Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стратегии риск-менеджмента по осуществлению эффективной деятельности предприятияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наличие факторов риска усложняет экономическую деятельность во всех сферах хозяйства. Поэтому предприниматели и менеджеры должны разрабатывать стратегию действии в неопределенных и рискованных ситуациях. Это позволит им заранее прогнозировать неблагоприятные исходы. Стратегия риск-менеджмента — это взаимосвязанная совокупность целевых задач, критериев, правил, направлений и способов использования средств для осуществления мероприятий в условиях неопределенности и риска, не противоречащих эффективному развитию предприятия. Лучшие шансы на успех будут тогда, когда предприниматели, менеджеры, принимают нестандартные решения, находят новые сегменты или ниши на рынке. В менеджменте риска, как и в общей системе управления предприятием, выделяют три основных стратегических направления деятельности предприятия (рис.).
Выбор стратегии осуществляется руководством предприятия на основе ситуационного анализа (SWOT-анализа) внешних и внутренних факторов предпринимательской среды. Считается, что наибольшее влияние на стратегию оказывают: · внутренние сильные и слабые стороны предприятия; · внешние возможности и угрозы; · состояние финансовых ресурсов предприятия, его финансовая устойчивость; · занятость населения и уровень квалификации сотрудников; · внешние и внутренние обязательства предприятия; · имеющийся в распоряжении ресурс времени. Одними из важнейших этапов управления рисками являются прогнозирование и планирование. Цель данных процессов – наиболее оптимальный результат деятельности в будущем. Так как знания на ближайшую и тем более отдаленную перспективу не всегда в полной мере предсказуемы и определенны, то степень неопределенности и обусловливает характер планирования и прогнозирования. В системном единстве их можно представить в виде цепочки последовательных этапов: поисковый прогноз — нормативный прогноз — стратегическое планирование, бизнес-планирование — перспективное планирование – текущее планирование – оперативное планирование. Поисковый прогноз позволяет определить возможные состояния изучаемого объекта в будущем. Альтернативные пути и время достижения этого состояния устанавливаются нормативным прогнозом. Для сложных хозяйственных процессов в концепцию "прогноз — план" вводится дополнительное звено "программа". В данном случае перспективы будущего развития в условиях неопределенности и риска определяются по более сложной комбинации "прогноз — программа — план". Программирование позволяет ограничивать до минимума число вариантов развития в условиях риска путем непосредственного включения в модель программного планирования фактора неопределенности. Воздействие неблагоприятных факторов в каждом конкретном случае можно смягчать с помощью различных форм планирования: стратегического, бизнес-планирования, перспективного, текущего и оперативно-календарного. Четкая последовательность в выполнении единого комплекса работ по прогнозированию и планированию деятельности предприятия в условиях риска позволит реализовывать стратегические цели, сокращать до минимума возможные потери, благодаря последовательному раскрытию неопределенности окружающей среды. В системе управления рисками используется ряд концептуальных подходов относительно конкретных возможностей развития хозяйственных процессов. Во-первых, управление сферами человеческой деятельности, сопряженной с неопределенностью, должно четко ориентироваться на реализацию целевой программы, с обязательной ответственностью конкретных исполнителей за достижение поставленных задач. Во-вторых, использование научных методов прогнозирования, программно-целевого планирования и применения современной вычислительной техники должно ограничиваться разумными рамками достаточности, так как рискованная человеческая деятельность это постоянная проверка достоверности гипотез. В-третьих, системный анализ не должен ограничиваться исследуемой целевой программой, а выходить за ее пределы. В-четвертых, должен выдерживаться общий стандарт качества научно-практического поиска. Данное требование ориентирует на необходимость выяснения степени удовлетворения задействованных в целевой программе сторон. Приведенные выше концептуальные подходы по управлению хозяйственной деятельностью можно признать как фундаментальные в риск-менеджменте. Процесс управления в условиях возникновения риска включает следующие взаимозависимые этапы. 1. Определение предмета хозяйственного риска и перечня объектов, последствия от рискованного функционирования которых необходимо знать. 2. Установление числа субъектов, участвующих непосредственно или косвенно в реализации рискованного проекта, и уточнение их возможных действий или проявление вариантов бездействия. 3. Изучение характерных элементов хозяйственного риска, выражающихся в отклонениях от заданных параметров, принятых норм, технических условий, стандартов, регламентов. 4. Оценка форм проявления и вероятностных последствий для характерных элементов хозяйственного риска. 5. Контроль и финансирование рискованных проектов с учетом альтернативного использования ресурсов, разносторонности объектов инвестирования, ориентации на прогрессивные технологии, новаторские приемы, ноу-хау, новые организационно-управленческие методы. 