Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упражнения на развитие способности к довериюСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
“Слепое доверие” Обучаемые делятся на пары. Один становится “слепым”, другой - “поводырем”. “Поводырь” берет “слепого” за руку и им предлагается погулять 5-10 минут в помещении или на улице. Они не должны разговаривать или устраивать “бег с препятствиями”. “Поводырь” должен проявить максимум изобретательности, чтобы дать своему партнеру самые разнообразные ощущения, как-то: опознать предметы на ощупь, побыть немного в одиночестве, услышать разные звуки. По истечении положенного срока партнеры меняются ролями. Упражнение дает возможность пережить собственную беспомощность, доверие и недоверие к “по-водырю”, ответственность за безопасность другого.
“Воздушная карусель” Участники делятся на две равные группы. Каждая группа выстраивается так, чтобы образовать два концентрических круга - внешний и внутренний, оба круга встают лицом к центру. Ведущий говорит внутреннему кругу: “Сейчас, не оборачиваясь, вы должны падать на руки того, кто стоит позади вас. Задача падающего - довериться рукам партнера, его задача - принять на руки надежно и нежно”. После падения, по хлопку ведущего внутренний круг сдвигается, образуя новые пары. В качестве предварительной разминки можно поиграть в “тройках”. Один падает спиной, при этом его руки разведены в стороны. Двое сзади его ловят. Вариант: внутренний круг - женский, внешний - мужской. Можно дать затем дополнительное задание - падать спиной и не торопиться возвращаться в вертикальное положение. Под музыку внешнему кругу можно покачивать партнеров, усиливая эмоциональный контакт. “Поезд” Группа делится на тройки. Участники встают в ряд друг за другом и кладут руки на плечи предыдущего человека. Двое передних участника – “поезд”. Они закрывают глаза. Последний в тройке – машинист этого поезда. «Машинист» начинает вести поезд по комнате, обходя различные препятствия и другие “поезда”. При этом он может управлять лишь вторым участником, а тот, в свою очередь, должен с закрытыми глазами руководить первым. Вариант: Машинист стоит впереди, остальные позади него с закрытыми глазами. Здесь в “поезде” участвуют уже шесть и более человек. Остальные могут стоять по комнате в роли деревьев, которые должен объехать этот поезд, никого при этом не задев.
“Мостик-диагностик” Выбирается несколько пар. Пары разводятся в разные стороны лицом друг к другу. Им задается игровая ситуация: горы, тонкий мостик, по которому может спокойно пройти только один человек. Их задача - одновременно пойти навстречу друг другу и встать на противоположные концы мостика. Анализ: это упражнение на готовность поддерживать и принимать поддержку от другого. Какая связь между тем, каким образом разошлись участники, и их взаимоотношениями? Насколько был интенсивным физический контакт? (Предполагается, что если хорошие отношения, то должна быть сильная поддержка, если падают - не готовы, не умеют оказывать поддержку).
“Выбор степени близости” Участники встают в два круга, при этом участники внутреннего круга - лицом к участникам внешнего круга. Ведущий: “Сейчас вы должны выбрать степень близости с каждым из своих партнеров. Все делается без слов. Свой выбор вы покажете ему на пальцах, а потом осуществите его. Если показали один палец, то вы остаетесь на своем месте, демонстрируя, что вы отвергаете партнера. Два пальца - теплое рукопожатие, улыбка. Три пальца - объятия. Если ваш выбор не совпал с выбором партнера, вы делаете то, что соответствует наименьшему выбору”. После этого внешний круг делает шаг направо, и встречаются новые пары.
“Падение спиной” Группа разбивается на подгруппы по 10-12 человек. Эти группы становятся в полукруг возле возвышения (стол, подоконник). На него по очереди должен подняться каждый из участников и спиной упасть на руки остальных участников группы. Вариант: активно участвуют двое человек. Один падает сверху на руки участников, другой в это время лежит на полу под руками ловящих. Анализ: Кто упал сразу? Кто медлил? Кто вообще не падал и почему? Кого сколько держали на руках? Связать готовность к падению с уровнем доверия к группе каждого участника.
УПРАЖНЕНИЯ НА УГЛУБЛЕНИЕ ОТКРЫТОГО ОБЩЕНИЯ
“Объятия” Все садятся в круг. Тренер говорит о разных формах выражения хорошего отношения и предлагает выразить его сейчас через объятия. “Я начну с легкого, совсем маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятия будут доходить до вас, любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия, чтобы мы все сделали наши хорошие взаимоотношения еще более крепкими”.
