Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема предмета философии: классические и неклассические трактовки. Аристотель, Декарт, Бердяев, Ясперс о философии↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблема предмета философии: классические и неклассические трактовки. Аристотель, Декарт, Бердяев, Ясперс о философии Предметное самоопределение философии складывалось в зависимости от истории ее развития. Ранняя философия видела свою главную задачу в отграничении от мифологии, религии и от частного знания. Аристотель, например, подчеркивал, что философия - это наука о сущем и всеобщем, в то время как другие науки изучают лишь видимые причины и частные связи. Французский философ Рене Декарт занимался исследованием природы человеческого познания вообще. Он подчеркивает роль теоретического, а не эмпирического начала в познании, так как, по его мнению, только в этом случае возможно получение достоверного и необходимого знания. Карл Ясперс - выдающийся немецкий философ, психолог и психиатр, один из основателей экзистенциализма. Ясперс решительно отмежевался от рационалистической традиции в философии, связанной с Р. Декартом, И. Кантом и Г. Гегелем, отрицал возможность развития философии как науки. 3. Состав современного философского знания: разделы и дисциплины Онтология. Особенность этого раздела в философии заключается в том, что философия как специфическая форма осознания человеком своего бытия призвана дать человеку знание о мире и самом человеке в их бытии, Гносеологический раздел на первый план ставит проблему взаимодействия между познающим субъектом и познаваемым объектом. Философия ставит вопрос о познаваемости мира и обоснованности наших знаний о нем. В познавательном отношении человек, являясь частью бытия, в то же время противостоит ему и осознает свое противостояние. Аксиологический раздел философского знания - это учение о природе ценностей, их месте в реальности и структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой и с социально-культурными формами. Праксиологический раздел связан с анализом практической деятельности человека по освоению реального бытия, предметного мира. Помимо основных разделов философии выделяется ряд философских дисциплин. Логика - учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Она изучает формы выражения мыслей и формы развития знаний, приемы и методы познания, а также особые законы мышления. Философская антропология исследует проблемы природы, сущности и существования человека как особой формы бытия. Социальная философия - это концептуальное, рефлексивное осмысление общественных процессов. Она занята выяснением вопросов: Что такое общество? Что можно отнести к общественным явлениям? Этика выявляет фундаментальные, предельные основания справедливых, разумных и осмысленных действий в совместной жизни людей. Эстетика исследует сущность прекрасного, формы его проявления в искусстве и природе, а также его воздействие на воспринимающего. Философия языка рассматривает возникновение, развитие и функции языка, а также его значение в жизни человека и общества. Философия религии раскрывает сущность религиозной веры и религиозного сознания, специфику их существования в обществе, значение религии для человека. Философия права решает проблему обоснования права: из чего оно исходит, существует ли вышестоящая правовая норма, из которой можно вывести все конкретные правовые нормы? Другое направление исследований - выявление соотношений права с моралью, религией, политикой, государством, властью, экономикой. Философия науки исследует структуру научного знания, средства и методы научного познания, способы обоснования и развития знания. Философия культуры - дисциплина, исследующая сущность и значение культуры.
