Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема этногенеза восточных славян. Древнерусское государство в IX – хii вв.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Самостоятельная работа студентов по теме предполагает следующие виды работы: подготовку к семинарским занятиям (сообщения, доклады), выполнение письменной домашней работы, содержащей ответы на проблемные вопросы, выполнение учебно-практических заданий. Темы рефератов и докладов 1. Города Древней Руси. 2. Обычаи, нравы и верования древних славян. З. Характер и основные направления внешней политики Древней Руси. 4. Полководцы древней Руси. 5. Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки. 6. Языческие верования древних славян. 7. Быт и нравы древней Руси. Учебно-практические задания 1. По признакам, приведенным ниже, определите исторического деятеля, о котором идет речь: 1) - этот человек провел первую в истории России налоговую реформу, установив размеры дани и места ее сбора; - этот правитель первым принял личное крещение; - соблюдая традиции своего времени, жестоко отомстил за гибель близкого человека; - управлял государством не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним; - это первый факт в истории России, когда престол занимала женщина. 2)- этому князю много внимания уделено в «Повести временных лет»; - от отца он получил в управление Новгород, где ему помогал княжить его дядя Добрыня; с его именем связаны первые религиозные реформы в стране. З. Вычеркнуть лишнее: - поляне, кривичи, вятичи, тимочане, древляне; - Рюрик, Олег, Игорь, Святослав, Владимир; - холоп, рядович, тысяцкий, челядин, закуп; - Перун, Хорос, даждьбог, Стрибог, Симартал, Мокошь, Велес; - зернь, скань, перегородчатая эмаль, мозаика, чернь, литье; - «Повесть временных лет», «Изборник», «Русская Правда», «Поучение Владимира Мономаха сыновьям», «Чтение о житии Бориса и Глеба», «Слово о Законе и благодати», «Хождение за три Моря» Афанасия Никитина. 4. Определите, в каком столбике указаны духовные, политические, экономические и социальные предпосылки государственности у восточных славян в V -IХ вв.
5. Развитие древнерусского государства
Поставьте в скобках годы жизни князей древнерусского государства. б. Составьте кроссворд из слов: варяги, мир, весь, вервь, князь, дружина, дань, анты, венеды, закуп, смерд, рядович, холоп, изгой, вира, христианство, вотчина, поместье, бояре, тризна, вои, посадник, тысяцкий, погост, полюдье, «гости», купа, гридин, перелог, патриарх, вече, рало, тиун. 7. Соотнесите даты и события, когда они произошли:
8. Заполните недостающие цифры.
Проблемные вопросы 1. До VIII в. основным типом поселения славян были небольшие городки на речных мысах (выступах берегов), защищенные валом и частоколом. В VIII-IХ вв. городища заменяются неукрепленными поселениями - селищами, напоминающими обычную деревню. Как, по-вашему, можно объяснить переход славян от городищ к селишам? 2. Почем и каким образом у славян VI-IХ вв. образовалась знать? Чем она отличалась от рядовых соплеменников? 3. Подсечное земледелие поддерживало родоплеменной строй. Каким образом? Какие изменения происходят в социально-экономическом развитии к IХ в.? 4. Как вы думаете, насколько достоверно мнение зарубежных историков Р. Пайпса и Х. Давидсона о том, что легендарный Рюрик был из скандинавского племени русь и это обусловило название его новых владений? 5. Согласно «Повести временных лет», вятичи, северяне и кривичи умерших сжигали, пепел и остатки костей складывали в сосуд и ставили на столбах в маленьких срубах у дорог. Вятичи иногда зарывали срубы с сожжённым прахом в землю. Во многих местах над могилами насыпали курганы, рядом с которыми проводили ристания — военные состязания в память об умерших и поминальные туры — тризны. Откуда берут истоки эти обычаи и до какого времени они продолжались? 6. В «Поучении детям» Владимир Мономах пишет: «Пусть не застанет вас солнце в постели», «Что умеете хорошо, этого не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь», «Лжи остерегайтесь и пьянства, от того ведь душа погибает и тело», «Не причинять вреда ни селам, ни посевам, дабы не стали вас проклинать». Есть ли какая-то связь между наставлениями Владимира Мономаха и современными нравственными установками? О чем это свидетельствует? для кого Мономах писал свое завещание? Только ли своих детей он имел в виду? 7. Какова роль варяжского фактора вобразовании древнерусского государства? 8. Древняя Русь — великая держава Европы или нет? Обоснуйте ответ. Учебники и учебные пособия История России с древнейших времен до наших дней: Учебник /А. С. Орлов, В. А. Георгиев и др. — М., 1997.