“Баюшки-баю” Все участники образуют круг. Один из них встает в центр круга. Все протягивают перед собой полусогнутые руки, которые образуют круг. Выбранный участник может отклонятся в разные стороны, опираясь на эти поддерживающие руки. Под музыкальное сопровождение участники передают через прикосновение ему свое тепло, дружеское отношение к нему. Тренер: “Настройтесь на этого человека. Представьте, что это для вас сейчас самый дорогой и близкий человек”. Каждый по очереди или по желанию проходит эту процедуру, получая уверенность в поддержке товарищей. Вариант: а) лежание на руках у всей группы. Участник хорошенько расслабляется, закрывает глаза под легкое покачивание.
“Тепловое кольцо” Группа садится кругом, взявшись за руки. Ведущий: “Закройте глаза, вытяните руки к центру, как цветок. Сильно напрячь, вытянуть руки. Подержать их немного. Затем медленно опустите руки, не разжимая их. Откиньтесь на стуле, расслабьтесь, опустите плечи... Постарайтесь ощутить тепло своего соседа слева через ладонь и, умножив его, вложив свой запас, передать через свою правую руку дальше. Передаем наше тепло по кругу, которое с каждым кругом все увеличивается… Теперь мы все чувствуем единое кольцо”.
“Исполнение желаний” Один из членов группы высказывает свое заветное желание. Группа обсуждает способ удовлетворения этого желания - здесь, в данной обстановке, и затем реализует этот способ (в воображении, пантомиме, реальных действиях). Затем исполняется желание другого участника и т.д. Если группа сумеет преодолеть первоначальный психологический барьер, упражнение начнет работать в полную силу, как мощное средство сплочения.
“Подарки” Каждому участнику предлагается сделать подарок каждому другому участнику: “Такому-то я подарил то-то”. По ходу вручения подарков происходит обсуждение. Варианты: возможно расширить или ограничить сферу вероятных подарков. Можно предложить делать подарки только тем, кому хочется. Эти упражнения сильно динамизируют групповой процесс.
“Групповая социометрия” а) Каждый участник, в порядке свободной очередности, встает в центр, закрывает глаза, а все остальные располагаются от него на таком расстоянии, которое символизирует психологическую “дистанцию” по отношению к этому человеку. Каждый запоминает свое место, затем “построение” разрушается; б) после этого участник открывает глаза и расставляет всех присутствующих так, как они, по его мнению, могли бы расположиться по отношению к нему; в) и, наконец, затем член группы занимает место, на которое он сам себя первоначально поставил. Анализ: процедура дает возможность каждому проверить точность, адекватность своего видения взаимоотношений в группе, в частности, собственного места в ней. Кого он поставил правильно, а с кем ошибся, и почему? Успешный результат возможен только при искреннем выражении отношения. Возможно неоднократное применение. УПРАЖНЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ САМОРАСКРЫТИЯ “Ваша способность к искренности” Это упражнение проводится в парах. Каждый выбирает себе того, кому наиболее доверяет. Согласие должно включать в себя условие не играть. Время упражнения - 10-15 минут. Сядьте лицом друг к другу, посмотрите прямо в глаза. Поделитесь друг с другом чем-либо, действительно важным для вас: своими увлечениями, огорчениями, случаем из жизни. Поделитесь своими мыслями и чувствами. Когда вы слушаете, пытайтесь активно откликаться; когда рассказываете, старайтесь говорить свободно. Поочередно поделитесь друг с другом несколько раз. Анализ: какие чувства вы испытываете к своему партнеру до и после упражнения? Как он вас слушал, что его напрягало в вас во время этого упражнения?
“Десять недостатков” Участники рассаживаются в круг. Один участник выходит. В группе определяются десять его негативных характеристик или просто качеств. Вернувшийся участник сможет войти в круг, разгадав три качества, названных в его отсутствие недостатками. Остальные качества ему не сообщаются.
“Музей обидных воспоминаний” Ведущий: “Нередко мы относимся к своим обидам, как к большой ценности. Мы их прячем, бережем, накапливаем. А в конфликте предъявляем их, усиливая, как нам кажется, свою позицию. Попробуем же сейчас здесь сделать музей своих обидных воспоминаний”. Желательно акцентировать обиды, непосредственно возникшие с участниками, а не прошлые с другими людьми. “Я тебе доверяю” Тренер: “Сейчас каждый получит две наклейки: красную, которая означает доверие, и синюю, означающую недоверие. Вам надо определиться, кому сейчас вы в наибольшей степени доверяете, а кому – не доверяете. Но сначала прикиньте, сколько красных и сколько синих наклеек вы можете получит сами. Запишите эти числа так, чтобы никто не видел. Теперь закройте глаза. Сейчас я слегка толкну одного из участников. Он встанет и распределит свои наклейки. Вернувшись на место, он закроет глаза и слегка толкнет своего соседа, чтобы тот встал и распределил свои наклейки и т.д.”. В обсуждении можно обратить внимание: на степень совпадения прогнозов участников; ощущений тех, кто не получил карточек; тех, кто получил больше одной.
