Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. 1. Развитие государства и права Российской империи в 1-й половине хiх В.

Поиск

I. Задания для самостоятельной работы

1. Составьте 2 казуса на основе «Уложения…». В качестве казусов могут быть рассмотрены сюжеты, известные по литературным произведениям.

П. Темы семинарских занятий:

1. Реорганизация российского государства в 1-й половине ХIХ в.

План семинарского занятия. (2 часа)

1. Императорская власть.

2. Высшие органы государства:

- положение и функции Сената,

- учреждение Государственного Совета,

- Собственная Его Императорского Величества Канцелярия.3.

3. Создание и развитие министерской системы.

4. Административно-территориальное устройство Российской империи:

- территории с особым статусом,

- система местных органов управления в Центральной России.

5. Судебная система.

 

2."Уложение о наказаниях уголовных и исправительных" 1845 г.

План семинарского занятия. (2 часа)

1. Общая характеристика уголовного Уложения 1845 г.

2. Понятие о преступлении и проступке.

3. Система и виды преступлений.

4. Система и виды наказаний.

 

Ш. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию.

Тема достаточно рассмотрена в учебной литературе. Опираясь на учебную литературу и материалы лекции, следует уяснить общие особенности развития Российского государства в первой половине 19 века.

Задумайтесь о том, чем были вызваны изменения, которые происходили в системе органов Российского государства в первой половине 19 в.

Готовясь к семинарскому занятию по теме «Реорганизация российского государства в 1-й половине ХIХ в.», следует взять за основу в качестве ориентиров следующие моменты:

1. Императорская власть характеризуется через рассмотрение правил преемства престола, функций и исключительных прав императора.

2. Высшие органы государства характеризуются через следующие аспекты:

- состав, положение и функции Сената.

- учреждение Государственного Совета; состав, структура, компетенция и полномочия Государственного Совета.

- Государственная канцелярия и Собственная Его Императорского Величества Канцелярия: структура, направления деятельности.

3. Создание и развитие министерской системы. В рамках данного вопроса следует отметить основные характеристики и преимущества министерской системы, показать функции, состав, компетенцию и полномочия Комитета министров, а также значение Временных комитетов.

4. Административное устройство Российской империи учитывало разнообразие условий отдельных территорий.

Территориями с особым статусом являлись:

- Финляндия и Польша, не только имевшие государственность, но и конституционно её закрепившие,

- Прибалтийские земли и Бессарабия, имевшие существенные особенности государственного устройства и управления,

- Закавказье, Средняя Азия, Сибирь, имевшие особенности в управлении.

Следует рассмотреть также систему местных органов управления в Центральной России: виды губерний, губернские структуры управления.

5. Характеризуя судебную сферу, рассмотрите высшие судебные инстанции, местные судебные органы и специальные суды.

Вторым направлением внимания является история права, в частности кодификационная работа, энергично осуществлявшаяся на протяжении всего изучаемого этапа.

Характеризуя этапы кодификационной работы, осуществленной в первой половине 19 в., определите, каковы были цели и общие принципы данной кодификационной работы. Сделайте вывод о ее значении в истории отечественного права.

Продолжите составление глоссария. Укажите в нем такие термины как «министерство», «инкорпорация», «кодификация» и др.

При подготовке к семинарскому занятию имейте в виду следующие рекомендации.

Уложение 1845 г. являлось знаковым документом в истории отечественного права, поскольку именно в нем реализовалась попытка полноценной кодификации права. Последовавшие редакции Уложения показывали, что общая концепция документа вполне выдержала испытание временем в период зрелости и нарастания кризисных явлений в российской самодержавной государственности.

1. Общая характеристика уголовного Уложения 1845 г.

Следует рассмотреть причины и условия разработки и принятия Уложения. Дайте характеристику структуры Уложения.

Обратите внимание на то, как определено действие Уложения в пространстве и по группам лиц (ст.175).

 

2. Понятие о преступлении и проступке.

Рассмотрите понятие преступления и понятие проступка, определив принципиальные различия между ними (см. р.1, гл.1, отд.1, ст.1-2,4).

Рассматривая понятие преступления, обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

- определение оснований для уголовной ответственности (ст.97),

- определение форм вины (ст.5-7, 111-113),

- определение стадий совершения преступления (ст.8-12, 117-121).

- определение видов соучастия (ст.13-17, 123-133),

- установление возраста наступления уголовной ответственности (ст.100, 140-145),

- указание обстоятельств, устраняющих уголовную ответственность (ст.98-109, 160), а также смягчающих уголовную ответственность (ст.140-145, 157),

- указание обстоятельств, увеличивающих уголовную ответственность (ст. 111-113, 135)

 

3. Система и виды преступлений.

Этот вопрос изучается на основе гл. 5 Уложения.

Дайте общую характеристику системе преступлений по Уложению. Сравните данный раздел Уложения с ранее изученными памятниками – Соборным Уложением и Артикулом Воинским. Сделайте выводы об общих чертах и отличиях подходов законодателя к систематизации представлений о преступлении.

Более подробно рассмотрите раздел о государственных преступлениях, выделяя в соответствии с документом основные виды данных преступлений:

- преступления против императора и членов императорского дома (ст.263-270).

Обратите внимание, имеет ли значение определение стадий совершения преступления данной категории и видов соучастия для вынесения судебного решения?

- преступления против власти (ст.271-273)

- государственная измена (ст.275-282). В контексте изучения этого раздела задумайтесь, что понимается законодателем под "народным правом"?

 

4. Система и виды наказаний.

Данный вопрос рассматривается на основании р.1 гл.2.

