Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. 3. Государство и право русских земель в период удельной раздробленности (хIII-хiv вв. )Содержание книги
Поиск на нашем сайте
I. Задание для самостоятельной работы 1. Составьте схему, отражающую основные причины перехода к этапу удельной раздробленности и собственно развитие процесса удельной раздробленности в древней Руси.
П. Тема семинарского занятия: «Новгородская судная грамота и Псковская судная грамота. План семинарского занятия (2 часа) 1. Общая характеристика Новгородской и Псковской судных грамот – памятников права периода удельной раздробленности. 2. Новые черты в сфере имущественных правоотношений, обязательственного права, наследственного права. 3. Развитие представлений о преступлении и наказании. 4. Суд и процесс. Ш Рекомендации по выполнению задания и подготовке к семинарскому занятию. Начните с повторения курса «Отечественная история», возобновив в памяти события отечественной истории 12-14 вв. Повторите также лекционные материалы, которые дают общее понимание вопросов данной темы. Изучите соответствующие разделы учебной литературы. Рассматривая причины перехода к удельной раздробленности, обратите внимание на наиболее важные объективные факторы, повлиявшие на развитие государственности. Задумайтесь, сохранялись ли на данном этапе факторы, причины единства русских земель? Следует проследить динамику развития процесса дробления княжеств. Обратите внимание на то, что Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская земля изучаются именно потому, что показывают наиболее «чистые» образцы различных типов государственного устройства русских земель на этапе удельной раздробленности. Постарайтесь четко усвоить различия в их государственном устройстве. Продолжите заполнение глоссария. Определите перечень понятий, через которые раскрывается своеобразие данного исторического периода, и особенности каждой из изучаемых моделей государственности. Обратите внимание при этом на своеобразие Новгородского республиканизма и отразите это своеобразие в глоссарии (понятия «наместник», «тысяцкий», «Оспода» и др). Продолжите заполнение хронологической таблицы.
Методические рекомендации по подготовке к семинарскому занятию. Судные грамоты характеризуют процесс развития отечественного права в период удельной раздробленности. При этом следует иметь в виду не только преемственность, но и самую тесную связь Судных грамот с "Русской Правдой". Следует начать изучение памятников с ознакомления с учебной литературой, в первую очередь с учебника С.В. Юшкова. 1. Общая характеристика Новгородской и Псковской судных грамот. Нужно уяснить, каковы источники права периода удельной раздробленности. В связи с характеристикой этих источников подумайте: сохранялось ли единое правовое пространство Руси в 13-14 вв.? Дайте характеристику каждому из памятников – Новгородской судной грамоте и Псковской судной грамоте – по следующим параметрам: - время и обстоятельства появления памятника права, - структура памятника, - известные списки, состояние памятника, история его изучения. При изучении Судных грамот уделите основное внимание новым чертам, по сравнению с правом Киевской Руси, в праве периода раздробленности.
