Организация бухгалтерского учёта. Права и обязанности главных бухгалтеров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация бухгалтерского учёта. Права и обязанности главных бухгалтеров



 

Под организацией бухгалтерского учета понимают систему ус­ловий и элементов (слагаемых) построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хо­зяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции. Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документообо­рот, инвентаризация, План счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федера­ции «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бух­галтерского учета несут руководители органи­заций. Руководители организаций в зависимости от объема учет­ной работы могут:

- учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделе­ние, возглавляемое главным бухгалтером;

- ввести в штат должность бухгалтера;

- передать на договорных началах ведение бухгалтерского уче­та централизованной бухгалтерии, специализированной организа­ции или бухгалтеру-специалисту;

- вести бухгалтерский учет лично.

На практике руководитель редко ведет бухгалтерский учет лич­но. Обычно эти функции выполняет бухгалтерия или бухгалтер. В этом случае руководитель должен создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить обяза­тельное выполнение всеми подразделениями и службами, а также работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета большое значение имеет разработка плана его организации.

План организации бухгалтерского учета состоит из следующих элементов:

- план документации и документооборота;

- план инвен­таризации;

- план счетов и их корреспонденции;

- план отчетности;

- план технического оформления учета;

- план организации труда ра­ботников бухгалтерии.

В плане документации указывается перечень документов для уче­та хозяйственных операций и составляется расчет потребности в бланках. При этом организации могут использовать типовые фор­мы первичных учетных документов или применять формы доку­ментов, разработанные самостоятельно. После определения потреб­ности в бланках заказывают их печатание в типографии или делают заявку на приобретение, а при централизованном снабжении дела­ют заявку на их получение от вышестоящей организации.

Все формы первичных учетных документов, как типовых, так и разработанных самостоятельно, составляются с соблюдением тре­бований, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете».

Основой организации первичного учета в организациях явля­ется утвержденный главным бухгалтером график документооборо­та. Под документооборотом понимают путь, который проходят до­кументы от момента их выписки до сдачи на хранение в архив. В гра­фике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, и указывается порядок, место, время про­хождения документа с момента составления до сдачи в архив.

В плане инвентаризации определяют порядок, формы и сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций. План ин­вентаризации составляют с учетом того, чтобы проверка наличия ценностей не влияла на нормальную работу предприятия. Сроки проведения внеплановых инвентаризаций не должны быть извест­ны материально ответственным лицам.

В плане отчетности указываются перечень отчетных форм, от­четный период, за который составляется та или иная форма отчета, сроки представления отчетности, наименования и адреса органи­заций и учреждений, а также фамилии должностных лиц, получа­ющих отчеты, способ представления отчетов (почтой, телеграфом и др.) и фамилии работников, отвечающих за составление отчетно­сти, с точным указанием выполняемых ими работ. План отчетно­сти, как правило, состоит из двух частей. В первой части содержат­ся необходимые сведения по отчетности, представляемой внешним пользователем, во второй - по отчетности, получаемой от отдель­ных подразделений предприятия.

В плане технического оформления учета дается детальная харак­теристика формы учета, которая будет применена на данном пред­приятии, а также указывается, какие вычислительные машины, приборы и устройства будут использованы в организации. При вы­боре формы учета организации обязаны руководствоваться указа­ниями и инструкциями по этому вопросу, учитывать конкретные условия работы организации, хорошо знать преимущества и недо­статки действующих форм бухгалтерского учета.

Значительное место в плане технического оформления учета должно быть уделено механизации и автоматизации учета. Причем помимо использования вычислительных машин в соответствующих организационных формах необходимо предусмотреть применение различных вычислительных таблиц и различного рода средств ме­ханизации измерения и счета: мерной тары, весов, счетчиков (га­зовых, электрических и т.п.).

В плане организации труда работников бухгалтерии определяется структура аппарата бухгалтерии и штат бухгалтерии, дается долж­ностная характеристика каждому работнику, намечаются мероприя­тия по повышению квалификации, составляются графики учетных работ.

Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера определяются законом РФ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которым он назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации, ему же он непосредственно подчиняется.

Главный бухгалтер несёт ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. В его обязанности входит также контроль за соответствием осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, за движением имущества и выполнением обязательств. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. В небольших организациях главный бухгалтер может выполнять обязанности кассира.

Главному бухгалтеру организации запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и нарушают договорную и финансовую дисциплину. О таких документах главный бухгалтер письменно сообщает руководителю организации. При получении от руководителя письменного распоряжения о принятии подобных документов к учету, главный бухгалтер исполняет его, но ответственность за незаконность совершенных операций несёт руководитель организации.

За невыполнение или недобросовестное выполнение своих обязанностей, главный бухгалтер несёт ответственность в соответствии с действующим законодательством

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите элементы системы хозяйственного учета.

2. Что является объектом бухгалтерского учета?

3. Что входит в состав внеоборотных активов?

4. Что входит в состав оборотных активов?

5. Из каких приёмов состоит метод бухгалтерского учета?

6. Что такое валюта бухгалтерского баланса?

7. Назовите типы хозяйственных операций по признаку их влияния на баланс.

8. Как классифицируются бухгалтерские счета?

9. В чем сущность приёма двойной записи?

10. В чем заключается взаимосвязь между синтетическими и аналитическими счетами?

11. Какие первичные документы принимаются к учёту?

12. Какие обязательные реквизиты должны содержать документы?

13. Кто обладает правом подписи первичных учётных документов?

14. Когда должен быть составлен первичный учётный документ?

15. Можно ли вносить исправления в первичный учётный документ? Если «да» - то, каким образом (при ответе обратите особое внимание на вопрос о лицах, имеющих право исправлять документ).

16. Случаи обязательного проведения инвентаризации.

17. Какие обязательные мероприятия должны быть проведены при подготовке к проведению инвентаризации.

18. Правила заполнения и оформления инвентаризационных описей.

19. Порядок бухгалтерского оформления выявленных недостач и излишков.

 

Тесты для самостоятельного контроля:

1. Хозяйственный учет делится на:

а) оперативный и бухгалтерский;

б) бухгалтерский и статистический;

в) оперативный, бухгалтерский и статистический.

 

2. Объектами бухгалтерского учета являются:

а) имущество организации;

б) хозяйственные операции;

в) имущество организации, источники его образования и хозяйственные операции.

 

3. В состав имущества организации входят:

а) внеоборотные активы;

б) оборотные активы;

в) внеоборотные и оборотные активы.

 

4. К источникам формирования имущества относятся:

а) оборотные активы;

б) собственные и заемные источники;

в) краткосрочные финансовые вложения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.84.231.140 (0.012 с.)