Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Творожная пасха и крашеные яйцаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Считалось, что время пасхальной службы благоприятно для совершения определенных магических действий. Воры, например, «заворовывали», старались незаметно украсть что-нибудь, чтобы удача сопутствовала им весь оставшийся год. При возгласе священника «Христос воскресе!» охотники стреляли в воздух, полагая, что их ружья будут в дальнейшем стрелять без промаха. Рыбаки говорили: «У меня рыба есть». Считалось, что так они обеспечивают себе хороший улов. Известны также гадания девушек, обращавшихся к Богу с просьбой послать хороших женихов. Воскресение Христово Гравюра из старопечатной книги. XVII в.
В Пасхальную ночь можно было распознать нечистую силу: Полагали, что если прийти в церковь в новой одежде, то во время пения Херувимской песни можно был увидеть хвост у ведьмы, которая тайно пробралась в церковь. Считалось, что если взять зажженную во время заутрени свечу и подняться с нею на чердак, то можно было увидеть домового. Верили также, что, спрятавшись в церкви во время крестного хода, можно увидеть умерших предков, пришедших на богослужение. Правда, оказавшийся в церкви человек рисковал жизнью, ибо умершие могли ослепить его или наслать смертельную болезнь. После заутрени участники обряда отправлялись на кладбище, чтобы известить умерших родственников о Воскресении Христа. Обратный путь стремились преодолеть как можно быстрее, чтобы в течение года быть первыми во всех делах. Светлое воскресенье начиналось с домашнего завтрака. Хозяин разрезал крашеное яйцо и делил его по числу домочадцев. Считалось, что освященные яйца и даже их скорлупа могли помочь погасить пожар или найти заблудившуюся скотину. Поэтому освященные яйца клали в зерно, предназначенное для посева, поглаживали ими корову перед первым выгоном в поле и закапывали яйца в поле, чтобы уберечь посевы от ненастья. Утром в день Светлого воскресенья молодежь обходила деревню, исполняя специальные волочебные[ 4 ] песни. Волочебниками руководил починальщик, приветствовавший хозяина и произносивший припев песни, обращенный к хозяину и хозяйке. В песне обязательно содержались обращения к святым: Юрию, заботившемуся о коровах; Николе, опекавшему коней; Илье, зажинавшему «обильное жниво». Одновременно обращались к Богородице — просили хорошо засевать, и даже к празднику в ее честь — Покрову — с просьбой собирать урожай. В песне рефреном произносились слова: «Христос воскресе!». Вместе с волочебниками ходил мехоноша, собиравший в мешок получаемые за песни подношения. Часто участников сопровождали музыканты. Обряд можно считать своеобразной разновидностью весеннего колядования. Волочебники желали хозяину дома хорошего урожая, обильного приплода у скота и семейного благополучия: Живи здорово, живо богато! Дай тебе Боже пива варить, Пива варить, сынов женить, Горелку гнать — дочек выдавать! Христос воскрес на весь свет. Кроме волочебников, дома обходил священник, его сопровождали причт и несколько прихожан, несших иконы. Они служили в доме пасхальные молебны, получая соответствующее вознаграждение. Светлое воскресенье было днем праздничных гуляний. На людных местах устраивались карусели и качели. Существовали и особые пасхальные развлечения: катание крашеных яиц по земле или по специальным лоткам. Обычно побеждал тот, чье яйцо катилось дальше. Девушки использовали игры с яйцами для гадания. Пасхальная игра битки заключалась в том, что два человека брали по крашеному яйцу и несколько раз ударяли ими друг о друга. Побеждал тот, чье яйцо оставалось целым после третьего удара. В день Пасхи водили хороводы с песней «Мы просо сеяли, сеяли». Иногда исполнялись особые любовные песни, в которых назывались имена будущих супругов. Пасхальные игры продолжались неделю, заканчиваясь большим гулянием на Красную горку. Покров Пресвятой Богородицы Двунадесятый праздник, отмечается 2 (14) октября. Покров Пресвятой Богородицы Гравюра из старопечатной книги. XVII в.
Праздник в честь чудесного явления Пресвятой Богородицы в Константинополе, когда она покрыла город своим омофором (головным платком) и защитила его от врагов. По преданию, молившиеся во Влахернском храме Андрей Юродивый и его ученик Бпифаний видели над храмом Богородицу, распростершую омофор (покров) над христианами. В народном православии название праздника стали связывать с природными явлениями: в этот день иней или снег впервые покрывали землю, указывая на близость зимних холодов. День Покрова совпадал с окончанием летних полевых работ и началом подготовки к зиме. «На Покров до обеда осень, а с обеда зима»,— говорится в поговорке. К Покрову обычно собирали урожай, с этого дня открывались ярмарки и праздновались свадьбы. В большинстве районов России с Покрова начинался отопительный сезон, хозяйственная деятельность сосредотачивалась в избах: начинали работать пряхи, ткачи. Мужчины уходили на отхожий промысел. Только плотники завершали все работы и возвращались домой. С днем Покрова был связан обряд «запекания углов». Обычно хозяйка пекла блинцы — небольшого размера блины. Первый разламывали на четыре части и раскладывали в углах избы. Одновременно домового просили о том, чтобы он не пускал в избу холод. В большинстве районов Средней России с Покрова переходили в зимнюю избу, конопатили стены, уплотняли окна, приговаривая: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом». Как и другие праздники, Покров представляли как некое существо. Девушки верили, что обращение к Покрову поможет выйти замуж. Известна апокрифическая молитва: «Покров, Пресвятая Богородица! Покрой мою победную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльничком! Покров-батюшко, покрой землю снежком, а меня женишком». Ранним утром на Покров девушки шли в церковь и ставили свечу перед соответствующей иконой. Существовало поверье, что поставившая свечу раньше других быстрее выйдет замуж. С Покрова во всей России начинались регулярные девичьи посиделки. Обычно девушки собирались по понедельникам, средам и пятницам в специально нанятой избе или у той девушки, чья изба была просторнее других. Посиделки продолжались с заката до полуночи, девушки пряли или вышивали будущее приданое. Иногда к ним присоединялись парни, они плели лапти или вили веревки. Во время работы пели протяжные песни и частушки. Когда ставили на зимнее содержание скот, «закармливали» его, чтобы зимой он не голодал. Для этого использовали последний сноп, оставленный от дожинок. Каждому животному давали по горсти зерна с приговором: «Покров-батюшка! Ставлю я милова скота-животинку на всю студеную зимку. Ты ее пои-корми, обогревай и спать местечко давай!» Посты Периоды воздержания, запрета на употребление пищи животного происхождения: мяса, молочных продуктов, яиц. Обычай воздержания был заимствован христианством из других религиозных систем: дни воздержания были приняты в иудаизме, манихействе, в греческой религии. В христианской догматике пост трактуется как время внутреннего очищения и благочестивых размышлений. В православной церкви единая система постов была установлена в 1166 году. Общая продолжительность всех постов составляет примерно 200 дней в году. Основным христианским праздникам предшествуют многодневные посты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.66.64 (0.008 с.) |