2. Новые черты в сфере имущественных отношений, обязательственного права, наследственного права. Обратите внимание на различие, уточнение в понимании двух основных видов имуществ (вещей): - недвижимых (ст.88, 89, 100 и др.) - движимых (ст.14, 15, 31, 100 и др.) Разберитесь, какие именно объекты относились к одной и другой категории, а также подумайте, какое значение имело внедрение в документы права этих новых понятий. Рассмотрите, как законодатель определял законные способы приобретения имуществ, какой срок считался достаточным для закрепления прав на землю (ст.9, 13, 110 и др.). Обратите внимание на появление в законе понятия "кормля" (ст.72,88,89) и регламентацию права кормли. Рассмотрев текст Псковской судной грамоты, перечислите те виды договоров, которые в данном тексте упомянуты. Как Вы думаете, являлся ли этот список исчерпывающим? Важным, как свидетельствует текст Псковской грамоты, видом договора являлся договор изорничества. Уясните, в чем состояла суть данного договора. Законодательная регламентация изоничества рассматривается на основе следующих статей: заключение договора и порядок расчета (ст. 42-44), расторжение договора (ст.63), отказ изорника вернуть взятый аванс (ст.51), ответственность изорника в случае бегства (ст.76). Договор личного найма и положение наймита незначительно изменились по сравнению с "Русской Правдой". В Судной грамоте можно констатировать лишь развитие и уточнение отношений найма в следующих статьях: широкие возможности найма, в том числе для помощи в суде (ст. 41), условия найма (ст.39,40), ответственность наймита в случае бегства (ст. 41). Рассмотрите основные формы договора, известные по Судной грамоте. Прежде всего, вспомним, что основным, наиболее распространенным был, конечно, устный (бытовой) договор. Но именно в связи с его будничностью форма заключения такого договора была в наименьшей степени регламентирована законодателем. Обратите внимание на понятие "доска" (см. ст.19, 28, 30, 36, 38, 62 и др.). Уясните, при каких сделках "доска" считалась допустимой. Рассмотрите, что такое "запись" (ст.30, 73 и др.) и при сделках с какими объектами "запись" была обязательна. Подумайте, какая форма заключения договора – "запись" или "доска" - считалась более достоверной и почему. Обратите внимание на то, какие общие правила заключения сделок были закреплены в Судной грамоте (см. ст.114.) Дайте расширительное толкование положению данной статьи. Выясните, какие способы обеспечения обязательств признавались законом (см. ст.14, 28 – 33, 101, 104.) Обратите внимание, сделка на какую сумму была возможна без записи и без заклада (ст.30), по сделке на какую максимальную сумму было возможно поручительство (ст.33). Выясните, каковы были особенности заключения договоров с иностранными купцами. Для ответа на этот вопрос необходимо ознакомиться с соответствующими разделами учебных пособий, указанных в списке литературы к данной теме (лучше – с учебниками И.А.Исаева, и О.И.Чистякова). Наследственное право позволяют изучить статьи о праве завещателя (ст.100), праве наследников (ст.15, 53, 94, 95), праве пережившего супруга (ст.88-91), обязанностях наследника (ст. 55, 104). Отдельно закон рассматривал наследственные права зависимых людей (изорников) (ст.84-87). Обратите внимание на ограничения в наследственном праве для этой категории населения, на передачу по наследству обязанностей.
3. Развитие представлений о преступлении и наказании. Обратите внимание на появление новых для русского права понятий: татя и разбойника (т.е. преступников с устойчивой отрицательной репутацией - ст.52), а также понятий вины (ст.8), казни (ст.8). Закон ясно определяет повторность совершения преступления как отягчающее вину обстоятельство (ст.8). При оценке преступления учитывается наличие корыстных мотивов или их отсутствие - как, например, во время ссоры на пиру (ст.27,34,80). В законе содержится также пример оценки невиновного и ненаказуемого деяния (ст.98). В Судной грамоте отразилось появление представлений о государственных преступлениях. Это измена (ст.7), должностные злоупотребления с корыстными мотивами (ст.3), неправосудие (ст.3), нарушение порядка в суде (ст.114). Среди преступлений против личности закон, в первую очередь, указывает убийство (ст. 97). Как и в "Русской Правде", упоминается об оскорбительных действиях (ст.117). Различаются грабеж (ст.17,27, 67, 105 и др.), разбой (ст.24), нападение (ст.1). Наказанием за наиболее тяжкие преступления определена смертная казнь (ст.7,8). В связи с этим следует понять, какие именно преступления и почему были выделены законодателем в качестве наиболее наказуемых. Имущественные наказания по-прежнему являлись основным видом наказаний. При этом сохранялась двоичная система, когда виновник одновременно выплачивал компенсацию пострадавшей стороне ("головщину" в случае убийства или членовредительства и "продажу" за другие преступления) и штраф в пользу государства (ст.52, 96, 112). Если виновник не мог выплатить компенсацию и штраф, он мог быть "выдан головой", т.е. передавался для отработки.
