Багауддин Мухаммад ад-Дагестани 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Багауддин Мухаммад ад-Дагестани



14 Шавваля 1419 г. х. — 31 января 1999 г.

 

 


[1] Тарикат — название суфийских братств, а также система или школа обучения в суфийском братстве, принятый в каждом из этих братств «способ следования по пути к Аллаху» (Прим. пер.).

[2] «Ихйа ‘улюм ад-дин», 3/65.

[3] «Ар-рисаляту-ль-кушейриййа», 181.

[4] «Кылядату-ль-джавахир», 177.

[5] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 313; «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 525.

[6] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 170.

[7] Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’а — те, кто придерживается истинной, неискаженной исламской ‘акыды, основанной на Священном Коране и Сунне Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) (Прим. пер.).

[8] Согласован: аль-Бухари (№ 3968, 6021, 6236, 6952), Муслим (№ 2704). Его начало: «Умерьте свой пыл — поистине, вы взываете не к глухому, и не к отсутствующему! Поистине, вы взываете к Слышащему, Близкому, и Он с вами».

[9] Приведено Муслимом в длинном хадисе.

[10] Приведен Ахмадом и другими.

[11] Маджму’уль-фатава, 1/126.

[12] «Ат-табакату-ль-кюбра».

[13] Приводит ат-Табарани, он назвал этот хадис хорошим.

[14] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», № 5884.

[15] Передает Муслим (№ 177) и ат-Тирмизи.

[16] Согласован, передают аль-Бухари и Муслим.

[17] Передает ибн Исхак в «Аль-магази».

[18] «Джами’у карамати-ль-авлийа», 1/199-200; «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 210–213.

[19] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 107; «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 125.

[20] Передает ат-Тирмизи.

[21] Передает ат-Тирмизи.

[22] «Аль-фуйудату-р-раббаниййа», 194–196.

[23] «Аль-ибриз», 238.

[24] «Джами’у карамати-ль-авлийа», 1/222–223.

[25] «Аль-ибриз», 24.

[26] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 2342.

[27] То есть, я не желаю, чтобы один из вас рассказывал мне о неблаговидных поступках или дурных словах другого в его отсутствие, чтобы потом, когда вы оба предстанете передо мной, желая, чтобы я рассудил между вами, я был настроен одинаково благожелательно по отношению к вам и не относился предвзято к тому, о чьем нехорошем поступке или поведении сообщил мне его товарищ перед этим (Прим. пер.).

[28] Передают Ахмад, Абу Дауд и ат-Тирмизи.

[29] «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 1/189.

[30] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2/19.

[31] Вали — «святой», обладающий сверхъестественными способностями и творящий чудеса. Его также называют «валийуЛлах» — «друг Аллаха, наиболее близко стоящий к Аллаху» (Прим. пер.).

[32] «Табакат» ибн Дайфуллах, 258.

[33] «Сияру-ль-авлия», 58

[34] Передают аль-Бухари и Муслим

[35] Джахилиййя — «эпоха невежества»; эпоха язычества, доисламские времена.

[36] «Аль-умм», 1/252.

[37] «Аль-ибриз», 193.

[38] «Ар-римах», 1/191.

[39] Окийя — мера веса, равная 37,44 г (Прим. пер.).

[40] «Табакат» ибн Дайфуллах, 139–140.

[41] «Табакат» ибн Дайфуллах, 144.

[42] «Табакат» ибн Дайфуллах, 199.

[43] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2/128.

[44] «Ат-табакату-ль-кюбра», 1/128.

[45] «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 177.

[46] Этот хадис передают аль-Бухари и другие в главе «Медицина».

[47] «Аль-ибриз», 193.

[48] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 133–134; «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 137; «Джами’а карамати-ль-авлийа», 1/146.

[49] «Ар-рисаляту-ль-кушейриййа», 2/700.

2 «Джавахиру-ль-ма’ани», 2/150–151.

1 «Аль-джавахиру ва-д-дурар», 130–131.

[52] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2/91.

[53] «Табакат» ибн Дайфуллах, 143.

[54] «Табакат» ибн Дайфуллах, 143.

[55] «Ар-рисаляту-ль-кушейриййа», 2/709.

[56] «Ар-рисаля», 2/710–711.

[57] «Джами’у» ан-Набхани, 2/154.

[58] «Ат-табакату-ль-кубра», 1/172

[59] «Джавахиру-ль-ма’ани», 2/150–151.

[60] «Ар-римах»», 1/22.

[61] Передают аль-Бухари и Муслим.

[62] Передает аль-Бухари.

[63] «Аль-джавахиру ва-д-дурар», 130–131.

[64] «Аль-кюбра», 259.

[65] «Аль-кюбра», 2/116.

[66] «Табакат» ибн Дайфуллах, 325.

[67] Аль-Гаус (букв. «помощь, избавление») — титул верховного вали, правящего всеми авлияъми мира, среди них ‘Абдуль-Кадир аль-Джиляни, основатель кадиритского тариката (Прим. пер.).

[68] «Аль-ибриз», 189.

[69] «Аль-кюбра», 1/157.

[70] Ахлю-т-тасарруф — авлия, наделенные сверхъестественными способностями, которые, согласно утверждениям суфиев, говорят чему-нибудь: «Будь!» — и оно тут же сбывается (Прим пер.).

[71] «Аль-ибриз», 193.

[72] «Аль-кюбра», 1/159.

[73] Ат-таваф — обход вокруг Ка’абы при совершении хаджа или ‘умры

[74] «Аль-кюбра», 1/158.

[75] «Джавахиру-ль-ма’ани», 2/8.

[76] «Аль-фусус», 1/129.

[77] «Ар-рихляту-ль-канакириййа», 6.

[78] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2/152.

[79] «Джавахиру-ль-ма’ани», 2/76–77.

[80] «Джавахиру-ль-ма’ани», 2/273.