Функции философии Место и роль философии в жизни человека и общества раскрывает ее функции. Они делятся на две группы: общие и специальные. Общие функции выполняются всей системой философского знания, специальные - в основном отдельными философскими дисциплинами. К числу общих функций относятся мировоззренческая и методологическая. Мировоззренческая функция раскрывает общее отношение человека к миру. Из этой функции основана интегративная функция, которая выражается в обобщении знания, создавая фундамент наук, участвуя в построении научной картины мира. Из мировоззренческой функции вытекает и социально-аксиологическая функция. Она заключается в разработке представлений о ценностях, общественном идеале. Смысл еще одной функции - культурно-воспитательной - заключен в том, что знание философии воспитывает высокую культуру мышления, стремление к познанию истины, способность оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного мышления. Методологическая функция объясняет, каким образом преобразовывать мир (направления, способы, методы). Метод - это способ организации имеющегося опыта преобразования, который позволяет получать новые знания и новые результаты преобразования. Возникновение философии. Социокультурные условия и духовные источники Философия как особая форма знания с момента своего возникновения и в последующем развитии всегда выделялась характером своих проблем, которые раскрывали сущность бытия и человеческого существования. Но если этот вопрос рассмотреть более подробно, то окажется, что основные проблемы философии имели и имеют различные способы разрешения. От чего это зависит? Имеют место два главных фактора: 1) исторические и социокультурные условия; 2) уровень развития парафилософских (околофилософских) знаний. Возникновение философии было подготовлено всем ходом предшествующей истории, но непосредственным толчком послужила потребность человека в новом онтологическом знании, которое бы позволило проникнуть в сущность мира и тем самым расширить возможности человека в его преобразовательной деятельности. Духовным источником философии явилась предфилософия. В широком смысле слова предфилософия - это переходные формы знания между мифологическим, религиозным и собственно философским мировоззрением. Развитые формы мифологии и религии означали уже не первобытное стихийное мировоззрение, а мировоззрение с элементами самосознания человека (выделения себя из мира) и с элементами абстрагирования, перехода от образного к понятийному знанию.Разделение труда, выделение умственной деятельности как самостоятельной создало возможность для развития логико-рассудочного уровня мировоззренческого знания, Основные черты и направления древнекитайской философии Философия Древнего Китая имела много общего с древнеиндийской: своими корнями она также уходит в мифологию и религию, Но религиозная традиция не получила столь интенсивного развития. Поэтому философия Древнего Китая оказалась больше под влиянием мифологии и обыденного знания. характерно представление о первоначальном состоянии мира как первобытном хаосе и о двух противоположных упорядочивающих этот хаос космических силах - небесной Ян и земной Инь. Всем правит дао - безличный мировой закон (путь), которому подчиняются и природа, и люди. Появление философии в Древнем Китае представляло шесть основных школ: 1) конфуцианство; 2) моизм; 3) школа закона - легизм; 4) даосизм; 5) школа «инь-ян» (натурфилософы); школа имен («мин-цзя»). даосизм - глубже занималось вопросами объективной картины мира. Решались такие проблемы, как бытие, небытие, становление, единое и т.п.было 2 дао. Первое дао, поскольку оно бестелесно, безымянно, пусто, отождествлялось с небытием. Второе дао, имеющее имя, - с бытием, порождаемым первым дао. Схоластика. Схоластика (IX в- конецXV). Цель: обоснование веры, бытия Бога с помощью рациональности. Схоластика иначе означала школьные риторические упражнения в красноречии. Процесс познания мыслился как процесс преподавания, передачи знаний от знающих к незнающим, а цель познания - как перестройка души с помощью слова Божьего. Метод схоластики заключался не в отыскании истины, а в том, чтобы изложить и доказать эту истину посредством разума, т.е. философии. три цели: 1) с помощью разума легче проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека; 2) придать религиозной и теологической истине систематическую форму при помощи философских методов; 3) используя философские аргументы, исключить критику святых истин. Главным вопросом схоластики был вопрос об отношении знания к вере. Она основывалась на тезисе о первенстве и главенстве веры над разумом. Важнейшим философским вопросом- вопрос об отношении общего к единичному. В историю философии он вошел как спор об «универсалиях», т.е. о природе общих родов или понятий. Основных подходов в решении - было два. Первый состо ял в утверждении, что «универсалии» (общие роды) существуют реально независимо от человеческой мысли и речи. Этот взгляд получил название «реализм». Второй подход утверждал, что «универсалии» не существуют реально независимо от человека. Они только общие имена. Этот взгляд получил название «номинализм». Основные проблемы Вера и знание Доказательство бытия Бога Общее и единичное (проблема универсалий) Знание об отдельном, как оно даётся чувственным восприятием, имеет своё значение не само по себе, а только ради практических нужд. Другой вывод из данного понятия о науке заключается в том, что наука хотя направляется на общее, но предметом своим имеет не общие понятия сами по себе, а вещи, которые мыслятся при их посредстве: только логика составляет здесь исключение. В схоластической философии борьба реализма с номинализмом окончилась победой номинализма; но в иной форме эта борьба продолжается и до настоящего времени. Реали́зм, в философии — один из основных наряду с номинализмом и концептуализмом вариантов решения спора об универсалиях, выясняющего онтологический статус общих понятий, т. е. вопрос об их реальном (объективном) существовании. В отличие от номинализма, для которого реальна лишь единичная вещь, а универсалия — общее имя, и от концептуализма, для которого универсалия — основанное на реальном сходстве предметов обобщение в понятии. оминали́зм (лат. nominalis — относящийся к именам, именной, от nomen — имя) — философское учение, согласно которому названия таких понятий, как «животное», — «эмоция» — это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена (универсалии), своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена конкретные (например, вместо общего имени «человек» — собственные имена «Пётр», «Павел», «Анна», «Мария» и пр.). Иначе говоря, общие имена применяются не к классу вещей как к целому, а порознь к каждой отдельной вещи из этого класса. Отсюда следует понимание понятий, обозначаемых общими именами, таких, как «человек», не как самостоятельного целого, а как совокупности отдельных понятий (конкретных людей), то есть абстракции, мысленного образа.
