Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философская система Спинозы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Бенедикта (Баруха) Спинозы (1632-1677) Он считал, что философия должна увеличивать власть человека над природой в целях «высшего человеческого совершенства». Основные средства достижения - механика, медицина и в особенности «моральная философия. Наиболее известное Спинозы «Этика». Образец достоверности и строгой доказательности он видел в геометрии с ее аксиомами и строгой дедукцией теорем. Поэтому «Этику» Спиноза изложил геометрическим методом. В начале излагаются определения, далее формулируются аксиомы, а затем на основании этих определений и аксиом доказываются теоремы.. Онтология Спинозы связана с учением о субстанции. Существует лишь одна субстанция - природа, которая есть причина самой себя - т.е. не нуждающаяся для своего существования ни в чем другом. По сути, Спиноза выделяет две природы: природу творящую и природу сотворенную. Первая природа - субстанция, она неизменна и бесконечна. Ее главные атрибуты -«распространенность» и «мышление». Вторая природа, сотворенная, описывается как мир конечных вещей, модусов. Она конечна, подвержена изменениям, движению в рамках пространства и времени. Детерминизм. Все имеет свою причину, лишь субстанция имеет причину в самой себе. Таким образом, единичные вещи имеют причину. Идеи Спинозы вылились в механический фатализм: весь мир представляет собой математическую систему и может быть до конца познан геометрическим способом. Гносеология Спинозы строилась на рационализме. Он выделял несколько форм познания и знания. Низшую ступень познания составляет знание, основывающееся на воображении (опирающиеся на чувственные восприятия внешнего мира). Однако чувственный опыт беспорядочен, поэтому знание смутное, ложное. Вторую, более высокую ступень познания, образует знание, основывающееся на уме (знания истины выводятся посредством доказательства). Третий, и самый высший, род знания есть знание, также опирающееся на ум, но не опосредованное доказательством. Это - истины, усматриваемые в интуиции, т.е. непосредственные созерцания ума. Они отличаются наибольшей ясностью и отчетливостью. Итак, первый род знания - чувственное, второй и третий - интеллектуальное.. Правильный метод познания - основывается на способности души человека к адекватному познанию. Иметь адекватную идею- значит быть уверенным в ее истинности. Учение о познании связано с его учением об аффектах, переживаниях человека. Человек есть часть природы, подчинен ее порядку, поскольку является лишь модусом среди других модусов. Но это - особый модус. В поведении человека наиболее ярко проявляется второй атрибут субстанции - мышление. Сложность человеческого организма - деятельность человеческой души. Душа - это совокупность мыслительных способностей человека, один из модусов атрибута мышления. Человеческая душа - лишь один из модусов атрибута мышления, частица «бесконечного разума бога», воплотившаяся в разуме, т.е. в способности к рациональному, логическому мышлению. человеческой природе присуща общая черта - ее зависимость от страстей, или аффектов. Всякий аффект, т.е. пассивное состояние, перестает быть пассивным, как только мы составляем о нем ясную и отчетливую идею, иначе, познаем его. Свобода - ясное и отчетливое представление о том, что необходимо. Свобода для человека - только господство разума над чувствами, преодоление чувственных аффектов страстью к познанию.
Учения Беркли. Юма Английский философ Джордж Беркли (1684-1753 гг.) представитель субъективного идеализма и агностицизма. В основном труде - «Трактат о принципах человеческого знания». Он исходил из сенсуалистических принципов в вопросах познания мира. Однако его гносеология носила уже идеалистический характер, поскольку он отбросил материализм Локка: ощущения, или «идеи», по его мнению, - это единственная воспринимаемая человеком реальность. отдельные реальные предметы - это комбинации ощущений. Следовательно, полностью лишает ощущения объективного содержания. Существовать, значит быть воспринимаемым. . Общие и абстрактные идеи он различает. Общие идеи - это такие, которые могут быть восприняты как наглядные представления. Абстрактные - отвлеченные общие идеи. При этом Беркли различал два вида отвлечения. При первом из них представляются отдельные части или свойства предмета, которые в действительности могут существовать порознь. При втором виде отвлечения - такие, которые в действительности неотделимы друг от друга. Их-то и отвергает Беркли как иллюзорные, как пустые слова, которым не соответствуют никакие восприятия. В качестве примеров таких абстрактных понятий он брал протяжение, движение, число, пространство, время, счастье, добро. Вся теория абстракции Беркли была направлена к тому, чтобы доказать, что реально только то, что воспринимаемо или представляемо, но не то, что мыслимо. Понятие им сводилось к представлению, рациональное - к эмпирическому, общее - к отдельному. Тем самым исчезла качественная грань между двумя формами познания. он признавал существование только человеческого сознания, в котором различал «идеи» и «души». Идеи - это качества, данные в нашем субъективном восприятии. Души - воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты духовной деятельности. По мнению Беркли, идеи совершенно пассивны. Напротив, души в отличие от идей активны. Он подчеркивал, что душа является носителем идей как субстанция и не может быть воспринята сама по себе, а лишь по производимым ей действиям. Поэтому человеческая душа бестелесна и бессмертна. Отстаивая принцип субъективного идеализма, Беркли хочет избежать солипсизма, т.