[81] Передают аль-Бухари и Муслим.

[82] Передают аль-Бухари и Муслим, приведена версия Муслима.

[83] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 163.

[84] «Танвиру-ль-кулюб», 530.

[85] Имеется в виду состояние, напоминающее экстаз (Прим. пер.)/

[86] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 118–119.

[87] Передает аль-Бухари.

[88] Приводит ат-Табарани.

[89] Приводит аль-Баззар в своем «Муснаде».

[90] Приводят авторы «Сунан».

[91] Этот хадис приводит Малик в «Аль-джами’»; аль-Альбани назвал его достоверным.

[92] Муракаба — концентрация помыслов с целью «духовного общения» с Аллахом, пророком Мухаммадом (Да благословит его Аллах и приветствует!), вали или шейхом-наставником у суфиев (Прим. пер.).

[93] Рабита — психологическая практика суфиев: духовная связь с шейхом-наставником посредством воссоздания в сердце его образа (вплоть до «растворения» в нем) (Прим. пер.).

[94] «Кылядату-ль-джавахир», 177.

[95] Вирд — особые молитвенные ежедневные формулы у суфиев (Прим. пер.).

[96] «Ад-дурару-с-сунниййа», 8.

[97] Приводит Муслим в составе длинного хадиса.

[98] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 317.

[99].«Адль-мавахибу-с-сармадиййа», 145–146.

[100] «Ихйау-ль-‘улюми-д-дин», 4/205.

[101] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 2960.

[102] Передает Муслим: 291.

[103] Передает Муслим: 289.

[104] Передает Муслим: 287.

[105] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 3.

[106] «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 5.

[107] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 130; «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 135.

[108] «Аль-гуньйа», 2/164.

[109] «Ат-табакату-ль-кюбра», 1/153.

[110] «Ат-табакату-ль-кюбра», 1/169.

[111] «Тарбийатуна-р-рухиййа», 206.

[112] «Тазкирату-ль-авлийа», 1/171.

[113] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 138; «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 140; «Джами’у-ль-карамати-ль-авлийа», 1/151.

[114] «Аль-ибриз», 186.

[115] «Сахиху-ль-джамии-с-сагыр», 7520.

[116] Передают аль-Бухари и Муслим.

[117] Передают аль-Бухари и Муслим.

[118] «Ас-сирату-н-набавиййа» ибн Хишама.

[119] «Танвиру-ль-кулюб», 534.

[120] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 142.

[121] «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 142.

[122] «Танвиру-ль-кулюб», 410.

[123] Передают аль-Бухари и Муслим.

[124] Приводится у Муслима.

[125] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 6841.

[126] Приводится у Ахмада, 5/397.

[127] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 154.

[128] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 7217.

[129] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 7227.

[130] «Сахиху-джами’и-с-сагыр», 4379.

[131] «Карамату-ль-авлийа», 1/373.

[132] «Танвиру-ль-кулюб», 534.

[133] Приводит Муслим.

[134] Приводит аль-Бухари.

[135] Передают аль-Бухари и Муслим.

[136] Приводит аль-Бухари.

[137] «Ат-тавассуль» и «Вадыху-ль-ишара» с некоторыми изменениями.

[138] «Авдаху-ль-ишара», с небольшими изменениями, 121.

[139] «Ад-дину-ль-халис»,4/19.

[140] «Ад-дину-ль-халис», 4/30.

[141] «Аль-футухату-ль-меккиййа», 1/243.

[142] «Ар-рисаляту-ль-кушейриййа», 667.

[143] «Ат-табакат», 460.

[144] «Аль-ибриз», 298.

[145] «Ар-рисаля», 521.

[146] «Аль-ибриз», 301.

[147] «Джавахиру-ль-ма’ани», 1/252.

[148] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 4515.

[149] Передают аль-Бухари и Муслим.

[150] Мукаляф — совершеннолетний, разумный (дееспособный) мусульманин.

[151] «Дурару-ль-гаввас мин фатава сеййиди ‘Али аль Хаввас», 62–63.

[152] «Ат-табакату-ль-кюбра», 1/67.

[153] «Аль-йавакыту ва-ль-джавахир», 1/151.

[154] «Аль-ихйа’», 2/270.

[155] «Аль-кылядату-ль-джавахир», 433.

[156] «Аль-кылядату-ль-джавахир», 433.

[157] Передают аль-Бухари и Муслим.

[158] Передают аль-Бухари и Муслим.

[159] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 4379.

[160] «Аль-фатава», 26/150.

[161] «Ахкаму-ль-джанаиз», 191.

[162] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2/95.

[163] «Аль-ибриз», 29.

[164] «Джавахиру-ль-ма’ани», 11/158.

[165] Передают аль-Бухари и Муслим.

[166] «Ар-римах», 1/118–119.

[167] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 3124.

[168] Передают аль-Бухари и Муслим.

[169] «Табакату-ш-шафи’иййа», 9/211.

[170] «Аль-кавакиб», 2/67.

[171] «Аль-кавакиб», 2/98.

[172] «Аль-мутриб фи машахир авлийаи-ль-Магриб», 51.

[173] «Ат-тайсир», 484.

[174] Имеется в виду удержание от порицаемого, произнесение слова Истины и т. д.

[175] Приводится у Ахмада и Ибн Маджи. Шейх аль-Альбани упомянул его в сборнике «Слабые хадисы Ибн Маджи».

[176] «Джамхарату расаили-ль-‘араб», 1/210.

[177] «Тафсиру-ль-Кур’ани-ль-‘Азым», 2/450.

[178] «Ар-римах», 1/142.

[179] «Ар-римах», 1/143.

[180] «Ар-римах», 2/151.

[181] Приводится у Муслима.

[182] Приводит Малик в «Аль-муватта’», 1711, аль-Хаким в «Аль-мустадраке», 7314, и Ибн Хаббан в своем «Сахихе», 575.

