Теория Дж. М.Кейнса и современное кейнсианство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория Дж. М.Кейнса и современное кейнсианство



1-25-55

Теория Дж. М.Кейнса и современное кейнсианство

 

Исторические условия:

· Великая депрессия 1929-1933 гг.

· Нарастающее противостояние стран Запада со странами, активно внедрявшими государственное регулирование в экономике. Недопущение социальных потрясений.

Основополагающей работой этого направления экономической теории была «Общая теория занятости, процента и денег»Джона МейнардаКейнса, опубликованная в 1936 году.

Основные идеи. Рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина тому — склонность сберегать часть доходов, что приводит к тому, что совокупный спрос меньше совокупного предложения. Преодолеть склонность к сбережению, приводящую к отставанию темпов роста потребления от темпа роста доходов, невозможно. Соответственно, падение общего покупательного спроса - сокращение производства товаров и услуг - разорение мелких товаропроизводителей (большие фирмы: увольнение сотрудников) – безработица – снижение доходов населения. А это, в свою очередь, форсирует дальнейшее падение покупательского спроса на товары и услуги. Возникает замкнутый круг, удерживающий экономику в состоянии хронической депрессии. Поэтому государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования.

Основное новаторство кейнсианства связано с переходом к преобладанию макроэкономического анализа над микроэкономическим, а также к рассмотрению в экономической теории факторов психологического и социального характера, в чем проявилось влияние институционализма.

По данной схеме развитые страны успешно строили экономику в течение 25 лет. Лишь в начале 1970-х начали проявляться проблемы макроэкономической политики, обострившиеся в связи с нефтяным кризисом 1973 г.

Современное кейнсианство – это не одна, а несколько макроэкономических теорий, в известной мере отличающихся выбором целей и средств макроэкономической политики. Основным инструментом регулирования спроса современные кейнсианцы считают не бюджетную, а денежно-кредитную политику; признается целесообразным использование средств регулирования доходов.Акценты смещены на другие области анализа, связанные в первую очередь с функционированием рынков-капиталов, товаров и труда. Представители этого направления: Джоан Робинсон – посткейнсиаиство; Дж. Стиглиц – новое кейнсианство.

Современное кейнсианство:

· Анализ проблем, порождаемых активным воздействием финансовой сферы на ход реального производства

· Развитие теории ценообразования как новой основы макроэкономики. В этом вопросе главная цель – найти баланс между государственными (сильные профсоюзы,коллективные договоры о заработной плате) и частными интересами (регулирование цен и объемов производства).

· Поддержание стабильного темпа экономического роста.

· Воздействие постоянно возрастающей открытости экономики и повышение тесноты международных экономических связей.

 

Подготовка к заключению внешнеторговой сделки: оферта, контроферта, запрос, акцепт, заказ. Различные способы заключения внешнеторговых сделок

Международная торговая сделка - это договор между двумя или несколькими сторонами, находящимися в разных странах, по поставке товара или оказанию услуг в соответствии с согласованными условиями.

Международным договор является только если местонахождение коммерческих предприятий сторон договора в различных странах.

Оферта (в коммерческой практике) – письменное предложение продавца, направляемое возможному покупателю о продаже товаров на определенных условиях.

Требования к оферте: 1)Определенность адресата. Оферта должна быть адресована одному или нескольким лицам. 2)Достаточная определенность содержания. В оферте как минимум должны содержаться следующие условия – обозначение товара, его количества и цена..

Твердая оферта – это письменное предложение о продаже определенной партии товара, направленное продавцом только на единственный адрес. В твердой оферте оговаривается срок, в течение которого продавец не может обратиться с подобным предложением к другому партнеру.Твѐрдая оферта связывает оферента своим предложением: в случае акцепта покупателем твердой оферты договор будет считаться заключающим.

Свободная оферта – коммерческое предложение, которое обычно делается одновременно на одну и ту же партию товара нескольким возможным покупателям Не устраивает срок для ответа. Не связывает оферента своим предложением.Согласие покупателя с условиями, изложенными в такой оферте, подтверждается твердой контрофертой После подтверждения контроферты продавцом (акцепта) сделка считается заключенной. Продавец акцептует наиболее выгодную для него твѐрдую оферту одного из покупателей.

