Россия в конце 16-начале 17 в.в.: социально-экономические и политические причины краха династии Рюриковичей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия в конце 16-начале 17 в.в.: социально-экономические и политические причины краха династии Рюриковичей.



Опричнина, укрепившая самодержавный характер власти царя и сокрушившая форпосты удельной старины не принесла существенных изменений в структуре феодальной собственности и государственного строя. Опричные репрессии и рост налогового гнета в связи с Ливонской войной привели к резкому ухудшению положения народных масс. Повлияли на него и крымские походы, и походы Стефана Батория, и свирепствовавшая несколько лет эпидемия чумы. Все это привело к хозяйственному упадку – к опустошению территорий Центра и Северо-Запада. По всей стране стояли заброшенные села и деревни, пашни зарастали лесом: одни крестьяне были убиты, другие умерли от голода и эпидемий, третьи бежали на окраины.

В этих условиях правительство ищет выход на пути закрепощения крестьян. В 1581г. был издан указ о «заповедных годах» - в эти годы отменялся Юрьев день и запрещался переход крестьян. Переход к крепостничеству стал возможным в большой степени в результате опричной политики.

Ухудшающееся экономическое положение страны привело также к усилению недовольства народных масс. Назревали выступления крестьян. Россия стояла в преддверии первой в своей истории крестьянской войны.

Печальными были итоги царствования и лично для монарха. Человек не только жестокий и болезненно подозрительный, но и импульсивный, царь Иван в припадке гнева убил собственного сына и наследника царевича Ивана Ивановича. Его смерть оказалась тяжелым ударом для царя. После смерти царя, его преемником стал слабоумный, с явными чертами вырождения Федор Иванович, который не мог сам управлять государством.

Династия Рюриковичей пресеклась, когда после смерти Федор не оставил наследников.

44. Православная церковь и государство в 16в.

Общий процесс централизации неизбежно должен был охватить и церковь, игравшую важную роль в жизни средневековой Руси. Между тем внутри самой церковной организации существовали заметные различия в составе «святых», которым поклонялись в разных землях, не было строгого порядка в исполнении церковных обрядов, отсутствовала четкая система внутреннего управления. Такое положение церкви волновало не только ее руководителей, но и царскую власть, которая нуждалась в мощной церковной организации как инструменте для осуществления централизаторской политике.

В этой обстановке начался церковный Собор 1551г., созванный по инициативе царя и патриарха. Собор получил название «Стоглавого», так как его постановления состояли из ста глав. На Соборе, помимо высшего духовенства, присутствовали служилые люди. Иван IV стремился, во-первых, заручиться поддержкой со стороны церкви в проводимых им реформах, и во-вторых, дополнить эти централизаторские мероприятия соответствующими реформами в церкви, придав последним государственный характер. В начале Собора царь обратился с призывом одобрить Судебник и другие реформы, а также поставил ряд вопросов относительно «исправления» церковных дел. Помимо осуждения получивших широкое распространение многих пороков в поведении церковников и принятия мер по наведению порядка в их среде Собор продолжил оформление нового единого пантеона русских «святых». По вопросу о церковном землевладении дело кончилось компромиссом: было решено отдать прежним владельцам земли, приобретенные церковью после 1553г., а впредь приобретать и продавать земли только с царского разрешения. «Стоглав» запретил церковникам ростовщичество как в денежной, так и в натуральной форме. На практике решения «Стоглава» нарушались, процесс обогащения церкви продолжался. Лишь в условиях Ливонской войны правительству удалось добиться соборного приговора 1581г. о запрещении церкви приобретать вотчины.

45. Русская культура в 16в.

Религия. В 16в. христианское вероучение глубоко проникло лишь в среду господствующего класса. Среди народных масс были еще очень сильны и широко распространены народные языческие праздники и обряды. Церковь старалась привлечь народ пышными обрядами и церемониями, особенно в дни больших праздников.

Книгопечатание. В середине 16в. произошло основание книгопечатания в Москве. Инициатива в этом деле принадлежала Ивану IV и митрополиту Макарию. Книгопечатание началось в 1553г., а в 1563г. во главе казенной типографии стали бывший дьякон одной из кремлевских церквей Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. В 1564г. был издан «Апостол». В 1568г. печатники работали уже в Литве.

Зачатки научного знания. Зачатки научного знания существовали в 16в. в виде чисто практических сведений по различным повседневным делам. Государственные потребности вызвали необходимость измерения земельных площадей, и в 1556г. было составлено руководство для описывающих отводимые земли писцов с приложением землемерных начертаний. Развитие торговли и денежного обращения привело к развитию практических знаний в области арифметики. В 16в. умели производить действия над числами с дробями, пользовались знаками «+» и «-».

