Разделение властей в субъектах Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разделение властей в субъектах Российской Федерации



Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.

Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

Принцип "разделения властей" не противостоит (во всяком случае - не должен противостоять) единству государственной власти, как полагают некоторые авторы. Он не отрицает "единство власти", но отрицает "единовластие". Смысл принципа "разделения властей" состоит, в первую очередь, не в разграничении функций, а в недопущении средоточия всей власти в одной из ее ветвей, установления ее "единовластия", а говоря иначе - диктатуры. Естественно, принцип "разделения властей" не действует автоматически: он нуждается в средствах обеспечения в виде определенных правовых гарантий и механизмов - в системе сдержек и противовесов. Таким образом, принцип "разделения властей" по изначальному своему предназначению есть заслон, преграждающий путь к превышению власти, произволу и авторитаризму. Только при таком значении "разделение властей" представляет собой демократический принцип, обеспечивающий действительное единство государственной власти и нормальное (цивилизованное) разделение и взаимодействие всех трех ее ветвей.

Разделение властей преследует и другую цель - определение функций каждой из ветвей власти, проведение их разграничения, а также определение полномочий и компетенции образующих их органов власти.

Говоря о характере взаимоотношений между этими тремя властями, можно обратить внимание на два основных момента:
" необходимо такое распределение полномочий, при котором создается механизм сдержек и противовесов для предотвращения злоупотреблений властью;
" необходимо и сотрудничество между властями в целях достижения максимальной эффективности в управлении обществом.

Демократическое единство государственной власти требует ее раз­деления на различные ветви, а демократическое разделение этой власти на законодательную, исполнительную и судебную должно опираться на единство их источника и общего направления их деятельности. Единство государственной власти уберегает общество от принципи­альной рассогласованности действий различных ее ветвей, от их удале­ния друг от друга и тем более противопостановления друг другу, от крайних форм напряженности и противоборства в отношениях между ними, от развала власти и наступления анархии. Разделение ветвей государственной власти позволяет предотвращать узурпацию, при­своение всей полноты власти, ее чрезмерную концентрацию в руках одного лица, одного государственного органа или одной ветви власти, ограничивать возможности каждой из ветвей власти и уравновешивать ее с другими, создавать тем самым серьезные преграды на пути разви­тия антидемократических тенденций авторитаризма и тоталитаризма. В конечном же счете и то, и другое направлены на гарантирование свободы, господства права и демократии.

Единство власти определяется прежде всего тем, что в демократическом обществе и государстве единым и единственным источником такой власти является народ, а сама эта власть как форма народовластия представ­ляет собой ее способность организовать и регулировать общественную жизнь в соответствии с волей и интересами суверенного народа. Как отмечалось выше, единство государственной власти находит свое вы­ражение непосредственно в единстве системы высших государствен­ных органов и общих принципов построения и деятельности их на всех уровнях. Иными словами, единство государственной власти неразрыв­но связано с единством и нераздельностью государственного суверени­тета, исключающему по самому своему существу наличие в одном и том же государстве разных по своей природе, характеру и направленности деятельности самостоятельных властей.

Конст. - правовой статус Президента РФ.

Президент РФ является главой государства (Статья 80 Конституции РФ). Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей. Свои полномочия Президент осуществляет в рамках Конституции РФ, в соответствии с ней и ФЗ, во взаимодействии с ФС и Правительством РФ.

Президент - гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (формируется в соответствии с КРФ и ФЗ, не может им противоречить).

Ежегодные послания Президента ФС (формулируются основные направления внутренней и внешней политики) - в случае необходимости корректировка политики Президента с использованием всех конституционных форм.

Как глава государства Президент представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Президент обладает неприкосновенностью (Статья 91 Конституции РФ) - высокая степень защиты обеспечивает свободное и ответственное осуществление Президентом РФ принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования.

 

Президент:

· верховный главнокомандующий вооруженных сил

· Председатель Совета Безопасности

· Имеет право председательствовать на заседаниях правительства РФ

 

Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации - это закрепляемая нормами Конституции РФ и иных актов устойчивая и вместе с тем динамичная система элементов, выражающих правовую личность Президента, его положение в государстве, обществе относительно других субъектов права.

Президент в России по конституционной модели не входит в систему разделения властей, а стоит над всеми властями. Это хорошо видно из сопоставления ряда норм. Согласно ст.10 Конституции государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. По ст.11 государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ. Следовательно, Президент также осуществляет государственную власть. Но какую из трех? Законодательную осуществляет парламент (ст.94 Конституции). Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ - ст.110. Судебная власть естественно принадлежит судам (гл.7 Конституции). Остается сделать вывод о том, что у Президента - своя самостоятельная форма власти, которую некоторые исследовали окрестили президентской властью.

 

Только Президент наделяется задачей обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов государственной власти - и федеральных, и субъектов РФ (ст.ст.80, 85 Конституции). Никакие другие органы подобными возможностями по отношению к Президенту не располагают.

 

Президент заботится о безопасности и определяет военную доктрину государства. Он является председателем Совета Безопасности РФ, ему как Верховному Главнокомандующему подчинены все Вооруженные Силы страны, а также высшее командование. Президент объявляет военное или чрезвычайное положение, по его распоряжению начинаются и прекращаются военные действия, применяются другие чрезвычайные меры.

 

Президент неподотчетен никакому другому государственному органу и не зависим ни от кого. Конституция не предусматривает каких-либо - хотя бы внешних - атрибутов подотчетности Президента народу. Президента нельзя досрочно переизбрать путем всеобщего голосования (а, например, Президент Калмыкии может таким путем утратить полномочия); Президент не представляет официально не только каких-либо отчетов, но даже сообщений народу о своей деятельности либо о ее итогах за определенный период. Президент не обязан выступать с регулярными обращениями к народу через СМИ, если это и делается у нас, то изредка, хотя в других странах распространено.

 

Президент не несет конституционно-правовой ответственности за выполнение или невыполнение своих предвыборной программы и обещаний. Разумеется, можно говорить об этической стороне дела, но это уже другой вопрос. Нынешняя Конституция, в отличие от предшествующей, не предусматривает ответственности Президента за нарушение Конституции и законов РФ. Речь может идти об отрешении Президента от должности лишь за измену Родине или иное тяжкое уголовное преступление. А поскольку предположить такое для Президента трудно даже при самой большой нелюбви к нему, это означает, что понятие “вина” в юридическом смысле по отношению к Президенту практически не применимо.

 

Российский Президент - не часть системы разделения властей, а глава государства, поставленный Конституцией над другими властями. Вся логика конституционного регулирования такова, что в любой позиции в отношениях с другими органами Президенту отдается приоритет. Именно он, как было показано, согласует деятельность других государственных органов. Президент говорит последнее слово в отношениях с палатами парламента - например, он может пойти на роспуск Госдумы, отстаивая свою позицию, только он будет предлагать СФ кандидатуры на многие посты до тех пор, пока палата не согласится с его предложением. Оберегая интересы Президента, Конституция дает одной палате право выдвинуть обвинение против него, но решать вопрос об отрешении от должности будет другая палата; эта палата, будучи вправе решать вопрос, сама не может выдвигать обвинения. Президент независим в формировании не только Правительства, но и всей системы федеральных органов исполнительной власти, а также своей Администрации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.008 с.)