Население Восточной Европы в 1тыс. до н.э. – начале 1 тыс. н.э. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Население Восточной Европы в 1тыс. до н.э. – начале 1 тыс. н.э.



В отдаленную эпоху в Европе обитали родственные племена – предки индоевропейских народов. Позднее (в период неолита и в течение бронзового века) эти племена стали расселяться. Предков славян можно предположительно найти среди племен бронзового века, населяющих бассейны Одры, Вислы и Днепра. В то же время еще не было разделения славян по языку на западных и восточных.

Античные авторы 1-4вв. н.э. знают славян под собирательным именем венедов, антов и собственно славян, называя их «великим народом», «бесчисленными племенами». Еще в эпоху наиболее ранних славянских городищ, в 4в. до н.э. греки знали собирательное имя «венеты», правда в несколько искаженном виде - «энеты». Предполагаемая максимальная территория предков славян на западе доходила до Эльбы, на севере – до Балтийского моря, на востоке – до Сейма и Оки, а на юге границей была широкая полоса лесостепи. На этих обширных землях обитало, вероятно, несколько сотен славянских земледельческих племен. В лесостепной полосе, по свидетельству Тацита (1в. н.э.), происходило смешение славян с сарматами.

Родственные славянам литовско-латышские племена в это время еще мало отличались от славян по языку и образу жизни.

У северных и северо-восточных соседей славян – племен финно-угорской языковой семьи, в то время были такие укрепленные поселки-городща, но в системе их хозяйства коневодство известное время преобладало над земледелием. Прикамье и Приуралье были тесно связаны со скифским миром. Геродот называет приуральские племена, жившие на Каме, тиссагетами.

Из числа исчезнувших народов большой след в истории Восточной Европы оставили скифы и сарматы, относящиеся к североиранской группе индоевропейских народов. Культура кочевых племен, известных в 6-3вв. до н.э. на территории от Венгрии и до Алтая (скифы, сарматы, саки, массагеты) имела некоторые черты сходства, но эти племена никогда не составляли единого политического целого. На восток от Днепра жили скифские кочевые племена, на запад от Днепра – скифы-земледельцы. Господствующими среди причерноморских кочевых племен было племя царских скифов, кочевавшее между Днепром и Нижним Доном.

На обширной территории скифо-сарматских поселений в разных местах складывались союзы племен и государственные объединения рабовладельческого характера. В 5в. до н.э. возникло государство у синдских племен, населявших таманский полуостров и Приазовье. Другое государство образовалось в степях близ устья Дуная в середине 4в. до н.э. Более прочным было скифское государство, сложившееся около 3в. до н.э. с центром в Крыму. В состав скифского царства входили как земледельческие, так и скотоводческие племена. Скифские племена не были совершенно стерты с лица земли бурными событиями. Часть их была, очевидно, ассимилирована славянами, о чем говорит наличие в русском языке скифо-иранских слов (хорошо, топор, собака и т.д.). Остатки скифских племен слились впоследствии со славянами.

5.Проблема этногенеза славян в свете исторических, археологических, лингвистических и других источников.

По своему языку славяне относятся к обширной группе так называемых индоевропейских народов, населяющих Европу и часть Азии до Индии включительно. Индоевропейские языки родственны между собой и образующих несколько языковых семей: славянскую, германскую, кельтскую, романскую, иранскую, индийскую и др. Во всех этих языках имеются сходные слова, относящиеся, по-видимому, к первобытной эпохе. В глубокой древности далекие предки индоевропейских народов говорили на близких всем им языках, но постепенно эти языки стали обособляться друг от друга.

Славянские племена издавна занимали Центральную часть Восточной Европы. В ходе исторического развития славяне расселяются в разных направлениях, ассимилируя многие соседние племена.

По вопросу о происхождении и древнейшей истории славян существовало много ошибочных представлений. Летописец Нестор правильно считал, что первоначально славяне жили в Центральной и Восточной Европе примерно от Эльбы до Днепра и лишь в первых веках нашей эры заселили бассейн Дуная и Балканского полуострова.

Буржуазные ученые нередко определяли «прародину» славян как очень незначительную территорию где-то около Вислы и Карпат, что не соответствует действительности.

Схематично происхождение славян можно представить себе так.

