Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение Дзэн-мастера Сунг Сана

Поиск

ВВЕДЕНИЕ

«Столкнуться с коаном — самой спорной и меньше всего понимаемой концепцией Востока — значит обратиться к сущности самого Дзэн».

Томас Гувер, «Опыт Дзэн»

 

 

По-корейски — конг-ан; По-японски— коан;

По-китайски — кунг-ан;

Буквально — «общедоступный случай»

 

 

Коан является уникальной и особой чертой в традиции Дзэн и ставит эту традицию отдельно не только от остальных буддистских практик и медитаций, но и от других духовных традиций. В своей первоначальной форме коан представляет собой, кажущийся нелогичным, вопрос, задаваемый учителем Дзэн, чтобы проверить ум своего ученика. В период золотого века творчества Дзэн, во времена Династии Танг в Китае (618–907 гг.), учителя и ученики жили в тесном соседстве друг с другом и время от времени сталкивались в повседневных жизненных ситуациях. Один знаменитый коан показывает, как ученик подошел к Дзэн-мастеру Донг Сану, когда тот взвешивал лен, и спросил: «Что такое Будда?» Донг Сан ответил: «Три фунта льна». Ясность и направленность ответа, его способность «указывать непосредственно на ум», придает ему ценность как учебному инструменту в первоначальной ситуации. Ответ был запомнен, записан и использован вновь и вновь.

Для монахов Дзэн той эпохи существование было подобно нахождению на лезвии бритвы: нельзя было позволить себе быть рассеянным. В те дни, когда отсутствовала иерархия, каждый монах был одновременно и учителем и учеником. Каждый диалог между двумя монахами, вне зависимости от того, каким бы безобидным он ни был, потенциально являлся минным полем и испытанием того, как каждый из этих монахов понимает «просветленный ум». Известно много случаев, когда обмен репликами между учителем и учеником помогал ученику достичь просветления.

Такие диалоги пересказывались по всему Китаю и стали частью фольклора Дзэн. Лишь с приходом Династии Санг (960–1279) эти диалоги были записаны и собраны в сборники, прокомментированы и использовались как учебный инструмент целыми поколениями Дзэн-мастеров. К этому времени, из-за большого числа учеников, Дзэн-мастера не имели возможности часто вступать в прямой контакт с учениками в их повседневных жизненных ситуациях. Два наиболее важных собрания коанов сохранились до сего дня и все еще используются Дзэн-мастером как учебные инструменты.»Записки Синего Утеса» (кит. Pi Yen Lu; яп. Hekigan Roku) были составлены в 1125 году и напоминаю «Примеры Старших», собранные монахом Хсуе-Тоу (988–1052). Век спустя появился сборник, названный «Му Мун Кван», составленный монахом Хуи-Кай (1184–1260).

Сегодня количество традиционных коанов 1750. Из них Сон Са Ним отобрал 10, назвав их Десятью Воротами, через которые он предлагает пройти своим ученикам. Эти Десять Ворот представляют собой различные категории коанов, которые встречаются в 1750. Сон Са Ним объясняет:

«Есть множество коанов, но я отобрал эти 10. Многие коаны очень похожи. Те 10, которые я отобрал, различаются по своей природе и представляют собой различные категории коанов.

Например, есть четыре вида коанов «Как это»:

1. «Как это». Это коаны истинной пустоты, молчания, полной неподвижности.

2. «Стань как это». Это коаны типа КАТЦ, удар и тому подобное.

3. «Только как это». Коаны, значение которых истинно — «Когда приходит весна, трава растет сама собой».

4. «Просто как это». Это коаны, где простое делание является истиной: иди пей чай, помой свою посуду и так далее.

Есть коаны «противоположных вопросов», где вопрос рассматривается как плохой или хороший. Есть коаны, которые учат «от момента к моменту держать правильную ситуацию, правильное отношение и правильную функцию». Затем есть коаны, где вы не можете ничего сделать, кроме одного единственного поступка, который и является важным. Наконец, есть коаны, где вы «просто делаете это». Существуют коаны, называемые коанами «последнего слова», например, коан о посуде Дук Сана. Коан о коте Нам Чеона учит «от момента к моменту держаться Великой любви, Великого Сострадания и Великого Пути Бодхисаттвы». Это коан «любви», который указывает на любовь без всяких условий. Это достижение любви. Коан о мыши очень прост, очень легок. Это коан «субъективно как это».

Таким образом, эти десять коанов подобны формуле к 1750. Да, некоторые очень просты, некоторые трудны, но это совсем как с компьютером. Вы покупаете десятидолларовый калькулятор и с его помощью можете производить всевозможные сложения и умножения. Однако, с его помощью вы не можете контролировать космический корабль. Тут вам понадобится очень сложный компьютер. Некоторые коаны точно также требуют очень сложных и правильных ответов.

