Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Почему полезно проявлять эмоцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Проявляя негативные эмоции, малыш учится чувствовать. После того как ребенок выплеснет негативные эмоции, он осознает свои чувства. Умение чувствовать — это способность понимать, что творится в нашей душе. Обретая связь со своими эмоциями, мы лучше осознаем, кто мы есть, что нам нужно и чего мы хотим. Кроме того, умение чувствовать помогает нам понимать и уважать чужие желания и потребности. Прислушивайтесь к своим детям, когда они выражают негативные эмоции, — и этим вы поможете им развить способность чувствовать.
Обретая связь со своими чувствами, мы лучше осознаем, кто мы есть, что нам нужно и чего мы хотим.
Если у ребенка есть возможность свободно выражать гнев, печаль и страх, он легко возвращается к своей базовой потребности в родительской любви, Внезапно малыш выясняет, что любовь родителей для него намного важнее, чем причина, по которой он расстроился. Когда ребенок устраивает скандал из‑за того, что ему не дали пирожное, все дело в том, что он на время забыл, кто в доме главный и о том, что любовь для него важнее пирожного. Дайте ребенку возможность выразить свои негативные эмоции, и к нему скоро вернется потребность в любви и сильнейшее желание сотрудничать с родителями и доставлять им радость.
Когда ребенок устраивает скандал, все дело в том, что он на время забыл, кто в доме главный и насколько для него важно быть любимым.
Когда малыш острее осознает свою потребность в любви, желание получить пирожное внезапно отходит на задний план, бушевать уже не хочется, и ребенок охотно идет на сотрудничество со старшими. Таким образом, ребенок снова обретает связь со своим истинным существом, которому свойственно быть счастливым, любящим, доверчивым и умиротворенным. Малыш снова испытывает потребность в родительской любви, и в нем пробуждается врожденное желание сотрудничать со старшими и радовать их. Все это происходит в результате того, что вы дали ребенку возможность поскандалить, — однако при этом он не добивается своего, но и не рискует быть наказанным или лишиться любви. Выслушивать ребенка и при необходимости назначать тайм‑ауты — самый лучший способ дать ему знать, что проявлять негативные эмоции нормально. Даже если малыш отчаянно сопротивляется тайм‑ауту, это нормально. Он может злиться и говорить всякие гадости. Это в порядке вещей. Тайм‑аут — это возможность сопротивляться изо всех сил, чтобы в конце концов сдаться и уступить контроль над ситуацией родителям. Очень важно, чтобы ребенок знал: из того, что он сопротивляется тайм‑ауту, равно как и из того, что ему назначили тайм‑аут, отнюдь не следует, будто он плохой. Просто тайм‑аут — естественное явление, сопутствующее процессу взросления. Нужно следить за тем, чтобы не задабривать малыша, когда он бушует, иначе он станет скандалить тогда, когда у вас нет возможности назначить ему тайм‑аут, чтобы он разобрался со своими эмоциями. Ребенку необходимо ощущать, что он находится под контролем родителей. Если малыш не чувствует, что находится под контролем родителей, или считает, что родители не в силах им управлять, он пытается взять контроль над ситуацией в свои руки, слишком много требуя от старших и постоянно устраивая скандалы.
СИЛА СОПЕРЕЖИВАНИЯ
Чтобы помочь ребенку выражать свои негативные эмоции, родителям нужно развивать в себе способность к сопереживанию. Недостаточно просто любить своих детей, нужно также уметь должным образом проявлять свою любовь. Любовь важна сама по себе, однако то, каким образом мы ее проявляем, тоже небезразлично. Один из самых драгоценных даров, которые могут преподнести своему малышу отец с матерью, — сопереживание. Сопереживание помогает ребенку выразить свои негативные эмоции и на самом деле освободиться от них. Сопереживая, вы даете малышу знать, что его чувства естественны. Родители всегда торопятся утешить своих детей. Но прежде, чем ребенок сможет принять утешение, он должен ощутить, что его услышали и поняли. Малышу нужно в течение нескольких коротких секунд прочувствовать, что вам понятна его точка зрения, и после этого он сможет принять вашу точку зрения — то есть утешение.
