Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. 1. Развитие государства и права Российской империи в 1-й половине хiх В.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
I. Задания для самостоятельной работы 1. Составьте 2 казуса на основе «Уложения…». В качестве казусов могут быть рассмотрены сюжеты, известные по литературным произведениям. П. Темы семинарских занятий: 1. Реорганизация российского государства в 1-й половине ХIХ в. План семинарского занятия. (2 часа) 1. Императорская власть. 2. Высшие органы государства: - положение и функции Сената, - учреждение Государственного Совета, - Собственная Его Императорского Величества Канцелярия.3. 3. Создание и развитие министерской системы. 4. Административно-территориальное устройство Российской империи: - территории с особым статусом, - система местных органов управления в Центральной России. 5. Судебная система.
2."Уложение о наказаниях уголовных и исправительных" 1845 г. План семинарского занятия. (2 часа) 1. Общая характеристика уголовного Уложения 1845 г. 2. Понятие о преступлении и проступке. 3. Система и виды преступлений. 4. Система и виды наказаний.
Ш. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию. Тема достаточно рассмотрена в учебной литературе. Опираясь на учебную литературу и материалы лекции, следует уяснить общие особенности развития Российского государства в первой половине 19 века. Задумайтесь о том, чем были вызваны изменения, которые происходили в системе органов Российского государства в первой половине 19 в. Готовясь к семинарскому занятию по теме «Реорганизация российского государства в 1-й половине ХIХ в.», следует взять за основу в качестве ориентиров следующие моменты: 1. Императорская власть характеризуется через рассмотрение правил преемства престола, функций и исключительных прав императора. 2. Высшие органы государства характеризуются через следующие аспекты: - состав, положение и функции Сената. - учреждение Государственного Совета; состав, структура, компетенция и полномочия Государственного Совета. - Государственная канцелярия и Собственная Его Императорского Величества Канцелярия: структура, направления деятельности. 3. Создание и развитие министерской системы. В рамках данного вопроса следует отметить основные характеристики и преимущества министерской системы, показать функции, состав, компетенцию и полномочия Комитета министров, а также значение Временных комитетов. 4. Административное устройство Российской империи учитывало разнообразие условий отдельных территорий. Территориями с особым статусом являлись: - Финляндия и Польша, не только имевшие государственность, но и конституционно её закрепившие, - Прибалтийские земли и Бессарабия, имевшие существенные особенности государственного устройства и управления, - Закавказье, Средняя Азия, Сибирь, имевшие особенности в управлении. Следует рассмотреть также систему местных органов управления в Центральной России: виды губерний, губернские структуры управления. 5. Характеризуя судебную сферу, рассмотрите высшие судебные инстанции, местные судебные органы и специальные суды. Вторым направлением внимания является история права, в частности кодификационная работа, энергично осуществлявшаяся на протяжении всего изучаемого этапа. Характеризуя этапы кодификационной работы, осуществленной в первой половине 19 в., определите, каковы были цели и общие принципы данной кодификационной работы. Сделайте вывод о ее значении в истории отечественного права. Продолжите составление глоссария. Укажите в нем такие термины как «министерство», «инкорпорация», «кодификация» и др. При подготовке к семинарскому занятию имейте в виду следующие рекомендации. Уложение 1845 г. являлось знаковым документом в истории отечественного права, поскольку именно в нем реализовалась попытка полноценной кодификации права. Последовавшие редакции Уложения показывали, что общая концепция документа вполне выдержала испытание временем в период зрелости и нарастания кризисных явлений в российской самодержавной государственности. 1. Общая характеристика уголовного Уложения 1845 г. Следует рассмотреть причины и условия разработки и принятия Уложения. Дайте характеристику структуры Уложения. Обратите внимание на то, как определено действие Уложения в пространстве и по группам лиц (ст.175).
2. Понятие о преступлении и проступке. Рассмотрите понятие преступления и понятие проступка, определив принципиальные различия между ними (см. р.1, гл.1, отд.1, ст.1-2,4). Рассматривая понятие преступления, обратите внимание на следующие аспекты проблемы: - определение оснований для уголовной ответственности (ст.97), - определение форм вины (ст.5-7, 111-113), - определение стадий совершения преступления (ст.8-12, 117-121). - определение видов соучастия (ст.13-17, 123-133), - установление возраста наступления уголовной ответственности (ст.100, 140-145), - указание обстоятельств, устраняющих уголовную ответственность (ст.98-109, 160), а также смягчающих уголовную ответственность (ст.140-145, 157), - указание обстоятельств, увеличивающих уголовную ответственность (ст. 111-113, 135)
3. Система и виды преступлений. Этот вопрос изучается на основе гл. 5 Уложения. Дайте общую характеристику системе преступлений по Уложению. Сравните данный раздел Уложения с ранее изученными памятниками – Соборным Уложением и Артикулом Воинским. Сделайте выводы об общих чертах и отличиях подходов законодателя к систематизации представлений о преступлении. Более подробно рассмотрите раздел о государственных преступлениях, выделяя в соответствии с документом основные виды данных преступлений: - преступления против императора и членов императорского дома (ст.263-270). Обратите внимание, имеет ли значение определение стадий совершения преступления данной категории и видов соучастия для вынесения судебного решения? - преступления против власти (ст.271-273) - государственная измена (ст.275-282). В контексте изучения этого раздела задумайтесь, что понимается законодателем под "народным правом"?
