Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методический комплекс по «экономике»

Поиск

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФБГОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра экономической теории и отраслевых рынков

 

Базуева Е.В.

 

Учебно-методический комплекс по «Экономике»

Специальность 040201.65 «Социология»

Специальность 080801.65 «Прикладная информатика в социологии»

 

 

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«_____»_________2012 г. «_____»_________2012 г.

______________________ зав. кафедрой _________

 

Пермь 2012 г.

 

Автор-составитель:

Базуева Е.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и отраслевых рынков

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика» 2007 г. обнов­лен в соответствии с решением кафедры от

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Основной образовательной про­граммой по специальностям 040201.65 «Социология» и 080801.65 «Прикладная информатика в социологии»

 

 

Дисциплина входит врегиональный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения.

 

 

 

 

 

Согласование с деканом обучающего факультета:

Декан Ю.Ю.Миролюбов

 

 

Зав. библиотекой ________________ /

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

I. Рабочая программа дисциплины

1. Цели и задачи изучения дисциплины

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

4. Содержание курса

5. Темы семинарских занятий

6. Варианты контрольных работ/ тематика эссе

7. Учебно-методическое обеспечение

7.1. Литература

7.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

7.3. Методические указания студентам

7.4. Методические рекомендации для преподавателя

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения

промежуточных и итоговых аттестаций

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Курс “Экономика” является базовым в системе экономического образования. В нем изложены основные экономические концепции, а также наиболее общие принципы и за­кономерности, лежащие в системе экономических наук и современной экономики.

Изучение экономической теории закладывает основы профессиональной подготовки по всем экономическим специальностям, формирует фундаментальный понятийный аппарат и позволяет соединить важнейшие теоретические проблемы экономической науки с тенденциям­и мировой и отечественной экономики.

Цель курса - познакомить студентов с основополагающими категориями и закономерно­стями развития экономики в исторической ретроспективе.

Задачи курса: дать целостные представления об экономической сфере общества; опреде­лить роль и место материального производства, основой которого выступают экономические отношения; сформировать у студентов основы экономического мышления, умение владеть практикой экономического анализа, давать аргументированную оценку ранее имевшим место и современным экономическим процессам.

 

Требования к уровню освоения содержания курса.

 

Содержание курса разработано в соответствии с ГОС ВПО специальностей «Социология» и «Прикладная информатика в социологии» по дисциплине «Экономика».

В результате изучения экономической теории студентыдолжны:

· иметь представление о роли и месте курса в системе гуманитарных, общепрофес­сиональных и специальных экономических дисциплин, закономерностях развития экономи­ки, основных экономических проблемах и концепциях социально-экономического развития, путях практического использования выводов и рекомендаций экономической теории в реаль­ной экономической практике.

· знать систему экономических категорий и законов; сущность и механизм действия основных экономических законов; методы анализа экономических процессов и явлений, усло­вия формирования и функционирования различных экономических систем; особенности повед­ения субъектов экономики в различных рыночных структурах и пути обеспечения высоко­эффективного хозяйствования; современную систему национального счетоводства; основные макроэкономические показатели, условия и виды равновесия национального рынка; современ­ные формы макроэкономической нестабильности и направления стабилизационной политики государства; теории и концепции экономического развития виднейших представителей миро­вой экономической мысли; проблемы международного экономического развития;

· уметь ориентироваться в вопросах экономической теории, оперировать важнейши­ми экономическими понятиями и категориями, находить и анализировать новую экономиче­скую информацию, грамотно разъяснять основные экономические события в России и за ее пределами;

· уметь применять полученные знания для принятия экономических решений, разра­ботки практических рекомендаций по совершенствованию деятельности фирм в краткосроч­ном и долгосрочном периодах;

· уметь осуществлять исследование конкретных микроэкономических и макроэконо­мических показателей, построение графиков, отражающих динамику развития экономических процессов на микро- и макроуровне.

