Социально-экономический и политический строй Древнерусского государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономический и политический строй Древнерусского государства



В 9 – начале 12в.

Основу сельского хозяйства составляло пашенное земледелие. Сеяли рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес, просо, горох, чечевицу, лен, сажали репу. Применялась переложная система (когда пашня на некоторое время забрасывалась). Уже было известно двухполье с яровыми и озимыми посевами. В лесных районах сохранялось подсечное земледелие.

Крестьянская сельская община называлась «миром» или «вервью» и могла состоять как из одного большого села, так и из ряда разбросанных поселений; как из больших семей, так и из мелких крестьянских хозяйств. Кроме смердов-земледельцев в верви жили и смерды-ремесленники: кузнецы, гончары. Они работали главным образом на заказ. Жители соседних «миров» экономически были слабо связаны друг с другом. Центрами притяжения нескольких «миров» был погост – место религиозных празднеств и место общего кладбища, периодического торга, сбора дани и оброка.

Крестьяне, жившие на государственных землях, платили подати в княжескую казну и не знали личной зависимости от феодала. Феодальная собственность на землю возникала в процессе роста имущественного неравенства в связи с переходом части пахотной земли в индивидуальное владение отдельных крестьянских хозяйств. Росту феодального землевладения способствовали и прямые захваты феодалами крестьянских земель.

Феодальная вотчина состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее крестьянских «миров». Усадьба была укреплена и поэтому иногда называлась «градом». В усадьбе находились двор и хоромы господина, дома его тиунов (управляющих) и дворовой челяди, мастерские ремесленников, закрома и амбары.

С развитием феодальных отношений усиливалась борьба крестьян. Наиболее распространенной формой ее были побеги от хозяев. В 10в. произошло восстание в Древлянской земле против Игоря и его дружины. Данные о различных проявлениях классовой борьбы содержит «Русская правда», в которой предусматривались наказания за нарушение границ земельных владений, поджог бортных деревьев, убийство представителей вотчинной администрации, массовое хищение имущества феодалов и др.

В это время возрастает роль городов, которые представляли собой центры ремесленного производства, торговли. Крупными городами были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов. Часть городов возникла на месте древних племенных погостов и «градов», часть развилась из феодальных дворов и замков, а часть была заново построена феодалами. Вблизи городов обычно основывались особые села, куда феодалы приглашали людей и давали им ряд льгот – свобод, отчего и сами села называли «свободами», «слободами».

В это время внутренняя торговля была развита очень слабо. В деревню проникали лишь мелкие торговцы. Продукция городских ремесленников, как правило, не получала значительного распространения на рынках внутри страны. Преобладала работа на заказ. Несмотря на развитие внешней торговли, полностью сохранялся натуральный характер экономики страны. Громадная часть предметов вывоза не производилась как товар. Например, пушнина взималась с зависимого населения в виде дани или натурального оброка. Предметы ввоза не попадали в деревню.

Политический строй древнерусского государства может быть охарактеризован как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял киевский князь, называющийся великим князем. Киевский князь управлял при помощи совета из других князей и дружинников. Дружина делилась на старшую (бояре, мужи) и младшую (гриди, отроки, детские). Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществлялся княжескими дружинниками, называвшимися мечниками, вирниками и пр.

С помощью дружины князья укрепляли власть над населением и расширяли территории государства. Дружинники получали от князей право на доходы (в виде дани) с населения целых территорий. Города управлялись княжескими посадниками, а в наиболее крупных существовали должности тысяцкого и сотских. В руках киевского князя были значительные военные силы, необходимые как для организации системы властвования над населением, так и для расширения границ государства. Эти военные силы состояли из войск вассальных князей и бояр и из собственной дружины князя. В особых случаях собиралось более широкое народное ополчение.

14. Зависимое население Древней Руси в 11-12вв.

