Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модернизация российского государства в 1-й четверти ХVIII в.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План семинарского занятия (2 часа) 1. Развитие статуса главы государства. 2. Высшие органы государства. 3. Реорганизация центрального государственного управления. 4. Административно-территориальное реформирование - реформы 1-й четверти XVIII в. - губернская реформа 1775 г. 5. Реформирование судебной сферы.
2.Уголовное право и процесс в начале ХVIII в. План семинарского занятия (4 часа): 1. Общая характеристика военно-уголовного законодательства Петра I. 2. Понятие о преступлении и наказании в "Артикуле воинском" 3. Виды преступлений и наказания по ним по "Артикулу воинскому". 4. Характеристика системы доказательств по "Краткому изображению процессов…" Ш. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям. Вспомнив курс Истории государства и права зарубежных стран, составьте представление об общих закономерностях этого этапа государственно-правовой истории. Составьте представление о факторах, влиявших на облик российского абсолютизма. Уясните, что переход к абсолютизму был достаточно длительным процессом, основным содержанием которого являлись: - свертывание деятельности сословно-представительных учреждений, - концентрация властных полномочий в руках монарха и его ближайшего окружения. Продолжите заполнение глоссария. Обратите при этом внимание на термины: «абсолютизм», «просвещенный абсолютизм», «империя», «коллегии», «сословие». При составлении хронологической таблицы обратите внимание на даты правления Петра I и его преемников, а также время проведения наиболее важных государственных реформ и принятия важнейших нормативных актов. Рассматривая при подготовке к первому семинарскому занятию эволюцию государственных институтов, обратите внимание на следующие аспекты. 1. К вопросу о развитии статуса императора. В рамках данного вопроса следует обратить внимание на следующие аспекты - объём власти императора, положение императора в государственной и церковной системе России; - попытки ограничить власть императора после смерти Петра 1; 2. Изучая высшие органы государства, остановитесь на следующих вопросах: - охарактеризуйте Сенат. При этом рассмотрите: попытку реформирования системы высших государственных органов в конце XVII - начале XVIII вв.; создание Сената, его компетенцию, состав, структуру; учреждения и службы, существовавшие при Сенате. Рассмотрите создание Верховного тайного совета и взаимодействие ВТС и Сената, положение Сената в 1740-х - 1760-х гг., реорганизацию Сената Екатериной II. Остановитесь также на существовавших Советах (Кабинетах) при императорах в 1730-х – 1780-х гг. 3. Реорганизация центрального государственного управления может быть рассмотрена по следующим направлениям: попытки реорганизации приказной системы, создание коллегий, их компетенция, состав, аппарат, порядок работы, Генеральный регламент коллегий 1720 г., система коллегий в конце XVIII в. 3. Административное реформирование 1-й четверти XVIII в. Губернская реформа 1775 г. В рамках этого вопроса следует рассмотреть этапы реформирования системы местного управления. Не забудьте упомянуть также и об органах местного сословного самоуправления. 4. Реформирование судебной сферы. По данному вопросу следует охарактеризовать этапы реформирования системы местных судов и судебную систему, сложившуюся в результате реформы 1775 - 1782 гг.
Модернизация русского государства в начале ХVIII в. в значительной степени предопределила и модернизацию права. Преобразования в правовой сфере можно оценить по-разному. Они были, с одной стороны, столь же радикальны, как и в сфере государственного строительства, поскольку и те и другие были связаны с объективными процессами развития буржуазных отношений и коренились в этатической идеологии. С другой стороны, право начала ХVIII в. выявляло политический консерватизм, показывало продолжение и развитие в новых условиях прежних подходов, типичных для феодального крепостнического государства. При подготовке к семинарским занятиям по проблеме военно-уголовного законодательства ХVIII в. руководствуйтесь следующим планом. 1. Общая характеристика военно-уголовного законодательства Петра I. В рамках этого вопроса следует рассмотреть причины и условия подготовки "Артикула воинского" и "Краткого изображения процессов", а также законодательный процесс в начале ХVIII в. Укажите основные источники права в начале ХVIII в. Составьте ясное представление о том, какая идеология лежала в тот период в основе законодательства. Далее необходимо дать характеристику каждому из памятников права, уделив внимание его структуре, особенностям, значению.