В отдаленную эпоху в Европе обитали родственные племена – предки индоевропейских народов. Средством общения у них являлся примитивный язык с небольшим количеством слов. Позднее (в период неолита и в течение бронзового века) эти племена стали расселяться, связь между ними слабела и проявлялись некоторые, первоначально очень незначительные особенности в языке, создавались языковые семьи, отражающие уже иную группировку древних племен. Предков славян можно предположительно найти среди племен бронзового века, населяющих бассейны Одры, Вислы и Днепра. В то же время еще не было разделения славян по языку на западных и восточных. Проблема происхождения славян является очень сложной; здесь много спорных вопросов, которые исследуют историки, лингвисты, антропологи и археологи.

6. Великое переселение народов и славяне.

Многочисленные славянские племена, занимавшие во 2-5вв. н.э. обширные пространства в Центральной и Восточной Европе, начинают играть все боле значительную роль в общеевропейских событиях.

В середине 2в. ряд племен Восточной Европы совершал походы в трех направлениях: по Дунаю; по западному берегу Черного моря от устьев Днепра и Вифинии и Эллады; через Крым и Керченский пролив на восточное побережье Черного моря до Трапезунта.

Повествующий об этих походах автор именует всех жителей Восточной Европы устаревшим к этому времени именем «скифов» (оно держалось до 12в., когда скифами называли славян). Одна часть «скифских» войск воевала в Иллирии, другая дошла до Рима. Удачные походы приводили к тому, что «варвары овладевали множеством сокровищ и пленных». Среди славянских древностей 3-4вв. в Киевской земле и на Оке встречаются дорогие золотые вещи. Начавшееся в 1в. н.э. проникновение славян в среду сарматских племен и продвижение славян на юг усилилось в период кризиса империи и образования обширных союзов племен.

В 4в. произошло столкновение славян (антов) с готами. При описании событий 70-х годов 4в. Иордан передает интересные сведения о росомонах и антах. Князь одного из готских племен Германарих был убит в своей стране двумя росомонами, мстившими за свою сестру, жестоко умерщвленную остгостким князем. В племени росомонов историки видят наиболее раннее упоминание славянского племени русь, которое первоначально произносилось как «рось». Земли этого племени лежали, по всей вероятности, на южной окраине славянских поселений, в бассейне реки Роси.

Преемник Германириха – Винитар воевал с восточными антами. Сначала он был побежден антами, но позднее он стал действовать более жестоко и распял короля антов с сыновьями и семьюдесятью старейшинами, чтобы трупы повешенных удвоили страх побежденных. Но с подобной свободой повелевал он всего только в течение одного года.

Двухвековое пребывание готов в Причерноморье не оказало существенного влияния на жизнь коренных славянских земель.

7. Восточные славяне в 6-8 вв.

С падением в 5в. Рима начался всемирно-исторический поединок между приходившей в упадок рабовладельческой империей и народами Европы. Историческая роль славян состояла в том, что они решили исход этой многовековой борьбы. Завоевав половину византийских владений, славяне усилили роль общины в социальной жизни, чем содействовали уже происходившему в Византии процессу феодализации.

На Дунае и в Причерноморье строились крепости, отдельных славянских князей сманивали на византийскую службу и в то же время использовали кочевников-гуннов для борьбы против славян. Борьба с Византией, обладавшей большой и оснащенной армией и флотом, не могла вестись разрозненными отрядами славян. Нужна была организация крупных походов, концентрация больших войск. Производственные силы славянского общества в 5-6вв. значительно выросли. Славянские племена могли уже выставить и снарядить большое войско, как пешее, так и конное, снабдить его оружием.

Крупные союзы племен, сложившиеся в 4-7вв., представляли собой именно ту организацию, которая могла успешно вести упорные войны с Византией. К сожалению, византийские писатели, оставившие нам сведения о военных походах этого времени, не знали названий славянских племен и их союзов. Им было известно старое собирательное имя славян – «венеты» (применительно к восточной части венетов – «анты»), и новое название – «склавины», «славяне», «словене», которое применялось первоначально лишь к населению окраин венетской земли, а к 9-10вв., стало общим собирательным названием.

