Основание дел у суфиев на ощущении и вкусе



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основание дел у суфиев на ощущении и вкусе



 

Суфииосновывают все свои дела, обряды поклонения и зикры на ощущении и вкусе (заук). Более того, весь суфизм основан на ощущениях. Они говорят, что нет пути к познанию его, постижению и наслаждению его сладостью иначе как посредством ощущения. Ощущения, появляющиеся в их душах, сладость и наслаждение, которые они ощущают, изменения, которым подвергается их душевное состояние, они делают доказательством верности своего учения и правильности своего тариката. При этом они считают, что если бы они не были на верном пути, в их душевном состоянии не происходили бы эти изменения, и они не ощущали бы вкус этого прекрасного наслаждения, и оно — от Аллаха, и не может быть ни от кого, кроме Аллаха.

Я встречался и разговаривал с некоторыми молодыми людьми, которые стали последователями суфизма. Каждый из них, как выяснялось, был убежден в правильности своего тариката и в том, что он идет Прямым Путем, и что он делает то, чем доволен Аллах. Когда же я требовал от каждого из них привести доказательства, все они говорили: «Мы не ученые, и не читали Коран, хадисы и религиозную литературу, чтобы приводить доказательства. Однако нам достаточно в качестве доказательства, что после того, как мы стали последователями суфизма, установили связь с шейхом, и он научил нас вирдам, наше состояние резко изменилось. До этого мы были грешниками и нечестивыми людьми, воровали, совершали прелюбодеяния, употребляли алкоголь, а постились и читали намаз лишь изредка. Сейчас же наши души стали ненавидеть разврат и все запретное, и мы стали читать намаз, поститься, читать Коран, начали молиться по ночам и поститься днем, и, клянемся Аллахом, мы испытываем в наших душах неописуемое удовольствие от того, что делаем. И чем больше мы посещаем шейха, даже просто для того, чтобы повидать его, тем больше улучшается наше положение и увеличивается наша праведность и богобоязненность. И мы считаем, что произошло это не иначе, как благодаря нашей связи с шейхом и нашему присоединению к числу его мюридов. Возможно ли, чтобы после такого улучшения и коренного изменения в нашем поведении и наших поступках мы отвергли суфизм и шейха только потому, что мы не знаем доказательств этого из Корана и Сунны?»

Примерно такой разговор состоялся между мной и моей тещей, которая была последовательницей кадиритского тариката и его шейха Кунта-хаджи, это была очень умная и очень добрая и благородная женщина. Когда же я стал постоянно говорить ей об этом, она сказала: «Все, что ты говоришь мне из Корана и Сунны, я принимаю, кроме того, что касается моего кадиритского тариката. Не говори мне об этом, ибо я никогда не оставлю его и не откажусь от него. Как мне оставить его, когда я не сомневаюсь в его истинности? А как мне усомниться в его истинности, когда я, следуя ему, ощущаю в своей душе неописуемое наслаждение? Я вхожу в кружок зикра, танцев и хлопаю в ладоши, будучи слабой, усталой и больной, однако моя слабость, усталость и болезнь тут же исчезают, и душа моя приобретает такую энергию и бодрость, которую не приобретает она ни от чего другого. Даже если я занята этим до утра, меня не охватывает ни лень, ни слабость, и я лишь становлюсь все бодрее и бодрее. Разве могу я после всего этого усомниться в правильности того, что делаю? И разве может это быть от шайтана?»

В таком положении бедняжка пробыла какое-то время, потом Аллах оказал ей милость, и она поняла, что совершает ошибку, и оставила это. И большую роль в объяснении ей этого сыграла ее дочь, моя жена. После этого она стала благодарить Аллаха и благодарить меня, восклицая: «Какое невежество! Какая глупость! Как провела я больше двадцати лет в ширке и делах шайтана и не понимала смысла аята:

}إِيَّاكَ نَعْبُدُ وإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ{

“Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи” (Сура 1 «Аль-Фатиха», аят 4), который я читаю в каждом рак’ате намаза? Простит ли мне Аллах то, что я делала?» Я сказал ей: «Да, если Ваше намерение было искренним и Вы покаялись перед Аллахом искренним покаянием». И я прочитал ей аят из Корана:

}قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنفُسِهِمْ لا تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ{ [الزمر: 53]

«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: “Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он — Прощающий, Милосердный”» (Сура 39 «Толпы», аят 53).

Возможно, кто-то посчитает недостойным, что я упоминаю об этой истории, связанной с моей семьей и с женщиной. Однако я сделал это, потому что данная причина имеется у каждого, кто совершает подобное тому, что совершала она, чтобы они равняли себя на нее.

