаются с общего согласия правительств стран-членов на шесть лет после консультаций со специальным комитетом.

Новый договор расширяет список вопросов, голосование по которым проводится по принципу квалифицированного большинства:

§ Порядок председательства в Совете

§ Свободное передвижение рабочей силы, социальные гарантии

§ Общая транспортная политика

§ Административное сотрудничество в области свободы, безопасности и порядка

§ Пограничный контроль

§ Политическое убежище и защита беженцев и перемещенных лиц

§ Миграция

§ Судебное сотрудничество по вопросам преступлений

§ И др. вопросы.

При этом решения по проблемным вопросам (налоги, социальная безопасность, внешняя политика, политика безопасности, оперативное сотрудничество полиции, места в институтах) продолжают приниматься единогласно.

Договор о реформе ЕС четко разделяет компетенции, относящиеся к ведению Союза и национальных правительств. Сообщество действует в рамках компетенции, предусмотренной договором и целями, которое оно ставит для него. В вопросах, которые не относятся к «исключительной компетенции» ЕС, «Союз будет принимать участие только тогда и в той мере, если цели не могут быть должным образом достигнуты каждым государством самостоятельно на федеральном или местном уровне, но могут быть достигнуты в рамках всего Союза, принимая во внимание масштабы и последствия предполагаемых действий». ЕС обладает исключительной компетенцией в вопросах

- «определения и проведения общей внешней политики и политики безопасности»,

- определения действий для «поддержки, координации или дополнения действий, предпринимаемых государствами-членами, но без ущемления их компетенций в этих областях».

- функционирования таможенного союза, внутреннего рынка;

- монетарной политики государств-членов, официальной валютой которых является евро;

- общей коммерческой политики и заключения международных договоров в ряде случаев также относятся к ведению Союза.

К сферам совместной компетенции Договор относит

- функционирование внутреннего рынка,

- социальную политику,

- экономическую, социальную и территориальную политику сплочения,

- сельское хозяйство и рыболовство,

- проблемы окружающей среды, и т.п. В следующих областях Союз будет оказывать поддержку государствам-членам: защита здоровья населения, промышленность, культура, туризм, образование, проблемы молодёжи и спорт.

Политика обороны

Политике в области обороны отведено значительное место в новом Договоре по сравнению с предыдущими договорами. Решения по вопросам в данной сфере принимаются единогласно, возможность изменить процедуру и применить принцип квалифицированного большинства исключена. Компетенция Суда не распространяется на данную область. Переход к общей политике в области обороны осуществляется на основании единогласного решения Евросовета. Договор о реформе прописывает обязательную коллективную ответственность стран-членов ЕС. Если государство стало жертвой агрессии, другие государства «обязаны» оказать помощь и поддержку «всеми возможными средствами». Это обязательство не нарушает специфику политики безопасности ряда членов союза (нейтральных государств или связанных особыми соглашениями) и соглашения в рамках НАТО.

Хартия по правам человека

«ЕС уважает права, свободы и принципы, изложенные в Хартии по правам человека», она «имеет ту же юридическую силу, что и основополагающие договоры Союза» (Ст. 6 Договора о ЕС). Несмотря на то, что текст Хартии не включен в Договор, её положения являются обязательными. Данное изменение было включено для того, чтобы контролировать соответствие директив и положений документов ЕС тем принципам, которые изложены в Хартии.

Гражданская инициатива

Граждане ЕС получают право выступать с предложением Европарламенту или Совету изменить законодательства. Для этого необходимо заручиться поддержкой данной инициативы со стороны миллиона граждан. Комиссия, однако, сохраняет за собой право решать, следует ли предпринимать действия для удовлетворения этого запроса.

Еврозона

ЕС получает право определять модели координации экономической политики стран-членов еврозоны. Совет отменяет решение о неготовности страны вступить в еврозону. Комиссия может выступить с предупреждением государства о том, что его экономическая политика не согласуется с общими рамками экономической политики ЕС.