[183] «Риммах хизби-р-Рахим», 2/143.

[184] «Ар-римах», 2/143.

[185] «Багйату-ль-мустафид», 216.

[186] «Табакат» аш-Ша’рани, 2/90.

[187] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2/163.

[188] «Аль-‘акыдату-т-Тахавиййа».

[189] Передает аль-Бухари и другие.

[190] Приводится у Муслима и других.

[191] Приводится у аль-Бухари и Муслима.

[192] Передают аль-Бухари и Муслим.

[193] «Аль-бидайату ва-н-нихайа», 1/334.

[194] Передают аль-Бухари и Муслим.

[195] Марфу’ — «восходящий», хадис с непрерывным иснадом, в тексте которого приводятся слова Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) или сообщается о его поступках.

[196] Аль-Бухари и Муслим.

[197] Аль-Бухари и Муслим.

[198] Передает Муслим и другие.

[199] Передает Муслим.

[200] «Тахзиру-с-саджид», 47.

[201] Приводит Абду-р-Раззак в «Аль-муснаф», № 1581.

[202] «Маджму’ату-р-расаиль», 1/67.

[203] «Маджму’у-ль-фатава», 27/448.

[204] «Ат-табакату-ль-кюбра», 1/125.

[205] «Маджму’у-ль-фатава», 11/504.

[206] «Шарху-с-судур», 11.

[207] Приводится у Муслима.

[208] «Шарх сахихи-ль-Муслим», 13/141.

[209] Упомянуто аль-Куртуби в «Аль-джами’».

[210] Рафидиты — представители одного из направлений шиизма (Прим. пер.).

[211] «Фираку-ш-ши’а», 44.

[212] Упоминает аш-Ша’рани и комментирует: «То же самое говорит и мой господин ‘Али аль-Хаввас…», «Ат-табакату-ль-кюбра», 2/39.

[213] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2/77.

[214] Барзах — промежуточный мир, в котором пребывают умершие вплоть до Судного Дня (Прим. пер.).

[215] «Такдису-ль-ашхас фи-ль-фикри-с-суфий».

[216] «Ат-табакат», 2/162.

[217] «Тальбис Иблис».

[218] «Ат-табакат», 1/157.

[219] «Ат-табакат», 2/147.

[220] Тантави Джаухари «Аль-арвах», 323.

[221] «Акыдату-р-радж’ати ‘инда-ш-шиа’», 254.

[222] Передают ибн Маджа и аль-Хаким. Ат-Тирмизи и аль-Альбани назвали его «хорошим» (хасан).

[223] Кутб («ось», «полюс», «точка опоры») — верховный ранг в иерархии суфийских авлияъ (Прим пер.).

[224] «Джавахиру-ль-ма’ани», 1/267.

[225] Гаус — то же самое что и Кутб в том случае, когда к нему обращаются за помощью и защитой (Прим. пер.)

[226] «Аль-джавахир», 1/227.

[227] «Дурару-ль-гаввас», 15–16.

[228] «Ат-табакату-ль-кюбра», 1/172.

[229] Автад — ранг в суфийской иерархии вали (Прим. пер.).

[230] «Муштаха-ль-харифи-ль-джани», 559.

[231] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2/128.

[232] Приводится у ат-Тирмизи, № 3095.

[233] «Танвиру-ль-кулюб», с небольшими изменениями от меня, 528.

[234] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 89.

[235] Приводится у Муслима.

[236] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 494.

[237] Приводит Абу Дауд в «Сунан» и ан-Насаи в «Делах ночи и дня», и ибн Баз назвал его иснад «хорошим» (хасан). См. «Тухфату-ль-ахйар», 24.

[238] «Танвиру-ль-кулюб», 529.

[239] Упоминает Ибн Исхак в «Сире».

[240] Приводится у Муслима.

[241] «’Аварифу-ль-ма’ариф» на полях «Аль-ихйа».

[242] «Табакат» аш-Ши’рани, 2/103; «Джами’» ан-Набхани, 1/294.

[243] «Танвиру-ль-кулюб».

[244] Приводит Муслим.

[245] «Кылядату-ль-джавахир», 278.

[246] «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 1/161.

[247] «Шатахату-с-суфиййа»,182.

[248] «Бедные» (фукора’, ед. ч. факыр) — самоназвание суфиев (Прим. пер.).

[249] «Аль-футухату-ль-иляхиййа», 308.

[250] «Аль-футухату-ль-иляхиййа», 339.

[251] Упоминается в книгах по сире.

[252] «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 2/36.

[253] «Нафахату-ль-хакк», глава «Иршад ва хидайа».

[254] «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 1/168.

[255] «Аль-ганиййа», 2/164.

[256] Передает ат-Тирмизи и ибн Хиббан в своем «Сахихе».

[257] Часть хадиса, переданного Ахмадом, ат-Тирмизи и другими.

[258] «Ат-табакату-ль-кюбра», 1/5; «Аль-футухату-ль-меккиййа», 1/365.

[259] «Аль-кавакибу-д-дурриййа», 246.

[260] «Ат-табакат», 5.

[261] Хакикат — (от арабского «хак» — истина) постижение Божественной истины, высшая степень духовного самоусовершенствования у суфиев.

[262] «Иказу-ль-химам фи шархи-ль-хикам», ибн ‘Аджиба, 1/5.

[263] Передают Абу Дауд и ат-Тирмизи.

[264] «Рисаляту фи ‘ильми-ль-батын ва-з-захир», 1/251.

[265] Салик — путник, идущий по мистическому пути (Прим. пер.).

[266] «Масрау-т-тасаввуф», 81.

[267] «Аль-бад’у ва-т-тарих», аль-Макдиси, 5/ 91.

[268] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 48.

[269] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 47.

[270] ‘Ариф — тот, кому даровано мистическое знание (Прим. пер.).