е. Вещь, которую перестал воспринимать один субъект, может быть воспринята другим субъектом или другими субъектами. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи не превратились бы в ничто. Они продолжали бы существовать как сумма «идей» в уме бога. Бог - это такой субъект, который, во всяком случае, не может исчезнуть. А потому не может исчезнуть и весь сотворенный им мир вещей: мир звезд, планет и Земли со всем, что существует на ней Как видно, гносеологические построения переходят в его онтологические умозаключения. Одну из своих главных задач Беркли видел в опровержении понятия материи. Поскольку материя как субстанция не есть «идея», не есть то, благодаря чему мы только и можем утверждать о существовании чего-либо, постольку наше познание не дает никаких оснований для признания существования материи. Материя, по его мнению, наиболее абстрактная и непонятная из всех идей. Пространство и время также относил к понятиям, не имеющим никакого объективного содержания, а выражающим лишь сосуществование «идей». Подобным же образом решалась Беркли и проблема причинности. Физическая причинность, будь то притяжение или действие иных материальных сил, им категорически отвергалась. Нет и не может быть иной действующей причины, кроме воли «некоторого духа», производящей явления, порождающей наши ощущения, или идеи. Английский философ, психолог, историк и экономист Давид Юм (1711-1776 гг.). Его главный философский труд «Трактат о человеческой природе» завершен в 1740 г. Юм задает программу субъективизма и агностицизма. Гносеологическую проблематику он решал с позиций сенсуализма, в частности, в вопросе об источнике знаний. Познавательный опыт складывается из «восприятий». «Идеи» - это копии впечатлений, уступающие им в степени яркости и живости. Используя психологический критерий для различения двух видов элементов опыта, Юм оставался в рамках сенсуализма. Следуя терминологии Д. Локка, Юм делил все впечатления на впечатления ощущения и впечатления рефлексии. Первые возникают от неизвестных нам причин, принципиально непознаваемы. Мы не можем также знать, существует ли внешний мир. Что касается впечатлений рефлексии, то они возникают в результате действия на ум некоторых идей ощущений (т.е. копий впечатлений ощущения), например идей удовольствия и страдания. Так появляются впечатления «желания», «отвращения», «надежды», «страха» и прочие, имеющие, следовательно, производный характер. От этих двух видов первоначальных впечатлений зависят идеи памяти и идеи воображения. Ни одна идея не может быть образована без предшествующего ей впечатления. Для памяти важно сохранить сам порядок последовательности идей, она воспроизводит их в том порядке, в котором они получились. А воображение, напротив, идеи свободно перемещает в свободные сочетания. Свою задачу он видел в детальном описании психологического механизма такой связи восприятий. Всего Юм называл три типа ассоциации идей. Во-первых, ассоциация по сходству. Но эта ассоциация часто приводит к ошибкам. Во-вторых, это ассоциация по смежности в пространстве и во времени. Наиболее широко встречающаяся ассоциация причинности. Одновременно с типологией ассоциаций в исследовании процесса познания Юм выдвигает свою, не совсем ясную интерпретацию понятия «отношение». Ассоциации при этом оказываются одним из видов так называемых философских отношений. В отличие от отношений в обыденном смысле слова, видимо, понимаемых им как особые качества, философские отношения суть обстоятельства или ситуации, в силу которых ум сопоставляет идеи. Всего таких отношений семь видов. Четыре из них - сходство, противоположность, степени качества и количества - зависят только от характера самих идей. Они могут быть предметом достоверного знания, так как получаются с помощью строгих абстрактных рассуждений. Тем самым Юм резко разграничивал опытное и внеопытное знание. Позиции Юма в его отрицании возможности абстракций распространяются и на решение вопросов онтологии.субстанция, как он считал, не есть ни цвет, ни вкус, ни запах, а также ни страсть или эмоция, т.е. ни один из возможных в его учении элементов чувственного опыта. субстанция - это просто удобная фикция воображения. В анализе причинности Юм отказывался считать существенно важным отношение порождения причиной действия. Он подчеркивал, что, поскольку мы имеем дело с одними восприятиями, которые совершенно пассивны, невозможно ни логически, ни опытным путем доказать наличие порождающей силы в какой-либо причине. Последняя же причина самих восприятий нам совершенно неизвестна. Тем самым философом отрицалась объективная причинность, а вместе с ней и наличие субстанции. Человек, по мнению Юма, - это прежде всего чувственное, аффективное существо. Разум не способен преодолеть какой-либо аффект. Это может сделать только другой аффект. Разум в действительности является «рабом аффектовАффекты - это эмоции, возникающие под влиянием объектов. Все аффекты он подразделял на спокойные (например, чувство прекрасного или безобразного) и бурные (например, любовь или ненависть, печаль или радость). Разум, как было уже сказано, относится к спокойным аффектам. В отношениях с другими людьми человек руководствуется чувством справедливости, которое возникает как впечатление соглашения между людьми.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.101.250 (0.008 с.) |