Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика «Звуковые прятки» (Гуткина Н. И., 1996).

Поиск

 

Плохо развитая речь ребенка обусловливается различными при­чинами, одной из которых является слабое развитие фонема­тического слуха. Неразличение фонем приводит к тому, что ребенок неправильно произносит слова, а затем неправильно их пишет. Современная методика обучения чтению строится на основе зву­кового анализа слова, поэтому умение выделять на слух в слове различные звуки становится принципиально важным для будуще­го первоклассника.

Методика предназначена для проверки фонематического слуха.

Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слы­шать и произносить слова. Для примера взрослый произносит не­сколько гласных и согласных звуков. Затем ребенку предлагают по­играть в «прятки» со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспери­ментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен ска­зать, есть ли разыскиваемый звук в слове. Предлагается поочередно искать звуки о, а, ш, с.

Все слова необходимо произносить четко, особо выделяя каж­дый отыскиваемый звук: гласный звук тянуть нараспев, а соглас­ный артикулировать с усилением. Можно повторить слово несколь­ко раз. Испытуемому разрешается произнести вслед за экспери­ментатором слово и послушать его. На бланке фиксируются правильные и ошибочные ответы, а за­тем анализируется способ выполнения задания. Так, например, бы­вают дети, которые отвечают, что во всех предлагаемых словах искомый звук есть. В этом случае правильные ответы надо рассма­тривать как случайные. То же самое, если ребенок считает, что ни­где нет разыскиваемого звука. Если испытуемый не допустил ни одной ошибки, то считается, что задание выполнено хорошо. Если допущена одна ошибка - задание выполнено средне. Если допущено более одной ошибки - задание выполнено плохо.

На каждый звук дается по три слова, которые содержат искомый звук. Слова должны быть знакомыми ребенку и недлинными. Желательно, чтобы звуки повторялись в слове только один раз.

 

«о» «а» «ш» «с»
крот   солнце   гвоздь   собака  
шарф   капля   собака   кузнечик  
праздник   арбуз   машина   нос  
сено   волосы   малина   ягода  
кит   рост   свеча   мороз  
ослик   коробка   мышь   коса  
весна   ребенок   шапка   пирог  

 


Методика «Раскрась картинку»

 

Показатели готовности к обучению в школе: принятие и пони­мание ребенком поставленных перед ним задач; преимущественная ориентация на качество выполнения задания. Непринятие и/или непонимание задач, преимущественная ориентация на скорость выполнения задания, без учета качества, рассматриваются как по­казатели неготовности к учению.

Тест может проводиться групповым методом. Для каждого ре­бенка необходимо приготовить два одинаковых контурных рисун­ка, один из которых заранее раскрашен в нетрадиционные цвета: дерево — красное, небо — черное, солнце — зеленое, облака — ко­ричневые, земля — синяя. Второй нарисован простым карандашом.

 

Детям предлагают раскрасить картинку по образцу: «Раскрась картинку так же, как у меня». После того как задание будет выпол­нено, их просят проконтролировать себя, т.е. сказать, все ли пра­вильно сделано и похожа ли их картинка на образец.

По результатам теста каждый ребенок может быть отнесен к од­ной из четырех групп. (Смотри таблицу).

Оценка результатов

3 балла — высокий результат; 2 балла — средний; 1 балл — ниже среднего; 0 баллов — низкий.

 

 

Качество выполнения задания Характер принятия задачи
1 группа.Дети с заданием справляются пол­ностью. Когда их спрашивают, все ли они правильно сделали, то ребята не просто от­вечают, а пытаются аргументировать свои слова: «Здесь небо черное, и у меня тоже черное, значит, правильно». Принимает и понимает задачу 3 балла
II группа.Формально задание выполняется неправильно. Дети используют цвета несо­ответствующие эталону, но когда взрослый начинает интересоваться каждым предметом отдельно, дети этой группы замечают свои ошибки: «Ой, здесь нужно было рисовать красным карандашом, а я зеленым».   Принимает, но не понимает задачу 2 балла
Ill группа.Дети внимательно рассматрива­ют образец, при выполнении задания час­тично или полностью раскрашивают пред­меты на картинке, но не в соответствии с эталоном. При оценке своих результатов они часто рассуждают о целесообразности так, а не иначе раскрашивать рисунок, говорят: «Дерево не красное, а зеленое», «Атак не бывает» и т.д.   Не принимает, но понимает задачу 1 балл
IV группа.Дети выполняют задание непра­вильно, они раскрашивают картинку в те цве­та, которые им нравятся. Когда их просят сравнить результат с образцом, они не заме­чают ошибок. Даже если их спрашивают о каждом изображенном предмете в отдель­ности («А дерево у тебя на рисунке такое же, как на моем?}, они отвечают утверди­тельно, иногда не взглянув на рисунок. Не принимает и не понимает задачу 0 баллов

 

Таким образом, принятие задачи взрослого ребенком включает:

1) желание выполнять задание взрослого (принятие задачи для себя);

2) понимание того, что надо делать (понимание задачи).


Методика «Лесенка»

Ребенку показывают нарисованную на бумаге лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объяс­няют задание.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, доб­рые, сильные, послушные чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех ниж­них ступеньках окажутся плохие дети — чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней сту­пеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему».

Для того чтобы легче было выполнять задание, предлагают поместить на ту или иную ступеньку карточку с изображением мальчика или девочки (в зависимости от пола ребенка).

После того как ребенок сделает пометку, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама (воспитательница, учительница)».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший — плохой», «добрый — злой», «умный — глупый», «сильный — сла­бый», «смелый — трусливый», «самый старательный — самый не­брежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргу­ментирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Обработка результатов:

Способ выполнения задания Тип самооценки
1. Не раздумывая, ставит себя на са­мую высокую ступеньку; считает, что мама и воспитатель оценивают его также; аргу­ментируя свой выбор, ссылается на мне­ние взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». Неадекватно завышенная самооценка
2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». Завышенная самооценка
3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. Адекватная самооценка
4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». Заниженная самооценка

 

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может гово­рить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выпол­нять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают; «Не знаю». Дети с задержкой развития не пони­мают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям млад­шего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих оши­бок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

На седьмом году жизни появляются зачатки рефлексии — способ­ности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, по­этому самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятель­ности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непри­вычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рас­сматривается как отклонение в развитии личности.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 2718; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.108.8 (0.007 с.)