Каждая из десяти глав в этой книге соответствующих 10 коанам, начинается с обсуждаемого коана, после чего следуют объяснения Сон Са Нима*.

Учитывая темперамент и карму отдельных учеников, Сон Са Ним дает им подходящие коаны, чтобы обучить их правильной ситуации, правильной функции и правильному отношению. Он говорит: «Не считайте, что коан и ваша жизнь раздельны. Это не какая-то редкостная, чисто интеллектуальная игра, разыгрываемая в комнате диалогов, скорее это так».

«Ваша практика коанов и ваша повседневная жизнь должны слиться. Это очень важно. Удерживание от момента к моменту правильной ситуации, правильной функции и правильного отношения, дает подъем Великой Любви, Великого Сострадания и Великого Пути Бодхисаттвы. Таким образом, мы используем практику коанов, чтобы направить нашу повседневную жизнь. Тогда исчезает различие между тем, что мы понимаем во время диалога, и тем, как мы ведем себя в повседневной жизни. Достичь просветления не является чем-то особенным. Если убрать наше мышление «противоположностей» и стать неограниченным, тогда не остается никакого понимания — только мудрость. Действие и понимание слились и стали одним целым».

Сон Са Ним всегда был в какой-то мере странствующим Дзэн-мастером. Сейчас большую часть своего времени он использует на проведение бесед и руководство уединениями в более, чем 50 Дзэн Центрах и связанных с центрами группах, разбросанных по всему миру, и находящихся под его опекой. В результате, его ученики не всегда имеют возможность лично встречаться с ним. Он поощрял их писать ему о своих проблемах и о вопросах, возникших в процессе практики. Эти письма составили обширную корреспонденцию, подборки из которой образовали затем «книги коанов», и стали общественным достоянием. В стационарных Дзэн Центрах письма к Сон Са Ниму и его ответы зачитываются вслух как часть утренней и вечерней практики Дзэн. Такой живой обмен, полный остроумия, пафоса, умничанья и высокомерия, короче, всего набора человеческого опыта, послужил сырьем для этой книги.

Из этих же писем взяты выдержки, касающиеся практической работы с коанами. Коаны берут свое начало в «уме-до-мысли», то есть в том, что Сон Са Ним называет «незнающий ум». Адекватный ответ на коан может прийти только из того же источника, отсюда предполагаемая трудность и легкость обучения работе с коанами. Если вы не думаете, то никакой коан не является проблемой. Но что же все-таки этот не думающий или незнающий ум? Это основной момент Дзэн. Единственный способ постичь его —практиковать его.

Однако, если это верно, то для чего нужна подобная книга? Причина ее появления в том, что Сон Са Ним назвал «болезнью понимания» своих учеников, то есть наше желание разумно все обосновывать и сводить наш опыт к чему-то такому, что удобно и без противоречий уляжется в рамки наших частных взглядов на мир. В то время как функцией коанов очень часто является освобождение от наших мнений, необходимо также лечить «болезнь понимания» при помощи «лекарства понимания». В такой стране как Корея, с установившейся традицией Дзэн, ученики не ищут и не получают подробных объяснений о практике коанов. Как правило, ученики встречают однажды мастера Дзэн, получают коан и работают с ним годы, не имея в это время связи с учителем. После долгой и усердной работы они вновь встречаются с Мастером, чтобы он проверил их ум. Здесь, на Западе, где традиция Дзэн только что возникла, у учеников появляется много вопросов и устойчивых мнений по поводу практики. Существует тенденция полагаться на внешние авторитеты, то есть на учителя, чему сопутствует отсутствие информации о практике коанов, что это такое и как ее применять. Поэтому и возникла эта книга.

Большинство Дзэн-мастеров тщательно подчеркивают, что коаны всего лишь техника, которая может вести к просветлению, но не само просветление, и отсюда не «суть Дзэн». «Коан подобен пальцу, показывающему на Луну, но это не Луна», — говорит популярное предостережение ученикам.

Как учебный инструмент коаны являются эффективным способом, при помощи которого учителя Дзэн проверяют достижения своего ученика и глубину его веры в это достижение. Слово коан или «общедоступный случай» исходит из китайского обычая заверять копии общественных документов печатью.

Если вы имеете много копий документа, то, чтобы узнать истинна копия или нет, вы сверяете печати. Поэтому, если кто-то сказал: «Я достиг просветления», то Дзэн-мастер использует коан, чтобы проверить верно это или нет. Мастера используют коан, чтобы узнать правильно ли ученик понимает.

