Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы госпитализации.

Поиск

1.Формирование контингентов (здоровых и больных) для диспансерного учета, динамического наблюдения и про­ведения среди них плановых лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий

2.Оценка состояния здоровья каждого человека и обеспечение систематического динамического врачебного наблюдения.

В результате ежегодной диспансеризации и последующего дообследования выделяются следующие группы; здоровые; лица с повышенным риском заболевания, нуждающиеся в наблюдении, больные, нуждающиеся в лечении.

3.Осуществление комплексных профилактических и санитар­но-гигиенических мероприятий: -выявление вредных факторов на производствах, где работают лица, взятые на диспансерное наблюдение, и активная постановка перед администрацией задачи устранения или умень­шения влияния их и создания надлежащих санитарно-гиги­енических условий труда;-проведение целенаправленной пропаганды санитарных знаний, гигиеническое воспитание населения и борьба с вред­ными привычками, особенно лиц с повышенным риском забо­левания.

4.Обеспечение эффективности и результативности диспан­серизации путем осуществления целенаправленных лечебно-оздоровительных мероприятий, широкого использования для целей профилактики противорецидивного и восстановительного
лечения, санаториев, санаториев-профилакториев, баз и домов отдыха, диетического питания, лечебной и оздоровительной гимнастики, рационального отдыха и режима жизни.

 

 

Билет №51

44. Структура причин смерти населения. Факторы, обуславливающие их динамику.

Источником информации о заболеваемости и причинах смерти является врачебное свидетельство о смерти. В нем должны быть указаны непосредственная причина смерти и заболевание, вызвавшее или обусловившее непосредственную причину смерти, то есть основное заболевание. Кроме того, указываются все сопутствующие заболевания, имевшиеся у больного.

В загсах на основании врачебного свидетельства о смерти составляется “Акт о смерти”. Эти акты ежемесячно направляются в статистическое управление области, где составляются отчеты и проводится анализ причин смертности.

Исследования частоты заболеваний, способствовавших смертельному исходу, позволяют изучить летальность при различных заболеваниях (число умерших среди 100 заболевших). При анализе заболеваемости по данным о причинах смерти используются общие и специальные показатели: общие показатели — число умерших за отчетный год на 1000 жителей; специальные показатели: а) показатель смертности в зависимости от заболевания — число умерших от того или иного заболевания на 1000 жителей; б) показатель смертности в зависимости от пола (возраста, профессии и др.) — число умерших за год лиц определенного пола (возраста, профессии и др.) на 1000 жителей этой группы; в) показатель структуры причин смертности — процентное отношение числа умерших от определенных заболеваний к общему числу умерших.

В структуре общей смертности населения первое место занимают болезни органов кровообращения. Основными факторами риска смертности и летальности при этих заболеваниях являются гиподинамия, особенно в условиях крупного города, избыточная масса тела, наличие вредных привычек (курение и употребление алкогольных напитков, стрессовые ситуации и пр.). На втором месте стоят онкологические заболевания, которые обусловлены воздействием таких факторов риска, как загрязнение окружающей среды вредными химическими соединениями, радиация, курение и пр. Третье место в структуре общей смертности занимают травмы и хронические неспецифические заболевания легких.

2. Диспансерные группы:

Здоровые, лица с повышенным риском заболеваемости, Больные хроническими заболеваниями. В результате ежегодной диспансеризации и последующего дообследования выделяются следующие группы; 1здоровые; 2лица с повышенным риском заболевания, нуждающиеся в наблюдении 3.больные, нуждающиеся в лечении.

Билет №52

89. Санитарно-эпидемиологическая служба.

В деятельности госсанэпидслужбы следует выделить разделы: организаторский — организует и координирует деятельность всех ведомственных учреждений и граждан; нормативный — разрабатывает и утверждает (согласовывает) санитарные правила, гигиенические нормативы, санитарно-защитные зоны и уровни воздействия, проводит экспертизу и участвует в лицензионных комиссиях; методический — разрабатывает и утверждает (согласовывает) инструктивно-методическую документацию, новые методы профилактики и гигиенической диагностики; консультативный — специалисты центров ГСЭН консультируют ведомственные службы по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, организации рационального питания, охраны окружающей среды, выбора и отвода земельных участков, водоснабжения, строительства и планировки населенных мест; представляет информацию юридическим лицам о санитарно-эпидемической ситуации, показателях здоровья населения и др.; контрольный — осуществляет государственный предупредительный и текущий санэпиднадзор; научно-практический — проводит углубленное изучение влияния факторов окружающей среды и образа жизни на здоровье населения.