Энергетическая политика

ЕС вправе определять цели, которые включают в себя более успешное функционирование энергетического рынка, поставки энергоресурсов и разработку альтернативных источников энергии. Союз ответственен за определение и имплементацию программ по исследованию и разработкам в данной области (хотя здесь его компетенция пересекается с компетенцией национальных правительств). Энергетическая политика определяется Европарламентом и Советом в соответствии с обычной законодательной процедурой. При этом статьи Договора не ущемляют «право государств-членов предпринимать необходимые меры по обеспечению поставок энергоресурсов».

Выход из Союза

Впервые в Договоре в рамках ЕС оговаривается возможность и процедура выхода из состава Союза. Ст. 50 Договора о ЕС предусматривает условия и процедуру выхода из Союза (в соответствии с законодательством страны; уведомление Евросовета и по решению Совета, принятого квалифицированным большинством).

АТС

АТС является экономическим форумом. Был создан в 1989 году по инициативе Австралии, 21 страна.

Основные цели: поддержание экономического роста, укрепление взаимной торговли и снятие ограничений, мешающих ей. Т.е сфокусирован на решении исключительно экономических проблем. Самый крупный в мире. В форме ежегодных встреч глав государств. Нет крупного административного аппарата. Отказ от принуждения, формат добровольности.

На сегодня в регионе много противоречий в области экономики, военно-политических проблем, для решения которых имеющихся форумов и интеграционных объединений не достаточно. Либо не включают всех государств регионов, либо не способны протолкнуть непопулярные решения в некоторых странах.

Есть несколько сценариев развития интеграционных процессов в регионе, призванных углубить ее.

1) Идея Восточно-азиатского сообщества. Инициаторы – Япония. Цель – большая экономическая интеграция в регионе путем валютной интеграции и снятия большинства таможенных барьеров. Кроме того, поставили вопрос о создании региональных структур безопасности. Эта организация должна была быть чисто азиатской.

2) Австралийская инициатива – создание азиатско-тихоокеанского сообщества. Крупный интеграционный блок, ставящий так же задачи укрепления безопасности внутри региона. Данная инициатива должна была включать США и Индию. (По сути, организация по сдерживанию Китая).

Нынешняя структура интеграции не воспринимается большинством эффективно.

Конфликт на Корейском п-ове

С тех пор как разделились. Окончание холодной воынй тоже породило надежду решения проблемы. В декабре 1991 года Кореи подписали соглашение о перемирии. В 1992 году совместную декларацию о безъядерной зоне.

Северная Корея требовала переговоров не столько с Южной Кореей, сколько с США, желая убрать американское ядерное оружие с Корейского п-ова.

Планировалось, что удастся достичь мирного соглашения, признания и установления дипломатических отношений. Но Япония и США не признали КНДР, не убрали ядерное оружие, вместо этого решили продемонстрировать силу, провели несколько военных учений. Но это сорвало переговоры. Северная Корея только убедилась в необходимости развития ядерной проги у себя. В 1993 году заявили о приостановке участия в договоре 1968 года о нераспространения ядерного оружия.

Начинается политика ядерного шантажа КНДР, требуют гуманитарную помощь. В 2007 году испытали первое ядерное устройство. Ядерный реактор КНДР не способен выработать много плутония. Не могут наращивать ядерные возможности серийно. Все их испытания последних лет завершались неудачей. Их поведение во многом оправдывает американские инициативы по установки ПРО в регионе.

Конфликт из-за островов Спратли. Претендуют Китай, Вьетнам и Тайвань. Об этих островах не прописано в мирном договоре. Вьетнам считал их своими. Затем, начали претендовать и другие гос-ва, они имеют важное стратегическое значение. В 70-е там еще и нефть нашли. В 90-е Китай стал претендовать на весь архипелаг и захватил несколько островов. Отказывается размежевать и заключить соглашение по поводу передела островов. В 90-е там развернулась гонка вооружений.

