Онтология и формы ее существования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Онтология и формы ее существования



Впервые термин «онтология» введен Вольфом в XVII в.

Бытие – всеохватывающая объективная реальность, которая включает в себя как часть действительность.

Отличия реальности

Действительность – это часть реальности, которая видна глазами или воспринимается чувствами. Действительность всегда очевидна и потому актуальна.

Реальность – форма существования всеобщего, а потому его присутствия в нашем сознании. Реальность не зависит от нашего сознания.

Реальность не может восприниматься телесными чувствами, но именно она и присутствует всегда и во всем.

Реальность – необходимое и объективное условие для закономерного изменения действительности.

Реальность представляет собой духовную и материальную сферу.

Действительность физическую и моральную.

Реальность воздействует на действительность через закономерность. Действительность может искажать реальность.

Бытие включает в себя интеллектуальное, духовное, моральное.

А так как ПОДОБНОЕ ПОЗНАЕТСЯ ПОДОБНЫМ, то духовная сфера бытия познается интуицией и порождает мистику.

СФЕРА СПОСОБНОСТЬ ПОЗНАНИЯ ОБЛАСТЬ ОНТОЛОГИИ
духовная интуиция мистика
интеллектуальная рассудок метафизика
физическая инстинкт диалектика
моральная телесные чувства мифология

Мистика, метафизика, диалектика и мифология – это части онтологии.

Мистика

Мистика – непосредственное сверхразумное единение с абсолютом, которое через благодать, экстаз, исхождения из себя познает подлинную природу бытия.

Подлинной природой мира в мистике в Индии выступает Майа.

Майа – универсальная иллюзия существования того, чего на самом деле нет, т.е. благодаря мистическому постижению философу открывается, что мира нет. Мир может выступать как сон, бред, галлюцинация.

Мистика может носить 4 характера. Мистика может быть:

- духовной (открывает несуществование мира)

- интеллектуальной (представитель других традиций – мудрец, которому мир открывается как сумма законов)

- может иметь натурально-философский характер (открывать, что мир – сочетание 4-5 (добавляется эфир) природных стихий

- материальная мистика (связана с растворением человеческого сознания в предмете, идол, карьера, власть, деньги)

 

Метафизика

Метафизика – наука о сверхчувственных принципах и началах бытия, выступает синонимом построения умозрительной картины мира, который не поддается телесно-чувственному восприятию.

Существует два взора (умный и телесно-чувственный). Тот, кто может увидеть умом не нуждается в глазах. Умное видение заключается в рождении произведениях искусства – продукт метафизического видения мира.

Термин впервые ввел Андроник Родосский в I-ом веке до н.э. Аристотель называл метафизику первой философией, которая занимается первыми началами и причинами всего бытия. Она – самая ценная из всех наук, т.к. все науки являются средствами, а метафизика – цель всех наук (по Аристотелю).

Бэкон: все науки делятся на плодоносные (экономика, психология) и светоносные.

4 универсальных метафизических принципа, по которым упорядочивается древнегреческий космос – упорядоченное бытие (т.к. упорядоченное, то в основе лежит закон)

4 принципа, по которым упорядочивается космос:

1. одно во всем

все в одном

все во всем

условное назовем духовным

2. из ничего ничего не бывает (интеллектуальный)

3. подобное стремится к подобному (физический)

4. тайная гармония управляет явной (моральный)

Метафизика средних веков сводится к спору об универсалиях (общих понятиях). Универсалии – одно из имен Платоновских идей. Идея не может в полной мере освоить материю.

Отношение к существованию идеи:

  1. Реализм (Августин)

Универсалии (идеи) существуют самостоятельно, не зависимо от вещей в уме Бога.

  1. Номинализм (противоположный реализм)

Никаких самостоятельно существующих идей-универсалий нет, а универсалия - имя вещи (пустой звук, за которым ничего кроме имени вещи не стоит).

Вильям Оккам защищал подобную позицию.

  1. Концептуализм

Концептуализм – учение, которое отрицает самостоятельное существование универсалий, но полагает, что эти универсалии существуют в человеческом уме, они объединяют общие черты похожих вещей.

Метафизические проблемы нового времени связаны со спором о субстанциях.

Субстанция – неуничтожимый и неизменный субстрат (=основа) бытия, основа всего сущего.

Спор о субстанциях можно разделит на две части:

1) что являет субстанция

2) сколько субстанций имеет мир

Наличие одной субстанции в философии называется монизмом (Спиноза, Плотин)

Наличие двух субстанций в философии называется дуализмом (Платон, Декарт). Платон: Бог и материя порождают мир. Декарт: материальная и духовная субстанции атрибут протяженность мышление.

Если субстанций больше двух, то это философия плюрализма. (Демокрит, Лейбниц атомы и монады, которых очень много).

