ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЛИНЕЙКУ, КАК МОСТ ДРУЖБЫ ДЕРЖУ И О ЧЕМ-ТО СОБЕСЕДНИКУ ГОВОРЮ,



Вместо введения

Пособие рекомендуется всем, кто интересуется диагностикой и иг­ровыми регулятивно-коммуникативными подходами в коррекции эмо­циональных и поведенческих расстройств у детей дошкольного и млад­шего школьного возраста.

Направленная игротерапия - это вид игровой терапии, когда взрос­лый является источником игровой активности для ребенка. При этом взрослый превращается в состояние ребенка для коррекции и контроля особенного или нарушенного поведения ребенка, сотрудничая с ребен­ком.

Игровая задача рассматривается как средство превращения взросло­го в ребенка, изменения поведения взрослого в зависимости от непред­сказуемых изменений поведения ребенка.

Пособие может быть полезно для детских психологов и педагогов, дефектологов, социальных работников, детских психиатров, студентов психолого-педагогического профиля и родителей, заинтересованных в повышении компетенции в области направленной игротерапии, психо­логии и педагогики игр с правилами. Наиболее подготовленные роди­тели могут использовать пособие для работы с особенным или нару­шенным поведением собственного ребенка в условиях семейного вос­питания.

Для специалистов и старших воспитателей дошкольных и школьных образовательных учреждений, центров психолого-медико-социальной помощи в пособии раскрывается структура, логика работы психолога-игротерапевта в учреждении. В пособии раскрываются методы и при­емы игровой коррекции расстройств поведения и эмоций у детей дош­кольного и младшего школьного возраста.

Руководство составлено так, чтобы практический психолог мог ис­пользовать отдельные части пособия как самостоятельные при органи­зации игровых занятий, методической и другой работы.

Пособие можно использовать при подготовке к проведению индиви­дуальной и групповой игротерапии, на этапе диагностической работы психолога, при проведении семинаров-практикумов.


Глава 1. Краткая характеристика и диагностика расстройств поведения и эмоций у детей

ОБЩАЯРасстройства поведения характеризуются:

ХАРАКТЕРИСТИКА• стойким, повторяющимся диссоциальным
РАССТРОЙСТВповедением (при котором нарушаются основ-

ПОВЕДЕНИЯные права других людей; нарушаются важ-

нейшие соответствующие возрасту соци­альные нормы и правила поведения и взаимоотношений с другими).

• стойким, повторяющимся агрессивным или вызывающим поведени­
ем. Такое поведение должно наблюдаться не менее 6 месяцев;

• Нарушенное поведение включает различные симптомы, реакции (см.
«Примерная схема наблюдения за поведением ребенка», с. 7- 8);

• Тяжесть прогноза оценивается по количеству и выраженности симпто­
мов.

ЧТО ТАКОЕ СИТУАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЕ РЕАКЦИИ

Расстройства поведения и эмоций проявляют­ся у детей как ситуационно-личностные ре­акции (симптомы) в поведении, деятельнос­ти и взаимоотношениях с окружающими (Ко­валев В. В., 1988). Еслиэти реакции наблюдаются у ребенка часто, то существует опас-i и >сть их закрепления как устойчивых черт характера. Помните, что если I шуационно-личностные реакции при расстройствах поведения и эмо-uiiii проявляются устойчиво не менее 6 месяцев, то это требует особого мппмания со стороны взрослого.

КЛАССИФИКАЦИЯКлассификация разнообразных ситуационно-
РАССТРОИСТВличностных проявлений расстройств пове-

11ОВЕДЕНИЯ ПОдения и эмоций на виды может быть различ-
МКБ-10.ной.

• По Международной классификации болез-i и и 10-го пересмотра (1999) выделяются следующие виды расстройств:


■ гиперкинетические расстройства (невнимательность; гиперактивность; импульсивность); ■ расстройства поведения (диссоциальное; агрессив­ное; оппозиционно-вызывающее); ■ смешанные расстройства поведе­ния и эмоций (депрессии итревоги); ■ эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста (тревоги в связи с разлукой; фо-бическое тревожное расстройство; соперничество братьев и сестер в се­мье); ■ расстройства социального функционирования с началом, специ­фическим для детского возраста (элективный мутизм; тикозные рас­стройства) и другие.

