Особенности чистой монополии. Барьеры для вступления в отрасль. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности чистой монополии. Барьеры для вступления в отрасль.



Особенности чистой монополии. Барьеры для вступления в отрасль.

Чистая монополия — ситуация когда на рынке работает единственный производитель или продавец продукции у которой нет близких аналогов. Примерами монополий в РБ могут быть — МТЗ, МАЗ, Атлант, Белаз. В городах существуют специфические монополии — существующие в единственном числе молокозаводы, мясозаводы и хлебозаводы.

Характерные черты деятельности чистых монополий:

  1. Чистая монополия завышает цены, назначая монопольно высокую цену и получая монопольно высокую прибыль.
  2. Чистый монополист выбирает для себя оптимальное соотношение между объёмами производимой продукции и ценами.
  3. Поскольку у продукции монополиста нет близких аналогов и у покупателей нет выбора, приходится либо отказаться от товара вообще или покупать по завышенной цене.
  4. Продукция чистого монополиста обычно не рекламируется, поскольку единственный в своём роде товар не нуждается в ней. Монополия экономит на издержках связных с рекламой.
  5. Функция спроса на продукцию фирмы монополиста совпадает с функцией спроса в целом для отрасли, т. к. монополист один представляет всю отрасль в целом.
  6. В условиях чистой монополии существуют очень жёсткие барьеры для проникновения в отрасль других предприятий.
  7. При чистой монополии, как правило, производится не дифференцированная продукция, не отличающаяся разнообразием.

Виды чистых монополий:

1. Естественные монополии — они складываются в результате действия естественным образом действующих факторов.

2. Монополии опирающиеся на уникальные месторождения природных ископаемых.

3. Монополии контролируемые и регулируемые государством — сети электро- и тепло-снабжения, поскольку предприятия работающие в этих отраслях производят общественно значимую продукцию, то правительство предоставляет им особые льготы и преимущества. В этом случае эти предприятия могут устанавливать низкие цены на свои товары и услуги.

4. Закрытые монополии — образуются, когда правительство одним компаниям разрешает данный вид деятельности, а другим запрещает.
Пример: предприятия военно-промышленного комплекса, фармацевтическая промышленность.

Среди естественных барьеров можно выделить:

1. Экономические — отдельные фирмы за счет постоянного совершенствования технологических процессов могут достичь наименьших издержек выпуска при производстве очень значи­тельного объема продукции (положительный эффект масштаба производства). Это приводит к тому, что только одна или не­сколько крупных фирм могут иметь низкие издержки производ­ства в расчете на единицу продукции. Остальные фирмы вытес­няются из отрасли, и возникает естественная монополия. Есте­ственные барьеры возникают также тогда, когда внутренний рынок какой-либо страны относительно невелик, а экономиче­ски в данной отрасли эффективны только крупные предприятия, поэтому одна фирма охватывает практически всю отрасль.

2. Технологические — связаны с существованием предприятий местного коммунального хозяйства. Современный уровень тех­ники и технологии делает здесь конкуренцию очень затрудни­тельной или просто невозможной.

3. Финансовые — монополизированные отрасли имеют обыч­но значительный объем выпуска, поэтому новой фирме для вхо­да в отрасль нужно осуществить большие инвестиции, подгото­вить квалифицированные кадры и т. д., что сопряжено со значи­тельными затратами и блокирует вход в отрасль.

4. Собственность на некоторые виды ресурсов. Фирма, вла­деющая или контролирующая сырье, необходимое в производст­ве данного материального блага, может препятствовать возник­новению конкурирующих фирм на рынке этого товара, на кото­ром сама обычно выступает как монополист.

К искусственно создаваемым барьерам можно отнести:

1. Юридические — гарантирование патентных прав на изобре­тения, предоставление особых привилегий в виде лицензий на выпуск и реализацию продукции, обеспечение секретности не­которых отдельных разработок со стороны правительства могут привести к сосредоточению в руках одной фирмы основной мас­сы патентов и лицензий на производимые в отрасли товары.