6. Систематизация и реализация различных возможностей, включая ведение переговоров в отношении страхования рисков. Упрощенная блок-схема процесса управления риском приведена на рисунке. Общая схема управления рисками не может в полной мере отражать все способы действий как отдельного менеджера, так и всей управленческой команды предприятия. Каждый принятый вариант решения содержит элементы риска, поскольку выбор лучшей альтернативы осуществляется с учетом баланса между выгодами и потерями применительно к каждой конкретной хозяйственной ситуации и не может быть универсальным. Наиболее приемлемый уровень управленческих решений и действий в условиях риска должен определяться и постоянно корректироваться в процессе практической реализации любого хозяйственного проекта. Приемы минимизации рисков следующие: · избежание риска, т.е. уклонение от мероприятий, связанных с рискованными действиями, что, однако, для субъекта хозяйствования или инвестора часто означает отказ от сверхплановой прибыли; · удержание риска — это оставление риска за предпринимателем, предприятием. Каждая организационно-правовая структура, вкладывая собственный капитал на развитие производства, заранее уверена в покрытии возможных потерь ресурсного потенциала за счет собственных средств; · передача риска означает, что физическое или юридическое лицо передает ответственность за риск возможных потерь другой стороне, например, страховой компании, посреднику или партнеру по бизнесу. · получение дополнительной информации, позволяющей разработать более точный прогноз с различными вероятностными исходами и снизить риск при принятии решений. Кроме того, более полная информация позволяет своевременно корректировать ход реализации разработанных мероприятий в условиях повышенного риска; · лимитирование, т.е. установление предельных сумм расходов, кредитных поступлений; · самострахование — создание собственных резервных фондов непосредственно хозяйствующим субъектом; · страхование — готовность предприятия, предпринимателя отказаться от части своих доходов с целью избежания значительных потерь при проявлении рискованных ситуаций. Все приемы менеджмента риска направлены на выполнение основной функции управления в условиях риска – защитить субъект хозяйствования от нежелательных потерь. В настоящее время в международной практике службы управления в условиях риска объединяют элементы обязанностей руководителей и специалистов всей иерархической цепочки. Для четкого понимания риска и расходов по управлению им должны быть налажены тесные производственные отношения со всеми внутрихозяйственными подразделениями предприятия. Большинство менеджеров по риску непосредственно подчиняются финансовой службе субъекта хозяйствования. Исследования, проведенные в США, показали, что 60% отделов менеджмента риска работают совместно с финансовыми подразделениями; 14% — работают с подразделениями человеческих ресурсов, 10% — подчиняются управляющим высшего ранга и 16 — сотрудничают с другими подразделениями. Вместе с тем, независимо от подчиненности управляющих службой риска, самым важным фактором их успешной деятельности являются постоянные контакты с высшим руководством организационно-правовой структуры. Только при хорошо отлаженном управлении в области риска и оптимальных издержках на его практическую реализацию можно достичь ожидаемых выгод, сократив до минимума потери. Фирма очень часто использует трехэтапный подход к управлению рисками. Первый этап — определение типов рисков, с которыми сталкивается фирма. Второй этап — измерение влияния выявленного риска. Некоторые риски настолько малы, что они не ощутимы, в то время как другие имеют гибельное значение для потенциала фирмы. Третий этап — решение вопроса, как следует минимизировать выявленный риск. В странах с развитой рыночной экономикой только в компонентах "финансы", "учет и экономика" традиционно используются количественные показатели. Другая часть учета отражает структуру бизнес-процессов, т.е. дается четкая интерпретация деловых операций: кто, кому, в какие сроки должен поставлять. Последнее – не что иное как моделирование бизнес-процессов, и осуществляется оно на основе современного подхода к постановке управленческого учета. Наиболее реалистичный, современный подход к постановке управленческого учета основывается на мировых достижениях в менеджменте. Построение структуры управления предприятием обеспечивается с помощью специальных информационных средств, их называют orgware. Эти своеобразные стандарты позволяют управленческой команде формализовать свое видение бизнес-модели. Здесь разработчик технико-экономического задания вообще не требуется. Бизнес-модель является установочной для настройки количественной базы данных. Руководитель видит не только цифры, но и всю производственную программу: что нужно сделать и кто это будет делать. Небольшие изменения в бизнес-модели можно сразу отобразить в orgware. Контроль и ответственность при управлении рисками В менеджменте риска контроль осуществляется с целью подтверждения следующих моментов: 1) приемлемость того или иного вида риска для субъекта хозяйствования; 2) степень достижения поставленных целевых задач на основе реализации комплекса организационных мер по управлению рисками; 3) сравнение проявивших себя положительных или негативных факторов с прогнозируемыми или планируемыми и соизмерение величины полученных выгод или ущерба с ожидаемыми. Как в общей системе управления предприятием, так и в менеджменте риска осуществляется контроль одноактный и процессный. Первый включает комплекс проведенных разовых мероприятий по установлению степени проявления каждой из рискованных ситуаций. Процессный контроль управления рисками осуществляется периодически во времени и охватывает как комплекс отдельных рискованных операций, так и хозяйственный процесс в делом на предприятии. Здесь важно разумно ограничить проверки, так как чрезмерный контроль может привести к следующим негативным результатам: · сузит сферу деятельности отдельного внутрихозяйственного подразделения, что приведет к разбалансированности работы предприятия; · чрезмерно увеличит число проверяющих, что обусловит дополнительные издержки.