С учетом развития санитарного законодательства и функций госсанэпиднадзора (Информационное письмо ГКСЭН № 01-20/189-10 от 28.10.94 г.) на некоторых административных территориях введена трехзвеньевая структура управлений областного (краевого) центра ГСЭН: 1) управление госсанэпиднадзора; 2) управление информационно-аналитического обеспечения; 3) управление финансово-материального обеспечения. Начальники управлений являются заместителями главного врача территориального центра ГСЭН, а начальник управления госсанэпиднадзора — заместителем главного государственного санитарного врача области (края, автономной республики). Первый заместитель главного врача осуществляет координацию деятельности управлений областного (краевого) центра ГСЭН и взаимодействие между ними. В его непосредственном подчинении находятся сектора кадров, чрезвычайных ситуаций и ГО, специальный, юридический, а также пресс-центр. Руководит центром ГСЭН главный врач — главный государственный санитарный врач области (края, автономной республики).

Центры ГСЭН подразделяются на категории (I, II и III) в зависимости от численности обслуживаемого населения. Сельские районные центры III категории обслуживают территорию с населением до
30 тыс., II — от 30 до 60 тыс. и I категории — от 60 до 100 тыс. человек.

Документация детской поликлиники.

Выделяют: Учетные форма и Отчетные формы

Учетные форма, используемые в детской поликлинике.

1. История развития ребенка

2. статический талон.

3. Экстренное извещение.

4. Контрольная карта диспансерного наблюдения

5. карта профилактических прививок

6. дневник врача поликлиники

Отчетные формы детской поликлиники.

1. Главный отчет за год (форма№30)

2. Форма №31. Вкладыш - отчет о медицинской помощи детям.

При оценке деятельности детской поликлиники различают две группы показателей: первая группа показателей дает общее представление о поликлинике и ее деятельности, характеризует укомплектован­ность штатов, нагрузку и объем оказываемой помощи, участковость, охват профилактическими осмотрами; вторая группа показателей характеризует состояние здоровья детей, проживающих в районе обслуживания детской поликлиники, а также объем и качество работы детской поликлиники в основном в отношении детей первого года жизни. Если первая группа показателей вычисляется на основании анализа основной формы «Отчет лечебно-профилактического учрежде­ния» (ф. № 1), то для расчета второй группы показателей используется отчет-вкладыш «Отчет о медицинской помощи детям» (ф. № 2).

Билет №53

92. Гигиеническое обучение и воспитание населения. Формы и методы санитарного просвещения в работе врача.

В соответствии с приказами Министерства здравоохранения РФ пропаганда ЗОЖ является обязанностью каждого медицинского работника. При этом используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды.

Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод. Он включает следующие средства пропаганды: лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины.

Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, санитарные листки, памятки, листовки, стенные газеты, журналы, буклеты, брошюры, книги, лозунги.

Наглядный метод — самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные).

Комбинированный метод — метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.

93. Современное направление санитарно-просветительской работы..

Научно-методическим и координационным звеном в организации пропаганды здорового образа жизни в республиках, областях, краях, городах и районах являются центры медицинской профилактики. Они находятся в ведомстве комитетов по здравоохранению административных территорий. Основные направления деятельности: консультации жителей региона по вопросам охраны здоровья, профилактики заболеваний; формирование гигиенических навыков, грамотного гигиенического поведения; борьба с вредными для здоровья привычками; преодоление факторов риска для здоровья; профилактическое лечение; формирование у населения установки на здоровый образ жизни.

В центрах медицинской профилактики работают кабинеты: рационального питания, физической культуры, психогигиены и гигиены умственного труда, гигиены быта, профилактики вредных для здоровья привычек, брачно-семейных отношений, генетики (брака и семьи), профессионального ориентирования, регламентации (ауто­тренинга) и др. Центры координируют организационную и методическую деятельность всех медицинских учреждений (поликлиник, диспансеров, центров ГСЭН и др.) по вопросам пропаганды здорового образа жизни, по обеспечению учебно-методической и информационной литературой.

101. Стандарты медицинской помощи.

