Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика исследования мотивации учения М.Р.Гинзбург↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Стандартная беседа Нежновой
В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника. Возможные варианты ответов и их оценка А - Ориентация на содержание учебной деятельности……2 балла Б - Ориентации на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни………1 балл В - Ориентация на внешкольные виды деятельности и условия………. 0 баллов
Интерпретация результатов: Результат 10-9 баллов говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована); 8-5 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника); 4-0 баллов — ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не формирована). Методика исследования мотивации учения М.Р.Гинзбург Инструкция: Сейчас я тебе прочитаю рассказ (Если испытуемый мальчик, то в рассказе фигурируют мальчики, и картинки используют с изображением мальчиков. Для девочки ситуация подбирается соответственно) Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил». На стол перед ребенком выкладывается картонка с рисунком № 1: женская фигура с указывающим жестом: перед ней фигура ребенка с портфелем в руках. (Внешний мотив) Второй мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился». Выкладывается карточка с рисунком № 2: фигура ребенка, сидящего за партой. (Учебный мотив.) Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть». Выкладывается карточка с рисунком № 3: фигурки двух детей, играющих в мяч. (Игровой мотив.) Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Выкладывается карточка с рисунком № 4: две фигурки, изображенные спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.) Пятый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – и можешь стать кем захочешь». Выкладывается карточка с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.) Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки». Выкладывается карточка с рисунком № 6: фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)
После прочтения рассказа задаются вопросы: - А как по-твоему, кто из них прав? Почему? – Выбор I. - С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? – Выбор II. - С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? – Выбор III.
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребенка, задать контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?», чтобы быть уверенным в том, что ребенок произвел свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок. Обработка результатов Ответы (выбор определенной картинки) заносятся в общую таблицу. По наибольшему количеству выборов определяются доминирующие мотивы. Пример заполнения таблицы приведен ниже.
Методика «Сапожки» Методика разработана Н. И. Гуткиной и позволяет выявить актуальный уровень процесса обобщения у детей 6-8 лет, а также зону его ближайшего развития.
В качестве экспериментального материала используется цветная таблица рисунков, состоящая из 35 клеток (7 рядов по 5 клеток в каждом), и лист бумаги с изображением геометрических фигур. Цветная таблица рисунков имеет следующий вид (смотри рисунок). Кроме цветной таблицы рисунков в качестве экспериментального материала используется лист бумаги с изображением двух рядов геометрических фигур (смотри рисунок ниже).
Инструкция: «Сейчас я научу тебя отгадывать интересные загадки. Посмотри на картинки (показывается первый ряд на таблице рисунков), кто здесь нарисован?» (Испытуемый называет картинки, в случае затруднения экспериментатор помогает ему.) «Правильно, а теперь обрати внимание: в первом ряду зверюшки нарисованы босиком и напротив них стоит цифра "0", а во втором ряду все они нарисованы в сапожках, и напротив них стоит цифра "1". Для отгадывания загадок тебе надо запомнись, что если на картинке фигурка будет нарисована босиком, то ты должен обозначать ее цифрой "0", а если в сапожках, то цифрой "1". Запомнил? Повтори, пожалуйста». (Испытуемый повторяет правило.) Затем ребенку предлагается расставить цифры в следующих трех рядах клеток. Этот этап рассматривается как обучение и закрепление выученного правила. В случае если ребенок совершает ошибки, экспериментатор опять просит его повторить правило работы, показывает на образец (первые два ряда). Каждый свой ответ испытуемый должен объяснить, почему именно он так ответил. Обучающий этап показывает, насколько быстро и легко ребенок усваивает новое правило и может применить его при решении задач. На этом этапе экспериментатор фиксирует все ошибочные ответы испытуемого не только количественно (неправильный ответ оценивается 1 баллом), но и качественно, поскольку характер ошибок может показать, просто ли ребенок нетвердо запомнил правило и путает, где надо ставить «0», а где «1», или же он вообще не применяет в работе необходимое правило. Так, например, бывают ошибки, когда собаку обозначают цифрой «4», гиппопотама цифрой «2», а цаплю «1» и объясняют такие ответы, исходя из количества ног у данных персонажей. После того как экспериментатор уверен, что ребенок научился применять правило, которому его обучали, начинается этап «отгадывания загадок». «Отгадать загадку» — значит правильно обозначить фигурки цифрами «0» и «1».