Во время диалога, входящего в практику коанов, учитель постоянно предлагает половину общедоступного случая и проверяет насколько она подходит к той половине, что у ученика. По словам Сон Са Нима, «Ваши тела различны, но ваши умы одно и то же». Эта встреча лицом к лицу во время Дзэн-диалога, иногда называется «Битвой Дхармы». В приводимой ниже выдержке Сон Са Ним объясняет «Битву Дхармы» и то, как он приспособил ее к обучению коанам через переписку. Ученик проверяется по двум пунктам: ясный ум (медитативная энергия) и мудрость (познание).

Прежде всего, проверяется ясный ум: стиль корейской Битвы Дхармы подобен сражению фехтовальщиков на мечах. Фехтовальщик очень высокого первого класса в своей первой же атаке ударит и наповал убьет своего противника. Фехтовальщик следующего класса должен атаковать и ударить два-три раза прежде, чем убить противника. Дзэн-мастер подобно Мастеру Меча всегда проверяет ум своего ученика, приоткрывая пространство для атаки. Если ум ученика не ясен, тогда Мастер ударит и убьет ученика. Но если у ученика острый глаз, то он воспользуется пространством для атаки и одним ударом поразит Мастера.

Например:

В: Каков путь Нансена?

О: (поднимая серп) Этот серп стоил мне 30 центов.

В: Я не спрашивал тебя о твоем серпе!

На этот второй вопрос остроглазый ученик ответил бы: «Собака бежит за костью», что означает, вы отождествились с моими словами. Тут Мастер сказал бы: «Так ли это?» На что ученик ответил бы: «Второй выпад не разрешен». И тут Мастер сказал бы: «О, прекрасно!» Как атаки, так и защиты очень важны. Этот стиль проверки медитативной энергии ученика не дает возможности для мышления и используется в диалогах лицом к лицу.

Во-вторых, мудрость ученика проверяется использованием таких коанов, как «Нам Чеон убивает кота», или «Дук Сан несет свою посуду». Раз за разом ученику дается коан и дается также время для ответа. Ответы показывают, как мудрость ученика, так и то, достиг ли он правильной ситуации. Таким образом, возможно проверить это с достаточной точностью по письмам.

Например:

1. Мышь ест кошкину пищу, но кошкина миска разбита.

2. Один человек издает мечом звук, другой вынимает носовой платок, третий помахивает рукой. Что это значит?

В корейском стиле атаки и защиты в этих коанах не нужны, важно одно слово или действие.

Основным требованием для понимания практики коанов с Сон Са Нимом и учителями, Мастерами Дхармы (в настоящее время это 7 американских старших учеников, кому была дана «инка» — разрешение учить коанам) является то отношение, которое он называет «испытующий ум», на который учитель может указать иногда, но не может создать его в ученике. Это ум, отказывающийся сдаться, делающий попытки вновь и вновь, даже после ошибок, препятствий и разочарований. Лишь путем таких попыток ученик может поверить в себя полностью на 100 %. Без такого рода независимости такое понимание коанов недостаточно:

«Вы можете понять, что небо синее, но насколько вы верите в это? Это важно. Если я вас спрашиваю: «Почему небо синее», то что? Если ваш ум ясен, тогда появляется правильный ответ „небо синее”, — это должно стать вашим. Понимание коана должно стать вашим. Тогда у вас есть мудрость».

В учениках присутствует, пожалуй, неизбежная тенденция превращать практику коанов во что-то особое, мистическое или соревновательное. В действительности ничего особенного тут нет. Инструмент, который мы используем, — это инструмент, который использует нас. Преображая нас таким образом, которого мы не можем предвидеть. Но держась за наши инструменты, мы не можем приласкать ребенка или поднять цветок. Как говорит Сон Са Ним, мы должны использовать коаны, чтобы избавиться от своих мнений. Не привязывайтесь к практике коаны, чтобы избавиться от своих мнений. Не привязывайтесь к практике коана, не делайте чего-то особенного, О‘кей?

Стенли Ломбардо, Денис Дюрмье

Канзаский Дзэн Центр, май, 1987г.

 

 

ДЕСЯТЬ ВОРОТ

 

Открой ворота:

Все Будды и Бодхисаттвы,

Все люди и животные,

Все демоны и голодные духи,

Все танцуют вместе.

Закрой ворота:

Все высокое и низкое,

Большое и малое, святое и нечистое,

Исчезает, исчезает

Ничего не найти.

Хорошие и плохие ворота,

Дракона и змеи ворота,

Небес и ада ворота

Ворота появления и исчезновения,

Ворота Нирваны и Просветления.

