Тема 1. 2. Древнерусское государство и право (х – хii вв. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 2. Древнерусское государство и право (х – хii вв. )



I. Задания для самостоятельной работы

1. Решите казусы (дайте ответ на поставленные вопросы и при этом укажите, какие статьи изучаемого памятника права – в данном случае Русской Правды – являются основанием для решения).

2. Заполните таблицы, указанные в связи с изучением вопроса о правовом положении основных категорий населения в древней Руси.

 

П. Темы семинарских занятий

Киевская Русь – раннефеодальная монархия».

План семинарского занятия (2 часа)

1. Понятие о власти, система власти в Древнерусском государстве (положение главы государства, вспомогательные органы княжеской власти).

2. Проблема государственного единства в Древней Руси. Реформирование местного управления.

3. Вооружённые силы государства и их роль в системе государственного управления.

4. Финансовая система государства.

 

Русская Правда»

План семинарского занятия (4 часа)

1. Общая характеристика "Русской Правды" – древнейшего памятника отечественного права.

2. Характеристика правового положения основных категорий населения по "Русской Правде".

3. Регулирование договоров.

4. Наследственное право.

5. Уголовное право.

6. Процесс.

Ш. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарским занятиям.

Изучите материалы лекции и учебную литературу, прежде всего, учебник С.В.Юшкова, где проблематике данной темы посвящен раздел «Древнерусское государство».

Готовясь к семинарскому занятию, посвященному изучению системы органов древнерусского государства, следует уяснить, следующие вопросы:

- положение князя (порядок преемства княжеского престола, функции князя, его права). Подумайте, обязан ли был сам князь всегда подчиняться установленным им нормам.

- состав и роль княжеского совета

- состав и роль княжеского министериалитета

- дружина как опора власти князя

- вече как орган в системе управления

- основные органы власти и управления в княжествах и землях, подчиненных Киевом.

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям по теме «Русская правда».

Начиная подготовку к семинарскому занятию, прежде всего, ясно осознайте то историческое значение, которое имела "Русская Правда" в истории отечественного государства и права. Этот памятник истории и культуры является краеугольным камнем становления отечественной государственности, фундаментом древнерусского права. Именно поэтому он заслуживает особенно внимательного и вдумчивого изучения.

1. Общая характеристика "Русской Правды" – древнейшего памятника отечественного права.

В рамках данного вопроса следует рассмотреть следующие проблемы.

а) Характеристика памятника.

Готовьтесь к ответу по данному вопросу на основе изучения рекомендованной учебной литературы, прежде всего книги С.В.Юшкова, где очень подробно рассмотрена каждая из редакций Русской Правды.

В характеристике "Русской Правды" как памятника истории отечественного права нужно обратить внимание на следующие вопросы и в выступлении на семинаре иметь их в виду как план ответа:

- В каком виде дошла до нас "Русская Правда"?

- Когда и как стал известен этот памятник?

- Кем он был впервые изучен? Какие споры возникали в разное время вокруг этого памятника?

- Что такое "редакции" данного памятника? Сколько редакций известно?

Далее характеризуя Краткую Правду, укажите: каково ее общее содержание, составные части.

Давая характеристику Пространной Правды, остановитесь на тех же аспектах, а также укажите, в чем состоит новизна данной редакции по сравнению с Краткой редакцией.

Следует также уяснить, почему Краткую редакцию и Пространную редакцию рассматривают в истории отечественного права как в сущности единый памятник. Ответ на все эти вопросы студент найдет в рекомендованной учебной литературе.

б) Источники "Русской Правды".

Перечислите и охарактеризуйте каждую из основных групп источников "Русской Правды". Общее представление о них Вам даст учебная литература, прежде всего, учебник С.В.Юшкова.

в) Место "Русской Правды" в истории древнерусского и средневекового права, историческое значение "Русской Правды".

Недопустима простая констатация важной роли "Русской правды" в истории отечественного права. Для максимально конкретного и убедительного ответа на вопрос об историческом месте и роли "Русской Правды" остановитесь в ответе на следующих аспектах:

- Каково пространство действия "Русской Правды"?