I «загадка» (расположена в 4 ряду) позволяет выявить умение применить правило на новом конкретном материале. В этом ряду впервые встречается картинка «ежик», прежде не попадавшаяся ребенку в таблице, кроме того, на ежике надеты сапожки не черного, а белого цвета. Таким образом, для успешного решения задачи должен произойти перенос усвоенного правила обозначения фигурок цифрами на новый конкретный материал (новая фигурка в сапожках другого цвета). В случае неправильного решения «загадки» необходимо проанализировать характер ошибок, чтобы не сделать неправильный вывод о неумении ребенка применять правило на новом конкретном материале. II «загадка» (расположена в 7 ряду) позволяет выявить умение осуществить эмпирическое обобщение. В клетках этого ряда нарисованы снеговики, т. е. картинки, не встречающиеся до этого в таблице. Различаются снеговики тем, что у трех из них есть головной убор, а у одного нет. Испытуемому предлагается и в этом случае обозначить картинки цифрами «0» и«1». Чтобы справиться с такой задачей ребенок увидеть связь между «загадками», заключающуюся в том, что три фигурки отличаются от четвертой тем, что у трех есть что-то такое, чего нет у четвертой. Но чтобы понять, что различные предметы на головах снеговиков - это все «шляпы», ребенку необходимо сделать эмпирическое обобщение. При анализе результатов, прежде всего, возникает вопрос, за счет чего ребенок осуществляет перенос правила обозначения фигурок с одного признака на другой (с сапожек на шляпы). Объясняется ли такой перенос правила эмпирическим обобщением отличительных признаков — и сапоги, и шляпы представляют собой детали одежды, или же содержательной абстракцией, т. е. выявлением принципа решения целого класса задач, заключающегося в ориентации на сам факт наличия или отсутствия отличительного признака независимо от формы его проявления»? Ответить на этот вопрос помогают следующие две «загадки». III и IV «загадки», расположенные на отдельном листе бумаги и представляющие собой ряд геометрических фигур, позволяют выяснить, может ли ребенок решить задачу, требующую мышления на абстрактном уровне. Изображенные геометрические фигуры различаются по признаку наличия или отсутствия штриховки. Если испытуемый во II «загадке» открыл для себя общий принцип решения подобных задач, абстрагируясь от конкретной формы отличительного признака как от несущественного момента, то он легко справляется и с этими новыми заданиями. Возможен вариант, когда решение II «загадки» осуществилось вследствие эмпирического обобщения отличительных признаков, а в III и IV «загадках» испытуемый находит принцип решения всего класса подобных задач, т. е. поднимается на уровень абстрактного мышления. Тем детям, которые «отгадали II загадку» при помощи эмпирического обобщения отличительных признаков, чтобы решить III и IV «загадки», необходимо увидеть связь между ними и предшествующими, заключающуюся в том, что и изображения конкретных персонажей, и геометрические фигуры различаются между собой (внутри каждой «загадки») по одному признаку, который каждый раз меняется. Следующим шагом испытуемого должно быть понимание, что для решения задачи форма отличительного признака является несущественным моментом, а важен сам факт наличия или отсутствия признака. Таким образом, ребенок переходит на уровень теоретического мышления, где он, абстрагируясь от формы отличительного признака и ориентируясь только на факт его наличия или отсутствия, приходит к выявлению принципа решения целого класса задач. Обработка результатов методики проводится количественно и качественно. Качественный анализ ошибок позволяет лучше понять причину неуспеха испытуемого в том или ином задании и выяснить, какого рода обучение необходимо ему для овладения той или иной мыслительной операцией. Количественная интерпретация выглядит следующим образом: Решил все 4 задачи – высокий уровень эмпирического обобщения, способен к решению задач на абстрактном уровне. Решил 2 задачи самостоятельно, 3 и 4 с помощью экспериментатора – сформировано умение осуществить эмпирическое обобщение, но испытывает затруднения при переносе правила обозначения с одного признака на другой при абстрагировании. Решил 1 задачу самостоятельно, а 2 с помощью – умеет работать по правилу, способен к эмпирическому обобщению только с помощью взрослого. Не решил ни одной задачи самостоятельно – умение работать по правилу сформировано недостаточно, функция эмпирического обобщения не сформирована. Методика «Домик»
Методика «Домик» (Н. И. Гуткиной) представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв (смотри рисунок). Методика рассчитана на детей 5-10 лет. Материал и оборудование: образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш.