РАБОЧАЯКраткая, рабочая классификация предполага-

КЛАССИФИКАЦИЯет, что одни и те же ситуационно-личностные
РАССТРОЙСТВреакции (см. с.7- 8) могут включаться в раз-

ные виды расстройств поведения и эмоций и формировать определенный тип личности.

Оппозиционно-вызывающее поведениечаще проявляется в ситуа­
ционно-личностных реакциях негативизма и демонстративности, конф­
ликтности, вспыльчивости, агрессивности. Гиперактивное поведение
и другие симптомы у таких детей должны быть менее выражены.

Гиперактивное поведениевключает в себя гиперактивность (двига­
тельную расторможенность), импульсивность, дефицит внимания.

При тормозимом типе нарушенного поведенияситуационно-лично­
стные реакции заторможенности, нерешительности более выражены,
чем конкретные страхи, тревожность, скованность, застреваемость, де-
монстративность и другие патохарактерологические реакции.

Расстройство типа «зависимая личность».Преобладает нерешитель­
ность, податливость желаниям других людей. Может иметь сходство и
сочетаться с тормозимым типом нарушенного поведения.

При параутистическом и аутистическом типенарушенного поведе­
ния выраженность эмоциональной отгороженности и псевдоглухоты,
негативизма выше, чем других нарушений. Характерно присоединение
дополнительных симптомов: тревоги, эгоцентричности и эгоизма.

Эмоционально неустойчивое расстройство личности проявляется
в обидчивости, конфликтности. Агрессивность, дурашливость, речевая
расторможенность могут присоединяться к этим симптомам.

Застревающее, ригидное расстройство личности.Включает в себя
застреваемость, негативизм, тревожность как склонность к сомнениям
и осторожности, чрезмерную добросовестность, педантичность.

Для комплексной оценки нарушенного поведения детей необходимы еще два дополнительных диагностических критерия:

Нарушения активности:сниженная или чрезмерно повышенная ум­
ственная активность; избегание (умственных) усилий; сниженная или
гиперповышенная, неустойчивая физическая работоспособность.

Когнитивная (умственная) зрелость ребенка.Диагностируется по
способности к пониманию и удержанию сложных и (или) простых сло­
весных инструкций, действиям по сложному наглядному образцу.

ДИАГНОСТИКА РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ

Может быть количественной и качественной.

Количественная- это определение, уточ­
нение уровня выраженности расстройства.

Качественная- это определение синдром-
структуры расстройств поведения и эмоций

у ребенка. Например, агрессивное поведение зачастую сочетается с дру­гими расстройствами поведения и эмоций (гиперактивностью, эмоцио­нальной неустойчивостью, страхами, эгоистичностью и др.).

СРЕДСТВА ДИАГНОСТИКИ РАССТРОЙСТВ

Диагностика проводится с помощью наблю­дений за поведением ребенка, опросников и игровых задач.

Это специально разработанные опросни­кивзрослых (близких, родителей), а также педагогов, работающих с ребенком. Например, опросник: «Примерная схема наблюдения за по­ведением ребенка» (см. с. 7 - 8). Опросник может помочь в установле­нии контакта с родителями и другим взрослым окружением ребенка. * Это специально организованные и спонтанные игровые ситуации.На начальном этапе разворачивания игры и в ходе игровой терапии взрос­лый уточняет выраженность и синдром-структуру расстройств у ребен­ка. Так, стратегии на моделирование, провокацию ситуации могут быть использованы с целью диагностики расстройства.

Примерная схема наблюдения за поведением ребенка

Подчеркните часто выраженные ситуационно-личностные реакции рас­стройств поведения и эмоций у ребенка. Добавьте те, которые не указаны

АгресСИВНОСТЬ• ломает игрушки • толкает сверстника • мимоходом ударя­ет встречных • кусает, плюется, щиплет других • говорит: обидные слова, когда не слышит (слышит) взрослый • говорит нецензурные слова • ругается • замахи­вается, но не ударяет • пугает других • сжимает губы, кулаки • сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий • препятствие стимулирует аг­рессивное поведение. • кусает, щиплет себя • просит себя стукнуть еще раз. ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ• неожиданно для всех: бросает игрушки; грубо отвечает

• может: разорвать пособие, сказать нецензурное слово • плюется.....................

