Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Поиск

http://www.constitution.garant.ru – Правовая система «Гарант»

http://www.consultant.ru – Правовая система «Консультант Плюс»

http://rsl.ru - Российская государственная библиотека

http://www.nlr.ru - Российская национальная библиотека

http://www.prlib.ru – Президентская библиотека

http://elibrary.ru - Научная электронная библиотека

http://window.edu.ru – Электронная библиотека Федерального портала «Российское образование» «Единое окно»

http://www.knigafund.ru – КнигаФонд

http://www.big-library.info – Большая электронная библиотека

 

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения аудиторных занятий необходим стандартный набор специализированной учебной мебели и учебного оборудования, в том числе аудиторная доска (с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационных материалов), экран (на штативе или навесной), демонстрационный планшет с набором блокнотов для него и фломастеров. Для проведения семинарских занятий, а также организации самостоятельной работы студентов необходим компьютерный класс с рабочими местами, обеспечивающими выход в Интернет. Кроме того, для информационно-ресурсного обеспечения семинарских занятий необходим доступ к сканеру, копировальному аппарату и принтеру.

Реализация учебной программы должна обеспечиваться доступом каждого студента к информационным ресурсам – университетскому библиотечному фонду и сетевым ресурсам Интернет. Для использования ИКТ в учебном процессе необходимо наличие программного обеспечения, позволяющего осуществлять поиск информации в сети Интернет, систематизацию, анализ и презентацию информации, экспорт информации на цифровые носители. В зависимости от избранной методики проведения семинарских занятий могут быть использованы видеофильмы и комплекты слайдов, отвечающие проблематике и образовательным задачам дисциплины.

 


Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

 

Кафедра Теории и истории государства и права

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

 

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

Часть II. Методические рекомендации и

план освоения учебной дисциплины

Направление подготовки 030900 юриспруденция, квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения очная

 

Юридический факультет

Курс I, семестр 1-2

 

Москва – 2011

Календарно-тематический план лекционных занятий

Тема Неделя семестра
  I семестр  
  Предмет метод и социальная ценность науки история отечественного государства и права. Возникновение государственности на территории нашей страны (информационная лекция)  
  Древнерусское государство и право (проблемная лекция)  
  Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII-XIV вв.) (проблемная лекция)  
  Государство и право Золотой Орды (проблемная лекция)  
  Великое княжество Литовское (XIII-XVI вв.) (проблемная лекция)  
  Образование Русского централизованного государства и его правовой системы (к.XIII в. – н.XVI в.) (проблемная лекция)  
  Государство и право в период сословно-представительной монархии (сер.XVI в. – сер.XVII в.) (проблемная лекция) 5-6
  Общественно-политический строй Украины (втор. пол. XVI в. – XVIII в.) (проблемная лекция)  
  Государство и право в период образования и развития абсолютной монархии в России (к.XVII-XVIII вв.) (проблемная лекция)  
  Государство и право России в период наивысшего развития абсолютизма (пер.пол. XIX в.) (проблемная лекция) 9-10
  Государство и право России в период реформ и контрреформ (вт.пол. XIX в.) (проблемная лекция) 11-13
  Государство и право России в период кризиса абсолютизма (1900-1914 гг.) (проблемная лекция) 14-15
  Государство и право России в период Первой мировой войны (1914-1917 гг.) (проблемная лекция)  
  Государство и право России в период крушение царизма (февраль-октябрь 1917 г.) (проблемная лекция)  
  II семестр  
  Создание Советского государства и права (октябрь 1917 г. – 1918 г.) (проблемная лекция) 1-2
  Советское государство и право в период гражданской войны (1918-1920 гг.) (проблемная лекция) 2-3
  Советское государство и право в период НЭПа (1921-1929 гг.) (проблемная лекция) 4-6
  Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.) (проблемная лекция) 7-9
  Советское государство право в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) (проблемная лекция) 10-12
  Советское государство и право в послевоенные годы (1945 – нач.50-х годов) (проблемная лекция)  
  Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (сер.50-х – сер.60-х годов) (проблемная лекция) 14-15
  Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (сер.60-х – сер.80-х годов) (проблемная лекция)  
  Разрушение Советского государства и права (сер.80-х – нач.90-х годов) (проблемная лекция) 17-18

 