Инструкция: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки). Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».
По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать: 1) какой рукой рисует ребенок (правой или левой); 2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; 3) быстро или медленно проводит линии; 4) отвлекается ли во время работы; 5) высказывания и вопросы во время рисования; 6) сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом. Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.
Обработка результатов: 1. Отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла). На рисунке могут отсутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика. 2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь). 3. Неправильно изображенный элемент рисунка (3 балла). Неправильно могут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причем если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую (левую) часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом. Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за нарисованный забор 2 балла; если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то испытуемый получает 4 балла (за каждую часть по 2 балла). Если часть правой (левой) стороны забора скопирована верно, а часть неверно, то за эту сторону забора начисляется 1 балл; то же самое относится и к колечкам дыма, и к штриховке на крыше: если только одна часть колечек дыма срисована правильно, то дым оценивается 1 баллом; если только одна часть штриховки на крыше воспроизведена верно, то вся штриховка оценивается 1 баллом. Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно, сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши. 4. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл), К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основанием домика линии, а выше ее, домик как бы висит в воздухе, или ниже линии основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30° отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его (на образце крыша нависает над домиком). 5. Отклонение прямых линий более чем на 30" от заданного направления (1 балл). Сюда относится перекос (более чем на 30°) вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоят домик и крыша; «заваливание» (более чем на 30") палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основанию крыши вместо острого); отклонение линии основания забора более чем на 30е от горизонтальной линии. 6. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены ( 1балл за каждый разрыв). В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки. 7. Залезание линий одна за другую (1 балл за каждое залезание). В случае, когда линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки. Хорошее выполнение рисунка оценивается как «0» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 лет почти не получают оценку «0» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию. Если же испытуемый 10 лет получает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер. При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или «лохматые» линии могут свидетельствовать, согласно имеющейся по этому вопросу литературе, о состоянии тревожности ребенка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании одного лишь рисунка. Возникшее подозрение необходимо проверить специальными экспериментальными методами по определению тревожности. Методика определения уровня речевого развития Меньшиков В.Г. (Вариант методики «Последовательные картинки)
Обследование проводится индивидуально. Перед началом исследования перед ребенком вразброс кладутся все картинки, и ему дается инструкция следующего содержания: «Посмотри внимательно на картинки, на них что-то изображено. Разложи эти картинки так, чтобы было понятно, с чего все началось и чем закончилось.» Во время раскладки испытуемым картинок в протоколе необходимо. отметить такие особенности выполнения задания как действие методом "проб и ошибок", наличие ила отсутствие планирования своих действий, обращение за помощью, отказ выполнить задание. После того как ребенок разложил картинки, причем независимо от того, правильно или с сшибками, его просят составить небольшой рассказ по ним. На подготовку рассказа отводится не более одной минуты. Содержание рассказа желательно зафиксировать в последней колонке протокола, т.