Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Новоевропейская философия. БеконСодержание книги
Поиск на нашем сайте
философия Нового времени.В новоевропейской философии наблюдается разрыв со схоластикой и религией: провозглашается всемогущество разума и неограниченная свобода исследования. На первый план выходят проблемы познания, философия становится гносеологичной. Это приводит к противопоставлению субъекта и объекта познания в рамках философии. Бог единожды сотворил мир, а далее не вмешивается в жизнь природы и человека.. Впервые в истории философии была поставлена и решалась проблема личности и ее свободы Ориентация на чувственность и практичность познания привела к сенсуалистическим традициям в гносеологии. Сенсуализм абсолютизирует роль чувственности в познании, роль разума сводит лишь к упорядочиванию данных ощущений. На его базе в научном познании складывается эмпиризм. Эмпиризм обосновывает в противовес господствовавшему схоластическому принципу духовного созерцания требование через опыт «соединить разум с вещами», тем самым определить опыт как главную форму познания. активное развитие рационализма, который предпочтение отдает разуму, но и рассматривает его как самостоятельную, оторванную от чувственности форму познания. Естественно-научные исследования способствовали развитию материализма. Материализм становится механическим и метафизическим. Из наук того времени известной законченности достигла только механика, поэтому процессы в мире чаще всего объяснялись механическими причинами. Метафизичность же вытекала из преимущественных задач современного естествознания, которое было занято накоплением фактического материала, описанием и классификацией отдельных видов. Поэтому мир предстал как сумма отдельных, оторванных друг от друга, не развивающихся явлений. Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.) считается родоначальником Новоевропейской философии. Его изречение «Знание - сила» отношение к науке как главному средству решения человеческих проблем. Его важнейшие произведения: «Новый Органон» (1620 г.) и «О достоинстве и росте науки» (1623 г.). Главная цель познания - усиление могущества человека над природой. Предметом его гносеологии выступала сама материя, ее устройство и превращения. Самое лучшее из всех доказательств есть опыт. Опыт должен быть соединен с рассудком. Это поможет избежать ограниченности рационалистов. Опыты он делит на «светоносные», которые «.сами по себе не приносят пользы, но содействуют открытию причин и аксиом», и «плодоносные», непосредственно приносящие пользу. Ф. Бэкон - представитель эмпиризма. Выводы познания - теории должны строиться на индуктивном, методе, т.е. движении от частного к общему, от эксперимента к умственной переработке полученного материала. Новый метод требует освобождения разума от предвзятых идей - призраков, идолов. Эти идолы он обозначил «идолами рода», «идолами пещеры», «идолами рынка», «идолами театра». Первые два - врожденные, а вторые - приобретенные в ходе индивидуального развития человека. «Идолы рода» означают, что человек судит о природе по аналогии с собой, поэтому происходят телеологические ошибки представлений о природе. «Идолы пещеры» возникают вследствие субъективных симпатий, антипатий к тем или иным сложившимся представлениям. «Идолы рынка», или иначе, «площади», возникают в результате общения между людьми посредством слов, которые затрудняют познание вещей, так как их значение было установлено часто случайно, не на основе сущности предмета. «Идолы театра» порождаются некритическим усвоением мнений авторитетов. На основе памяти строится история, на воображении - поэзия, рассудок рождает философию, математику и естествознание. Задача познания - это исследование причин предметов. Причины могут быть или действующими или конечными причинами, т.е. целями. Наука о действующих причинах - физика, о целях или конечных причинах - метафизика. Задача науки о природе - исследование действующих причин. Поэтому суть естествознания Бэкон видел в физике. Знания о природе используются для улучшения практической жизни. Механика занимается применением знания действующих причин. Применением знания конечных причин занимается «естественная магия». Математика, по Бэкону, не имеет собственной цели и есть лишь вспомогательное средство для естествознания. Двоякая форма истины - научная и истина «откровения». Исходя из познавательных задач, Бэкон выстраивает онтологию. В решении проблемы субстанции он принадлежал к материалистам, материя сама является причиной всех причин, не будучи сама обусловлена никакой причиной. Для описания материи он использует традиционное понятие формы. По его представлению, форма - это род движения материальных частиц, из которых состоит тело. Свойства и качества предмета также материальны. Каждую сложную вещь Бэкон рассматривает как сумму простых составных форм, что означает принцип механицизма, т.