Роль и функции транснациональных корпораций (ТНК) в мировой экономике и в международных экономических отношениях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль и функции транснациональных корпораций (ТНК) в мировой экономике и в международных экономических отношениях



Для современной мировой экономики характерен стремительно набирающий темпы процесс транснационализации, основной движущей силой которого выступают транснациональные корпорации (ТНК). Они играют ведущую роль в интернационализации производства, в получающем все более широкое распространение процессе расширения и углубления производственных связей между предприятиями разных стран, оказывая, тем самым, все большее влияние на динамику, структуру и уровень конкурентоспособности производимых и реализуемых на мировом рынке товаров и услуг.

Согласно последним оценкам, в мире сегодня насчитывается порядка 700 000 ТНК. В 2004 году в зарубежных филиалах ТНК было занято около 57 млн. работников, а объем продаж ТНК составил 18 трлн. долл., что более чем в полтора раза превышает объем мирового экспорта.

Доля корпоративного сектора в мировом производстве (в США 90%),

Активы ТНК 106% ВВП;, валовый продукт зарубежных предприятий 10% мирового ВВП, продажи зарубежных предприятий 52% ВВП в 2006 г.„ Экспорт зарубежных предприятий 10% мирового Э, ПИИ 15 трлн долл. 2007 г., 2005 - 10 трлн.

Таким образом, сегодня транснациональные корпорации оказывают огромное влияния на всю систему мировой экономики и международных отношений.Транснациональные корпорации контролируют более 50% мирового промышленного производства, более 60% мировой внешней торговли, а также около 80% мировой базы патентов и лицензий на технику, технологии и ноу-хау. На долю ТНК приходится большая часть прямых зарубежных инвестиций в мире, первая сотня самых крупных ТНК концентрирует в своих руках около 40% их общемирового объема. Под контролем ТНК находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды; 85% рынка меди и бокситов; 80% — чая и олова; 75% — бананов, натурального каучука и сырой нефти

В ряде случаев ТНК могут внести определенный вклад в развитие развивающихся стран, что находит отражение в:

получении ими передовых производственных технологий в некоторых отраслях национального производства (добывающая, текстильная, швейная, электронная и др.);

· содействии превращению развивающихся стран из экспортеров сырья в продавцов готовой продукции;

· ускорении процессов технологических инноваций;

· увеличении занятости местного населения и роста доходов местных работников корпораций;

· модернизации методов управления и др.

ТНК становятся важной составной частью механизма мирового хозяйства, которая во многих случаях имеет собственные интересы, могущие совпадать и не совпадать с интересами других составных частей механизма мировой экономики – национальных экономик, интеграционных объединений, международных организаций. Собственные производственно-сбытовые сети ТНК содействуют развитию внешнеэкономической деятельности стран их происхождения и развития

ТНК – это новая сила в мировой экономике, в настоящее время они являются прежде всего главным двигателем интернационализации. В современной внешнеэкономической деятельности доминирует уже не внешняя торговля, а организация производства и сбыта товаров и услуг непосредственно на зарубежных рынках. Ведь объем организованных таким образом продаж (т.е. продаж зарубежных филиалов) превышает объем мирового экспорта товаров и услуг(9,5 и 6,4 трлн. долл.), а сам по себе мировой экспорт все больше становится внутрифирменной торговлей между различными подразделениями ТНК. Вывод: деятельность ТНК все больше превращает мировое хозяйство в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний (это называется глобализацией).

Во внешнеэк деятельности ТНК являются торговцами, инвесторами, распространителями современных технологий и стимуляторами международной трудовой миграции. Они во многом определяют динамику и структуру, уровень конкурентоспособности на мировом рынке Т и У, а также международное движение Кап и передачи технологий.

Крупнейшие 100 ТНК (менее 0,2% от их общего числа) контролируют 12% от совокупного размера зарубежных активов и 16% от совокупного объема зарубежных продаж.

Образование ТНК (транснациональные корпорации) неотделимо от межгосударственного перемещения и вывоза капитала. Создание филиалов, дочерних обществ, представительств, совместных предприятий – это есть прямые иностранные инвестиции.

ТНК играют очень важную роль в развитии обобществления производства и в развитии плановых начал.

ТНК превратились в наиболее активных участников мир финансового рынка. Будучи главными экспортерами и импортерами Т и У в мире, ТНК (на них приходится 1/3 мир торговли) стали крупными клиентами на мировом валютном рынке и рынке деривативов.