Негативизм• делает все наоборот • с трудом включается в коллективную игру • отказывается даже от интересной для всех и себя деятельности • говорит

часто слова «не хочу или не буду», «нет»....................................................................

ДемОНСТратИВНОСТЬ• отворачивается спиной • утрирует движения на за­нятии • стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий

•делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих............................

ОбИДЧИВОСТЬ (ЭМОЦИОНаЛЬНаЯ НеуСТОЙЧИВОСТЬ)• обижается при проигрыше в игре • болезненно реагирует на замечания, на повышенный тон

голоса • недовольное выражение лица • часто плачет.............................................

Конфликтность• сам провоцирует конфликт • отвечает конфликтно на кон­фликтные действия других • не учитывает желаний и интересов сверстников в

совместной деятельности или взаимоотношениях • не уступает игрушек..........

ЭМОЦИОНаЛЬНаЯ ОТГОрОЖеННОСТЬ• когда все дети вместе, стремится уединиться • входит в помещение и сразу идет к игрушкам • занят своим делом и не замечает окружающих • не использует речь как средство общения • когда говорит, то речь не обращена к собеседнику • не выполняет просьбу, требова­ние, хотя слышит и понимает содержание • не реагирует на переход с обычной

речи на шепотную • избегает смотреть в лицо собеседнику...................................

Дурашливость• реагирует смехом на замечания взрослого • похвала или
порицание не оказывают значительного изменения в поведении ребенка • дура­
чится • передразнивает в движениях..............................................................................

Нерешительность• избегает ситуации устного опроса на занятии • не от­вечает, хотя знает ответ • отказывается от ведущих ролей в играх • часто ис­пользует фразы: «не знаю», «может быть», «трудно сказать» • не отвечает на

 

СТРАТЕГИИ КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ

вопрос, хотя знает верный ответ • в ситуации новизны: ребенок проявляет тор­
мозные реакции; поведение ребенка вариативное поведение, чем в привычной.
Страхи• страх пылесоса • страх собаки • страх темноты • страх от порывов
ветра • страх новых людей в новой ситуации • страх публичного выступления;
страх остаться одному е боязнь: спрыгнуть с возвышения; входить в новое по­
мещение....................................................................................................................................

Тревога• блуждающий, отстраненный взгляд • ребенок не может объяснить
причины избегающего поведения, тревоги • неожиданно вздрагивает • осто­
рожно ходит • стремится быть поближе к взрослому...............................................

Скованность• двигательно скован • запинается в речи • неловок в новой

ситуации.................................................................................................................................

Заторможенность• не знает чем заняться • бездеятельно смотрит по сто­
ронам • говорит слишком тихо • темп действий замедлен • запаздывает при дей­
ствиях по сигналу ..............................................................................................................

Эгоцентричность• считает, что все игрушки, все конфеты для него • навя­
зывает свою игру, желания детям • часто использует местоимение «я»..............

Избегание умСТВеННЫХ УСИЛИЙ• быстро устает от доступного по воз­расту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу)

• не смотрит мультики..................................................................................... ,.................

Дефицит внимания• приходится словесно повторять задание по несколь­ко раз • требуется сочетание слова с показом способа действия • переспрашива-

01 условия выполнения задания......................................................................................

Двигательная раСТОрможенность• поспешно планирует собственные действия • темп действий убыстрен • количество действий избыточно • действу­ет раньше условного сигнала • встает на первой половине занятия, когда дети еще сидят • быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры

Речевая раСТОрможенность• говорит слишком громко, не может гово­рить обычной силой голоса • темп речи убыстрен • речь взахлеб • переговари-

иается на занятии несмотря на замечания взрослого...............................................

Не Понимание СЛОВеснЫХ ИНСТРУКЦИЙ• путает или пропускает пос­ледовательность действий по словесной инструкции взрослого • ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение

чадания .....................................................................................................................................