Мистическое истолкование природных явлений было очень распространено, существовали специальные книги – «астрологии», «лунники», в которых содержались приметы и гадания. В 1581г. для обслуживания царской семьи была устроена первая в Москве аптека.

Зодчество. Укрепление российской государственности уже в конце 15в. стимулировало восстановление древних и сооружение новых построек Московского Кремля. Каменное строительство, хоть и в небольшой степени, начало применяться для возведения жилых построек. Применение кирпича открыло новые технические и художественные возможности.

Сложнее обстояло дело во второй половине 16в. Строгая регламентация зодчества со стороны церковников привела частично к сокращению нового строительства, частично к возведению тяжелых подражаний московскому Успенскому собору. Лишь в самом конце столетия вновь ожило и стало развиваться праздничное декоративное начало в русском зодчестве, что нашло свое проявление в церкви в Вяземах под Москвой, Рождественском соборе Пафнутьева Боровского монастыря.

Живопись. Расцвет живописного искусства этого периода связан, в первую очередь, с деятельностью знаменитого мастера Дионисия. Со своими помощниками он расписывал стены и своды соборов Пафнутьева и Ферапонтова монастырей. Мастерская Дионисия изготавливала так называемые «житийные» иконы. Иконы посвящались московским «святым», сыгравшим значительную роль в возвышении Москвы. Чем более укреплялось господство церкви в духовной жизни страны, тем более стеснялось творчество живописцев. Живопись все более превращалась в иллюстрацию того или иного текста из «Священного писания», «житий» и прочей церковной литературы. Изображения на стенах храмов перегружаются деталями, композиции становятся дробными.

Идет развитие искусства книжной миниатюр, которые с большой подробностью передают реальные картины исторических событий. Искусство оформления книги, унаследованное у древнерусских книжников, продолжало успешно развиваться и в 16в. Большого развития достигло художественное шитье, особенно в мастерской князей Старицких. В конце столетия шитье начинают украшать ее и драгоценными каменьями.

Музыка и театр. Церковное пение 16в. характеризовалось утверждением «знаменного» – одноголосого хорового пения. Но вместе с тем церковь не могла игнорировать народную музыклаьную культуру. Поэтому в 16в. и в церкви начало распространяться многоголосие.

Ввиду упорного противодействия церкви инструментальной музыке западноевропейские орган, клавесины и клавикорды, появившиеся в 15в., не получили сколько-нибудь широкого распространения. Лишь в народной среде повсюду играли на музыкальных инструментах (волынки, дудки, сопелки, гусли, домры, балалайки, бубны). В войске использовались трубы и сурны. В народной среде были распространены также богатые традиции театрального искусства.

Крепостное право в России. Основные этапы закрепостнительной политики

В 15-18вв.

Изъятие прибавочного продукта требовало создания наиболее жесткого механизма экономического принуждения.

Распространение поместного землевладения, стремление служилых людей взять под контроль часть земли встречало сопротивление крестьянской общины, которое нужно было преодолеть.

Государство нуждалось в поступлении налогов, сбор которых передавался помещикам, но для этого крестьян нужно было переписать. Действие указанных предпосылок стало проявляться под действием Ливонской войны.

В результате бегства населения на окраины обострилась проблема обеспечения служащих рабочей силой.

Процесс закрепощения был длительным и прошел несколько этапов.

1 этап. С конца 15в. до конца 16в.

еще в эпоху Древней Руси часть населения теряла личную свободу. Однако крестьяне могли покидать землю.

В 1497г. в Судебнике фиксируется срок перехода, что свидетельствует о стремлении ограничить права крестьян. Но данное право также заставляло землевладельцев считаться с интересами крестьян. Эта же норма содержится и в Судебнике 1550г. В 1581 году в условиях крайнего разорения страны, Иван IV ввел заповедные лета, запрещавший переход крестьян на пострадавших территориях.

2 этап. Конец 16 века завершился Соборным уложением 1649г.

в 1592-1593гг. вышел указ, запрещавший выход по всей стране без ограничений.

В 1592г. – писцовые книги (перепись), позволявшие прикрепить крестьян и возвращать их в случае бегства.

В 1597г. – указ, установивший урочные годы: срок поиска беглых – 5 лет), затем они подлежали закрепощению на новых землях. Этот указ вызвал острую борьбу между группировками землевладельцев о сроках писка беглых. Соборное уложение установило бессрочный поиск.

3 этап. Середина 17 – конец 18в. Крестьяне по нараставшей теряли остатки своих прав.

1765г. - их можно было продавать без земли. В 18в. помещики получали право распоряжаться их имуществом, ссылать на каторгу и в Сибирь.