Сопереживание — это волшебство, которое открывает душу малыша для вашего утешения и совета.
Когда ребенок расстраивается оттого, что не получил, что хотел, родители торопятся сразу же его успокоить. Такой подход мешает ребенку как следует прочувствовать свое горе. Когда малыш горюет, ему нужно сопереживание и он к нему особенно восприимчив. Помните: на это может потребоваться всего несколько секунд. После того как ребенок встречает сопереживание, его эмоции изменяются. Он либо углубляется в негативные эмоции (от гнева к печали и страху), либо его настроение становится лучше. Малыш не просто получает то, что ему необходимо, чтобы изменить свое настроение, но и узнает из собственного опыта, что он способен сам поправить свое настроение, отпустив негативные эмоции.
Для того чтобы проявить сопереживание, иногда достаточно всего нескольких секунд безмолвной заботы и понимания.
Если родители всегда торопятся дать малышу готовое решение проблемы, чтобы улучшить его настроение, ребенок не получает возможности научиться отпускать негативные эмоции, с тем чтобы найти позитивные чувства в глубине своей души. Если родители постоянно предлагают решения, малыш привыкает ставить свое настроение в зависимость от этих готовых решений и не учится позитивно реагировать на жизненные невзгоды. Тогда для ребенка ощущение счастья зависит от того, получил ли он желаемое, и он не умеет быть счастливым просто потому, что любит и любим, независимо от всех остальных обстоятельств. Если же родители предлагают малышу не решения проблем, а сопереживание, он развивает в себе способность принимать негативные обстоятельства или разочарования независимо от того, можно ли все сразу уладить. Когда вы предлагаете ребенку сопереживание, прежде чем устранить его проблему, малыш учится отпускать негативные эмоции и изменять свое настроение до того, как перейти к решению проблемы. Большинство взрослых людей не обладают этой способностью, поскольку, будучи детьми, они не получали необходимого сопереживания. Если ребенок получает только готовые решения, он скоро просто перестает обращаться к родителям за помощью. Нашим детям прежде всего требуется молчаливое понимание, забота и немного сочувственных слов.
ПЯТИСЕКУНДНАЯ ПАУЗА
Иногда все, что нужно родителям, — это просто удержать себя от попыток решить проблему ребенка. Когда малыш зол, печален, разочарован или взволнован, не нужно объяснять ему, как он может изменить свое отношение к ситуации. Вместо этого просто постарайтесь в течение пяти секунд прочувствовать, что именно переживает ребенок. Если малыш разочарован, то, вместо того чтобы взбодрить его, просто позвольте ему ощутить свое разочарование и попытайтесь почувствовать то же самое. Сделайте пятисекундную паузу и прислушайтесь к тому, что вы думаете, чувствуете или ощущаете, стараясь встать на место ребенка. Вместо того чтобы предлагать решение, просто ощутите разочарование вместе с малышом и через пять секунд скажите что‑то простое вроде: «Я понимаю, это очень грустно». Тем самым вы ясно даете ребенку знать, что разочарование и грусть — нормальные жизненные явления. Ничего страшного не произошло. Очень скоро настроение ребенка начнет изменяться. Ребенку исключительно важно периодически получать четкое подтверждение того, что жизнь хороша, даже если не все идет так, как нам хотелось бы. Предлагая малышу готовое решение, вы не просто нивелируете его чувства, но и утверждаете в нем ощущение собственной беспомощности. Если вы с такой легкостью устранили его проблему, значит, он либо напрасно расстраивался, либо в чем‑то ущербен, поскольку не сумел самостоятельно найти этот простой выход из ситуации, который предложили ему вы. В обоих случаях малыш останется недоволен собой. Понятно, что вы предложили ребенку решение, руководствуясь только любовью, однако, если вы даете ответ слишком быстро, результат может быть диаметрально противоположным тому, чего вы ожидали. Решение уместно только тогда, когда настроение ребенка уже улучшилось или когда он сам спросил вас, как ему быть в данной ситуации.