Контроферта означает встречное предложение покупателя, в котором изменены те или иные условия коммерческого предложения продавца.

Реквизиты оферты:Точное наименование предлагаемого товара.Качественные характеристики товара.Количествотовара.Цены или листы цен.Условия и срок поставки.Возможные скидки в зависимости от объема заказа.Условия кредита, если таковой предоставляется.Условия платежа (форма расчета).Срок действия данного коммерческого предложения.

Акцепт (acceptance) – согласие покупателя с условием оферты (или продавца с условиями контроферты).Акцепт контроферты вступает в силу в момент, когда указанное согласие получено адресатом.

Запрос – обращение покупателя к продавцу с просьбой прислать оферту, при этом инициатива вступления в переговоры исходит от покупателя. Главная цель запроса – получение от экспортных фирм конкурентных предложений, из которых в результате анализа выбираются наилучшее.Запросы обычно посылаются не одной, а нескольким фирмам различных стран, конкурирующих между собой.

Реквизиты запроса: Краткая информация о фирме-покупателе-Точное наименование запрашиваемого товара, включая технические характеристики стандарты и пр. -Количество товара-Цены на определенные партии-Сроки и условия поставки-Условия платежа-Возможность получения кредита и скидок-Возможность предоставления дополнительных услуг-Срок, в течение которого покупатель ожидает коммерческого предложения

Заказ – просьба покупателя, направляемая продавцу, отгрузить ему на определенных условиях товар.Как правило, покупатель предварительно знаком с условиями поставок экспортера (например, за счет предыдущих переговоров или закупок)

Если продавец согласен с условиями заказа, он посылает подтверждение заказа – коммерческий документ, представляющий собой сообщение о принятии условий заказа без оговорок

Различные способы заключения внешнеторговых сделок

Виды международных сделок:Договор о купли-продажи товаров (контракт)-Договор о предоставлении услуг-Лизенз. Договор-Арендный договор-Договор страхования-Договор перевозки и пр.

 

 

2-26-56

Финансы организаций: сущность, классификации, источники, функции.

3-27-57

 

Схема осуществления факторинговой операции

1) Поставка товара продавцом покупателю по контракту

2) Уступка дебиторской задолженности по данной поставке продавца – фактору. Используемые документы – счета-фактуры

3) Финансирование продавца в размере до 80-90% суммы поставки (сумма счета-фактуры)

4) Взимание фактором задолженности с покупателя и принятие на себя риска платежа в случае неплатежеспособности покупателя

5) Оплата покупателем стоимости поставки (по выставленному счету-фактуре)

6) Перевод фактором оставшейся суммы задолженности (10-20%) продавцу, за вычетом комиссии вознаграждения фактора

4-28-58

 

4. Экономические системы: критерии классификации, типы систем

Человечеству в своей непростой истории довелось «пережить» уже достаточно много разных экономических систем. Это и дает основание ставить вопрос об их классификации. Классификация в науке – всегда сложное дело. Ее успешность, научная обоснованность во многом зависит от верно подобранного “ключа”. Таким “ключом” является критерий разделения, т.е. главный его признак, “пробный камень” или мерило. От правильного выделения критерия (или критериев) зависит научность классификации.

В современной экономической науке при рассмотрении типов экономических систем используются разные критерии. Основными из них называют следующие:господствующая форма хозяйствования; основные формы собственности; способ координации экономических субъектов и действий; способ распределения доходов; тип государственного вмешательства в экономику; включенность экономики в мирохозяйственные связи.

