Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модернизация российского государства в 1-й четверти ХVIII в.

Поиск

План семинарского занятия (2 часа)

1. Развитие статуса главы государства.

2. Высшие органы государства.

3. Реорганизация центрального государственного управления.

4. Административно-территориальное реформирование

- реформы 1-й четверти XVIII в.

- губернская реформа 1775 г.

5. Реформирование судебной сферы.

 

2.Уголовное право и процесс в начале ХVIII в.

План семинарского занятия (4 часа):

1. Общая характеристика военно-уголовного законодательства Петра I.

2. Понятие о преступлении и наказании в "Артикуле воинском"

3. Виды преступлений и наказания по ним по "Артикулу воинскому".

4. Характеристика системы доказательств по "Краткому изображению процессов…"

Ш. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.

Вспомнив курс Истории государства и права зарубежных стран, составьте представление об общих закономерностях этого этапа государственно-правовой истории.

Составьте представление о факторах, влиявших на облик российского абсолютизма. Уясните, что переход к абсолютизму был достаточно длительным процессом, основным содержанием которого являлись:

- свертывание деятельности сословно-представительных учреждений,

- концентрация властных полномочий в руках монарха и его ближайшего окружения.

Продолжите заполнение глоссария. Обратите при этом внимание на термины: «абсолютизм», «просвещенный абсолютизм», «империя», «коллегии», «сословие».

При составлении хронологической таблицы обратите внимание на даты правления Петра I и его преемников, а также время проведения наиболее важных государственных реформ и принятия важнейших нормативных актов.

Рассматривая при подготовке к первому семинарскому занятию эволюцию государственных институтов, обратите внимание на следующие аспекты.

1. К вопросу о развитии статуса императора. В рамках данного вопроса следует обратить внимание на следующие аспекты

- объём власти императора, положение императора в государственной и церковной системе России;

- попытки ограничить власть императора после смерти Петра 1;

2. Изучая высшие органы государства, остановитесь на следующих вопросах:

- охарактеризуйте Сенат.

При этом рассмотрите: попытку реформирования системы высших государственных органов в конце XVII - начале XVIII вв.; создание Сената, его компетенцию, состав, структуру; учреждения и службы, существовавшие при Сенате.

Рассмотрите создание Верховного тайного совета и взаимодействие ВТС и Сената, положение Сената в 1740-х - 1760-х гг., реорганизацию Сената Екатериной II.

Остановитесь также на существовавших Советах (Кабинетах) при императорах в 1730-х – 1780-х гг.

3. Реорганизация центрального государственного управления может быть рассмотрена по следующим направлениям: попытки реорганизации приказной системы, создание коллегий, их компетенция, состав, аппарат, порядок работы, Генеральный регламент коллегий 1720 г., система коллегий в конце XVIII в.

3. Административное реформирование 1-й четверти XVIII в. Губернская реформа 1775 г.

В рамках этого вопроса следует рассмотреть этапы реформирования системы местного управления. Не забудьте упомянуть также и об органах местного сословного самоуправления.

4. Реформирование судебной сферы. По данному вопросу следует охарактеризовать этапы реформирования системы местных судов и судебную систему, сложившуюся в результате реформы 1775 - 1782 гг.

 

Модернизация русского государства в начале ХVIII в. в значительной степени предопределила и модернизацию права. Преобразования в правовой сфере можно оценить по-разному. Они были, с одной стороны, столь же радикальны, как и в сфере государственного строительства, поскольку и те и другие были связаны с объективными процессами развития буржуазных отношений и коренились в этатической идеологии. С другой стороны, право начала ХVIII в. выявляло политический консерватизм, показывало продолжение и развитие в новых условиях прежних подходов, типичных для феодального крепостнического государства.

При подготовке к семинарским занятиям по проблеме военно-уголовного законодательства ХVIII в. руководствуйтесь следующим планом.

1. Общая характеристика военно-уголовного законодательства Петра I.

В рамках этого вопроса следует рассмотреть причины и условия подготовки "Артикула воинского" и "Краткого изображения процессов", а также законодательный процесс в начале ХVIII в. Укажите основные источники права в начале ХVIII в. Составьте ясное представление о том, какая идеология лежала в тот период в основе законодательства.

Далее необходимо дать характеристику каждому из памятников права, уделив внимание его структуре, особенностям, значению.

 

2. Понятие о преступлении в "Артикуле воинском".

Вопрос следует изучить на основе гл. I, II, ХVI- ХХIV.

В связи с этим вопросом остановитесь на общем понимании преступления и на терминах для обозначения преступления и преступника.

На основе анализа структуры и содержания глав «Артикула воинского» определите объекты усиленной уголовно-правовой защиты.

Анализируя понятие о субъекте преступления, определите, какие категории населения могли рассматриваться как субъект преступления, как отразилось в законе представление о вменяемости преступника, как был определен законодателем возраст уголовной ответственности.