Философия Декарта Французский философ Рене Декарт (1596-1650 гг) важнейшая цель знания - господство человека над силами природы и усовершенствование самой человеческой природы. Декарт занимается исследованием природы человеческого познания вообще. Он подчеркивает роль теоретического, а не эмпирического начала в познании, так как, по его мнению, только в этом случае возможно получение достоверного и необходимого знания. Противопоставление субъекта объекту выразилось прежде всего в гносеологии Декарта, ясность и отчетливость мышления он считал достаточными признаками всякого достоверного знания. Искомая достоверная опора знания - «Я мыслю, следовательно, существую». Все идеи, существующие в человеческом сознании, он подразделял на производные и врожденные. к основным средствам познания Декарт относит и дедукцию - противоположный индукции метод, состоящий в выведении частного знания из общего. В дальнейшем присоединяет к ним и индукцию, которая, завершает обретенное знание, одновременно и продолжает его и вновь начинает, т.е. обеспечивает непрерывное воспроизведение знания. Свой метод он излагает в работе «Рассуждение о методе», где выдвигает четыре основных правила. Исходной посылкой познания Декарт выдвигал сомнение - «сомневающуюся» способность мышления. Первое правило гласило: допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются уму ясно и отчетливо, не могут вызывать никаких сомнений в их истинности. Второе - расчленять каждую сложную проблему, или задачу, на составляющие ее частные проблемы, или задачи. Третье - методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному. Четвертое - не делать никаких пропусков в логических звеньях исследования. Метод должен превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайности и фрагментарности, и обеспечить целостность и непрерывность. Гносеологизм Декарта - разрыв субъекта и объекта, положение о том, что исходной достоверностью всякого познания является мыслящее Я - сознание (самосознание), находит свое выражение и в его своеобразной онтологии, учении о субстанции. В историю философии Декарт вошел как дуалист. Субстанция - вещь, которая для своего существования нуждается лишь в самой себе. Совершенной субстанцией является лишь бог, который существует «сам из себя» и сам является своей причиной. Бог - это наиболее совершенное сущее, гарант истинности познания, поскольку человеческое познание всего лишь возможно достоверное, но не является таковым. В сотворенном мире выделяет две субстанции - материальную и духовную. Главное определение духовной субстанции - ее неделимость, а материальной - делимость до бесконечности, или распространенность. Основные атрибуты субстанций - это мышление и протяжение, остальные их св-ва производны от них. Воображение, чувство, желание - модусы мышления. К модусам протяжения Декарт относил фигуру, положение и движение. Учение Декарта о материи сложилось под влиянием математических и физических исследований. В качестве мельчайших частиц, заполняющих пространство, он определял корпускулы. Мировая материя - является беспредельной, однородной, не имеет пустот и делима до беспредельности. Каждая частица материи - совершенно инертная и пассивная масса, поэтому источник движения - вне материи. Движение понималось лишь как механическое. Духовная субстанция содержит идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены в опыте. Дуализм Декарта распространяется и на учение о человеке. Человек есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с волящей и мыслящей душой. Их взаимодействие совершается благодаря особому органу - шишковидной железе. Человеческое тело (и тело животных) понималось как сложный механизм, созданный из материальных элементов, под механическим воздействием на него окружающих предметов он способен совершать сложные движения. Из всех психических функций на первое место он выдвигал волю, главное же действие аффектов, или страстей, состоит в том, что они располагают душу к желанию тех вещей, к каким подготовлено тело
Учения Беркли. Юма Английский философ Джордж Беркли (1684-1753 гг.) представитель субъективного идеализма и агностицизма. В основном труде - «Трактат о принципах человеческого знания». Он исходил из сенсуалистических принципов в вопросах познания мира. Однако его гносеология носила уже идеалистический характер, поскольку он отбросил материализм Локка: ощущения, или «идеи», по его мнению, - это единственная воспринимаемая человеком реальность. отдельные реальные предметы - это комбинации ощущений. Следовательно, полностью лишает ощущения объективного содержания. Существовать, значит быть воспринимаемым. . Общие и абстрактные идеи он различает. Общие идеи - это такие, которые могут быть восприняты как наглядные представления. Абстрактные - отвлеченные общие идеи. При этом Беркли различал два вида отвлечения. При первом из них