В произведениях некоторых византийских авторов упоминаются князья. Можно полагать, что как раз в это время усилилась власть князей, стоявших во главе славянских племенных союзов и руководивших их борьбой с Византией. Натиск славян на Византию стал особенно сильным в 20-е годы 6в. Славянские дружины прорвали все укрепленные линии на Дунае, прошли через горные хребты Балканского полуострова и дошли до Фессалоник и земель древней Спарты. Морские флотилии славян осаждали Константинополь и плавали по Эгейскому и Средиземному морям. Восточная часть Балканского полуострова была колонизирована славянами из Поднестровья и Приднепровья. К восточным же славянам надо отнести и хорватские племена, пришедшие на Балканы из земель Прикарпатья. Принимали участие в колонизации и западнославянские племена.

Результатом победоносных походов славян на Византию было заселение опустевших византийских земель славянскими общинами, значительное расширение здесь запашки и подъем целины.

Для основной восточнославянской территории успех византийских походов был показателям, во-первых, возросшего уровня производительных сил, при котором уже можно было снаряжать десятки или сотни очень крупных военных экспедиций; во-вторых, окрепшего объединения славянских племен и, в-третьих, усиления князей не только на завоеванной византийской территории, но и в пределах основных славянских земель, куда возвращались из походов многие дружины.

К 9в. значительно расширилась область, заселенная славянами. Помимо исконной территории в Восточной Европе славяне расселились в землях северо-восточных угорских племен (Приладожье, Верхняя Волга) и в 6 и 8в. колонизировали черноземные степи.

На протяжении 6-8вв. у славян продолжался интенсивный распад родо-племенных связей. Отдельные семьи, объединенные уже не на основе родства, образовывали сельскую (соседскую), или территориальную общину. В пределах общины развивался институт частной собственности.

Походы на Византию способствовали распаду первобытнообщинных отношений у славян, так как во время этих походов обогащались многие их участники и особенно племенная знать – князья и бояре.

8.Этническая история Восточной Европы второй половины 1 тыс. н.э.

Славяне, варяги, кочевники.

В 4в. образовался сильный союз гуннских племен, которые прошли через Керченский пролив в Европу и в 70-х годах 4в. обрушились на славян, готов и Римскую империю. В 5в. гуннский вождь Аттила властвовал над мощным союзом племен, центром которого была степная долина Среднего Дуная. Нашествие гуннов очень тяжело сказалось на покоренных ими племенами. В 5в. исчезает устойчивая, существовавшая около трех столетий славянская земледельческая культура лесостепной полосы с ее довольно развитой торговлей. Славяне обогатили гуннов элементами своей культуры, но их собственное развитие было сильно нарушено нашествием кочевников. Провоевав в Европе около 80 лет, гуннский племенной союз распался. Одна часть племен осталась на Дунае и в Причерноморье, а другая откочевала обратно на восток.

На территории Алтая и Монголии в результате завоевания тюрками соседних племен сложилась обширная держава – Тюркский каганат. В конце 6в. западная часть этого государства временно обособилась под названием Западнотюркского каганата, занимавшего часть современного Казахстана и Киргизии. Тюрки неоднократно совершали походы на земледельческие области Средней Азии и постепенно заселяли их. У Тюркского каганата были торговые связи с Китаем и Византией.

В степных пространствах Причерноморья, Северного Кавказа и Поволжья образовались три тюркских племенных союза, превратившихся затем в государства: аварский, хазарский и болгарский. В их состав, очевидно, вливались новые орды кочевников, приходивших сюда из заволжских и закаспийских степей. Авары в 6в. повторили в известной мере движение гуннов, обрушившись на славян и создав между Дунаем и Карпатами воинственную державу – Аварский каганат, просуществовавший до начала 9в.

В 6-7вв. хазары кочевали в восточной прикаспийской части Северного Кавказа, совершая через Дербентский проход набеги на богатые области Закавказья.

Около 7в. сложилось Хазарское государство, во главе которого стоял каган. Нижняя Волга нередко называлась «Хазарской рекой». Сами хазары вплоть до 10в. оставались кочевниками-скотоводами.

В 7-9вв. хазары распространили свою власть на Крым, Приазовье и часть болгарских племен. Возможно, что в это же время они взимали дань с некоторых славянских племен. В пределах Хазарии славяне жили на Нижнем Дону.

