Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебно-методический комплекс по «экономике»↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФБГОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теории и отраслевых рынков
Базуева Е.В.
Учебно-методический комплекс по «Экономике» Специальность 040201.65 «Социология» Специальность 080801.65 «Прикладная информатика в социологии»
Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление Протокол №____ «_____»_________2012 г. «_____»_________2012 г. ______________________ зав. кафедрой _________
Пермь 2012 г.
Автор-составитель: Базуева Е.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и отраслевых рынков
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика» 2007 г. обновлен в соответствии с решением кафедры от
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Основной образовательной программой по специальностям 040201.65 «Социология» и 080801.65 «Прикладная информатика в социологии»
Дисциплина входит врегиональный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения.
Согласование с деканом обучающего факультета: Декан Ю.Ю.Миролюбов
Зав. библиотекой ________________ /
СОДЕРЖАНИЕ
стр. I. Рабочая программа дисциплины 1. Цели и задачи изучения дисциплины 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы 4. Содержание курса 5. Темы семинарских занятий 6. Варианты контрольных работ/ тематика эссе 7. Учебно-методическое обеспечение 7.1. Литература 7.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины 7.3. Методические указания студентам 7.4. Методические рекомендации для преподавателя II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций 1. Цели и задачи изучения дисциплины Курс “Экономика” является базовым в системе экономического образования. В нем изложены основные экономические концепции, а также наиболее общие принципы и закономерности, лежащие в системе экономических наук и современной экономики. Изучение экономической теории закладывает основы профессиональной подготовки по всем экономическим специальностям, формирует фундаментальный понятийный аппарат и позволяет соединить важнейшие теоретические проблемы экономической науки с тенденциями мировой и отечественной экономики. Цель курса - познакомить студентов с основополагающими категориями и закономерностями развития экономики в исторической ретроспективе. Задачи курса: дать целостные представления об экономической сфере общества; определить роль и место материального производства, основой которого выступают экономические отношения; сформировать у студентов основы экономического мышления, умение владеть практикой экономического анализа, давать аргументированную оценку ранее имевшим место и современным экономическим процессам.
Требования к уровню освоения содержания курса.
Содержание курса разработано в соответствии с ГОС ВПО специальностей «Социология» и «Прикладная информатика в социологии» по дисциплине «Экономика». В результате изучения экономической теории студентыдолжны: · иметь представление о роли и месте курса в системе гуманитарных, общепрофессиональных и специальных экономических дисциплин, закономерностях развития экономики, основных экономических проблемах и концепциях социально-экономического развития, путях практического использования выводов и рекомендаций экономической теории в реальной экономической практике. · знать систему экономических категорий и законов; сущность и механизм действия основных экономических законов; методы анализа экономических процессов и явлений, условия формирования и функционирования различных экономических систем; особенности поведения субъектов экономики в различных рыночных структурах и пути обеспечения высокоэффективного хозяйствования; современную систему национального счетоводства; основные макроэкономические показатели, условия и виды равновесия национального рынка; современные формы макроэкономической нестабильности и направления стабилизационной политики государства; теории и концепции экономического развития виднейших представителей мировой экономической мысли; проблемы международного экономического развития; · уметь ориентироваться в вопросах экономической теории, оперировать важнейшими экономическими понятиями и категориями, находить и анализировать новую экономическую информацию, грамотно разъяснять основные экономические события в России и за ее пределами; · уметь применять полученные знания для принятия экономических решений, разработки практических рекомендаций по совершенствованию деятельности фирм в краткосрочном и долгосрочном периодах; · уметь осуществлять исследование конкретных микроэкономических и макроэкономических показателей, построение графиков, отражающих динамику развития экономических процессов на микро- и макроуровне.