Первая классификация связывает выделение типов экономических систем с господствующей формой хозяйствования. При таком подходе выделяются: экономическая система с натуральной формой хозяйствования; экономическая система с товарной формой хозяйствования. По другому критерию – “основная форма собственности” – различаются экономические системы: общинного типа; частнособственнического типа; кооперативно-общественного типа; смешанные. Согласно критерию “механизм (способ) координации действий хозяйствующих субъектов” можно выделить следующие типы экономических систем: традиционный; рыночный; плановый. “Превалирующий способ распределения доходов” как критериальный подход к экономическим системам позволяет выделить такие типы: общинно-уравнительный; с распределением доходов по земле; с распределением доходов по факторам производства (по земле, по капиталу, по труду); с распределением по количеству, качеству и эффективности трудового вклада. “Граница и тип государственного вмешательства в экономику” как критерий разделяет экономические системы на следующие типы: свободный, либеральный; административно-командный; экономически регулируемый; смешанный. По критерию “степени включенности в мирохозяйственные связи и отношения” экономические системы различают, как: закрытую; открытую. Наконец, по критерию степени зрелости экономические системы можно различать, как: формирующиеся; зрелые, развитые; деградирующие.

В современной экономической литературе Запада, особенно в популярных учебниках, например К.Р.Макконнелла и С.Л.Брю, классификация сводится к различию трех основных типов экономических систем:

1) традиционная экономическая система;2) рыночная экономика;3) командная экономика.

Под традиционной экономической системой обычно понимается экономика, основанная на традициях и обычаях, зафиксировавшихся в экономическом сознании людей на основе опыта поколений. Это, как правило, экономика натурального хозяйства, обслуживающего себя за счет собственных ресурсов и сил, имеющая замкнутый характер.

Рыночный тип экономики трактуется как такая экономическая система, при которой на основе частной собственности движение ресурсов производства и само производство осуществляется под воздействием рыночного механизма регулирования, опирающегося на колебания спроса, предложения и цен, а также на экономическую выгоду.

Плановая (командная) экономика определяется как такой ее тип, при котором господствует общественная собственность, товарно-денежные отношения имеют формальный характер, а движение ресурсов производства и само производство определяется административным центром на основе системы планов и команд.

Преодолевая в некоторой мере ограниченность данной классификации, современная экономическая мысль выделяет еще один тип экономики – смешанная экономика. Для нее характерным является устойчивое наличие элементов разных типов экономических систем. Именно такой тип экономики представляет собой ряд современных западноевропейских стран. Этот тип имеет объективные предпосылки. Так, один только рыночный механизм в современной жизни не обеспечивает действенного и устойчивого саморегулирования экономической системы, а ведет к известномуразрегулированию экономики (кризисы, безработица, инфляция). Выход находят в определенной интеграции регулирующих механизмов – рыночного и государственного. В этом отношении экономическая система тоже становится смешанной.

Главное отличие смешанного типа экономики – ее разнообразность. Основными чертами этого типа являются:

сочетание частного и государственного секторов экономики; сочетание рыночного и государственного механизмов регулирования; сочетание частнособственнической рыночной мотивации с мотивацией социальной устойчивости в обществе.

Смешанную экономику можно считать особым типом экономической системы. Это обусловлено ее целостностью, устойчивостью, способностью к самовозобновлению, определенной совместимостью компонентов системы. А это все – свойства, присущие всякому типу экономической системы. Но реально приходится различать смешанную экономику развитых стран и смешанную экономику развивающихся стран. Это – виды смешанной экономики.

 

5-29-59

 

5. Теория поведения потребителей. Кардиналистский и ординалистский подходы

Поведение потребителей определяется как действия, которые предпринимают люди во время приобретения, потребления товаров и услуг, а также освобождения от них. Говоря упрощенно, поведение потребителей традиционно понимается как выяснение того, «почему люди покупают» – в том смысле, что продавцу легче разрабатывать стратегии влияния на потребителей, когда он знает, почему покупатели приобретают определенные товары или марки.

Кардиналистская концепция

Поведение потребителя зависит от многих факторов. Главным фактором в кардиналистской концепции считают полезность.

Полезность – это удовлетворение, которое человек получает от потребления какого-либо блага.

Различают общую и предельную полезность:

Общая полезность (totalutility) – это совокупная полезность всех потребляемых благ.

Предельная полезность (marginalutility) – это прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на 1 единицу:.

Кардиналисты исходят из того, что полезность может измеряться в абсолютных единицах, вводится специальная единица полезности – ютиль.

Основами кардиналистской концепции являются:

1. Спрос определяется полезностью 2. Полезность имеет абсолютное измерение.