Криков «КАТЦ» и удара ворота,

Улыбки, и одного пальца ворота,

Танцующей каменной девы ворота,

Смежного пламени ворота,

Демона и Будды с ребенком ворота.

Четверо ворот и «Му» Джо Джу,

Ворота трех фунтов льна

Ворота, где Нам Чеон убил кота,

Ворота, где Дук Сан миски несет,

Ворота, где Будда пеплом посыпан.

Трое ворот, что поставил То Соль:

Где теперь истинная природа?

Как будет потом он перерожден?

Четыре стихии падут — куда пойдешь?

Откройте рот, покажите язык.

Трое ворот, что поставил Ко Бонг:

Почему облако солнце затмило?

Как на тень свою не наступить?

Как от жара вселенной спастись?

За тело схватишься — ты тут же мертв.

Тут изначально нет ничего,

Как же ты открываешь и закрываешь?

Мышь ест пищу кошачью, но миска разбита.

Дон

Через ворота — на север, на юг, на восток, на запад.

Мастер Дзэн Сунг Сан

Дзэн Центр Провиденс

2 августа, 1980 г.

 

 

ДЕСЯТЬ ВОРОТ

КОАНЫ

ЭПИЛОГ: ОДИННАДЦАТЫЕ ВОРОТА

Если Вы пройдете все Десять Ворот, то этот мир станет Вашим. То, что он станет Вашим означает, что Вы достигнете функции свободы от жизни и смерти. Тогда, возможны правильная функция, правильное отношение и правильная ситуация. Если Вы пройдете эти Десять Ворот, то я дам Вам в подарок Одиннадцатые Ворота.

 

Идут трое мужчин. Первый

Мужчина мечом издал звук;

Другой мужчина вытащил

носовой платок,

Третий мужчина помахал рукой.

 

 

Этот коан — объективно «просто- как- это». Субъективно «просто- как- это». Означает, что, когда вы голодны, то что? Дайте ему пищу. Здесь объективно «просто-как-это». Эти трое мужчин производят различные действия, но ситуация одна и та же. Так какое же отношение? Какая функция? Какая ситуация? Одна и та же ситуация, одни и те же условия, одно и то же отношение, но функция различна: один издает звук мечом, один вынимает носовой платок, один машет рукой — разные действия, но значение одно и то же. Например: Вы идете в театр, где идет представление одного актера. Этот актер рассказывает вам смешные истории, он смешно действует, смешно разговаривает и все смеются. Все счастливы. Много различных людей смеются, но по- разному. Кто-то смеется «ХА- ХА- ХА», еще кто-то смеется «ХУ-ХУ-ХУ-ХУ», еще кто-то смеется «ХО-ХО-ХО-ХО» — разные стили смеха. Действие различно, но условие и ситуация одни и те же. Так какой же вид условий, какой вид ситуации, какой вид отношения? Вы должны постичь это. Это объективно «просто- как- это».

Теперь мы проверяем все Десять Ворот и Одиннадцатые Ворота — коан трех идущих мужчин. Зачем мы проверяем? Если Вы не понимаете, не понимаете, тогда Ваш незнающий ум станет очень сильным и, тогда большое незнание, возможно, которое означает Великий Вопрос или Великое Сомнение. Не знайте полностью, тогда Вы получите полное Просветление. Если у Вас маленький вопрос, то, возможно, малое Просветление. Есть много видов Просветления: малое Просветление, среднее Просветление, большое Просветление и, наконец, отсутствие Просветления. Отсутствие Просветления и есть полное Просветление.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

С Л О В А Р Ь

ЧЕТКИ — нитка бусин наподобие браслета или ожерелья, используемая для подсчета или повторений мантры в различных сектах буддизма.

 

ЗАПИСКИ СИНЕГО УТЕСА — составлены в 1125 году. Один из самых важных сборников коанов.

 

 

БОДХИДХАРМА (санскрит.) — первый патриарх Дзэн. Считается, что он пришел в Китай в 520 году и девять лет просидел лицом к скале в храме Шхо-Линь.

 

 

БОДХИСАТТВА(санскрит.) — БОДХА — значит совершенная или интуитивная мудрость, а САТТВА — значит существо, чьи действия приводят к единству или гармонии. Тот, кто обязался отложить блаженный покой Просветления для того, чтоб помочь чувствующим существам реализовать свое собственное освобождение; тот, кто ищет Просветление не только для себя, но для других. Идеал Бодхисаттвы является основным в буддизме махаяны и Дзэн.

 

 

ПРИРОДА БУДДЫ — то, что все чувствующие существа разделяют и проявляют через свою Дзэн, Будда сказал, что все имеет природу Будды, и поэтому всему присуща потенциальная возможность стать Буддой.