4 этап. Конец 18 века – 1861г. Крепостные отношения вступили в стадию разложения. Вводятся меры, ограничивающие крепостной произвол.

Утверждение крайне неэффективной формы феодальных отношений, крепостная эксплуатация лишали производителей заинтересованности в результатах труда, подрывали помещичье хозяйство, вызывали массовые выступления. Крепостничество легло в основу деспотической формы власти.

Помещики верно служили царю потому, что стали заложниками крепостничества.

Обрекая народ на невежество крепостничество препятствовало проникновению культуры.

47. Украина в составе Речи Пасполитой во второй половине 16 - первой половине 17в. Обострение социальных и национально-конфессиональных противоречий.

С началом Ливонской войны обнажилась внутренняя слабость ВКЛ. Реформы 1564-66гг., проведенные в интересах русско-литовской шляхты, уже ничего не могли изменить. Если в течение всей 1-й половины 16в. верхи литовского государства упорно отклоняли все попытки поляков осуществить старый план инкорпорации ВКЛ, однако под влиянием обозначенных обстоятельств, литовское руководство пришло к пониманию необходимости объединения с Польшей.

Состоялся полько-литовский сейм, подписавший акт унии (Люблин), согласно которой ВКЛ и Польское государство стали составлять одно государство – Речь Посполитую. В ВКЛ органы управления перестраивались по польскому образцу. Литва лишилась Подляшья, Волыни, Киевщины и Подолья.

Волыняне очень долго не являлись на сейм, протестуя против польского произвола. Тогда Сигизмунд II Август предпринял силовые акции и эта мера вразумила представителей Волыни. С большой неохотой они присягнули польской короне. Они получили некоторые вольности – сохранен местный язык, шляхте православной веры были предоставлены одинаковые права с католиками, было обещано назначение православных на должности.

Для умиротворения киевский обывателей им были предоставлены те же права, что и населению Волыни. Таким образом, Польша собрала под своей властью почти все литовские земли, кроме земель по среднему течению Буга и Верхней Припяти, составившие Брестское воеводство, оставшееся в составе ВКЛ. В начале 17в., во время смутного времени, Черниговская земля была присоединена к Польше. На ее основе было создано Черниговское воеводство, находившееся в составе Речи Посполитой.

В 1557г. в Галиции на Волыни была проведена аграрная реформа «Устав на волоки» – происходил передел территории, участки делились: площадью 19га в Польше, 22га – в Литве из расчета на 1 семью. За 1 волок нужно было работать 2 дня в неделю в фольварке шляхтича, платить денежный, продуктовый налог стоимостью 30 грошей, а также выполнять другие повинности. Волочная помера преследовала целью разрушить сельскую громаду и общинную форму землевладения.

Развитие агротехники, совершенствование орудий труда, приемов обработки земли привели к тому, что в начале 17в. украинские районы стали житницей Европы. Кроме городов с королевским частновладельческим и церковным статусом существовали города с магдебургским правом. Эта система предполагала имущественную, судебную независимость, льготы в торговле и ремесле.

Кризис восточнохристианской цивилизации и невозможность воспринять западнохристианскую новоевропейскую систему ценностей превращали украинские земли в периферийные регионы Европы. В этих землях ситуация усугублялась геополитической ситуацией. После падения Константинополя киевская метрополия осталась без присмотра константинопольских патриархов, скитавшихся по Европе. Украина утратила религиозные ориентиры, в связи с чем падает нравственность духовенства. Эта неблагоприятная обстановка еще более осложнялась в связи с деятельностью иезуитов, появившихся здесь в 16в.

Опираясь на поддержку Сигизмунда III они скоро поставили под свой контроль государственные учреждения, общественную элиту, церковные кафедры, школу и направили все это против Южной и Западной Руси. Местная православная иерархия оказалась неспособной сдержать это давление католицизма. Попытки же православных мирян оказать давление на православное духовенство побудило их обратится к идее иезуита Скарги об унии православия и католицизма. В декабре 1595г. папа Климентий VIII дал согласие на принятие православных украинских земель под свой протекторат. В октябре 1596г. в Бресте состоялся церковный собор, на котором киевский митрополит Михаил Рогоза и большинство православных епископов признали верховенство римских пап и католического вероучения. При этом сохранялись церковные обряды и церковнославянский язык богослужений. Было принято решение о соединении церквей в форме унии. В итоге появилась греко-католическая церковь, ее служители освобождались от налогов, могли создавать семью.

48. «Смутное время»: политический кризис и гражданская война в России начала 17в. (причины, сущность и пути преодоления последствий).