Свойства общей и предельной полезности:

Общая полезность увеличивается при увеличении количества потребительских благ.

Увеличение количества потребляемого товара увеличивает меру насыщения, поэтому каждая дополнительная единица блага приносит всё меньше полезности по сравнению с предыдущей. Предельная полезность обратно пропорциональная объему потребляемых благ. Закон убывающей предельной полезности: если потребление всех других товаров постоянно (при прочих равных условиях), то предельная полезность данного блага будет уменьшаться по мере роста потребления.

Т.к. предельная полезность сокращается, то увеличение покупок приносит всё меньшее и меньшее удовлетворения. Следовательно, он будет наращивать потребление только при условии снижающейся цены за дополнительные единицы товара.

Ординалистская концепция

Ординалистский (порядковый) подход к анализу спроса является более современным, чем кардиналистский (количественный) подход.

Ординалистский подход основан на следующих положениях:

1.Спрос зависит от предпочтений потребителя. При этом предпочтения формируются не на абсолютной оценке полезности товара, а на относительном их соизмерении. В результате происходит ранжирование предпочтений потребителя.2. Спрос зависит от намерений по закупке других товаров и не только с точки зрения дохода, но и с точки зрения полезности.3. Инструментальный анализ спроса потребителя.

Инструментами анализа выступают кривые безразличия и бюджетная линия.

Кривая безразличия – это линия постоянного уровня удовлетворенности потребителя. Кривая безразличия показывает различные комбинации двух товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

Форма кривой – она вогнута по отношению к началу координат.

Это объясняется сокращением предельной нормы замещения. MRS – это количество одного товара, от которого мы готовы отказаться ради увеличения потребления другого товара.

Есть два особых случая конфигурации кривых безразличия:

1. Товары А и В – абсолютные субституты. Тогда кривые безразличия представляют собой параллельные прямые: (MRS=const)

2.Жесткаявзаимодополняемость товаров (например, левый и правый ботинок): (MRS=0)

Возможности потребления связаны с бюджетной линией. Спрос ограничивается ценой. Бюджетная линия потребителя – это прямая, точки которой показывают допустимые наборы благ при условии полного использования дохода.

 

6-30-60

Внешняя торговля России

Внешняя торговля является наиболее развитой формой международных экономических отношений. На долю торговли приходится около 80 процентов всего объемам международных экономических отношений.

Международная торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений. Международной торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделения труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества.

Международная торговля служит средством, позволяющим странам участникам процесса, развивая свою специализацию, повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых ими товаров и услуг, а также и уровень благосостояния их населения.

Присутствие на мировом рынке создает дополнительные возможности и стимулы для ускорения экономического роста страны в долгосрочном периоде. Возможно, что наиболее важными из них являются сбережения и инвестиции, так как это очень мобильные показатели, которые также определяют инвестиционный климат в разных странах и, в частности, стимулы для инвестиций. Анализ развития внешней торговли России - Вместо вывоза товаров, для изготовления которых использованы избыточные факторы производства (прежде всего сырье), экспортировались сами избыточные факторы, в частности нефть и газ. Поэтому задача снижения в экспорте доли низкотехнологических факторов (сырья и малоквалифицированного труда) является одной из важнейших. Факторами, обеспечивающими российской экономике традиционные сравнительные преимущества, являются, в частности, хорошая обеспеченность сырьевыми ресурсами, сочетание высокого интеллектуального потенциала и невысокой оплаты труда, большие масштабы производства, позволяющие получить соответствующую экономию (так называемый «эффект масштаба»), уровень образования, существенно более высокий, чем тот, который может позволить себе страна с уровнем среднедушевого дохода, подобным нынешнему российскому.

На сегодня доля России в мировой торговле составляет 2,26%. С начала 2000-х годов России удалось удвоить свой вес в торговле в мире — он вырос почти на 94%, в основном, благодаря экспорту нефтепродуктов, нефти и газа.