ЗастреваемОСТЬ• рисует многократно повторяющиеся элементы • навяз­чив при общении; привлекает к себе внимание • повторяет одну и ту же просьбу,

фразу• застревает на обиде • с трудом переключается..........................................

Работоспособность• быстро устает от задания требующего умственных
усилий • быстро устает на прогулке..............................................................................

I


Глава 2. Комплексная характеристика методов и приемов коррекции расстройств поведения и эмоций у детей

КОРРЕКЦИЯ РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ

Это гибкое чередование и комбинирование стратегий (методов) и тактик (приемов) по­ведения взрослого в зависимости: • от особенностей структуры (вида) и выра­женности меняющегося поведения ребенка, и свидетелей его отклоняющегося или особенного поведения; • от конкретных внешних обстоятельств, условий проявления расстрой­ства (которые зачастую не может изменить, но должен учитывать игро-терапевт в ситуации «здесь и теперь»). Например, от неожиданных про­явлений агрессии, обидчивости, при отсутствии необходимых игровых предметов, большом количестве и разном возрасте детей в группе и пр.

ЧТО ТАКОЕ Игровая терапия, рассматриваемая в данном

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ пособии, может быть названа «стратегичес-
ИГРОВАЯ кой» или «направленной». Термин «направ-

ТЕРАПИЯ? ленная» понимается как активная терапия,

направленная на симптом или синдром, про­блему, когда взрослый является основным источником игровой актив­ности для ребенка. Термин «стратегическая» отражает попытку анализа и коррекции поведения ребенка через систему стратегий и тактик. Ис­пользование термина «стратегия» характерно для таких психотерапев­тов как М. Эриксон, Дж. Хейли (2001), К. Маданес (1984, 1997) и др. Необходимо отметить, что зачастую термины стратегия и тактика, ме­тод и прием, техника в психотерапии понимаются авторами как синони­мы, что видимо отражает трудности развития психотерапии как науки.

Это методы коррекции расстройств поведе­ния и эмоций, то есть наиболее общие и эф­фективные (игровые и неигровые) способы


'


изменения поведения взрослого в зависимости от предсказуемых и не­предсказуемых изменений поведения ребенка, жертвы и свидетелей случаев отклоняющегося или нарушенного поведения ребенка.

ТАКТИКИ КОРРЕКЦИИ

Тактики - это игровые задачи, приемы кор­рекции: ■ которые, вводит взрослый в осо­бенное или нарушенное поведение ребенка; ■ время жизни, которых от 2-3 до 10-15 минут и более.

• Игровые задачи имеют структуру, то есть цели, игровые действия, пра­
вила и варианты их изменения в структуре игровой задачи.

• Необходимо знать общие условия эффективности введения взрослым
игровых задач в поведение ребенка (см. с. 17).

• Игровая задача, в зависимости от особенностей введения в поведение
ребенка, изменения ее структурных элементов (см. с. 20 - 21) может ре­
ализовать не одну, а 2-3 стратегии (метода) коррекции.

• Когда в опыте взрослого накапливается достаточное количество игро­
вых приемов, то его поведение становится более гибким, последователь­
ным, обобщенным, то есть стратегическим.

ЧТО ТАКОЕ Это использование любых стратегий для

НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ коррекции различных видов и симптомов
КОРРЕКЦИЯ?эмоциональных и поведенческих расстрой-

ств: негативизма, агрессивности, эмоцио­нальной отгороженности, избегания умственных усилий и др.

• Неспецифическая (симптоматическая) игровая коррекция: ■ это игра
взрослого с ребенком с отбором методом «проб и ошибок» наиболее
эффективных игровых приемов-задач; ■ это движение от частной, кон­
кретной ситуации (непредсказуемых изменений поведения ребенка) и
конкретных игровых приемов к наиболее общим стратегическим лини­
ям поведения игротерапевта.

• В процессе неспецифической игровой коррекции происходит: ■ -диаг­
ностика синдром-структуры нарушенного поведения ребенка; ■ - выяв­
ление и уточнение специфических стратегий коррекции, а также фор­
мирование новых стратегий поведения взрослого с ребенком.


