Общая характеристика третейского разбирательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика третейского разбирательства



Вицин А.И. Третейский суд по русскому праву. Историко-догматическос рассуждение.

Волков А.Ф. Торговые третейские суды.

Защита прав и законных интересов граждан и организаций возможна в различных формах. Статья 11 ГК РФ среди органов, осуществляющих судебную защиту гражданских прав, называет третейский суд.

Право избирать посредников для решения спорных дел предусматривалось в Уставе гражданского судопроизводства 1864 г. Раздел IV книги III Устава включал специальную главу "О третейском суде" (ст. ст. 1367 - 1400).

Долгое время в Российской Федерации действовали два основных законодательных акта о третейских судах, управомоченных рассматривать конфликты в хозяйственной сфере: Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г. N 3115-1 <1>, и Закон РФ от 7 июля 1993 г. "О международном коммерческом арбитраже" <2>.

Закон 1993 г. стал первым единым нормативным актом, регулирующим организацию и деятельность международного торгового арбитража, специально выделившим Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морскую арбитражную комиссию (МАК) при Торгово-промышленной палате РФ.

В настоящее ФЗ от 24 июля 2002 г. "О третейских судах в Российской Федерации" <1>, регулирующий деятельность третейских судов, которые создаются на территории России (п. 1 ст. 1 Закона 2002 г.). Действие Закона 2002 г. не распространяется на Международный коммерческий арбитраж, к которому продолжает применяться Закон 1993 г.

По соглашению сторон подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела (решения, определения об оставлении искового заявления без рассмотрения, определения о прекращении производства), может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом (ч. 3 ст. 3 ГПК РФ). Указание на споры только из гражданских правоотношений означает, что подведомственные суду дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, дела особого производства (гл. 23 - 38 ГПК РФ) в третейском порядке вообще рассмотрению не подлежат.

В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора (по принятой в юриспруденции терминологии - суды ad hoc или разовые).

Третейские суды ad hoc создаются сторонами, которые в принципе могут самостоятельно определять порядок их образования и правила разбирательства споров, но с соблюдением предусмотренных Законом обязательных положений, не подлежащих изменению по желанию сторон (п. 5 ст. 3, ст. 19 Закона 2002 г.).

Постоянно действующие третейские суды (далее - постоянные суды) формируются в качестве стабильных центров, обеспечивающих третейское разбирательство конкретных категорий споров в порядке, устанавливаемом их внутренними документами (ст. 19 Закона 2002 г.).

Например: Третейский суд для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации; Для создания нового- решение о его образовании, положение (устав, регламент) о суде, состав третейских судей в суд на.

Обязательным условием принятия третейским судом –с оглашения в письменной форме. о передаче на его рассмотрение и разрешение спора в целом или его отдельных частей в связи с конкретным правоотношением (п. 2 ст. 5 Закона 2002 г.). Оно может быть закреплено сторонами подписанным отдельным документом (третейский договор) или включением в гражданский договор статьи о передаче дела в третейский суд (третейская оговорка). Под третьей разновидностью третейского соглашения ученые понимают третейскую запись - это отдельное от контракта соглашение сторон о третейском разбирательстве уже возникшего между сторонами спора <1>.

В Законе 2002 г. предусмотрен запрет на передачу спора на разрешение третейского суда при наличии в договоре медиативной оговорки (п. 5 ст. 5).

Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или действительности соглашения о передаче спора ему на рассмотрение, если решеил, что не принимает, то. не влечет за собой автоматически недействительности включенной в него оговорки (ч. 1 ст. 17 Закона 2002 г.)

. Статья 8 Закона 2002 г. содержит требования, предъявляемые к третейскому судье:

-полностью дееспособное физическое лицо,

-сможет обеспечить беспристрастное разрешение спора

-, прямо или косвенно не заинтересованное в его исходе,

- независимое от сторон, согласившееся исполнять функцию третейского судьи <1>. Председатель:высшее юридическое образование.