2. Методы недобросовестной конкуренции — такая организа­ция конкуренции, при которой хозяйствующие субъекты прибе­гают к недозволенным методам воздействия на конкурентов: распространение ложных сведений о конкуренте; недобросовестная критика товаров конкурентов, лживая реклама, давление на поставщиков и банки, криминаль­ные и прочие методы.

Барьеры, препятствующие вступлению в отрасль, контролируемую закрытой монополией:

  • Необходимость получения патентов.
  • Необходимость получения лицензий.
  • Необходимость преодоления не честной конкуренции со стороны фирм-конкурентов.

5. Открытые монополии — образуются в случае, если компания выходит на рынок с абсолютно новым видом продукции, ранее не производившимся. Конкурентов у неё нет, но они могут появиться в будущем, поэтому фирма открыта для конкуренции.
6. Географические монополии — образуются в отдалённых и географически изолированных населённых пунктах, в горной местности, на островах или полуостровах.

7. Технологические монополии — образуются в связи с особенностями применяемой технологии, к примеру городские телефоны.

Ценовая дискриминация.

Монополист может назначать за свою продукцию разную цену различным покупателям для максимизации прибыли. Это явление получило название ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация возможна при выполнении следующих условий:

1) продавец товара или должен быть чистым монополистом, или контролировать подавляющую часть рынка данного товара;

2) продавец должен быть способен разделить покупателей на разные группы, которые по-разному могут платить за предлагаемый товар, т. е. сегментировать рынок; возможность сегменти­рования объясняется тем, что для разных сегментов рынка ха­рактерен спрос с разной степенью эластичности;

3) первоначальный покупатель данной продукции не может ее продать по более высокой цене другим потребителям, пред­ставляющим другой сегмент рынка.

Последствия ценовой дискриминации сводятся к следующе­му: фирма-монополист увеличивает прибыли; при ценовой дис­криминации кривая спроса на предлагаемый продукт практиче­ски совпадает с графиком предельного дохода, т. е. у фирмы нет антистимулов к снижению объемов производства и продавцы, проводящие политику ценовой дискриминации, увеличивают выпуск данного товара.

Графическая модель, иллюстрирующая сказанное, представ­лена ниже. Если проводить сравнения с ситуацией, представленной на рисунке выше, то можно констатировать, что опти­мальный объем производства для проводящей ценовую дискри­минацию фирмы, будет определяться по точке А. То есть опти­мальный объем производства для данной фирмы будет значитель­но превышать объемы выпуска фирмы, ценовую дискриминацию не проводящей (проекция точки Б на ось Ох на рисунке выше).

Прибыль при ценовой дискриминации будет соответствовать площади фигуры BEАС, которая больше площади прямоугольни­ка АТСВРА АВ на данном рисунке.

Реальный доход

Реальный доход - выраженный в натуральной форме набор благ, который может купить потребитель на располагаемый им номинальный доход по текущим ценам благ.

Реальный доход — денежный доход граждан, исчисленный с учетом реальных цен на товары и услуги и взимаемых налогов. Обычно определяется количеством благ, которое может быть приобретено на полученные доходы

Реальный доход отражает покупательную способность номинального дохода, выраженную в ценах текущего периода. Размеры доходов, их стабильность, надежность источников влияют на поведение человека в рыночной экономике

Реальные доходы населения - часть национального дохода, используемая населением для потребления или накопления. Определяются исходя из реально используемого и накапливаемого объема материальных благ и услуг на душу населения. Для этого суммируются все виды денежных и натуральных доходов населения, к которым относятся оплата по труду (денежная и натуральная), общественные фонды потребления (пенсии, пособия, стипендии и т.п.), стоимость чистой продукции личного подсобного хозяйства. Из полученной суммы доходов вычитаются: налоги, сборы и другие обязательные платежи населения в государственный бюджет; сумма добровольных взносов в различные общественные и кооперативные организации; сбережения населения в денежной форме (прирост вкладов населения в сберегательных кассах, стоимость приобретаемых населением облигаций государственного внутреннего выигрышного займа и др.); часть расходов на оплату услуг, превышающую стоимость материальных затрат в культурно-бытовых учреждениях непроизводственной сферы, обслуживающих население.