Рассмотрите, как законодатель определял формы вины. Каковы были отразившиеся в "Артикуле" представления

- об основаниях, устраняющих наказание,

- о смягчающих и отягчающих вину обстоятельствах (см. арт. 41, 43, 141, 152, 154, 156-159, 163, 189, 195

- о стадиях совершения преступления (арт. 167 и др.)

- о видах соучастия (см. арт.2, 5,19, 95, 129, 133, 136, 138, 141 (толк.), 155, 160, 189, 190, 206, 209 и др.).

Решите казусы:

1. Мещеряков и Яковлев – легко раненые солдаты, шли с поля боя в лазарет. Они встретили группу разбойников, которые с угрозой потребовали от них отдать оружие, еду и деньги. Получив отказ, разбойники пытались силой отнять оружие и имущество. Тогда Мещеряков выстрелил из ружья и убил одного из разбойников, а Яковлев, действуя штыком, смертельно ранил двоих. Встретив отпор, разбойники бежали. Погнавшись за ними, солдаты атамана разбойников убили, а двоих задержали. На основании Артикула воинского определите, кто и за что может быть наказан в этой истории.

Подсказка:

Выявите ответственность за грабеж, понятие необходимой обороны и ответственность за ее превышение.

 

2. Полковой кригсрехт приговорил к смертной казни:

а) рядового Гаврилова, застрелившего офицера из-за небрежности при заряжании своего ружья;

б) рядового Сумина, который подстрелил недоросля, прятавшегося за мишенью для стрельбы;

в) капрала Турина в результате спора и конфликта избившего до смерти своего товарища-сослуживца.

Исходя из Артикула воинского, решите, законны ли эти приговоры.

Подсказка:

Исходите из приведенного Артикулом воинским примера понятия "случай" и проводимого в законе разграничения между двумя формами вины.

 

3. Виды преступлений и наказания по ним по "Артикулу воинскому".

Основой изучения данного вопроса являются гл. I-II, ХVI - ХХ IV, т.е. те разделы, которые отражают в основном представления о политических и общеуголовных преступлениях. (Разделы, характеризующие воинские преступления, на семинаре не рассматриваются.)

Перечислите основные виды преступлений в соответствии с очередностью их рассмотрения в "Артикуле" и покажите, какое конкретное содержание вкладывалось законодателем в представление о каждом из видов преступлений. Как вы считаете, являлся ли перечень преступлений в рамках каждой из глав исчерпывающим?

На основании изученного материала сделайте выводы:

Каковы были цели наказания?

Каковы были общие принципы установления наказания?

Каковы были основные черты системы наказаний?

Решите казусы:

3. На крестинах дочери своего начальника майор Ивов в присутствии нескольких полковых офицеров стал рассказывать о казнокрадстве и распутстве бригадного генерала Черноуса, а закончил ругательствами в адрес всего рода человеческого и девы Марии. Вернувшись в казарму, майор принялся избивать подвернувшегося под руку сержанта Иванова. Тот в ответ кулаком оглушил Ивова. Во время суда майор просил учесть, что его неразумное поведение объяснялось состоянием опьянения, а сержант – тем, что не стерпел обиды. На основании Артикула воинского определите, кто, за что и какую ответственность может понести в этой истории.

Подсказка:

Определите предусмотренные законом санкции за богохуление, оскорбление чести, недоносительство о преступлении, превышение власти, выступление против власти офицера. Определите наличие или отсутствие смягчающих вину обстоятельств.

 

4. В мае 1717 г. воинский суд разбирал три дела:

а) Капитана Дудкина, обвинявшегося в том, что во время развода караула он, желая уязвить капитана Усова, обнажил шпагу;

б) Лейтенанта Новикова, обвинявшегося в том, что в ссоре он пытался заколоть шпагой гвардии поручика Фокина, чему помешали вовремя появившиеся офицеры;

в) рядового Никулина, обвиненному в нанесении побоев капралу.

На основе Артикула воинского, определите, какое решение по каждому из дел принял суд.

Подсказка:

Оценка близких по сути примеров нарушений воинской дисциплины зависит от социального положения преступников.

 

5. Два денежных дел мастера были уличены в фальшивомонетничестве, а именно: Емельянов в регулярном занижении истинного веса денег, а Бородин – в добавлении в золотые монеты привеса. Какое наказание ждало их по Артикулу воинскому?

Подсказка:

Рассмотрите ответственность за фальшивомонетничество.

 

4. Характеристика системы доказательств по "Краткому изображению процессов или судебных тяжеб".

Дайте общую характеристику форме процесса, доказывая и комментируя свои суждения текстом "Краткого изображения процессов…" При этом рассмотрите следующие вопросы.

- стадии процесса (см.: часть 1, гл. 1-6).

- основные виды доказательств (см.: часть 2-я, главы I – VI).