3 Объем дисциплины 3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы
Формы контроля по курсу
Содержание курса Раздел I. Общие основы экономического развития Раздел II.Основы микроэкономики. Тема 6. Теория производства Модель производственной функции. Функция Кобба-Дугласа. Общий, предельный и средний продукт переменного фактора производства. Производительность труда. Закон убывающей предельной производительности (доходности) факторов производства. Понятие изокванты. Карта изоквант. Предельная норма технологического замещения. Понятие изокосты. Равновесие производителя. Путь развития. Краткосрочный и долгосрочный период фирмы. Взаимозаменяемость ресурсов. Предельные издержки ресурса. Правило замещения переменного фактора производства в краткосрочный период. Замещение факторов производства в долгосрочный период. Концепция издержек и экономического равновесия фирмы. Издержки в краткосрочном периоде. Постоянные, переменные и общие издержки. Динамика средних постоянных и средних переменных издержек. Средние и предельные издержки. Взаимосвязь предельных, редних и общих издержек. Технологический оптимум краткосрочного периода. Издержки в долгосрочный период. Средние долгосрочные издержки. Положительный, нейтральный и отрицательный эффекты масштаба. Факторы, определяющие эффект масштаба. Оптимальный размер предприятия и структура отраслей. Правило минимизации издержек при заданном объеме производства. Правило максимизации прибыли фирмы. Функции прибыли. Виды прибыли: бухгалтерская, нулевая, экономическая. Общий, средний и предельный доход. Потребности и ресурсы
Поведение потребителя
II. Решите задачи 1. На острове с тропическим климатом живут пять человек. Они занимаются сбором кокосов и черепаховых яиц. В день каждый собирает либо 15 кокосов, либо 10 черепаховых яиц. а) Начертите на рисунке кривую производственных возможностей экономики этого острова. б) Предположим, на остров завезена техника, с помощью которой каждый из пяти его работающих жителей ежедневно может собирать 25 кокосов. Покажите на графике, как сдвинулась кривая производственных возможностей экономики этого острова. 2. На рисунке изображена линия производственных возможностей экономики; она включает два товара: кинокамеры и наручные часы.
Линия производственных возможностей (ЛПВ)
а) Найдите на графике точки для следующих комбинаций производства этих двух товаров и определите эффективный, неэффективный и невозможный варианты производства: 1. 60 кинокамер и 200 часов. 4. 300 часов и 40 кинокамер. 2. 60 часов и 80 кинокамер. 5. 58 часов и 250 кинокамер. 3. 300 часов и 35 кинокамер б) Предположим, что в обществе производится 300 часов и 40 кинокамер, но спрос на кинокамеры вырос на 20 единиц. На сколько единиц необходимо сократить производство часов, чтобы удовлетворить этот рост? в) На сколько единиц уменьшится производство часов, если требуется произвести дополнительно еще 20 кинокамер? г) В чем состоит отличие конфигурации кривой на рисунке от конфигурации кривых, которые вы нарисовали в задаче 1? 3. В таблице 2 приведены данные об изменении структуры производства в стране А в условиях военного времени. Перенесите данные таблицы на график. Какую форму имеет кривая производственных возможностей на этом чертеже? Какие условия должны быть соблюдены, чтобы экономика страны А находилась (графически) на кривой производственных возможностей (КПВ)? Рассчитайте альтернативные издержки производства одного миномета по данным таблицы. Как меняются эти альтернативные издержки (падают/растут/не меняются)? Таблица 2
4. В Казахстане один работник производит 1 т мяса или 20 ц пшеницы в год, в Кыргызстане – 2т мяса или 10 ц пшеницы. Всего в Казахстане на производстве пшеницы и мяса специализируются 400 тыс., а в Кыргызстане –100 тыс. человек. Президенты Назарбаев и Акаев подписывают соглашение об экономическом сотрудничестве, включая эффективное разделение труда в производстве хлеба и мяса. Как будет выглядеть совокупная кривая производственных возможностей двух государств по производству мяса и пшеницы? (При решении не учитывается синергетический эффект от кооперации). Экономические системы
Собственность: формы и пути их преобразования
Рынок
Рыночный механизм
Эластичность
III. Решите задачи: 1. В таблице 3 представлены данные, характеризующие различные ситуациии на рынке консервированной фасоли. Таблица 3