Стандартизация в медицинском обслуживании получила развитие в США. Разработаны тысячи стандартов, среди которых выделяются стандарты ресурсов здравоохранения, стандарты медицинских служб и учреждений, технологические стандарты, стандарты программ медицинской помощи, медико-экономические стандарты, комплексные стандарты.

Стандарты могут быть рекомендательными и законодательными.

Задачи стандартов: уменьшить дублирование работы, сократить длительность лечения, повысить безопасность больных и защиту медицинских работников от необоснованных обвинений, обеспечить возможность оценки необходимых ресурсов. Возможности создания четких программ и стандартов, по мнению специалистов, в современной медицине ограниченны. Существуют международные, государственные, территориальные медицинские стандарты, стандарты медицинских учреждений, медицинских программ, медицинских технологий, научно-медицинские стандарты, профессиональные стандарты медицинских знаний и навыков.

Билет №60

6. Профессиональные права и обязанности медицинских работников.

Обязанности рабочих и служащих, указанные в ст. 127 КЗоТ, полностью распространяются на медицинских работников, а особенности медицинской деятельности накладывают на них дополнительные обязанности. Например, общее требование “работать честно и добросовестно” распространяется на всех рабочих и служащих страны, но в понятие “работать” для медработника вкладывается специфическое содержание. Общее требование “соблюдать технологическую дисциплину”для них означает то, что в медицинской практике должны применяться методы диагностики, профилактики, лечения и лечебные средства, разрешенные в установленном порядке.

Конкретные должностные (профессиональные) обязанности медицинских работников весьма разнообразны и специфичны, они зависят не только от специальности, но и от должности и профиля как учреждения здравоохранения, так и его структурного подразделения. Они определяются рядом правовых актов КЗоТ, нормативными актами Министерства здравоохранения по каждой специальности, конкретизируются должностными инструкциями, положениями об отдельных категориях работников, тарифно-квалификационными справочниками.

Врачебную тайну составляет информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии и здоровья гражданина, диагнозе и иные сведения личного характера, полученные при его обследовании и лечении.

Коммерческую тайну составляет информация о хозяйственной и коммерческой деятельности физического или юридического лица, которая свидетельствует о технологии производства, физико-химическом составе, рецептуре, принципиальных схемах и др.

Законодательство, обеспечивающее правовую основу для медицинской деятельности, санитарного благополучия и укрепления здоровья населения, в качестве источников имеет множество нормативных актов различной юридической силы и сферы применения.
К общим нормативным документам относятся Конституция Российской Федерации, трудовое, гражданское, административное и уголовное законодательство и др.

Законодательные и нормативные акты могут быть представлены Государственной Думой Совета Федерации, указами Президента, постановлениями Правительства, Министерством здравоохранения, распоряжениями глав административных территорий и законодательных органов.

54. Методика изучения общей заболеваемости по обращаемости.

Общая заболеваемость населения изучается по данным всех первичных обращений за медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения. Основным учетным документом в амбулаторно-поликлинических учреждениях является медицинская карта. Единицей наблюдения при изучении общей заболеваемости является первичное обращение больного в текущем календарном году по поводу данного заболевания. При изучении общей заболеваемости вычисляются общие и специальные показатели.

Показатель общей заболеваемости определяется числом первичных обращений за медицинской помощью в лечебно-профилак­тические учреждения в данном году на 1000 или 10000 жителей. Общий показатель — это отношение числа заболевших за год к общей численности населения.

Билет №54

63. Отделение профилактики, Его роль в диспансеризации.

Профилактическая работа поликлиники оценивается:

— полнотой охвата медицинскими осмотрами (отношение числа осмотренных к числу населения, подлежащего осмотру, умноженное на 100);

— процентом населения, осмотренного с целью выявления заболевания (отношение числа осмотренных к численности населения);

— частотой выявленных заболеваний (отношение числа выявленных заболеваний к числу осмотренных);

— показателями диспансеризации (полнота охвата, своевременность взятия на диспансерный учет, удельный вес вновь взятых под наблюдение, среднее число диспансеризуемых на одном участке, исходы и эффективность диспансеризации).

