Сокращение площади лесов погибших от лесных пожаров, повреждённых вредными организмами и от воздействия иных негативных факторов и иные целевые показатели улучшения состояния лесов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сокращение площади лесов погибших от лесных пожаров, повреждённых вредными организмами и от воздействия иных негативных факторов и иные целевые показатели улучшения состояния лесов



В целях сокращения площади лесов погибших от лесных пожаров в лесах Тюменской области намечаются противопожарные мероприятия, которые представлены в разделе 2.5.1.

На территории Тюменской области основными факторами, вызывающими ослабление и гибель насаждений, являются воздействия лесных пожаров, неблагоприятных погодных условий (ураганные ветры) и поражения болезнями леса.

В целях сокращения площади лесов, погибших от лесных пожаров, на территории области намечается осуществление противопожарного обустройства лесов, создание системы, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, мониторинга пожарной безопасности в лесах, разработки планов тушения лесных пожаров подробно см. в разделе 2.5.1.

Авиационная охрана лесов являются составной частью комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров. Работы осуществляются на территориях, где обнаружение и тушение лесных и других ландшафтных пожаров в лесах наземными силами и средствами затруднено либо невозможно. В работе ГУ ТО «Тюменская база авиационной охраны лесов» использует программный комплекс «Ясень», который позволяет быстрее обнаруживать и ликвидировать лесные пожары. В дальнейшем необходимо создать и укрепить материально – техническое обеспечение авиабазы.

Объёмы профилактических противопожарных мероприятий запланированы с учётом состояния лесов Тюменской области позволят значительно снизить потери древесины от пожаров (см. приложение 15).

В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется лесозащитное районирование (Федеральное агентство лесного хозяйства ФГУ «Российский центр защиты леса», филиал «Центр защиты леса Тюменской области»), лесопатологическое обследование, авиационные и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия (выборочные и сплошные санитарные рубки, уборка захламлённости), установление санитарных требований к использованию лесов (приложение 16).

Осуществление лесозащитного районирования позволит обеспечить санитарную безопасность в лесах Тюменской области и сократить площадь погибших лесов от повреждения вредных организмов и от воздействия иных неблагоприятных факторов.

Проведение профилактической работы по предупреждению (профилактике) вспышек массового размножения и распространения вредных насекомых и болезней, позволит снизить гибель насаждений или резкое падение прироста древесины и снижение её деловых качеств. Эффективность профилактической работы зависит от состояния надзора за появлением вредителей и болезней, своевременности назначения и проведения истребительных мер борьбы с ними.

Общее санитарное состояние (по данным санитарного и лесопатологического обзора за последние 5 лет - ФГУ «Российского центра защиты леса», филиала «Центра защиты леса Тюменской области») лесов в настоящее время следует считать удовлетворительным. Объёмы работ по лесозащитным мероприятиям на планируемый период позволят сократить площади повреждения и гибели лесов. Санитарно-оздоровительными мероприятиями являются сплошные и санитарные рубки, очистка лесов от захламления, загрязнения; уборка захламленности, которая осуществляется как правило, одновременно с другими лесохозяйственными мероприятиями.

Планируется к концу действия лесного плана сократить удельную площадь земель лесного фонда, покрытую лесной растительностью, погибшей от пожаров до 0,1; а от повреждения вредителями и болезнями до 0,01 (приложение 23).

 

Иные целевые показатели улучшения состояния лесов

Соотношение площади искусственного лесовосстановления и площади сплошных рубок лесных насаждений на землях лесного фонда к 2017 г. увеличится с 46,7% до 50%. Объем рубок лесных насаждений с 1 га покрытых лесной растительностью земель лесного фонда увеличится от 0,3 м3/га до 2,2 м3/га.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11 апреля 2007 г. утверждены целевые прогнозные показатели по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации (приложение 23).

