Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изменения,мена,чередования гласных↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К позиционно мене гласных звуков относится качественная и количественная редукция. Редукция- ослабление артикуляции звука и изменение его звучания. Поизиционные изменения-фонетические процессы,вызванные взаимодействием гласных и рядом стоящих согласных(например,аккомодация) Консонантизм Это система согласных звуков языка. В одних позициях (которые называются сильными позициями) согласные звуки произносятся отчетливо и противопоставлены всем другим согласным звукам, в других позициях (называемых слабыми) согласные приспосабливаются к окружению, могут терять свои характерные признаки. Сильной позицией для согласных звуков является позиция перед любым гласным звуком. В этой позиции различается 37 согласных звуков. Согласные звуки классифицируются по нескольким признакам: 1) интенсивность шума; 2) наличие/отсутствие тона, или голоса (глухость/звонкость); 3) твердость/мягкость; 4) место образования; 5) способ образования; 6) долгота/краткость. Интенсивность шума. По этому признаку противопоставлены звуки шумные и сонорные. Шумные звуки ([п], [с'], [з], [т], [к'] и др.', их большинство) характеризуются интенсивным, очень звучным шумом. У сонорных звуков шум слабый, зато тон почти такой же звучный, как у гласных. Сонорных звуков 9: [м], [м'], [н], [и'], [л], [л'], [р], [р'] и [j] («йот»). Глухость/звонкость. Все согласные делятся на две группы — глухие и звонкие согласные. Глухие согласные [п]> [с], [ш], [к] и др. образуются без участия тона, только при помощи шума; звонкие согласные состоят не только из шума, но и тона: [б], [з], [ж], [г] и т. п. Большинство согласных объединяются в пары по глухости/звонкости. Таких пар 12: [п] - [б] [с] - [з] [ш] — [ж] [п'] - [б'] [с'] - [з'] [ш'] - [ж'] [Ф] - [в] [т] - [д] [к] - [г] №'] - [в'] [т'] - [д'] [к'] - [г'] Кроме перечисленных парных, имеются и непарные по глухости/звонкости согласные. Непарными глухими являются звуки [х], [ч] и [ц], а непарными звонкими — все 9 сонорных звуков. Твердость/мягкость. Русские согласные могут быть твердыми или мягкими, ср.: [нос] нос и [н'ос] нёс, [сат] сад и [с'ат'] сядь. Мягкие согласные отличаются от твердых дополнительной артикуляцией: при произнесении мягких согласных спинка языка продвигается в полости рта к нёбу вперед и вверх, а при произнесении твердых язык продвигается назад и вверх. Согласные могут объединяться в пары по твердости/мягкости, в каждой из этих пар звуки близки по артикуляции и различаются только по признаку твердости/мягкости. Подобных пар 15: [п] - [п'] [з] - [з1] [р] - [р'] [б] - [б'] [т] - [т'] [л] - [л'] [в] - [в'] [д] - [д'] [к] - [к'] Не все согласные объединяются в пары по признаку твердости/мягкости. Непарными твердыми являются согласные [ш], [ж] и [ц], а непарными мягкими — [ч], [j], [ш'] и [ж']. Место образования. По месту образования различаются прежде всего согласные губные (образуемые в результате работы губ) и язычные (которые образуются при помощи языка). Среди губных выделяются группы согласных г у б н о -губных: [п], [п'], [б], [б'], [м], [м'] и губно-зубных(образуемых присоединением нижней губы к верхним зубам): [в], [в'], [ф], [ф']. Группа язычных согласных делится на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные в зависимости от того, какая часть языка — передняя, средняя или задняя — участвует в артикуляции. Передняя часть (кончик) языка — самый активный речевой орган, поэтому переднеязычных согласных больше всего. Среди них различаются переднеязычные зубные (кончик языка примыкает к области верхних зубов): [с], [с'], [з], [в*], [т], [т*], [д], [д*], [ц], [л], [л'], [н], [н'] и переднеязычные передненёбные (кончик языка примыкает к передней части нёба): [р], [р'], [ш], [ш*], [ж], [ж'], [ч]. Среднеязычным является только звук [j]. Заднеязычные согласные — это звуки [к], [к'], [г], [г'],[х]и[х']. Способ образования. Этот признак связан с тем, какое препятствие для идущей из легких воздушной струи образуют органы речи и каким образом