Фроянов И. Я. Киевская Русь: очерки социально-политического развития. М., 1980.
УЭ 1.4. Северо-Восточная Русь в ХIII – ХV в. Собирание земель вокруг Москвы и образование Русского централизованного государства (6 часов) Цель – рассмотреть особенности складывания Русского централизованного государства, сопротивление русских земель иноземным захватчикам, на примере национально-освободительной борьбы воспитать чувство патриотизма. Русские земли в борьбе с иноземными захватчиками в XIII в. Битвы на Неве и Чудском озере. Александр Невский. Создание империи Чингисхана. Нашествие Батыя на Русь. Битва на Калке. Сопротивление русских княжеств. Русские княжества под властью Золотой Орды. Предпосылки и этапы объединения русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Д. Донской. Русская православная церковь. Сергий Радонежский. Завершение объединения русских княжеств. Присоединение Новгорода и Твери. Организация центрального и местного управления. Освобождение Московской Руси от татаро-монгольской зависимости. Иван III. Судебник 1497 г. Место Московской Руси в мире. Культура Руси в ХIII – ХV вв. Устное народное творчество. Литература. Архитектура. Живопись. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев и Феофан Грек. Лекция (2 часа) Северо-Восточная Русь в ХII – ХV в. Собирание земель вокруг Москвы и образование Русского централизованного государства. 1. Распад древнерусского государства на отдельные княжества: его причины и последствия. 2. Политическая раздробленность Руси: история Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств и Новгородской феодальной республики. 3. Русские земли под властью Золотой Орды. 4. Образование Московского государства, его социально-экономическое и политическое развитие, Иван III.
Семинар (2 часа) Северо-Восточная Русь в ХIII – ХV в. Собирание земель вокруг Москвы и образование Русского централизованного государства. 1. Борьба Руси против внешних вторжений в ХIII в. 2. Борьба Руси с монголо-татарским владычеством. Куликовская битва. 3. Освобождение Русского государства от монголо-татарского ига. 4. Значение монголо-татарского ига в истории России. 5. Социально-экономическое развитие России в XIII-XV вв.(сельское хозяйство, ремесло, торговля, социальный состав населения) Учебники и учебные пособия История России с древнейших времен до наших дней: Учебник /А.С. Орлов, ВА. Георгиев и др. — М., 1997. Литература Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. — Новосибирск, 1991. Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига. — Л.. 1989. Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы: Борьба за единство Руси. — М., 1992. Битва на Куликовом поле в свидетельствах современников и в памяти потомков—М., 1988. Борисов Н. Иван Капита. — М., 1997. Вернадский Г.В.Московское царство. Ч.1 —2.— М., 1997. Вернадский Г.В. Россия в средние века. — Тверь, М.,1997. Гумилев Л.Н. От Руси к России. — М., 1992. Зимин А.А. Россия на рубеже ХV — ХVIстолетий.— М., 1982. Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы. — СПб., 1995. Назаров В.Д. Свержение ордынского ига на Руси. — М., 1983. Пашуто В.Г. Александр Невский. — М., 1974. Скрынников Р.Г. История Российская. IХ— ХVII вв. — М., 1997. СРС (2 часа) Северо-Восточная Русь в ХIII – ХV в. Собирание земель вокруг Москвы и образование Русского централизованного государства. Самостоятельная работа студентов предполагает подготовку к семинарским занятиям (доклады и сообщения), а также выполнение письменной домашней работы по следующим вопросам и заданиям: Темы докладов и рефератов 1. Военное дело: от битвы на Калке до «стояния» на Угре 2. Роль Алексакдра Невского в истории Руси. 3. Александр Невский - «любимец русских и татар». 4. Дмитрий Донской: исторический портрет. 5. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. 6. Предпосылки, особенности и основные этапы формирования русского централизованного государства. 7. Иван III: политический портрет. 8. Присоединение Новгорода к Москве: предпосылки и последствия. 9. Особенности развития русской культуры в ХIII — начале ХVI вв.
