Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Какие выводы по индукции можно сделать из следующих посылок. Какой вид индукции здесь используется.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ОБРАЗЦЫ РЕШЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Далее предлагается запись решения задач того типа, которые даны выше. Приступать к анализу этих записей следует лишь после того, как изучен, теоретический материал.
1. Содержание какого понятия богаче: "офицер" или "майор"? Решение:понятие "майор" видовое по отношению к родовому понятию "офицер", поэтому содержание понятия "майор" богаче содержания понятия "офицер".
2. Дайте полную логическую характеристику понятия "студент". Решение: "студент" – понятие конкретное, общее, нерегистрирующее, положительное, безотносительное, разделительное, определенное.
3. Подберите понятия, соподчиненные понятию "религия". Решение:соподчиненными данному понятию являются понятия "буддизм", "христианство", "ислам" и однопорядковые им. 4. Определите логические отношения между понятиями "погода", "снег", "дождь", "осадки", "ветер" и выразите эти отношения с помощью круговой схемы. Решение:
5. Проверьте правильность обобщения: "равносторонний треугольник – равноугольный треугольник – треугольник". Решение: обобщение неверное, так как первое понятие не является видовым по отношению ко второму, а равнозначно с ним. Нарушено требование к обобщению.
6. Заключено ли в суждении "Приговоры бывают обвинительными, оправдательными и справедливыми" деление понятия "приговоры"? Если да, то установите: вид деления, члены деления, основание деления. Если деление неправильное, то укажите, какие требования не соблюдены. Решение: Эта операция - деление понятия "приговоры". Вид деления – по видоизменению признака; члены деления – обвинительные приговоры", "оправдательные приговоры" и "справедливые приговоры". Деление неправильное, так оно производится не по одному основанию.
7. Является ли высказывание "Правильное мышление – это мышление, согласное с логикой" определением? Если определение неверное, то укажите, какие правила нарушены. Решение:Эта операция - определение, т.к. в определяющей части указываются существенные признаки. Определение неверное: допущена ошибка, называемая "круг в определении".
8. Определите качество и количество суждения "Стрелки, не сделавшие ни одного промаха, были зачислены в снайперы", распределенность в нем терминов. Выразите отношение между терминами с помощью круговой схемы. Решение:это суждение общеутвердительное. Субъект – "стрелки", предикат – "зачисление в снайперы". Субъект распределен, предикат не распределен.
9. Эквивалентны ли по своей логической форме суждения "Некоторые планеты не имеют атмосферы" и "Не все планеты имеют атмосферу"? Р е ш е н и е: первое суждение неопределенное частноотрицательное суждение, второе – определенное частноутвердительное суждение. Значит, по своей логической форме они неэквивалентны.
10. Могут ли быть одновременно истинными суждения "Каждое преступление является виновным деянием" и "Некоторые преступления являются виновными деяниями"? Р е ш е н и е: эти суждения могут быть одновременно истинными, так как первое из них – общеутвердительное суждение, а второе – подчиненное ему неопределенное частноутвердительное суждение.
11. Сделайте логический вывод, если это возможно, путем обращения и путем превращения суждения "Некоторые юристы – преподаватели правовых дисциплин в вузах". Р е ш е н и е: Исходное суждение – простое частноутвердительное, субъект и предикат суждения не распределены, отношение объемов терминов – перекрещивание. Следовательно, обращением исходного суждения будет суждение "некоторые преподаватели правовых дисциплин в вузах – юристы"; превращением исходного суждения будет суждение "некоторые юристы не являются не-преподавателями правовых дисциплин в вузах".
12. Сделайте логический вывод и проверьте правильность полученного силлогизма, если посылки его следующие: "Все предметы, имеющие форму шара, отбрасывают круглую тень. Этот предмет отбрасывает круглую тень". Р е ш е н и е: Определяем средний термин в посылках. Им является "отбрасывание круглой тени". Определяем фигуру силлогизма. Поскольку средний термин является предикатом в обеих посылках, данная фигура – вторая. Выбираем меньший и больший термины. Субъектом вывода будет "этот предмет", предикатом – "предметы, имеющие форму шара". Определяем количественно-качественную принадлежность посылок. Большая посылка (первое суждение) – общеутвердительное суждение; меньшая посылка (второе суждение) – единичное утвердительное суждение. Устанавливаем распределенность терминов в посылках. В большей посылке субъект распределен, а предикат – не распределен. В меньшей посылке субъект распределен, а предикат – не распределен. Анализ: поскольку средний термин не распределен ни в одной из посылок, нарушено общее правило выводов в простом категорическом силлогизме, согласно которому средний термин должен быть распределенным хотя бы в одной из посылок. Значит, вывод, хотя и возможен, но неопределенный. Вариант: нарушено специальное правило второй фигуры, согласно которому одна из посылок должна быть отрицательным суждением.