В итоге получается общая сумма реально используемых доходов населения в данном периоде. Для определения динамики реальных доходов населения полученная сумма до ходов за определенный период делится на индекс цен на товары и тарифов на услуги. Таким образом, достигается сопоставимость реальных доходов населения за различные периоды.

Реальные доходы населения представляют собой один из обобщающих показателей уровня жизни советского народа, их рост при социализме непосредственно зависит от повышения производительности труда, эффективности общественного производства.

Номинальный доход

Номинальный доход - указание держателя полиса страхования жизни, определяющее лицо, которому должны быть выплачены накопления по страхованию.

Номинальный доход - доход, исчисленный в чисто денежном выражении, без учета покупательной способности денег, уровня цен, инфляции.

Когда мы говорим о спросе на деньги, то подразумеваем количество денег, необходимое для нормального функционирования экономики. Номинальный спрос на деньги определяется как сумма денег, которую хотели бы иметь потребители. Однако их количество зависит от покупательной способности потребителей, установившегося уровня цен. Поэтому с учетом этого фактора можно определить реальный спрос на деньги, или спрос на реальные денежные остатки как сумму денег в наличности и находящихся на текущих банковских счетах, которая исчисляется с учетом их покупательной способности.

Валовый доход

Валовый - от продажи услуг и товаров, имущественных ценностей, а так же процентов, полученных от предоставления кредитов, продаж, выполнения работ и другие денежные поступления.

Личный доход

Личные доходы - это все денежные средства, полученные физ. лицом. В личные доходы включается помимо заработной платы, различные дополнительные доходы, включая премии, пенсию, дивиденды, проценты по вкладам и ценным бумагам, пособия, ренда, трансферы, социальные и иные виды выплат. Личные доходы рассчитываются до вычета индивидуальных налогов.

Личные доходы - это доходы, находящиеся в распоряжении домохозяйств до уплаты личного подоходного налога.

Личные доходы - это все виды денежных и натуральных доходов, полученных населением в виде вознаграждения за работу по найму; доходы от личного подсобного хозяйства; доходы, полученные от индивидуальной трудовой деятельности; денежные поступления, полученные в виде пенсий, стипендий и пособий и пр.

Личный доход - это показатель размера дохода, который население может потратить на личное потребление и уплату налогов.

Личный доход - это денежный доход работника, складывающийся из заработной платы и дополнительных платежей, включая дивиденды, проценты, ренту, премии, трансферты. Исчисляется до вычета итогов. Различают номинальный доход, исчисленный непосредственно в денежной форме, и реальный доход, исчисленный с учетом покупательной способности денег, определяемой уровнем цен.

Внереализационные доходы

Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности:

1) доходы от долевого участия в других организациях;

2) доходы от операций купли-продажи иностранной валюты;

3) доходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

4) доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду);

Доход на душу населения

Доход на душу населения - показатель экономического благосостояния страны, измеряющий среднестатистический доход, получаемый отдельно взятым лицом в стране за год. Вычисляется из национального дохода, поделенного на численность населения. Как показатель, доход на душу населения принципиально отличается от валового внутреннего продукта и валового национального продукта на душу населения.

Слабой стороной дохода на душу населения как показателя благосостояния страны является не учёт диспропорций распределения доходов. К тому же, он не учитывает уже имеющиеся накопления и капитал населения.

Доходы неналоговые

Доходы неналоговые - доходы, перечисляемые в бюджет, не связанные с налогами. В соответствии с бюджетной классификацией РФ к неналоговым доходам относят:

- доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной со- бственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций

- доходы от продажи земли и нематериальных активов

поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников

- административные платежи и сборы

- штрафные санкции, возмещение ущерба

Налоговые доходы

Налоговые доходы – обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета.