[271] «Аль-фусус», 192.

[272] «Аль-фусус», 1/92.

[273] «Ат-тасаввуфу-ль-ислями фи-ль-адаб ва-ль ахляк», 1/179.

[274] «Ми’раджу-т-ташаввуф иля хакыкати-т-тасаввуф», 39.

[275] «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 161.

[276] «’Ильму-ль-кулюб», 157.

[277] «Ихйа ‘улюми-д-дин», 3/243.

[278] «Мишкяту-ль-анвар», 57.

[279] Из книги «Аль-Халлядж», Таха ‘Абу-ль-Бакы’ Сурур, 104.

[280] «Аль-фикру-с-суфи», 62.

[281] «Фусусу-ль-хикам».

[282] «Захаиру-ль а’ляк фи шархи тарджумани-ль-ашвак», ибн ‘Араби, 39.

[283] «Фусусу-ль-хикам».

[284] «Аль-инсану-ль-кямиль», 116.

[285] «Аль-инсану-ль-кямиль», 116.

[286] «Аль-инсану-ль-кямиль», 11.

[287] «Аль-футухату-ль-меккиййа», 1/384.

[288] «’Азаб» означает «мука, страдание». Но глагол «’азуба» имеет значение «быть приятным, сладким» (Прим. пер.).

[289] «Аль-фусус», 1/94.

[290] «Ат-тасаввуф байна-ль-хакк ва-ль-хальк», 108.

[291] «Ат-тавасин», 42.

[292] «Ат-тавасин», 51−52.

[293] Жена Фир’ауна не имела детей, и в этом было ее «несовершенство». Муса же устранил его, заменив ей сына и заполнив собой эту пустоту (Прим. пер.).

[294] «Фусусу-ль-хикам», 201

[295] «Фусусу-ль-хикам», 212.

[296] «Аль-Джавахир ва-д-дурар», 175.

[297] «Аль-хильйа», 10/37.

[298] «Аль-хильйа», 10/39.

[299] Приводится у аль-Бухари.

[300] «Ат-та’арруф ли-мазхаб ахли-т-тасаввуф», 155.

[301] «Танвиру-ль-кулюб», 486.

[302] То есть, пророки.

[303] Приводится у Абу Дауда, ибн Маджи и Ахмада. Аль-Альбани назвал его иснад достоверным.

[304] Приводится у Ахмада и Абу Дауда.

[305] Название дерева. Другие его названия христов терн и лотус (Прим. пер.).

[306] Приводится у ат-Тирмизи, он назвал его достоверным.

[307] Приводится у Аль-Бухари и Муслима.

[308] Достоверный хадис. Его передает Ахмад и другие.

[309] Приводится у Ан-Насаи, хадис с хорошим иснадом.

[310] То есть мясо животных (Прим. пер.).

[311] «Аль-футухату-ль-меккиййа», 1/37.

[312] Абдаль, ед. ч. бадаль («заменяющие») — ранг в суфийской иерархии вали.

[313] «Ихйа ‘улюми-д-дин», 3/65.

[314] «Аль-ихйа», 3/66.

[315] «’Аварифу-ль-ма’ариф».

[316] «’Аварифу-ль-ма’ариф».

[317] Ибн аль-Джаузи сделал заключение о том, что этот хадис — вымышленный, с чем согласны и другие хадисоведы.

[318] Передает ибн Маджа от ибн ‘Умара.

[319] «Ат-тасаввуф байна-ль-хакк ва-ль хальк», 175.

[320] Приводится у Муслима.

[321] «Аль-фикру-с-суфи» ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Абду-ль-Халика.

[322] Приводится у аль-Бухари.

[323] Приводится у аль-Бухари и Муслима.

[324] Приводится у аль-Бухари и Муслима.

[325] Приводится у аль-Бухари и Муслима.

[326] Приводится у аль-Бухари, Ахмада и аль-Байхакы.

[327] Приводится у Ахмада, ат-Тирмизи и ибн Маджи. Аль-Альбани назвал его достоверным.

[328] Приводится у ат-Тирмизи и ибн Хаббана.

[329] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 213; «Джами’у карамати-ль-авлийа», 1/204; «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 196.

[330] «Аль-мавахиб», 203; «Аль-анвар», 192.

[331] «Аль-анвар», 207; «Аль-мавахиб», 231–232.

[332] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 184; «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 182.

[333] «Аль-мавахиб», 185.

[334] «Ат-табакату-ль-кюбра» аш-Ши’рани, 1/16–17.

[335] «Аль-бидайа ва-н-нихайа», 11/140.

[336] «Аль-анвар», 103; «Тальбису-ль-иблис», 341.

[337] «Аль-мавахиб», 61; «Аль-анвар», 104.

[338] «Аль-мавахиб», 50.

[339] «Хазихи хийа-с-суфиййа», 19.

[340] См. главу «Таухид у суфиев».

[341] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 215; «Джами’у карамати-ль-авлийа», 1/204.

[342] Приводится у Муслима и Абу Дауда.

[343] «Ар-рисаляту-ль-кушейриййа», 151; «Аль-мунтазым», 2/162; «Тарих Багдад», 8/121.

[344] То есть Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует!) (Прим пер.).

[345] «Аль-‘икду-с-самин», 5/329.

[346] «Аль-бидайа ва-н-нихайа», 13/161.

[347] «Ахбару-ль-Халлядж», 35.

[348] «Аль-лям’» ат-Туси, 461.

[349] «Аль-лям’», 463.

[350] «Аль-лям’», 464.

[351] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 47.

[352] «Аль-люма’», 50. Зуннар — пояс, который носили христиане в мусульманских странах, чтобы отличиться от мусульман. «Надеть зуннар» означает — отречься от Ислама.

[353] «Аль-люма’», 490.

[354] «Аль-люма’», 490.

