Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Естественно-научная концепция↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Разработана Ч. Дарвиным. Дарвин в своей теории обосновал генетическое родство человека с животным миром, которое осуществляется животным путем. Эволюция – (от лат. Развертывание) – это процесс связанный с изменением системы, которое приспосабливает свои характеристики к агрессивной внешней среде, в результате часть, приспособленная к внешней среде, становится совершеннее целого. Предки человека – человекообразные обезьяны – древопитеки. Дарвин не мог продемонстрировать, каким образом обезьяна стала человеком. Этот механизм объяснил Энгельс. Энгельс развил и продолжил учение Дарвина, выявил механизм перехода, этим механизмом стала общественная трудовая теория. Труд сделал из обезьяны человека. Лев Щетов (нач ХХ века), религиозный философ, свято чтит христианскую церковь и соглашается с Дарвиным. Он принимает две гипотезы: 1) человек произошел от Бога (библ) 2) человек произошел от обезьяны На самом деле часть людей произошло от обезьяны, а часть от Бога Люди, которые хорошо приспособились к этому миру и живут с ним в согласии (а мир зол) произошли от обезьяны. Люди, которые не принимают этот мир, с тоской во взгляде по первородной обители, из которой они были изгнаны, произошли от Бога. Поскольку мир идет к гибели, то людей, произошедших от обезьяны больше. Персонификационизм помогает найти свое место в жизни. Каждый, по Гиппократу, является персонификацией какой-либо природной стихии. Звездной небо рождает в нас одно из духовных состояний. ГНОСЕОЛОГИЯ
Гноселогия – философская наука о формах и методах познания, т.е. с помощью каких способностей человек познает мир ик каким результатам приходит. Четыре направления в философии: Объективный идеализм - интуиция Научный материализм - рассудок Субъективный идеализм - инстинкты Стихийный материализм – телесные чувства
Четыре направления гносеологии: Иррационализм (опирается на интуицию) Рационализм (опирается на рассудок) Эмпиризм (опирается на инстинкты) Сенсуализм (опирается на телесные чувства). Иррационализм занимает позицию религиозного агностицизма (непознаваемости). Поскольку мир творится богом ежесекундно, то мир непознаваем. Рационализм полагает: мир – замкнутая система, несмотря на то, что законов много, но их число небесконечно. Настанет момент когда, познав все законы, человек сможет предвидеть будущее, т.е. мир познаваем – гносеологический оптимизм. Эмпирики выдвигают теорию релятивизма – теория относительности (софисты, скептики) Сенсуалисты утверждают, что все знания, покоящиеся на телесных чувствах могут быть ошибочны - фалевилизм. Лекция Методы познания (это тот путь, который выбирает одно из направлений) Методы познания – это те средства, которыми пользуются для познания в философии.
Виды знания 1) Иррационализм дает умозрительную форму знаний 2) Рационализм дает теоретическую форму знаний 3) Эмпиризм дает опытную форму знаний 4) Сенсуализм дает феноменальную форму знаний.
Иррациональные формы познания Вдохновение - творцы в области эстетики (гуманитарные науки) Созерцание – у Плотина и Платона – это высшая форма познания. Озарение – связана с техническими науками, постижение законов Благодать – осуществляется через божественную волю Инсайд (выход человека из себя) трактовка психологов.
Рациональные формы познания Дедукция Индукция Анализ Синтез Абстрагирование Идеализирование Моделирование - все это способы рассудка постигать реальность, которая относится к рациональным формам постижения мира.
Эмпирическая форма познания Опыт может быть внутренним и внешним. Мы живем в мире опыта. Подобное тянется к подобному. Созвучие внешнего и внутреннего опыта. Гармония внешнего и внутреннего мира. Формы внутреннего опыта Представление Воображение Сновидения Рефлексия Фантазия Эксперимент Сублимация Сенсуалистические формы познания Использует следующие формы: восприятия и подражание. Подражанием пронизана вся наша жизнь. Подражание – средство, а не цель. Новые формы решения старых проблем.
