Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Осталось раскрыть последний секрет.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Если вы помните, в самом начале у нас была встреча с молодым человеком. Его неожиданное появление и такое же внезапное исчезновение. Кто же он? Это вполне реальный человек. Но в жизни такая встреча вряд ли была возможна. Дело в том, что ОН – это я сам, только из прошлого. В то время я даже не знал, что с такими вопросами можно куда-нибудь обратиться. Считал, что это только моя личная проблема. Сейчас я понимаю, что это, скорее, беда нашего времени. “Все одиноки и все без любви...” И все же я осуществил желанную тогда встречу с психологом. Правда, при помощи несколько фантастического приема - совместил два времени. Попробовал протянуть себе руку помощи из будущего. Но и сегодня я иногда встречаю этого одинокого молодого человека - в толпе улиц, в вечернем троллейбусе, в окне многоэтажного дома. Хочется, чтобы после прочтения этой книги ему стало жить немного легче.
СЛОВАРЬ ОБЩЕНИЯ На основе личного, житейского опыта каждый из нас вырабатывает свои представления о себе и о других людях. Но они не всегда бывают истинными, нередко это наши иллюзии. Именно эти “мифы” и создают непонимание и конфликты в общении. Цель этого словаря - дать расшифровку (на основе работ современных психологов и своих размышлений), некоторых понятий, неправильное использование которых приводит к заблуждениям в сфере человеческих отношений. Расшифровка каждого понятия предлагается не как наиболее точная, а скорее как возможность для дальнейшего размышления. В основе ее - иное видение давно привычного. Некоторые определения даются с описанием наиболее распространенных “мифов”.
Авторитет (миф “Верхняя позиция с правом властвовать и управлять”). Во-первых, это личность, помогающая другим людям искать их собственный путь в жизни. Во-вторых, он знает, что каждый должен найти опору в себе (когда человеком осознается своя слабость и необходимость стать на ноги). В третьих, он осознает, что сам не является тем идеалом, которому следует уподобить всех остальных, независимо от их особенностей; что некритическое отношение и преклонение препятствует развитию личности. Влюбленность (миф “Любовь”) - эмоциональная связь, основанная на субъективном, избирательном представлении о Другом как о самом лучшем, самом красивом, самом добром, самом умном. “Смотреть сквозь розовые очки”. Недостатки не замечаются. Сильная потребность в контакте. Недолговечность. Проходит со словами: “Я-то думала, а он (она) вон каким (какой) оказался (лась)!” Характеризуется наличием сильных ожиданий по поводу Другого. Воспитанный человек - тот, кто знает все нормы и знает, когда и насколько от них можно отступать. (Полувоспитанный - тот, кто никогда от них не отступает). Вина – самонаказание за то, что я не соответствую ожиданиям другого человека. В основе вины лежит скрытое требование. Группа - творческая лаборатория, где каждый изучает себя с помощью других. Это предполагает использование обратной связи. Группа - как система “зеркал”, как прививка. Гуманистическая психология - изучение человека, основывающееся на допущении, что он как человеческое существо свободен и, следовательно, ответственен за свои действия и их последствия для своего нормального роста и бытия. Это попытка открыть человека и его ситуацию ему самому, чтобы он в большей мере осознал всеми средствами, какие силы влияют на его опыт и, следовательно, на его действия. Зрелая личность - личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентаций, способна правильно воспринять мир и себя. Она принимает ответственность быть отличной от других, принимает ответственность за собственное поведение, оценивает опыт на основе данных, идущих от собственных ощущений, изменяет оценку опыта только на основе нового доказательства, принимает других как уникальных индивидов, отличных от себя, высоко ценит себя и других. Игра (миф “Развлечение, пустое времяпровождение”). Совместные действия, создание значимых ситуаций на основе определенных правил. Важная способность - полностью находиться “здесь и теперь”, погрузиться в данную ситуацию в момент игры. Изучение человека (миф “Наблюдать за ним, ставить над ним эксперименты и делать выводы, определить его сущность. При таком взгляде “сверху” интересны факты, движения”). Понять другого человека можно лишь в открытом и доверительном общении настолько, насколько сам сможешь открыться перед ним. Понимание