План преодоления кризисных ситуаций Без разработки плана преодоления кризисных ситуаций сложно организовать систему управления в области риска на предприятии. План преодоления кризисных ситуаций разрабатывается риск-менеджером. В случае необходимости к этой работе могут быть привлечены и эксперты в отдельных областях. Обычно такой план составляется сроком на 3—5 лет с учетом долгосрочных интересов стабильности субъекта хозяйствования. Оцениваются любые, в том числе и самые прибыльные проекты, с точки зрения их рискованности, неблагоприятных прямых и косвенных последствий. Результаты, которых менеджер по рискам рассчитывает добиться в первом году, детализируются по месяцам, в следующем году — по кварталам, а дальше даются предполагаемые результаты за год. План преодоления кризисных ситуаций включает разделы, число и содержание которых определяется спецификой предприятия или отрасли. Важнейшими среди них являются следующие: 1. Введение или краткая справка Данный раздел должен содержать пояснительную записку относительно разрабатываемой системы мер управления предприятием в чрезвычайных ситуациях. 2. Состав членов комиссии по чрезвычайным ситуациям. Распределение обязанностей и ответственности между ними В обязательном порядке указываются возложенные на каждого члена команды обязанности, с указанием списков всех лиц и организаций, которых нужно поставить в известность и информировать о развитии чрезвычайного события. Ответственность каждого из членов комиссии за выполнение поставленных задач не позволит перекладывать свои функциональные обязанности на других лиц и строго исполнять инструкции. 3. Методы сокращения потерь при чрезвычайных ситуациях Для сокращения времени реагирования на аварию защитные средства и специальное оборудование, приспособления должны как можно ближе размещаться к источнику опасности. Кроме того, в целях защиты от кризисных ситуаций разрабатываются прогнозные и плановые показатели по комплексу организационно-технических мероприятий, минимизирующих потери. 4. Политика предприятия в период кризиса При наступлении чрезвычайных обстоятельств всем: членам комиссии важно поддерживать тесную связь не только с соответствующими службами своего предприятия, но и конкурирующими фирмами, поставщиками сырья и полуфабрикатов, а также потребителями продукции, коммерческими банками, соответствующими государственными службами и средствами информации. Поэтому данный раздел плана требует от всех служб предприятия и партнеров по бизнесу полной информированности о зонах вероятных потерь. Назначаются представители для осуществления контактов со средствами информации. Управленческие решения принимаются в условиях неопределенности, когда в полной мере невозможно оценить вероятностные исходы при реализации альтернативных вариантов хозяйственной деятельности. Подобные ситуации возникают чаще всего в быстро меняющейся предпринимательской среде, при нарушении установившихся закономерностей из-за влияния новых или сложных факторов. Сталкиваясь с неопределенностью и риском, менеджер может использовать два подхода для разрешения сложных хозяйственных ситуаций. В одном случае необходимо попытаться получить более расширенную информацию и на основе построения матрицы логической основы поиска решений осуществить перевод вероятностной информации в достоверную. Организация поиска выхода из кризисной хозяйственной ситуации должна быть направлена на устранение дезорганизационных моментов с учетом меняющихся факторов предпринимательской среды, рыночного спроса на продукцию. Второй подход основывается на решениях и действиях в точном соответствии с прошлым опытом и наиболее применим в случаях отсутствия достаточного времени на сбор и обработку дополнительной информации. Однако даже наиболее эффективные в прошлом бизнес-процессы могут содержать искаженную информацию из-за применяемых мер по охране коммерческой тайны, привязки технологических решений к конкретной технической проблеме. Следовательно, данный подход с ориентацией на прошлый опыт может привести к тому, что управленческая команда упустит новые альтернативы. Важнейшим фактором успешной реализации не известных ранее возможностей в бизнес-процессах, осуществляемых в условиях неопределенности и риска, выступает реинжиниринг. Основной тенденцией реинжиниринга в менеджменте риска является ориентация на использование новых информационных технологий, дающих возможность создать все предпосылки для разрешения ситуаций в условиях неопределенности действия отдельных факторов предпринимательской среды.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.137.209 (0.009 с.) |