Учебно-практические задания 1. Назовите его имя. По красоте его сравнивали с патриархом Иосифом, которого фараон поставил начальником над всей Египетской страной, по силе — с ветхозаветным богатырем Самсоном, по уму - с царем Соломоном, по мужеству и военным доблестям — с древним римским императором Веспасианом. Выиграл две значительные битвы. В честь одной из них получил прозвище. Навсегда в памяти народной. Умер на 43-м году жизни. Канонизирован. Петр I повелел перенести его мощи из Владимира в Петербург, сделав его ангелом-хранителем новой империи. 2. Соотнесите даты и соответствующие им события 1132 г. 31 мая 1223 г. 1237 г. 15 июля 1240 г. 5 апреля 1242 г. 1327 г. 8 ноября 1378 г. 8 сентября 1380 г. 1462 г. 1480 г. 1497 г. Издание Судебника Ивана III Куликовская битва Начало правления Ивана III Битва на р. Воже Восстание в Твери против ордынцев Битва на р. Калке Свержение монголо-татарского ига Ледовое побоище Начало феодальной раздробленности на Руси Невская битва Начало походов монголо-татар против русских княжеств 3. Заполните таблицу «Основные центры феодальной раздробленности»
4. Заполните таблицу «Основные этапы объединения Руси»
5. Проблемные Вопросы 1. Феодальная раздробленность: благо или зло? 2. Какой порядок управления русскими землями установился на Руси после Батыева нашествия? Оставался ли этот порядок неизменным в века ордынского владычества? 3. Какие факторы обусловили возвышение Москвы в ХIV — ХV вв.? 4. Какова роль монголо-татарского нашествия в истории Руси? 5. Были ли альтернативы в развитии российской государственности в ХIV — ХVI вв. 6. Чем отличалась власть великого московского князя в ХV в. от власти великого киевского князя в ХI в.? 7. Можно ли утверждать, что политика московских князей способствовала упрочению ордынского владычества на Руси? 8. Было ли возможно становление централизованного государства без присоединения к Москве Новгородской республики? 9. Что изменилось в жизни русской Церкви в ХV в.? Как эти изменения повлияли на взаимоотношения Церкви и великокняжеской власти? 10. Новгород развивался в традициях европейской цивилизации. Почему же эта тенденция оказалась подавленной? Учебники и учебные пособия История России с древнейших времен до наших дней: Учебник /А.С. Орлов, ВА. Георгиев и др. - М., 1997. Литература Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. — Новосибирск, 1991. Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига. — Л.. 1989. Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы: Борьба за единство Руси. — М., 1992. Битва на Куликовом поле в свидетельствах современников и в памяти потомков. - М., 1988. Борисов Н. Иван Калита. — М., 1997. Вернадский Г.В.Московское царство. Ч.1 -2.— М., 1997. Вернадский Г.В. Россия в средние века. — Тверь, М.,1997. Гумилев Л.Н. От Руси к России. — М., 1992. Зимин А.А. Россия на рубеже ХV-ХVIстолетий.— М., 1982. Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы. — СПб., 1995. Назаров В.Д. Свержение ордынского ига на Руси. — М., 1983. Пашуто В.Г. Александр Невский. — М., 1974. Скрынников Р.Г. История Российская. IХ-ХVII вв. — М., 1997. УЭ 1.5. Московское государство в ХVI – ХVII вв.(6 часов). Цель – рассмотреть особенности развития российского государства в ХVI – ХVII вв., внутреннюю и внешнюю политику русских царей, социально-экономическое развитие страны. Развитие феодального землевладения. Усиление крепостной зависимости. Рост городов, ремесла. Купечество и торговля. Политический строй. Великий князь. Боярская Дума. Приказы. Местное управление. Иван IV. Земские соборы. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Внешняя политика Московского государства. Опричнина и ее последствия. Поход Ермака и завоевание Сибирского ханства. Начало освоения Сибири. Конец династии Рюриковичей. Борис Годунов. «Смутное время» в России, его причины. Самозванцы. Польская и шведская интервенции. Минин и Пожарский. Земский Собор 1613 г. Начало династии Романовых. Экономическое и социально-политическое развитие России в ХVII в. Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение 1649 г. Церковная реформа. Старообрядцы. Народные движения. Восстание С. Разина. Расширение территории Русского государства. Присоединение левобережной Украины. Культура и быт народов России в ХVI – ХVII вв. Распространение грамотности. Славяно-греко-латинская академия. Печатный двор. Географические знания и открытия. Устное народное творчество. Сказки. Литература. Живопись. Зодчество. Быт разных слоев. Национальное самосознание великорусского народа. Лекция (2 часа) Московское государство в ХVI – ХVII вв. 1. Внешняя и внутренняя политика Ивана IV. 2. Федор Иванович. Правление Бориса Годунова. 3. «Смутное время», его причины и последствия. Начало династии Романовых. 4. «Бунташный век» в истории Российского государства. 5. Внешняя политика России и присоединение новых земель в ХVIIв. Семинар (2 часа) Московское государство в ХVI – ХVII вв. 1. Государственные реформы Ивана IV, их социально-экономические последствия. 2. Борьба русского народа против польско-литовской и шведской агрессии. Минин и Пожарский. 3. Церковные реформы и раскол русской православной церкви. 4. Российская культура и быт в ХVI-ХVII вв.
Учебники и учебные пособия Березовская л. г. История русской культуры: Учебник для студ. высш. учеб. завед. - М., 2002. - Ч. 1. История России с древнейших времен до конца ХХ в.: В З т./Под ред. А.Н.Сахарова.- М., 1996. -Т. 1. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник /А. С. Орлов, В. А. Георгиев и др. - М., 2000. Наумов И.В. История Сибири: Курс лекций. — Иркутск, 2002.
Литература Абрамович Г. В. Князья Шуйские и российский трои. — Л., 1991. Ключевский О. В. Русская история. Полный курс лекций: В З кн. — Ростов н/Д., 2000. — Кн. 1. Копылов Д. И. Ермак. — Иркутск, 1989. Костомаров Н. И. Смутное время Московского государства в начале ХУII столетия. — М., 1994. Павлов АП. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605).--СПб., 1992. Платонов С. Ф. Смутное время. - М., 2000. Скрынников Р. Г. Государство и церковь на Руси.- Новосибирск, 1991. Скрынников Р. Г. Иная Грозный и его время. — М., 1991. Скрынников Р. Г. Самозванцы в Россия в начале ХVII в. — Новосибирск, 1990. СРС (2часа) Московское государство в ХVI – ХVII вв. Самостоятельная работа студентов предполагает подготовку к семинарским занятиям (доклады и сообщения), а также выполнение письменной домашней работы по следующим вопросам и заданиям: Темы докладов и рефератов 1. Иван IV и его роль в российской истории. Учебно-практические задания 1. Назовите имя исторического деятеля. а) Это был известный в Европе, авантюрист, князь. В молодости он изменил православным традициям семьи и перешел в католичество. Он получил диплом врача, но его манили рыцарские успехи. Как рыцарь Священной Римской империи он сражался в разных уголках Европы. Впоследствии стал соправителем при великом князе литовском Александре. В 1508 г. поднял мятеж, который был подавлен, и ему пришлось бежать в Россию. Так он и его племянница, ставшая супругой русского государя, оказались в Москве. б) «От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый. Но обстоятельства, среди которых прошло детство, рано испортили этот ум, дали ему неестественное, болезненное развитие. Он рано осиротел — на четвертом году лишился отца, а на восьмом потерял и мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. Безобразные сцены боярского своеволия были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в пугливость, из которой с летами развивалась наклонность преувеличивать опасность...» (В. О. Ключевский).
в) «В 1564 г. князь..., сверстник и любимец царя Ивана, герой Казанской и Ливонской войны, командуя московскими полками в Ливонии, проиграл там одну битву в, боясь царского гнева — за эту неудачу или за связи с павшими Сильвестром и Адашевым, убежал к польскому королю, покинув в Дерпте, где был воеводой, свою жену с малолетним сыном. Он принял деятельное участие в польской войне против своего царя и Отечества» (В. О. Ключевский).