Календарно-тематический план семинарских занятий

Тема Неделя семестра
  I семестр  
  Предмет метод и социальная ценность науки история отечественного государства и права (эвристическая беседа)  
  Древнерусское государство и право (семинар исследовательского типа) 4-7
  Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII-XIV вв.) (семинар исследовательского типа)  
  Образование Русского централизованного государства и его правовой системы (к.XIII в. – н.XVI в.) (семинар исследовательского типа)  
  Великое княжество Литовское (XIII-XVI вв.) (семинар исследовательского типа)  
  Государство и право в период сословно-представительной монархии (сер.XVI в. – сер.XVII в.) (семинар исследовательского типа) 11-12
  Государство и право в период образования и развития абсолютной монархии в России (к.XVII-XVIII вв.) (семинар исследовательского типа) 13-14
  Государство и право России в период наивысшего развития абсолютизма (пер.пол. XIX в.) (семинар исследовательского типа)  
  Государство и право России в период реформ и контрреформ (вт.пол. XIX в.) (семинар исследовательского типа)  
  Государство и право России в период кризиса абсолютизма (1900-1914 гг.) (семинар исследовательского типа)  
  II семестр  
  Создание Советского государства и права (октябрь 1917 г. – 1918 г.) (семинар исследовательского типа)  
  Советское государство и право в период гражданской войны (1918-1920 гг.) (семинар исследовательского типа) 4-9
  Советское государство и право в период НЭПа (1921-1929 гг.) (семинар исследовательского типа) 10-15
  Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.) (семинар исследовательского типа)  
  Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (сер.50-х – сер.60-х годов) (семинар исследовательского типа)  
  Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (сер.60-х – сер.80-х годов) (семинар исследовательского типа)  

 

Система текущего контроля и промежуточная аттестация

 

Формой промежуточной аттестации по дисциплине «История отечественного государства и права» в первом и втором семестрах является экзамен на основе балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов.

Текущий контроль уровня усвоения знаний осуществляется в следующих формах: выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий в ходе практических и семинарских занятий; устный и письменный контрольный опрос, выполнение тестовых заданий, индивидуальная работа.

 

РАСЧЕТ ИТОГОВОЙ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ

 

Количество баллов Оценка
50- 66 удовлетворительно
66-79 хорошо
80-100 отлично

 

Примечание: работа, выполненная менее чем на 50%, считается неудовлетворительной и оценивается в 0 баллов.

Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на семинарах: выполнение самостоятельной работы, решение теста по теме пропущенного семинарского занятия.

Форма прохождения промежуточной аттестации: тестирование

Зачетный балл: 51

Планы практических и семинарских занятий.

Методические рекомендации по подготовке

Семинарские занятия являются одной из основных форм работы студентов и входят в учебный комплекс, включающий в себя также учебник и лекции. Следует помнить, что семинар - не повторительное занятие, а самостоятельная форма работы студентов наряду с лекциями. Главным объектом в семинарских занятиях выступает самостоятельное изучение студентами нормативных первоисточников, т.е. законов, утративших юридическую силу и ставших достоянием истории. Специфика курса и методические принципы заставляют обращать внимание как на те законы, которые действовали в древние времена, так и на акты, ставшие историей относительно недавно. Планы семинарских занятий определяют круг тем и вопросов, которые должны быть изучены студентами на семинарах.

Основной чертой семинарского занятия по историко-юридическим дисциплинам является изучение памятников права прошлых лет. Поэтому изучение действующих законов в рамках истории отечественного государства и права не предусмотрено. В качестве тем семинарских занятий подобраны наиболее важные памятники права, действовавшие в различные эпохи истории нашей Родины. Для изучения самых значимых законов отводится наибольшее количество часов.

Семинарские занятия преследуют различные цели: студенты получают углубленные знания по изучаемому предмету, самостоятельно работая с текстом закона, учатся его практическому применению, вырабатывают умение формировать и аргументировано излагать собственное мнение, вести дискуссию, правильно и грамотно говорить. Кроме того, работа на семинаре прививает студентам навыки, необходимые для научного исследования. Таким образом семинарские занятия есть форма работы, готовящая студента к его будущей профессиональной деятельности, дающая первый опыт работы с законом.