могут установить дополнительные критерии, предъявляемые к квалификации третейских судей.

Число третейских судей -нечетным. Стороны -количественный состав суда, если нет, то 3 судьи.

. В постоянно действующем суде -регламент (положения), в суде разовом - зависит от пожеланий сторон,

В течение 15 дней-формирование судейского корпуса, если нет, то третейское производство прекращается и заинтересованное лицо может составить по данному спору исковое заявление и направить его компетентному суду общей юрисдикции.

Отдельная глава в Законе 2002 г. посвящена расходам, связанным с разрешением спора в третейском суде. Состав расходов конкретизирован в ст. 15: гонорары третейских судей; их издержки, связанные с участием в разбирательстве (оплата проезда к месту заседания или к месту нахождения доказательств); компенсации и вознаграждения таким участникам процесса, как свидетели, переводчики, эксперты; иные дополнительные затраты, определяемые третейским судом.

К регламентам постоянно действующих -Главный критерий - цена искового требования.

Об окончательном распределении уплаты расходов после завершения дела стороны вправе договориться между собой, если нет, то суд пропорционалтно требованиям.

Исковое заявление, в письменной форме. Согласно ст. 23 Закона 2002 г. оно должно содержать:Дату, наименование и реквизиты сторон, обоснование компетенции третейского суда, обстоятельства, на которых истец основывает свое требование, и подтверждающие их доказательства, цену иска (если иск подлежит оценке), перечень прилагаемых к заявлению документов и иных материалов.

Копии заявления и других приобщенных к нему документов передаются ответчику, который в срок, определенный правилами третейского разбирательства либо до первого заседания третейского суда (если этот срок правила не содержат.Непредставление ответчиком отзыва не является препятствием, также как и неявка

Существенной новеллой Закона 2002 г. по сравнению с приложением N 3 ГПК РФ являлось наделение третейского суда полномочием распорядиться о принятии обеспечительных мер, если стороны не договорились об ином (ст. 25).

Статья 18 Закона 2002 г. значительно расширила по сравнению с ранее действовавшим законодательством перечень основных начал третейского разбирательства: это законность, конфиденциальность, независимость и беспристрастность третейских судей, диспозитивность, состязательность, равноправие сторон. Все эти принципы нашли свою конкретизацию в соответствующих статьях Закона 2002 г.

Рассмотрение третейским судом спора может завершиться не только его разрешением по существу, но и определением о прекращении производства по основаниям, исчерпывающе обозначенным в ст. 38 Закона 2002 г. Так, третейский суд не проверяет обоснованность отказа истца от иска (ср. с ч. 2 ст. 39 ГПК РФ) и должен продолжить процесс по ходатайству ответчика, заинтересованного в вынесении нормального решения по существу спора. Ликвидировать третейское разбирательство могут стороны по взаимному согласию и без указания каких-либо мотивов.

В случае смерти гражданина, -правопреемник его место автоматически не занимает, процесс в третейском суде завершается без вынесения решения. Институт оставления заявления без рассмотрения (ст. ст. 222 - 223 ГПК РФ) Закону 2002 г. неизвестен.

Вынесенное в третейском порядке решение подписывает состав суда. (мб особое мнение)

Если третейское разбирательство -коллегиально, то решение может быть подписано большинством судей состава третейского суда, а в отношении судей, не подписавших решение, должна быть указана причина отсутствия подписей. Данный Закон предоставляет - объявлять сторонам только резолютивную часть решения, а полностью мотивированное решение направить сторонам в срок до 15 дней (ч. 1 ст. 32). Форма и содержание решения непроизвольны. Они должны соответствовать требованиям ст. 33 Закона 2002 г.