Охарактеризуйте систему уголовных наказаний (ст.19-32). Прокомментируйте данный раздел документа

Охарактеризуйте систему исправительных наказаний (ст.34-60). Прокомментируйте данный раздел документа.

Рассмотрите понятие дополнительных наказаний (ст.61).

Рассмотрите заменяющие наказания и определите, в отношении кого они применялись, а также при каких условиях была возможна замена одних наказаний другими (ст.72-76).

Рассмотрите особенные наказания (ст.67).

Обратите внимание на последствия, которые имело наказание для осужденного (ст.29-32, 46, 47, 49) и его семьи (ст.26).

Изучите, чем определялись вид и мера наказания (ст.96,97,110, 151-156).

Обратите внимание, кем и на каком основании могло быть принято решение о помиловании (ст.170).

По итогам рассмотрения данных вопросов сделайте общий вывод о целях наказания, принципах установления наказания (ст.96,97, 151, 155, 156) и основных чертах системы наказаний по Уложению.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Изменился ли характер российского самодержавия в результате государственных реформ Александра I?

2. Каковы были общие особенности положения Финляндии и Польши в составе Российской империи в начале 19 века?

3. Каковы были общие особенности положения кавказских и среднеазиатских государств в составе Российской империи?

4. Какие органы были созданы для обеспечения внутриполитической безопасности государства в первой половине 19 в.?

5. Почему кодификация права стала насущной задачей данного периода?

6. Какой критерий – этнический или конфессиональный – играл основную роль в определении правоспособности подданных Российской империи в первой половине 19 в.?

7. Охарактеризуйте основные нормы брачно-семейного права в 1-й половине 19 в.

8. Охарактеризуйте основные нормы наследственного права в 1-й половине 19 в.

9. Охарактеризуйте основные нормы вещного права в 1-й половине 19 в.

10. Охарактеризуйте основные нормы обязательственного права в 1-й половине 19 в.

11. Охарактеризуйте основные тенденции в развитии уголовного права в 1-й пол.19 в.

12. Охарактеризуйте нормы процессуального права в 1-й половине 19 в.

13. Охарактеризуйте систему доказательств в судебном процессе.

 

IV Рекомендуемая литература.

Источники.

1. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.// Хрестоматия (см. прим. к теме 2):

-------------

2. Российское законодательство Х-ХХ вв. -Т.5. - М., 1985.

3. Сизиков М.И. История государства и права России с конца 17 до начала 19 века./Тексты законодательных актов. – М.: ИНФРА-М, 1998.

 

Основная литература

1. Исаев И.А. История государства и права России. - М., 2002.

2. История отечественного государства и права: учебник. В 2 ч. Ч. 1. /Под ред. О.И. Чистякова; МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Юрайт, 2011.

3. Кутьина Г.А., Мулукаев Р.С., Новицкая Т.П. и др. История отечественного государства и права. – М., 2001.

4. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России. Академический курс. – Т. 1. – М., 2003.

5. Тарановский Ф.В. История Российского права. - М.2004.

6. Юшков С.В. История государства и права России (IХ- ХIХ вв.) – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

 

Дополнительная литература

1. Вернадский Г.В. Очерк истории права русского государства ХVIII – ХIХ вв.// Вернадский Г.В. История права. – СПб., 1999.

2. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

3. Детков М.Г. Наказание в царской России. Система его исполнения. – М., 1994.

4. Ефремова Н.Н. Министерство юстиции Российской империи.1802-1917. (Историко-правовое исследование). - М., 1983.

5. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX веке. - М., 1978.

6. Зуев Н.И. М.М.Сперанский и комитет министров.// ИГиП. – 2002. - №4.

7. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. – М., 1995.

8. История государства и права России./ Отв. ред. Титов Ю.П. – М.: Былина, 1996.

9. История государства и права России./Под ред. Чибиряева С.А. - М., 1998.

10. История государственного управления России. – Ростов н/Дону: Феникс, 1999.

11. Киселёва Н.В. История отечественного государства и права в схемах и таблицах. Часть 1 (9-19 века). – Ростов-на-Дону, 2011.

12. Коган С. В. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.// Источниковедение и история государства и права дореволюционной России. - Иркутск, 1983.

13. Кудинов О.А. Официальные конституционные проекты Российской империи ХIХ века.// ГиП. – 2002. - №5.

14. Мицкевич А.В. Систематизация законов Российской империи М.М.Сперанским.// Журнал Российского права. – 2001. - №5.

15. Мулукаев Р.С. Полиция и тюремные учреждения дореволюционной России. -М., 1964.

16. Приходько М.А. Министерская реформа в России в начале 19 века. // ИГиП. – 2000. - №3-4.

17. Приходько М.А. Симбиоз коллежской и министерской систем государственного управления в России в начале ХIХ в.// ИгиП. – 2001. - №3.

18. Рогов В.А. История государства и права России. IX – начало XХ вв. - М.,1995.

19. Ружицкая Н.В. Судебное законодательство Николая I (работа над Уголовным и Гражданским уложениями.)// ОИ. – 2001. - №4.

20. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. – СПб., 1992.

21. Троицкий И.М. 3-е отделение при Николае I. - Л.,1990.

22. Чибиряев С.А. Великий русский реформатор. Жизнь, деятельность, политические взгляды М.М.Сперанского. - М., 1989.

23. Шебанов А. Ф. Полное собрание законов Российской империи (Из истории систематизации законодательства в России)// Труды ВЮЗИ, Т. ХIV. - М., 1970.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.192.89 (0.007 с.)