Результаты познания 1) Иррационализм – вера, т.к. иррационалист пытается постичь духовным созерцанием. Высшая сфера либо не проявляет себя или проявляет с опозданием 2) Рационализм - гипотеза, теория 3) Результатом познания эмпиризма становится опыт. 4) Результатом познания сенсуализма становится мнение.
Формы существования истины Иррациональная (религиозная): догма, канон, постулат. Рациональная – теоремы, принципы, аксиомы. Эмпирические истины – законы, тенденции, закономерности. Сенсуалисты – факт, истина обывателя.
Изначальные обладатели: 1) Иррационалисты. Бог создает мир, есть провидение, где весь мир пронизан в идеях. Идея – онтологическая характеристика истины. 2) Рациональным носителем истины является мир как Вселенная. Его надо постичь. 3) Эмпиризм – носителем истины является субъект. Феноменальный мир – мир в себе (Кант). Субъект переносит законы, которые возникают в его разуме и переносит их на мир. 4) Сенсуализм – истина принадлежит явлениям. Источники истины 1) Иррационалисты – откровение. Примером может послужить Священное писание. 2) Рационализм – теоретическое мышление, рассуждения. 3) Эмпиризм – практика 4) Сенсуализм – ощущения
Чтыре концепции истины 1) Концепция абсолютной истины (Августин и все христианство) 2) Классическая концепция истины 3) Конвенциональная концепция. 4) Прагматическая истина.
Критерии концепции 1) вера 2) объективность, универсальность, непогрешимость, непротиворечивость. 3) Конвенция – соглашение ученых в конкретном вопросе, 4) достижение успеха в деятельности, чем больше истина дает для успеха, тем в большей степени она является истиной.
Типы убеждений Назовем условно 1. Духовный - по аналогии: подобно тому как (Восток) 2. Интеллектуальный, логический: если… то Ум человека есть божественная субстанция, самостоятельное мышление 3. Физический – ссылка на авторитет или источник. Сохранение, соблюдение традиций. 4. Моральный – убеждение, ссылка на факт. Представители
Ламетри, Гольбах, Гильвеций, Гоббс, Аристотель (Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах) Гоббс, Платон
Соловьев: Все философы правы когда доказывают существование истины, но не правы когда критикуют друг друга. Критика абсолютно не права, а утверждения правильны. Истина может быть познана когда объединяет все четыре способности человека (интуиция, рассудок, инстинкты, телесные чувства) Соборность (Соловьев) – сообщность но только соц. членов, но и способность их душ, которые принимают в себя истину.
Августин приходит к мысли, его ничего не интересует, кроме Бога и души. От мира надо бежать. Этот мир является символом падения, а только в душе отражается божественный глас. Под благодатью чистота ощущений. Человек может гармонично жить с божественной волей, в меру своих сил спасти свою душу. Божественное соприкосновение с душой человека. Причиной возникновения в душе человека является не мир, а те ощущения, которые вызываются богом. Августин проповедует теологический фатализм. Внешний критерий спасения души – вера, а внутренний благодать. Благодать – человек обретает способность бога, а бог – это любовь, человек начинает любить всех, даже своих врагов. Беркли: мира реально нет, это иллюзия. Бог, соприкасаясь с человеческой душой, заставляет человека думать, что есть мир.
Лекция Иерархия идей в реальности 1) Иррационалисты – самостоятельное существование идей в реальности (Платон, Августин). Идея – источник познания человеческого мира. Самостоятельное субстанциональное состояние идей в мире. 2) Рационалисты: идеи имеют врожденное качество человеческого сознания (Декарт) 3) Эмпиризм: идеи являются унаследованными от предыдущих поколений (Юнг, Архимед). Эти идеи называются архитипами (Кант), идеи даны априорно. В архитипах закодирован опыт предыдущих поколений. 4) Сенсуализм: идеи не принадлежат ни человеку, ни миру. Идеи – «чистый лист» и рождаются в результате синтетического представления человека о внешнем мире.
Августин: «Хочу знать бога и душу, а более ничего».