[355] «Аль-люма’», 490.

[356] «Аль-хакыкату-т-тарихиййа», 343.

[357] Приводится у аль-Хакима, и он назвал его иснад достоверным.

[358] «Аль-ка’идату-ль-джалиля», 169.

[359] «Мизану-ль-и’тидаль», 2/504.

[360] «Аль-инсану-ль-кямиль», 102.

[361] «Аль-инсану-ль-кямиль», 104.

[362] «Аль-ибриз», 2/84.

[363] «Ар-римах», 1/14

[364] Куту-ль-кулюб», 30–31.

[365] Приводится у Муслима.

[366] Приводят Ахмад и ибн Маджа.

[367] Приводит ат-Табарани и ибн Шахин. Сказал аль-Хейсами: «В его иснаде Абу-ль-‘Атуф, которого я не знаю; другие же передатчики надежны, но относительно некоторых существуют разногласия».

[368] Приводится у Ахмада и ат-Тирмизи, который сказал о нем: «Хасан сахих».

[369] «Хазихи хийа-с-суфиййа», 89.

[370] «Аль-кибриту-ль-ахмар» аш-Ши’рани.

[371] «Тазкирату-ль-авлийа», 2/158.

[372] «Ар-римах», 1/226.

[373] «Аль-ибриз», 1/172.

[374] «Ат-табакату-ль-кюбра», 1/172.

[375] «Ат-табакат», 2/75.

[376] «Ат-табакат», 2/77.

[377] «Ат-табакат», 2/160.

[378] «Ар-римах», 1/199.

[379] «Ар-римах»,1/208.

[380] «Ар-римах», 2/29.

[381] Приводит аль-Бухари.

[382] Приводит аль-Бухари.

[383] Приводит аль-Бухари.

[384] Достоверный хадис, приводимый Ахмадом.

[385] Приводит Малик. Аль-Альбани назвал его достоверным.

[386] «Ат-тахзир мина-ль-бида’», 18.

[387] Приводят аль-Бухари и Муслим.

[388] «Джавахиру-ль-ма’ани», 1/141.

[389] «Аль-джавахир», 2/132.

[390] «Аль-джавахир», 1/51.

[391] «Аль-джавахир», 1/53.

[392] «Мафатих кунузи-с-самавати ва-ль-ард…», 8–9.

[393] «Аль-фикру-с-суфи», 441–442.

[394] Приводят аль-Бухари и Муслим.

[395] Под малым Джихадом подразумевается Джихад как война, сражение на Пути Аллаха. А под великим Джихадом — Джихад, т. е. борьба, с собственной душой (нафс), ее желаниями, упрямством, ленью и капризами (Прим. пер.).

[396] Приводят Ахмад и Абу Дауд.

[397] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 6149.

[398] Приводит Абу Дауд; Ибн Маджа приводит хадис с таким же смыслом.

[399] «Сахихи-ль-джами’и-с-сагыр», 7226.

[400] Приводит Абу Дауд, хадис с хорошим иснадом.

[401] Аш-Шам — прежнее название территории, на которой сегодня расположены такие страны, как Сирия, Иордания, Палестина и Ливан

[402] Приводит Муслим.

[403] Приводит аль-Бухари.

[404] Приводит Абу Дауд. Он назвал его достоверным.

[405] Часть хадиса, приводимого Муслимом и другими.

[406] «Вопросы, вокруг которых затянулся спор», 116–117.

[407] «Приводит аль-Бухари и Муслим.

[408] Приводит ат-Тирмизи. Аль-Альбани назвал его достоверным.

[409] Приводит Абу Дауд.

[410] См. главу 61.

[411] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 5434

[412] Приводит ат-Тирмизи. Он назвал его «хорошим».

[413] Приводит ат-Тирмизи. Он назвал его «хорошим достоверным».

[414] Достоверный хадис, приводимый Ахмадом.

[415] Приводит ан-Насаи. Хадис с хорошим иснадом.

[416] «Ад-дуррату-ль-харида», 4/128.

[417] «Аль-джавахир», 96.

[418] «Аль-джавахир», 2/183.

[419] «Аль-джавахир», 1/135–136.

[420] «Аль-джавахир», 1/137.

[421] «Аль-джавахир», 1/139.

[422] Вали — «приближенный Аллаха». Согласно понятиям Ахлю-с-Сунна, вали является каждый верующий (му’мин) и богобоязненный. Суфии же применяют этот термин к своим шейхам и к некоторым другим людям, никак не связывая это с верой и богобоязненностью, но основывая свои утверждения на «чудесах», совершаемых ими, или просто странном, неестественном поведении, необычных словах или поступках, считая это признаком «избранности» Аллахом (Прим. пер.).

[423] Автад (ед. ч. ватид) — «колья»; ранг в суфийской иерархии авлияъ (Прим. пер.).

[424] Абдаль (ед. ч. бадаль) — «заменяющие»; ранг в суфийской иерархии авлияъ (Прим. пер.).

[425] Нукаба (ед. ч. накыб) — «глава»; ранг в суфийской иерархии авлияъ (Прим. пер.).

[426] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2/94.

[427] «Ат-табакат», 2/12.

[428] «Джавахиру-ль-ма’ани», 2/67.

[429] «Аль-джавахир», 2/8.

[430] «Аль-джавахир», 2/51.

[431] «Джавахиру-ль-ма’ани», 2/49–59.

[432] «Аль-ибриз», 571.

[433] «Табакат» Ибн Дайфуллах, 325.

[434] «Табакат» Ибн Дайфуллах, 162.

[435] «Табакат» Ибн Дайфуллах, 142.

[436] «Сахих джами’и-с-сагыр», 103. И он не говорил: «Слабоумные». См. «Ат-тасаввуф байна-ль-хакк ва-ль-хальк».

[437] «Аль-джами’ ли-ахками-ль-Кур’ан», 1/297–298.