Кналоговым доходам бюджетов относятся предусмотренные налого­вым законодательством РФ федеральные, региональные и местные на­логи и сборы, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушение нало­гового законодательства РФ. По своей сути налоговыми доходами бюджетов являются финансовые средства, собираемые (перераспреде­ляемые) в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней бюд­жетной системы РФ в процессе налогообложения.

За последние 2 столетия налоговые доходы постепенно превратились в главную финансовую основу любого индустриального государства.

Собственные доходы бюджетов

Виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации.

При получении займа на недвижимость, финансовые организации учитывают доход, чтобы определить, может ли человек позволить себе выплачивать ипотеку. Поскольку у многих помимо дохода с основной работы также существуют и дополнительные доходы, важно знать, как финансовые организации рассматривают этот дополнительный доход.

Пассивный доход

Пассивный доход - это доход, получаемый без серьёзных затрат сил и времени с вашей стороны.

Проблема то в том, что перед тем как получать пассивный доход, нужно обзавестись активом, который будет его приносить. А нет актива - нет и пассивного заработка! Вся сложность в том, чтобы создать источник своего дохода. Также создание пассивного дохода - дело весьма небыстрое и может занимать годы

Активный доход

Активный доход - зарплата, которую человек получает, работая на наёмной работе, относится именно к активному заработку (его ещё называют линейным). Как только человек прекращает работать (увольняется с работы) - доход перестаёт поступать. Основное преимущество активного дохода - вы получаете всё и сразу.

Классификация рынков труда

Классификация рынков труда осуществляется на основе самых различных критериев.

По критерию пространственной сферы рынка труда можно различать: федеральный, республиканский, краевой, областной, городской, районный, сельский рынки труда, рынки труда мегаполисов. На уровне межгосударственных социально-трудовых отношений можно выделить международный рынок труда, рынки труда межгосударственных регионов.

По критерию временных параметров выделяются перспективный, прогнозный и текущий рынки труда.

По степени эластичности -- гибкий и жесткий рынки труда.

В общей численности населения выделяют две крупные группы: люди, способные и не способные работать по найму.

Исследователи условно разделяют всех работающих по найму на две основные группы: 1) традиционная (регулярная, стабильная, постоянная, продолжительная) рабочая сила, для которой характерна постоянная занятость в течение полной рабочей недели (около 40 ч); 2) гибкая (нерегулярная, нестабильная, периферийная) рабочая сила. В настоящее время в развитых странах увеличение гибкой рабочей силы является долговременной устойчивой тенденцией, важным показателем изменения структуры наемного труда.

По критерию соотношения спроса и предложения труда -- равновесный (сбалансированный), дефицитный (спрос превышает предложение) и избыточный (предложение превышает спрос) рынки труда. Эти виды рынка труда могут иметь отношение к региональному, профессиональному, интегрированному рынку труда.

По критерию этапности выделяют формирующийся рынок, рынок переходного периода, зрелый (или развитой) рынок труда.

По критерию социальной группы различают рынки преимущественно физического труда (рабочие), преимущественно умственного труда (служащие), преимущественно творческого труда (интеллигенция), крестьянского труда и т. д. В границах указанных социальных групп выделяются рынки труда квалификации. Так, среди рабочих можно выделить высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные и неквалифицированные группы. Сегментация рынков труда носит динамичный и противоречивый характер.

При всей схожести развития экономики и социальной сферы ведущих стран политика занятости в любой из них привела к формированию разных моделей рынка труда. Это разнообразие можно свести к двум основным типам -- внешний, или иначе его называют профессиональный, и внутренний рынок труда.

Движение кадров внутри предприятия или по горизонтали, когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру работы прежнему, или по вертикали, на более высокие должности или разряды. Профессии и квалификации работников носят специфический характер, обусловленный работой на данной фирме.

