Слог и его признаки.Типы слогов



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слог и его признаки.Типы слогов



Звуки объединяются в слоги. Слогомназывается сегмент­ная фонетическая единица, представляющая собой сочета­ние нескольких звуков, один из которых непременно глас­ный (причем в одном слоге может быть не более одного глас­ного звука). Так, в слове московский 3 слога: мо/ско/вский, в слове дом — один слог. Гласные звуки являются слогообра­зующими, каждый из них составляет центральный элемент («вершину») слога.

Слоги бывают открытыми и закрытыми, а также прикры­тыми и неприкрытыми. Открытым называется слог, оканчивающийся гласным звуком (вершиной слога): го/ло/ва, ра/ма, ю/ла. Если в конце слога — согласный звук (или соче­тание звуков), то слог является закрытым: сон, кар/кас, бол/тик, торт.

Прикрытый слог начинается с согласного звука, в том числе и звука «йот»: са/ды, мо/ю, я/рмар/ка. Если же слог на­чинается гласным звуком, то он называется н е п р и к р ы-т ы м: таков первый слог в словах о/сень, ар/ка.

Если при характеристике слога учитывать все рассмотрен­ные признаки, то можно сказать, что в слове ар/ха/и/че/ский первый слог — неприкрытый закрытый, второй и четвер­тый — прикрытые открытые, третий — неприкрытый откры­тый, а пятый — прикрытый закрытый.

Чтобы безошибочно разделить слово на слоги, следует ру­ководствоваться несколькими правилами.

1. В слове столько слогов, сколько гласных звуков.

2. Граница между слогами в середине слова проходит обыч­но после гласного звука: за/кон, та/бу/ре/тка.

3. Если между гласными звуками в слове располагается со­четание нескольких согласных, то все сочетание согласных, как правило, отходит к следующему слогу: ра/сти, ве/сна, во/лна.

Есть два исключения из последнего правила:

а) сонорный согласный звук «йот», находясь в середине
слова между гласным и согласным звуком, всегда отходит
к предыдущему слогу: май/ка, пой/те, тай/на, пой/мал,
сай/ра;

б) остальные 8 сонорных согласных звуков [р], [р'], [л], [л'],
[м], [м'], [н], [н'] ведут себя в этой позиции несколько иначе.

Если они находятся перед шумными согласными, то всегда от­ходят к предыдущему слогу, шумный же звук присоединяется к следующему слогу: мар/ка, галь/ка, рам/па, и/юнь/ский. Если сонорные звуки находятся перед каким-то другим сонор­ным, то все сочетание согласных по общему правилу отходит к последующему слогу: во/лна, ко/рма, Ма/рья.

4. На установлении границ между слогами может сказы­ваться выделение в слове значимых частей слова, в результате чего появляются варианты слогоделения. Например, на стыке приставки и корня (если приставка оканчивается согласным звуком, а корень с него начинается) граница между слогами может проводиться как по фонетическим правилам слогоделе­ния (ра/збить, по/дсказать), так и с учетом выделения при­ставки и корня (раз/бить, под/сказать).

 

Законы слогоделения

Строение слога в русском языке подчиняется закону восходящей звучности: звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному. Закон восходящей звучности можно иллюстрировать так: 1-степень звучности шумных согласных. 2-степень звучности сонорных согласных. 3-степень звучности гласных. Во-да(1_3-1_3), ло-дка(2_3-1_1_3). В примерах основной закон слогораздела реализуется в начале неначального слога. Начальный и конечный слоги строятся по тому же принципу нарастающей звучности : Сте-кло (1_1_3-1_2_3). Частной закономерностью слогораздела на стыке морфем является невозможность произнесения более двух одинаковых согласных между гласными и одинаковых согласным перед третьим(иным) согласным в пределах одного слога.

Звук

Артикуляция работа органов речи,необходимая для произнесения звуков.

Для того чтобы произнести тот или иной звук, говорящий определенным образом использует органы речи. Органами речи являются легкие, бронхи, дыхательное горло, гортань с голосо­выми связками, полость рта (включая нёбо, язык, зубы, губы) и полость носа. Работа органов речи, необходимая для произне­сения того или иного звука, называется артикуляцией. Например, артикуляция звука [а] такова: голосовые связки на­пряжены и вибрируют, а воздушная струя свободно проходит через полость рта (рот широко раскрыт); артикуляция звука [у] иная: при работающих голосовых связках рот открыт мини­мально, а губы сведены «в трубочку» и вытянуты вперед.