а) Изобразите кривую спроса и кривую предложения по данным таблицы3. б) Если рыночная цена на банку фасоли равна 8 пенсам, что характерно для данного рынка – излишки или дефицит? Каков их объем? в) Если рыночная цена на банку фасоли составит 32 пенса, что характерно для данного рынка – излишки или дефицит? Каков их объем? г) Чему равна равновесная цена на этом рынке? д) Рост потребительских расходов повысил потребление консервированной фасоли на 15 млн банок при каждом уровне цен. Каковы будут равновесная цена и равновесный объем производства? 2. В таблице 4 представлены данные, характеризующие различные ситуациии на рынке электродрелей. Таблица 4
а) Изобразите кривые спроса и предложения на рынке электродрелей, используя для этого данные таблице 4. б) Какова равновесная цена на рынке электродрелей? в) Каков равновесный объем купли/продажи электродрелей? г) Если цена электродрели составит 30 дол., какова величина дефицита на этом рынке? д) Если цена электродрели повысится до 60 дол., какова величина избытка на этом рынке? 3. В табл. 5 представлены данные о спросе на учебники в течение года. Рассчитайте коэффициенты ценовой эластичности спроса и занесите их в таблицу. Почему принято учитывать лишь абсолютное значение коэффициента ценовой эластичности спроса? Установите, при каких значениях цены, приведенных в таблице, имеет место спрос эластичный, единичной эластичности и неэластичный? Определите сумму выручки за учебники при каждом значении цены. Полученные данные занесите в таблицу. Таблица 5
Как влияет изменение цены на учебники на величину выручки при эластичном спросе? Почему? При каком значении коэффициента ценовой эластичности спроса величина выручки окажется максимальной? Почему? Начертите кривую спроса на учебники. Объясните экономический смысл коэффициента ценовой эластичности при изменении цены с 8 до 6 долл., а также при изменении цены с 18 до 16 долл. Тема 6. Теория производства 1. Производственная функция фирмы. 2. Издержки производства фирмы, их виды: постоянные, переменные, общие, средние, предельные. 3. Понятие прибыли: формы, функции. Максимизация прибыли. Список литературы основной 1. Гребнев Л. С. Экономика: Учебник/Л.С. Гребнев. - М.: Логос, 20011. - 408 с. 2. Ефимова Е.Г. Экономика. Для студентов неэкономических специальностей: учебник / Е.Г.Ефимова. - М.: Флинта;МПСИ, 2008. - 391 с. дополнительный
1. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. В 2-х т. – СПб.: Эконом. шк. 2002. 2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. спец. / Р. М. Нуреев. - 2-е изд., изм. - М.: НОРМА, 2004. 3. Экономическая теория (политэкономия): учебник для студентов Вузов / По ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2007.
Задания для самостоятельной работы I. Ответьте на вопросы теста: Функционирование фирмы
Издержки и прибыль фирмы
II. Решите задачи. 1. Фирма несет постоянные издержки в размере 45 дол. Данные о средних переменных издержках в краткосрочном периоде (SAVC) приведены в табл. 6. Таблица 6
а) Определите средние постоянные, средние переменные, средние общие и предельные издержки в краткосрочном периоде. б) Начертите кривые SAVC, SATC и SMC. Проверьте, проходит ли кривая SMC через минимальные точки других двух кривых. в) Объем производства в фирме увеличился с 5 до 6 штук в неделю, краткосрочные предельные издержки должны возрасти. Объясните, почему это произойдет. Укажите, какую роль при этом играет предельный продукт труда. 2. Бухгалтер вашей фирмы потерял отчетность издержек фирмы. Он смог вспомнить только несколько цифр. А вам для прогноза вашей деятельности нужны и остальные данные. Сумеете ли вы их восстановить? (см. ниже)
Таблица 7
3. Фирма, производящая конфеты, выбирает одну из трех производственных технологий, каждая из которых отличается различным сочетанием используемых ресурсов (труда и капитала). Данные о применяемых технологиях приводятся в таблице 8. Таблица 8
(L – труд; К – капитал; все показатели измеряются в единицах за неделю) а) Предположим, что цена единицы труда составляет 200 дол., а цена единицы капитала – 400 дол. Установите, какую производственную технологию выберет фирма при каждом уровне выпуска продукции. б) Предположим, что цена единицы труда увеличилась до 300 дол., а цена капитала осталась прежней. Повлияет ли это изменение в цене на выбор технологии фирмой. Установите, какая технология будет выбрана для каждого объема производства при новом уровне издержек на оплату труда. Конкуренция
Монополия
Несовершенная конкуренция
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.127.59 (0.011 с.) |