к. это поможет исследователю точнее установить его тип. Если в ходе составления или воспроизведения рассказа испытуемый самостоятельно не исправил допущенную ошибку, то ему можно оказать помощь в виде наводящих или уточняющих вопросов типа "Посмотри внимательно, ты правильно разложил картинки?", "Посмотри, ты ничего не хочешь изменить в порядке раскладки картинок?" и т.п. Информация о сделанных ребенком ошибках записывается в третью графу бланка протокола. Обработка результатов: проводится на основании записей в протоколе. Вывод об уровне установления ребенком причинно-следственных связей и связности монологической речи делается исходя из правильности раскладки картинок и типа рассказа. Ребенок с высоким уровнем установления причинно-следственных связей правильно раскладывает картинки с первого раза и, как правило, составляет рассказ повествовательного, реже описательного типа. Испытуемый со средним уровнем установления причинно-следственных связей допускают ошибку в раскладке картинок, но исправляет ее самостоятельно в ходе составления рассказа, либо после незначительной помощи исследователя. Чаще всего, его рассказ принадлежит к описательному типу или рассказу-перечислению. Дети с низким уровнем установления причинно-следственных связей допускают в раскладке ошибки, которые не в состоянии самостоятельно исправить ни в процессе составления рассказа, ни во время его воспроизведения. Нередко они не замечают сделанную ошибку даже после наводящих или уточняющих вопросов исследователя. Обычно такие дети обладают бедным активным словарем, с трудом выражают свои мысли, а свой рассказ строят на основе перечисления того, что изображено на каждой картинке, редко пытаясь связать их содержание в целостный сюжет. Поэтому у таких испытуемых необходимо дополнительно исследовать восприятие, мышление и воображение.
Методика «ДА» и «Нет» (вариант Л.Красильниковой)
Исследование проводится с каждым ребенком индивидуально. Время проведения – примерно 5-7 минут. Инструкция: «Мы с тобой будем играть в новую игру. Я буду задавать тебе вопросы, а ты – отвечать. Но договоримся так: ты не должен, не имеешь права, не будешь отвечать мне словами «да» и «нет». Например, если я спрашиваю: «У тебя есть игрушка?», ты не должен говорить: «Да». Ты должен ответить так: «У меня есть игрушка», – т. е. без слова «да». Или, например, я спрашиваю: «Люди ходят по потолку?» Ты не говоришь: «Нет», а отвечаешь: «Люди по потолку не ходят». Итак, слова «да» и «нет» тебе говорить нельзя. Все понятно? Договорились?» Если у ребенка возникают вопросы, то инструкция повторяется.
Материал методики. Методика имеет два варианта вопросов. В каждом по десять вопросов, которые провоцируют ребенка на ответ «да» и десять – на ответ «нет», пять вопросов – нейтральные.
Вариант 1. 1. Как тебя зовут? 2. Ты мальчик или девочка? 3. Ты ходишь в ясельную группу детского сада? 4. Ты любишь ходить в детский сад (школу)? 5. Ты живешь далеко от детского сада (школы)? 6. Ты любишь мороженое? 7. Какого цвета бывает мороженое? 8. Ты ел (ела) черное мороженое? 9. Ты умеешь ходить на руках? 10. Ты умеешь летать? 11. Твой папа (твоя мама) играет в куклы? 12. Ночью солнышко светит? 13. Волк боится зайца? 14. Ты любишь ходить к врачу? 15. Какого цвета халат у врача? 16. Доктор стрижет детей? 17. Тебя зовут…(неверное имя)? 18. Корова умеет летать? 19. Ты сейчас спишь? 20. Ты ходишь в школу? 21. На тебе надеты (платье, штаны)? 22. Зимой трава бывает? 23. Трава белая? 24. Какого цвета снег? 25. Снег горячий?
Вариант 2. 1. Как твоя фамилия? 2. Ты взрослый или маленький? 3. Ты ходишь на работу? 4. Ты живешь на небе? 5. Ты любишь конфеты? 6. Конфеты можно есть с супом? 7. Какие конфеты на вкус? 8. Ты ел (ела) горькие конфеты? 9. Ты умеешь ходить по потолку? 10. А прыгать до неба умеешь? 11. Твоя бабушка любит прыгать через скакалку? 12. Летом снег бывает? 13. Кошка боится мышки? 14. Ты любишь ходить в парикмахерскую? 15. Какого цвета халат у парикмахера? 16. Парикмахер лечит детей? 17. Твоя фамилия... (неверно)? 18. Птицы умеют рычать? 19. Ты сейчас гуляешь? 20. Ты ходишь в первый класс? 21. Ты сейчас в шубе? 22. Ты любишь готовить уроки? 23. Лошади кричат «му»? 24. Какого цвета бывают лошади? 25. У лошадей есть рога?
