Разделение властей в субъектах Российской Федерации 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разделение властей в субъектах Российской Федерации



Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.

Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

Принцип "разделения властей" не противостоит (во всяком случае - не должен противостоять) единству государственной власти, как полагают некоторые авторы. Он не отрицает "единство власти", но отрицает "единовластие". Смысл принципа "разделения властей" состоит, в первую очередь, не в разграничении функций, а в недопущении средоточия всей власти в одной из ее ветвей, установления ее "единовластия", а говоря иначе - диктатуры. Естественно, принцип "разделения властей" не действует автоматически: он нуждается в средствах обеспечения в виде определенных правовых гарантий и механизмов - в системе сдержек и противовесов. Таким образом, принцип "разделения властей" по изначальному своему предназначению есть заслон, преграждающий путь к превышению власти, произволу и авторитаризму. Только при таком значении "разделение властей" представляет собой демократический принцип, обеспечивающий действительное единство государственной власти и нормальное (цивилизованное) разделение и взаимодействие всех трех ее ветвей.

Разделение властей преследует и другую цель - определение функций каждой из ветвей власти, проведение их разграничения, а также определение полномочий и компетенции образующих их органов власти.

Говоря о характере взаимоотношений между этими тремя властями, можно обратить внимание на два основных момента:
" необходимо такое распределение полномочий, при котором создается механизм сдержек и противовесов для предотвращения злоупотреблений властью;
" необходимо и сотрудничество между властями в целях достижения максимальной эффективности в управлении обществом.

Демократическое единство государственной власти требует ее раз­деления на различные ветви, а демократическое разделение этой власти на законодательную, исполнительную и судебную должно опираться на единство их источника и общего направления их деятельности. Единство государственной власти уберегает общество от принципи­альной рассогласованности действий различных ее ветвей, от их удале­ния друг от друга и тем более противопостановления друг другу, от крайних форм напряженности и противоборства в отношениях между ними, от развала власти и наступления анархии. Разделение ветвей государственной власти позволяет предотвращать узурпацию, при­своение всей полноты власти, ее чрезмерную концентрацию в руках одного лица, одного государственного органа или одной ветви власти, ограничивать возможности каждой из ветвей власти и уравновешивать ее с другими, создавать тем самым серьезные преграды на пути разви­тия антидемократических тенденций авторитаризма и тоталитаризма. В конечном же счете и то, и другое направлены на гарантирование свободы, господства права и демократии.

Единство власти определяется прежде всего тем, что в демократическом обществе и государстве единым и единственным источником такой власти является народ, а сама эта власть как форма народовластия представ­ляет собой ее способность организовать и регулировать общественную жизнь в соответствии с волей и интересами суверенного народа. Как отмечалось выше, единство государственной власти находит свое вы­ражение непосредственно в единстве системы высших государствен­ных органов и общих принципов построения и деятельности их на всех уровнях. Иными словами, единство государственной власти неразрыв­но связано с единством и нераздельностью государственного суверени­тета, исключающему по самому своему существу наличие в одном и том же государстве разных по своей природе, характеру и направленности деятельности самостоятельных властей.

Конст. - правовой статус Президента РФ.

Президент РФ является главой государства (Статья 80 Конституции РФ). Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей. Свои полномочия Президент осуществляет в рамках Конституции РФ, в соответствии с ней и ФЗ, во взаимодействии с ФС и Правительством РФ.

Президент - гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (формируется в соответствии с КРФ и ФЗ, не может им противоречить).

Ежегодные послания Президента ФС (формулируются основные направления внутренней и внешней политики) - в случае необходимости корректировка политики Президента с использованием всех конституционных форм.

Как глава государства Президент представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Президент обладает неприкосновенностью (Статья 91 Конституции РФ) - высокая степень защиты обеспечивает свободное и ответственное осуществление Президентом РФ принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования.

 

Президент:

· верховный главнокомандующий вооруженных сил

· Председатель Совета Безопасности

· Имеет право председательствовать на заседаниях правительства РФ

 

Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации - это закрепляемая нормами Конституции РФ и иных актов устойчивая и вместе с тем динамичная система элементов, выражающих правовую личность Президента, его положение в государстве, обществе относительно других субъектов права.

Президент в России по конституционной модели не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми властями. Это хорошо видно из сопоставления ряда норм. Согласно ст.10 Конституции государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. По ст.11 государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ. Следовательно, Президент также осуществляет государственную власть. Но какую из трех? Законодательную осуществляет парламент (ст.94 Конституции). Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ - ст.110. Судебная власть естественно принадлежит судам (гл.7 Конституции). Остается сделать вывод о том, что у Президента - своя самостоятельная форма власти, которую некоторые исследовали окрестили президентской властью.