 

3 Объем дисциплины

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
№№ учебных планов 2758, 4407, 2949, 2760
№№ семестров  
Аудиторные занятия:  
Лекции  
Практические занятия  
Самостоятельная работа  
Всего часов на дисциплину  
Текущий контроль (количество и вид текущего контроля, №№ семестров) представлены в таблице
Промежуточный контроль (экзамен, зачет, №№ семестров) экзамен – 3 семестр
Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
№№ учебных планов 3110, 3111, 4397
№№ семестров  
Аудиторные занятия:  
Лекции  
Практические занятия  
Самостоятельная работа  
Всего часов на дисциплину  
Текущий контроль (количество и вид текущего контроля, №№ семестров) контрольная работа по темам курса.
Промежуточный контроль (экзамен, зачет, №№ семестров) экзамен – 4 семестр

Формы контроля по курсу

№№ п/п Темы Виды контроля
Входной текущий рубежный итоговый
Раздел I. Общие основы экономического развития
  Предмет, метод и основные этапы развития экономической теории. Экспресс-контроль аналитическая таблица    
  Общие проблемы экономического развития   решение за­дач    
  Экономические (хозяйственные) системы: типы и модели   дискуссия микротестирование по разделу  
Раздел II.Основы микроэкономики
  Рынок: функции и структура. Ме­ханизм функционирования   решение за­дач    
  Предприятие в рыночной эконо­мике аналитическая справка экспресс-контроль    
  Теория производства   решение за­дач    
  Монополия и конкуренция. Типы рыночных структур   экспресс контроль    
  Рынок факторов производства   экспресс контроль тестирование по раз­делу  
Раздел III. Основы макроэкономики
  Национальная экономика: ре­зультаты развития и их измерение   решение задач    
  Макроэкономическое равновесие экономической системы   экспресс-контроль    
  Цикличность развития экономии­ки.   Экспресс-контроль    
  Макроэкономическая нестабиль­ность. Безработица и ин­фляция   аналитическая справка дискуссия    
  Государственное регулирование экономики   аналитическая таблица    
  Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика   экспресс-контроль    
  Налогово-бюджетная система и налогово-бюджетная поли­тика   дискуссия    
  Доходы населения. Социальная политика государства   дискуссия тестирование по раз­делу  
Раздел IV. Основы интерэкономики
  Международные экономические отношения   решение за­дач тестирование по разде­лу Зачет или экзамен в форме теста

Содержание курса

Раздел I. Общие основы экономического развития

Раздел II.Основы микроэкономики.

Тема 6. Теория производства

Модель производственной функции. Функция Кобба-Дугласа. Об­щий, предельный и средний продукт переменного фактора производства. Производительность труда. Закон убывающей пре­дельной производитель­ности (доходности) факторов производства.

Понятие изокванты. Карта изоквант. Предельная норма технологи­ческого замещения. Понятие изокосты. Равновесие производителя. Путь развития.

Краткосрочный и долгосрочный период фирмы. Взаимозаменяемость ресурсов. Предель­ные издержки ресурса. Правило замещения перемен­ного фактора производства в краткосроч­ный период. Замещение факто­ров производства в долгосрочный период.

Концепция издержек и экономического равновесия фирмы. Издержки в краткосрочном периоде. Постоянные, переменные и об­щие издержки. Динамика средних постоянных и сред­них переменных из­держек. Средние и предельные издержки. Взаимосвязь предельных,

редних и общих издержек. Технологический оптимум краткосрочного периода.

Издержки в долгосрочный период. Средние долгосрочные издерж­ки. Положительный, нейтральный и отрицательный эффекты масштаба. Факторы, определяющие эффект масшта­ба. Оптимальный размер пред­приятия и структура отраслей.

Правило минимизации издержек при заданном объеме производства. Правило максимиза­ции прибыли фирмы. Функции прибыли. Виды прибыли: бухгалтерс­кая, нулевая, экономиче­ская. Общий, средний и предельный доход.