Россия экспортирует в основном углеводородное сырьё (нефть и нефтепродукты, газ, уголь), металлургическую и химическую продукцию, машины и оборудование, вооружения, продовольствие. Экспорт России в 2011 году составил $ 522 млрд Крупнейший импортёр товаров из России — Нидерланды ($36,3 млрд,).Увеличение стоимостных объемов экспорта в 2011 г. по сравнению с 2010 г. наблюдалось по всем товарным группам российского вывоза, кроме группы продовольственных товаров и сырья для их производства и текстиль и текстильные изделия и обувь. Экспорт группы продовольственные товары и сырье для их производства сократился на 36,9%, а ее доля в общем объеме экспорта снизилась с 2,7% до 1,3 процента. Снижение стоимостного объема было вызвано почти полным сокращением экспорта зерна.Экспорт наиболее значимой группы – топливно-энергетические товары – вырос на 28,5 процента. В 2011 г. физические объемы экспорта нефти снизились по сравнению с 2010 г. на 5,8%, но стоимостной объем в целом по нефти увеличился на 29,3% за счет ценовой конъюнктуры. Экспорт древесины и целлюлозно-бумажных изделий (по стоимости) в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличился на 11,7 процента. Основной прирост экспорта отрасли произошел за счет роста цен на необработанные лесоматериалы, клееную фанеру, древесную целлюлозу, бумагу газетную и роста физических объемов лесоматериалов обработанных и целлюлозы древесной. Доля машин, оборудования и транспортных средств в стоимостных объемах экспорта составила в 2011 г. 5,0%, стоимостные объемы экспорта выросли на 39,7 процента. Большая часть экспорта автомобилей приходится на страны СНГ. Импорт в Россию сост. в 2011 - $ 323 млрд. Крупнейший импортёр товаров в Россию-Германия ($21,2 млрд). Импорт товаров в 2011 года увеличился по сравнению с 2010 года на 48,6 процента. В товарной структуре импорта в 2011 г. продолжала увеличиваться доля машин, оборудования и транспортных средств, доли других товарных групп сократились. Опережающими по сравнению с импортом в целом были темпы прироста ввоза машин, оборудования и транспортных средств (64,3%). Импорт продукции химической промышленности, в 2011 г. по сравнению с 2010 г. возрос на 33,1 процента. Из основных товаров этой группы можно выделить рост стоимостных объемов импорта лекарственных средств (на 31,8%), каучука натурального и синтетического (в 2,0 раза).

Экспортная Квота - количество товара, которое государственные органы разрешают экспортировать предприятиям, фирмам в условиях, когда экспорт ограничен. Рассчитывается как отношение объема экспорта в натуральном или стоимостном выражении за данный период к объему внутреннего производства соотв продукции за этот период (в %).

__У России есть все необходимые предпосылки для достижения уровня внешней торговли, который соответствует ее потенциалу, то есть емкий внутренний рынок, сырьевые ресурсы, способность удовлетворить не только внутренние нужды, но и потребность крупнейших стран мира, достаточно высокий технический уровень по ряду отраслей промышленности (авиастроение, космические технологии, энергетическое машиностроение и другие).

Во внешней торговле особое значение должно предаваться созданию благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Наша страна должна принимать меры, чтобы стать более предсказуемой для внешнего инвестирования.

В области экспорта приоритетным направлением должна стать поддержка высокотехнологичного и наукоемкого экспорта. Нужно уменьшить зависимость страны от импортного продовольствия, то есть увеличить производство АПК России.

__Россия должна стать членом (ВТО), чтобы получить возможность продвижения своих интересов через участие в качестве полноправного партнера, в формировании международного торгового режима, который охватывает все новые сферы и в перспективе может распространиться так же на взаимосвязь торговли и экологии, социальные стандарты, электронную торговлю.без чего невозможно эффективно защитить интересы отечественных экспортеров. Вступление России в ВТО, конечно, вызовет не только положительные, но и негативные последствия. Однако эта экономическая организация связывает воедино все страны мира, и дальнейшее «непребывание» России в ней еще более губительно скажется на положении страны.