Основной производственной ячейкой было крестьянское хозяйство. Собирательным названием крестьянства был термин «смерды», происхождение которого недостаточно разъяснено наукой. Часть смердов еще не попала в личную зависимость от отдельных землевладельцев; часть была вынуждена пойти в кабалу к феодалам и работать на их земле. Положение смердов было неполноправным. Существовало правило «мертвой руки», когда после смерти смерда, не оставившего наследников мужского пола, его имущество переходило к князю.

Вся совокупность людей, работающих на князя, называлась челядью. В составе челяди были и рабы (холопы), и задолжавшие крестьяне и люди, искавшие покровительства и службы у феодала.

В 12в. распространенным названием крестьянина был «закуп». Это был смерд, вынужденный обращаться к боярину за помощью и получивший от него участок земли и «купу» - ссуду деньгами или в виде инвентаря, семян, тягловой скотины. Попытка закупа убежать от господина превращала его в холопа.

Другим наименованием зависимых людей были «рядовичи», т.е. люди, вынужденные заключать с феодалом какой-нибудь договор, «ряд» и выполнять различные работы в вотчине согласно этому «ряду».

Существовало еще несколько терминов, обозначавших различные категории зависимого населения: «изгой» – человек, порвавший связь с общиной, «пущенник», «прощенник» – отпущенные на волю рабы и т.д.

Не сохранилось данных, которое позволили бы определить, какая форма ренты преобладала в это время. По-видимому, часть лично зависимых смердов работала в феодальных хозяйствах на барщине, часть платила землевладельцу натуральный оброк.

В это время значительную роль в феодальных хозяйствах играли холопы. Источниками «обельного» (полного) холопства являлись плен, вынужденная самопродажа, женитьба на рабе или вступление в должность тиуна или ключника без специального «ряда» с господином.

15. Правящий класс Древней Руси в 11-12вв.

Землевладельцы Руси различались по количеству находившихся в их собственности земель, зависимых людей и военных слуг. Устанавливалась система феодальной иерархии. Это выражалось в личном договоре о службе мелкого феодала в войске более крупного, оказывавшего своему вассалу покровительство.

Привилегированные землевладельцы пользовались правом иммунитета, т.е. представители государственной власти не могли приезжать в их владения для производства суда и сбора дани. Они сами судили население своих имений. Древнейшие дошедшие до нас грамоты князей, говорящие об иммунитете феодального землевладения, относятся к 12в.

Наряду с передаваемыми по наследству и отчуждаемыми вотчинами, существовала и другая форма феодальной собственности: земли давались князьями своим слугам во временное держание.

После принятия христианства особым видом феодальной земельной собственности стало церковное и монастырское землевладение. В отличие от боярских и княжеских имений, нередко дробившихся при переходе по наследству, монастырские вотчины не делились. Поэтому наблюдается их непрерывное возрастание.

16. Русская христианская церковь в конце 10 – 12вв.

Церковь на Руси была организована следующим образом: во главе ее стояли киевский митрополит, назначаемый или из Константинополя, или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах находились епископы, ведавшие всеми церковными делами большой округи – епархии. С обособлением отдельных княжеств каждый князь стремился к тому, чтобы его столица имела своего епископа. Митрополиты и епископы владели землями, селами и городами: у них были свои слуги, холопы, изгои и даже свое войско. Князья на содержание церкви давали «десятину» – десятую часть от своих даней и оброков.

Церковь имела свой особый суд и специальное законодательство. В городах в 11-12вв. было много каменных и деревянных церквей, в которых служили священники (попы) и их помощники дьяконы.

Одной из сильнейших церковных организаций были монастыри, игравшие очень важную роль и истории государства. По идее монастырь – добровольное братство людей, отрекшихся от семьи, от обычной жизни и целиком посвятивших себя богу. На деле монастыри были крупными землевладельцами, владели селами, вели торговлю, ссужали деньги под проценты, принимали участие и в повседневных делах, и в крупных политических событиях. Игумены монастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи, посредники. В монастырях существовало резкое неравенство между бедняками без роду, без племени и выходцами из боярской или купеческой среды.