 

Ахлю-с-Сунна говорят, что религия и правильность действий не основывается, как об этом говорят суфии, на ощущениях, вкусах и душевных переживаниях. Но их основание и стержень — Коран и Сунна; то, что согласуется с Кораном и Сунной, является правильным и утвержденным, а то, что противоречит им, является несостоятельным и недействительным.

Аллах не сделал ощущения людей и их душевные переживания, и наличие удовольствия или его отсутствие мерилом, которым мерят религию и дела, желая узнать их правильность или несостоятельность. Ведь ощущения и вкусы людей отличаются в зависимости от личности, возраста и пола, и к тому, чем наслаждается один, питает отвращение другой, и то, что приятно молодому человеку, отвергает человек пожилой, и то, что находит хорошим мужчина, считает дурным женщина...

Если мы будем строить всю нашу жизнь на вкусах людей и их душевных внутренних ощущениях, вся жизнь поколеблется, и порок распространится повсеместно. Ведь среди людей есть так называемые «садисты», т. е. люди, которые наслаждаются, пытая людей и сжигая их в огне, и они находят это хорошим делом и испытывают при этом удовольствие. Что же нам теперь утвердить это, последовать за ними и сделать это частью религии?

Наркоманы, принимая наркотики, испытывают наслаждение и восторг, который может познать лишь делающий это. Должны ли мы утвердить это и сделать частью религии?

Поклонники симфонической музыки, слушая ее, впадают в транс и испытывают наслаждение, духовное опьянение и душевный восторг, не сравнимые ни с чем иным. Следует ли нам одобрить это и сделать частью религии?

И те, кто занимается индийской йогой, при выполнении своих упражнений и обрядов поклонения испытывают наслаждение и восторг не меньший, чем восторг и наслаждение наших суфиев, а может, он даже превосходит его. Так что же, нам одобрить это и считать, истиной религией?

Одна из важнейших причин отклонений человека от Прямого Пути — его невежество в религии и незнание им наук и законов Аллаха и Его традиций в отношении со Своими творениями. Эти суфии наслаждаются своими хороводами, танцами и хлопаньем в ладоши, и наслаждаются способом совершения своего зикра и обрядов поклонения, и находят в этом великую энергию, и строят свою религию на этом ощущении, энергии и удовольствии. При этом они не знают, что источник их наслаждения и бодрости вовсе не в том, что они приверженцы правильного пути в религии; это подтверждает наслаждение приверженцев ложного, которое даже больше, чем наслаждение суфиев. Все дело в настроении и в психическом состоянии. Его создал Аллах в человеке, и оно есть у мусульманина и у кяфира и не зависит от того, на истинном он пути или на ложном. И если человек применяет к своей душе определенные методы и тренируется в определенном направлении, отпечаток этого становится заметным на нем, и он начинает испытывать удовлетворение от этого. И если человек этот является суфием, невежественным в своей религии и не знающим традиций Аллаха в отношении с творениями, то он начинает считать, что это — дар Аллаха и озарение, посланное Им.

Посмотрите на последователей Кришны, у них точно так же, как и у суфиев, есть зикры, вирды и четки, и у них наблюдаются случаи впадения в забытье и экстатические состояния, подобные тем, которые наблюдаются и у суфиев. Они повторяют слова: «Кришна, Рама, Рама, Кришна!» — или нечто подобное, пользуясь четками, как наши суфии повторяют формулу Единобожия или слово «’Улла», используя при этом четки. И у обеих групп результат один и тот же. Возможно, последователи Кришны даже превосходят суфиев, учитывая силу их искренности, правдивость их намерений, активность их тренировок и действенность их учения. Следует ли нам сказать, что религия Кришны — тоже религия Истины, и их душевные состояния — не иначе, как от Аллаха?

Поистине, то, что делают кришнаиты, и то, что делают суфии, в действительности одно и то же. Однако кришнаиты говорят от имени отдельной религии, а не Ислама, а суфии говорят от имени Аллаха, облачают свою религию в одежды Ислама и внушают людям, что она — из Ислама. Более того, они заявляют, что суфизм — истинная сущность Ислама и познание (ма’рифат) Ислама. Да погубит их Аллах, до чего же они отвращены от Истины!