изменчивости, многообразия и развития качеств человека. При горизонтальном подходе появляется интерес к внутреннему миру, к переживаниям. Индивидуальная тайна – это язва, изнутри разлагающая общение. Тайна одного из общающихся - это некоторая непрозрачная инородная капсула в теле общения, место, в котором прерываются ходы беседы, взаимных объяснений, воспоминаний и т. д. С развитием общения тайна вольно или невольно “пеленгуется” с разных сторон. Если происходит дальнейшее углубление общения, оно ведет к полному выталкиванию тайны на поверхность, тайна тяготеет к постепенному обнаружению. Исповедь и признание способствуют очищению “тела” общения от чужеродных ему ингредиентов. Сохранить тайну в душной замкнутости изолированного индивидуального сознания можно только ценой отказа от подлинного, проникновенного человеческого общения. Коммуникация (миф “Общение”). Обмен информацией, когда есть отправитель и получатель. Передача другому человеку того, что знаешь, а он еще не знает. Она безлична по своему характеру. Ложь - двойной текст в безнравственных целях. Любовь (миф “Это все хорошее, светлое, чистое, возникает нередко с первого взгляда, гарантия счастья в браке; любят чаще хороших людей, хорошие отношения между мужчиной и женщиной”). Эмоциональная связь, основанная на уникальности и неповторимости другого человека, не зависима ни от каких его качеств и проявлений. Длительность протекания, незаменимость другим человеком, объективное представление о любимом (может быть ужасный тип). Полюбить - принять другого человека в его уникальности. Любовь к себе (миф “ Это эгоизм, грех. В какой степени я люблю себя, в такой же не люблю других”). Реализация общей способности человека любить. Любовь к другим и к себе – это не противоположности, они взаимосвязаны. Если я являюсь человеком, то мое “я” также является объектом моей любви, как и другой человек. Максималист (миф “Человек, предъявляющий к другим повышенные требования”). Человек, не принимающий себя, в силу этого предъявляющий к себе повышенные требования. (Но расплачиваются за это окружающие). Манипулятивное общение - в нем партнер рассматривается как соперник в “игре”, которую надо непременно выиграть, чтобы пристроиться “сверху”. Использование другого как средства для достижения личных целей. (В отличие от подлинного общения, где другой выступает как цель нашего общения). Маска - совокупность знаков (речь, жест), подача которых обеспечивает гладкое и безопасное взаимодействие в человеческой группе. Пример: “Маска вежливости”. Маска отгораживает, роль приближает. Обида – наказание партнера за то, что он не соответствует моим ожиданиям. Обратная связь (миф “Информация о том, что представляет собой человек; говорится в форме оценок “ты - такой”). Это сведения о себе в связи с этим человеком: как я его воспринимаю; что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Общение (миф “Любой человеческий контакт, обмен информацией”). Самораскрытие субъекта другому субъекту, встреча двух исповедей, когда партнеры открывают друг другу свои системы ценностей, свои убеждения, устремления, переживания, надежды, идеалы и обогащают их в той мере, в какой это возможно при сохранении каждым своей субъективной уникальности, своей “самости”, своей свободы. Это совместная выработка общих представлений, установок, взглядов, т. е. достижение совместными усилиями духовной общности. Общение затрагивает самые сокровенные, “приросшие” к личности чувства, мысли, идеалы, то есть идет через переживание. Общение - связь равноактивных, равноуникальных субъектов. Общность (миф “Дружеская компания”). Дружеское общение, совместная жизнь и совместная работа автономных личностей, (т. е. с правом на своеобразие, неповторимость, самостоятельность в выборе судьбы), которые преследуют и создают общие цели, совместно ищут пути к достижению этих целей. Отношение к другим и к себе, самоотношение (миф “Отличаются друг от друга”). Одинаково (структурно идентично) и отличаются лишь направленностью (на себя, на других), “эмоциональный вектор”. Помощь другому (миф “Сделать что-то, за другого, давать ему то, в чем он нуждается. Осуществляется в форме готовых рецептов, добрых советов, “борьбы со злом”). Прежде всего, активизировать ресурсы того, кому помогают, чтобы тот сам справился со своими проблемами; усиливать у него веру в себя, в свои силы и возможности, дать поддержку в личностном росте и развитии. Привязанность - эмоциональная связь, основанная на ролевом ожидании, нуждается в