Кафедра экономики и финансов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра экономики и финансов



 

 

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Практикум

 

Екатеринбург, 2012


 

 

Практикум подготовлен

Уральским гуманитарным институтом

 

Утвержден Научно-методическим советом УрГИ

 

Составитель: канд. экон. наук, доцент Алтунина Т.М.

 

 

Ответственный редактор:

 

 


 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дисциплина «Институциональная экономика» является важной дисциплиной подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент».

Цель практикума – способствовать формированию навыка решения экономических задач.

В результате работы с практикумом студенты должны приобрести следующие компетенции:

- применять теоретические знания для объяснения реальных экономических процессов;

- анализировать различные экономические теории и модели.

Материал задач может служить, с одной стороны, иллюстрацией к тому или иному положению, с другой, углубляет понимание теоретического вопроса.

Курс «Институциональная экономика» включает практические занятия по следующим темам:

- Альтернативные (вмененные) издержки. Производственные возможности экономики.

- Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

- Эластичность

- Теория поведения потребителя

- Теория издержек.

- Максимизация прибыли фирмы на совершенно конкурентных рынка

- Максимизация прибыли фирмы на рынках несовершенной конкуренции.

- Ценообразование на факторы производства.

- Основные макроэкономические показатели

- Денежно-кредитная система

- Потребление, сбережения, инвестиции.

- Финансовый рынок. Налоги и налогово-бюджетная система

- Финансовый рынок. Рынок ценных бумаг

- Инфляция.

- Безработица

- Макроэкономическое равновесие и экономический рост

- Платежный баланс и валютный курс

 



ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

ТЕМА. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА.

 

 

Практическая работа № 1

Тема:

Альтернативные (вмененные) издержки. Производственные возможности экономики.

Цель практической работы:

Научиться выделять альтернативные издержки и совершать оптимальный выбора из альтернативных возможностей.

Ожидаемый результат:

Формирование навыка оптимального экономического выбора из альтернативных возможностей.

 

 


Задача

На небольшом острове живут 5 человек. Они ловят крабов и собирают кокосы. В день один человек может собрать 5 кокосов, либо выловить 10 крабов. На острове нет никаких государственных институтов и не действует закон возрастающих альтернативных издержек

а) Начертить кривую производственных возможностей экономики этого острова

б) На остров завезена техника, в результате чего каждый островитянин может теперь собирать 20 кокосов в день. Нарисовать изменение КПВ.

Решение:

а) Распределим работу каждого человека на острове по всем возможным вариантам. Например, если все островитяне пойдут ловить крабов, то кокосы будет собирать некому. В этом случае 5 островитян за день смогут наловить 10 крабов * 5 = 50 крабов

Если теперь одного человека отправить собирать кокосы, он за день сможет насобирать 5 кокосов, остальные 4 человека наловят 10 * 4 = 40 крабов. Продолжая рассуждать аналогичным образом, можно построить таблицу:

 

Крабы Кокосы
Кол-во человек, занятых на ловле крабов Кол-во выловленных крабов Кол-во человек, собирающих кокосы Кол-во собранных кокосов
       
       
       
       
       
       

 

Теперь построим кривую производственных возможностей:

б) Решение проводится аналогично варианту а).

 

Крабы Кокосы
Кол-во человек, занятых на ловле крабов Кол-во выловленных крабов Кол-во человек, собирающих кокосы Кол-во собранных кокосов
       
       
       
       
       
       

 

Задача решена.

 

 

Дополнительные задачи

Задача 1. Кузнецу "А" требуется на производство одной подковы 1 час, на производство одного серпа - 2 часа работы. Кузнецу "Б" - требуется на производство подковы 2 часа, а на производство серпа 1 час работы в день. Каждый кузнец работает по 8 часов в день.

Изобразить индивидуальные и общую дневную кривую производственных возможностей кузнецов "А" и "Б".

Задача 2. Рабочий Иванов изготавливает деталь «1-К» за 15 минут, а деталь «15-П» за 30 минут. Рабочему Петрову требуется на изготовление детали «1-К» - 30 минут, на деталь «15-П» - 20 минут. Каждый работает по 8 часов в день.

а) Изобразить графически индивидуальные КПВ Иванова и Петрова, общую дневную КПВ двух рабочих;

б) Предположим, что модернизировали технологию изготовления детали «1-К», что сократило время ее выработки. Теперь рабочий Иванов изготавливает деталь на 5 минут быстрее, а рабочий Петров изготавливает деталь на 10 минут быстрее чем ранее. Что произойдет с общей дневной КПВ рабочих. Изобразить ситуацию графически.

Задача 3. В стране производят автомобили и тракторы. При производстве 7 автомобилей, тракторы не производят. При производстве 6 автомобилей, производят 9 тракторов и т д. в соответствии с таблицей:

 

Варианты А Б В Г Д Е Ж З
Автомобили                
Тракторы                
Альтернативные затраты                

 

а) Построить кривую производственных возможностей страны

б) Определить альтернативные издержки производства одного автомобиля (при нарастании их числа с 0 до 7)

в) Проанализировать, как меняются альтернативные издержки (падают, растут, не изменяются).

Задача 4. Программист Петрова зарабатывает в час 10 у.е. Ее мать на пенсии. В магазине за говядиной по 8 у.е. за 1 кг нужно стоять час. За говядиной по 12 у.е. за 1 кг очереди нет.

При каком объеме покупок рационально приобретение более дешевой говядины а) для программиста Петровой? б) ее матери?

Задача 5. С одного острова на другой можно добраться двумя способами - паромом или самолетом. Стоимость билета на самолет - 90 у.е., на паром - 30 у.е. Время в пути: самолетом - 2 часа, паромом - 12 часов. Какой вид транспорта более предпочтителен для человека с доходом в час а) 1 у.е., б) 8 у.е.

Задача 6. Банковский служащий собирается сделать косметический ремонт в одной из комнат квартиры. Он может нанять рабочих или сделать ремонт сам за счет неоплаченного отгула. Зарплата служащего 15 долларов в час. Бригада за ремонт просит 450 долларов (за весь ремонт) и обещает при этом справиться за 30 часов. Сам служащий намеревается справиться за 40 часов.

а) Стоит ли нанимать бригаду? Докажите расчетами. б) Надо ли учитывать расходы на стройматериалы при оценке альтернативной стоимости? Почему?

Задача 7.Имеющиеся в Вашем распоряжении 24 часа суток Вы используете на сон (8 часов), работу и отдых. Нарисуйте кривую производственных возможностей для двух альтернатив - труда и отдыха. Как изменится вид кривой, если продолжительность сна сократится до 4 часов. Отражает ли полученная зависимость закон возрастания альтернативных издержек? Почему?.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.01 с.)