Потребности и ресурсы

Вопрос: Варианты ответов
Распределите по группам следующие объекты: 1. Свободный товар 2. Экономический товар 3. Общественный товар 1) автомобиль 2) деньги 3) грибы в лесу
Распределите по группам следующие объекты: 1. Свободный товар 2. Экономический товар 3. Общественный товар 1) квартира 2) охрана правопорядка 3) энергия ветра
Установите соответствие между группами по­требностей и их примерами: 1) материальные потребности; 2) духовные потребности; 3) социальные потребности. 1) труд 2) чтение 3) поддержание здоровья

 

Вопрос: Варианты ответов
Установите соответствие между группами по­требностей и их примерами: 1) материальные потребности; 2) духовные потребности; 3) социальные потребности. 1) политическая информация 2) общение 3) теплоснабжение жилья
Установите соответствие между группами по­требностей и их примерами: 1) материальные потребности; 2) духовные потребности; 3) социальные потребности. 1) кинофильм 2) сотрудничество 3) пресная вода

Поведение потребителя

Вопрос: Варианты ответов
Ординалистская теория полезности (поряд­ковый подход)… 1) использует ряд аксиом для построения кривых безразличия 2) измеряет величину полезности в ютилях 3) предполагает, что полезность и предпочтитель­ность не связаны между собой 4) предполагает возможность ранжирования полез­ности

 

Вопрос: Варианты ответов
При снижении цены на товар эффект замены… 1) ведет к падению реального дохода 2) всегда действует в противоположную сторону от снижения цены (отрицателен) 3) всегда действует однонаправлено со снижением цены (положителен) 4) ведет к увеличению потребления товара, кото­рый стал относительно более дешевым
Бюджетная линия… 1) показывает общую полезность благ 2) представляет все доступные комбинации товаров при заданных ценах и заданной величине дохода потребителя 3) показывает субъективную информацию о пред­почтениях потребителя 4) сдвигается вверх при росте дохода
Предельная норма замещения… 1) характеризует наклон бюджетной линии 2) всегда положительна 3) показывает, от какого количества одного блага потребитель должен отказаться для приобретения единицы другого блага, чтобы уровень общей по­лезности не изменился 4) всегда отрицательна
Предельной полезностью в экономике являет­ся… 1) полезность блага низшего качества 2) полезность дополнительной единицы блага 3) прирост полезности от потребления блага 4) средняя полезность потребляемого блага

II. Решите задачи

1. На острове с тропическим климатом живут пять человек. Они занимаются сбором ко­косов и черепаховых яиц. В день каждый собирает либо 15 кокосов, либо 10 черепаховых яиц.

а) Начертите на рисунке кривую производственных возможностей экономики этого острова.

б) Предположим, на остров завезена техника, с помощью которой каждый из пяти его ра­ботающих жителей ежедневно может собирать 25 кокосов. Покажите на графике, как сдвину­лась кривая производственных возможностей экономики этого острова.

2. На рисунке изображена линия производственных возможностей экономики; она вклю­чает два товара: кинокамеры и наручные часы.

 

 

Линия производственных возможностей (ЛПВ)

 

а) Найдите на графике точки для следующих комбинаций производства этих двух товаров и определите эффективный, неэффективный и невозможный варианты производства:

1. 60 кинокамер и 200 часов. 4. 300 часов и 40 кинокамер.

2. 60 часов и 80 кинокамер. 5. 58 часов и 250 кинокамер.

3. 300 часов и 35 кинокамер

б) Предположим, что в обществе производится 300 часов и 40 кинокамер, но спрос на ки­нокамеры вырос на 20 единиц. На сколько единиц необходимо сократить производство часов, чтобы удовлетворить этот рост?

в) На сколько единиц уменьшится производство часов, если требуется произвести допол­нительно еще 20 кинокамер?

г) В чем состоит отличие конфигурации кривой на рисунке от конфигурации кривых, ко­торые вы нарисовали в задаче 1?

3. В таблице 2 приведены данные об изменении структуры производства в стране А в услови­ях военного времени.

Перенесите данные таблицы на график.

Какую форму имеет кривая производственных возможностей на этом чертеже?

Какие условия должны быть соблюдены, чтобы экономика страны А находилась (графи­чески) на кривой производственных возможностей (КПВ)?

Рассчитайте альтернативные издержки производства одного миномета по данным табли­цы.

Как меняются эти альтернативные издержки (падают/растут/не меняются)?