представляются отдельные части или свойства предмета, которые в действительности могут существовать порознь. При втором виде отвлечения - такие, которые в действительности неотделимы друг от друга. Их-то и отвергает Беркли как иллюзорные, как пустые слова, которым не соответствуют никакие восприятия. В качестве примеров таких абстрактных понятий он брал протяжение, движение, число, пространство, время, счастье, добро. Вся теория абстракции Беркли была направлена к тому, чтобы доказать, что реально только то, что воспринимаемо или представляемо, но не то, что мыслимо. Понятие им сводилось к представлению, рациональное - к эмпирическому, общее - к отдельному. Тем самым исчезла качественная грань между двумя формами познания. он признавал существование только человеческого сознания, в котором различал «идеи» и «души». Идеи - это качества, данные в нашем субъективном восприятии. Души - воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты духовной деятельности. По мнению Беркли, идеи совершенно пассивны. Напротив, души в отличие от идей активны. Он подчеркивал, что душа является носителем идей как субстанция и не может быть воспринята сама по себе, а лишь по производимым ей действиям. Поэтому человеческая душа бестелесна и бессмертна. Отстаивая принцип субъективного идеализма, Беркли хочет избежать солипсизма, т.е. Вещь, которую перестал воспринимать один субъект, может быть воспринята другим субъектом или другими субъектами. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи не превратились бы в ничто. Они продолжали бы существовать как сумма «идей» в уме бога. Бог - это такой субъект, который, во всяком случае, не может исчезнуть. А потому не может исчезнуть и весь сотворенный им мир вещей: мир звезд, планет и Земли со всем, что существует на ней Как видно, гносеологические построения переходят в его онтологические умозаключения. Одну из своих главных задач Беркли видел в опровержении понятия материи. Поскольку материя как субстанция не есть «идея», не есть то, благодаря чему мы только и можем утверждать о существовании чего-либо, постольку наше познание не дает никаких оснований для признания существования материи. Материя, по его мнению, наиболее абстрактная и непонятная из всех идей. Пространство и время также относил к понятиям, не имеющим никакого объективного содержания, а выражающим лишь сосуществование «идей». Подобным же образом решалась Беркли и проблема причинности. Физическая причинность, будь то притяжение или действие иных материальных сил, им категорически отвергалась. Нет и не может быть иной действующей причины, кроме воли «некоторого духа», производящей явления, порождающей наши ощущения, или идеи. Английский философ, психолог, историк и экономист Давид Юм (1711-1776 гг.). Его главный философский труд «Трактат о человеческой природе» завершен в 1740 г. Юм задает программу субъективизма и агностицизма. Гносеологическую проблематику он решал с позиций сенсуализма, в частности, в вопросе об источнике знаний. Познавательный опыт складывается из «восприятий». «Идеи» - это копии впечатлений, уступающие им в степени яркости и живости. Используя психологический критерий для различения двух видов элементов опыта, Юм оставался в рамках сенсуализма. Следуя терминологии Д. Локка, Юм делил все впечатления на впечатления ощущения и впечатления рефлексии. Первые возникают от неизвестных нам причин, принципиально непознаваемы. Мы не можем также знать, существует ли внешний мир. Что касается впечатлений рефлексии, то они возникают в результате действия на ум некоторых идей ощущений (т.е. копий впечатлений ощущения), например идей удовольствия и страдания. Так появляются впечатления «желания», «отвращения», «надежды», «страха» и прочие, имеющие, следовательно, производный характер. От этих двух видов первоначальных впечатлений зависят идеи памяти и идеи воображения. Ни одна идея не может быть образована без предшествующего ей впечатления. Для памяти важно сохранить сам порядок последовательности идей, она воспроизводит их в том порядке, в котором они получились. А воображение, напротив, идеи свободно перемещает в свободные сочетания. Свою задачу он видел в детальном описании психологического механизма такой связи восприятий. Всего Юм называл три типа ассоциации идей. Во-первых, ассоциация по сходству. Но эта ассоциация часто приводит к ошибкам. Во-вторых, это ассоциация по смежности в пространстве и во времени. Наиболее широко встречающаяся ассоциация причинности. Одновременно с типологией ассоциаций в исследовании процесса познания Юм выдвигает свою, не совсем ясную интерпретацию понятия «отношение». Ассоциации при этом оказываются одним из видов так называемых философских отношений. В отличие от отношений в обыденном смысле слова, видимо, понимаемых им как особые качества, философские отношения суть обстоятельства или ситуации, в силу которых ум сопоставляет идеи. Всего таких отношений семь видов. Четыре из них - сходство, противоположность, степени качества и количества - зависят только от характера самих идей. Они могут быть предметом достоверного знания, так как получаются с помощью строгих абстрактных рассуждений. Тем самым Юм резко разграничивал опытное и внеопытное знание. Позиции Юма в его отрицании возможности абстракций распространяются и на решение вопросов онтологии.