г) «Кто бы ни был этот названный… и чтобы ни вышло с него впоследствии, несомненно, что он для русского общества был человек, призывающий его к новой жизни, к новому пути. Он заговорил с русскими голосом свободы, надежды, открыл границы прежде замкнутого государства, объявил полную веротерпимость. Его толки о заведении училищ остались только словами, но почва для этого предприятия подготовлялась именно этой свободой. Объявлена была война старой житейской обрядности. Царь собственным примером открыл эту борьбу. (Н. Костомаров)
2. Соотнесите даты и исторические события 1547 г. 1. Начало похода Ермака в Сибирь. 1558-1583 гг. 2. Восстание под предводительством И. Болотникова. 1564 г. 3. Принятие Соборного Уложения 1581 г. 4. Венчание на царство Ивана IV. 1606-1607 гг. 5. Восстание под предводительством Степана Разина. 1613 г. 6. Переяславская рада. Присоединение Украины к России. 1649 г. 7. Издание И. Федоровым «Апостола». Начало книгопечатания. 1654 г. 8. «Медный бунт». 1662 г. 9. Начало династии Романовых. 1670-I671 гг. 10. Ливонская война.
3. Составьте сравнительную таблицу «Бунташный век»
4. Заполните хронологическую таблицу «Внешняя политика Российского государства в ХVI-ХVII вв.»
5. Проблемные вопросы 1. В конце ХVI в. население России насчитывало 9 млн. человек, однако его плотность на 1 кв. км составляла лишь 1-5 жителей, а в Европе — 10-30. С чем это было связано? 2. Согласно царским указам вводились следующие сроки сыска беглых крестьян: в 1597 г. - 5 лет, в 1607 г. - 15 лет, в 1619 г. —5 лет. Чем можно объяснить такую непоследовательность? 3. В ходе выступлении под предводительством Степана Разина восставшие: а) без боя взяли Саратов и Самару; б) разбили царские войска под Царицыном; в) провели осаду Симбирска; г) им добровольно сдалась Астрахань. На какой период приходится наивысший подъем движения? Аргументируйте ответ. 4. Чем вы можете объяснить успехи России в присоединении Казани, Астрахани и одновременно ее неудачи в Ливонской войне? 5. Р. Г. Скрынников в очерке «Ермак Тимофеевич» пишет, что, отправляясь в Сибирь, казаки рассчитывали найти там большую добычу. После того, как в Кашлыке им в руки попали неслыханные богатства, они могли вернуться, но приняли решение — идти дальше. Что побудило ихпойти на этот шаг? 6. В 1637 г. донские казаки по собственной инициативе захватили турецкую крепость Азов в устье Дона и обратились к царю с просьбой принять Азов под свою власть. Почему созванный для решения этого вопроса Земский собор на это не пошел, несмотря на то, что крепость занимала важное военно-стратегическое и торговое место? 7. При Иване IV существовала формула принятия законов «Царь указал, а бояре приговорили». Была ли власть царя неограниченной? 8. Что имел виду Н. М.. Карамзин, говоря, что «трусость привела Ивана к мысли устроить комедию, в которой народу выпало бы на долю просить царя мучить и казнить кого царю угодно»? 9. Когда князья Шуйские стали распространять слухи о самозванстве Лжедмитрия, тот мог их уничтожить, но передал их дело для решения Земскому собору. Почему он так поступил? 10.В 1611 г. первое ополчение под руководством дворянина П. Ляпунова двинулось на Москву, где вспыхнуло восстание против иноземцев. Ополченцы дрались уже на подступах к Кремлю, но не смогли выполнить поставленной задачи. Почему ее решение удалось лишь второму ополчению, возглавляемому К. Мининым и д. Пожарским, несмотря на то, что им пришлось еще сражаться у стен города с пришедшим на выручку полякам войском гетмана Ходкевича? 11.Никон, разгневавшись на царя, ушел в Новый Иерусалим, и патриарший престол оказался фактически не занятым. Царь смог добиться, чтобы Никон предстал перед судом патриархов. Собор освободил его от патриаршества и в то же время подтвердил правильность, проведенных им реформ. Нет ли здесь противоречия? Учебники и учебные пособия Березовская л. г. История русской культуры: Учебник для студ. высш. учеб. завед. - М., 2002. - Ч. 1. История России с древнейших времен до конца ХХ в.: В З т./Под ред. А.Н.Сахарова.- М., 1996. -Т. 1. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник /А. С. Орлов, В. А. Георгиев и др. - М., 2000.