4. Система и виды наказаний. Данный вопрос рассматривается на основании р.1 гл.2. Охарактеризуйте систему уголовных наказаний (ст.19-32). Прокомментируйте данный раздел документа Охарактеризуйте систему исправительных наказаний (ст.34-60). Прокомментируйте данный раздел документа. Рассмотрите понятие дополнительных наказаний (ст.61). Рассмотрите заменяющие наказания и определите, в отношении кого они применялись, а также при каких условиях была возможна замена одних наказаний другими (ст.72-76). Рассмотрите особенные наказания (ст.67). Обратите внимание на последствия, которые имело наказание для осужденного (ст.29-32, 46, 47, 49) и его семьи (ст.26). Изучите, чем определялись вид и мера наказания (ст.96,97,110, 151-156). Обратите внимание, кем и на каком основании могло быть принято решение о помиловании (ст.170). По итогам рассмотрения данных вопросов сделайте общий вывод о целях наказания, принципах установления наказания (ст.96,97, 151, 155, 156) и основных чертах системы наказаний по Уложению.
Вопросы для самопроверки: 1. Изменился ли характер российского самодержавия в результате государственных реформ Александра I? 2. Каковы были общие особенности положения Финляндии и Польши в составе Российской империи в начале 19 века? 3. Каковы были общие особенности положения кавказских и среднеазиатских государств в составе Российской империи? 4. Какие органы были созданы для обеспечения внутриполитической безопасности государства в первой половине 19 в.? 5. Почему кодификация права стала насущной задачей данного периода? 6. Какой критерий – этнический или конфессиональный – играл основную роль в определении правоспособности подданных Российской империи в первой половине 19 в.? 7. Охарактеризуйте основные нормы брачно-семейного права в 1-й половине 19 в. 8. Охарактеризуйте основные нормы наследственного права в 1-й половине 19 в. 9. Охарактеризуйте основные нормы вещного права в 1-й половине 19 в. 10. Охарактеризуйте основные нормы обязательственного права в 1-й половине 19 в. 11. Охарактеризуйте основные тенденции в развитии уголовного права в 1-й пол.19 в. 12. Охарактеризуйте нормы процессуального права в 1-й половине 19 в. 13. Охарактеризуйте систему доказательств в судебном процессе.
IV Рекомендуемая литература. Источники. 1. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.// Хрестоматия (см. прим. к теме 2): ------------- 2. Российское законодательство Х-ХХ вв. -Т.5. - М., 1985. 3. Сизиков М.И. История государства и права России с конца 17 до начала 19 века./Тексты законодательных актов. – М.: ИНФРА-М, 1998.
Основная литература 1. Исаев И.А. История государства и права России. - М., 2002. 2. История отечественного государства и права: учебник. В 2 ч. Ч. 1. /Под ред. О.И. Чистякова; МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Юрайт, 2011. 3. Кутьина Г.А., Мулукаев Р.С., Новицкая Т.П. и др. История отечественного государства и права. – М., 2001. 4. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России. Академический курс. – Т. 1. – М., 2003. 5. Тарановский Ф.В. История Российского права. - М.2004. 6. Юшков С.В. История государства и права России (IХ- ХIХ вв.) – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Дополнительная литература 1. Вернадский Г.В. Очерк истории права русского государства ХVIII – ХIХ вв.// Вернадский Г.В. История права. – СПб., 1999. 2. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 3. Детков М.Г. Наказание в царской России. Система его исполнения. – М., 1994. 4. Ефремова Н.Н. Министерство юстиции Российской империи.1802-1917. (Историко-правовое исследование). - М., 1983. 5. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX веке. - М., 1978. 6. Зуев Н.И. М.М.Сперанский и комитет министров.// ИГиП. – 2002. - №4. 7. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. – М., 1995. 8. История государства и права России./ Отв. ред. Титов Ю.П. – М.: Былина, 1996. 9. История государства и права России./Под ред. Чибиряева С.А. - М., 1998. 10. История государственного управления России. – Ростов н/Дону: Феникс, 1999. 11. Киселёва Н.В. История отечественного государства и права в схемах и таблицах. Часть 1 (9-19 века). – Ростов-на-Дону, 2011. 12. Коган С. В. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.// Источниковедение и история государства и права дореволюционной России. - Иркутск, 1983. 13. Кудинов О.А. Официальные конституционные проекты Российской империи ХIХ века.// ГиП. – 2002. - №5. 14. Мицкевич А.В. Систематизация законов Российской империи М.М.Сперанским.// Журнал Российского права. – 2001. - №5. 15. Мулукаев Р.С. Полиция и тюремные учреждения дореволюционной России. -М., 1964. 16. Приходько М.А. Министерская реформа в России в начале 19 века. // ИГиП. – 2000. - №3-4. 17. Приходько М.А. Симбиоз коллежской и министерской систем государственного управления в России в начале ХIХ в.// ИгиП. – 2001. - №3. 18. Рогов В.А. История государства и права России. IX – начало XХ вв. - М.,1995. 19. Ружицкая Н.В. Судебное законодательство Николая I (работа над Уголовным и Гражданским уложениями.)// ОИ. – 2001. - №4. 20. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. – СПб., 1992. 21. Троицкий И.М. 3-е отделение при Николае I. - Л.,1990. 22. Чибиряев С.А. Великий русский реформатор. Жизнь, деятельность, политические взгляды М.М.Сперанского. - М., 1989. 23. Шебанов А. Ф. Полное собрание законов Российской империи (Из истории систематизации законодательства в России)// Труды ВЮЗИ, Т. ХIV. - М., 1970.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.192.89 (0.007 с.) |