субстанция, как он считал, не есть ни цвет, ни вкус, ни запах, а также ни страсть или эмоция, т.е. ни один из возможных в его учении элементов чувственного опыта. субстанция - это просто удобная фикция воображения. В анализе причинности Юм отказывался считать существенно важным отношение порождения причиной действия. Он подчеркивал, что, поскольку мы имеем дело с одними восприятиями, которые совершенно пассивны, невозможно ни логически, ни опытным путем доказать наличие порождающей силы в какой-либо причине. Последняя же причина самих восприятий нам совершенно неизвестна. Тем самым философом отрицалась объективная причинность, а вместе с ней и наличие субстанции. Человек, по мнению Юма, - это прежде всего чувственное, аффективное существо. Разум не способен преодолеть какой-либо аффект. Это может сделать только другой аффект. Разум в действительности является «рабом аффектовАффекты - это эмоции, возникающие под влиянием объектов. Все аффекты он подразделял на спокойные (например, чувство прекрасного или безобразного) и бурные (например, любовь или ненависть, печаль или радость). Разум, как было уже сказано, относится к спокойным аффектам. В отношениях с другими людьми человек руководствуется чувством справедливости, которое возникает как впечатление соглашения между людьми.
Философия марксизма Философия марксизма создана мыслителями К. Марксом и Ф. Энгельсом и творчески развита В. И. Лениным. К середине XIX в. буржуазные революции были уже позади. Капитализм интенсивно развивался на собственной основе. Возникали крупные промышленные предприятия. Формировался пролетариат, условия труда которого были тяжелыми. Реальная значимость социальной активности рабочего класса резко возросла. Классовые столкновения все более обострялись. Ему не хватало ясного классового самосознания. Пролетариат мог освободить себя, лишь уничтожив экономические условия эксплуатации человека человеком. Маркс и Энгельс пришли к выводу о всемирно-исторической освободительной миссии рабочего класса и неизбежности революционного перехода от капитализма к социализму. В естественнонаучном обосновании философии марксизма серьезное значение, по словам Энгельса, имело диалектико - материалистическое осмысление природы, в котором существенную роль сыграли прежде всего выдающиеся естественнонаучные открытия. В законе сохранения и превращения энергии основоположники марксизма увидели подтверждение принципов материального единства мира, вечности и неуничтожимости материи, взаимопереходов различных форм ее бытия. В учении же о клеточном строении живых организмов они усматривали доказательство внутреннего единства растительного и животного царств. Непосредственными предшественниками, оказавшими наиболее сильное влияние на их философские взгляды, были Гегель и Фейербах. Идеи выдающихся английских экономистов А. Смита Д. Рикардо способствовали созданию Марксом и Энгельсом последовательно научной социальной философии - исторического материализма. Подлинно научную теорию социализма создали Маркс и Энгельс, показав, что только пролетариат может разрушить старый мир и построить новое общество. Возникновение философии марксизма означало качественное изменение содержания и социальной роли философской мысли во всей системе научного знания и практического преобразования действительности. Маркс и Энгельс связали в единый узел революционную теорию с революционной практикой. Маркс и Энгельс на основе сообщения опыта революционной борьбы пролетариата, данных науки вскрыли диалектико - материалистический характер развития не только природы, но и человеческого общества. Они достроили материализм <доверху>, применили его к объяснению истории общества и тем самым создали исторический материализм. Было создано целостное учение о законах развития природы, общества и мышления - философия диалектического и исторического материализма. Философия марксизма - творческое учение. Новый этап в философии марксизма связан с именем В. И. Ленина. Отличительные черты марксисткой философии. 1. Впервые было достигнуто органическое единство материализма и диалектики. Почти все материалисты до Маркса и Энгельса были метафизиками. Исключение из правила составляют античные философы, но их диалектика носила наивный характер, сплошь и рядом перемежалась с метафизикой и в конце концов вынуждена была уступить ей. Органическое же единство материализма и диалектики впервые было достигнуто марксизмом. 