ц-j-q ТДКОЕДРУг°й подход, специфический, предполага-

СПЕЦИФИЧЕСКАЯет: " более тонкое использование ведущих
КОРРЕКЦИЯ?стратегий коррекции в их сочетании, гибком

варьировании; ■ предполагает опору на об­щие знания о психопатологии, о синдром-структуре нарушений разви­тия, противоречивой динамике нарушенного поведения у ребенка (Ко­валев В. В., 1979), первичном дефекте, закономерностях дизонтогенеза (Лебединский В. В., 1985).

• Так, специфическая коррекция синдрома эмоциональной отгорожен­ности предполагает коррекцию эмоциональной сферы ребенка, то есть более частое использование стратегий, стимулирующих: ■ переживание ребенком положительных и других эмоций не провоцирующее уходы ребенка в себя и негативизм; ■ ориентацию ребенка на разнообразие эмоциональных состояний и поведения сверстника или взрослого.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ Итак, отличие специфической игротерапии от
АНАЛИЗнеспецифической состоит в том, что страте-

СТРАТЕГИИгии коррекции используются более филиг-

ранно, прицельно и длительно с большей ве­роятностью попадания в «синдром-мишень», реализуя цели взрослого в игровой терапии.

• Применение стратегий в общем или специфически может происходить как последовательно, так и одновременно. Так, одна и та же игровая задача может реализовывать стратегии на телесный контакт и стимуля­цию положительных эмоций как одновременно так и последовательно.

НЕЭФФЕКТИВНЫЕНарушения поведения у ребенка можно рас-
СТРАТЕГИИсматривать как неэффективные стратегии по-

ПОВЕДЕНИЯведения. Такое поведение может быть пред-

намеренным или малоосознанным. Можно го­ворить о негативизме, агрессии, обидчивости и других расстройствах как о неэффективных стратегиях протестного взаимодействия ребенка с миром в целом.


       
   
 
 

I лава 3. Краткая характеристика методов коррекции расстройств поведения и эмоций у детей

ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ КОРРЕКЦИИ

Перечислим основные методы изменения по­ведения ребенка и приемы этих стратегий: • стратегия на стимуляцию гуманных чувств— это сопереживание, сочувствие, по­мощь и забота; огорчение поведением или состоянием ребенка; " стратегия на осознание- это объяснение взрослым и понимание ре­бенком причин состояния, поведения, его ближайших или отдаленных последствий; происходит в процессе беседы ребенка со взрослым;

стратегия ориентации на состояние- это привлечение внимания и
распознавание состояний, чтение эмоций других людей и собственных;

стратегия на отреагирование состояния- это облегчение выраже­
ния негативных эмоций через слово, физическое действие;

стратегия на провокацию и преодоление негативного состояния-
по,моделирование состояния через вызывающее поведение, эпотаж;

стратегия на переключение ребенка на иное состояние- это быст­
рое изменение состояния через необычность, неожиданность действий;

стратегия на положительное подкрепление- это стремление хва­
лить, вознаграждать, поощрять ребенка за успех, совершенное усилие;

стратегия на стимуляцию положительных эмоций- это стремле­
ние взрослого смешить, вызывать улыбку, радость у ребенка;

стратегия на предупреждение- это стремление не замечать, игнори­
ровать состояние, делая обходное движение, проявляя выдержку;

стратегия на отрицательное подкрепление-это наказание, порица­
ние, осуждение поведения, действий или состояния ребенка;

стратегия на стимуляцию чувства удивления:изумление, парадокс;

стратегия на стимуляцию чувства прекрасного:восхищение кра-
сивым,совершенным; стремление не совершать некрасивые поступки;

стратегия на стимуляцию чувства юмора:иронии, сарказма;

стратегия на стимуляцию соревнования, соперничества- это пре-
гледование и избегание; стремление сделать лучше, быстрее всех;

стратегия на телесный контакт- это действия прикосновения, по­
глаживания, обнимания ребенка.


 

СТРАТЕГИЯ НА ОСОЗНАНИЕ

Это стратегия взрослого на понимание, объяснение, интерпретацию причин, бли­жайших и отдаленных последствий осо­бенного или нарушенного поведения ре­бенком в сотрудничестве со взрослым. Представлена в психоаналити­ческой игровой терапии А. Фрейд (1928; 1991), Klein M. (1.955).