 

 

ДХАРМА (санскрит.) — в основном, Буддистское учение, но в более широком смысле любое учение или истина.

 

 

ДХАРМОВЫЙ ЗАЛ — в Дзэн Центре Мастера Сеунг Сана — это зал для медитаций и церемоний.

 

 

УЧИТЕЛЬ ДХАРМЫ — старший ученик, который принимает на себя пять дополнительных обетов и ответственность за обучение новых учеников практике Дзэн.

 

ПЯТЬ ОБЕТОВ — первые пять мирских обетов буддизма Я обязуюсь воздерживаться от отнятия жизни

Я обязуюсь не брать вещей, мне не принадлежащих

Я обязуюсь воздерживаться от проступков под влиянием похоти.

Я обязуюсь воздерживаться от лжи

Я обязуюсь воздерживаться от принятия опьяняющих веществ с целью затуманить свой ум.

 

 

ГАСШО (японск.) — см. Хапчанг

 

 

ХАПЧАНГ (корейск.) — гасшо (япон) — жест, в котором сложенные ладони прикладываются к груди, чтобы выразить уважение, благодарность и смирение.

 

 

ХАРА (японск.) — центр жизненной энергии живота; во многих традициях Дзэн он считается местом сердечно-телесного ума. Фиксация внимания на харе является техникой, используемой в некоторых видах практики Дзэн с целью концентрации и развития силы самадхи.

 

 

ДИАЛОГ — формальная частная встреча учителя и ученика Дзэн, в которой используются коаны для того, чтобы проверить и стимулировать практику ученика, может быть также случаем неформального разговора и инструкций.

 

 

КАЛЬИЯ (санскрит.) — Эра, период времени, в который вселенная формируется и уничтожается. Невообразимо большой отрезок времени.

 

 

КАРМА (санскрит.) — карма означает «причина и следствие» и непрерывный процесс действия и противодействия, ответственный за взаимопроникновение всех явлений. Таким образом, наши настоящие мысли, действия и ситуации являются результатом того, что мы делали в прошлом, а наши будущие мысли, действия и ситуации будут результатом того, что мы делаем сейчас. Всякая индивидуальная карма строится этим процессом.

 

КАТЦ — знаменитый критик Дзэн, идущий из живота. При правильном использовании служит для того, чтобы прекратить разделяющее мышление.

 

 

КИДО (корейск.) — буквально «путь энергии», уединение с пением мантр.

 

 

КВАН СЕУМ БОСАЛЬ (корейск.) /Авалокитешвара (санскрит.); кван (ши); Иин (китайск.); Кван Ум (корейск.); Каннон, кандзеон (японск.)/— буквально «тот, кто воспринимает вопли мира», отвечает на них сострадательной помощью, Бодхисаттва сострадания.

 

 

МАНТРА (санскрит.) — звуки или слова, применяемые в духовной практике, с целью обрезать различающие мысли, чтобы ум стал ясным, в некоторых практиках мантра применяется для того, чтобы вызвать разного рода проницательность, понимание.

 

 

УЧИТЕЛЬ-МАСТЕР ДХАРМЫ — ученик, которому Дзэн-мастер поручил обучать других практике коанов и руководить медитационными уединениями, так как его (или ее) практические достижения достаточно велики.

 

 

МОКТАК (корейск.) — тыквовидный музыкальный инструмент, используемый для поддержания ритма во время пения.

 

 

МУ МУН КВАН — обычно, переводится как «Ворота без ворот». Он был составлен в 1228 году монахом Му Мун Экаем (1184-1260 г. г.). Это сборник из 48 коанов, который, обычно, изучают, прежде «Записок Синего Утеса».

 

 

НИРВАНА — полное потухание индивидуального существования, прекращение перерождений, вход в благодать.

 

 

ПРОВИДЕНС ДЗЭН ЦЕНТР — основной храм Дзэн Школы Кван Ум Дзэн-мастера Сеунг Сана в Америке. Расположен в Камберленде, штат Род Айленд.

 

 

РОШИ (японск.) — «почтенный (духовный) учитель», Дзэн-мастер

 

 

САМАДХИ (санскрит.) — состояние интенсивной концентрации

 

 

САМСАРА (санскрит.) — «перемещания». Первоначально это означало «течение «, например, в непрерывном круге рождения и смерти; бесконечные преобразования всех явлений по закону причинности или кармы.

 

 

САНГХА (санскрит.) — в традиции Тхеравада — это собрание или братство монахов. В традициях Махаяны и Дзэн — это сообщество всех буддистов. Может относиться ко всем ученикам определенного конкретного мастера.