- До какого времени "Русская Правда" являлась основным документом русского права?

- Можно ли называть «Русскую Правду» кодексом древнерусского права?

- Каковы наиболее общие принципы древнерусского права?

- Каковы наиболее характерные черты (признаки) права, отразившиеся в "Русской Правде"?

 

2. Характеристика правового положения основных категорий населения по "Русской Правде".

При знакомстве с учебной литературой и текстом "Русской Правды", становится ясно, что документ не содержит характеристик правового положения некоторых категорий населения – тех, кого мы сейчас относим к феодальной элите: представителей ближайшего окружения князя, зарождавшегося и укреплявшегося слоя феодалов-землевладельцев, священнослужителей. Следовало бы задуматься, почему "Русская Правда" не содержит норм, прямо касающихся этих групп населения, и значит ли это, что данные слои населения не имели правовой защиты?

На основе текста «Русской Правды» следует охарактеризовать:

- положение свободных общинников («людей»),

- положение феодально-зависимого крестьянина (смерда) (КР: ст. 33; ПР: ст.78 и др.).

- положение закупа (ПР: ст.57-59, 61, 62, 64)

- положение холопа (ПР: ст.56, 63,65, 66, 89,110-121 и др.)

При характеристике данных групп населения используйте альтернативные понятия: "привилегированные / непривилегированные", "свободные / несвободные", "полноправные / неполноправные / бесправные".

Для лучшего запоминания закрепите результаты изучения данного вопроса в таблице, отметив знаками "+" необходимые характеристики.

(Эту и другие таблицы по данным образам начертите самостоятельно в своем конспекте. Не делайте никаких пометок в тексте методического пособия.)

 

  Привилегиро- ванные Непривилеги-рованные Свободные Несвободные Полноправ- ные Неполноправ-ные Бесправные
Княжьи и боярские служащие              
Люди              
Смерды              
Закупы              
Холопы              
                           

 

На основе изучения текста "Русской Правды", составьте примерный "рейтинг" уровня защищенности упоминаемых в "Русской Правде" категорий населения. Сделайте вывод, что при этом можно считать критерием защищенности? (См. КР: ст.22-29, 33; ПР: ст.1,3, 11-17 и др.).

Подумайте также и отразите в своем выступлении на семинарском занятии следующие стороны вопроса:

- Имело ли признание права на жизнь абсолютный характер? В отношении какой группы населения право на жизнь признавалось в наименьшей степени?

- Какие права, кроме права на жизнь, признавались за каждой из указанных групп населения?

Для большей наглядности и лучшего запоминания изученного материала, составьте таблицу:

  признаются права имеются привилегии "стоимость" жизни (вира)
Княжьи и боярские служащие      
Люди      
Смерды      
Закупы      
Холопы      

 

Решите казус:

1. В 1125 г. братья Михайло и Никола поселились на земле крупного киевского феодала. Вскоре Михайло поступил к нему на службу в качестве ключника, а Никола, решив заниматься земледелием, взял у боярина в купу зерно и сельскохозяйственный инвентарь. В 1137 г. боярин продал братьев как своих холопов своему соседу. Прознав о недоброй славе нового хозяина, братья бежали в Новгород. Новый хозяин подал иск об их возвращении. Каково будет судебное решение по данному делу?

Подсказка: Требуется разобраться в источниках холопства и правовом положении закупа.

 

3. Регулирование договоров.

Перечислите и кратко охарактеризуйте известные по "Русской Правде" виды договоров (см. ПР: ст.37,39,48-55, доп. статьи и др.) Как Вы думаете, является ли этот перечень исчерпывающим?

Рассмотрите, какие стороны договорного права были охвачены в Древней Руси правовым регулированием. Охарактеризуйте обычную (не письменную) процедуру заключения договоров. Расскажите, какие способы обеспечения договоров были известны, и какова была ответственность по договорам.

Сформулируйте общие правила, согласно которым договор мог быть признан недействительным.