СТРАТЕГИЯ СТИМУЛЯЦИИ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ

Стратегия на стимуляцию гуманных чувств, как и иные, ориентации на состо­яние другого, на осознание особенностей состояния активно реализуются в гумани­стической психотерапии Роджерса К., иг­ровой терапии Акслайн В. (1947, 2000 ), Лэндрета Г. (1994), через игро­вые задачи «Расскажи мне про любимую игрушку», «Я ласковым при­кинусь», «Кто меня (или себя) погладит по руке так же как я себя?!»

СТРАТЕГИЯ ОРИЕНТАЦИИ НА СОСТОЯНИЕ

Отличается от стимуляции гуманных чувств у ребенка тем, что взрослый стре­мится обратить, привлечь внимание к со­стоянию другого, не выражая оценочного

отношения к случившемуся. Ориентируясь на состояние и поведение, «дети идентифицируют себя не только с терапевтом, но и с другими чле­нами группы» (X. Джинотт, с. 13, 2001). Ориентация на состояние до или после успеха может способствовать или мешать выполнению и кон­тролю за действием (Kuhl J., 1983, Васильев И.А., 1991, с. 88).

СТРАТЕГИЯ НА ОТРЕАГИРОВАНИЕ

Стратегия на отреагирование состояния
состоит в том, что взрослый стремится,
чтобы ребенок отреагировал негативные
чувства «здесь и сейчас», испытал неко­
торое облегчение, катарсис (X. Джинотт, с. 16,, 2001). Стратегия на от­
реагирование тесно связана с моделированием стрессогснных ситуаций
(Levy D., 1955). I ;

- ЛЛ


 





       
   
 
 


       
 
   
 

МОДЕЛИРОВАНИЕ (ПРОВОКАЦИЯ) И ПРЕОДОЛЕНИЕ

Стратегия на провокацию ситуационно-личностных реакций - это частный слу­чай моделирования, то есть создания ус­ловий для проявления состояния:

• с целью выявления (диагностики): ■ выраженности состояния, рас­
стройства поведения и эмоций; ■ «зоны ближайшего развития» в регу­
ляции, преодолении, овладении состоянием ребенком в сотрудниче­
стве со взрослым.

• с целью отреагирования и переключения нежелательного поведения и
состояния у детей, выработки новых адаптивных способов поведения.

СТРАТЕГИЯ НА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ

Имеет сходство со стратегией на стиму­ляцию у ребенка чувства удивления (ин-сайта). Новизна, необычность, неожи­данность действий и поведения исполь­зуются взрослым как средство переключения ребенка на иное состоя­ние или поведение.

СТРАТЕГИЯ НАVJ§Lj Подкрепление (положительное и отри-
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕЩЬ \ цательное) несет информацию о том, что
ПОДКРЕПЛЕНИЕ, гГхорошо или плохо, является методом на-
ПОХВАЛУ(^\, учения ребенка новым способам пове-

дения, обладает побуждением к совершению поступков (А. Бандура, с. 33, 2000, 1977). Положительное подкрепление - это стремление взрос­лого увеличить частоту ситуационно-личностных реакций овладения состоянием. Например, агрессивностью, нерешительностью, другим из­бегающим поведением ребенка. Стратегии на подкрепление (обуслов­ливание) подробно рассматриваются в бихевиоральной психотерапии.

Это стремление взрослого не подкреп-

СТРАТЕГИЯ НА Ш> ИГНОРИРОВАНИЕ

лять положительно или отрицательно, не проявлять оценочного отношения, не провоцировать расстройства по­ведения и эмоций, например, проявления агрессии или неуверенности


в поведении детей. Это предупреждение и предвидение возможных не­гативных последствий поведения ребенка. Может осуществляться как молчание, отсутствие или отложенные реакции, как тактика выжидания (Кемплер У, с. 68, 151; 2001).

