Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Россия во второй половине хiх В.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Отмена крепостного права. Реформы 60-70 гг.: в просвещении, судебная, земская. Их значение в модернизации российского общества. Общественное движение в России в эпоху Великих реформ: либеральное (Б. Н. Чичерин), демократическое (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов), освободительное (восстания в Польше, Литве, Белоруссии). Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. Развитие внутреннего рынка, рост городов. Железнодорожное строительство. Промышленный подъем 90-х гг. Общественное движение в стране в 70-90 гг.: революционное народничество, рабочее движение и его организации. Образование РСДРП, русский либерализм к концу ХIХ в. Укрепление полицейско-бюрократических основ самодержавия. Эмиграция из России. Культура России во второй половине ХIХ в. Борьба демократического и консервативного направлений в культуре России. Просвещение. Школы. Училища. Университеты. Достижения русской науки. Выдающиеся путешественники. Русская литература и ее лучшие представители: И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и др. Выдающиеся представители русской живописи, музыки, скульптуры, театра. Особенности архитектуры. Деятели русской культуры. Меценатство (П. М. Третьяков, С. И. Мамонтов). Мировое значение культуры народов России. СРС (5 часов) 1.Заполните таблицы
Изменения в политическом и экономическом положении основных категорий населения в результате реформ.
Основные черты внутренней политики АлександраII и АлександраIII.
Основные войны и расширение территории России во второй половине XIXв.
Основные достижения русской культуры второй половины XIXв.
3. Дайте определения понятий: разночинцы, интеллигенция, раздворянивание, раскрестьянивание, отработки, выкупные платежи, отрезки, временнообязанные крестьяне. 4. Истоки общественно-политических движений в России в XIXв. 5. В 1861г. была ли альтернатива реформам сверху?
Практическое занятие (4 часа) 1.Отмена крепостного права в России. Либеральные реформы 60-70-х гг.XIX в. 2.Революционное народничество и русский либерализм второй половины XIXв. 3.Рабочее движение и начало российской социал-демократии.
Учебники и учебные пособия
История России с древнейших времен до конца XXв.:В 3 т./под ред.А.Н.Сахарова. – М,1996г.- Т.1. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. история России: Учебники для Вузов. –М; 1997(2001). Пушкарев С. Обзор русской истории. – СПБ., 2002. Чернобаев А.А., Горелов М.Н., Зуев М.Н. История России: Учебники для Вузов – М.,2001. Кислицын С.А. История России в вопросах и ответах: Пособие для Вузов. – Ростов н/Д.,2001. Литература Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1991. Витте С.Ю. Избранные воспоминания. – М., 1991. Головатенко А. История России: Спорные проблемы. – М., 1994. Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. – М., 1984. История политических партий в России. – М., 1994 Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. – М., 1990. Корнеева М.Г. Земство на переломе. – М., 1995. Лаптева Л.В. Земские учреждения в России 1762 – 1917гг. – М.,1995. Леонтович В.В. История либерализма в России. – М., 1995. Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. – М., 1991. Пашков Б.Г. Русь, Россия, Российская империя. Хроника событий. 862-1917гг.- М., 1994. Политическая история России. – М., 1996. Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв.: в 5 вып.- М., 1991-1994. У.Э. 1.9. Рубежный контроль по модулю (2 часа) Цель: выявить уровень и качество усвоения дисциплины на данном этапе обучения. Форма проведения: контрольная работа по вопросам Место проведения: аудитория Вопросы: 1. Восточные славяне и их соседи в древности (до VIII в. н. э.). 2. Образование Древнерусского государства, его политический и социально-экономический строй. 3. Древнерусское государство при Владимире I. Принятие христианства. 4. Культура Древнерусского государства. 5. Феодальная раздробленность Руси. История Владимиро- Суздальского княжества и Новгородской феодальной республики. 6. Борьба Руси в ХIII в. с иностранными завоевателями. Александр Невский. 7. Борьба Руси с татаро-монгольским владычеством. Возвышение Москвы. Куликовская битва. 8. Образование Московской Руси. Иван III. Свержение татаро-монгольского ига, его последствия. 9. Формирование централизованного Российского государства. Иван IV. Опричнина. 10. События «смутного времени» в истории России начала ХVII в. Борис Годунов. 11. Борьба русского народа против польско-литовской и шведской интервенции. Минин и Пожарский. 12. Расширение территории русского государства в ХVII в. Колонизация Сибири. 13. Централизация власти при первых царях династии Романовых. Соборное уложение 1649 г. 14. Русская культура и быт в ХVI –ХVII вв. 15. Церковная реформа и церковный раскол в ХVII в., его последствия. 16. Реформы Петра I и их историческое значение. 17. История России во второй половине ХVШ в. Екатерина II. 18. Крестьянская война 1773 – 1775 гг. и освободительная мысль в России в ХVIII в. А. Н. Радищев и Н. И. Новиков. 19. Развитие русской культуры в ХVIII в. 20. Россия в первой четверти ХIХ в. Отечественная война 1812 г. 21. История движения декабристов. Декабристы в Сибири. Память о декабристах в Иркутской области. 22. Социально-экономическое и политическое развитие России в предреформенный период (1825 – 1861 гг.). 23. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Сперанский и Сибирь. 24. Культура российского государства в первой половине ХIХ в. 25. Крымская война 1853 – 1856 гг. и ее последствия. Оборона Севастополя. 26. Отмена крепостного права в России. Реформы 70-х гг. ХIХ в., их значение в модернизации российского общества. 27. Социально-экономическое развитие страны и общественные движения в 70 – 90 гг. ХIХ в. 28. Развитие культуры во второй половине ХIХ в. в России, ее вклад в мировую культуру.