Примерно в 8в. в южнорусских степях, на северо-западе от Хазарии, появились венгры (мадьяры) – объединение приуральских племен, переселявшихся в Приазовье из районов Южного Урала. Позднее, в 9в., они прошли на Дунай, где и основали Венгерское государство.

Болгарские племена, кочевавшие в районе Азовского моря, были родственны аварам и хазарам, представляли одно из ответвлений тюркской языковой семьи.

Около 7в. болгарские племена разделились на четыре группы. Две из них продолжали кочевать в Приазовье («черные болгары»). Третья группа племен отправилась на запад и подчинила себе в конце 7в. славянские племена на Дунае, которые также стали называться болгарами. Четвертая группа болгарских племен («серебряные болгары») перекочевали в Среднее Поволжье, где подчинила ряд местных племен. Здесь было создано государство, просуществовавшее до 13в. Столицей Волжской Болгарии являлся город Булгар (Болгар), находившийся на берегу Волги, южнее устья Камы.

Около 10в. в Волжской Болгарии сложились феодальные отношения. В начале 10в. болгары приняли ислам, что укрепило связи Болгарии со Средней Азией.

\9.Формирование раннегосударственных отношений у восточных славян.

Развитие земледелия, отделение ремесла от земледелия, распад родовых связей внутри общин, рост имущественного неравенства, развитие частной собственности, усложнение аппарата племенных княжений, а также усиление боярства – все это подготавливало возникновение нового феодального способа производства и, следовательно, формирование раннефеодального государства.

Сложившееся к 9в. древнерусское государство возникло в результате очень длительного и постепенного раскола общества на антагонистические классы, проходившего у славян на протяжении всего 1 тысячелетия н.э.

Вопрос о начале Русского государства интересовал уже летописцев 11-12вв. Самые ранние летописи начинали, по-видимому, свое изложение с княжения Кия, считавшегося основателем Киева и Киевского княжества. Легенда о построении Киева Кием и его братьями Щеком и Хоривом возникла, очевидно, задолго до 11в., так как она уже в 8в. оказалась записанной в армянской хронике. По всей вероятности, время Кия – это период славянских походов на Дунай и в Византию. Автор «ПВЛ» сообщает, что Кий ездил в Царьград, был почетным гостем византийского императора, построил город на Дунае, но потом вернулся в Киев. Далее в «ПВЛ» следует описание борьбы славян с кочевниками-аварами в 6-7вв. Некоторые летописцы началом государственности считали «призвание варягов» во второй половине 9в. и к этой дате подгоняли все остальные известные им события ранней русской истории (Новгородская летопись) эти сочинения использовались для обоснования своей теории норманистами.

Государство Русь сложилось из пятнадцати крупных, населенных восточными славянами, областей, хорошо известных летописцам. Около Киева издавна жили поляне, которых летописец называет русью. Их соседями на востоке были северяне, вниз по Днепру, южнее полян, жили уличи, на западе соседями полян были древляне, еще далее на запад были расположены земли волынян, бужан, дулебов. Крайними восточнославянскими областями были земли тиверцев.

Севернее полян и древлян находились земли дреговичей, а на восток от них, по реке Сожу – радимичей. На Оке и Москве-реке жили вятичи, граничившие с неславянскими племенами Средней Оки. Северные области летописец называет землями кривичей, полочан и словен.

В исторической литературе за этими областями укрепился условный термин «племена». По своим размерам эти славянские области так велики, что могут быть сопоставлены с целыми государствами. Каждая из них являлась объединением нескольких мелких племен, названия которых в источниках не сохранилось.

В глубокой древности славянство состояло, по-видимому, из 100-200 небольших племен. Племя, представлявшее совокупность родственных родов, занимало территорию примерно в 40-60км в поперечнике. В каждом племени собиралось, вероятно, вече, решавшее важнейшие вопросы; выбирался военный вождь (князь); существовали постоянная дружина и общеплеменное ополчение («полк», «тысяча»). В пределах племени был свой «град», где собиралось общеплеменное вече, находился торг, производился суд. Там имелось святилище. Эти «грады» еще не были настоящими городами, но многие из них с развитием феодальных отношений превратились или в феодальные замки, или в города.

Следствием крупных изменений в структуре родовых общин, сменяемых соседскими, явился процесс формирования союзов племен. Чем сильнее шел процесс распада первобытной родовой замкнутости, тем прочнее и долговечнее становились союзы племен.