Исходя из исключительно важного экологического, экономического и социального значения лесов области, основными задачами лесного хозяйства на предстоящий ревизионный период являются:

Ø -повышение природоохранных свойств лесов, усиление их экологических функций;

Ø -рациональное использование лесных земель, выращивание высокопроизводительных насаждений с преобладанием целевых лесообразующих пород;

Ø -интенсификация рубок ухода за лесом на основе современной нормативно-технической базы и повышение их качества;

Ø -организация системы элитного семеноводства;

Ø - -максимальное использование естественного возобновления леса и создание лесных культур для восстановления лесов хозяйственно ценными древесными породами;

Ø -совершенствование наземной охраны лесов от пожаров, создание системы компьютерной связи диспетчерских пунктов, межведомственного оперативного управления охраной лесов на основе государственной программы охраны лесов от пожаров;

Ø -использование безвредных для флоры и фауны препаратов при защите леса от вредителей и болезней леса;

Ø -обеспечение благоприятных условий рекреационного лесопользования без ущерба лесной среде;

Ø -обеспечение надлежащей охраны и содержание особо охраняемых природных объектов и территорий, расположенных в пределах лесного фонда лесничеств;

Ø -дальнейшая активизация и передача совместно с местными органами исполнительной власти участков лесного фонда в аренду для заготовки древесины, лесных второстепенных материалов, побочных лесных пользований, использования лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, а также в научно-исследовательских, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях;

Ø -обеспечение жесткого государственного контроля за состоянием лесного фонда, рациональным использованием лесных ресурсов и соблюдением лесоводственных и экологических требований в процессе заготовок древесной, недревесной лесной продукции и других видов лесных пользований;

Ø -сохранение биологического разнообразия;

Ø -сертификация древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсов;

Ø -повышение максимального дохода с единицы площади лесного фонда.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕСОВ ПО ЗОНАМ ПЛАНИРУЕМОГО ОСВОЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПО ВИДАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ИНТЕНСИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ

 

2.2.1. Общая оценка перспектив освоения лесов в Тюменской области с учетом программ социально-экономического развития и документов территориального планирования области

 

Лесной комплекс представляет собой совокупность лесов, мощностей по охране, воспроизводству и использованию лесных ресурсов, переработке заготовленной деловой древесины, во взаимосвязи с лесными отношениями.

Объем рубок лесных насаждений с 1 га покрытых лесной растительностью земель лесного фонда области составил в 2006 г. 0,25 м3. Соотношение стоимости 1 куб. м. древесины от рубок лесных насаждений и ставки платы за единицу объема древесины, установленной Правительством Российской Федерации, - 168%. Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете на 1 га земель лесного фонда - 12,6 руб.

Основными сдерживающими факторами динамичного развития лесного хозяйства и деревообрабатывающего производства являются заболоченность территорий земель лесного фонда, а также удаленность участков с эксплуатационными запасами от основных транспортных магистралей и центров переработки древесины (городов Тюмень, Заводоуковск).

Основными лицами, использующими леса, являются предприятия малого и среднего бизнеса, а рубки ухода за лесом проводятся лесничествами. Ликвидная древесина от лесохозяйственных рубок дает половину областных объёмов деловой древесины. Лесничества в прилегающих к Тюмени районах стали серьёзными поставщиками пиловочника хвойного, фанерного сырья и пиломатериалов.

При значительных запасах спелой и перестойной древесины лесной сектор в экономике Тюменской области развит слабо и используется недостаточно эффективно. В общем объеме годовой валовой промышленной продукции доля лесной продукции составляет 5,4%.

Освоение расчетной лесосеки в 2001-2006 гг. по лиственному хозяйству составляло от 3 до 7%, а по хвойному хозяйству - от 16 до 22% от факта заготовки древесины по рубкам главного пользования лесом. В области действуют 20 арендаторов лесных участков, специализирующихся на заготовке древесины.