* Монада (от греч. Monas – единица, единое) – понятие, обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме; единое в неоплатонизме Дж. Бруно; психич. Активная субстанция в монадологии К. Лейбница, воспринимающая и отражающая другие монады и весь мир. «Монада – зеркало Вселенной»

По качеству субстанции могут быть чем угодно:

- пустота (нирвана) – на Востоке

- субстанция – Бог (христианство, ислам)

- мировая энергия – прана (индуизм)

- мировой закон – логос, дао, карма (даосизм, йога)

- небо (конфуцианство)

- монады (Лейбниц)

- ощущение человека, т.е. индивидуальное сознание (Фихте, Кант, Беркли, софисты)

- мировая воля (Шопенгауэр, Ницше)

- материя - диалектический материализм (Маркс, Энгельс)

Диалектика

Сравнение метафизики и диалектики

МЕТАФИЗИКА ДИАЛЕКТИКА
Есть замкнутый метод теоретического постижения бытия, в котором все возвращается к своей противоположности, обуславливая собой универсальный цикличный характер развития мира. Есть открытый метод теоретического постижения бытия, в котором внутренние противоречия становятся источником и движущей силой развития системы к новым формам своего существования.
Опирается на умозрительные принципы, которые по характеру своей масштабности не могут быть проверены на опыте, оттого в метафизике критерием истинности выступает дедуктивно полученный постулат, догма, аксиома (принимается на веру) Опирается на универсальные законы, истинность которых подтверждается опытным путем, поэтому в диалектике критерием истинности выступает практика, которая основана на индуктивном методе изучения действительности.
Тип связи между частью и целым: эманация Тип связи между частью и целым: эволюция

Лекция 7

Немецкая классическая философия насквозь диалектична как внешне так и внутри. Внешнее внутри себя уже содержит тезис, антитезис, синтез.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (тезис, антитезис, синтез)

Объективный идеализм – Гегель, Фихте (развив. Бог)

Научный материализм – Маркс, Энгельс

Субъективный идеализм – Кант (индивидуальное сознание объекта)

Стихийный материализм – Шеллинг (по такому принципу развивается природа)

Каждый из них утверждает, что по диалектическому принципу.

В любой философии есть 4 направления (объективный идеализм, научный материализм, субъективный идеализм, стихийный материализм).

Кант→Гегель→Маркс

Тезис-антитезис-синтез

Субъективный идеал., объективн.идеал., научн.матер.

I)Кант - тезис

Сторонник субъективного идеализма

Мир непознаваем, субъект познает законы внутри своего разума и экстраполирует их во внешний мир, думает что они находятся в мире. В мире законов нет, те законы, которые мы приписываем миру, рождаются внутри нашего сознания. Мир – вещь в себе.

Априорные формы познания

АФ чувственности АФ рассудка АФ разума
ü Чувство времени ü Чувство пространства 12 категорий раскладыв. их на 4 столбика: качество (3 категории: Т-А-С) количество модальность отношение Бог Мир Душа 1+2+3 (вместе) = вера

Эти категории соединяются по принципу тезис – антитезис – синтез.

Тезис – антитезис – синтез обладает субъект внутри рассудка.

Воображение бессознательно для субъекта соединяет априорные формы чувственности с априорными формами рассудка, в результате рождается закон в сознании человека, который человек экстраполирует в мир.

Априр. Формы чувственности и априр. Формы рассудка

рождается наука

II) Гегеля – антитезис философии Канта.

Диалектически мыслит. Бог тождественен мировому разуму

Бог разворачивает себя через Т-А-С, в результате рождается великая мировая культура. Бог смотрится в себя как в зеркале, в культуре он себя воплотил. Он доволен и сворачивается назад. Мир конечен. Люди инструменты в руках Бога.

Две категории людей:

1) Те, кто знают, что они инструменты и выполняют то, что задумал Бог – проницательные люди.

2) Те, которые думают, что они творят сами – непроницательные.

Т – А – С – проявление Бога.

III) Диалектика Маркса – Синтез Гегеля и Канта

Диалектически развивается не бог, а материя, весь материальный мир развивается диалектически.

Конфликт – источник развития.

Коммунизм – неестественное существование общества.

Законы диалектика

  1. Единства и борьбы противоположностей
  2. Отрицание отрицания (закон двойного диалектического отрицания)
  3. Переход количества в качество

 

Закон единства и борьбы противоположностей гласит:

Развитие объективной реальности и процесс ее познания осуществляется путем раздвоения единой реальности на взаимодействие противоположных сил, отношения между которыми составляют внутренний импульс их развития.

Пока мудрец растет в нем происходит конфликт знания и незнания.

 

Закон отрицания отрицания гласит:

В процессе развития каждой последующей состояние системы повторяет предыдущее только на ином уровне развития, т.е. на более высоком или низком, при этом само развитие приобретает форму спирали.

Человек обладает мировоззрением в школе, институте, но оно меняется, а человек остается собой.

Мировоззрение отрицает предыдущее – тем самым развиваясь.

Мудрец: ----------- деньги, власть- сила, здоровье – знание источник развития его личности, но оно перестает его интересовать, главное – бессмертие его души.

 

Закон перехода количества в качество гласит:

В процессе развития существенные характеристики системы претерпевают количественные изменения, что ведет к новому качеству, а новое качество претерпевает новые количественные изменения, в результате чего старое качество изменяется на новое и т.д.

Человек: детство – юность – зрелость - старость.

Качество отражает внутреннее состояние системы, а количество – внешнее состояние. Одновременно отражает внутренние и внешние характеристики системы - мера. Мера является интегральной характеристикой системы.

С т.з. диалектики весь мир развивается диалектически (по спирали)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.02 с.)