Модуль 2. История Отечества в ХХ – начале ХХI вв. (75 часов) Цель: развить у студентов интерес к историческим духовным, культурным, материальным, научным ценностям человеческого общества, стимулировать потребности к осмысленным оценкам исторических событий и фактов действительности. Задачи: познакомить студентов с особенностями истории России в ХХ – начале ХХI вв; -показать, что предшествовало ключевым событиям периода и какие последствия для государства они имели; -познакомить с выдающимися историческими личностями, их деятельностью; -указать на проблемные моменты истории XX - начала XXI вв., попытаться их проанализировать.
Требования к освоению модуля: - студенты должны знать ключевые события истории Российского и Советского государства в XX – начале XXI вв.; - студенты должны уметь работать с важнейшими историческими источниками XX вв.: материальными, письменными, изобразительными, фоническими. Уметь с ними работать, осмысливать их, анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения; - владеть навыками логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное мнение, свою точку зрения относительно исторических фактов, событий, действий. Основные понятия: многопартийная политическая система, революционный кризис, серебряный век русской культуры, двоевластие, восстание, государственный переворот, революция, Временное правительство, Временное революционное правительство, Директория, Предпарламент, Учредительное собрание, гражданская война, интервенция, красный террор, белый террор, новая экономическая политика, федерация, конфедерация, унитарное государство, концессия, индустриализация, коллективизация, политика сплошной коллективизации, режим личной власти Сталина, культурная революция, ГУЛАГ, превентивный удар, коренной перелом в ходе войны, страны – сателлиты, холодная война, потсдамская система международных отношений, идеологическая изоляция страны, мировая система социализма, социалистический лагерь, хрущевская оттепель, мирное сосуществование, основы индустриального общества, научно-техническая революция промышленный переворот, реабилитация, военно-стратегический паритет, субъективизм и волюнтаризм Н. С. Хрущева, десталинизация, теория конвергенции, стагнация, теневая экономика, советский народ, развитой социализм, курс на ускорение социально-экономического развития страны, перестройка, гласность, новое политическое мышление, путч, политический кризис, монетаризм, приватизация, федерация, субъект федерации, нация, этнос, правовое государство, гражданское общество, стабилизация, Государственная Дума, СНГ, Законодательное собрание, Совет федераций, местное самоуправление. УЭ.2.1. Россия в начале ХХ в. (7 часов) Цель: раскрыть проблемы и противоречия, назревшие в России в начале XX в., в результате которых произошла революция 1905-1907 гг., её итоги. Лекция (2 часа) Россия в начале ХХ в. Итоги первого этапа индустриализации России. Монополизация экономики. Сдвиги в социальной структуре населения: рост городских слоев, промышленных рабочих. Политический и государственный строй, национальная политика, ее противоречия. Назревание в стране революционного кризиса. Рост либерального движения. Возникновение партии эсеров (ПСР). Раскол РСДРП. Подъем рабочего и крестьянского движений. Консолидация консервативных сил. С. Ю. Витте. Кризис тактики реформ. Последствия русско-японской войны для внутриполитического положения в России. Революция 1905 – 1907 гг. в России. Начало революции. Кровавое воскресенье. Г. А. Гапон. Основные лозунги революционных сил. Развитие революции осенью 1905 г. Манифест 17 октября. Образование партий октябристов и кадетов. Декабрьское вооруженное восстание в Москве. Революционные выступления железнодорожников. Конец революции, ее итоги. начало российского парламентаризма. Вторая Государственная Дума. Переворот 3 июня 1907 г. Осуществление аграрной реформы Столыпина. Переселенческая политика, ее