Увеличение лесозаготовительной деятельности сдерживается недостатком мощностей по переработке лиственной и низкотоварной древесины, удаленностью участков лесного фонда от лесоперерабатывающих производств. Доля низкотоварного сырья в лесных ресурсах составляет – 51-53%. Невостребованное низкотоварное сырье, отходы деревообработки стали оказывать негативное влияние на динамику развития деревообрабатывающего производства.

Успехи в работе деревообрабатывающих предприятий характеризует положительная динамика экспорта продукции. По области экспорт продукции из древесины по разным видам увеличился, в сравнении с 2000 г., более чем в 4-5 раз. Основные виды продукции, поставляемые на экспорт, - это фанера, мебель, ДСП, пиломатериалы, продукция домостроения. Объем экспортных поставок лесопродукции в 2007 г. через Тюменскую таможню превысил 21,5 млн. долл. США. Наибольшую часть лесного экспорта составляет продукция глубокой переработки: фанера клееная, плиты древесностружечные.

Таблица 2.2.1.1

Лесохозяйственная и лесовосстановительная деятельность в Тюменской области за 2007 г.

Показатели общей характеристики лесов
Общая площадь лесов, тыс. га Общая площадь лесов 11 384,08
Лесистость территории Тюменской области, % Отношение площади покрытых лесной растительностью земель к общей территории субъекта 43,2
Показатели лесопользования
Доля площади арендованных участков лесного фонда (для заготовки древесины) в общей площади земель лесного фонда, % Процентное отношение площади арендованных участков лесного фонда (для заготовки древесины) к площади земель лесного фонда 5,5 (средний)
Эффективность использования лесосырьевого ресурса на арендованной территории, % Отношение объема фактически заготовленной древесины арендаторами к установленному объему отпуска древесины арендаторам (средний)
Динамика средней цены отпуска 1 м3 древесины на корню, руб./м3 Разность показателей средней цены отпуска древесины по всем основаниям пользования за аналогичные периоды 2007 и 2006 годов 42,6 (лучший)
Протяженность лесных дорог на 1000 га лесных земель, км/тыс. га Протяженность лесохозяйственных и лесовозных дорог на 1000 га лесных земель 1,7 (лучший)
Расчетная лесосека, тыс. м3 Расчетная лесосека  
Использование расчетной лесосеки, % Отношение объема фактической рубки к расчетной лесосеке 4,7 (средний)
Темп роста рубок лесных насаждений при уходе за лесами (с прочими рубками),% Отношение показателей рубок лесных насаждений при уходе за лесами и прочих рубок за аналогичные периоды 2007 и 2006 годов 126,1 (средний)
Показатели лесовосстановления
Динамика лесовосстановительных работ, % Изменение объемов лесовосстановления за аналогичные периоды 2007 и 2006 годов 134,2 (лучший)

 

В 2007 г. достигнуты следующие показатели, которые представляют собой удельные и относительные коэффициенты, характеризующие лесохозяйственную и лесовосстановительную деятельность в Тюменской области (приведены из бюллетеня «Деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений», разработанного Федеральным агентством лесного хозяйства) (табл. 2.2.1.1).

 

Таблица 2.2.1.1

Лесохозяйственная и лесовосстановительная деятельность в Тюменской области за 2007 г.