Высшие церковные власти – епископы и митрополит – могли быть выбраны только из среды монахов, которых, в отличие от обычных попов и дьяконов, называли черным духовенством.

Некоторые монастыри, вроде Киево-Печерского (основан в середине 11в.), стали своего родя духовными академиями, куда поступали сыновья крупных вельмож, стремившихся сделать карьеру. В таких монастырях были хорошие библиотеки, здесь велись летописи, сочинялись проповеди, записывались внутренние монастырские события.

Русская церковь играла сложную и многогранную роль в истории Руси 11-13вв. Несомненна польза церкви как организации, помогавшей укреплению русской государственности, велика ее роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературных и художественных ценностей.

17. Культура Руси в 10-11вв.

Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав немекнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества.

Если мы сопоставим два полюса русской культуры 9-11 вв. – деревню и феодальный замок – то увидим резкую контрастность их внешнего облика. Деревня, хранительница народной культуры, устойчиво сохраняла традиции тысячелетней давности. Русские феодалы стремились прежде всего к представительности. Одежда, оружие, сбруя должны были быть украшены как можно богаче. С каждым столетием контраст между народной и феодальной материальной культурой все возрастал.

Прогрессивность народной культуры в эпоху становления и укрепления Древнерусского государства особенно проявилась в создании 10в. нового эпического жанра – героического былинного эпоса. Народ воспевал в былинах борьбу с варягами и первым эпическим героем стал Микула Селянинович, пахарь-богатырь. Народ воспевал подвиги Ильи Муромца, крестьянского сына, боровшегося с Соловьем-Разбойником. Народ поставил во главе всего киевского цикла былин князя Владимира Красное Солнышко, в образе которого слились два реальных Владимира – Владимир Святославович и Владимир Мономах.

Горожане были передовой частью народных масс; их руками, умом и художественным вкусом создавалась вся бытовая часть феодальной культуры: крепости и дворцы, белокаменная резьба храмов и многокрасочная финифть на коронах, корабли с носами «по-звериному» и серебряные браслеты. Мастера гордились своими изделиями и подписывали их своими именами. Горожане общались с иноземными купцами, ездили в другие земли, были грамотны, умели считать.

Исключительно важным было открытие в Новгороде берестяных грамот 11-15вв. Торговые сделки, частные письма, ответы о выполнении хозяйственных работ, донесение о походе, приглашение на поминки, загадки, стихи и многое другое раскрывают эти замечательные документы, подтверждая широкое развитие грамотности среди русских горожан.

Вскоре после крещения Руси в городах началась большая работа по переводу и переписке книг. Русским книжникам была известна литература на старославянском, греческом, еврейском, латинском языках. Существенным отличием русской культуры от стран Востока и Запада является применение родного языка.

Крупнейшими произведениями русской литературы, созданными в этот период, являются «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Киево-Печерский патерик» и, конечно, летописи, среди которых видное место занимает «Повесть временных лет» Нестора (начало 11в.). Русские писатели 11-13вв. заставляли своих слушателей и читателей думать о судьбах Русской земли. При всем патриотизме русской литературы, в ней нет и следа проповеди агрессивных действий. Характерной чертой является и отсутствие шовинизма, гуманное отношение к людям различных национальностей.

Серьезным вкладом в историю мировой культуры является и русская архитектура. Имевшие опыт в строительстве крепостей, башен, дворцов, деревянных языческих храмов, русские архитекторы с поразительной быстротой освоили новую византийскую технику кирпичного строительства и украсили крупнейшие русские города великолепными монументальными сооружениями.

Русская живопись и рисунок дошли до нас в виде фресок, икон, книжных миниатюр. В живописи, как и в архитектуре, русские мастера на первых порах были учениками византийцев.

Основная масса уцелевших до нашего времени произведений живописи и скульптуры относится к церковному искусству. Светское искусство известно нам лишь частично.