Таблица 2

Варианты Тракторы Минометы Альтернативные издержки
А      
В      
С      
D      
E      
F      
G      
H      

4. В Казахстане один работник производит 1 т мяса или 20 ц пшеницы в год, в Кыргызстане – 2т мяса или 10 ц пшеницы. Всего в Казахстане на производстве пшеницы и мяса спе­циализируются 400 тыс., а в Кыргызстане –100 тыс. человек. Президенты Назарбаев и Акаев подписывают соглашение об экономическом сотрудничестве, включая эф­фективное разделение труда в производстве хлеба и мяса. Как будет выглядеть сово­купная кривая производственных возможностей двух государств по производству мяса и пшеницы? (При решении не учитывается синергетический эффект от коопе­рации).

Экономические системы

Вопрос: Варианты ответов
К признакам японской модели экономики можно отнести … 1) минимальный уровень безработицы 2) экономическое планирование 3) сохранение национальных традиций 4) высокие налоги
К признакам шведской модели экономики можно отнести … 1) поощрение предпринимательства 2) минимальный уровень безработицы 3) высокие налоги 4) экономическое планирование
К характерным признакам традиционной экономики не относятся… 1) конкуренция производителей 2) низкая производительность труда 3) принятие экономических решений на основе тра­диций 4) государственное регулирование экономики
К числу основных преимуществ админи­стративно-командной системы относятся… 1) мобилизация экономических ресурсов в экстре­мальных условиях 2) наличие свободных трудовых ресурсов 3) устойчивый дефицит потребительских товаров и услуг 4) централизованное экономическое планирование
К признакам командной экономики относят­ся… 1) преобладание государственной собственности 2) централизованное распределение благ 3) сочетание рыночного и государственного меха­низма регулирования экономики 4) эффективное решение проблемы «что произво­дить?»

Собственность: формы и пути их преобразования

Вопрос: Варианты ответов
Отношения присвоения и пользования в эко­номическом их содержании не обособлены друг от друга… 1) при использовании труда рабов 2) при найме предпринимателем работников 3) при использовании отработочной ренты 4) когда работник и собственник персонифицирова­ны в одном и том же лице
Присвоение дохода фермером, если он арен­дует участок земли у государства, происхо­дит на основании отношений … 1) распоряжения 2) распоряжения и пользования 3) пользования 4) владения
Аукционный метод приватизации предпола­гает продажу государственной собственно­сти тому, кто предложит… 1) наибольшую цену 2) заявленную государством цену 3) наилучший инвестиционный проект 4) наименее затратный инвестиционный проект
Разгосударствление не может осуще­ствляться по такому направлению, как... 1) возложение на государство дополнительных функций хозяйственного управления 2) признание каждого работника и трудового кол­лектива равноправными участниками присвоения 3) формирование новых организационных структур 4) создание многообразных форм хозяйствования
В странах с развитой рыночной экономикой из всего многообразия организационно-пра­вовых форм собственности преобладающее значение имеют… 1) государственные предприятия 2) индивидуальные предприятия 3) хозяйственные товарищества 4) акционерные общества

Рынок

Вопрос: Варианты ответов
Несовершенство рынка проявляется в том, что… 1) происходит разорение некоторых фирм 2) часть людей не может найти себе работу 3) происходит загрязнение окружающей среды 4) фирмы не могут получать одинаковую прибыль
К рынкам, классифицируемым по про­странственному признаку, относятся _____ и _____ рынки. 1) региональный 2) монопольный 3) теневой 4) локальный
В инфраструктуру рынка включены … 1) биржи 2) производители товаров и услуг 3) потребители 4) банки
Рынок выполняет следующие функции: … 1) распределительная 2) контрольная 3) ценообразующая 4) санирующая
К «ошибкам» рынка нельзя отнести 1) неконкурентоспособность отдельных экономиче­ских субъектов 2) неэффективность отдельных компаний 3) неравномерность в распределении личных доходов 4) возникновение монопольных тенденций в эконо­мике