Показатели охраны и защиты леса
Повреждаемость лесов пожарами, вредителями и болезнями, % Отношение площади, пройденной лесными пожарами, погибшей от вредителей и болезней, к средней за предыдущие 5 лет (рассчитанной, не включая отчетный год) 3,3 (лучший)
Динамика средней площади лесных земель, пройденной одним пожаром, % Процентное отношение средней площади лесных земель, пройденной одним пожаром в текущем году, и средней величины данного показателя за предыдущие 5 лет (рассчитанной, не включая отчетный год) (лучший)
Оперативность тушения лесных пожаров на 01.09.2007 г. Доля лесных пожаров, ликвидированных в день обнаружения на 01.09.2007 г. 42,5 (средний)
Показатели экономики и финансов
Динамика лесного дохода, % Изменение лесного дохода по сравнению с предыдущим периодом (лучший)
Соотношение конкретных и минимальных ставок оплаты за древесину, отпускаемую на корню, коэффициент Отношение конкретных ставок платы за древесину к минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню 1,8 (лучший)
Состояние работы по администрированию платежей, % Отношение суммы фактически поступившей платы в федеральный бюджет за использование лесов к причитающейся плате 137,5 (лучший)
Эффективность ведения лесного хозяйства, % Отношение лесного дохода к затратам на ведение лесного хозяйства 152,6 (лучший)

 

Возможности развития лесного сектора экономики Тюменской области

Полученные в результате анализа данные по основным преимуществам и недостаткам рассматриваемого региона для развития лесного сектора экономики приведены в таблице 2.2.1.2.

Таблица 2.2.1.2

Преимущества и недостатки Тюменской области для динамичного развития лесного сектора экономики

Преимущества Недостатки
Лесное хозяйство и лесозаготовительная деятельность
Наличие лесных ресурсов, практически повсеместная их распространенность на территории области Неравномерное распределение ресурсов по породному составу, возрасту и бонитету в пространстве, удаленность эксплуатационных запасов леса от транспортных путей и мест переработки
Традиционная развитая деятельность Значительная доля перестойных лесов, высокая доля лиственных пород
Наличие хозяйствующих и управленческих структур, преемственность деятельности Недостаток лесовозных дорог в местах сосредоточения лесных ресурсов
Появление современных технологий выращивания леса и его заготовки Значительная доля заболоченных и подтопляемых территорий
Сравнительно невысокие энергетические затраты, низкая стоимость рабочей силы Недостаточное развитие арендных отношений
Перерабатывающее производство
Наличие традиционной деятельности по переработке лесных ресурсов, многолетний опыт функционирования отрасли Недостаток мощностей по глубокой химико-механической переработке древесины
Наличие производственных мощностей и трудовых ресурсов Высокая степень изношенности основных фондов
Поддержка и внимание на всех уровнях в1.ласти Низкая доля передовых технологий

Таблица 2.2.1.2

Преимущества и недостатки Тюменской области для динамичного развития лесного сектора экономики

Появление современных высокопроизводительных технологий и техники Сравнительно медленное освоение новых видов продукции
Географической положение, рынки, инфраструктура, логистика
Наличие транспортных путей – железной дороги и автомобильной магистрального типа Низкий уровень обеспеченности территории объектами лесной инфраструктуры
Выгодное географическое положение для экспорта продукции в Казахстан и страны Центральной Азии Удаленность от Европейских рынков
Устойчивый рост спроса на внутреннем рынке, дифференциация спроса Слабое владение стратегиями конкурентной борьбы на внешних рынках
Большая емкость внутреннего рынка, положительная динамика экспорта Значительная конкуренция аналогичной продукции со стороны соседних субъектов Российской Федерации
Институциональные основы
Поддержка региональными властями, финансовые возможности поддержки бюджетными средствами Не является приоритетной в экономике региона, занимает малую долю в Валовом Региональном Продукте
Наличие нового Лесного кодекса, регламентирующего разрешение многих проблемных вопросов Отсутствие ряда нормативных документов, регламентирующих правоприменение отдельных статей Лесного кодекса, отсутствие опыта применения нового кодекса
Активная позиция и поддержка местной администрации Недостаток высококвалифицированных специалистов в административных органах на местах
Наличие регионального закона об инвестиционной деятельности Отсутствие эффективного механизма привлечения временно свободных средств граждан и юридических лиц
Наличие инвестиционных проектов в регионе Недостаточно активная инвестиционная деятельность
Многолетний опыт работы, желание работать и заниматься лесным бизнесом; исключительная адаптивность, возможность приспособления к тяжелым условиям Недостаток высококвалифицированных рабочих и управленческих кадров в первичном хозяйственном звене
Использование программного системного подхода в управлении регионом Отсутствие единой федеральной модели пространственного развития экономики

Определение целей и задач стратегии развития лесного сектора экономики Тюменской области

Главным законодательным документом, необходимым для осуществления соответствующих времени преобразований в лесном хозяйстве страны, призван стать новый Лесной Кодекс Российской Федерации.