Литература Абрамович Г. В. Князья Шуйские и российский трои. — Л., 1991. Ключевский О. В. Русская история. Полный курс лекций: В З кн. — Ростов н/Д., 2000. — Кн. 1. Копылов Д. И. Ермак. — Иркутск, 1989. Костомаров Н. И. Смутное время Московского государства в начале ХУII столетия. — М., 1994. Павлов АП. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605).--СПб., 1992. Платонов С. Ф. Смутое время. - М., 2000. Скрынников Р. Г. Государство и церковь на Руси.- Новосибирск, 1991. Скрынников Р. Г. Иная Грозный и его время. — М., 1991. Скрынников Р. Г. Самозвавцы в Россия в начале ХVII в. — Новосибирск, 1990. УЭ 1.6. Россия в ХVIII в.(6 часов) Цель – изучить основные вехи политического, социально-экономического и культурного развития страны в ХVIII в. Софья и Петр I. Экономическое положение страны. Петровская модернизация экономики. Северная война. Создание регулярной армии. Реформы в управлении государством. Утверждение абсолютизма. Значение реформ Петра I. Усиление крепостного гнета. Расширение привилегий дворянства. Культура первой половины ХVIII в. Просвещение. Развитие научных знаний. Академия наук. Периодическая печать. Изменения в дворянском быту. Роль церкви. Екатерина П и ее «Наказ». Социально-экономическая политика Екатерины П. Положение дворянства, купечества, чиновничества. Усиление крепостного гнета. Крестьянская война под руководством Е. Пугачева. Россия и Западная Европа. Внешняя политика России во второй ХVIII в. Русско-турецкие войны. П, А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Утверждение России в северном Причерноморье. Разделы Речи Посполитой. Буржуазные революции в Европе и Россия. Павел I и его реформы. Культура России во второй половине ХVIII в. Развитие образования и науки. Литература. М. В. Ломоносов. Московский университет. И. И. Ползунов, В. И. Кулибин. Живопись, скульптура, театр. Архитектура. Дворянские усадьбы. В. В. Растрелли, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, Д. Кваренги. Общественная мысль России: М. М. Щербатов, А. П. Сумароков, Н. И. Панин, Д. И. Фонвизин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев. Место России в мировом сообществе ХVIII в. Лекция (2 часа) Россия в ХVIII в. 1. Россия при Петре I, его внутренняя и внешняя политика. Начало модернизации российского общества. 2. Россия при преемниках Петра в 30-50-е гг. ХVIII в. 3. Россия во второй половине ХVIII в. Углубление модернизационного процесса при Екатерине II. Расширение территории Российской империи. 4. Место крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева в политической истории России Семинар(2 часа) Россия в ХVIII в. 1. Преобразования Петра I, их результаты и последствия. 2. Внешняя политика России (направления, задачи, итоги). 3. Социально-экономическое развитие России в ХVIII в. (Сельское хозяйство, промышленность, торговля, социальный состав населения) 4. Литературно-художественная жизнь России во второй половине ХVIII в. 5. Социокультурный процесс в России во второй половине ХVIII в., роль в нём Екатерины II. Учебники и учебные пособия История России с древнейших времен до конца ХХ в.: Учебник /А. С. Орлов, В. А. Георгиев и др. – М., 1997(2000). История России: Пособие для абитуриентов юридического факультета. — Иркутск, 2000. История России: Учебник для вузов /Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. — М., 1997. Мирошникова Н. Ф., Барский М. М. Отечественная история: Вопросы и ответы: Учебное пособие. — Иркутск, 2001. Литература Буганов В. Г. Петр Великий и его время. — М., 1989 Буганов В. Г. Пугачев. — М., 1984. Кожинов В. Победы и беды России. Русская культура как порождение истории. — М., 2000. Отечественная история с древнейших времен до 1917 г.: Энциклопедия. – М., 1994. Петр Великий: Антология. — СП6., 2001.- С.532-573. — Б.. 530273. Рябцев Ю. С. История русской культуры: художественная жизнь и быт ХVIII —ХIХ вв.: учебное пособие. – М., 1997. СРС (2 часа) Россия в ХVIII в. Самостоятельная работа студентов предполагает подготовку к семинарским занятиям (доклады и сообщения), а также выполнение письменной домашней работы по следующим вопросам и заданиям: Темы рефератов 1. Петр 1 в оценке современников и потомков. 2. М..В. Ломоносов в истории России. 3. Великие полководцы ХVIII в. 4. Фаворитизм и система власти в ХVIII в.