В этот период страна находилась в глубочайшем кризисе. Происходили кровавые конфликты, борьба за власть между служилыми людьми, боярством, посадскими людьми с другой часть общества, в которой крестьянство являлось пассивной массой, страдающей от обеих группировок. Ученые по разному объясняют причины этих событий. Карамзин, Соловьев как борьбу государственного начала с анархией (казачество). Более комплексный подход был характерен для Платонова, определявшего смуту как сложное течение действий и переплетение сложных сил.

В советской исторической науке понятие смуты отвергалось, а события 17в. характеризовались как первая крестьянская война, осложненная внутриполитической феодальной борьбой за власть.

Важнейшей предпосылкой смуты стал хозяйственный кризис конца 16в., убыль тяглового населения, увеличение налогового и феодального бремени. Тенденция к закрепощению, ухудшение жизни холопов создавали взрывоопасную ситуацию. Многие боевые холопы оказались в условиях голода. Не имея навыков производительного труда, они объединялись в отряды воровских людей, терроризирующих мирное население и со временем превратившиеся в угрозу государства.

Обострились отношения между людьми служильными. Дворяне юга пытались привлечь беглых крестьян, создавая им льготные условия, дворяне центра старались не только удержать, но и вернуть беглых.

Служивые люди по прибору старались поднять свой социальный статус до служилых людей по отечеству.

Численность казачества росла, оно было недовольно политикой центральной власти. Борис Годунов запретил казакам появляться в русских торговых городах и вести там торговлю, что также приводило к росту противоречий.

После смерти Ивана IV (1598г.) обострился политический кризис, вызванный борьбой разных бояр за власть. Пресечение династии вслед за опричниной обострило духовный кризис. Отсутствие законного природного царя могло осознаваться как страшная угроза всему русскому народу и стране. Это привело к появлению самозванцев, в которых народ видел спасителей.

Помимо внутренних причин влияние оказали и внешние факторы. Разладом в Русском государстве пытались воспользоваться соседи, вмешивающиеся в ее внутренние дела, что также обострило социальные противоречия.

49. Сословно-представительная монархия в России 16-17вв.: особенности становления и тенденции развития.

16в. в истории Русского государства был временем складывания сословно-представительной монархии. Процесс этот начался раньше, когда в системе государственного управления все большую роль стали выполнять законодательство и суд. В Московской Руси развитие законодательной системы шло медленно. Только при Иване III был разработан общегосударственный законодательный комплекс, который пришел на смену многочисленным законам удельных княжеств (1497г. – Судебник Ивана III). В 16в. в Русском государстве законодательное творчество было продолжено. Этому способствовали углубление социального размежевания, абсолютизация феодального землевладения и верховной власти в лице царя, территориальные приобретения в др. В 1550г. был принят новый Судебник, в 80-90е гг. 16в. – уточнения к нормам, регулирующим отношения между феодалами и феодально-зависимым населением, фактически была зафиксирована сложившаяся система крепостничества. Это было время, когда в основном завершилось объединение всех русских земель в единое государство. Вторая половина 16в. – время формирования централизованного многонационального Российского государства, которое складывалось в форме сословно-представительной монархии. Особенность ее была в том, что не сословия формировали и укрепляли государственную власть, а государство создавало и оформляло сословия, приспосабливая их к своим потребностям. В 16в. оформились основные сословия: феодальная бюрократия (бояре), дворянство, духовенство, крестьянство и посадские люди (горожане). Прочной опорой государственной власти стало дворянство (люди входившие в государев двор, всего около 4000 человек). Они несли при государе военную, административную, дипломатическую службу, получая за это пожалование деньгами или поместьями. В усилении государственной власти были заинтересованы все сословия, за исключением развитой и знатной аристократии, которая боялась за свои привилегии и права. Иван IV, в 1547 году принявший титул царя, в 1549г. созвал первый Земский собор – совещательный орган, в котором наряду с боярской думой были представлены различные сословия: феодальная аристократия, служилые люди, духовенство. Земские соборы открывали перед Россией возможность создания сословно-представительной монархии. Но этого не случилось. Россия в дальнейшем пошла по пути феодализма. Земский собор 1613 года избрал нового царя Михаила Романова, а перед этим, в 1598 году – Бориса Годунова. В 17в., несмотря на усиление дворянства, значение боярства было большим, цари, принимая важные решения, советовались с боярской думой, однако со временем значение думы падает. В первой половине 17в. еще собирались земские соборы, так Земский собор в 1649г. принял новый «Судебник», так называемое «Соборное уложение». После этого земские соборы уже не собирались. С этого момента сословно-представительная монархия постепенно приобрела черты монархии абсолютистской.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.175 (0.02 с.)