Однако не исключен и другой вариант. Стороны, заключившие мировое соглашение, могут заявить ходатайство о включении его условий в решение. Третейский суд такое ходатайство удовлетворяет, обязательно проверив соответствие соглашения правовым нормативным актам и отсутствие нарушения прав и охраняемых законом интересов других субъектов. Если такое ходатайство не заявлено или стороны просто сообщают суду об урегулировании спора и даже не предъявляют текста мировой сделки, третейское производство прекращается определением (ч. 3 ст. 32, ст. 38 Закона 2002 г.).

Неясность решения - у стороны есть право обратиться в течение 10 дней после получения решения в тот же третейский суд за разъяснениями с уведомлением другой стороны. Третейский суд в такой же срок после получения ходатайства дает разъяснение, не изменяя содержания решения. Вынесенное определение считается неотъемлемой составной частью решения (ст. 35 Закона 2002 г.).

Дело, рассмотренное третейским судом, должно сдаваться на хранение в соответствующий суд по месту рассмотрения спора в месячный срок со дня вынесения решения или храниться в постоянно действующем третейском суде, где оно рассматривалось в течение пяти лет с даты принятия по нему решения, если в правилах не определен другой срок (ст. 39 Закона 2002 г.).

По поводу изменений

Инициатором - Российский союз промышленников и предпринимателей. Мин­экономразвития было поручено разработать концепцию реформирования.

1)Третейским судом они называют непосредственно арбитра или коллегию арбит­ров,

2)арбитражем — любое третейское разбирательство спора третейским судом, то есть сам процесс. И вводят в игру нового «участника рынка» — постоянно действующее арбит­ражное учреждение, которое должно оказывать услуги по администрированию арбитражного разбирательства, по сути — обеспечивать все процедуры по выбору, назначению и отводу арбитров, делопроизводству, администрированию арбитражных сборов.

3)деятельность судов ad hoc существенно сужается. Им будет запрещено рассмат­ривать корпоративные споры, связанные с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, сторонами которых являются участники юридического лица и само юридическое лицо. Зато подтверждается право на рассмотрение перечисленных споров третейскими судами, сформированными при постоянно действующих арбит­ражных учреждениях.

В статье 1 Законопроекта 2 предлагается полностью заменить ст. 33 АПК РФ «Специальная подведомственность дел арбитражным судам» статьей «Споры, подлежащие передаче на рассмотрение третейского суда». В ней разработчики хотят установить открытый перечень подведомственных арбитражным судам споров, которые не могут быть переданы на рассмотрение третейским судам. Это споры:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

3) о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам;

и иные споры, рассмотрение которых третейскими судами прямо запрещено федеральными законами.

Одной из существенных новаций предлагаемой реформы является новый механизм создания постоянно действующих третейских судов, описанный в Разделе - будет возможно только после разрешения Министерства юстиции России. И сделать это смогут только постоянно действующие арбитражные учреждения.

Чтобы у Межведомственного экспертного совета получить разрешение-необходимо деятельность способствует развитию в РФ третейского разбирательства, укреп­лению законности, становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию этики делового оборота.

постоянно действующие арбитражные учреждения после регистрации в качестве НКО, получения разрешения Минюста и опубликования правил своей работы в соответствии со ст. 40 Законопроекта 1.

В статье 46 Законопроекта 1 оговаривается иммунитет арбитра в отношении гражданско-правовой ответственности перед сторонами и арбитражным учреждением за неисполнение своих функций, хотя правилами постоянно действующего арбитражного учреждения на этот случай может быть предусмот­рено снижение гонорара. Гражданско-правовую ответственность перед сторонами за некачественные услуги по организации судопроизводства несет постоянно действую­щее арбитражное учреждение (ст. 45). В настоящее время планируется, что законопроект вступит в силу 1 января 2015 г. Те постоянно действующие суды, которые уже созданы при НКО, но не облечены в форму самостоятельного юридического лица, должны будут пройти регистрацию в качестве НКО и получить разрешение Минюста до 1 июля 2015 г. Для Международного коммерческого арбитражного суда (МКАС) и Морской арбит­ражной комиссии (МАК), действующих при ТПП РФ, и иных постоянно действующих судов при ТПП, делается исключение. Им будет достаточно до 1 апреля 2015 г. утвердить и опубликовать собственные правила постоянно действующего арбит­ражного учреждения. Кроме того, от них не требуется создания юридического лица.

