Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анкетный метод в криминологии.

Поиск

Methodos по-гречески — это буквально путь к чему-либо, исследование. В русском языке и научном обороте употребляются слова «методология», «методика», «методы» и ряд других. Не вдаваясь в сложный анализ всех этих терминов, остановимся на содержании наиболее часто употребляемых: метод — это прием, способ исследования;

методика — совокупность методов исследования; методология — учение о путях, методах научного исследования чего-либо.

По мнению Егорова Владимира Сергеевича (тот, который семинары у нас вел»), методы криминологических исследований — приемы и способы получения теоретических и прикладных знаний. Они делятся на общенаучные (одинаково в каждой науке) и частно-научные (разное проявление в каждой науке) методы. Анкетный метод относится к частно-научному.

Методы криминологических исследований включают в себя следующий комплекс методов:

1. Изучение документов

2. Опросы в форме анкетирования и интервью (то, что нам надо).

3. Наблюдение

4. Эксперимент

Опросы проводятся либо заочно (анкетирование), либо очно (интервью). В первом случае разрабатывается анкета с перечнем вопросов. Вопросы могут носить закрытый характер, когда, например, после вопроса ставятся варианты ответа: «да», «нет», «не знаю». Открытый вопрос предполагает, что ответ на него может быть дан в любой форме. Такие вопросы трудны в обработке. Их в основном используют на начальном этапе исследования, когда трудно предвидеть все возможные варианты ответов. Тогда сначала проводится так называемый пилотажный опрос для выявления возможных вариантов ответов и проверки «работоспособности» анкеты — того, понятны ли вопросы, отвечают ли на них или уклоняются от ответов и т. д. Или открытые вопросы ставятся в тех случаях, когда следует избегать подсказок предложением «веера» возможных ответов. Например, при опросе некоторых осужденных выясняется, что они довольно откровенно излагают свои расходящиеся с общепринятыми нормами морали взгляды при открытой постановке вопроса. Когда же дается «веер» ответов, они стараются отвечать «правильнее». Впрочем, это характерно не для всех. «Веер» предлагаемых ответов бывает открытым, когда в его конце необходимо избрать иной вариант ответа, кроме предлагаемых, и содержится просьба уточнить, что это за вариант. При закрытом «веере» дается исчерпывающий набор вариантов ответа. В анкетах всегда содержатся контрольные, дополняющие друг друга вопросы. Поэтому нередко используются сочетания открытых и закрытых вопросов. Как правило, в криминологических исследованиях оправдывает себя так называемый анонимный опрос, когда опрашиваемый не указывает свою фамилию и адрес. Это не исключает наличия «паспортички» в анкете, т. е. вопросов о возрасте, поле, роде занятий и других данных, характеризующих опрашиваемого. Анкеты сразу составляются таким образом, чтобы в дальнейшем они могли быть обработаны на ЭВМ.

В криминологических исследованиях индивидуальное интервью осужденных дает более полные результаты, чем анкетный опрос, когда выясняются мотивы и цели преступного поведения, его причины, условия воспитания и жизни, ряд других моментов.

В то же время анкетный опрос бывает полезным для выявления личных позиций опрашиваемого, касающихся норм морали, права, выбора варианта поведения в конкретной ситуации, отношения с рядом лиц, если опрашиваемый не заинтересован в огласке его позиции. Тогда важен анонимный анкетный опрос.

 

Антропологическая концепция причин преступности.

Речь идет о криминологических концепциях причин и условий преступности. Концепции существую относительно двух моментов: нам нужен второй, т.е относительно содержательной стороны причин и условий преступности, т е содержание преступности:

а) социальная (здесь не подходит)

б) биологическая (подходит) определяет содержание преступности в зависимости от врожденных и приобретенных качества индивида: антропологическая Чизара Ламброзер = склонность к преступлениям является врожденным свойством человека, сохранившемся со времен первобытного общества. Эта склонность есть и в облике человека (нос, глаза, конечности…)

Антропологическая теория возникла в Италии в 70-х гг. XIX в. В ней особое внимание уделяется проблеме взаимосвязи психической болезней личности и свойств преступной личности. Суть подхода А.Т. сводится к следующему: преступление, совершаемое преступной личностью, такое же естественное явление, как рождение, болезнь, смерть. Поэтому причины преступности лежат в самой психофизиологической природе личности. В А.Т. разработана первая классификация преступных личностей: 1) прирожденные преступники;

2) душевнобольные преступники;

3) преступники по страсти;

4) случайные преступники.

Представители теории утверждали, что существуют "прирожденные преступники", обладающие особыми анатомо-физиологическими и психическими свойствами, делающими их как бы фатально обреченными от рождения на совершение преступления. К анатомо-физиологическим признакам "прирожденного преступника" теория относит: неправильную, безобразную форму черепа, раздвоение лобной кости, малую зазубренность краев черепных костей, ассиметрию лица, неправильность строения мозга, притупленную восприимчивость к боли и др.

В теории определены характерологические особенности преступника и свойственные ему патологические личностные черты: сильно развитое тщеславие, цинизм, отсутствие чувства вины, способности к раскаянию и угрызениям совести, агрессивность, мстительность, склонность к жестокости и насилию, к экзальтации и демонстративным формам поведения, тенденция к выделительным признакам особого сообщества (татуировки, речевой жаргон и др.).

Прирожденная преступность сначала объяснялась атавизмом: преступник понимался как дикарь, который не может приспособиться к правилам и нормам цивилизованного сообщества. Позднее представители А. т. объясняли прирожденную преступность как форму "нравственного помешательства", и, наконец, как форму эпилепсии. Борьба с преступностью, т. о., должна осуществляться, по мнению Ломброзо, путем физич. уничтожения либо пожизненной изоляции "врожденных" преступников.

Теория отвергла положения и подходы "классической" криминалистической школы, например, "моральную ответственность" преступника и взгляд на наказание как на акт возмездия за совершенное преступление, противопоставив взгляд на наказание как на необходимую меру защиты, общества от социально опасной преступной личности.

Теория имела большое значение в поиске путей и средств диагностики личности преступника, развитии психологии и патопсихологии криминогенной личности, в формировании основ криминалистики и судебной психологии, в поиске целесообразных мер воздействия, в т. ч. и психол., на личность преступника.

Теория находила и находит последователей во многих теориях, таких как теории хромосомных аномалий Т. Клайнфельтера, генной инженерии, оказавших влияние на развитие ряда современных теорий личности, а также во фрейдистской и неофрейдистских концепциях о врожденной агрессии и разрушительных влечениях личности.

В начале 60-х гг. Буза и Пинатель писали, что антропологическая теория, рожденная ломброзианским учением, утвердила существование наследственной предрасположенности к преступности. Такая предрасположенность состоит ≪в некотором специфическом содержании, которое еще не определено≫. Позднее это стало связываться с хромосомами. Исследования ученых в Англии, США, Австралии и других странах выявляли повышенный процент хромосомных аномалий среди обследованных преступников по сравнению с контрольной группой.

На самом деле вопрос очень большой, но интересный. Кто захочет копнуть глубже - в Интернете есть все работы Ломброзо. Можно почитать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.58 (0.008 с.)