 

Только Президент наделяется задачей обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов государственной власти - и федеральных, и субъектов РФ (ст.ст.80, 85 Конституции). Никакие другие органы подобными возможностями по отношению к Президенту не располагают.

 

Президент заботится о безопасности и определяет военную доктрину государства. Он является председателем Совета Безопасности РФ, ему как Верховному Главнокомандующему подчинены все Вооруженные Силы страны, а также высшее командование. Президент объявляет военное или чрезвычайное положение, по его распоряжению начинаются и прекращаются военные действия, применяются другие чрезвычайные меры.

 

Президент неподотчетен никакому другому государственному органу и не зависим ни от кого. Конституция не предусматривает каких-либо - хотя бы внешних - атрибутов подотчетности Президента народу. Президента нельзя досрочно переизбрать путем всеобщего голосования (а, например, Президент Калмыкии может таким путем утратить полномочия); Президент не представляет официально не только каких-либо отчетов, но даже сообщений народу о своей деятельности либо о ее итогах за определенный период. Президент не обязан выступать с регулярными обращениями к народу через СМИ, если это и делается у нас, то изредка, хотя в других странах распространено.

 

Президент не несет конституционно-правовой ответственности за выполнение или невыполнение своих предвыборной программы и обещаний. Разумеется, можно говорить об этической стороне дела, но это уже другой вопрос. Нынешняя Конституция, в отличие от предшествующей, не предусматривает ответственности Президента за нарушение Конституции и законов РФ. Речь может идти об отрешении Президента от должности лишь за измену Родине или иное тяжкое уголовное преступление. А поскольку предположить такое для Президента трудно даже при самой большой нелюбви к нему, это означает, что понятие “вина” в юридическом смысле по отношению к Президенту практически не применимо.

 

Российский Президент - не часть системы разделения властей, а глава государства, поставленный Конституцией над другими властями. Вся логика конституционного регулирования такова, что в любой позиции в отношениях с другими органами Президенту отдается приоритет. Именно он, как было показано, согласует деятельность других государственных органов. Президент говорит последнее слово в отношениях с палатами парламента - например, он может пойти на роспуск Госдумы, отстаивая свою позицию, только он будет предлагать СФ кандидатуры на многие посты до тех пор, пока палата не согласится с его предложением. Оберегая интересы Президента, Конституция дает одной палате право выдвинуть обвинение против него, но решать вопрос об отрешении от должности будет другая палата; эта палата, будучи вправе решать вопрос, сама не может выдвигать обвинения. Президент независим в формировании не только Правительства, но и всей системы федеральных органов исполнительной власти, а также своей Администрации.

Как глава государства Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает в качестве представителя государственной власти, высшего должностного лица государства. Действующая Конституция России ставит институт президентства на первое место среди федеральных государственных органов. Президент Российской Федерации наделен большими реальными полномочиями, которые он применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но в тесномвзаимодействии с ними. Президент Российской Федерации в соответствии со ст. 80 обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В Российской Федерации координационные функции возлагаются на Президент как главу государства. Для этого он наделен полномочиями (ст.83,84 Конституции), дающими ему возможность оказывать влияние на все ветви власти. Такая координация хорошо видна, например, при решении важнейших длястраны кадровых вопросов, назначение на высшие должности в государстве.Президент взаимодействует с Государственной Думой и Советом Федерации и с Председателем Правительства. Безусловно соответствующие полномочия Президента – это и его обязанности, их исполнение является средством осуществления конституционных прав Государственной Думы и Совета Федерации,закрепленных в ст. 102 и 103 Конституции. Неприкосновенность Президента. Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью. 1) неприкосновенность Президента связана с тем, чтобы создать ему все гарантии в течении срока его полномочий, т.е. в период своих полномочий Президент не может быть задержан, арестован и подвергнут обыску и личному досмотру; 2) неприкосновенность также распространяется на жилье и служебные помещения, которые Президент занимает, на используемые личные и служебные транспортные средства, вещи; 3) Президент не может подвергаться уголовной, административной и гражданской ответственности за правонарушения. Таким образом Конституция предоставляет Президенту абсолютную неограниченную неприкосновенность. Единственная гарантия деятельности Президента, названная в Конституции Российской Федерациигарантия неприкосновенности (статья 91).




Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 973; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.230.9.187 (0.008 с.)