Каждый звук в своей артикуляции проходит 3 этапа:

1. экскурсия (подготовка органов речевого аппарата к производству звука)

2. выдержка (произнесение звука)

3. рекурсия (возвращение органов речевого аппарата в исходную позицию).

В процессе речи звуки произносятся не изолированно,а друг за другом. Происходит наложение 3 и 1 этапа со следующим.

Передача звуков речи происходит по законам акустики, по­добно передаче всех других звуков (таких, как шум реки, шелест листьев, удар грома и т. п.), и воспринимаются зву­ки речи органами слуха. Акустические свойства звука — это воспринимаемые на слух его физические характе ристики, такие, как периодичность/непериодичность колеба­ний воздуха, амплитуда колебаний и т. п. Различия этих фи­зических характеристик позволяют устанавливать у одних звуков тон, у других шум, у третьих и тон, и шум.

Тоном, или голосом, называется особая характеристика звуков речи — звучание, получаемое в результате периодиче­ских колебаний напряженных голосовых связок под воздейст­вием струи воздуха. Шумом называется иная характеристи­ка звуков речи — звучание, получающееся в результате непе­риодических колебаний воздуха при преодолении воздушной струей различных преград, образуемых речевыми органами в полости рта. Звуки речи представляют собой различные комби­нации фонетических признаков тона и шума.

Различаются прежде всего гласные и согласные звуки. Гласные звуки состоят из тона (голоса), шум отсутствует. Таковы звуки [а] в слове сам, [о] в слове нос, [э] в слове цех, [и] в слове пир, [ы] в слове сын, [у] в слове дуб и т. п.

Согласные звуки обязательно включают шум. Напри­мер, воздушная струя проходит сквозь узкую щель, создавае­мую кончиком языка и основанием верхних зубов, и образуют­ся «свистящие» звуки [с] и [с']; или же струя воздуха разрыва­ет преграду, создаваемую губами, и в результате образуются «взрывные» звуки [п] и [п']. Перечисленные звуки образуются без участия тона (голоса). Но многие согласные звуки включа­ют, помимо шума, и тон, т. е. для их образования необходима работа голосовых связок: [з], [з*], [б], [б'], [м], [н] и др. Соглас­ных звуков значительно больше, чем гласных.

Есть среди согласных особая группа звуков, которые пред­ставляют собой как бы переходную ступень между согласными и гласными. У этих звуков ослабленный шум и интенсивный, почти как у гласных, тон (голос). Подобных согласных, назы­ваемых сонорными, в русском языке 9: [р], [р*], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'] и [j] («йот»). Остальные согласные принято называть шумными.

Речевой аппарат-совокупность органов,служащих для произношения звуков.Он состоит из 3 ярусов:нижний,средний,верхний.

Нижний- диафрагма,лёгкие,трахея,бронхи.Назначение-создать воздушную струю.

Средний- гортань и голосовые связки, щель между связками.Если человек говорит, щель закрывают связки,они натягиваются, дрожат. Назначение- преобразование струи.

Верхний- глоточная,ротовая,носоваяполости.(язычок+нёбо=нёбная занавеска- если она приподнята,воздух идёт в рот, а если опущена,то появляются носовые звуки).Полость глотки находится над гортанью,является усилителем звука,если сужается-шумные звуки

Все органы речевого аппарата делятся на активные и пассивные.

Активные- сами могут двигаться( губы,голосовые связки, язык,зев,увула,нижняя челюсть).

Пассивные- принимают звуки,но не двигаются( зубы,нёбо,альвеолы).

Вокализм (гласные звуки)

Вокализм-система гласных звуков.

Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных: 1) степень подъема языка, 2) место подъема языка и 3) участие или неучастие губ. Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объем полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.

По степени вертикального подъема языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего подъема [а].

Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].

Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (огубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], э [е], [и], [ы].

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.120.195 (0.007 с.)