Принятие Лесного Кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. № 200), реализация в регионе Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 г. обусловили необходимость разработки стратегии (перспективы) развития лесного сектора экономики Тюменской области. Стратегическими целями развития лесного сектора экономики Тюменской области являются:

1. Обеспечение рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, охраны и использования объектов животного мира;

2. Увеличение количества доступного леса и повышение качества лесных ресурсов;

3. Повышение значимости лесного сектора экономики в социально-экономической жизни региона.

4. Стабильное и сбалансированное функционирование лесопромышленного комплекса области на основе устойчивого развития предприятий.

На территории Тюменской области уже реализуется комплексный пакет законодательных и нормативных документов: концепция развития области, основные направления деятельности в различных сферах хозяйства, целевые программы, отдельные проекты и др.

Указанные стратегические цели развития лесного сектора экономики определены с учетом деятельности Правительства Тюменской области по улучшению жизни граждан и развитию регионального хозяйства.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих перспективных задач и приоритетных направлений:

1. Создание действенной системы государственного лесного контроля и надзора;

2. Формирование информационной и методической базы мониторинга использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

3. Систематическое проведение мониторинга состояния лесного фонда и объектов животного мира;

4. Обеспечение устойчивого управления лесами и сохранение в них биологического разнообразия;

5. Обеспечение режима сохранности лесов природоохранного назначения (защитных лесов) и развитие сети особо охраняемых природных территорий;

6. Рациональное использование лесных земель, выращивание высокопроизводительных насаждений с преобладанием целевых лесообразующих пород;

7. Разработку схемы приоритетного транспортного освоения лесов в соответствии с ареалами экономической доступности лесных ресурсов и с размещением лесоперерабатывающих предприятий;

8. Активизация деятельности по повышению инвестиционной привлекательности лесного сектора экономики;

9. Разработка и внедрение экономического механизма стимулирования глубокой переработки древесины;

10. Оказание поддержки инициативам хозяйствующих субъектов по продвижению лесной сертификации на основе мировых стандартов устойчивого лесопользования;

11. Участие лесного сектора экономики в решении социальных задач региона;

12. Содействие формированию производственных кластеров на базе крупных лесоперерабатывающих предприятий;

13. Диверсификация производства и рынков сбыта продукции переработки лесных ресурсов с учетом роста потребностей внутреннего и внешнего рынков;

14. Стимулирование аренды лесов в спортивно-оздоровительных, рекреационных целях путем предоставления дополнительных региональных гарантий;

15. Предоставление в аренду лесных участков на основе добросовестной конкуренции, способствующей транспорентности (прозрачности) арендных отношений и обеспечению доходности лесной отрасли с включением механизма перезаключения арендных договоров как действенного инструмента отбраковки неэффективных лесопользователей;

16. Участие в национальных и международных выставках, ярмарках, презентациях и информирование потенциальных партнеров (инвесторов, дилеров) о возможностях ведения лесного бизнеса в регионе;

17. Вовлечение в эксплуатацию перспективных лесосырьевых территорий Уватского, Вагайского, Тобольского районов за счет строительства сети лесных дорог круглогодичного действия и поддержки временного объединения предприятий для реализации инвестиционных проектов с участием бюджета;

18. Поддержка научных исследований, направленных на охрану, защиту, воспроизводство и использование лесов;

19. Организация эффективного межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по пресечению незаконных заготовок, оборота незаконно заготовленной древесины и иных противоправных посягательств в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда и земель иных категорий;

20. Поддержка обеспечения лесного сектора экономики высококвалифицированными кадрами рабочих профессий и специалистами среднего звена;

21. Обеспечение экологизации производственной деятельности лесопромышленных предприятий.