Особое место в работе врачей, обеспечивающих население первичной медико-социальной помощью, занимает диспансеризация (активное раннее выявление, динамическое наблюдение и лечение, комплексное оздоровление). Оценка организации диспансеризации проводится с помощью таких показателей, как: 1) качество диспансеризации (охват диспансерным наблюдением не наблюдавшихся в течение года, охват различными социально-оздоровительными и лечебно-профилактическими мероприятиями — санаторно-курортное лечение, диетпитание, рациональное трудоустройство и др.); 2) эффективность диспансеризации (динамика заболеваемости и болезненности по данным ЗВУТ — для работающих; общей заболеваемости — по основной и сопутствующей патологии; госпитализированной заболеваемости; инвалидизация, в том числе первичная; летальность; исходы диспансеризации по данным годовых эпикризов — выздоровление, улучшение, без перемен, ухудшение).

Лицензирование.

В большинстве стран контроль качества медицинских учрежде­ний обеспечивается их лицензированием. Система лицензирова­ния медицинских учреждений вводится и в России. Обязательное лицензирование медицинских учреждений связано с введением ме­дицинского страхования. Сущность лицензирования заключается в выдаче медицинскому учреждению государственного разрешения — лицензии, дающей право на определенные виды деятельности в си­стеме медицинского страхования. Процедура лицензирования ос­нована на всестороннем анализе состояния учреждения, его кад­ров, оснащения, работы. Лицензия подтверждает определенный минимально необходимый стандарт качества учреждения для его участия в медицинском страховании как исполнителя медицинс­ких услуг. В соответствии с Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», помимо лицензирования, про­водится аккредитация медицинских учреждений. Аккредитация медицинских учреждений требует тщательной подготовки. Для ак­кредитации необходимы стандарты качества. В будущем при раз­витии конкуренции медицинских учреждений и их товаров роль аккредитации, вероятно, существенно возрастает.

В Законе «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» лицензированию и аккредитации медицинских учреж­дений посвящена ст. 21, относящаяся к разд. 4 «Деятельность ме­дицинских учреждений в системе медицинского страхования». Качество специалистов определяется системой медицинского образования, аттестации и сертификации специалистов, создани­ем экономических стимулов высококвалифицированного и каче­ственного труда. В соответствии с Основами законодательства «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» рыночные от­ношения позволят специалистам иметь частную медицинскую практику, быть самостоятельными юридическими лицами и хозяй­ствующими субъектами. Для контроля качества их деятельности как и деятельности медицинских учреждений вводится лицензирова­ние, а для специалистов — аттестация и сертификация.

При помощи лицензирования, аккредитации и сертификации государство при участии профессиональных ассоциаций и предста­вителей заинтересованных организаций может в определенной сте­пени организовать управление качеством в здравоохранении.

Билет №55

95. Экономика здравоохранения. Задачи, проблемы.

Экономика здравоохранения изучает социально-экономические закономерности формирования и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, направленных на совершенствование системы здравоохранения и медико-социальное обеспечение мероприятий по укреплению здоровья населения. Экономика анализирует формы проявления экономических законов в здравоохранении, роль отрасли в экономике национального хозяйства, эффективность, методы рационального и эффективного использования материальных финансовых и кадровых ресурсов.

Финансирование здравоохранения включает понятие о бюджете здравоохранения и смете медицинского учреждения.

Государственный бюджет состоит из доходной и расходной части и базируется на показателях народнохозяйственного плана, который определяет всю экономическую жизнь страны. Бюджет страны утверждается Государственной Думой и приобретает силу закона. Бюджет здравоохранения конкретной территории включает общую сумму утвержденных ассигнований на все медицинские учреждения. Основная часть медицинских учреждений, в том числе больничные и поликлинические учреждения, осуществляют расходы из местных (области, края, города, района) бюджетов.

Смета — это финансовый план расходов, необходимых для работы медицинского учреждения в следующем году. После утверждения сметы расходов каждого учреждения в банке открывается кредит для этого учреждения.

Важнейшим направлением экономики здравоохранения является определение экономической эффективности медико-профилакти­ческих мероприятий и медицинской науки. Для этого используются косвенные расчеты стоимости дополнительно произведенной продукции или понесенного ущерба, прежде всего за счет ухудшения состояния здоровья населения. Актуальность проблем экономики объясняется тем, что растет потребность в медицинской помощи, ограничиваются средства на здравоохранение, повышаются стоимость медицинской помощи и социальная значимость здравоохранения в развитии производительных сил.