[438] «Аль-фикру-с-суфи», 358.

[439] Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 213; «Джами’ карамати-ль-авлийа», 1/204.

[440] «Суфиййат», 56.

[441] «Аль-футухату-ль-меккиййа», 1/43.

[442] «Аль-футухат», 1/297.

[443] «Табакат» аш-Ши’рани, 2/103.

[444] «Куту-ль-кулюб», 2/71; «Аль-ихйа», 4/305.

[445] «Аль-кут», 2/69.

[446] «Аль-кут», 2/70; «Аль-ихйа», 4/304.

[447] «Аль-ихйа», 4/305.

[448] «Аль-кут», 2/70.

[449] Куту-ль-кулюб», 2/43; «Аль-ихйа», 4/299.

[450] Приводится у ат-Тирмизи.

[451] «Аль-люма’», 255; «Табакат» Ибн аль-Муляккын, 148.

[452] «Табакат» аш-Ши’рани, 1/46.

[453] «Аль-анвару-ль-кудсиййа».

[454] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 7506.

[455] «Аль-фатху-р-раббани», 375.

[456] «Табакат» аш-Ши’рани, 2/141.

[457] Джазб — состояние влечения к экстазу и трансу; реже — само состояние транса (Прим. пер.).

[458] «Табакат» аш-Ши’рани, 2/141.

[459] «Табакат» аш-Ши’рани, 2/144.

[460] Ма’мунийа — еда в Сирии (Прим. пер.).

[461] «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 2/44.

[462] «Табакат» аш-Ши’рани, 2/142.

[463] Малямиты — суфийская секта, члены которой намеренно совершают порицаемые действия, скрывая свое положение от людей (Прим. авт.).

[464] «Табакат» аш-Ши’рани, 2/142.

[465] Хирка — рубище, одеяние суфиев (Прим. пер.).

[466] «Табакат» аш-Ши’рани, 2/148.

[467] «Табакат» аш-Ши’рани.

[468] «Джами’» ан-Набхани, 2/366.

[469] «Табакат» аш-Ши’рани, 1/157.

[470] «Табакат» аш-Ша’рани, 2/136; «Джами’» ан-Набхани, 1/296.

[471] «Табакат» аш-Ши’рани, 1/104.

[472] Приводится у аль-Бухари и Муслима.

[473] «Табакат» аш-Ши’рани, 2/66.

[474] «Табакат» аш-Ши’рани, 2/107; «Джами’» ан-Набхати, 2/428.

[475] Буквально — «халь»; состояние, напоминающее транс, которое суфии считают даром Аллаха некоторым из Его рабов (Прим. пер.).

[476] «Табакат» аш-Ши’рани, 2/126.

[477] «Табакат», 1/148.

[478] «Табакат» аш-Ши’рани, 2/87.

[479] «Табакат» аш-Ширани, 2/102; «Джами’» ан-Набхани, 2/463.

[480] «Таьака» аш-Ши’рани, 2/103; «Джами’» ан-Набхани, 1/284.

[481] «Джами’» ан-Набхани, 1/284.

[482] «Джами’» ан-Набхани, 1/523.

[483] «Джами’» ан-Набхани, 2/349.

[484] «Джами’» ан-Набхани, 2/379.

[485] «Джами’» ан-Набхани, 2/470.

[486] «Джами’» ан-Набхани, 2/42.

[487] «Табакат» аш-Ша’рани, 2/126.

[488] Маджзуб — «влекомый»; тот из суфиев, кого Истина (т. е. Аллах) влечет в Свое присутствие и наделяет удивительными способностями, какими пожелает. И все это без приложения каких-либо усилий, духовной борьбы и упражнений со стороны самого суфия (Прим. пер.).

[489] «Джами’» ан-Набхани, 2/286.

[490] «Куту-ль-кулюб», 2/70.

[491] «Джами’» ан-Набхани, 2/114.

[492] «Нашру-ль-махасини-ль-галийа», 203.

[493] То есть, крепко связаны с ними. Имеются в виду сердца людей, постоянно посещающих мечеть и проводящих там много времени в поклонении, размышлении и т. д. (Прим. пер.).

[494] «Табакат», аш-Ши’рани, 1/128.

[495] «Нашру-ль-махасини-ль-галийа», 72.

[496] Имеется в виду состояние, напоминающее экстаз (Прим. пер.).

[497] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 118–119; «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 130.

[498] Приводится у Муслима.

[499] Приводится у аль-Бухари и Муслима.

[500] «Джами’» ан-Набхани, 2/221.

[501] Приводит аль-Бухари и другие.

[502] «Табакату-ль-авлийа», 2/159.

[503] «Такдису-ль-ашхас фи-ль-фикри-с-суфи».

[504] «Джами’» ан-Набхани, 2/299.

[505] «Аль-кашф ан хакыкати-с-суфиййа», 461.

[506] «Джами’» ан-Набхани, 2/396.

[507] «Табакат» аш-Ши’рани, 2/153, «Джами» ан-Набхани, 2/372.

[508] «Джами’» ан-Набхани, 1/414.

[509] «Джами’» ан-Набхани, 2/46.

[510] «Табакат» аш-Ши’рани, 1/150.

[511] «Аль-кашф ан хакыкати-т-тасаввуф ли-аввали марра фи-т-тарих», 443.

[512] Виляйа — «святость», приближенность к Аллаху; положение вали.

[513] «Аль-футухат», 4/71.

[514] Имеются в виду Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) и ‘Иса (Мир ему!) (Прим. пер.).

[515] «Ат-табакат», 2/19.

[516] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2/61.

[517] «Джавахиру-льма’ани», 1/246–247.

[518] «Аль-фарк бейна авлийаи-р-Рахман ва авлийаи-ш-шайтан».