СТИМУЛЯЦИЯОсуществляется через необычность и ЧУВСТВАнеожиданность, новизну действий и УДИВЛЕНИЯповедения взрослого или ребенка. Стратегия на инсайт важна при уста­новлении и углублении контакта с ребенком, происходит между детьми в процессе «взаимной стимуляции идей и чувств» (X. Джинотт, с. 20, 2000). Стратегия на парадоксальность может состоять в том, что мать изображает страх ребенка, а ребенок выступает в роли успокаивающего (Маданес К., с. 10, 1999).

СТРАТЕГИЯ НАНаказание может быть непосред-ОТРИЦАТЕЛЬНОЕственным (физическим, словесным) и ПОДКРЕПЛЕНИЕкосвенным (в виде угрозы, наблюда­емым, но не пережитым). Иметь со­циальное значение и выступать в виде запретов, ограничений и правил. Восприниматься ребенком как справедливое или несправедливое. При­меняться разумно или бессистемно. Это стратегия взрослого на умень­шение вероятности, частоты проявления ситуационно-личностных ре­акций, например, агрессии или неуверенности у детей.

с:

СТИМУЛЯЦИЯ Вместо отрицательного утверждения ЧУВСТВА «это плохо», зачастую, с выражен но ПРЕКРАСНОГО обидчивыми, агрессивными детьми эффективнее сказать «это некрасиво»,

стимулируя у детей эстетические чувства прекрасного. Стимуляция чув­ства прекрасного не провоцирует протест и способствует преодолению сопротивления эффективнее, чем прямое оценивание поведения.


Глава 4. Условия эффективности игровой терапии расстройств поведения и эмоций у детей

СТИМУЛЯЦИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ эмоций

Это самостоятельная стратегия, когда ребенок переживает эмоции радости, смеется, улыбается, хохочет, но может рассматриваться и как частный вари­ант стратегии на положительное подкрепление и похвалу. Отличается от стратегии на стимуляцию чувства юмора менее серьезным и выра­женным подтекстом, скрытым смыслом.

СТИМУЛЯЦИЯ ЧУВСТВА ЮМОРА
 

Это стимуляция особого вида комичес­кого, переживания противоречия, несо­ответствия между действием и резуль­татом, средством и целью. Чувство

юмора соединяет серьезное и смешное с преобладанием позитивного в смешном. Это умение увидеть возвышенное в ограниченном, значитель­ное в смешном и несовершенном. Смех при чувстве юмора не уничто­жающий, иронический, а скорее, примиряющий, или «сквозь слезы» (Юмор, Философский энциклопедический словарь с. 814-815). Юмор, шутка способствуют переключению, побуждают к желанию изменить сложившийся порядок вещей (Маданес К., с. 8, 1999).

СТИМУЛЯЦИЯ СОРЕВНОВАНИЯ, СОПЕРНИЧЕСТВА

Это стратегия на стимуляцию у детей желания испытать собственные силы и способности, выиграть, сделать бы­стрее или лучше всех. При этом важ­но приучать ребенка не бояться неудач и т. п. По Михайленко Н. Я. «струк­тура игры с правилами способствует возникновению состязательных от­ношений между детьми, развития стремления к успеху...» (с. 22,25,1991).

СТИМУЛЯЦИЯ ТЕЛЕСНОГО КОНТАКТА

Используется в различных психотера­певтических школах и подходах и реа­лизуется в процессе прикосновений, рукопожатий, поглаживаний ребенка, а также в процессе предметно-практической игровой деятельности.


 

ВНИМАНИЕ К ИЗМЕНЕНИЯМ ПОВЕДЕНИЯ

Изменения поведения ребенка, в ситуации «здесь и теперь» являются основным объек­том внимания игротерапевта: • потому, что импульсивность, непредсказуе­мость ребенка (с невротическими или патологическими формами пове­дения) требует более внимательного отношения к изменениям поведе­ния ребенка;

• потому, что изменения поведения определяют стратегии (методы) и тактики (приемы) поведения взрослого с ребенком.