Большое влияние оказывают ТНК на мировой кредитный рынок и мировой рынок акций.

Хотя ТНК нередко быстро перебрасывают огромные финансовые ресурсы из одного региона в другой, что может дестабилизировать фин рынки в отд регионах, основа ТНК – долгосрочные прямые инвестиции. Поэт деятельность ТНК преимущественно способствует стабилизации мировых рынков Кап.

66. Федеральные программы социально-экономического развития регионального паритета в РФ. Их современные приоритеты, особенности финансирования, региональный охват и проблемы реализации

В целях определения потенциальных направлений использования потенциала сотрудничества субъектов Российской Федерации и потенциала федеральных округов как важного звена государственного и регионального управления для решения ключевых проблем и стратегических задач в сфере экономики, социального развития и демографической политики, улучшения среды проживания, совершенствования природоохранной деятельности продолжалась работа над стратегиями социально-экономического развития федеральных округов.

Федеральные целевые программы регионального паритета являются эффективным инструментом воздействия на социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации, обеспечивающим решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития регионов Российской Федерации. Как правило, они сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, возникающих в субъектах Российской Федерации.

Региональный паритет. Цель реализации: создание условий для преодоления социально-экономического отставания отдельных территорий, имеющих геополитическую и геостратегическую значимость для страны; достижение выполнения этими территориями функций, необходимых для эффективного социально-экономического развития страны с учетом интеграционных возможностей.

В 2011 году на территории Российской Федерации продолжается реализация 8 федеральных целевых программ регионального паритета: «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года»; ФЦП развития Калининградской области на период до 2014 года; «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы»; «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы»; «Юг России (2008-2012 годы)»; «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007–2015 годы»; «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2013 годы»; «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы».

Кроме того, в целях определения перспективных направлений использования потенциала сотрудничества субъектов Российской Федерации и потенциала федеральных округов как важного звена государственного и регионального управления для решения ключевых проблем и стратегических задач в сфере экономики, социального развития и демографической политики, улучшения среды проживания, совершенствования природоохранной деятельности продолжалась работа над стратегиями социально-экономического развития федеральных округов.

Стратегии определяют перспективные ориентиры и направления развития социально-экономического комплекса каждого федерального округа, а также возможности развития и конечные результаты; характеризуют пути развития инфраструктуры федерального значения на территории субъектов федеральных округов, условия реализации стратегических проектов.

Объемы государственных капитальных вложений по федеральным целевым программам регионального паритета учитываются и финансируются как прочие субсидии через Фонд регионального развития.

Если в целом охарактеризовать недостатки реализации программ <регионального паритета>, то следует указать следующие причины, не позволяющие достичь поставленных ими целей:
1. Основным источником финансирования данных программ из федерального бюджета является ФРР (финансовая помощь бюджетам других уровней), что не позволяет осуществлять финансирование объектов федеральной и акционерной форм собственности. Вместе с тем эти объекты (главным образом ТЭК и транспортного комплекса) являются базовыми для развития данных территорий.
2. Финансирование объектов федеральной и акционерной форм собственности, относящихся к ключевым отраслям экономики этих регионов, осуществляется в рамках соответствующих отраслевых ФЦП. Однако объемы финансирования этих объектов не позволяют обеспечить их ввод в эксплуатацию в максимально короткие сроки.

Наибольшую сложность вызывает разработка и реализация комплексных программ, охватывающих различные стороны социально-экономического развития региона, которые получают распространение в последнее время. Особенность комплексных программ состоит в их многоцелевом характере, и поэтому часто они расчленяются на подпрограммы, малосвязанные друг с другом.

Кроме того, реализация комплексной программы вызывает затруднения из-за сложностей с механизмом обеспечения программы ресурсами на уровне субъекта федерации, а также ввиду необходимости проработки многовариантности подхода, что маловероятно в условиях целевой программы.
Поэтому, как правило, подобные комплексные программы представляют собой просто систему инвестиционных проектов, предполагаемых к реализации в определенный промежуток времени в рамках территории субъекта федерации. Целевая программа развития социально-экономического комплекса региона должна опираться на научно обоснованную стратегию, определяющую важнейшие точки (сферы) роста экономики и решение наиболее сложных и острых проблем, создающих кризисные ситуации в различных сферах деятельности. Решение задач целевой региональной программы комплексного характера должны способствовать тому, чтобы в рамках определенного периода создать условия и добиться конкретных результатов в подъеме экономики и в преодолении кризисных процессов.

13-37-67



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.01 с.)