Подготовка работников по профессиям, специфическим для данной фирмы. Удерживая работников на предприятии, фирма может в этих условиях ориентироваться на более длительный период профподготовки и повышения квалификации работников, вкладывая в эти мероприятия значительные средства (система «непрерывного образования»).

В целом западные специалисты считают, что профессиональный рынок труда отвечает потребностям циклического развития производства, а в нутренний -- структурным изменениям в экономике. При этом на практике деление рынка труда на два типа весьма условно, так как общие тенденции развития производства сближают данные модели.

Виды земельной ренты

Земельная рента возникает в силу тех особых экономических отношений, которые складываются по присвоению и использованию земли. Землевладелец (частный собственник, кооператив или государство) на законном основании обладает исключительным правом собственности на землю. Он передает свое право использования земли предпринимателю, который по условиям арендного договора временно организует сельскохозяйственное производство. На взаимоотношения арендодателя и бизнесмена влияют следующие экономические условия.

В отличие от обычных промышленных средств производства, которые могут изготавливаться в нужном объеме, земля является невоспроизводимым фактором экономики и количественно ограничена. К тому же она различна по качеству (по плодородию и по месторасположению - удаленности от рынка сбыта): различаются лучшие, средние и худшие участки земли.

Сельскохозяйственных продуктов с одних только лучших и средних по качеству земель недостаточно для удовлетворения общественных потребностей в этих благах. Поэтому при условии получения обычной прибыли предприниматели берут в аренду и худшие участки. В результате возникают особые условия образования цен на зерно и другую продукцию. Рыночная цена за каждую ее единицу складывается по условиям производства на худших землях. Все фермеры сбывают выращенный урожай по ценам, которые не только окупают повышенную себестоимость (непреднамеренно большие затраты труда и материальных ресурсов) на худших землях, но и обеспечивают, как минимум, обычную прибыль.

В силу более благоприятных условий на лучших и средних по качеству землях себестоимость единицы продукции ниже, чем на худших участках. Если сложить такую относительно низкую себестоимость (скажем, 1 ц пшеницы) с обычной прибылью, то на лучших участках ее индивидуальная цена будет ниже рыночной. Поэтому фермеры, хозяйствующие здесь, получают при продаже созданных благ по рыночной цене дополнительную сверхприбыль. Такая дифференциальная (разностная) сверхприбыль - это разница между рыночной ценой, отражающей повышенные затраты на худших участках, и сравнительно низкой индивидуальной ценой единицы продукции, складывающейся на лучших землях.

Земельный собственник прекрасно осведомлен о качестве принадлежащей ему земли и учитывает это обстоятельство в арендном договоре. Поэтому разностная прибыль достается ему в виде дифференциальной ренты.

Предприниматель может повысить экономическое плодородие земли, то есть он вносит удобрения, улучшает почву и выполняет иные агротехнические мероприятия. В таком случае проводится интенсификация сельского хозяйства, которая означает увеличение выпуска продукции без расширения земельных участков путем улучшения использования средств производства и рабочей силы. Такие меры повышают эффективность дополнительных капитальных затрат, в результате чего себестоимость единицы продукции снижается. Продавая собранный урожай по установившейся рыночной цене (соответствующей условиям производства на худших землях), фермер получает новую разностную сверхприбыль. Она представляет собой разницу между рыночной ценой единицы продукции и индивидуальной ценой, которая понизилась вследствие интенсификации хозяйства на арендованном участке. Этот доход предприниматель получает до истечения срока арендного договора. Когда же землевладелец заключает с предпринимателем арендный договор на новый срок, то он учитывает результаты капиталовложений в улучшение земли (произведенные без всякого его участия) и назначает более высокую плату за пользование его землей.

