Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Духовная сфера: состав и роль в общественной жизни.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
К основным элементам духовной жизни общества можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей, так же духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовные отношения между людьми.Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей с целью их усвоения возможно большим числом людей. Основными побудительными силами духовной деятельности выступают духовные потребности. Духовные потребности объективны по содержанию. Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают объективную необходимость духовного освоения ими окружающего их природного и социального мира. В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их общественного и индивидуального сознания и самосознания. Существенной стороной духовной жизни общества является духовное потребление. Их потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Предметы духовного потребления, будь то произведения искусства, моральные, религиозные ценности и т.д., формируют соответствующие потребности. Производство и потребление духовных ценностей опосредуется духовными отношениями. Они реально существуют как отношения человека непосредственно к тем или иным духовным ценностям (одобряет он их или отвергает), а также как его отношения к другим людям по поводу этих ценностей — их производства, распространения, потребления, защиты. Любая духовная деятельность опосредуется духовными отношениями. виды духовных отношений: ознавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также духовные отношения, возникающие между учителем и учеником, воспитателем и тем, кого он воспитывает. 45. Идеология как форма ценностного освоения бытия. Идеология - совокупность понятий, суждений, идей, учений, торий, мнений, воззрений человека, групп людей на социальную реальность и свое место в ней. В отличие от философии, которая тоже занята решением сходных проблем, идеология осмысливает социальную реальность в тесной связи с интересами и потребностями определенной общности людей (социальных слоев, этносов, классов, населения той ли иной страны, всего человечества). Через идеалы и ценности она выражает их отношение к данной реальности. идеология – это такое мысленное конструирование реальности, которое имеет практическое значение.Идеология функционирует в тесной связи с философией и наукой. Философия, включая систему ценностей, помогает идеологии решать ее задачи применительно к условиям и ценностям конкретной общности, а также выводит ее за рамки собственного бытия, ориентируя на более широкий подход к действительности. С наукой:1)Идеология учитывает данные наук, но не использует их методы при своем обосновании. Она пронизана интересами определенной социальной общности, поэтому утопична, иррациональна 2)Идеология консервативнее, догматичнее науки. Незыблемость идеологии – важнейший ее принцип. Функции идеологии. 1) Осуществляет постановку целей и задач, вырабатывает мысленную конструкцию будущего, новой действительности, отвечающей надеждам конкретной социальной общности. Это происходит прежде всего через выработку идеала. 2) Способствует политической и социальной консолидации, или, наоборот, препятствует ей в зависимости от положения общности, которую она представляет. 3)Программирование человеческого поведения путем манипулирования сознанием 46. Философия и религия: Философия изучает религию как одну из форм ценностного отношения к миру, которая имеет корни в родовой природе человека и удовлетворяет его экзистенциальным потребностям. Обычно выделяют основные компоненты религии: 1) обыденное сознание верующих и теоретически систематизированная часть религии, называемую богословием или теологией; 2) религиозная деятельность как практическое духовное освоение мира, включающее в себя культовые и внекультовые действия; 3) отношения, предписываемые религиозными идеями и нормами; 4) религиозные институты и их организации, главной из которых является церковь. Религия выполняет мировоззренческую функцию – дает определенные объяснения природы, общества и человека, т.е. мира в целом. Спасательно – компенсаторную функция религии обещающает человеку надежду на избавление от всех тягот и невзгод мирской повседневной жизни. Регулятивная функция дает человеку определенные нормы и ценности поведения, прежде всего этические. В настоящее время есть проблема взаимоотношения религиозной веры и рациональности.Религиозное познание основано на акте откровения, причем, что очень важно, религиозная реальность открывается как реальность персоналистическая. Не безликое и безграничное нечто, не бытие, а живая личность, которая обращена к человеку. Поэтому в отличие, скажем, от рациональной философии и науки методика религиозного познания строится на принципе диалога. Философия в отличие от религии не ориентирована на личные интересы и личные переживания в постижении бытия и жизни, в поисках первоосновы мира. Она к тому же – критична и требует доказательности. философия и религия - близки как формы мировоззрения, но в то же время по форме существования и по задачам они различны.
47. Проблема развития общества Жизнь общества – это сохранение и воспроизведение социальных структур. Она развёрнута в историческом времени и социальном пространстве, представляет собой исторический процесс. проблема социального детерминизма и включает в себя: 1) вопрос о закономерных и незакономерных, причинных и непричинных связях, о необходимости и случайности, динамических и статистических закономерностях и др.; 2)обусловленность общественного развития, т.е. причины, факторы, обеспечивающие саморазвитие общества. эти вопросы решались по-разному. Широкое распространение получили версии, видевшие в основе общества идеальные мотивы.Точка зрения, выраженная в «теории насилия», предполагала в качестве движущей силы истории войну, насилие, грабёж и т.п В современной литературе присутствуют две основные концепции развития общества: формационная и цивилизационная. Формационная концепция берёт своё начало из учения Маркса. Маркс вводит понятие общественно – экономической формации как конкретно – исторической формы бытия общества. Складывающиеся на определённой ступени развития общества производственные отношения составляют базис и формируют надстройку общества. Надстройка оказывает обратное влияние на базис. Цивилизационный подход, предложенный А.Тойнби, не отмечает определяющую роль способа производства в существовании и развитии общества. Цивилизация, по Тойнби, – устойчивая общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. Движущими силами истории, по его мнению, являются: 1)вызов, брошенный цивилизации из вне (невыгодное географическое положение, военная агрессия и т.п.); 2) деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей). движущей силой развития общества выступает сам социальный субъект наряду с общественными противоречиями, борьбой, мотивами и интересами. Но как носитель общественных процессов, он, в конечном счёте, осуществляет переход от одного периода истории к другому. Движущие силы общества – это не вообще все силы, противоречия, причины и т.д., существующие в обществе. Это – деятельность людей, раскрытая с точки зрения её внутреннего механизма, её факторов и причин.
Понятие кульутры Первоначально культурой обозначали способ обработки земли и возделывания растений. Начиная с XVII века под культурой стали понимать уровень развития духовных и практических навыков отдельных народов. Понятие «культура» приобрела два ведущих значения: 1)Сложившаяся в веках историко-культурная целостность какого-либо народа.; 2)Сфера высших человеческих действий – духовной формы проявления человека (научной, художественной, нравственной и т.д.) подходы к определению понятия «культура».При аксиологическом (ценностном) подходе культура понимается как совокупность различного рода ценностей, как сложная иерархия идеалов и символов, значимых для данного общества.При семиотическом подходе культура фиксируется в качестве ее сущностной характеристики: как внебиологический знаковый механизм передачи опыта через так называемый социокод, обеспечивающий социальное наследие. Гуманитарный подход направлен на совершенствование человека как духовно-нравственного субъекта культуры. В культуру включаются все виды человеческого творчества, все богатство его свойств и потребностей. Это – как мера человеческого в человеке. В социологическом подходе культура трактуется как социальный институт, который дает обществу системное качество, позволяет рассматривать его как устойчивую целостность, отличную от природы. Культура рассматривается с точки зрения ее функционирования в конкретной системе общественных отношений и институтов, определяющих роли и нормы поведения людей в обществе.В деятельностном подходе культура выступает специфическим способом человеческой жизнедеятельности. В этом смысле культура понимается как система надбиологических механизмов, выработанных человеком для реализации его активности. За счет этих механизмов люди регулируют, сохраняют, воспроизводят и развивают свое активное взаимодействие с миром. Культура – интегративный, целостный показатель общественного развития и развития отдельной личности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.168.68 (0.011 с.) |