Развитие мирных связей между племенами, или военные победы одних племен над другими, или необходимость борьбы с внешней опасностью содействовали созданию союзов племен.

Таким образом, на протяжении 6-9вв. возникали предпосылки феодальных отношений и происходил процесс складывания древнерусского феодального государства.

10. Социально-экономические условия и внешние факторы образования Древнерусского государства. Норманизм и антинорманизм. Теории происхождения названия «Русь».

В середине 9 века в Восточной Европе появились варяги. Они появились в Новгородской земле и стали собирать дань с новгородских словен, кривичей, угорских племен. Однако в летописях упоминается, что местные люди отказались давать дань и прогнали их за море. Однако среди северных племен вспыхивали войны. Тогда они, и в первую очередь новгородцы, «пригласили» к себе князя Рюрика. В то время общество находилось на такой стадии развития, когда отсутствие князя оборачивалось для народа бедствием. Летописный рассказ про «приглашение» повествует как появилась варяжская династия в Новгороде, а затем и в Киеве.

С решением вопросов о происхождении государства Руси обычно начинались споры о происхождении слова «Русь». В новгородских и киевских летописях сказано однозначно: русами назывались варяги. Отсюда и название государства – Русь. Вопрос этот, однако, очень сложный, противоречивый и окончательно нерешенный. Теперь большинство историков придерживаются мнения, что у восточных славян к 9в. существовали все социально-экономические условия для возникновения государственности. Появление варягов решающего значения не имело, возможно, они ускорили этот процесс. Сын Рюрика, Игорь, был малолетним, когда умер его отец. Родственник Рюрика, князь Олег, начал собирать и подчинять восточно-славянские земли, какие находились за гранью Новгородской земли. В 882 году Олег захватил Киев. Объединение под властью одного князя городов Новгорода и Киева было важным событием в развитии восточно-славянской государственности. Олег и Игорь были первыми киевскими князьями, которые подчинили своей власти почти все племенные объединения восточных славян. Подчинение осуществлялось исключительно силой. Случалось, когда власть в Киеве переходила от одного князя к другому, отдельные племенные княжества отказывались платить дань. Киевские великие князья опирались на свою дружину, которая содержалась за счет собираемой дани. Опираясь на дружину, киевские князья представляли Русь в международных делах. При Ярославе Мудром фактически завершилось основание Руси, как формально единого государства. Так возникла Киевская Русь или по-другому Древнерусское государство.

В 18в. некоторые из приглашенных в Россию немецких ученых (Байер, Миллер, Шлецер) создали теорию о несамостоятельном развитии русской государственности. Опираясь на русскую летопись, передающую легенду о призвании рядом славянских племен в качестве князей трех братьев (Рюрика, Синеуса и Трувора) – варягов, норманнов по происхождению, эти историки утверждали, что норманны были создателями Русского государства. «Норманисты» полагали, что славяне в 9-10вв. были совершенно дикими людьми, не знавшими ни земледелия, ни ремесла, ни оседлых поселений, ни военного дела. Всю культуру Руси они приписывали варягам; само название Русь связывали только с варягами.

Противоположного мнения придерживались «антинорманисты», к которым относился и М.В. Ломоносов. Большинство дореволюционных историков вопросы происхождения Русского государства связывало с вопросами этнической принадлежности народа «русь», о котором говорят летописцы. «Норманисты» настаивали на том, что «русь» – это варяги, норманны, т.е. жители Скандинавии. Но отсутствие в Скандинавии племени или местности по имени «русь» поколебало тот тезис норманнской теории. Историки «антинорманисты» предприняли поиски народа «русь» во всех направлениях от коренной славянской территории. Древних русов искали среди балтийских славян, литовцев, хазар, черкесов, финно-угорских народов Поволжья, сармато-аланских племен и т.д.

11.Внутренняя и внешняя политика Древнерусского государства в конце 9 – начале 11 в.

Древнерусское государство вело борьбу с варяжскими дружинами, Византией, Хазарией и другими государствами. Борьба с внешней опасностью была одним из факторов, способствовавших образованию государства с центром в Киеве. Древнерусские князья и дружинники стремились также к расширению территории государства и завоеванию торговых путей.