И, наконец, я говорю тем молодым людям, которых обманули их чувства, ощущения и наслаждения. Не обманывайтесь ощущениями, которые вы обнаруживаете в своих душах. Возможно, все это от шайтана, и он желает внушить вам, что вы на верном пути и ввести вас в глубокое заблуждение, ведь он способен и на больший обман и козни. Передает Абу Ну’айм от аль-Хасана ибн Салиха его слова: «Поистине, шайтан распахивает перед рабом девяносто девять дверей добра, ведя его через них к одной двери зла»[578]. Кто знает, может быть, то, что вы ощущаете и чувствуете, именно такого рода. Знайте, что от вас требуется в деле вашей религии, чтобы вы обладали дальновидностью, а дальновидность — это не что иное, как Коран и Сунна, а не вкус, ощущения и чувства. И в Судный День, представ перед Аллахом, вы будете спрошены обо всех делах, которые вы вершили. И если вы скажете: «Мы делали их, потому что вкус наш счел их хорошими», — ваш ответ не будет принят, как не примется от вас, если вы ответите, что делали это, следуя по стопам отцов. И знайте, что свидетельство: «Мухаммад расулюЛлаh», которое вы произносите каждый день по несколько раз, означает, что он послан к вам с вашей религией и с тем, что возложено на вас из дел, зикров и обрядов поклонения. А не вкус ваш послан к вам, и не чувства, и не удовольствие, и не отцы и деды. Подумайте же, о, обладающие разумом, над словами Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует!):

 

«مَنْ عَمِلَ عَمَلاً لَيْسَ عَلَيْهِ أَمْرُنَا فَهُوَ رَدٌّ»

«Кто сделал дело, которое не соответствует нашему делу, оно будет отвергнуто»[579].


Глава 83

Суфийские доказательства

 

Суфиине приводят доказательства правильности своих слов, дел и убеждений из Корана и Сунны и не говорят: «Сказал Всевышний Аллах в Коране…» — и не говорят: «Сказал Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!)…» Вместо этого они говорят: «Сказал такой-то шейх…» — или: «Сказал такой-то устаз…» — или: «Сказал Кунта-хаджи…» — или Хасан-эфенди Кахибский, или кто-то другой. Их аргумент при этом: «Поистине, мы, простые люди, не понимаем Слова Аллаха, и не понимаем слова Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!). Но понимание этих слов оставлено выдающимся шейхам и устазам. И они понимают их вместо нас и объясняют их нам. Они избавляют нас от трудностей, связанных с пониманием этих слов, и даже если мы попытаемся понять их, наше понимание никогда не сравнится с пониманием шейхов и даже не приблизится к нему». Суфиев не волнует, опираются ли слова шейха или устаза на доказательства из Корана и Сунны, поскольку они убеждены в их непогрешимости и в том, что они защищены от ошибок, и что они идут под светом и руководством Аллаха, и у них мистическое знание. А кто отвергает это или предполагает обратное, тот будет лишен их благословения и не получит их света и потока (файд).

 

Ахлю-с-Сунна не предпочитают ничьи слова Словам Аллаха и словам Его Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует!), следуя приказу Всевышнего:

}يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تُقَدِّمُوا بَيْنَ يَدَيِ اللَّهِ وَرَسُولِهِ{ [الحجرات: 1]

«О те, которые уверовали! Не опережайте Аллаха и Его Посланника» (Сура 49 «Комнаты», аят 1). И они не говорят: «Сказал такой-то ученый, или такой-то имам», — кроме случаев, когда они знают, что его слова опираются на доказательство из Корана и Сунны или, при отсутствии прямых доказательств из Корана и Сунны, на самостоятельно вынесенное им решение (иджтихад). И они не уверены ни в чьей непогрешимости, кроме Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), поскольку он сказал:

«كُلُّ ابْنِ آدَمَ خَطَّاءٌ وَخَيْرُ الْخَطَّائِينَ التَّوَّابُونَ»

«Все сыны Адама совершают ошибки, и лучшие из ошибающихся — кающиеся»[580]. А пророки, доносящие до людей повеления Аллаха, являются исключением из этого правила.

Сказал Ибн ‘Аббас: «Думаю, эти люди погибнут. Я говорю им: “Сказал Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!)”, — а они говорят: “Сказал Абу Бакр…” и “Сказал ‘Умар…”»[581]

Посмотрите на Ибн ‘Аббаса, как он испугался погибели для сказавших слова: «Сказал Абу Бакр» и «Сказал ‘Умар». Посмотрите, если слова: «Сказал Абу Бакр» и «Сказал ‘Умар», — вместо слов: «Сказал Аллах…» и «Сказал Его Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует!)…» — могут внушать страх до такой степени, чтобы испугаться погибели, то что будет, если поставить вместо этих слов: «Сказал такой-то шейх», — который неизвестно откуда появился, и о котором никто не знает, какая участь ему уготована в Судный День? А кто такие Абу Бакр и ‘Умар по сравнению с суфийскими шейхами? И кто такие эти шейхи по сравнению с Абу Бакром и ‘Умаром? Разве можно провести какую-нибудь черту равенства между ними? Конечно же, нет.


Глава 84



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.218.88 (0.012 с.)