“Самораскрытие” Ведущий предлагает участникам закрыть глаза и представить себе шкалу от 1 до10. Единица на этой шкале означает, что он стесняется раскрываться, десять, что он может быть откровенным и искренним. Теперь пусть каждый решит, каким количеством баллов он оценивает свою способность к самораскрытию. Когда участники определят это для себя, пусть поднимут, не открывая глаз, соответствующее количество пальцев. Затем все открывают глаза и видят, сколько пальцев поднял каждый. “Кто есть кто” В этом упражнении несколько этапов. Сначала каждый участник на отдельных пяти карточках записывает в виде одного предложения пять своих важнейших личностных характеристик. Потом эти карточки сдают ведущему, и он их перемешивает. Для секретности можно заново переписать все карточки “одной рукой”. Затем снова каждый берет себе по пять карточек. По очереди участники зачитывают вслух по одной карточке и отдает ее тому, кто, по его мнению, мог ее написать. При этом желательно объяснить, почему он решил отдать карточку именно этому человеку. Если автор угадан, участник, получивший карточку, убирает ее из игры. Если не угадан, карточка складывается с остальными и вновь зачитывается. Если в начале игры участнику попали его собственные карточки, то все равно он должен их зачитать и отдать любому из участников. Упражнение заканчивается после того, как каждый получит обратно свои карточки.
“Какой Я?” На листке бумаги схематично нарисуйте себя таким, каким представляете. Под рисунком напишите основные характеристики своей внешности, своих физических качеств: высокий, худой, и т.д.(8-10 прилагательных). Затем сравните это с высказываниями членов группы. Вариант: перечислите основные свойства и качества своей личности - 8-10 качеств (самые существенные, определяющие жизненный путь). Сопоставьте с фактами своей жизни, с мнениями участников группы. “Горячий стул” Один из участников садится в центр круга или напротив всех остальных. Каждый из участников обращается к нему по следующей формуле: “Когда ты делаешь (говоришь) то-то и то-то, или ведешь себя так-то и так-то, то у меня возникают такие-то чувства или мне кажется, что это значит то-то и то-то”. Высказывания должны быть по возможности конкретными. Используется только информация, полученная за время прохождения всех занятий. Следует избегать определений и оценок типа: “Нравится”, “Хорошо”, “Плохо”. Описанную процедуру проходит каждый участник группы. Человек, сидящий в центре круга, должен стараться слушать как можно внимательнее, не спорить, не перебивать, не затевать дискуссий, не пытаться уточнять то, что ему говорят; не требовать объективных доказательств субъективных переживаний людей, дающих ему обратные связи, не помогать и не подсказывать. Одним словом, не защищаться от обратной связи. Продолжается до тех пор, пока никто уже ему не сможет ничего сказать. После того, как все участники высказались, участник, относительно которого производились высказывания, рассказывает, что он из этого извлек, что принял, что отвергает. На это упражнение затрачивается относительно много времени в зависимости от количества участников (на каждого по 15-20 минут). Это следует учитывать при планировании занятий. Вариант: один из участников садится спиной к группе, как будто его здесь нет. Группа говорит о том, как она его воспринимает (по принципам предыдущего упражнения).
“Мои достоинства” Все садятся в круг. Каждый член группы в течение 3-4 минут должен рассказать о своих сильных сторонах - о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает ему чувство внутренней уверенности в различных ситуациях. Необязательно говорить только о положительных чертах характера, важно отметить то, что является или может стать точкой опоры в различные моменты жизни. Необходимо избегать любых высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Затем ведущий предлагает остальным участникам добавить, какие они отметили сильные стороны того, кто рассказывал о себе. Анализ: работа над собой - это на только поиск недостатков, но и отыскание сильных сторон. Лишь опираясь на свои сильные стороны, человек может действительно работать над собой. Здесь можно сопоставить высказывания участников о себе и группы о каждом из участников. Большинство людей не умеют думать о себе в позитивном ключе. Дождь в парке
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 9784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.236.17 (0.009 с.) |