Серьезным препятствием для развития русской торговли были степные кочевники и Хазарский каганат. На рубеже 9-10вв. началось планомерное наступление русских дружин на Хазарию. Наступление закончилось полным разгромом Хазарии войсками Святослава в 965г.

В конце 9в. и в начале 10в. русские войска совершили ряд походов на побережье Каспийского моря и в степи Кавказа, где они заняли один из островов близ Баку и город Бердаа. Этими походами прокладывались торговые пути в восточные страны.

Торговые отношения Руси с Византией нарушались постоянными военными столкновениями. Киевские князья старались укрепиться в Причерноморье и Крыму. Византия всячески стремилась ограничить сферу влияния Руси в Причерноморье и подчинить ее себе, используя для этого как воинственных кочевников, так и христианскую церковь.

В 911г. при князе Олеге соединенные силы ряда древнерусских земель осадили столицу Византии – Царьград (Константинополь) и вынудили византийское правительство подписать в этом же году договор, выгодный для Руси в торговом отношении. Однако при князе Игоре в 941г. после неудачного похода на Византию, был заключен новый договор, менее выгодный.

Большое значение для развития государства имела деятельность Святослава (964-972). Войска Святослава воевали с печенегами, разгромили Хазарский каганат, чем открыли путь на Восток. Византия пыталась столкнуть между собой Русь и Дунайскую Болгарию. Святослав вмешался в византийско-болгарскую борьбу, но в интересах не византийский дипломатии, а древнерусского государства. В результате первого похода Святослава на Болгарию (968) русские заняли ряд городов, из которых особо большое значение имел Переяславец. Ввиду нападения печенегов на Киев, Святослав вынужден был вернутся. Придя вторично на Балканы, Святослав действовал уже в союзе с болгарами против Византии.

Значительный шаг вперед Древнерусское государство сделало во время княжения Владимира Святославича (980-1015гг.). в это время по-прежнему грозными врагами Руси оставались печенеги, занимавшие степи. Владимир создал оборонительную линию южнее Киева, построив ряд крепостей, наиболее значимыми из которых были Переяславль и Белгород. Опираясь на эти линии, Владимир оградил Русь от новых набегов. При Владимире была сделана попытка установления судебных наказаний. В 996г. при дворе Владимира был создан первый летописный свод. Важной мерой были две религиозные реформы Владимира: попытка унификации языческих культов в 983г. и принятие христианства в 988г.

12. Принятие христианства Русью и причины религиозной реформы.

Христианство распространилось на Руси с середины 9в. Новая вера проникала сюда из разных стран. Вместе с византийской церковью стремились иметь свое влияние и церковь римская (латинская). Дошли сведения, что киевский князь Аскольд в 860 году заставил греков заключить договор «мира и любви». Одним из его пунктов было крещение Руси, однако условий для принятия христианства тогда еще не было, слишком сильны были старые языческие верования. Однако стремление князей «крестить» Русь не пропало. При князе Игоре в 945 году вновь поднимается вопрос о христианах на Руси. Христианское влияние шло главным образом из Византии, греческие миссионеры действовали во многих городах Древней Руси, главным образом в Киеве. Тут, вероятно, около 955 года приняла христианство жена князя Игоря – Ольга. В 980 году папа римский направил к князю Владимиру целое посольство. Однако христианство на Руси было принято по византийскому образцу. В 988 году, когда князь Владимир был окрещен и объявил об христианизации Руси. По приказу князя, киевлян согнали в Днепр в воду и греческие священники окрестили их. На Руси появилось духовенство. Во главе встал митрополит, который имел свою резиденцию в Киеве. Правом назначения митрополита пользовался константинопольский патриарх. Церковь на Руси находилась в зависимости не от государства, а от греческой церкви. Митрополитами были только греки. Митрополитам и епископам подчинялось «белое» (женатое) духовенство, а также «черное» (монахи и чернецы). Подобно византийскому, русское духовенство всегда поддерживало светскую власть, так можно было без хлопот заботиться о церковных выгодах. Церковь на Руси получила от князей десятую часть государственных доходов и значительные земельные владения. Церковь всегда отстаивала единство страны и необходимость сильной княжеской власти. В свою очередь государство всегда содействовало церкви. Принятие христианства было крупным шагом вперед, укрепились связи Древней Руси с другими странами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 3064; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.034 с.)