Рыночный механизм

Вопрос: Варианты отве­тов
Заполните пропуск Если функции спроса (Qd) и предложения (Qs) заданы как Qd=60-5P и Qs=15P-40, Р=4, где Р – уровень цены, то дефицит товара на рынке составит ___ ед.  
Если спрос и предложение заданы функциями: Qd=1200-50P и Qs=500+125P, то равновесная цена на данном рынке равна…  

 

Вопрос: Варианты ответов
На графике исходное рыночное равновесие соответствует точке А. Рост цены до уровня P=33 приведёт к тому, что величина спроса сокра­тится на …  
Исходное равновесие соответствует точке А. Реальные доходы населения стали расти. Вследствие этого в краткосрочном периоде равновесный объём, продавае­мого товара составит …  
Исходное равновесие соответствует точке А. Реальные доходы населения стали сокращаться. Вследствие этого в долгосрочном периоде равновесный объём про­даваемого товара составит …  

Эластичность

Вопрос: Варианты ответов
Товары неэластичного спроса по цене в большей степени потенциально подвержены … 1) снижению цен 2) стабильности цен 3) появлению дефицита 4) росту цен
Если цена на рис снизилась на 15%, а величина спроса выросла с 200 до 300 т в месяц, то мож­но утверждать, что в указанном диапазоне спрос… 1) имеет единичную эластичность 2) эластичен по цене 3) эластичен по качеству 4) неэластичен по цене
Рост выручки при абсолютно неэластичном спросе может быть вызван… 1) резким скачком цен 2) неизменностью цен на товар 3) ростом цен на товар 4) снижением цен на товар

 

 

Вопрос: Варианты ответов
Если величина предложения увеличивается со 100 до 120 штук при приросте цены с 4 до 10 ден. ед., то дуговая эластичность предложения равна… 1) 1/3 2) 3 3) 1 4) 0
Если эластичность спроса на телевизоры со­гласно эмпирическим исследованиям равна 1,2, то при увеличении цены на 10 % на этот вид услуг, изменение величины спроса на них составит … 1) 0,12 % 2) 1,2 % 3) 12 % 4) 120 %

III. Решите задачи:

1. В таблице 3 представлены данные, характеризующие различные ситуациии на рынке консервированной фасоли.

Таблица 3

Объем, млн. банок в год Цена, пенсы
         
Спрос          
Предложение          

 

а) Изобразите кривую спроса и кривую предложения по данным таблицы3.

б) Если рыночная цена на банку фасоли равна 8 пенсам, что характерно для данного рын­ка – излишки или дефицит? Каков их объем?

в) Если рыночная цена на банку фасоли составит 32 пенса, что характерно для данного рынка – излишки или дефицит? Каков их объем?

г) Чему равна равновесная цена на этом рынке?

д) Рост потребительских расходов повысил потребление консервированной фасоли на 15 млн банок при каждом уровне цен. Каковы будут равновесная цена и равновесный объем производства?

2. В таблице 4 представлены данные, характеризующие различные ситуациии на рынке электродрелей.

Таблица 4

Объем, тыс. шт. Цена, $
             
Спрос              
Предложение              

а) Изобразите кривые спроса и предложения на рынке электродрелей, используя для это­го данные таблице 4.

б) Какова равновесная цена на рынке электродрелей?

в) Каков равновесный объем купли/продажи электродрелей?

г) Если цена электродрели составит 30 дол., какова величина дефицита на этом рынке?

д) Если цена электродрели повысится до 60 дол., какова величина избытка на этом рынке?

3. В табл. 5 представлены данные о спросе на учебники в течение года.

Рассчитайте коэффициенты ценовой эластичности спроса и занесите их в таблицу.

Почему принято учитывать лишь абсолютное значение коэффициента ценовой эластич­ности спроса?

Установите, при каких значениях цены, приведенных в таблице, имеет место спрос эла­стичный, единичной эластичности и неэластичный?

Определите сумму выручки за учебники при каждом значении цены. Полученные дан­ные занесите в таблицу.

Таблица 5

Ценовая эластичность спроса Объем спроса (шт.) Цена за один учебник (долл.) Выручка (долл.)
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Как влияет изменение цены на учебники на величину выручки при эластичном спросе? Почему?