2. Понятие о преступлении в "Артикуле воинском". Вопрос следует изучить на основе гл. I, II, ХVI- ХХIV. В связи с этим вопросом остановитесь на общем понимании преступления и на терминах для обозначения преступления и преступника. На основе анализа структуры и содержания глав «Артикула воинского» определите объекты усиленной уголовно-правовой защиты. Анализируя понятие о субъекте преступления, определите, какие категории населения могли рассматриваться как субъект преступления, как отразилось в законе представление о вменяемости преступника, как был определен законодателем возраст уголовной ответственности. Рассмотрите, как законодатель определял формы вины. Каковы были отразившиеся в "Артикуле" представления - об основаниях, устраняющих наказание, - о смягчающих и отягчающих вину обстоятельствах (см. арт. 41, 43, 141, 152, 154, 156-159, 163, 189, 195 - о стадиях совершения преступления (арт. 167 и др.) - о видах соучастия (см. арт.2, 5,19, 95, 129, 133, 136, 138, 141 (толк.), 155, 160, 189, 190, 206, 209 и др.). Решите казусы: 1. Мещеряков и Яковлев – легко раненые солдаты, шли с поля боя в лазарет. Они встретили группу разбойников, которые с угрозой потребовали от них отдать оружие, еду и деньги. Получив отказ, разбойники пытались силой отнять оружие и имущество. Тогда Мещеряков выстрелил из ружья и убил одного из разбойников, а Яковлев, действуя штыком, смертельно ранил двоих. Встретив отпор, разбойники бежали. Погнавшись за ними, солдаты атамана разбойников убили, а двоих задержали. На основании Артикула воинского определите, кто и за что может быть наказан в этой истории. Подсказка: Выявите ответственность за грабеж, понятие необходимой обороны и ответственность за ее превышение.
2. Полковой кригсрехт приговорил к смертной казни: а) рядового Гаврилова, застрелившего офицера из-за небрежности при заряжании своего ружья; б) рядового Сумина, который подстрелил недоросля, прятавшегося за мишенью для стрельбы; в) капрала Турина в результате спора и конфликта избившего до смерти своего товарища-сослуживца. Исходя из Артикула воинского, решите, законны ли эти приговоры. Подсказка: Исходите из приведенного Артикулом воинским примера понятия "случай" и проводимого в законе разграничения между двумя формами вины.
3. Виды преступлений и наказания по ним по "Артикулу воинскому". Основой изучения данного вопроса являются гл. I-II, ХVI - ХХ IV, т.е. те разделы, которые отражают в основном представления о политических и общеуголовных преступлениях. (Разделы, характеризующие воинские преступления, на семинаре не рассматриваются.) Перечислите основные виды преступлений в соответствии с очередностью их рассмотрения в "Артикуле" и покажите, какое конкретное содержание вкладывалось законодателем в представление о каждом из видов преступлений. Как вы считаете, являлся ли перечень преступлений в рамках каждой из глав исчерпывающим? На основании изученного материала сделайте выводы: Каковы были цели наказания? Каковы были общие принципы установления наказания? Каковы были основные черты системы наказаний? Решите казусы: 3. На крестинах дочери своего начальника майор Ивов в присутствии нескольких полковых офицеров стал рассказывать о казнокрадстве и распутстве бригадного генерала Черноуса, а закончил ругательствами в адрес всего рода человеческого и девы Марии. Вернувшись в казарму, майор принялся избивать подвернувшегося под руку сержанта Иванова. Тот в ответ кулаком оглушил Ивова. Во время суда майор просил учесть, что его неразумное поведение объяснялось состоянием опьянения, а сержант – тем, что не стерпел обиды. На основании Артикула воинского определите, кто, за что и какую ответственность может понести в этой истории. Подсказка: Определите предусмотренные законом санкции за богохуление, оскорбление чести, недоносительство о преступлении, превышение власти, выступление против власти офицера. Определите наличие или отсутствие смягчающих вину обстоятельств.
4. В мае 1717 г. воинский суд разбирал три дела: а) Капитана Дудкина, обвинявшегося в том, что во время развода караула он, желая уязвить капитана Усова, обнажил шпагу; б) Лейтенанта Новикова, обвинявшегося в том, что в ссоре он пытался заколоть шпагой гвардии поручика Фокина, чему помешали вовремя появившиеся офицеры; в) рядового Никулина, обвиненному в нанесении побоев капралу. На основе Артикула воинского, определите, какое решение по каждому из дел принял суд. Подсказка: Оценка близких по сути примеров нарушений воинской дисциплины зависит от социального положения преступников.
5. Два денежных дел мастера были уличены в фальшивомонетничестве, а именно: Емельянов в регулярном занижении истинного веса денег, а Бородин – в добавлении в золотые монеты привеса. Какое наказание ждало их по Артикулу воинскому? Подсказка: Рассмотрите ответственность за фальшивомонетничество.