7-31-61

 

Федеральные налоги

-НДС (18%)- НДФЛ (13%) –акцизы-налог на прибыль организации (20%)-водный налог- налог на добычу полезных ископаемых- сбор за пользование объектами животного мира- гос.пошлина-страховые взносы (26%)

Региональные налоги

- налог на имущества юр.лиц (не более 2,5%)

- налог на игорный бизнес

- транспортный налог

Местные налоги

- налог на имущество физ.лиц (макс.2%)

- земельный налог

К специальным налоговым режимам относятся: ЕСХН, УСНО, ЕНВД, Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Основные направления налоговой политики РФ:

В условиях кризиса произошло сокращении поступлений по налогу на прибыль и на доходы физлиу. Это коснулось регионов. Регионы оказались недофинансированы на 30 %. Были увеличены акцизы, ставки увеличил на 15% (алкоголь, табак). Страховые взносы с 26% до 34%. Изменен порядок расчета налога на имущфиз лиц. Ставка налога на прибыль до 20%. Рассматривался вопрос на снижение ставки НДС от 18 до 13% - но не произошло.

o дальнейшее снижение масштабов уклонения от налогов, дальнейшее снижение налогового бремени (уровень э. ограничений)

o принятие закона об освобождении налогообложения дивидендов, получаемых при стратегическом участии российских организаций в рос.или ин. юрид. лицах

o принятие закона, направленного на налоговое стимулирование инновационной и научной деятельности

o совершенствование системы налогового администрирования

o совершенствование системы регистрации юридических лиц

o контроль за трансфертным ценообразованием

o введение консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль организаций.

o Регулирование учетной политики налогоплательщиков

o Снижении НДС до 13%

o Отказать от НДС и вести налог с продаж

o Снижение ставки страховых взносов

o Повышение акцизов (для снижения уровня курения, употребления алкоголя)

o Реформирование Налог на имущество физ. лиц

 

8-32-62

 

9-33-63

 

9. Бюджетно-налоговая политика в рыночной экономике: содержание цели, направления, инструменты, проблемы

Бюджетно-налоговая политика - политика государства в области налогообложения и государственных расходов, направленная по замыслу на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста ВВП. Конечные цели:1)стабильный эк. рост;2)полная занятость ресурсов;3)стаб. уровень цен;

Инструменты: Гос. закупки товаров и услуг - G;Трансфертные платежи – Tr; Налоги – Tx

Направления:Экспансионистская фискальная политика использует увеличение государственных рас­ходов, уменьшение налогов или ту или иную комбинацию этих действий, чтобы повысить совокупный спрос и вывести экономику из состояния рецессии. Такая политика приво­дит к повышению совокупного спроса, в результате чего реальный ВВП возрастает и восста­навливается состояние полной занятости.

Сдерживающая фискальная политика пре­дусматривает сокращение государственных расходов, увеличение налогов или ту или иную комбинацию этих действий, цель кото­рых - понизить совокупный спрос и замед­лить или вообще ликвидировать инфляцию спроса и вывести экономику из состояния рецессии. В данном случае эта политика при­водит к снижению совокупного спроса в результате чего возрастает давление, способствующее снижению цен, и уменьша­ется инфляция спроса.

Дискреционная (активная) ф. п. -официально объявляемое изменение гос.расходов и/или налогов

Автоматическаяф.п.- основана на действии автоматических (встроенных стабилизаторов).

Инструменты: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений. Налоги - это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица (предприятия, организации, граждане). Как правило, эти выплаты не только обязательны, но и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как государство с их помощью воздействует на многие экономические и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. Государственные расходы. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Все расходы можно подразделить на следующие группы:военные;экономические;на социальные цели;на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность;на содержание аппарата управления.