 

 

САТОРИ (японск.)— опыт пробуждения, Просветление

 

САНДЗЭН (японск.) — см. диалог

 

СЕСШИН (японск.) — см. йонг. Мэнг Джнг Джин

 

 

СКАНДХАС (санскрит.) — пять образующих, которые создают человеческое существование: форма, чувства, ощущения, восприятие, импульсы, сознание.

 

 

ТРАНСМИССИЯ — формальная передача приемственности от учителя ученику

 

 

ДЗАФУ (японск.) — круглая подушка для медитаций

 

 

ДЗЭН ЦЕНТР (ы) — под руководством Дзэн-мастера Сеунг Сана такие центры являются медитационными коммунами. В каждом из них проводятся утренние и вечерние практические занятия, открытые для публики и через каждый месяц или два в каждом центре проводится Йонг Мэнг Джонг Джин.

 

 

ЙОНГ МЭНГ ДЖОНГ ДЖИН (корейск.) — буквально «доблестная или неустрашимая концентрация», иногда перефразируется «прыгать как тигр во время сидения». На Западе это трех-, семидневное безмолвное уединение, в которое входит ежедневная 13-ти часовая формальная практика медитации.

 

ВВЕДЕНИЕ

«Столкнуться с коаном — самой спорной и меньше всего понимаемой концепцией Востока — значит обратиться к сущности самого Дзэн».

Томас Гувер, «Опыт Дзэн»

 

 

По-корейски — конг-ан; По-японски— коан;

По-китайски — кунг-ан;

Буквально — «общедоступный случай»

 

 

Коан является уникальной и особой чертой в традиции Дзэн и ставит эту традицию отдельно не только от остальных буддистских практик и медитаций, но и от других духовных традиций. В своей первоначальной форме коан представляет собой, кажущийся нелогичным, вопрос, задаваемый учителем Дзэн, чтобы проверить ум своего ученика. В период золотого века творчества Дзэн, во времена Династии Танг в Китае (618–907 гг.), учителя и ученики жили в тесном соседстве друг с другом и время от времени сталкивались в повседневных жизненных ситуациях. Один знаменитый коан показывает, как ученик подошел к Дзэн-мастеру Донг Сану, когда тот взвешивал лен, и спросил: «Что такое Будда?» Донг Сан ответил: «Три фунта льна». Ясность и направленность ответа, его способность «указывать непосредственно на ум», придает ему ценность как учебному инструменту в первоначальной ситуации. Ответ был запомнен, записан и использован вновь и вновь.

Для монахов Дзэн той эпохи существование было подобно нахождению на лезвии бритвы: нельзя было позволить себе быть рассеянным. В те дни, когда отсутствовала иерархия, каждый монах был одновременно и учителем и учеником. Каждый диалог между двумя монахами, вне зависимости от того, каким бы безобидным он ни был, потенциально являлся минным полем и испытанием того, как каждый из этих монахов понимает «просветленный ум». Известно много случаев, когда обмен репликами между учителем и учеником помогал ученику достичь просветления.

Такие диалоги пересказывались по всему Китаю и стали частью фольклора Дзэн. Лишь с приходом Династии Санг (960–1279) эти диалоги были записаны и собраны в сборники, прокомментированы и использовались как учебный инструмент целыми поколениями Дзэн-мастеров. К этому времени, из-за большого числа учеников, Дзэн-мастера не имели возможности часто вступать в прямой контакт с учениками в их повседневных жизненных ситуациях. Два наиболее важных собрания коанов сохранились до сего дня и все еще используются Дзэн-мастером как учебные инструменты.»Записки Синего Утеса» (кит. Pi Yen Lu; яп. Hekigan Roku) были составлены в 1125 году и напоминаю «Примеры Старших», собранные монахом Хсуе-Тоу (988–1052). Век спустя появился сборник, названный «Му Мун Кван», составленный монахом Хуи-Кай (1184–1260).

Сегодня количество традиционных коанов 1750. Из них Сон Са Ним отобрал 10, назвав их Десятью Воротами, через которые он предлагает пройти своим ученикам. Эти Десять Ворот представляют собой различные категории коанов, которые встречаются в 1750. Сон Са Ним объясняет:

«Есть множество коанов, но я отобрал эти 10. Многие коаны очень похожи. Те 10, которые я отобрал, различаются по своей природе и представляют собой различные категории коанов.

Например, есть четыре вида коанов «Как это»:

1. «Как это». Это коаны истинной пустоты, молчания, полной неподвижности.

2. «Стань как это». Это коаны типа КАТЦ, удар и тому подобное.

3. «Только как это». Коаны, значение которых истинно — «Когда приходит весна, трава растет сама собой».