При каком значении коэффициента ценовой эластичности спроса величина выручки ока­жется максимальной? Почему?

Начертите кривую спроса на учебники.

Объясните экономический смысл коэффициента ценовой эластичности при изменении цены с 8 до 6 долл., а также при изменении цены с 18 до 16 долл.

Тема 6. Теория производства

1. Производственная функция фирмы.

2. Издержки производства фирмы, их виды: постоянные, переменные, общие, средние, пре­дельные.

3. Понятие прибыли: формы, функции. Максимизация прибыли.

Список литературы

основной

1. Гребнев Л. С. Экономика: Учебник/Л.С. Гребнев. - М.: Логос, 20011. - 408 с.

2. Ефимова Е.Г. Экономика. Для студентов неэкономических специальностей: учебник / Е.Г.Ефимова. - М.: Флинта;МПСИ, 2008. - 391 с.

дополнительный

 

1. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. В 2-х т. – СПб.: Эко­ном. шк. 2002.

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. спец. / Р. М. Нуреев. - 2-е изд., изм. - М.: НОРМА, 2004.

3. Экономическая теория (политэкономия): учебник для студентов Вузов / По ред. В.И. Ви­дяпина, Г.П. Журавлевой. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2007.

 

Задания для самостоятельной работы

I. Ответьте на вопросы теста:

Функционирование фирмы

Вопрос: Варианты ответов
Соотношение постоянных и переменных ре­сурсов контролирует закон… 1) возрастания альтернативных издержек 2) спроса 3) убывающей производительности 4) убывающей предельной полезности
Долгосрочные средние издержки снижаются при небольшом объеме производства, а затем быстро возрастают, если на рынке присут­ствует… 1) много мелких, средних и крупных производи­телей 2) несколько крупных производителей 3) один производитель 4) множество мелких производителей
График средней производительности с ро­стом числа занятых… 1) сначала уменьшается, потом возрастает 2) возрастает при любом числе занятых 3) сокращается при любом числе занятых 4) сначала возрастает, потом уменьшается
Заполните пропуск Дополнительный продукт, получаемый от применения дополнительной единицы факто­ра, называется ________ продуктом. 1) предельным 2) общим 3) средним 4) постоянным

 

Вопрос: Варианты ответов
Согласно закону убывающей производитель­ности, если предельный продукт равен нулю, то … 1) средний продукт максимален 2) средний продукт минимален 3) валовой продукт максимален 4) валовой продукт минимален

Издержки и прибыль фирмы

Вопрос: Варианты ответов
Если функция общих затрат фирмы имеет вид TC=50Q+0,02Q2-2Q3, то средние переменные издержки (AVC) фирмы при Q=10 составят… 1)
Если известны следующие показатели деятельности фирмы, то значение валовых издержек (TC) фирмы при Q=20 составит… 1)
Если известны следующие показатели деятельности фирмы, то значение предельных издер­жек (MC) фирмы при Q=20 составит… 1)
Если известны следующие показатели деятельности фирмы, то значение средних постоянных издержек (AFC) фирмы при Q=10 составит… 1)
При объёме реализации 40 шт. валовая выручка составляет 17600 руб., а валовые издержки 16000 руб. Средняя прибыль предприятия составит ___ руб. 1)

II. Решите задачи.

1. Фирма несет постоянные издержки в размере 45 дол. Данные о средних переменных издержках в краткосрочном периоде (SAVC) приведены в табл. 6.

Таблица 6

Объем производства (шт./в неделю) SAVC
   
   
   
   
   
   

а) Определите средние постоянные, средние переменные, средние общие и предельные издержки в краткосрочном периоде.

б) Начертите кривые SAVC, SATC и SMC. Проверьте, проходит ли кривая SMC через ми­нимальные точки других двух кривых.

в) Объем производства в фирме увеличился с 5 до 6 штук в неделю, краткосрочные пре­дельные издержки должны возрасти. Объясните, почему это произойдет. Укажите, какую роль при этом играет предельный продукт труда.