Декарт Каждый человек изначально обладает врожденной идеей. Эта идея проявляет себя в мире в виде индивидуального света естественного разума. Благодаря своей простоте является символом совершенства и бесконечности. Метод Декарта, который превращает свет духовной истины в интеллектуальную сферу – 4 положения: 1) интуиция – излучение врожденной идеи в виде некоего достоверного знания, которое должно быть проанализировано. Идея снизошла (религия) в виде вдоха. На I-ой фазе идея проявляет себя в виде света. Та проблема, которая спустилась к нам на II-ом этапе познания – разбить на максимально простые элементы. Для того, отталкиваясь от составных частей, откровения сделать их очевидными для всех. После того, как мы получили раздробленные части вдохновения, мы должны собрать цепочку от простейшего к сложнейшему (логическая цепь). Эту цепь развернуть в звеньях так, чтобы получилась дедукция от самых общих представлений до самых частных. Если цепь развернута верно, то она должна быть непрерывна и замкнута на себя, чтобы не запутаться в этой цепи необходимо пронумеровать каждый из элементов. Это называется энуммерация. В результате такого подхода мышление начинается интуицией и заканчивается рассудком. Телесные чувства и инстинкты не нужны.
Д. Юм Познание начинается восприятием, продолжается впечатлением. Рождается идея, которая переходит в ассоциации. Ассоциации переходят в репрезентацию. Познания человека начинаются с ощущений, которые состоят из атомарных впечатлений. Атамарные впечатления – видеть не мир (буддисты), а ощущения, которые называются дхармами. Комбинация 80 чувств вызывают картину, которой в реальности нет. Восприятие вызывает впечатление, а впечатление – внутреннее переживание ощущений. Совокупность впечатлений создает некую изначальную синтетическую картину, которая называется идея. Идея – это ничто иное как чувственное представление, которое превращается в образ памяти. Идеями могут быть также продукты воображения и абстрактное мышление. Отличие простой идеи от сложной – сумма простых идей образует сложную. Образования сложных идей происходит путем их ассоциирования. Психологическая ассоциация – главный способ познания. Ассоциации – соединение отличных друг от друга идей по какому-либо схожему между ними признаку. Одна и та же вещь сегодня и несколько лет назад. Ассоциативные связи: пустыня и песок. Всплывание другой идеи, связанной с этим объектом. Человек мыслит через ассоциации. Юм выделяет 3 вида ассоциативных связей: 1) по сходству 2) по смещенности в пространстве и времени 3) по причинно-следственной зависимости
по сходству Человек по образу и подобию является богом. Мы переносим признаки с одного объекта на другой. по смещенности в пространстве и времени ребенок является ассоциативной копией своих родителей музыка навевает впечатление о конкретных событиях по причинно-следственной зависимости дождь – сырость - простуда-болезнь - страдание После процесса абстрагирования идей и впечатлений между собой, которые порождают ассоциативные связи, наступает репрезентация. Репрезентация – процесс выделения представителей из класса схожих между собою идей. Репрезентативная идея приобретает универсальные (всеобщие) черты, представляя собой целый класс отдельных идей. При образовании репрезентации происходит стирание уникальных признаков отдельно взятой идеи, которой представлена общая идея, т.е. репрезентантом. Таким образом мыслит человек.
Гоббс Основная позиция сенсуалистов основывается на тезисе Аристотеля «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах. Без телесных чувств человек не может не только чего-нибудь познать, но и не может жить. Человек, используя свои телесные чувства, наблюдает за вещами мира. А вещи мира становятся в сознании человека метками. Метки, накапливая в нашей памяти, создают общее представление о мире. Если бы человек жил в одиночестве, то ему было бы достаточно в сознании этих меток. И между тем, человек – существо общественное и поэтому вынужден делиться этими метками - общаться. Метки имеют уникальный характер представления человека о мире. Через метки общаться нельзя. Человек вынужден уникальные метки своих представлений о мире превращать в универсальные понятия, которые будут доступны для всех - знаки. А эти понятия - знаки приобретают форму в букв, слов, цифр, жестов. Разница между метками и знаками: благодаря меткам мы познаем мир индивидуальный. Благодаря знакам мы общаемся в надежде быть понятыми.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.248 (0.012 с.) |