2. Материализм был распространен на объяснение общественной жизни. Все домарксовские материалисты были материалистами при объяснении природы и идеалистами при объяснении общественных явлений. Маркс и Энгельс сумели разобраться в кажущемся хаосе общественных отношений, четко подразделив эти отношения на материальные и идеальные (духовные) и обнаружив первичность материальных отношений и вторичность духовных. В свою очередь, материальные отношения предстали в их анализе, с одной стороны, как экономические, с другой — внеэкономические (например, отношения по детопроизводству). На фактическом материале было доказано, что именно экономические отношения определяют собой и все иные материальные, и все идеальные отношения, то есть жизнь общества в целом. Принцип первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания является коренным принципом открытого марксизмом материалистического понимания истории. 3. Принципиально изменился предмет философии. Все предшественники марксизма рассматривали философию в качестве “науки наук” и пытались втиснуть философию все теоретическое содержание конкретных наук, решить за них их специфические проблемы. Маркс и Энгельс впервые вычленили специфические функции философии, характерные только для нее, — мировоззренческую и методологическую.Ф. должна вооружать человека мировоззрением, а все науки — общим, философским методом исследования. 4. Философская система впервые стала рассматриваться как нечто незавершенное, подлежащее непрерывному обогащению и корректировке. Марксизм преодолел многовековую традицию, согласно которой каждый мыслитель рассматривал созданную им философскую систему как “абсолютную истину в последней инстанции”. 5. Был преодолен созерцательный характер всей предшествующей философии. 21. Становление русской Ф и ее осн.черты.Фил.идеи Ломоносова,славянофилов. С принятием христианства на Руси в X в. центрами духовной культуры стали церкви и монастыри,в которых создавались церковные книги,летописи, всевозможные поучения,имевшие философский характер.Бог наделил человека смертным телом, но бессмертной душой, а также свободой воли. Поэтому человек должен отвечать за свои поступки перед богом. Люди и народы, не внимавшие божественным предзнаменованиям, нарушавшие божьи заповеди, живут в грехе и будут сурово наказаны Господом.формирование философских идей в России шло под влиянием европейских религиозных доктрин. Философия, облеченная в религиозные формы, искала ответы на вопросы об устройстве мироздания и общества, о смысле существования человека. М.В. Ломоносов Природу и ее законы понимал материалистически. На первое место в науке он выдвигал «метод философствования, опирающийся на атомы». Он обосновал закон сохранения вещества и движения Материю определял как «протяженное несопроницаемое, делимое на чувственные части». Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Действие и противодействие,а также другие проявления тел целиком зависят от материи, а не от каких-либо сверхъестественных сил. в основе мироздания лежат мельчайшие частицы, которые он называл то монадами, то атомами, но не считал духовными образованиями. Славянофилы. Ключевым для теории познания славянофилов стало понятие «целостность духа». Как считал Хомяков, постижение истины невозможно только с помощью разума. Она становится доступной лишь живому (цельному) знанию как органическому синтезу чувственного опыта, разумного постижения и мистической интуиции. Главная роль в познании принадлежит вере, которая вносит содержание в познаваемую истину. Однако индивидуальный человеческий разум, даже дополненный верой и интуицией, не может постигнуть бога, как сущность мира. Для этого необходим коллективный разум, соединенный в церкви на основе нравственной любви, истина открывается только «соборному сознанию». Революционные демократы В период кризиса и падения крепостной системы в России они были приверженцами утопической идеи крестьянского социализма, который должен был, по их мнению, сформироваться после революционных преобразований российской жизни на почве крестьянских общин.герценовская теория познания носит материалистический характер. Исходное начало – показания органов чувств о внешнем мире. Впечатления, получаемые от внешних предметов, человеческий разум перерабатывает в понятия и идеи. Но и сам разум не пассивен, он может создавать понятия, гипотезы. Чернышевский «Антропологический принцип в философии»все в мире автор измерял человеком, его счастьем, пользой для него. Человек добр или зол только в зависимости от условий – если у него нет ни в чем недостатка, он добр, и наоборот, человек поступает дурно, вредит другим, когда принужден лишить их чего-то.Следовательно, человек – эгоистическое существо, изменить его не помогут никакие проповеди. Но он – «разумный эгоист», ибо понимает, что такое польза для него и для других.