64. Организация медицинской помощи на дому.

Это один из основных видов деятельности поликлиники. Врачебная помощь на дому оказывается круглосуточно: с 9 до 19 часов – участковым врачом, в остальное время врачом скорой помощи.

При оформлении вызова врача на дом выясняется состояние больного и в экстренных случаях выезжает к больному немедленно. Данные о вызове заносятся в журнал. Последующие посещения врачом больного на дому называются активными, если они сделаны по инициативе врача, без вызова его больным. Врач обеспечивает проведение больному необходимых клинико-диагностических исследований, выполнение медицинской сестрой лечебных процедур, консультации с врачами других специальностей.

Во всех случаях, в которых показана госпитализация, больные направляются в стационар больницы. При отсутствии показаний к госпитализации или при затруднении ее реализации участковый врач организует уход за больным на дому – стационар на дому. Для этой цели могут привлекаться члены Общества Красного Креста – активисты, санитарные уполномоченные и медицинские сестры. В поликлиниках, объединенных со стационаром, возможна организация питания из кухни больницы, выдача во временное пользование белья и предметов ухода за больным.

Временная нетрудоспособность — это невозможность для работника выполнять свои профессиональные обязанности. Такая нетрудоспособность наступает в связи с заболеванием, травмой или по другим причинам и носит преходящий характер. Экспертиза временной нетрудоспособности осуществляется врачами лечебно-профилактических учреждений. В обязанности лечащего врача входит установление факта временной утраты трудоспособности у пациента с выдачей листка нетрудоспособности. При заболеваниях и травмах листок нетрудоспособности может оформляться в учреждениях как амбулаторно-поликлинического, так и стационарного типа.

Билет №56

97. Элементы нового механизма в здравоохранении в период перехода к рыночным отношениям.

Основной целью перевода учреждений здравоохранения на новые условия хозяйствования является повышение эффективности использования кадровых, материальных и финансовых ресурсов, направленных на охрану здоровья населения. К базисным нормативно-хозяйственным принципам нового хозяйственного механизма (НХМ) относятся следующие.

1. Изменение системы бюджетного финансирования (не только распределение средств по статьям и нормативам, но и оказание платных услуг населению, выполнение работ на договорных началах, обслуживание контингентов и предприятий на хозрасчетной основе). Расширение прав руководителей в поощрении самостоятельности и инициативы сотрудников (бригады, подряды), в дифференциации оплаты, разделении фондов социального и производственного развития в зависимости от конечного результата.2. Возможность перераспределения средств между структурными подразделениями. 3. Выделение бюджетных средств по долговременным экономическим нормативам из расчета на одного жителя в год на все виды диагностической лечебной и профилактической работы. 4. Гарантированная медицинская помощь в рамках программы обязательного медицинского страхования. Однако сверхнормативные услуги (массаж, физиотерапевтические процедуры, специальные методы диагностики, нетрадиционные методы лечения и др.) оказываются за плату.

Составными частями НХМ являются: новая система финансирования, планирования, ценообразования медицинских услуг и взаиморасчетов между учреждениями; новые организационные структуры; развитие самоуправления и инициативности у членов трудового коллектива; новые формы хозяйствования и организации труда (аренда, бригадный подряд и др.); система дифференцированной оплаты и стимулирования труда по конечным результатам работы коллективов, подразделений и отдельных сотрудников; статистический учет и отчетность в новых условиях; система правового регулирования деятельности коллектива и руководителя медицинского учреждения.

Новый механизм хозяйствования в здравоохранении предусматривает: 1) широкое применение экономических методов управления, в том числе оплату труда медицинских работников по конечным результатам; 2) изменение системы бюджетного финансирования из 3 основных источников — бюджетных средств, страховых средств и средств, полученных по договорам с предприятиями за оказание медицинской помощи и от частных лиц за оказание платных медицинских услуг; 3) переход от выделенных средств по отдельным статьям в бюджетной смете расходов к финансированию по долговременным стабильным нормативам из расчета средств на одного человека, на одного пролеченного больного и др.; 4) внедрение хозрасчетной сметы (или финансового плана); 5) использование новых форм организации труда (арендных и кооперативных отношений, бригадных форм, в том числе бригадного подряда, “гибких” режимов работы и др.); 6) предоставление самостоятельности коллективам учреждений и расширение прав руководителей здравоохранения в распределении финансовых средств.