постоянной поддержке. Принятие другого (себя) (миф “Восхищение, положительная оценка”). Это признание того, что существует. Работать над собой (миф “Бороться со своими недостатками, искоренять их, стремиться походить на свой идеал”). Познавать себя. Принимать себя во всем многообразии проявлении, раскрывать и развивать свою уникальность и неповторимость. Изменение наступает тогда, когда становишься тем, кто ты есть, а не тогда, когда пытаешься стать тем, кем ты не являешься. Развитие - болезненное осознание себя, своего характера. Человек должен быть поставлен в такие условия - то ли серией поражений, то ли еще чем-то, - в которых он будет вынужден осознать необходимость работы над собой. Ревность (миф “Свидетельство сильной любви”). 1. Страх сравнения. Ревнуют только к тем, кого считают красивее, интереснее и т.д. 2. Подавленное гомосексуальное желание. Ревнующий в фантазиях видит своего партнера в объятиях лица противоположного пола, т. е., то, что он не может себе позволить. Отсюда скрытая зависть “Ему можно, а мне нельзя”. Роль - то поведение, которое ожидается от меня другими в таком-то месте и при таких-то обстоятельствах. Действуя согласно этим ожиданиям, я исполняю свою роль. Самооценка и самопринятие (миф “Однозначные понятия”). Самооценка - отношение к себе как к носителю определенных свойств и достоинств. Механизм формирования основывается на сравнении своих достижений с достижениями других людей. Самопринятие - принятие себя в целом, вне зависимости от своих свойств и достоинств. Это не оценка, а стиль отношений к себе, общая жизненная установка. Самораскрытие (миф “Раздевание», “Психологический стриптиз”, “Открытие другим своих интимных тайн”). Человек идет на риск быть самим собой, остается без “маски”, не стремится выглядеть лучше, чем он есть, или хуже, не подстраивается под чужие ожидания. Высказывание того, что человек чувствует и думает в данный момент. Сексуальное здоровье - комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих коммуникабельность человека, и его способность к любви. Сексуальное здоровье предполагает свободу от страха, чувства вины и стыда, от ложных представлений и других психологических факторов, нарушающих сексуальные взаимоотношения. (Всемирная ассоциация здравоохранения). Симпатия - возникает на уровне “маски” партнера (понравился - не понравился), эмоциональное отреагирование первых контактов. Легко возникает и исчезает. Смех – проявлениескрытой агрессии. При смехе человек делает тоже самое, что и при агрессии: показывает зубы и издает разные звуки. Человек смеется, когда он что-то не понимает. Совместимость (миф “Автоматическое следствие определенного сочетания личностных свойств двух людей”). Результат процесса развития отношений в паре, их активной перестройки. Уверенный в себе человек – тот, кто проявляет любые свои эмоции, не оглядываясь на те эмоции, которые вызывают они у окружающих. Увлеченность – эмоциональная связь, включающая в себя личностное богатство другого. Условие счастья в браке (миф “Наличие любви, удачный выбор партнера”). Умение создавать человечные человеческие отношения. Взаимная готовность к этому, обоюдное желание подтверждать право другого быть таким, какой он есть, принятие друг друга. Утрата непосредственности – усиление значимости своего образа в глазах других, повышенная заинтересованность в их мнениях и оценках. Учиться общению (миф “Иметь информацию о “секретах общения”, поиск и тренировка эффективной техники воздействия, управления другими). Основной инструмент общения – человеческая личность, поэтому каждый изначально умеет общаться. Надо учиться убирать лишь “барьеры”, закрывающие и мешающие проявлять эту личность во всей ее уникальности и неповторимости. Надо создавать условия взаимоотношений, которые благоприятствуют психологическому росту человека и раскрытию его возможностей. В одиночку не этим не овладеть, чтобы научиться общаться – надо общаться. Ханжество – проецирование, приписывание другим собственных стремлений, противоречащих моральному осознанию субъекта. Цинизм – оправдание права на несовпадение внутренних ценностей и реальных поступков личности. Чтобы понравиться (миф “Для этого надо оказывать другому человеку услуги”). Сделать так, чтобы другой сам оказывал услуги. Житейская логика: если я делаю что-то хорошее человеку, следовательно, он – хороший. Дети, чтобы полюбить родителей, должны сами им помогать, вкладывать свои силы. Не любят не того, кто нам сделал что-то плохое, а того, кому мы