это препятствие преодолевается. Препятствие может представлять собой или узкую щель, или же полную смычку органов речи. Звуки, образуемые в результате прохождения воздушной струи сквозь узкую щель, называются щелевыми: [в], [в'], [ф], [ф*], [с], [с'], [з], [з'], [ш], [ш'], [ж], [Я'], [j], [х], [х']. Смычные согласные образуются при полном смыкании органов речи, и эта преграда преодолевается воздушной струей по-разному, благодаря чему различаются: смычные взрывные [п], [п'], [б], [б'], [т], [т'], [д], [д'], [к], [к'], [г], [г'] — для их образования сомкнутые речевые органы резко, словно при «взрыве», размыкаются под действием напора воздуха в полости рта; смычно-щелевые [ц]и [ч], которые характеризуются тем, что сомкнутые органы речи размыкаются не широко, как при артикуляции взрывных, а образуют узкую щель; дрожащие [р]и [р'], образуемые в результате «дрожания» кончика языка, его неоднократного примыкания к передней части нёба; смычно-проходные носовые [м], [м'], [н], [н'], образуемые смычкой губ или органов речи в полости рта и одновременным выходом воздуха через нос; смычно-проходные боковые [л] и [л'], при артикуляции которых воздух проходит сбоку от преграды, создаваемой кончиком языка и верхними зубами. Долгота/краткость. В русском языке только два звука: [ш'] (счастье [ш'ас'т^и]) и [ж'] (езжу [jiac'y]). У которых долгота — их самостоятельный признак. Эти звуки являются непарными по признаку долготы/краткости, потому что, например, [ш'] отличается от звука [ш] не только долготой, но и мягкостью (это касается и соотношения звуков [ж'] и [ж]). Однако в русской речи много долгих звуков, которые образуются в результате слияния двух соседних кратких звуков. Так, при соединении приставки рас- с глаголом сыпать появляется в результате слияния [с] + [с] долгий звук [с] ра[с]ыпать; ср. также: [с] + [ш] =■ [ш] — ра[Щалйться; [д] + [т] = [т] — по[т]ащйть; [т'] + [с] = [ц] — учйЩъ] (учиться). Классификация согласных звуков
Позиция звука Звук в составе слова может находиться в сильной/слабой позиции. Сильная позиция- позиция,благоприятная для выполнения фонемой её дифференцирующих функций. Позиция, в которой различается наибольшее кол-во звуковых единиц. Слабая позиция- позиция,неблагоприятная для выполнения фонемой её дифференцирующих функций. Сильные и слабые позиции согласных По звонкости/глухости (сильные позиции): · Положение перед гласным · Перед сонорным согласным · Перед (в),если за ним следут гласный · Перед (j)
По твёрдости/мягкости: · Конец слова · Перед гласным,кроме (э) · Перед заднеязычными и губными (г,к,х,б,п,)
Позиционная меня,изменения согласных Позиционная мена · По твёрдости/мягкости · По глухости/звонкости Позиционные изменения · Происходит под влиянием соседних согласных, не являются устойчивыми. · Смягчение зубных согласных перед мягкими зубными(взрывными) согласными (слеза-слезливый,оттеснить,сделать) · Озвончение глухих согласных ц,ч,х перед звонкими согласными на стыке 2 фонетических слов в пределах одного такта. пример: заяц был - [ …дз был], потух бы (г- фрикативный) · Оглушение сонорных и положение монорного перед глухим (мха) · Фаукальный(нозальный взрыв)-бомба(бм) · Латеральный (боковой взрыв). Приспособление взрывных согласных к смычно-боковым звукам (л и ль). Например: до тла (тл) Диереза - выпадение звука. (чувства,солнце,здравствуйте,честный) Эпинтеза -вставка звука (старослав. Сретенье-встреча, бульон) Метатез а- перестановка(перенос звука). · Заимствованные слова (мальберт- malbrett, футляр- Futteral) · При переходе слов в диалект (ведмедь-медведь, ралёк-ларёк) · Детский язык(лошадка-лосатка, макейка, камейка-скамейка) Фонетические позиционные чередования обусловлены действующими в фонетике правилами(ассимиляция, редукция.) Исторические чередования представляют собой пережитки фонетических процессов, которые действовали в более ранние эпохи развития русского языка. Таково чередование Г и Ж в корне бег- / беж. Чередование фонетически не обусловлено, оно историческое.
Русское словесное ударение
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.108 (0.013 с.) |