Рента подобным же образом образуется в добывающей промышленности (где получают энергоносители, полезные ископаемые и другие сырьевые продукты). Здесь дифференциальный доход порожден различиями в уровне производительности труда и величине себестоимости, которые обусловлены неодинаковым богатством залежей и неравенством других природных условий на рудниках, шахтах, нефтяных и газовых скважинах. Цены на продукцию добывающей индустрии устанавливаются, естественно, по худшим условиям ее производства. На лучших же участках, где получают полезные ископаемые с меньшими издержками, образуется разностный доход. Он достается собственнику земли в виде ренты.

Цена земли

В развитом рыночном хозяйстве земля становится предметом купли-продажи. Что же в этом случае лежит в основе цены на земли?

При продаже земли ее собственник заботится о том, чтобы не потерять получаемый им рентный доход. Он, по-видимому, стремится получить за участок по крайней мере такую сумму денег, которая, будучи помещена в банк, принесла бы ему годовую величину процента, равную ренте. В свою очередь, покупатель земли, прежде чем стать ее собственником, сравнивает приносимую землей сумму ренты с процентом, который он может получить, если положит свои деньги в банк. Стало быть, цена земли есть капитализированная (превращенная в денежный капитал) рента. Цена земли (Цз) прямо пропорциональна величине ренты (Рз) и обратно пропорциональна ставке депозитного процента (Пц'):

При неизменном рентном доходе цены на землю могут возрастать, когда снижается ставка процента. Если, допустим, банк уплачивает вкладчикам 5% годовых, то участок, приносящий ренту в размере 14 000 марок в год, будет продаваться за 2800 тыс. марок (). Когда же норма банковского процента понизится до 2%, цена того же участка возрастет до 7 млн. марок ().

На рыночную цену земли определенное влияние оказывает соотношение предложения и спроса на данный товар. При этом важно отметить, что количество предлагаемой земли не может вообще измениться под воздействием повышения или снижения цены: общее количество освоенной земли невозможно увеличить. Только при очень высоких ценах на землю становится выгодным вовлекать в оборот заболоченные, пустынные и им подобные территории, но и их количество имеет непреодолимые пределы.

Для современных условий характерна тенденция уменьшения предложения земли вследствие ряда обстоятельств. Так, непрерывно усиливается процесс урбанизации (роста городов) и использования земли для других несельскохозяйственных целей (добычи полезных ископаемых, строительства аэродромов и т. п.). В связи с этим государство в ряде стран идет на национализацию части земель (выкупая ее у собственников), создает национальные парки и заповедники, в которых в экологических целях сохраняется в неприкосновенности природная среда. Оно улучшает использование земель для городского строительства и рационального развития отдельных регионов страны. Все это, естественно, ограничивает предложение на рынке земли.

Одновременно возрастает спрос на землю. Его предъявляют крупные сельскохозяйственные предприятия, стремящиеся расширить свою деятельность. Активными покупателями выступают те, кто строит дома за пределами городов и использует землю для иных несельскохозяйственных нужд. В итоге для соотношения предложения и спроса на землю сейчас типична ситуация, изображенная на рис. 12.5.


Рис. 12.5. Изменение цены земли при разных соотношениях предложения и спроса на нее

 

Особенности чистой монополии. Барьеры для вступления в отрасль.

Чистая монополия — ситуация когда на рынке работает единственный производитель или продавец продукции у которой нет близких аналогов. Примерами монополий в РБ могут быть — МТЗ, МАЗ, Атлант, Белаз. В городах существуют специфические монополии — существующие в единственном числе молокозаводы, мясозаводы и хлебозаводы.

Характерные черты деятельности чистых монополий:

  1. Чистая монополия завышает цены, назначая монопольно высокую цену и получая монопольно высокую прибыль.
  2. Чистый монополист выбирает для себя оптимальное соотношение между объёмами производимой продукции и ценами.
  3. Поскольку у продукции монополиста нет близких аналогов и у покупателей нет выбора, приходится либо отказаться от товара вообще или покупать по завышенной цене.
  4. Продукция чистого монополиста обычно не рекламируется, поскольку единственный в своём роде товар не нуждается в ней. Монополия экономит на издержках связных с рекламой.
  5. Функция спроса на продукцию фирмы монополиста совпадает с функцией спроса в целом для отрасли, т. к. монополист один представляет всю отрасль в целом.
  6. В условиях чистой монополии существуют очень жёсткие барьеры для проникновения в отрасль других предприятий.
  7. При чистой монополии, как правило, производится не дифференцированная продукция, не отличающаяся разнообразием.