сами сделали плохо. Эгоизм (миф “Сильная любовь к себе”). Полностью акцентируется собственная личность и проводится борьба за свои права, нередко за счет других людей. Это интерес только к себе, желание всего только для себя. Суждение о человеке с точки зрения его полезности для себя. Эгоист совершенно не способен любить себя и других. Эгоцентризм – “внедренность” только в одну собственную точку зрения. Частое употребление слов “Я”, “Мой”. Другие люди – всего лишь зеркало. АНАЛИЗ ТИПИЧНЫХ ФРАЗ “Давайте, наконец, делом заниматься!” (миф “Пора кончать бездельничать!”). Обращение внимания на себя: «Давайте решать мои проблемы! Займитесь мной, наконец!». “Не грусти”, “Успокойся”, “Не расстраивайся, подумай лучше о чем-нибудь приятном” (миф “Я забочусь о тебе”). Не чувствуй того, что чувствуешь! “Не сошлись характерами” (миф “Мы разные люди”). Это говорит о схожести характеров с одинаковыми “психологическими шипами” (импульсивность, эгоцентризм, деспотизм, безалаберность, чувство половой неполноценности, эмоциональная холодность и т. д.). Близкая связь таких людей приводит к конфликтам, так как они подвержены столкновению своими “шипами”. “Ты – дурак, невоспитанный и т. д.” (миф “Ты плохой”). Это скрытый самокомплимент: “Я умнее тебя, более воспитанный. Я хороший”. Не объясняет суть этого человека, а отражает собственное эмоциональное настроение. “Ты поступаешь безнравственно”. Это способ возвышения над собеседником: “Я бы так никогда не поступил”. “У меня нет проблем” (миф “У меня все в порядке”). “Я не знаю своих проблем”, “Покажите мне мою проблему!”.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ..... 4 ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ............................................... 5 ОТКРЫТОЕ ОБЩЕНИЕ – ЧТО ЭТО?................................. 8 БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ.................................................... 10 “БОКСЕР”, “КРЕСЛО ПРЕВОСХОДСТВА” И “ЧЕЛОВЕК-НЕВИДИМКА” 14 ВИДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОНТАКТОВ........................... 18 ПРИНЯТЬ СЕБЯ ИЛИ ИЗМЕНИТЬ?.............................. 22 Я – СОВЕРШЕНСТВО, Я – НИЧТОЖЕСТВО................ 27 “СКАЗКА – ЛОЖЬ” И ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ.......... 32 НЕ ИСКАЗИТЬ ДУШЕВНЫЙ СВЕТ…............................. 39 УВИДЕТЬ В ДРУГОМ - ДРУГОГО.................................. 40 ЗНАКОМСТВО – ЭТО ПРОСТО ИЛИ НЕ ПРОСТО?..... 43 КАКИМИ ЯЗЫКАМИ ОБЩЕНИЯ МЫ ВЛАДЕЕМ?......... 48 ЧУЖИХ ЛЮДЕЙ СОЕДИНЕННОСТЬ............................. 53 А ВЫ, ДРУЗЬЯ, КАК НИ САДИТЕСЬ?........................... 59 ЗАЧЕМ НАМ ВТОРОЙ НАПОЛЕОН?............................. 65 ШЕСТЬ ВЕЧЕРОВ БЕЗ МАСОК........................................ 70 ИГРОВОЙ ПОЛИГОН..................................................... 71 КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ...................................................... 73 КАК ЭТО ВИДИТСЯ........................................................ 88 ИГРЫ, В КОТОРЫЕ МЫ НЕ ИГРАЕМ........................... 93 СЛОВАРЬ ОБЩЕНИЯ........................................................ 112
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ЛИГА Это зонтичная организация (единственный официальный представитель) Европейской Ассоциации Психотерапии в Российской Федерации, осуществляющая базовую подготовку по программе Европейского Сертификата Психотерапевта. ОППЛ – широкое общественное объединение, включающее в свои ряды, тех, кто занимается или обучается психотерапии. Лига разделяет положения Страсбургской декларации по психотерапии, признающие психотерапию отдельной, самостоятельной профессией. Участие в Лиге и ее образовательных программах поднимет и усилит уважение людей к психотерапевтам без базового врачебного или даже психологического образования (педагогам, философам, социологам, журналистам, музыкантам, целителям и т.п.). Любой “стихийный психотерапевт” может поучится современной психотерапии. Сегодня в Татарстане организовано региональное представительство ОППЛ, куда могут обратиться все, желающие быть в этом объединении.
Подробная информация об ОППЛ: тел.: (095) 275 4567 на сайте: http://ppl.ptt.ru
Информация о региональном представительстве ОППЛ в Татарстане: тел.: (8432) 552 907 E-mail: spv2003@inbox.ru ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ПЕТРУШИНА С.В.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1062; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.19.29 (0.013 с.) |