Обратите внимание на то, каким способом было возможно получение главного из доказательств – собственного признания обвиняемого. В связи с этим необходимо изучить гл. VI (часть 2-я) и арт.209 "Артикула Воинского". На основании этой главы составьте представление о правилах, условиях и ограничениях применения пытки.

Рассмотрите правила привлечения свидетелей на основе изучения гл.3 (часть 2-я) "Краткого изображения процессов…" При этом раскройте следующие стороны вопроса:

- признание свидетеля "годным" или "негодным"

- признание свидетельских показаний более или менее ценными,

- порядок допроса свидетелей,

- ответственность свидетелей. Все эти вопросы рассмотрите

Обратите внимание на виды письменных доказательств, которые были наиболее значимыми (см.: часть 2-я, гл.4).

На основе гл.5 (часть 2-я) определите общее отношение к присяге как к доказательству. Обратите внимание на то, каковы последствия отказа от присяги и лжи под присягой.

В заключение сформулируйте, что такое "теория формальной оценки доказательств"? Подумайте, способствовал ли формальный подход осуществлению правосудия? Докажите свою точку зрения.

Сделайте общий вывод о причинах полного торжества розыскного процесса в данный исторический период, о преимуществах такого типа процесса с точки зрения государства и о проблемах, которые были порождены в сфере правосудия отказом от состязательности.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Характеризуя статус главы государства, укажите правила преемства престола, полномочия, функции императора.

2. Перечислите вспомогательные органы осуществления власти императора, созданные в 18 в.

3. Перечислите органы центрального государственного управления в 18 в.

4. Перечислите органы местного управления, созданные в результате реформы 1775 г.

5. Перечислите основные источники права 18 в.

6. Укажите общие и особенные черты в правовом положение дворянства и духовенства в 18 в.

7. Перечислите основные категории городского населения в конце 18 в.

8. Какие различия существовали в правовом положении государственных и владельческих крестьян в 18 в.?

9. Какие новые черты появились в правовом регулировании отношений собственности и владения в первой четверти 18 в.?

10. Какие новые черты появились в обязательственном праве в 18 в.?

11. Какие основные изменения произошли в брачном и семейном праве в 18 в.?

12. Укажите содержание основных норм наследственного права

- с 1714 по 1731 г.

- после 1731 г.

13. Каковы общие тенденции в развитии уголовного права 18 в.?

14. Охарактеризуйте нормы розыскного процесса, утвердившиеся в 18 в.

IV Рекомендуемая литература.

Источники

В Хрестоматии (см. прим. к теме 2):

1. Артикул воинский (1715 г.)

2. Краткое изображение процессов или судебных тяжеб (1715 г.).

3. О форме суда (1723 г.)

----------

4. Законодательство Екатерины Второй. В 2 т. - М., 2000.

5. Материалы по истории процессуального права России конца XVII – начала XVIII вв. - М.,1963.

6. Российское законодательство Х-ХХ вв. Т.4. - М., 1985.

7. Сизиков М.И. История государства и права России с конца ХVII до начала ХIХ века./ Тексты законодательных актов.– М.: ИНФРА-М, 1998.

Основная литература

1. Исаев И.А. История государства и права России. - М., 2007.

2. История отечественного государства и права: учебник. В 2 ч. Ч. 1. /Под ред. О.И. Чистякова; МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Юрайт, 2011.

3. Кутьина Г.А., Мулукаев Р.С., Новицкая Т.П. и др. История отечественного государства и права. – М., 2001.

4. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России. Академический курс. – Т. 1. – М., 2003.

5. Тарановский Ф.В. История Российского права. - М.2004.

6. Юшков С.В. История государства и права России (IХ- ХIХ вв.) – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

 

Дополнительная литература

1. БессарабовВ.Г. Дореформенная (петровская) прокуратура.// Журнал Российского права. – 2002. -№2.

2. Вернадский Г.В. Очерк истории права русского государства ХVIII – ХIХ вв.// Вернадский Г.В. История права. – СПб., 1999.

3. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

4. Детков М.Г. Наказание в царской России. Система его исполнения. – М., 1994.

5. История государства и права России. /Отв. ред. Титов Ю.П. - М., 1996.

6. История государства и права России./Под ред. Чибиряева С.А. - М., 1998.

7. История государственного управления России. – Ростов н/Дону: Феникс, 1999.

8. Киселёва Н.В. История отечественного государства и права в схемах и таблицах. Часть 1 (9-19 века). – Ростов-на-Дону, 2011.

9. Лядов А.О., Мушкетов И.И., Евсеев А.В. Идеи просвещенной монархии и законотворчество в период царствования Екатерины II.// ИГиП. – 2001.- №№ 2,5.

10. Миронов В.Ф. "К барьеру!" Российское законодательство о поединках (XVIII – XIХ вв.).// Журнал Российского права. – 2001. - №4.

11. Рассказов Л.П. Институт наказания в виде лишения свободы в российском праве 18 века.// Юрист. – 1999. - № 11.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.129.8 (0.008 с.)