итоги. Итоги и значение реформ Столыпина. Политические партии: большевики. меньшевики, эсеры; кадеты, октябристы, их программы, тактика, думская деятельность. Начало нового экономического подъема. Особенности российского империализма. Развитие акционерного капитала. Российские банки. Рост кооперации. А. И. Чаянов, М. И. Туган -Барановский. Рост рабочего движения. Ленский расстрел. Четвертая Государственная Дума. Празднование 300-летия династии Романовых. Вступление России в первую мировую войну, ее цели. Отношение к войне различных общественно-политических сил. Нарастание политического кризиса в стране. «Прогрессивный блок». «Кризис верхов». Масонство. Распутинщина. Продовольственный кризис. Распределительная система. Рост антивоенных настроений. Революционное движение в армии. Война – трагедия народов России. Русская литература в начале ХХ в. Исторические условия развития культуры народов России. Демократизация системы образования. Развитие сети школ и училищ. Университеты и институты. Развитие естественных наук. Мировое значение открытий и изобретений И. П. Павлова, И. И. Мечникова, В. И. Вернадского, И. И. Сикорского, К. А. Тимирязева, Н. Е. Жуковского, Д. И. Менделеева. Идейные искания в философских и исторических науках. Книгоиздание, периодическая печать. Литература. Музыка, скульптура, архитектура, живопись. Многообразие идейных течений и направлений в художественной культуре. Русский «авангард». «Мир искусства». Мировое значение русской культуры серебряного века.
СРС (4 часа) 1.Составьте таблицу «Монополистические объединения в экономике России в начале XXв.»
2.Заполните таблицу «Политические партии России в начале XXв.»
3. а) Сделайте подсчет в процентах всех показателей по данным таблиц 3 и 4. б) Какой вывод модно сделать о хозяйственно-экономическом укладе России к началу XXв.? в) Исходя из классового распределения населения в стране, какие противоречия представляли наибольшую опасность?
Таблица 3 Распределение населения России по сфере производства (по данным переписи 1897г.) в %
Таблица 4 Распределение населения России по классовому положению в %
4. Таблица 5 Рост иностранных вложений капитала в акционерные предприятия России (по кН. Оль П.В. Иностранные капиталы в народном хозяйстве довоенной России. - Л, 1925.-С. 12-13).
1. Какие выводы можно сделать на основании данных таблиц? 2. Почему росла доля иностранного капитала в экономике России? 3. Какую роль играл иностранный капитал в экономике России? 5.Назовите основные события каждого этапа первой революции в России (1905-1907гг.)
6.Укажите события, происходящие в эти годы: 1. 1894-1917гг.- 1907-1912гг. 2. 1904-1905гг.- 1912-1917гг.- 3.1905-1907гг.- 7.Укажите событие, которое произошло в этом году: 1. 1902г.- 1905г. (октябрь)- 2. 1903г.- 1905г. (декабрь)- 3. 1905г. (май-июнь)- 1907г. (3 июня)- 4. 1905 г. (июнь)- 1914г. (1 августа)- 5. 1905г. (август)- 1915г. (август)- 8.Кому принадлежат данные изречения? 1.«Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». 2.«Несчастная война на десятки лет приблизила революцию». 9.Какому событию в истории русско-японской войны 1904-1905гг. посвящено стихотворение Е.М.Студенской «Варяг», которое начинается словами: «Наверх, о, товарищи, все по местам! Последний парад наступает!» Почему оно стало народной песней? 10. 1.Кто из русских писателей, участников русско-японской войны 1904-1905гг., написал в 1907г. книгу «На войне»? 2.Кто из русских художников погиб во время русско-японской войны 1904-1905гг.? 11.Составьте кроссворд «Исторические деятели России начала XX столетия»: Николай II, С.Ю.Витте, П.А.Столыпин, П.Н.Мильков, Г.В.Плеханов, В.И.Ульянов (Ленин), Л.Д.Бронштейн (Троцкий), Г.Е.Новых (Распутин), П.А.Брусилов, Л.Б. Розенфельд (Каменев), Г.Е.Радомысльский-Апфельбаум (Зиновьев), В.М.Чернов, А.И.Гучков, Зубатов, Гопонин и т.д. (список можно увеличить).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.219.131 (0.012 с.) |