Тексты всех правовых памятников изучаются в подлиннике, что неизбежно создает у студентов языковые трудности, связанные с применением (особенно в древних законах) непонятных и вышедших на сегодняшний день из употребления слов и выражений. Тем не менее, использование различных «переводов» древних законодательных актов, больше вредят студенту, чем помогают. Любой перевод (даже с древнерусского на современный русский язык) неизбежно влечет за собой искажение текста, результатом чего является изменение смысла закона. Кроме того, работа с оригинальным текстом первоисточника, а не его «переводом» дает студенту знания и умения, необходимые для научной работы. Таким образом, изучая первоисточник в оригинале, студент реализует одновременно различные цели обучения. Единственное исключение из данного принципа сделано для Статута Великого княжества Литовского 1529 г., написанного на западнорусском (древнебелорусском) языке и изучаемого в переводе.

Кроме того, изучение тем и вопросов, включенных в планы семинарских занятий, предполагает привлечение и других исторических документов, а также научной литературы в соответствии с общей программой курса истории отечественного государства и права. Для этого в планах семинарских занятий как непосредственно к темам занятий, так и ко всему курсу в целом даются указания на различные монографии и источники. Так, изучив специальную литературу и текст закона, студент может расширить круг своих знаний за счет использования книг из списка источников и монографий. Этот же список может служить опорой для подбора основной литературы для написания доклада, реферата, курсовой или дипломной работы.

ЧАСТЬ I

Семестр

Тема 1. Русская Правда

(2 часа)

 

Вопросы:

1. Правовое положение населения по Русской Правде. Феодалы: состав класса феодалов, личные и имущественные права. Зависимые люди: холопы (источники холопства, статус холопов), закупы (личный и имущественный статус), смерды.

2. Гражданское право. Система договоров. Наследственное право: наследование по закону и по завещанию; круг наследников.

3. Уголовное право. Общее понятие преступления, элементы состава преступления. Система преступлений. Система наказаний.

4. Процессуальное право. Органы, осуществляющие правосудие. Предварительные процессуальные действия (гонение следа, заклич, свод). Доказательства (видоки и послухи, ордалии, рота и др.), пошлины.

 

Источники:

Отечественное законодательство XI-XX веков. Пособие для семинаров. Часть I. (XI-XIX вв.) / Под ред. О.И.Чистякова. М., 1999; 2006; 2009.

Российское законодательство X-XX вв. / Под общей ред. О.И. Чистякова. М., 1984. Т.1.

 

Литература общая:

История отечественного государства и права Ч.1. / Под ред. О.И. Чистякова. М., 2003; 2006; 2009.

 

Литература к вопросам:

Правовое положение населения:

а) феодалы.

Древнерусское государство и право / Под ред. Т.Е.Новицкой. М., 1998. С.10-14.

Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М., 1949. С.241-266.

б) зависимые люди.

Греков Б.Д. Крестьяне на Руси. Кн.1. М., 1952. (холопы - С.150-162; закупы - С.166-181; смерды - С.210-213);

Древнерусское государство и право / Под ред. Т.Е.Новицкой. С.16-19.

Зимин А.А. Холопы на Руси (с древнейших времен до конца XV века). М., 1973. С.51-142.

Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. С.268-282, 299-305, 316-317.

Гражданское право:

Древнерусское государство и право / Под ред. Т.Е.Новицкой. С.41-47.

Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. С.422-432, 439-442.

Уголовное право:

Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. С.469-510.

Процессуальное право:

Момотов В.В. Формирование русского средневекового права в IX-XIV вв. М., 2003. С.349-377.

Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. С.510-526.

 

Дополнительная литература:

Беляев И.Д. История русского законодательства. СПб., 1999.

Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995; М., 2005.

Зимин А.А. Правда Русская. М., 1999.

Правда Русская. Т.2 / Под ред. Б.Д.Грекова. М.-Л., 1947.

Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М., 1993.

Свердлов М.Б. От Закона Русского к Русской Правде. М., 1988.

Сергеевич В.И. Древности русского права. Т.1. М., 2006.

Сергеевич В.И. Лекции и исследования по древней истории русского права. М., 2004.

Смирнов И.И. Очерки социально-экономических отношений Руси XII-XIII веков. М.-Л., 1963.

Тихомиров М.Н. Пособие по изучению Русской Правды. М., 1953.

Тихомиров Н.Н. Исследования по Русской Правде: происхождение текстов. М., 1941.

Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1980.

Юшков С.В. Русская Правда. М., 2002.

Тема 2. Артикул воинский и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.166.224 (0.007 с.)