Русские средневековые соборы, как и соборы западноевропейских стран, были образцами очень умелого и точного использования всех видов искусства. До наших дней сохранились такие здания, как Софийский собор в Киеве (1037г.), Спасский собор в Чернигове (1036г.) и Софийский собор в Новгороде (1045г.).

18. Феодальная раздробленность Руси: причины и региональные особенности.

12-15вв. период феодальной раздробленности, закономерный исторический этап в развитии феодализма. Причины:

1. Натуральное хозяйство и экономическая самостоятельность феодальных вотчин.

2. Усиление политической власти местных князей и бояр.

3. Рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров.

Одной из причин феодальной раздробленности является также обширность территорий и слабое развитие инфраструктуры.

Внутри самостоятельных княжеств формировались более мелкие, находящиеся в вассальной зависимости. Крупные княжества, являвшиеся практически независимыми, получают название земля. Подвластные княжества, входившие в состав земель, назывались волостями. В результате формируется новая геополитическая реальность – Русь удельная, где Киев лишь формально сохраняет статус первопрестольного града. Создается принципиально новая форма организации древнерусского общества – своеобразная федерация земель под номинальной эгидой Великого киевского князя. Таким образом, в течение 12в. Русь политически стала похожа на «лоскутное одеяло».

Можно говорить о том, что вопрос о феодальной раздробленности с 1132 года (смерть Мстислава) до конца 15в. (правление Ивана III) является одним из самых сложных.

С.Ф. Платонов причину раздробленности видел в ослаблении центральной власти. Князья, составлявшие княжеских род владетелей Руси из-за спутанных родовых и семейных отношений, из-за старшинства или обид, часто затевали усобицы и втягивали население в междуусобную войну.

Попытка использования марксистского метода привела к появлению течений экономического материализма. Доминантный фактор феодальной раздробленности – экономическая причина. Хозяйственная раздробленность страны приводила к политической раздробленности. Причина виделась в преобладании натурального хозяйства и как следствие – отсутствие прочных экономических связей между землями.

Классовую теорию феодальной раздробленности разработал Греков. Он считал феодальную раздробленность закономерным этапом развития феодализма как периода наивысшего могущества местных феодалов, боярства,, которые захватили общинные земли и закабалили крестьянство.

Феодализм – это возможность иерархически организованного класса феодалов использовать в своих интересах труд зависимого от них населения, находящегося на земле, представляющей собственность феодалов. Вызревание феодальных отношений Греков относил к более раннему периоду. Киевское государство представляло собой единую империю Рюриковичей. Распад ее на уделы объясняется тем, что успели образоваться достаточно окрепшие региональные центры, которые перестали нуждаться в помои киевского князя.

Таким образом, причинами феодальной раздробленности явилось развитие феодальных отношений на местах, что выражалось в росте крупных феодальных землевладений. Ведущей силой, виновной в раздроблении Киевского государства, являлось боярство, которое было вассалом местных князей. Эта региональная политическая элита стремилась все более расширить свои владения за счет общинников-смердов, расширить политические права.

В своей основе переход к феодальной раздробленности был явлением прогрессивным. Он способствовал развитию феодализма, освоению новых территорий, созданию местных экономических и политических центров, наиболее крупными из которых были Галицко-Волынская, Владимиро-Суздальская и Новгородская земли.

Основой хозяйства в этот период оставалось пашенное земледелие, соединенное со скотоводством, сельскими промыслами и подсобными домашними ремеслами. Связи крестьянского и феодально-вотчинного хозяйств с рынком носили потребительский и нерегулярный характер.

12-13вв. – время быстрого роста крупного феодального землевладения, дальнейшего закабаления свободных крестьян-общинников, превращения многих из них в холопов. В стране появились крупные землевладельцы-князья, иногда более состоятельные, чем киевские, которые нередко владели не только селами, но и городами. Общинные земли также захватывали бояре. Росло церковное и монастырское землевладение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 659; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.022 с.)