2. Бухгалтер вашей фирмы потерял отчетность издержек фирмы. Он смог вспомнить только несколько цифр. А вам для прогноза вашей деятельности нужны и остальные данные. Сумеете ли вы их восстановить? (см. ниже)

 

 

Таблица 7

Q AFC VC AC MC TC
           
           
           
           
           
           

 

3. Фирма, производящая конфеты, выбирает одну из трех производственных технологий, каж­дая из которых отличается различным сочетанием используемых ресурсов (труда и капитала). Данные о применяемых технологиях приводятся в таблице 8.

Таблица 8

Объем произ­водства (тыс.т) Общие издержки при технологиях А, Б и В
А Б В
L K L K L K
             
             
             
             
             
             
             

(L – труд; К – капитал; все показатели измеряются в единицах за неделю)

а) Предположим, что цена единицы труда составляет 200 дол., а цена единицы капитала – 400 дол. Установите, какую производственную технологию выберет фирма при каждом уров­не выпуска продукции.

б) Предположим, что цена единицы труда увеличилась до 300 дол., а цена капитала оста­лась прежней. Повлияет ли это изменение в цене на выбор технологии фирмой. Установите, какая технология будет выбрана для каждого объема производства при новом уровне издер­жек на оплату труда.

Конкуренция

Вопрос: Варианты ответов
Установите соответствие между названиями и характеристиками рыночных структур: 1. Фермеры торгуют на рынке яблоками и другими фруктами. 2. Большое количество поставщиков предлагают мягкую мебель. 3. Коммерческие банки обслуживают население города. 4. В микрорайоне существует единственная аптека. 1) монополистическая кон­куренция 2).монополия 3) олигополия 4) совершенная конкуренция
Установите соответствие между названиями и характеристиками рыночных структур: 1. На сельскохозяйственном рынке продают капусту и морковь. 2. Большое количество поставщиков предлагают мебель для офи­сов. 3. В стране существует несколько сталелитейных заводов. 4. Городские тепловые сети обеспечивают население теплом. 1) совершенная конкуренция 2)монополистическая конку­ренция 3) олигополия 4) монополия
Установите соответствие между названиями и характеристиками рыночных структур: 1. На сельскохозяйственном рынке продают помидоры. 2. Большое количество поставщиков предлагают меховые изделия. 3. В отрасли конкурируют несколько производителей бытовой тех­ники. 4. Компания, работающая в сфере энергетики, поставляет электро­энергию потребителям. 1)монополия 2) совершенная конкуренция 3) монополистическая кон­куренция 4) олигополия

 

 

Монополия

Вопрос: Варианты ответов
Функция спроса на продукцию монополиста P=30–0,2Q, функция общих затрат TC=100+15Q. Цена, при которой фирма максимизиру­ет прибыль, равна ____ ден. ед. 1) 20 2) 15 3) 22,5 4) 37,5
На рисунке представлена графическая модель доходов и издержек фирмы-монополиста: Цена (Р) на товар, при которой фирма-монополист минимизирует свои убытки, равна ____ ден. ед. 1) 8 2) 15 3) 20 4) 12
Если у монополиста предельный доход равен MR = 180, а предель­ные издержки составляют MC = 100, средние общие издержки ATC = 200 ден. ед, то для получения максимальной прибыли он должен … 1) повысить цену и умень­шить объём производства 2) снизить цену и увеличить объём производства 3) повысить цену и уве­личить объём производства 4) повысить цену, не меняя объём производства
Если на рынке действуют три фирмы, контролирующие соответ­ственно 55%, 25% и 20% производства, то индекс монопольной вла­сти (индекс Лернера) равен… 1) 1000 2) 4000 3) 4050 4) 5000
Если в отрасли присутствует четыре фирмы, осуществляющих по 25% продаж на рынке, то индекс монопольной власти (индекс Лер­нера) равен… 1) 2500 2) 1000 3) 250 4) 100

Несовершенная конкуренция

Вопрос: Варианты ответов
Заполните пропуск Рисунок иллюстрирует положение фирмы на монопо­листически конкурентном рынке.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.200.16 (0.011 с.)