е. сведения сложного к простому - к первоэлементам. Движение - неотъемлемое внутреннее свойство материи. Он даже выделял различные формы движения. Двойственность позиции Бэкона проявилась и в учении о человеке. Человек - двойственен. По своей телесности он принадлежит природе и изучается философией и наукой. Но душа человека - сложное образование: она состоит из разумной и чувственной души. Разумная душа входит в человека «божьим вдохновением», поэтому исследуется теологией. Чувственная душа имеет черты телесности и является предметом философии. Философия Декарта Французский философ Рене Декарт (1596-1650 гг) важнейшая цель знания - господство человека над силами природы и усовершенствование самой человеческой природы. Декарт занимается исследованием природы человеческого познания вообще. Он подчеркивает роль теоретического, а не эмпирического начала в познании, так как, по его мнению, только в этом случае возможно получение достоверного и необходимого знания. Противопоставление субъекта объекту выразилось прежде всего в гносеологии Декарта, ясность и отчетливость мышления он считал достаточными признаками всякого достоверного знания. Искомая достоверная опора знания - «Я мыслю, следовательно, существую». Все идеи, существующие в человеческом сознании, он подразделял на производные и врожденные. к основным средствам познания Декарт относит и дедукцию - противоположный индукции метод, состоящий в выведении частного знания из общего. В дальнейшем присоединяет к ним и индукцию, которая, завершает обретенное знание, одновременно и продолжает его и вновь начинает, т.е. обеспечивает непрерывное воспроизведение знания. Свой метод он излагает в работе «Рассуждение о методе», где выдвигает четыре основных правила. Исходной посылкой познания Декарт выдвигал сомнение - «сомневающуюся» способность мышления. Первое правило гласило: допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются уму ясно и отчетливо, не могут вызывать никаких сомнений в их истинности. Второе - расчленять каждую сложную проблему, или задачу, на составляющие ее частные проблемы, или задачи. Третье - методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному. Четвертое - не делать никаких пропусков в логических звеньях исследования. Метод должен превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайности и фрагментарности, и обеспечить целостность и непрерывность. Гносеологизм Декарта - разрыв субъекта и объекта, положение о том, что исходной достоверностью всякого познания является мыслящее Я - сознание (самосознание), находит свое выражение и в его своеобразной онтологии, учении о субстанции. В историю философии Декарт вошел как дуалист. Субстанция - вещь, которая для своего существования нуждается лишь в самой себе. Совершенной субстанцией является лишь бог, который существует «сам из себя» и сам является своей причиной. Бог - это наиболее совершенное сущее, гарант истинности познания, поскольку человеческое познание всего лишь возможно достоверное, но не является таковым. В сотворенном мире выделяет две субстанции - материальную и духовную. Главное определение духовной субстанции - ее неделимость, а материальной - делимость до бесконечности, или распространенность. Основные атрибуты субстанций - это мышление и протяжение, остальные их св-ва производны от них. Воображение, чувство, желание - модусы мышления. К модусам протяжения Декарт относил фигуру, положение и движение. Учение Декарта о материи сложилось под влиянием математических и физических исследований. В качестве мельчайших частиц, заполняющих пространство, он определял корпускулы. Мировая материя - является беспредельной, однородной, не имеет пустот и делима до беспредельности. Каждая частица материи - совершенно инертная и пассивная масса, поэтому источник движения - вне материи. Движение понималось лишь как механическое. Духовная субстанция содержит идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены в опыте. Дуализм Декарта распространяется и на учение о человеке. Человек есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с волящей и мыслящей душой. Их взаимодействие совершается благодаря особому органу - шишковидной железе. Человеческое тело (и тело животных) понималось как сложный механизм, созданный из материальных элементов, под механическим воздействием на него окружающих предметов он способен совершать сложные движения. Из всех психических функций на первое место он выдвигал волю, главное же действие аффектов, или страстей, состоит в том, что они располагают душу к желанию тех вещей, к каким подготовлено тело
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.120.64 (0.011 с.) |