Для регионального планирования развития лесного сектора экономики целесообразно использовать передовой опыт зарубежных стран, в частности индикативное планирование. Метод не носит директивного характера, а является рекомендательно-стимулирующим. Задача индикативного планирования - быть средством регулярного и комплексного воздействия государства на хозяйствующие структуры. Данный подход применим и к решению задач создания и реализации лесного плана Тюменской области.

Позиционирование продукции лесного сектора экономики Тюменской области на внутреннем и внешнем рынках

Успешная реализация намеченных целей предполагает выбор адекватных путей и средств достижения заданных параметров. В условиях конкурентных отношений в экономике важнейшей составляющей стратегического успеха является своевременное и точное прогнозирование развития рыночной ситуации, выработка эффективного механизма корректировки будущих действий. Основой для прогнозов является детальный анализ современного состояния лесного сектора экономики, оценка сильных и слабых сторон, выявление адаптационного потенциала к возможным изменениям политической и экономической жизни страны, региона, отрасли. Для эффективного позиционирования продукции лесного комплекса Тюменской области необходимо изучение рыночной конъюнктуры и выявление наиболее подходящих сегментов для размещения продукции.

Анализ рынка быстровозводимых домов из древесных материалов.

Основываясь на маркетинговых исследованиях, проведенных в 2006 г., группой маркетинг консультант отметим, что рынок быстровозводимых домов из древесных материалов в стране и регионах быстро формируется. География сбыта продукции представлена следующими регионами:

· дома из оцилиндрованного бревна – Свердловская область, Казахстан, Урало-Сибирский регион, Тюменская область, Башкирия, г.Челябинск, Север Тюменской области, г.Мурманск, г.Екатеринбург, г.Ростов-на-Дону;

· дома из сэндвич-панелей – Свердловская область, Север Тюменской области, Казахстан, Мурманская область;

· дома из клееного бруса – Москва и Московская область, Казахстан, Свердловская область, Челябинская область, Тюменская область, Север Тюменской области, Урал.

Каналы сбыта на более, чем 90% представлены продажами напрямую от производителя. Преобладающее число компаний - производителей быстровозводимых домов из древесных материалов продвигают свою продукцию посредством рекламы в специализированных СМИ – 75%.

Основными заказчиками быстровозводимых домов выступают физические лица – 41%, физические и юридические лица – 42%, юридические лица – 17%.

Методы продвижения продукции на рынке быстровозводимых домов распределяются в следующем порядке: специализированные выставки и презентации – 41,6%; реклама по телевидению – 33,6%; рассылка информации потенциальным клиентам – 25,0%; интернет – 16,6%. В целом рынок быстровозводимых домов плохо освоен и слабо развит.

Анализ рынка древесного угля

По результатам проведенного в 2006 г. исследования рынка были сделаны следующие выводы:

1. На рынке древесного угля предложение превышает спрос и производители вынуждены активно искать потенциальных потребителей своей продукции.

2. Общий объем потребления древесного угля на территории УФО по данным исследования составляет 2900-3000 тонн в месяц, без учета общественного питания и розничной продажи.

3. В значительных для рассматриваемого производства объемах древесный уголь потребляет только цветная металлургия. В особо крупных объемах он требуется в производстве кремния на заводе «Суал-Кремний-Урал». В общей доле потенциальных потребителей древесного угля на территории УФО он занимает 95%.

4. Большинство потребителей имеет постоянные отношения с поставщиками данной продукции, но при этом открыты к диалогу с потенциальными новыми партнерами.

5. Основными факторами, влияющими на выбор поставщика древесного угля, являются качество продукции, цена, удобство и надежность поставки. По указанным параметрам потребители и оценивают привлекательность сотрудничества с поставщиками.