4. «Просто как это». Это коаны, где простое делание является истиной: иди пей чай, помой свою посуду и так далее.

Есть коаны «противоположных вопросов», где вопрос рассматривается как плохой или хороший. Есть коаны, которые учат «от момента к моменту держать правильную ситуацию, правильное отношение и правильную функцию». Затем есть коаны, где вы не можете ничего сделать, кроме одного единственного поступка, который и является важным. Наконец, есть коаны, где вы «просто делаете это». Существуют коаны, называемые коанами «последнего слова», например, коан о посуде Дук Сана. Коан о коте Нам Чеона учит «от момента к моменту держаться Великой любви, Великого Сострадания и Великого Пути Бодхисаттвы». Это коан «любви», который указывает на любовь без всяких условий. Это достижение любви. Коан о мыши очень прост, очень легок. Это коан «субъективно как это».

Таким образом, эти десять коанов подобны формуле к 1750. Да, некоторые очень просты, некоторые трудны, но это совсем как с компьютером. Вы покупаете десятидолларовый калькулятор и с его помощью можете производить всевозможные сложения и умножения. Однако, с его помощью вы не можете контролировать космический корабль. Тут вам понадобится очень сложный компьютер. Некоторые коаны точно также требуют очень сложных и правильных ответов.

Каждая из десяти глав в этой книге соответствующих 10 коанам, начинается с обсуждаемого коана, после чего следуют объяснения Сон Са Нима*.

Учитывая темперамент и карму отдельных учеников, Сон Са Ним дает им подходящие коаны, чтобы обучить их правильной ситуации, правильной функции и правильному отношению. Он говорит: «Не считайте, что коан и ваша жизнь раздельны. Это не какая-то редкостная, чисто интеллектуальная игра, разыгрываемая в комнате диалогов, скорее это так».

«Ваша практика коанов и ваша повседневная жизнь должны слиться. Это очень важно. Удерживание от момента к моменту правильной ситуации, правильной функции и правильного отношения, дает подъем Великой Любви, Великого Сострадания и Великого Пути Бодхисаттвы. Таким образом, мы используем практику коанов, чтобы направить нашу повседневную жизнь. Тогда исчезает различие между тем, что мы понимаем во время диалога, и тем, как мы ведем себя в повседневной жизни. Достичь просветления не является чем-то особенным. Если убрать наше мышление «противоположностей» и стать неограниченным, тогда не остается никакого понимания — только мудрость. Действие и понимание слились и стали одним целым».

Сон Са Ним всегда был в какой-то мере странствующим Дзэн-мастером. Сейчас большую часть своего времени он использует на проведение бесед и руководство уединениями в более, чем 50 Дзэн Центрах и связанных с центрами группах, разбросанных по всему миру, и находящихся под его опекой. В результате, его ученики не всегда имеют возможность лично встречаться с ним. Он поощрял их писать ему о своих проблемах и о вопросах, возникших в процессе практики. Эти письма составили обширную корреспонденцию, подборки из которой образовали затем «книги коанов», и стали общественным достоянием. В стационарных Дзэн Центрах письма к Сон Са Ниму и его ответы зачитываются вслух как часть утренней и вечерней практики Дзэн. Такой живой обмен, полный остроумия, пафоса, умничанья и высокомерия, короче, всего набора человеческого опыта, послужил сырьем для этой книги.

Из этих же писем взяты выдержки, касающиеся практической работы с коанами. Коаны берут свое начало в «уме-до-мысли», то есть в том, что Сон Са Ним называет «незнающий ум». Адекватный ответ на коан может прийти только из того же источника, отсюда предполагаемая трудность и легкость обучения работе с коанами. Если вы не думаете, то никакой коан не является проблемой. Но что же все-таки этот не думающий или незнающий ум? Это основной момент Дзэн. Единственный способ постичь его —практиковать его.

Однако, если это верно, то для чего нужна подобная книга? Причина ее появления в том, что Сон Са Ним назвал «болезнью понимания» своих учеников, то есть наше желание разумно все обосновывать и сводить наш опыт к чему-то такому, что удобно и без противоречий уляжется в рамки наших частных взглядов на мир. В то время как функцией коанов очень часто является освобождение от наших мнений, необходимо также лечить «болезнь понимания» при помощи «лекарства понимания». В такой стране как Корея, с установившейся традицией Дзэн, ученики не ищут и не получают подробных объяснений о практике коанов. Как правило, ученики встречают однажды мастера Дзэн, получают коан и работают с ним годы, не имея в это время связи с учителем. После долгой и усердной работы они вновь встречаются с Мастером, чтобы он проверил их ум. Здесь, на Западе, где традиция Дзэн только что возникла, у учеников появляется много вопросов и устойчивых мнений по поводу практики. Существует тенденция полагаться на внешние авторитеты, то есть на учителя, чему сопутствует отсутствие информации о практике коанов, что это такое и как ее применять. Поэтому и возникла эта книга.