Билет №57

23. Интенсивные показатели: сущность, методика расчета, графика.

Интенсивные коэффициенты отражают частоту (уровень распространенности) явления в своей среде. На практике их применяют для оценки здоровья населения, медико-демографических процессов. Например: число случаев заболеваний с временной утратой трудоспособности на 100 работающих; число заболевших гипертонической болезнью на 100 жителей; число родившихся на 1000 человек (определяется как отношение числа родившихся за год к средней численности населения административной территории, умноженное на 1000). Интенсивные коэффициенты бывают общие и специальные. Общие: показатель рождаемости, общий показатель заболеваемости и др.; специальные (характеризуются более узким основанием): число женщин детородного возраста (плодовитость), число женщин, заболевших гипертонической болезнью, и др.

При анализе статистической совокупности используют графические изображения (графические образы — точки, линии, фигуры). Любой график содержит следующие элементы: масштаб, условные обозначения (окраска, штриховка), фигуры, линии, цифры. В медицинской статистике применяют линейные, плоскостные, объемные и фигурные диаграммы. Линейные диаграммы отражают изменение явления в динамике. Сезонный, циклический характер изображают радиальной диаграммой, при этом месяцы года располагают по часовой стрелке. Плоскостные диаграммы (секторные, внутристолбиковые) используют для изображения показателей распределения, доли, процентов, структуры. Ленточные, столбиковые и пирамидальные диаграммы показывают частоту (распространенность, уровень) явления. Фигурные диаграммы, картограммы и картодиаграммы отображают показатели на определенных административных территориях в виде обозначений, фигур.

105. Финансирование в новых экономических условиях.

Основным источником финансирования медицинских учреждений в настоящее время являются средства бюджета, выделяемые в соответствии с долговременными экономическими нормативами. Нормативы бюджетного финансирования устанавливаются в расчете на одного жителя в год, на лечение одного больного по профилю заболевания и на оказание различных видов медицинских услуг. Эти нормативы разрабатываются региональными органами управления.

Дополнительными источниками финансирования являются: поступления за услуги, оказанные сверх нормативов бесплатной медицинской помощи, за выполненные работы по договорам с предприятиями, по заказу местных органов самоуправления и вышестоящей организации; часть сумм от взысканных санэпидслужбой штрафов за ущерб, нанесенный окружающей среде и здоровью населения; средства, полученные за счет снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности; добровольные взносы предприятий и благотворительных фондов.

Средства, полученные из всех источников, составляют единый фонд финансовых средств учреждения. Их расходование осуществляется согласно утвержденным финансовым планам, представляющим собой хозрасчетную смету. В отличие от бюджетной сметы финансовый план содержит план доходов и план (или смету) расходов. Расходы планируются по фонду оплаты труда (на заработную плату), по фонду материального поощрения и по фонду производственного и социального развития.

Билет №58

106. Управление здравоохранением.

Выделяют следующие принципы управления.

1. Организационные, координационные и оперативные, которые направлены на активизацию и усиление мотивации деятельности каждого сотрудника и всего коллектива. Среди них: власть и ответственность; единоначалие; единство руководства; централизация; линейное управление; порядок; стабильность; инициатива.

2. Принципы развития, направленные на оптимизацию взаимоотношений и повышение эффективности коллективной деятельности. Это — дисциплина, справедливость, подчинение индивидуальных интересов общим, кооперативный дух, постоянство персонала, вознаграждения и др.

3. Принципы повышения имиджа, авторитета, представительства учреждения.

Методы управления бывают организационно-распорядительные, экономико-хозяйственные, правовые и социально-психологические.

К методам управления относят: методы подкрепления и стимулирования; методы регулирования поведения; методы по оптимизации трудового процесса и роста ответственности сотрудников; развитие инициативы сотрудников и повышение индивидуального мастерства.

Функции управления определяются уровнем системы управления. Система управления любого объекта имеет 3 уровня — стратегический, тактический и оперативный. На стратегическом уровне определяются цели и возможные результаты в перспективе. Тактический уровень позволяет оптимально определить конкретные задачи, организацию, поэтапное выполнение и контроль результатов. Оперативный уровень обеспечивает эффективное выполнение производственных процессов с оптимальным использованием имеющихся ресурсов. К этому уровню можно отнести учет, контроль и анализ деятельности уже функционирующих структур.