6. Рынок древесного угля в России составляет порядка 50 тыс. тонн в год. Исследованием были охвачены объемы порядка 36 тыс. тонн в год. Отсюда можно сказать, что, даже с учетом возможного роста в последние годы, рынок сбыта древесного угля представлен более чем на 80%.

7. По территориальному признаку основная масса потребителей находится в Свердловской и Челябинской областях.

Анализ рынка пиломатериалов берёзовых и осиновых

Спрос на пиломатериалы из осины и берёзы представлен в основном крупными оптовыми предприятиями из европейской части России (мебельная фабрика в Новгородской области), а также ближнего зарубежья (страны Балтии) в основном от предприятий, являющихся крупными оптовиками.

Наибольшим спросом среди других видов пиломатериала пользуется обрезная осиновая доска различных размеров 0, 1, реже 2 сортов, используемая для производства готовых деревянных изделий, применяемых для отделки жилых помещений, бань и т.д.

Основная часть осиновых пиломатериалов закупается производителями погонажных изделий, в частности доски вагонки, евро-вагонки, комплектующих для бань и саун. Наиболее крупные и регулярные закупки осинового пиломатериала (40 м3 в месяц и более) осуществляется производителями данного вида продукции (региональными компаниями «Сиблестрой», «Авангард» и др.).

В производстве столярных изделий используются относительно небольшие объёмы качественного берёзового пиломатериала – в среднем разовые объёмы закупок составляют порядка 5-10 м3. При этом закупки осуществляются с малой периодичностью и зависят от наличия заказов. Производители мебели используют берёзовые и осиновые пиломатериалы редко и в небольших объёмах.

В строительной индустрии берёзовые и осиновые пиломатериалы используются редко и в небольших объемах. Неизученными, но потенциально привлекательным являются закупки частными предпринимателями, приобретающие указанные пиломатериалы зачастую в больших объёмах, нежели юридические лица.

Основные выводы:

1. На территории УрФО спрос на осиновые и берёзовые пиломатериалы значительно меньше, чем на пиломатериалы из хвойных пород древесины.

2. На постоянной основе в относительно больших объёмах существует потребность в обрезной осиновой доске высокого качества.

3. Производимая на территории УрФО древесина берёзы и осины обладает невысоким качеством, поэтому основным критерием при выборе поставщика помимо цены выступает качество древесины и её распиловки. Потребители древесины в Екатеринбурге и Челябинске предпочитают работать с местными поставщиками из-за возможных проблем с доставкой из других регионов.

4. Основная часть выявленных потребителей берёзового и осинового пиломатериала располагается в Тюмени, Екатеринбурге и Челябинске. Большинство потребителей готово закупать пиломатериал по цене от 2500 руб. за 1 м3 при условии, хорошего качества.

Развитие внутреннего и внешнего рынков продукции указывает на перспективные тенденции увеличения потребления продуктов глубокой переработки древесины (быстровозводимых домов из древесных материалов, фанеры, древесных плит, специализированных пиломатериалов).

Анализ рынка мебели из древесных материалов

В ходе исследования ситуации на мебельном рынке УрФО были выявлены следующие тенденции:

1. Происходит уверенное укрепление позиций производителей мебели на местных рынках. Рост доходов населения, развитие потребительского кредитования в регионе значительно увеличивает емкость рынка, позволяют предприятиям - производителям мебели наращивать объемы производства и реализации продукции на местных рынках.

2. Практически все предприятия – производители расширяют номенклатуру выпускаемой продукции как традиционной для потребительского рынка, так и с новыми потребительскими характеристиками. Фактически происходит формирование новых товарных сегментов. Так с 2006 г. предприятием «Миассмебель» начало производство гостиных и прихожих, ОАО «Заречье» и ДОК «Красный Октябрь» системно производят модернизацию товарной линейки в рамках сформировавшихся групп товаров, выводя на рынок более привлекательные современные модели мебели.