Решите казус:

2. Петр дал своему соседу в долг несколько гривен. Через год Петр потребовал вернуть ему деньги, но сосед заявил, что он ничего не брал. Какое решение вынесет суд?

Подсказка: Следует уяснить порядок оформления договоров займа, учесть связанные с этим обстоятельства заключения сделки, сумму долга. Рассмотрите также возможные доказательства позиций сторон.

 

4. Наследственное право.

Необходимо иметь в виду, что нормы наследственного права, как, впрочем, и все иные, находились лишь в процессе становления. И в связи с этим, а также вследствие неполноты дошедших до нас сведений, многие аспекты наследственного права невозможно достоверно реконструировать.

При изучении наследственного права обратите внимание на статьи 90-95, 98-106,108 и др. Пространной редакции.

Характеризуя наследование по завещанию, укажите, кто имел право быть завещателем (представители всех ли социальных групп? в равной ли степени мужчины и женщины?). Рассмотрите общие правила, согласно которым должен был действовать завещатель.

Рассмотрите общие правила наследования по закону. Обратите внимание на то, не все дети имели равные права в наследовании: существовали преимущества сыновей перед дочерьми (младшего сына перед старшими, законных детей перед незаконнорожденными). Обратите внимание на нераздельность прав и обязанностей наследников.

В результате рассмотрения вопроса следует также определить, какие категории населения имели более полные, а какие – менее полные наследственные права.

Решите казусы:

3. Боярин и смерд утонули в реке во время переправы. У боярина остались вдова с младенцем и взрослые дочери от предыдущего брака. У смерда – две дочери, старшая из которых была замужем. Как будет распределено имущество погибших?

Подсказка: Принадлежность к разным социальным группам определяла разный порядок наследования. Обеспечение женщины зависело также от ее семейного состояния.

 

4. После смерти суздальского боярина Ладыги его жена Ольга стала фактически хозяйкой всего имущества вследствие малолетства сына Данилы. Когда он вырос, он потребовал передачи ему всего имущества. Мать, забрав часть вещей, ушла из дома к своей сестре Марфе, где вскоре умерла. Данила потребовал от Марфы возврата всех унесенных матерью вещей, считая, что Ольга не могла наследовать после смерти мужа и к тому же не оставила завещания о передаче своих вещей Марфе Правомерны ли притязания Данилы?

Подсказка: Обратите внимание на статьи об имущественных правах женщины в браке, о материнской опеке несовершеннолетних детей, об имущественных правах, связанных с содержанием вдовы. (См. указанные выше статьи Пространной редакции.)

 

5. Уголовное право.

Вопросы уголовного права занимают важнейшее место в "Русской Правде". Установленная законом наказуемость определенных действий была эффективным инструментом социального регулирования.

а) Понятие о преступлении.

Прежде всего, остановимся на тех общих характеристиках преступления и преступника, которые нашли отражение в "Русской Правде". В связи с этим при выступлении на семинаре следует иметь в виду вопросы:

- Представители всех ли категорий населения могли быть признаны субъектом преступления? (См. ПР: ст.46, 63,65,121 и др.)

- Как отразилось в тексте "Русской Правды" представление о наличии или отсутствии злой воли при совершении преступления? (См. КР: ст.6 и др.)

- Какие факторы учитывал закон при определении виновности?

- Какие стадии осуществления преступления учитывал закон? (См. КР: ст.9; ПР: ст.24)

- Как оценивал закон роли соучастников? (См. КР: ст.31; ПР: ст.42,43)

- Как учитывал закон повторность совершения преступления?

 

б) Виды преступлений, известные по "Русской Правде".

Следует перечислить и дать характеристику известным по "Русской Правде" видам преступлений (КР: ст.1,3-8, 10-13, 18-21, 31-40 и др.; ПР: ст.23 – 28, 30-31, 33-36, 37-45, 67-73, 79-84,88 и др.)

 

в) Виды наказаний, известные по "Русской Правде".

Следует, прежде всего, рассмотреть кровную месть как допущенный на определенном этапе вид наказания. Найдите в тексте "Русской Правды" положения, которые показывают тенденции к отказу от применения кровной мести. (См. КР: ст.1,38; ПР: ст.1,2).