ЕДИНСТВО АФФЕКТА И ИНТЕЛЛЕКТА

В процессе игротерапии взрослый-игроте-рапевт опирается и использует эмоциональ­но-волевые, интеллектуальные и психомотор­ные возможности ребенка в их единстве:

• так, взрослый стремится сделать игровое действие не только интерес­
ным, но полезным (адресованным уму, сердцу и ногам) ребенка;

• занимательность, интеллектуальность, и моторность игровой задачи
делает ее эффективным средством интеграции эмоциональных, умствен­
ных и физических способностей ребенка, овладения ребенком расстрой­
ствами поведения и эмоций в сотрудничестве со взрослым.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-В процессе игротерапии взрослый стремится
ПОЗИТИВНОЕпринимать ребенка эмоционально-позитивно,

ПРИНЯТИЕв единстве и динамике позитивных и негатив-

ных черт характера и поведения:

• эмоционально-положительное принятие взрослым ребенка с особен­ным или нарушенным поведением должно быть не только «пассивно-сострадательным», но и «активно-формирующим», «активно-контроли­рующим» через выполнение ребенком игровых действий с соблюдени­ем ограничений и принятием ответственности за их нарушение.


 




 


 


 


• понимание противоречивой динамики негативных и позитивных из­менений поведения, знания психопатологии развития облегчает процесс эмоционально-положительного принятия ребенка взрослым.

ОДУШЕВЛЕНИЕ ИОдушевление неживых объектов и опредме-
ОПРЕЭДМЕЧИВАНИЕчивание одушевленных - это условие эффек-
ОБЪЕКТОВтивности игровой терапии:

• потому, что это один из методов или при­емов создания взрослым воображаемой ситуации в игре с ребенком. Так, если ребенок говорит: «Чашка, дай мне попить», - происходит одушев­ление неживого предмета и т. п.

• потому, что создание воображаемой ситуации позволяет ребенку чув­ствовать себя безопасно, без боязни ошибиться, сделать что-то не так.

ВВЕДЕНИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ В ПОВЕДЕНИЕ

• С целью диагностики или коррекции взрос­лый может вводить ограничения и тем самым провоцировать нарушенное поведение ребен­ка для выявления: ■ уровня произвольно-лич­ностной регуляции поведения (способности к овладению собственной агрессией, негативизмом и другими расстройствами поведения и эмо­ций); ■ способности к соблюдению ребенком норм взаимоотношений с другими детьми, принятием ответственности за их нарушение;

• ограничения позволяют структурировать отношения, определяют гра­
ницы отношений между взрослым и ребенком ( Мустакас К, с. 24,2000;
MoustakasC, 1953);

• ограничения стимулируют не только произвольно-волевые, но и твор­
ческие способности у ребенка. Например, в ситуации поиска и откры­
тия в игре новых способов действий с предметом. Так, кубик можно
ловить с головы в ладони, нести на голове, на пальцах, на спине, на
внешней стороне ладони, удерживать лбами (см. с. 86 - 87) и т. п.

• необходимо стремиться к тому, чтобы введение игровых действий с
ограничениями в поток поведения ребенка не провоцировало у него на­
рушений поведения и переживалось как усилие на грани приятного с
неприятным.


 

ПЕРЕЖИВАНИЕ УСИЛИЯ НА ГРАНИ ПРИЯТНОГО

• Введение ограничений в поведение ребенка оправдано, ведь жизнь сама по себе требует усилий от ребенка! Эти усилия должны пере­живаться ребенком на грани приятного с не­приятным с преобладанием приятного. • Но, чрезмерные нервно-психические усилия провоцируют невротичес­кие реакции у детей. Так, демонстративность, негативизм, гиперактив­ность и другие эмоциональные нарушения проявляются более часто у детей, если степень сложности ограничения слишком велика или по ка­ким-то причинам не может переживаться ребенком как усилие на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

ВАРЬИРОВАНИЕ, УСЛОЖНЕНИЕ, УПРОЩЕНИЕ

В процессе игротерапии взрослому необхо­димо гибко варьировать, упрощать, усложнять аффективную, интеллектуальную и психомо­торную сложность игровых задач с ограни­чениями, осуществлять замену одной игровой задачи другой:

• потому, что умение с ходу придумать вариант игры делает процесс
игровой терапии более эмоциональным, спонтанным, творческим;

• потому, что условия (количество и состояние детей), при которых иг­
ровая задача вводится в поведение ребенка, могут меняться и требовать
изменений в структуре игры без замены или с заменой игры на другую;





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.033 с.)