Виды чистых монополий:

1. Естественные монополии — они складываются в результате действия естественным образом действующих факторов.

2. Монополии опирающиеся на уникальные месторождения природных ископаемых.

3. Монополии контролируемые и регулируемые государством — сети электро- и тепло-снабжения, поскольку предприятия работающие в этих отраслях производят общественно значимую продукцию, то правительство предоставляет им особые льготы и преимущества. В этом случае эти предприятия могут устанавливать низкие цены на свои товары и услуги.

4. Закрытые монополии — образуются, когда правительство одним компаниям разрешает данный вид деятельности, а другим запрещает.
Пример: предприятия военно-промышленного комплекса, фармацевтическая промышленность.

Среди естественных барьеров можно выделить:

1. Экономические — отдельные фирмы за счет постоянного совершенствования технологических процессов могут достичь наименьших издержек выпуска при производстве очень значи­тельного объема продукции (положительный эффект масштаба производства). Это приводит к тому, что только одна или не­сколько крупных фирм могут иметь низкие издержки производ­ства в расчете на единицу продукции. Остальные фирмы вытес­няются из отрасли, и возникает естественная монополия. Есте­ственные барьеры возникают также тогда, когда внутренний рынок какой-либо страны относительно невелик, а экономиче­ски в данной отрасли эффективны только крупные предприятия, поэтому одна фирма охватывает практически всю отрасль.

2. Технологические — связаны с существованием предприятий местного коммунального хозяйства. Современный уровень тех­ники и технологии делает здесь конкуренцию очень затрудни­тельной или просто невозможной.

3. Финансовые — монополизированные отрасли имеют обыч­но значительный объем выпуска, поэтому новой фирме для вхо­да в отрасль нужно осуществить большие инвестиции, подгото­вить квалифицированные кадры и т. д., что сопряжено со значи­тельными затратами и блокирует вход в отрасль.

4. Собственность на некоторые виды ресурсов. Фирма, вла­деющая или контролирующая сырье, необходимое в производст­ве данного материального блага, может препятствовать возник­новению конкурирующих фирм на рынке этого товара, на кото­ром сама обычно выступает как монополист.

К искусственно создаваемым барьерам можно отнести:

1. Юридические — гарантирование патентных прав на изобре­тения, предоставление особых привилегий в виде лицензий на выпуск и реализацию продукции, обеспечение секретности не­которых отдельных разработок со стороны правительства могут привести к сосредоточению в руках одной фирмы основной мас­сы патентов и лицензий на производимые в отрасли товары.

2. Методы недобросовестной конкуренции — такая организа­ция конкуренции, при которой хозяйствующие субъекты прибе­гают к недозволенным методам воздействия на конкурентов: распространение ложных сведений о конкуренте; недобросовестная критика товаров конкурентов, лживая реклама, давление на поставщиков и банки, криминаль­ные и прочие методы.

Барьеры, препятствующие вступлению в отрасль, контролируемую закрытой монополией:

  • Необходимость получения патентов.
  • Необходимость получения лицензий.
  • Необходимость преодоления не честной конкуренции со стороны фирм-конкурентов.

5. Открытые монополии — образуются в случае, если компания выходит на рынок с абсолютно новым видом продукции, ранее не производившимся. Конкурентов у неё нет, но они могут появиться в будущем, поэтому фирма открыта для конкуренции.
6. Географические монополии — образуются в отдалённых и географически изолированных населённых пунктах, в горной местности, на островах или полуостровах.

7. Технологические монополии — образуются в связи с особенностями применяемой технологии, к примеру городские телефоны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1873; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.058 с.)