 

10-34-64

 

11-35-65

11. Сущность экономических кризисов. Причины их возникновения.
Кризис - это резкое нарушение существующего равновесия, вследствие нараставших диспропорций экономических показателей. На этом промежутке возникает снижение совокупного спроса и, как следствие, избыточное предложение. Так как спрос сокращается, возникают проблемы с реализацией готовой продукции, и увеличивается безработица. Происходит сокращение всех экономических показателей. Все виды доходов, в том числе заработная плата, инвестиции, прибыль, а также цены начинают снижаться быстрыми темпами. Из-за парализованного капитала, хранившегося в виде нереализованного товара, возникает острый недостаток денежных средств для оплаты постоянных издержек, поэтому быстро растет плата за кредит - ставка ссудного процента. Курсы акций и облигаций, а также других ценных бумаг начинают снижаться, поэтому наступает волна банкротства и массового закрытия предприятий. Кризис завершается с наступлением депрессии.
Исходной категорией для понимания экономических кризисов является понятие экономический цикл. Экономический цикл можно определить как временной интервал между двумя качественно одинаковыми состояниями экономической конъюнктуры. Экономические колебания представляют собой отклонения от стабильного состояния важнейших параметров экономики – объема производства, уровня цен, занятости населения и др.
Экономические циклы состоят из четырёх фаз: Фаза кризиса:Реализация промышленных товаров начинает происходить с трудом, а значительная часть товаров вообще не реализуется. Понижаются рыночные цены на товары. Масса и норма прибыли фирм уменьшается. Инвестиционная деятельность фирм останавливается.Существенно увеличивается безработица. Фаза решения (депрессии):Рыночная экономика самостоятельно выходит из кризиса. Фирмы любыми способами пытаются получать хоть какую-то прибыль за их продукцию. И тогда фирмы начинают коренную микроперестройку, чтобы уменьшить издержки производства и получать среднюю прибыль при этих низких ценах. Для этого фирмы мобилизуют все имеющиеся у них финансовые ресурсы, под любой процент берут кредиты у комм банков и начинают выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке, при этом фирмы отказываются от выпуска убыточных видов продукции. Фаза оживления:Её характерной чертой является массовое обновление основного капитала.пока не будет достигнут докризисный уровень производства валового национального продукта. Фаза подъема: Возрастают темпы экономического роста и увеличиваются объемы производства валового национального продукта.Торговля идет бойко и рыночные цены на многие товары повышаются.Повышается масса и норма прибыли фирм. Заработная плата начинает расти.
ВИДЫ: 1) Похарактеру нарушения пропорций воспроизводства выделяются два вида: Кризис перепроизводства товаров, - выпуск излишнего ко­личества полезных вещей, не находящих сбыта.
Кризис недопроизводства товаров - острая их нехватка для удовлетворения платежеспособного спроса населения.
2) Помасштабам нарушения равновесия в хозяйственных системах кризисы принято разделять на общие (кризисы, охватывающие всё национальное хозяйство) и частичные (кризисы, охватывающие какую-либо одну сферу или отрасль экономики). финансовый кризис - глубокое расстройство го­сударственных финансов. Оно проявляется в постоянных бюд­жетных дефицитах (когда расходы государства значительно пре­вышают его доходы). Крайним проявлением финансового кризиса является неплатежеспособность государства по иностранным зай­мам
Денежно-кредитный кризис - потрясение денежно-кредитной системы. Происходит резкое сокращение банковских кредитов, массовое изъятие вкладов и крах банков, погоня населения и предпринимателей за налич­ными деньгами, падение курсов акций и облигаций, а также нормы банковского процента. Валютный кризис выражается в обесценении валюты отдельных стран (нехватка иностранных “твердых” валют, исто­щение валютных резервов в банках, падение валютных курсов). Биржевой кризис - резкое снижение курсов ценных бу­маг, значительное сокращение их эмиссий, глубокие спады в деятельности фондовой биржи. Аграрный кризис - это резкое ухудшение сбыта сель­скохозяйственной продукции (падение цен на сельскохозяйст­венную продукцию). Структурный кризис обусловлен нарушением нормаль­ных соотношений между отраслями производства (однобоким развитием одним отраслей в ущерб другим, ухудшением положения в отдельных видах производства ). 3) Порегулярности нарушения равновесия в экономике кризисы делят на: Периодические кризисы повторяются регулярно через какие-то промежутки времени. Промежуточные не дают начала полного делового цикла и прерываются на каком-то этапе; являются менее глубокими и менее продолжительными.
ПРИЧИНЫ Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые – с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.Если понимать кризис таким образом, то можно констатировать, что опасность кризи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.085 с.)