Авторы реформы выполнили данное бизнесу обещание ускорить третейское судопроизводство-вопросы оспаривания и принудительного исполнения решений третейских судов на у ровень кассационной инстанции.

Помочь третейскому разбирательству должно и то, что третейские суды смогут обратиться в компетентные суды за содействием в получении
Билет № 29

ВОПРОС 1

Законная сила судебного решения есть его правовое действие, проявляющееся в том, что наличие или отсутствие прав и лежащих в их основе фактов устанавливается окончательно, а также в том, что установленные решением суда права подлежат беспрекословному осуществлению по требованию правомочных на то лиц.

Согласно ст. 209 ГПК РФ решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование и опротестовывание, если оно не было обжаловано. В случае подачи апелляционной жалобы решение мирового суда вступает в законную силу после рассмотрения районным судом этой жалобы, если обжалуемое решение не было отменено. Если решением районного суда отменено или изменено решение мирового суда и принято новое решение, то оно вступает в законную силу немедленно.

Законная сила решения проявляется в ряде правовых свойств:

1) свойство неопровержимости –Пересмотр вступившего в законную силу решения возможен в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам, в порядке кассационного производства.

2) свойство исключительности. недопустимость возбуждения, разрешения и разбирательства судом дела по вторичному заявленному иску, тождественному с

3) свойство обязательности.

4) свойство преюдициальности (предрешимости) – обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда..

Согласно ст. 210 ГПК РФ решение приводится в исполнение после вступления его в законную силу. Только в исключительных случаях допускается отступление от этого правила.

Законная сила судебного решения имеет объективные и субъективные пределы:

· объективные пределы – ограничивают распространение законной силы решения лишь на те правоотношения и юридические факты, к-е были установлены судом при разрешения дела.

субъективные пределы действия законной силы судебного решения определяются кругом ЛУД, которые были субъектами исследованных судом материально-правовых отношений. Законная сила решения распространяется и на правопреемников сторон.

3. Условия вступления решения в законную силу.

Ст. 895 гласит: "решение вступает в законную силу только в отношении спорного предмета, отыскиваемого и оспариваемого теми же тяжущимися сторонами и на том же основании". Для существования res judicata необходима наличность
трех условий.
1) тождество лиц; 2) тождество предмета спора;
3) тождество юридических оснований спора.
Рассмотрим каждое
из этих условий отдельно. ч

1. Тождество лиц. Наука права различает тождество физическое и тождество юридическое. Физическое тождество мы имеем тогда когда в новом процессе выступают те же лица (или их правопреемники), что и в старом процессе.

2. Тождество предметов. Под этим выражением мы подразумеваем не только тождество вещи, отыскиваемой вещным иском, но и тождество права, о котором идет спор.

3. Тождество оснований иска. Под основанием иска надо разуметь совокупность правопроизводящих фактов, оправдывающих исковое требование. Этим мы даем прочный критерий для суждения о res judicata. Если оба требования могут быть соединены в одном иске без нарушения ст. 258, мы имеет тождество оснований. И обратно: если соединение их недопустимо, основания иска различны. Например, сначала истец требовал выселить нанимателя из занимаемого им помещения, затем истец предъявляет иск о выселении того же лица, как незаконного владельца.

В первом иске он основывается на договоре, а во втором -на праве собственности.

Еще пример: истец сначала предъявляет иск к соседу -домовладельцу о закрытии окон в его доме, выстроенном на меже истца, а потом другой иск о сносе дома, как построенного частью на земле истца. В том и другом иске мы видим разные основания иска: в первом - право участия частного, во втором - право владения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.133.69 (0.027 с.)