[519] Карамат — чудесный дар, сверхъестественные способности, которыми наделяет Аллах некоторых из Своих верующих и богобоязненных рабов в знак почёта, оказанного им (Прим. пер.).

[520] «Мажму‘ аль-фатава», 11/323

[521] «Мажму‘ аль-фатава», 11/374

[522] «Такдису-аль-ашхас фи-аль-фикри ас-суфи», 2/292.

[523] «Хатму-ль-виляйа», 362.

[524] «Табакат» аш-Ши’рани, 2/125.

[525] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2/109.

[526] Кутб («ось», «полюс», «точка опоры») — верховный ранг в иерархии суфийских шейхов (Прим. пер.).

[527] «Ма’ариджу-ль-альбаб», 44.

[528] «Тафсир» Ибн Кясира, 1/565.

[529] Приводится у Ибн Маджи (43), а также в «Махиху-ль-джами’и-с-сагыр» (4369).

[530] Приводят Ахмад и аль-Байхаки в «Шу’абу-ль-иман» и др.

[531] «Аль-бахру-ль-мухит», 6/147.

[532] «Аз-захру-н-надыр», 82.

[533] Я переписал эту главу из книги «Хазихи хийа-с-суфиййа» ‘Абду-р-Рахмана аль-Вакиля с внесением мною некоторых поправок и добавлением информации из других книг (Прим. авт.).

[534] «Аль-ибриз», 2/8.

[535] «Такдису-ль-ашхас фи-ль-фикри-с-суфи», 130.

[536] «Аль-ибриз» на нескольких страницах.

[537] Приводится у Муслима.

[538] Приводится у Муслима.

[539] Приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказав о нем, что он достоверный (сахих).

[540] Таваджуд — нарочито вызванный посредством зикра экстаз (Прим. пер.).

[541] «Нуру-ль-Ислям», 5/378.

[542] Псалтирь (Псалом 149:1–4; Псалом 150:3,4) (Прим. пер.).

[543] «Аль-хадаику-ль-вардиййа», 291.

[544] Имеется в виду, что он опасается произнести: «Ля иляhа…» («Нет божества…»), — и умереть, не успев сказать: «…илляЛлаh» («…кроме Аллаха») (Прим. пер.).

[545] «’Авариду-ль-ма’ариф», 2/218.

[546] «Ас-суфиййа фи-ль-Ислям», 51.

[547] «Ар-рисаляту-ль-кушейриййа», 468.

[548] «Маджму’у-ль-фатава», на разных страницах.

[549] «Маджму’у-ль-фатава».

[550] Приводится у аль-Бухари и Муслима.

[551] Приводится у аль-Бухари и Муслима.

[552] Вукуф ‘адади — остановка на числе: зикр, читаемый про себя, должен быть повторен необходимое число раз. Десятый постулат накшбандийского тариката. (Прим. пер.).

[553] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 77; «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 111–112.

[554] «Аль-кусуру-ль’авали».

[555] Приводит Ахмад в своем «Муснаде», и аль-Байхакы в «Аш-шу’аб».

[556] Приводится у ат-Тирмизи, Ахмада и Ибн Маджи.

[557] Приводится у аль-Бухари и Ибн Маджи.

[558] Приводится у Ибн Маджи, а также в «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 5231.

[559] Приводит Ад-Дарими и Ахмад.

[560] Приводится у Муслима.

[561] «Ар-римах», 2/82.

[562] «Ар-римах», 1/175.

[563] Приводится у Ахмада и ан-Насаи.

[564] Приводит ат-Тирмизи, сказав: «гариб» (хадис, передаваемый со слов одного единственного передатчика).

[565] Приводится у Муслима.

[566] Приводится у Аль-Бухари.

[567] Аль-Киттани назвал этот хадис достоверным. См. его в его книге «Назму-ль-мутанасир мина-ль-хадиси-ль-мутаватир» («Китабу-ль-иман»).

[568] См. книгу «Крепость мусульманина» аль-Кахтани («Слова мольбы, произносимые во время молитвы испрашивания помощи») (Прим. пер.).

[569] В джахилиййи человек, желая совершить какое-либо дело (женитьбу, путешествие, покупку, сделку и т. д.), вспугивал птицу и смотрел, в какую сторону она полетит. Если она летела направо, он делал то, что собирался, считая это благим предзнаменованием. Если же птица летела налево, то это считалось дурным предзнаменованием, и человек предпочитал от этого дела отказаться (Прим пер.).

[570] Приводится у Аль-Бухари.

[571] Приводится у Аль-Бухари и Муслима.

[572] Приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хадис хороший достоверный (хасан сахих)».

[573] Приводится у Муслима.

[574] Муслим, другая версия.

[575] Хуфф — название легкой кожаной обуви, облегающей стопу наподобие носков (Прим. пер.)

[576] Приводит ат-Тирмизи, сказав: «гариб-хадис».

[577] Приводит ад-Дареми в «Сунан», хадис с достоверным иснадом.

[578] «Хильйату-ль-авлийа», 7/231. Приводится также у аз-Захаби в книге «Сийар а’лями-н-нубаля’», 7/369.

[579] Приводится у Муслима.

[580] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 4515.

[581] Приводят Ахмад и ибн ‘Абду-ль-Барр.

[582] Привел Малик, достоверность хадиса установил аль-Альбани.

[583] Приводит ат-Тирмизи.

[584] Макам — «остановка»; ступень или стадия мистического пути (Прим. пер.).

[585] Имеется в виду, что все передатчики хадисов — обычные смертные люди, и многие из них уже умерли, а остальные вскоре присоединятся к ним (Прим. пер.).

[586] «Джавахиру-ль-ма’ани», 1/50.

[587] То есть, все это время я существовал, но был сокрыт от вас у Аллаха. Поистине, Аллах превыше того, что они говорят! (Прим. пер.)

[588] Достоверный хадис, приводимый Ахмадом и другими.