4. Характеристика системы доказательств по "Краткому изображению процессов или судебных тяжеб". Дайте общую характеристику форме процесса, доказывая и комментируя свои суждения текстом "Краткого изображения процессов…" При этом рассмотрите следующие вопросы. - стадии процесса (см.: часть 1, гл. 1-6). - основные виды доказательств (см.: часть 2-я, главы I – VI). Обратите внимание на то, каким способом было возможно получение главного из доказательств – собственного признания обвиняемого. В связи с этим необходимо изучить гл. VI (часть 2-я) и арт.209 "Артикула Воинского". На основании этой главы составьте представление о правилах, условиях и ограничениях применения пытки. Рассмотрите правила привлечения свидетелей на основе изучения гл.3 (часть 2-я) "Краткого изображения процессов…" При этом раскройте следующие стороны вопроса: - признание свидетеля "годным" или "негодным" - признание свидетельских показаний более или менее ценными, - порядок допроса свидетелей, - ответственность свидетелей. Все эти вопросы рассмотрите Обратите внимание на виды письменных доказательств, которые были наиболее значимыми (см.: часть 2-я, гл.4). На основе гл.5 (часть 2-я) определите общее отношение к присяге как к доказательству. Обратите внимание на то, каковы последствия отказа от присяги и лжи под присягой. В заключение сформулируйте, что такое "теория формальной оценки доказательств"? Подумайте, способствовал ли формальный подход осуществлению правосудия? Докажите свою точку зрения. Сделайте общий вывод о причинах полного торжества розыскного процесса в данный исторический период, о преимуществах такого типа процесса с точки зрения государства и о проблемах, которые были порождены в сфере правосудия отказом от состязательности.
Вопросы для самопроверки: 1. Характеризуя статус главы государства, укажите правила преемства престола, полномочия, функции императора. 2. Перечислите вспомогательные органы осуществления власти императора, созданные в 18 в. 3. Перечислите органы центрального государственного управления в 18 в. 4. Перечислите органы местного управления, созданные в результате реформы 1775 г. 5. Перечислите основные источники права 18 в. 6. Укажите общие и особенные черты в правовом положение дворянства и духовенства в 18 в. 7. Перечислите основные категории городского населения в конце 18 в. 8. Какие различия существовали в правовом положении государственных и владельческих крестьян в 18 в.? 9. Какие новые черты появились в правовом регулировании отношений собственности и владения в первой четверти 18 в.? 10. Какие новые черты появились в обязательственном праве в 18 в.? 11. Какие основные изменения произошли в брачном и семейном праве в 18 в.? 12. Укажите содержание основных норм наследственного права - с 1714 по 1731 г. - после 1731 г. 13. Каковы общие тенденции в развитии уголовного права 18 в.? 14. Охарактеризуйте нормы розыскного процесса, утвердившиеся в 18 в. IV Рекомендуемая литература. Источники В Хрестоматии (см. прим. к теме 2): 1. Артикул воинский (1715 г.) 2. Краткое изображение процессов или судебных тяжеб (1715 г.). 3. О форме суда (1723 г.) ---------- 4. Законодательство Екатерины Второй. В 2 т. - М., 2000. 5. Материалы по истории процессуального права России конца XVII – начала XVIII вв. - М.,1963. 6. Российское законодательство Х-ХХ вв. Т.4. - М., 1985. 7. Сизиков М.И. История государства и права России с конца ХVII до начала ХIХ века./ Тексты законодательных актов.– М.: ИНФРА-М, 1998. Основная литература 1. Исаев И.А. История государства и права России. - М., 2007. 2. История отечественного государства и права: учебник. В 2 ч. Ч. 1. /Под ред. О.И. Чистякова; МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Юрайт, 2011. 3. Кутьина Г.А., Мулукаев Р.С., Новицкая Т.П. и др. История отечественного государства и права. – М., 2001. 4. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России. Академический курс. – Т. 1. – М., 2003. 5. Тарановский Ф.В. История Российского права. - М.2004. 6. Юшков С.В. История государства и права России (IХ- ХIХ вв.) – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Дополнительная литература 1. БессарабовВ.Г. Дореформенная (петровская) прокуратура.// Журнал Российского права. – 2002. -№2. 2. Вернадский Г.В. Очерк истории права русского государства ХVIII – ХIХ вв.// Вернадский Г.В. История права. – СПб., 1999. 3. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 4. Детков М.Г. Наказание в царской России. Система его исполнения. – М., 1994. 5. История государства и права России. /Отв. ред. Титов Ю.П. - М., 1996. 6. История государства и права России./Под ред. Чибиряева С.А. - М., 1998. 7. История государственного управления России. – Ростов н/Дону: Феникс, 1999. 8. Киселёва Н.В. История отечественного государства и права в схемах и таблицах. Часть 1 (9-19 века). – Ростов-на-Дону, 2011. 9. Лядов А.О., Мушкетов И.И., Евсеев А.В. Идеи просвещенной монархии и законотворчество в период царствования Екатерины II.// ИГиП. – 2001.- №№ 2,5. 10. Миронов В.Ф. "К барьеру!" Российское законодательство о поединках (XVIII – XIХ вв.).// Журнал Российского права. – 2001. - №4. 11. Рассказов Л.П. Институт наказания в виде лишения свободы в российском праве 18 века.// Юрист. – 1999. - № 11.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.129.8 (0.008 с.) |