3. На территории округа лидерами мебельного рынка предприятиями «Миассмебель», ДОК «Красный Октябрь» «Заречье» постоянно расширяется количество точек розничных продаж готовой продукции. Развиваются как небольшие магазины салоны («Заречье», «Миассмебель», «Интеди»), так и крупные торговые комплексы (ДОК «Красный Октябрь», «Заречье»).

4. Ряд предприятий создают новые торговые марки, регистрируют их соответствующим образом для дальнейшего продвижения в регионы России. Например, ДОК «Красный Октябрь» разработал и активно продвигает торговую марку «Мебельвиль»; в настоящий момент в различных регионах России работают 3 торговых центра под данной маркой, на условиях франчайзинга планируется открытие еще семи точек. Активную политику по экспансии в различные регионы России ведет и «Миассмебель» - предприятие располагает 4 фирменными салонами в Москве и в различных регионах, имеет 13 филиалов по России. Развивает сеть партнеров по России и ОАО «Заречье». В целом заметна тенденция экспансии продукции предприятий - производителей за пределы региона УрФО.

Преобладающее число участвующих в исследовании предприятий (88,9%), производящих корпусную мебель для дома, реализуют производимую ими продукцию посредством собственной торговой сети. Более 77% компаний-производителей мебели для дома, реализуют свою продукцию через представителей, либо собственные торговые точки. Свыше 44% опрошенных компаний реализуют свою продукцию напрямую, минуя посредников.

На территории Челябинска и Челябинской области действует 3 крупных производителя мебели для дома – это ООО ПФ «Ника», ЗАО «Миассмебель», ЗАО «Линда». Наиболее крупные производители мебели, присутствующие на рынке Екатеринбурга и Свердловской области – ОАО «Мебельщик», ФГУП ХЗ «Планта», ФГУП ПО «Уралвагонзавод» им. Ф.Э. Дзержинского», действующие на территории г. Нижний Тагил, «Волчанский завод ТНП». На территории Тюмени и Тюменской области: ЗАО ФМ «Интеди», ООО ДОК «Красный Октябрь», ОАО «Заречье».

Обработка информации по состоянию рынка мебели в УрФО, позволяет сделать вывод о достаточно стабильных производствах и продажах мебели и о больших перспективах развития данной отрасли в регионе.

Анализ рынка живицы

Общая потребность лесохимических предприятий Российской Федерации, а также потенциальных близлежащих предприятий ближнего зарубежья в живице составляет 50-60 тыс. тонн ежегодно, исходя из их производственной мощности. Перечень этих предприятий и возможные объемы переработки живицы приведены в таблице 2. 2.1.4

Таблица 2.2.1.4

Возможный объем поставок живицы на лесохимические заводы

  Предприятие-потребитель Проектная мощность по переработке живицы, тонн Возможное количество принимаемого сырья, тонн
ЗАО "Вологодский лесохимический завод"   1000-1200
АО "Оргсинтез", г. Н.Новгород    
АО "Тихвинский лесохимический завод"    
Республика Беларусь    
"Лесохимик", г. Борисов, Республика Беларусь   500-700
Итого   12500-12900

 

Анализ рынка деревообработки

В 2007 г. ожидаемый выпуск товарной продукции обработки древесины и производства изделий из дерева составит 1 690 млн. руб. (рост к 2006 г. – 141%), производства мебели и прочей продукции, не включенной в другие группировки составит – 1 562 млн. руб. (рост к 2006 г. – 114%).

Следует отметить, что потенциал деревообрабатывающих производств используется не полностью. Главная причина – не решены вопросы использования низкотоварной древесины, отходов от лесозаготовок, лесопиления, деревообработки. Использование их в качестве топлива и на технологические цели не решает проблемы в полном объеме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.094 с.)