Среди функций управления главными являются следующие.

1. Технические операции — производство. Для медицинских учреждений к производственным функциям относятся диагностика, экспертиза, реабилитация, меры профилактики и др.

2. Коммерческие — покупка, продажа, обмен; для медицинских учреждений — это продажа отдельных видов медицинских услуг.

3. Финансовые операции — привлечение средств и распоряжение ими для осуществления деятельности.

4. Страховые — страхование и охрана имущества и лиц.

5. Учетные — бухгалтерия, учет, статистика и др.

6. Административные — перспективное программно-целевое планирование, организация, координация, распорядительные функции и контроль.

Целями управления могут быть: новаторские, решение проблем, реализация конкретных обязанностей, самосовершенствование.

Процесс управления включает: планирование, организацию, распорядительность, координацию, контроль, анализ, оценку эффективности, принятие решения, подбор персонала, мотивацию и оптимизацию индивидуальной деятельности, представительство и ведение переговоров и сделок.

Билет №59

96. Виды эффективности здравоохранения.

Существуют два основных подхода к определению эффективности оздоровительной работы: результативно-целевой (сравнение результата с конечной целью, нормативом, планом) и результативно-затратный (соизмерение результата с затратами на его получение). В здравоохранении различают 3 вида эффективности — социальную, медицинскую и экономическую.

Социальная эффективность заключается в повышении общественной роли здравоохранения, связанной непосредственно с повышением уровня здоровья и качества медицинской помощи, а выражается конкретно в снижении негативных показателей здоровья населения (заболеваемости, инвалидности, смертности) и повышении позитивных (физического развития, рождаемости, средней продолжительности жизни и др.).

Медицинская эффективность заключается в оценке результативности различных способов диагностики, лечебных процедур, в том числе лекарственных средств, и, наконец, различных мер профилактики, в частности специфической (прививок). Она может выражаться через различные показатели качества и эффективности деятельности медицинских учреждений (сокращение средних сроков диагностики, средней длительности заболевания, пребывания больного в стационаре). О медицинской эффективности говорят и повышение процента благоприятных исходов заболеваний, снижение уровня инвалидизации и летальности, оптимальное использование коечного фонда, медицинского оборудования, трудовых и финансовых ресурсов.

Оценка социальной и медицинской эффективности является для здравоохранения приоритетной. Проблему экономической эффективности можно рассматривать, во-первых, с точки зрения влияния здравоохранения на рост производительности труда и национального дохода, а во-вторых, с точки зрения повышения экономической эффективности использования средств в самом здравоохранении. Экономическая эффективность выражается в определении стоимости дополнительно произведенной продукции или суммы сэкономленных финансовых средств, а также в установлении экономического ущерба от повышения заболеваемости, инвалидности, преждевременной смерти и т. п. Она определяется как отношение результата (в стоимостных показателях) к затратам.

При оценке экономической эффективности оздоровительных мероприятий на производстве, методов профилактики, диагностики и лечения вычисляются количество дней (разница до и после внедрения новых методов), сэкономленных в результате предотвращения заболеваний, травматизма, инвалидности, смертности, и стоимость каждого дня.

44. Структура причин смерти населения. Факторы, обуславливающие их динамику.

Источником информации о заболеваемости и причинах смерти является врачебное свидетельство о смерти. В нем должны быть указаны непосредственная причина смерти и заболевание, вызвавшее или обусловившее непосредственную причину смерти, то есть основное заболевание. Кроме того, указываются все сопутствующие заболевания, имевшиеся у больного.

В загсах на основании врачебного свидетельства о смерти составляется “Акт о смерти”. Эти акты ежемесячно направляются в статистическое управление области, где составляются отчеты и проводится анализ причин смертности.

Исследования частоты заболеваний, способствовавших смертельному исходу, позволяют изучить летальность при различных заболеваниях (число умерших среди 100 заболевших). При анализе заболеваемости по данным о причинах смерти используются общие и специальные показатели: общие показатели — число умерших за отчетный год на 1000 жителей; специальные показатели: а) показатель смертности в зависимости от заболевания — число умерших от того или иного заболевания на 1000 жителей; б) показатель смертности в зависимости от пола (возраста, профессии и др.) — число умерших за год



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.184.99 (0.016 с.)