4. Суд и процесс. Прежде всего, обратите внимание на перечисление в Псковской судной грамоте лиц и органов, имевших судебные полномочия: князь (ст.1, 4,5), посадник (ст.3,4,6), наместник (ст.2), староста (ст.77), община (ст.113). Особенности суда в отношении священников и монахов специально оговаривались в законе (ст.109). Весьма важным разделом Псковской судной грамоты являлось провозглашение общих подходов в деятельности суда (ст.3, 4, 59, 77). Это была первая в отечественной истории попытка обеспечить соблюдение общих принципов правосудия. Задумайтесь, в отношении всех ли категорий населения эти принципы применялись, как сочетаются они с тем, что, как верно подчеркивает С.В.Юшков, "всё феодальное право – это право-привилегия". Изучите основные стадии судебного процесса: - Вызов в суд (ст. 25); возможность примирения сторон (ст.80). Установленные законом меры защиты от самосуда, от своеволия участников процесса (ст.26, 114). - Рассмотрение судом доказательств: письменных доказательств (ст. 61), свидетельских показаний (ст.20, 22, 24, 56, 57 и др.), в том числе показаний преступника (татя) (ст.60); поличное (ст. 60); виды "суда божьего" – судебный поединок ("поле") (ст.10, 101 и др.) и присяга (ст. 99 и др.) - Оформление результатов суда (ст.83). Обратите внимание на возможности судебного представительства и помощи сторонам процесса (ст.21, 36, 58, 68-71 и др.) Завершая изучение данного вопроса, определите какой тип процесса (состязательный или розыскной) отразился в Псковской судной грамоте.
Вопросы для самопроверки: 1. Каковы особенности государственного устройства Владимиро-Суздальского княжества? 2. Каковы особенности государственного устройства Галицко-Волынского княжества? 3. Каковы особенности государственного устройства Новгородской и Псковской земель? 4. Какие из перечисленных выше государственных моделей были наиболее типичны и наименее типичны для Руси 12-14 вв.? 5. Каковы источники права периода удельной раздробленности? 6. Охарактеризуйте правовое положение основных социальных слоев в период удельной раздробленности. 7. Каковы основные изменения в вещном праве отразила Псковская судная грамота? 8. Какие основные изменения в уголовном праве отражены в Псковской судной грамоте? IV. Рекомендуемая литература. Источник Псковская судная грамота.//Хрестоматия (см. прим. к теме 2)
Основная литература. 1. Исаев И.А. История государства и права России. - М., 2007. 2. История отечественного государства и права: учебник. В 2 ч. Ч. 1. /Под ред. О.И. Чистякова; МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Юрайт, 2011. 3. Кутьина Г.А., Мулукаев Р.С., Новицкая Т.П. и др. История отечественного государства и права. – М., 2001. 4. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России. Академический курс. – Т. 1. – М., 2003. 5. Юшков С.В. История государства и права России (IХ - ХIХ вв.) – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. Дополнительная литература 1. Алексеев Ю.Г. Псковская судная грамота и ее время. – Л., 1980. 2. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 3. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. – М., 1995 4. История государства и права России./ Отв. ред. Титов Ю.П. – М.: Былина, 1996. 5. История государства и права России./Под ред. Чибиряева С.А. - М., 1998. 6. История отечественного государства и права./ Под. ред. Чистякова О. И. - Ч.1,2. - М., 1997. 7. Кавелин К.Д. Взгляд на юридический быт Древней Руси.// Наш умственный строй. - М., 1989. 8. Кафенгауз Б. В. Древний Псков. Очерк по истории феодальной республики. -М., 1963. 9. Киселёва Н.В. История отечественного государства и права в схемах и таблицах. Часть 1 (9-19 века). – Ростов-на-Дону, 2011. 10. Ключевский В.О. Псковская правда. – Соч. т.VI (или любое издание),. 11. Мартысевич И.Д. Псковская судная грамота. Историко-юридическое исследование. - М., 1951. 12. Мартышин О.В. Вольный Новгород: общественно-политический строй и право феодальной республики. -М., 1992 13. Рогов В.А. История государства и права России. IX - нач. ХХ вв. - М., 1995. 14. Тарановский Ф.В. История Российского права. - М.2004. 15. Чучаев А.И., Кизилов А.Ю. Уголовно-правовая охрана представителей власти в ХI – ХVII вв.// ГиП. – 2001. - №6.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.27.119 (0.007 с.) |