Острова Сенкаку. Спор между Китаем и Японией. Этим летом обострился кризис. Военные корабли обоих государств вокруг островов. Сработала модель экономической взаимозависимости – прекратился импорт японских товаров и что-то там еще. Японцы убрали часть военных кораблей из своих территориальных вод.

Спор из-за Курил. Россия-Япония. Шикотан, Хабомай, Итуруб, Кунашир. Разграничения были, но не подписали. Хрущев не приехал на Сан-Францисскую конференцию. Мир не заключен. С исторической точки зрения спор тупиковый, историческое значение для обоих сторон. Почему не отдаем? Вопрос национального престижа. Острова, отданные в Амуре Китаю не имели такого резонансного значения для населения, + Китай партнер. К тому же, военное, стратегическое и экономическое значение островов. Экономическое пока что лишь в потенциале, не развиваются. Так же, там залежи редких металлов. В 2004 году Путин предлагал отдать Хабамай и Кунашир в обмен на инвестиции. Но те не согласились. Им нужно все и сразу. В итоге, конфликт остается открытым.

И многие другие споры и конфликты.

 

Латино-американский регион

Чуть больше, чем Южная Америка. Региональная подсистема шире континента. Это + гос-ва Карибского бассейна, Панамского перешейка и Мексика. Т.е те гос-ва, на которые оказало влияние испано-португальское наследие.

Население региона растет быстрыми темпами. Нельзя сказать, что страны могут похвастаться своими экономическими показателями. Регион – экономический аутсайдер, за редким исключением. Суммарный ВВП 2008 года 2трлн $, у США – 13трл$. Большинство государств региона в последние 20 лет проблемные с социально-экономической точки зрения.

1. Бедность и отсутствие стабильного, платежного спроса. 1\4 населения живет, в среднем на 2$ в день. Чрезвычайная расслоенность. Среднего класса очень мало (в Бразилии и Аргентине сейчас растет). Как правило, большой рост экономики там, где есть внутренний большой, платежеспособный спрос.

2. Низкая конкурентоспособность экономики. Проблема в том, что нет конкурентоспособных производств, выпускающих на мировой рынок продуктов высоких переделов (компы, самолеты и пр). Экспортируют сырье.

3. Зависимость от внешних рынков. Сырье внутри почти не потребляется, зависят от экспорта. Любой кризис на мировом рынке – и деньги прекращают идти. Зависят и по импортным позициям. В начале 00-х 14 стран из 19 имели внешнеторговый дефицит.

4. Зависимость от иностранного финансового капитала и ТНК. Долгие годы ЛА имела статус экономического придатка США. Сейчас еще и Европы. Большинство проектов основаны на иностранном капитале. Они в любой момент выводят деньги, + инвестируют только в то, что выгодно им и дает быструю отдачу. Национальный бизнес изначально серьезно проигрывал ТНК. Сложилось так, что национальных производителей не поддерживают. Уровень гос собственности небольшой.

5. Большой гос долг. Постоянный бич гос-в ЛА. Неоднократно страны находились на гране дефолта.

6. Инфляция. В 90-е средний уровень колебался от 10 до 33% в год. В середине 00-х до 41% в год. Более-менее стабильно в Бразилии, 11-12%, примерно как в России.

7. Безработица. Средний уровень в начале 00-х – 9-11%. Неэффективность национальной экономики.

8. Высокий уровень коррупции и теневой экономики. Высокое влияние имеет организованная преступность.

 

США и строительство нового мирового порядка

К.80-х-н.90-х закончилась холодная война. Распался Варшавский договор, СССР. Объединилась Германия. Наиболее сильным государством на международной арене стала США. Держава №1 – не только дивиденды, но и обязательства. Рухнула Ялтинско-Постдамская система м\нар отношений.

Сначала дискуссии в академической среде – 3 концепции внешней политики США:

- жесткая гегемония США в мире

- либерально-консервативная концепция лидерства

- либерально-реалистическая концепция лидерства







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.218.187 (0.025 с.)