Охарактеризуйте "поток и разграбление"? (см. ПР: ст.7, 83 и др.) как высшую меру уголовного наказания. За какие преступления предусматривался «поток и разграюбление»?

Охарактеризуйте "двоичную систему" денежных взысканий (за какие преступления взимались, кем и кому выплачивались):

- вира – головщина (см. КР: ст.4,5,8; ПР: ст.3-6, 8)

- продажа – урок.

В заключение ответа на данный вопрос сделайте вывод об основных целях и общих чертах системы наказаний в Древней Руси.

Решите казусы:

5. Во время праздничного пира дружинник Микола сильно ударил своего соседа по столу – смерда Ивашку. Тот ответил, завязалась драка. В результате травмы, полученной во время драки, дружинник умер. Может ли за дружинника отомстить сын его сестры? Какое наказание ждет смерда?

Подсказка: Рассмотрите решение данного казуса в зависимости от времени произошедшего конфликта, т.е. обратите внимание на разницу решений по Краткой и Пространной редакциям Русской Правды.

 

6. На окраине своей деревни смерд Д. обнаружил труп неизвестного. Решив свести счеты с сельским старостой, Д. обвинил его в убийстве. Кто несет в итоге ответственность и какую?

Подсказка: Определите, какие доказательства могли быть рассмотрены судом в данном случае. Разберитесь в понятиях "поклепная вира", дикая вира".

 

7. Холопы новгородского дружинника Гаврила и Ивашка на рыночной площади оскорбили и ударили киевского купца Данилу и, спасаясь от гнева возмущенных горожан, побежали к дому своего господина. Потерпевший, однако, догнал Гаврила и ударом меча убил. Ивашка успел скрыться в доме. Данила потребовал выдачи ему холопа для расправы над ним или уплаты за обиду. Но новгородский дружинник отказал в требовании, желая не торопясь разобраться в деле. Спустя несколько дней Данила встретил обидчика-холопа на улице и убил его. Правомерны ли действия купца?

Подсказка: Следует определиться в вопросе об ответственности холопов за совершенное преступление, обратить внимание на обстоятельства расправы потерпевшего с первым и вторым обидчиком.

 

8. Холоп Архип и закуп Петр отправились в город на рынок. Там у купца они украли коня и сумку с 4 гривнами серебра. Кто и какую ответственность будет нести за кражу?

Подсказка: Обратите внимание на сходство и на особенности в правовом статусе закупов и холопов.

 

6. Процесс.

Представления о процессуальных правилах складываются на основе изучения двух стадий: досудебной и собственно судебной.

а) Характеризуя досудебные действия, рассмотрите

- порядок возбуждения дела и вызов ответчика в суд (ПР: ст.32-35).

- гонение следа (см. КР: ст.14,16; ПР: ст.36-39,77 и др.)

Обратите внимание на то, кто и как осуществлял эти досудебные действия.

б) Суд.

Охарактеризуйте:

- действия сторон в суде

- предусмотренные законом доказательства (КР: ст.2, 10, 15,30; ПР: ст.18, 21, 22, 29, 39, 47-48, 52, 66,85-87, дополнительные статьи и др.)

- вынесение и исполнение решения.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы были основные способы усвоения княжеской власти в Древней Руси?

2. Как изменялись функции Великого князя по мере развития и укрепления Киевского государства?

3. Какое значение для Древнерусского государства имело принятие христианства по православному обряду?

4. Какие государственные органы выполняли вспомогательную роль в осуществлении великокняжеской власти? Охарактеризуйте состав и функции каждого из этих органов.

5. Каковы были особенности вассальных отношений в Киевской Руси?

6. С помощью каких органов осуществлялось центральное государственное управление в Киевской Руси?

7. С помощью каких органов осуществлялось местное управление в Киевской Руси?

8. Какие функции выполняла княжеская дружина в древнерусском государстве?

9. Какие основные элементы входили в состав вооруженных сил древнерусского государства?