22.Особенности русской религ.Ф.Соловьев. человек рассматривается как активная, свободно творящая сила. Он наделен высокой духовностью и способен объединить мир, спасти его от разрушения смертоносным временем и человеческим эгоизмом. Религиозный антропоцентризм в русской философии выступил в качестве своеобразного интеллектуального ответа на технизацию общественной жизни, падение нравов и другие пороки, особенно промышленной цивилизации. Промышленная, техническая по своей сути, цивилизация разрушает человечность, и противостоять этому опасному процессу может лишь высокая духовность. Владимир Соловьев. обосновывает единство мира. Единство, по его версии, сначала выступает как идеальное единство в боге, идеальном сверхорганизме. Бог есть чистое мышление, что напоминает идеальный мир Платона. Божественный мир состоит из трех главных сфер: сферы чистых духов, сферы умов и сферы душ. Все эти сферы находятся в тесной и неразрывной связи между собой, представляют полное внутреннее единство или солидарность между собой.Духи самостоятельны в самой меньшей мере,Умы уже более самостоятельны и вступают в диалог с господом. Души же наделены самостоятельной волей. Эта воля разделяет их в конце концов с отцом. Они получают самостоятельное существование в космосе,а затем и на земле, в своем «царстве».Всеединство бытия распадается на безусловное(это бог, творческая воля которого пронизывает все) и условное(это природа, внебожественный мир). Человек занимает некое среднее положение между безусловным началом и преходящим миром явлений.
Проблема свободы человека Свобода состоит в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего и внешнего принуждения. Но свобода понимается неоднозначно. Фатализм: жизнь человека предопределена, поэтому нет места свободному выбору. Другая крайность – признание воли первичной над другими проявлениями разумных действий человека. Проблема непростая. Мы знаем, что личность действует в рамках природной, социальной и духовной ограниченности, она всегда – «дитя» своей эпохи, не вольна в выборе объективных условий своей деятельности. Но также знаем, что человек, обладая волей и разумом, способен выделить себя через самосознание «Я» и совершать поступки, т.е. обладать свободой. В самом простом виде вопрос может быть решён следующим образом. Свобода – характеристика действия, совершаемого: - со знанием и учётом объективных ограничений; -произвольно, не по принуждении.; -в условиях выбора возможностей. Свобода ощущается прежде всего как личное качество, заключающееся в возможности самостоятельно сделать выбор. Затем свобода выбора переходит в свободу решения, далее –в свободу действия, свободу творчества и самовыражения. Поэтому в решении данной проблемы не менее важна внутренняя свобода. Внутренняя свобода – специфически человеческая избирательная, творческая активность сознания, интуиции, бессознательного, воли и нравственных сил, которые в совокупности определяют выбор на принятие решения и его реализации. Обладание свободой порождает ответственность личности. Ответственность складывается как результат внешних требований, которые общество предъявляет к человеку. Воспринятые, усвоенные личностью, они становятся основой внутренней мотивации ответственного поведения. Регулятор ответственного поведения – совесть. Ответственность выстраивается как перед другими, так и перед собой. Развитие степени ответственности зависит от степени социализации личности, её зрелости, от уровня самооценки и самоконтроля: насколько человек способен быть ответственным за свои поступки. Ответственность может быть не только личная, но и групповая, о
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.233.83 (0.027 с.) |