Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Монополия и конкуренция. Типы рыночных структур

Поиск

1. Сущность конкуренции, ее виды и формы. Методы конкурентной борьбы.

2. Формы конкуренции и соответствующие им типы рыночных структур.

3. Концентрация производства и организационные формы монополий.

4. Факторы, противодействующие монополизации рынка: экономические и правовые.

Список литературы

основной

1. Гребнев Л. С. Экономика: Учебник/Л.С. Гребнев. - М.: Логос, 20011. - 408 с.

2. Ефимова Е.Г. Экономика. Для студентов неэкономических специальностей: учебник / Е.Г.Ефимова. - М.: Флинта;МПСИ, 2008. - 391 с.

дополнительный

1. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. В 2-х т. – СПб.: Эконом. шк. 2002.

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. спец. / Р. М. Нуреев. - 2-е изд., изм. - М.: НОРМА, 2004.

3. Экономическая теория (политэкономия): учебник для студентов Вузов / По ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2007.

 

Задания для самостоятельной работы

I. Подготовьте доклады по следующим темам:

1. Методы конкурентной борьбы в современной экономике.

2. Основные аспекты и направления демонополизации экономики России.

3. Анализ процесса реформирования естественных монополий в России.

II. Ответьте на вопросы теста:

Конкуренция

Вопрос: Варианты ответов
Установите соответствие между названиями и характеристиками рыночных структур: 1. Фермеры торгуют на рынке яблоками и другими фруктами. 2. Большое количество поставщиков предлагают мягкую мебель. 3. Коммерческие банки обслуживают население города. 4. В микрорайоне существует единственная аптека. 1) монополистическая кон­куренция 2).монополия 3) олигополия 4) совершенная конкуренция
Установите соответствие между названиями и характеристиками рыночных структур: 1. На сельскохозяйственном рынке продают капусту и морковь. 2. Большое количество поставщиков предлагают мебель для офи­сов. 3. В стране существует несколько сталелитейных заводов. 4. Городские тепловые сети обеспечивают население теплом. 1) совершенная конкуренция 2)монополистическая конку­ренция 3) олигополия 4) монополия
Установите соответствие между названиями и характеристиками рыночных структур: 1. На сельскохозяйственном рынке продают помидоры. 2. Большое количество поставщиков предлагают меховые изделия. 3. В отрасли конкурируют несколько производителей бытовой тех­ники. 4. Компания, работающая в сфере энергетики, поставляет электро­энергию потребителям. 1)монополия 2) совершенная конкуренция 3) монополистическая кон­куренция 4) олигополия

 

 

Монополия

Вопрос: Варианты ответов
Функция спроса на продукцию монополиста P=30–0,2Q, функция общих затрат TC=100+15Q. Цена, при которой фирма максимизиру­ет прибыль, равна ____ ден. ед. 1) 20 2) 15 3) 22,5 4) 37,5
На рисунке представлена графическая модель доходов и издержек фирмы-монополиста: Цена (Р) на товар, при которой фирма-монополист минимизирует свои убытки, равна ____ ден. ед. 1) 8 2) 15 3) 20 4) 12
Если у монополиста предельный доход равен MR = 180, а предель­ные издержки составляют MC = 100, средние общие издержки ATC = 200 ден. ед, то для получения максимальной прибыли он должен … 1) повысить цену и умень­шить объём производства 2) снизить цену и увеличить объём производства 3) повысить цену и уве­личить объём производства 4) повысить цену, не меняя объём производства
Если на рынке действуют три фирмы, контролирующие соответ­ственно 55%, 25% и 20% производства, то индекс монопольной вла­сти (индекс Лернера) равен… 1) 1000 2) 4000 3) 4050 4) 5000
Если в отрасли присутствует четыре фирмы, осуществляющих по 25% продаж на рынке, то индекс монопольной власти (индекс Лер­нера) равен… 1) 2500 2) 1000 3) 250 4) 100

Несовершенная конкуренция

Вопрос: Варианты ответов
Заполните пропуск Рисунок иллюстрирует положение фирмы на монопо­листически конкурентном рынке. Если фирма, представленная на рисунке, выберет объем выпуска OQ, то __________ и __________. 1) фирма будет получать экономическую прибыль 2) фирма будет получать экономический убыток 3) на рынке возникнут новые производи­тели 4) фирма установит цену ОР
«Барьером» для проникновения в отрасль новых производителей могут служить… 1) незначительный капитал 2) патенты и лицензии 3) низкие издержки производства 4) законодательное оформление исклю­чительных прав
Причинами возникновения легальных монополий яв­ляются… 1) патенты 2) авторские права 3) предметы роскоши 4) высокие цены на продукцию
К общим чертам рынков монополистической конку­ренции и монополии относятся… 1) наличие взаимосвязи между фирмами 2) неценовая конкуренция 3) наличие рыночной власти у фирмы 4) выпуск однородных товаров
К общим чертам рынков монополистической конку­ренции и монополии не относятся 1) наличие рыночной власти у фирмы 2) наличие взаимосвязи между фирмами 3) неценовая конкуренция 4) выпуск однородных товаров

 

III. Решите задачи:

1. В таблице 8 представлена информация об издержках и доходах некоторой фирмы.

Таблица 8

Q TVC ТС АТС МС Рх TR MR
               
               
               
               
               
               
               

Внесите в таблицу недостающие данные.

Каковы постоянные издержки фирмы?

При каких значениях Р и Q прибыль фирмы максимальна?

Эластичный или неэластичный спрос на продукт в диапазоне рассматриваемых цен?

Какую прибыль (или убытки) получает фирма в равновесном состоянии?

Данная фирма функционирует в условиях совершенной конкуренции? Почему?

2. Допустим, фирма полностью монополизировала производство кворков. Следующая инфор­мация отражает положение фирмы:

Предельный доход = 1000 - 20Q,

Общий доход = 1000Q - 10Q2,

Предельные издержки = 100 + 10Q,

где Q – объем выпуска кворков, Р – цена одного кворка (в долл.). Сколько кворков будет про­дано и по какой цене, если:

а) фирма функционирует как простая монополия;

б) отрасль (фирма) функционирует в условиях совершенной конкуренции?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.123.61 (0.009 с.)