Проблемные вопросы 1. Почему Петр I неоднозначно оценивается в истории России? 2. Являются ли реформы Петра I вызовом времени или они были его личной инициативой? З. Чем объяснить активность дворянства в решении вопросов престолонаследия в период дворцовых переворотов? 4. Как совместить прогрессивную реформаторскую деятельность Екатерины II с усилением крепостничества?
Учебно-практические задания 1. Назовите, чем обогатились наука и просвещение в России в первой половине ХVIII в.? 2. Соотнесите правильное название органов управления и их объяснение: органы управления: а) Сенат; б) Боярская дума; в) Земский собор. Объяснения: а) совет бояр (знатных дворян) при великом князе (царе); б) высшее сословно-представительное учреждение в России (с середины ХVI в. до конца ХVIII в.); в) высший государственный орган, подчиненный императору, по делам законодательства и государственного управления.
3. Заполните таблицу «Преобразования при Петре I».
4. Объясните, что такое «просвещённый абсолютизм». 5. Как долго продолжались: а) Северная война, б) крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева; в) царствование Екатерины II. 7. Кто а) был первым российским императором? б) был назван «бунтовщиком хуже Пугачева»? в) был зодчим дома Пашкова в Москве? 8. Укажите, с каким видом искусства (архитектура, скульптура, театр, музыка, живопись) связаны имена деятелей культуры ХVIII в.: а) В. И. Баженов, б) В. В. Растрелли, в) Ф. С. Рокотов, г) В. Л. Боровиковский, д) Ф. Г. Волков, е) д. С. Бортнянский, ж) Ф. И. Шубин 9. Кто такие «капиталистые» крестьяне? Какая выгода от них была помещикам? 10. Кто из названных пар исторических деятелей были современниками? а) Екатерина II и Елизавета Петровна; б)А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков; в) Анна Иоановна и Алексей Михайлович; г) патриарх Никон и А.Д. Меньшиков. 11. О ком идет речь? С каким событием российской истории связано это имя? Принял имя императора Пётра III, осадил Оренбург. Работные люди и приписные крестьяне уральских завов отправили ему пушки, ядра и другое вооружение.. 12. Количество ярмарок в России в ХVIII в. по сравнению с ХVII в. увеличилось почти вдвое. О чем это свидетельствует? 13. Охарактеризуйте крестьянскую войну под предводительством Е. И. Пугачева по следующим признакам: продолжительность, территория, состав участников и их основные требования, степень организованности восставших. 14. Кто такие: а) «приписные» крестьяне; б) «посессионные» крестьяне Учебники и учебные пособия История России с древнейших времен до конца ХХ в.: Учебник /А. С. Орлов, В. А. Георгиев и др. – М., 1997(2000). История России: Пособие для абитуриентов юридического факультета. — Иркутск, 2000. Мирошникова Н. Ф., Барский М. М. Отечественная история: Вопросы и ответы: Учебное пособие. — Иркутск, 2001. Литература Буганов В. Г. Петр Великий и его время. — М., 1989. Буганов В. Г. Пугачев. — М., 1984. Отечественная история с древнейших времен до 1917 г.: Энциклопедия. – М., 1994. Петр Великий: Антология. — СП6., 2001.- С.532-573. — Б.. 530273. Рябцев Ю. С. История русской культуры: художественная жизнь и быт ХVIII —ХIХ вв.: учебное пособие. – М., 1997. Яковер Л. Б. Справочник по истории Отечества. — М., 1996.
УЭ. 1.7. Международное и внутреннее положение России в начале ХIХ в. (13 часов) Цель: дать анализ событиям начала XIX в. и показать влияние их на культурную и общественную жизнь России. Лекция (4 часа)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.255.67 (0.014 с.) |