Обработка результатов: Правильными являются те ответы, которые соответствуют введенному правилу «да» и «нет» не говорить, неправильными – те, в которых присутствуют запрещенные слова. Специальное внимание следует обратить на ответы промежуточной группы. Это те случаи, когда дети или молчат (не дают никакого ответа в течение 10-30 сек.), или пытаются что-то ответить, но у них ничего не получается, или заменяют вербальный ответ кивком головы. К этой же группе можно отнести высказывания, исправляемые ребенком с неверного на верное прямо в ходе самого ответа. Поскольку эти варианты ответов соответствуют правилу (не произносить запрещенные слова «да» и «нет»), их также следует признать правильными. Прямым показателем уровня развития произвольности речевого общения является количество ответов, соответствующих правилам игры. Для детей 6-7 лет возрастной норматив составляет 51% правильных ответов (от количества вопросов (20), провоцирующий ответы «да» и «нет»). Методика «Лесенка» Ребенку показывают нарисованную на бумаге лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание. Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные — чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети — чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему». Для того чтобы легче было выполнять задание, предлагают поместить на ту или иную ступеньку карточку с изображением мальчика или девочки (в зависимости от пола ребенка). После того как ребенок сделает пометку, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама (воспитательница, учительница)». Используется стандартный набор характеристик: «хороший — плохой», «добрый — злой», «умный — глупый», «сильный — слабый», «смелый — трусливый», «самый старательный — самый небрежный». Количество характеристик можно сократить. В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д. Обработка результатов:
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают; «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум. Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия. На седьмом году жизни появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная. Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности. Методика «Рисунок школы» Для проведения теста каждому ребенку дают чистый стандартный лист бумаги, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу». Когда ребенок закончит работу, с ним нужно побеседовать, задать уточняющие вопросы по поводу нарисованного. Комментарии ребенка записывают на обратной стороне рисунка. Обработка результатов: Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по трем показателям. При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.
1. Цветовая гамма. 2 балла — в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой и т.д.); 0 баллов — рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный); 1 балл — в равной степени присутствуют светлые и темные тона. 2. Линия и характер рисунка. 2 балла — объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура; 0 баллов — объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия; 1 балл — в рисунке присутствуют обе характеристики. 3. Сюжет рисунка. 2 балла — симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, 0 баллов — асимметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений); отсутствие на рисунке людей либо изображение детей, уходящих из школы; время года — осень, зима (темное небо, идет 1 балл — в рисунке присутствуют обе характеристики. Анализ результатов 6-5 баллов — у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем; 4-2 балла — у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной действительности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревоги могут быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей; 1-0 баллов — у ребенка явно выраженный страх перед школой; часто это приводит к непринятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками. Анкета для исследования хода адаптации (для родителей первоклассников) Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку. 1. Охотно ли идет ребенок в школу? - неохотно (ДА) - без особой охоты (ВДА) - охотно, с радостью (А) - затрудняюсь ответить 2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок? - пока нет (ДА) - не совсем (ВДА) - в основном - да (А) - затрудняюсь ответить Стандартная беседа Нежновой
В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника. Возможные варианты ответов и их оценка А - Ориентация на содержание учебной деятельности……2 балла Б - Ориентации на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни………1 балл В - Ориентация на внешкольные виды деятельности и условия………. 0 баллов
Интерпретация результатов: Результат 10-9 баллов говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована); 8-5 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника); 4-0 баллов — ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не формирована). Методика исследования моти |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 3396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.215.149 (0.014 с.) |