[589] Передают аль-Бухари и Муслим.

[590] Приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ахмад.

[591] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 7247.

[592] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 7249.

[593] Аль-Альбани назвал его достоверным в «Ирвау-ль-галиль», 2562.

[594] Приводит Муслим.

[595] Достоверный хадис, приводимый Ахмадом.

[596] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 3759.

[597] Передают аль-Бухари и Муслим.

[598] Передают аль-Бухари и Муслим.

[599] «Сахиху-джами’и-с-сагыр», 6519.

[600] Махр — обязательный брачный дар женщине со стороны жениха (Прим пер.).

[601] Мухаллиль — человек, который женится на женщине, которой первый муж дал окончательный развод, а потом разводится с ней, чтобы сделать женитьбу на ней дозволенной для первого мужа (Прим. пер.).

[602] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 5101.

[603] Имеется в виду козел, взятый напрокат для оплодотворения коз.

[604] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 2596.

[605] Часть этого хадиса приводит аль-Хаким. И он сказал: «Достоверен, согласно условиям аль-Бухари и Муслима».

[606] Приводит ибн Маджа.

[607] Передает ибн аль-Мунзир, ибн Абу Шейба и ‘Абду-р-Раззак.

[608] Приводит Муслим.

[609] Приводит Ахмад.

[610] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр»,

[611] Приводят авторы четырех «Сунан», а также аль-Хаким, который назвал его достоверным.

[612] Приводит ибн Маджа.

[613] «Сахиху-ль-джамии-с-сагыр», 1072.

[614] Приводит Муслим.

[615] «Ихйа ‘улюми-д-дин», 3/21.

[616] «’Аварифу-ль-ма’ариф», на полях «Аль-ихйа», 3/243.

[617] «Аль-ихйа», 3/18.

[618] «Дурару-ль-Гаввас», 24.

[619] «Аль-йавакыт ва-ль-джавахир», 1/17.

[620] Хирка (мн. хирак) — одеяние (рубище) суфиев; «асхабу-ль-хирак» — «обладатели хирок» — суфии (Прим. пер.).

[621] «История Багдада и жизнеописания выдающихся людей».

[622] «Тальбис Иблис», 318. То есть, они, увидев у него чернильницу, догадались о том, что он приобретает шариатские знания на стороне, и сказали ему, чтобы он избавился от чернильницы и прекратил это делать, ибо, с их точки зрения, это занятие порицаемо (Прим. пер.).

[623] Фана’ — нирвана у суфиев; «растворение» сущности суфия в Сущности Аллаха (Прим. пер.).

[624] «Аль-фатху-р-Раббани», 14.

[625] «Ат-табакату-ль-кюбра», 1/76.

[626] «Ар-рисаляту-н-накшбандиййа», 126.

[627] «Ар-рисаляту-н-накшбандиййа», 124.

[628] «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 99.

[629] «Куту-ль-кулюб», 3/135.

[630] «Сайду-ль-хатыр», 1/144–146.

[631] «Ат-тасаввуф байна-ль-хакк ва-ль-батыль», 128–129.

[632] «’Аварифу-ль-маариф», комментарии к «Аль-ихйа», 2/169.

[633] «Аль-ихйа», 3/87.

[634] «Куту-ль-кулюб», 3/130.

[635] «’Аварифу-ль-ма’ариф», комментарии к «Аль-ихйа», 2/167.

[636] «’Аварифу-ль-ма’ариф», комментарии к «Аль-ихйа», 2/167.

[637] «Тальбис Иблис», 332–333.

[638] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 7975.

[639] Приводят ад-Дарими и Абу Дауд.

[640] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 430.

[641] Приводит Муслим.

[642] ‘Идда — период, в который разведенная женщина или вдова не имеет права вновь выйти замуж (Прим. пер.).

[643] «Ат-тасаввуф байна-ль-хакк ва-ль-хальк», 133.

[644] Приводит Абу Дауд и ан-Насаи, хадис с достоверным иснадом.

[645] «Танвиру-ль-кулюб», 482; «Ар-рисаляту-ль-кушейриййа», 78.

[646] «Танвиру-ль-кулюб», 477; «Ар-рисаляту-ль-кушейриййа», 77.

[647] «Танвиру-ль-кулюб», 479.

[648] «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 204; «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 224; «Джами’ карамати-ль-авлийа», 1/389.

[649] «Аль-мавахиб», «Аль-анвар», 213.

[650] «Ар-рисаляту-ль-кушейриййа», 67.

[651] «Ар-рисаля», 67; «Тальбис Иблис», 209.

[652] Передает аль-Бухари.

[653] Передает аль-Бухари.

[654] Передает Ахмад.

[655] Передают Ибн Хузейма и ат-Табарани. Аль-‘Иракы сказал в «Аль-мугни»: «Его иснад хороший».

[656] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 5684.

[657] «Тарих ат-Табари» и «Тальбис Иблис».

[658] «Хазихи хийа-с-суфиййа», 170–171.

[659] Сильсиля — «цепь»; цепь духовной преемственности. Цепь шейхов тариката (Прим. пер.).

[660] Рабита — психологическая практика суфиев: духовная связь с наставником посредством воссоздания в сердце его образа (вплоть до растворения в нем) (Прим. пер.).

[661] См. также сказанное аз-Зайла’и в извлечении хадисов «Аль-кашшаф» относительно толкования Слов Всевышнего: «О те, которые уверовали! Кланяйтесь, падайте ниц, поклоняйтесь вашему Господу и творите добро, — быть может, вы преуспеете» (Сура 22 «Паломничество», аят 77). См. также сокращенный вариант аль-Хафиза ибн Хаджара в его книге «Аль-каф аш-шаф фи тахридж ахадис “Аль-кашшаф”».

[662] Приводится у Абу Дауда.

[663] Приводится у Абу Дауда и ан-Насаи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 790; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.393 с.)