10. Каково было административно-территориальное устройство древнерусского государства?

11. Какое значение имела административно-финансовая реформа, проведенная княгиней Ольгой?

12. Каковы источники древнерусского права?

13. Каков основной принцип древнерусского права?

14. Каковы общие черты древнерусского права?

15. Что общего было в правовом положении светских феодалов и духовенства, городского населения в Древней Руси? Чем их правовой статус различался?

16. Чем различалось правовое положение основных категорий сельского населения Древней Руси (людей и смердов)?

17. Что общего было в правовом положении зависимых групп населения Древней Руси (закупов, наймитов, холопов)?

18. Каковы были источники формирования феодальной земельной собственности в Древней Руси?

19. Что понималось под обязательством в древнерусском праве?

20. Каковы особенности брачного и семейного права в Древней Руси?

21. Какие различия существовали в нормах наследственного права для разных социальных групп в Древней Руси?

22. Какие виды преступлений известны по древнерусскому праву?

23. Каковы были основные цели наказания в Древней Руси?

24. Какие виды наказаний были известны в Древней Руси?

25. Какие органы осуществляли судебные функции в Древней Руси?

26. Каковы основные характеристику судебного процесса в Древней Руси?

27. Перечислите основные досудебные процессуальные действия, известные по Русской Правде.

28. Какие доказательства рассматривались в судебном процессе?

IV. Рекомендуемая литература.

Источники:

1. Русская Правда. Краткая редакция*.

2. Русская Правда. Пространная редакция.*

-------------------

* Данные памятники права, а также последующие, рекомендованные к изучению 1 - 8 тем учебного курса «История отечественного государства и права», опубликованы в следующих изданиях:

1. История отечественного государства и права Учебное пособие, Ч.2. Хрестоматия. – М.,1996.

2. Отечественное законодательство ХI – ХХ вв. Ч.1: ХI – ХIХ вв. / Под ред. Чистякова О.И. – М.: Юристъ, 1999.

3. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. - М., 1990;

4. Хрестоматия по истории государства и права России. /Сост. Ю.П. Титов - М., 2002.

5. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. Х век. – 1917 год. / Сост. В.А. Томсинов – М.: Зерцало, 2004.

 

Основная литература.

1. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. М., 2007.

2. История отечественного государства и права: учебник. В 2 ч. /Под ред. О.И. Чистякова; МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Юрайт, 2011.

3. Киселёва Н.В. История отечественного государства и права в схемах и таблицах. Часть 1 (9-19 века). – Ростов-на-Дону, 2011.

4. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России. Академический курс. – Т. 1. – М., 2003.

5. Тарановский Ф.В. История Российского права. - М.2004.

6. Юшков С.В. История государства и права России (IХ - ХIХ вв.) – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

 

Дополнительная литература

1. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

2. Греков Б.Д. Киевская Русь. (Любое издание.)

3. История государства и права России./Под ред. Чибиряева С.А. - М., 1998.

4. История государства и права России. /Отв. ред. Титов Ю.П. - М., 1996.

5. История государственного управления России. – Ростов н/Дону: Феникс, 1999.

6. Кавелин К.Д. Взгляд на юридический быт Древней Руси.// Наш умственный строй. - М., 1989.

7. Кириллова Т.К. Правовое положение женщин в Древней Руси (IХ – ХV вв.) // ИГиП. – 2000. -№1.

8. Кузнецов И.Н. История государства и права России. - Минск, 2002.

9. Кутьина Г.А., Мулукаев Р.С., Новицкая Т.П. и др. История отечественного государства и права. – М., 2001.

10. Пресняков А.Е. Княжеское право в Древней Руси. - М., 1993.

11. Рогов В.А. История государства и права России. IX - нач.ХХ вв.- М., 1995.

12. Свердлов М.Б. От Закона Русского к Русской Правде. - М., 1988.

13. Чучаев А.И., Кизилов А.Ю. Уголовно-правовая охрана представителей власти в ХI – ХVII вв.// ГиП. – 2001. - №6.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.093 с.)