Большинство Дзэн-мастеров тщательно подчеркивают, что коаны всего лишь техника, которая может вести к просветлению, но не само просветление, и отсюда не «суть Дзэн». «Коан подобен пальцу, показывающему на Луну, но это не Луна», — говорит популярное предостережение ученикам.

Как учебный инструмент коаны являются эффективным способом, при помощи которого учителя Дзэн проверяют достижения своего ученика и глубину его веры в это достижение. Слово коан или «общедоступный случай» исходит из китайского обычая заверять копии общественных документов печатью.

Если вы имеете много копий документа, то, чтобы узнать истинна копия или нет, вы сверяете печати. Поэтому, если кто-то сказал: «Я достиг просветления», то Дзэн-мастер использует коан, чтобы проверить верно это или нет. Мастера используют коан, чтобы узнать правильно ли ученик понимает.

Во время диалога, входящего в практику коанов, учитель постоянно предлагает половину общедоступного случая и проверяет насколько она подходит к той половине, что у ученика. По словам Сон Са Нима, «Ваши тела различны, но ваши умы одно и то же». Эта встреча лицом к лицу во время Дзэн-диалога, иногда называется «Битвой Дхармы». В приводимой ниже выдержке Сон Са Ним объясняет «Битву Дхармы» и то, как он приспособил ее к обучению коанам через переписку. Ученик проверяется по двум пунктам: ясный ум (медитативная энергия) и мудрость (познание).

Прежде всего, проверяется ясный ум: стиль корейской Битвы Дхармы подобен сражению фехтовальщиков на мечах. Фехтовальщик очень высокого первого класса в своей первой же атаке ударит и наповал убьет своего противника. Фехтовальщик следующего класса должен атаковать и ударить два-три раза прежде, чем убить противника. Дзэн-мастер подобно Мастеру Меча всегда проверяет ум своего ученика, приоткрывая пространство для атаки. Если ум ученика не ясен, тогда Мастер ударит и убьет ученика. Но если у ученика острый глаз, то он воспользуется пространством для атаки и одним ударом поразит Мастера.

Например:

В: Каков путь Нансена?

О: (поднимая серп) Этот серп стоил мне 30 центов.

В: Я не спрашивал тебя о твоем серпе!

На этот второй вопрос остроглазый ученик ответил бы: «Собака бежит за костью», что означает, вы отождествились с моими словами. Тут Мастер сказал бы: «Так ли это?» На что ученик ответил бы: «Второй выпад не разрешен». И тут Мастер сказал бы: «О, прекрасно!» Как атаки, так и защиты очень важны. Этот стиль проверки медитативной энергии ученика не дает возможности для мышления и используется в диалогах лицом к лицу.

Во-вторых, мудрость ученика проверяется использованием таких коанов, как «Нам Чеон убивает кота», или «Дук Сан несет свою посуду». Раз за разом ученику дается коан и дается также время для ответа. Ответы показывают, как мудрость ученика, так и то, достиг ли он правильной ситуации. Таким образом, возможно проверить это с достаточной точностью по письмам.

Например:

1. Мышь ест кошкину пищу, но кошкина миска разбита.

2. Один человек издает мечом звук, другой вынимает носовой платок, третий помахивает рукой. Что это значит?

В корейском стиле атаки и защиты в этих коанах не нужны, важно одно слово или действие.

Основным требованием для понимания практики коанов с Сон Са Нимом и учителями, Мастерами Дхармы (в настоящее время это 7 американских старших учеников, кому была дана «инка» — разрешение учить коанам) является то отношение, которое он называет «испытующий ум», на который учитель может указать иногда, но не может создать его в ученике. Это ум, отказывающийся сдаться, делающий попытки вновь и вновь, даже после ошибок, препятствий и разочарований. Лишь путем таких попыток ученик может поверить в себя полностью на 100 %. Без такого рода независимости такое понимание коанов недостаточно:

«Вы можете понять, что небо синее, но насколько вы верите в это? Это важно. Если я вас спрашиваю: «Почему небо синее», то что? Если ваш ум ясен, тогда появляется правильный ответ „небо синее”, — это должно стать вашим. Понимание коана должно стать вашим. Тогда у вас есть мудрость».

В учениках присутствует, пожалуй, неизбежная тенденция превращать практику коанов во что-то особое, мистическое или соревновательное. В действительности ничего особенного тут нет. Инструмент, которы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.82 (0.019 с.)