Если ребенок перестает вас слушать, вероятно, причина в том, что вы даете ему слишком много советов.
Иногда ребенок еще не готов принять ваш совет даже тогда, когда просит о нем. Малыш просит предоставить ему решение, а на самом деле нуждается в сопереживании. Ребенок может сказать горестным тоном: «Я не знаю, что мне делать». В тот же миг большинство отцов с готовностью предлагают решение. Вслед за этим незадачливый папа оказывается втянут в нескончаемые пререкания. Малыш непременно станет сопротивляться «решению» при помощи неисчерпаемых «но». «Но это мне не подходит», или «Но это не поможет, потому что…», или «Но ты просто не понимаешь». Когда ребенок говорит: «Ты не понимаешь», — большинство отцов начинают всячески защищаться и в конце концов вместо того, чтобы предоставить помощь ребенку, добиваются, чтобы ребенок предоставил помощь им. Отец начинает требовать, чтобы малыш понял, почему папа прав. Это неправильно. Родители ответственны за ребенка, а не наоборот. Если ребенок говорит: «Ты не понимаешь», — не спорьте. Проглотите пилюлю. Согласитесь с ребенком. Он прав. В этот момент вы действительно не понимаете его чувства. Вместо того чтобы стоять на своем, объясняя, что вы понимаете его слова или его. ситуацию, просто согласитесь. Скажите что‑то вроде: «Ты прав, я действительно не понимаю. А ну‑ка расскажи мне снова». На этот раз воздержитесь от готовых решений и сосредоточьтесь на том, чтобы проявить сопереживание. Ниже я привожу некоторые типичные готовые решения, которые мама с папой часто предлагают своим малышам, и альтернативные варианты, как проявить сопереживание.
Готовое решение: Не плачь. Сопереживание: Выдержите пятисекундную паузу и скажите: Я понимаю: это грустно.
Готовое решение: Не беспокойся. Сопереживание: Выдержите пятисекундную паузу и скажите: Я понимаю, как тебе трудно. Ты очень обеспокоен.
Готовое решение: Завтра ты обо всем забудешь. Сопереживание: Выдержите пятисекундную паузу и скажите: Да, это нелегко. Я вижу, что ты разочарован.
Готовое решение: Это все мелочи. Сопереживание: Выдержите пятисекундную паузу и скажите: Я понимаю, что тебе обидно. Дай‑ка я тебя обниму.
Готовое решение: Каждый из нас неизбежно иногда проигрывает. Сопереживание: Выдержите пятисекундную паузу и скажите: Я знаю, тебе грустно. Я бы тоже расстроился.
Готовое решение: Эй, ну что же ты, такова жизнь. Сопереживание: Выдержите пятисекундную паузу и скажите: У тебя есть все основания сердиться. Я бы тоже разозлился.
Готовое решение: Могло бы быть и хуже. Сопереживание: Выдержите пятисекундную паузу и скажите: Я вижу, ты напуган. Я бы тоже испугался.
Готовое решение: Ты справишься: все будет хорошо. Сопереживание: Выдержите пятисекундную паузу и скажите: Я вижу, тебе страшно. Тут всякому было бы страшно.
Готовое решение: Это все не так уж и важно. Сопереживание: Выдержите пятисекундную паузу и скажите: Тебе завидно? Это нормально. Мне тоже было бы завидно.
Готовое решение: В другой раз получится. Сопереживание: Выдержите пятисекундную паузу и скажите: Если бы такое произошло со мной, я бы тоже расстроился.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.100 (0.007 с.) |