13. Определите логическую структуру умозаключения "Государство может быть или монархическим, или демократическим, или олигархическим. При первобытнообщинном строе не было ни монархического, ни олигархического государства". Если необходимо сделайте вывод. Проверьте правильность вывода. Р е ш е н и е: даны посылки разделительно-категорического умозаключения. Поскольку во второй посылке отрицается часть того, о чем говорится в первой посылке, это умозаключение построено по отрицающе-утверждающему модусу, согласно которому вывод должен быть утвердительным относительно оставшейся части содержания первой посылки, т.е. должно быть утверждение, что "при первобытнообщинном строе было демократическое государство". Вывод логически неопределенный, так как нарушено требование к данному модусу: в первой посылке множество вариантов, ее составляющее, должно быть закрытым (исчерпывающим).
14. Проверьте с помощью табличного метода правильность рассуждения: ((p Ú q) ® s) Ù (q Ù s)) ® (p ® (q Ú s)). Р е ш е н и е:
порядок решения 1 2 6 3 7 5 4
15. Подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя дедуктивную форму рассуждения. Тезис: "Смирнов обязан хорошо знать законы". Р е ш е н и е: а) записываем тезис: Смирнов обязан хорошо знать законы (Т); б) подбираем аргументы: Все сотрудники милиции обязаны хорошо знать законы (а-1), Смирнов является сотрудником милиции (а-2); в) строим демонстрацию в форме простого категорического силлогизма: а-1 - Все сотрудники милиции (М) обязаны хорошо знать законы (Р) а-2 - Смирнов (S) является сотрудником милиции (М) Т - Смирнов обязан хорошо знать законы; г) записываем схему: а-1 (М Р) а-2 (S M) T (S P) Демонстрацию можно построить в форме утверждающего модуса условно-категорического умозаключения.
16. К доказываемому обстоятельству "Выстрел произведен с близкого расстояния" подберите доказательство, затем постройте акт доказывания: а) как эквивалентный негативный однозначный, б) как разделительный позитивный однозначный: Р е ш е н и е: а) общая закономерность – "Если и только если налицо специфические следы, тогда выстрел произведен с близкого расстояния (Д «Т); доказательство – "специфические следы отсутствуют" (не-Д); доказываемое обстоятельство – "неверно, что выстрел произведен с близкого расстояния" (не-Т). Запись структуры: ((Д «Т) Ù не-Д) ® не-Т. б) общая закономерность – "выстрел может быть произведен либо с близкого расстояния, либо издалека. Если выстрел произведен с близкого расстояния, то он не может одновременно быть произведенным издалека" (Д Ú T); доказательство – "установлено, что выстрел произведен издалека" (Д); доказываемое обстоятельство – "выстрел не произведен с близкого расстояния" (не-Т). Запись структуры: ((Д Ú T) Ù Д)) ® не-Т.
17. Определите вид вопроса "Является ли данная геометрическая фигура квадратом?", его логическое строение, правильность. Если возможно, примените метод сведения исходного вопроса к доступным вспомогательным вопросам. Постройте правильный ответ. Р е ш е н и е: Этот вопрос принадлежит к уточняющим. Основная часть – данная геометрическая фигура, искомая часть – квадрат. Вопрос логически правильный по форме и по предпосылкам. Если вопрос недоступен, то ключевым словом в исходном вопросе будет слово "квадрат". а) Дадим определение квадрату как прямоугольнику с равными сторонами. б) На основе определяющих терминов образуем вспомогательные вопросы: "Является ли данная фигура прямоугольником?" и "Равны ли у этой фигуры стороны?" в) Ответы на данные вспомогательные вопросы требуют проведения измерений углов и сторон данной геометрической фигуры, т.е. не имеют логического характера. Если эти вопросы оказались доступными для ответа, то можно приступать к построению ответа. г) Установлено, что данная фигура имеет прямые углы и равные стороны. Тогда следует признать, что данная геометрическая фигура подпадает под определение квадрата. Правильный ответ – "Да, является". Контрольная работа
Задание 1. Содержание какого понятия богаче в каждой из следующих пар понятий? а) Шпионаж. Государственное преступление. б) Следователь. Юрист.
Задание 2. Дайте полную логическую характеристику следующих понятий: а) Адвокат. б) Предварительное заключение.
Задание 3. Подберите понятия, соподчиненные данным: а) Наказание. б) Устав.
Задание 4. Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговой схемы: Закон. Законность. Свод законов. Уголовный кодекс. Конституция России.
Задание 5. Проверьте правильность следующих обобщений: а) Криминология – юридическая наука – наука. б) Одиночный выстрел – выстрел – залп.
Задание 6. Ограничьте содержание следующих понятий: а) Право. б) Терроризм.
Задание 7. Заключено ли в следующих примерах деление понятий? В делениях установите: вид деления, делимое понятие, члены деления. Если деление неправильное, то укажите, какие требования не соблюдены: а) Преступления делятся на умышленные, неосторожные и должностные. б) Уголовный кодекс делится на Общую и Особенную части.
Задание 8. Являются ли следующие высказывания определениями? Если определение неверное, то укажите, какие правила нарушены: а) Правонарушение – это общественно опасное деяние. б) Арендатор есть человек, получающий за определенную плату землю во временное пользование. Задание 9. Определите качество и количество следующих суждений, распределенность терминов в них. Выразите отношение между терминами с помощью круговых схем: а) Большинство сотрудников районного народного суда имеют высшее образова- ние. б) Не все то преступно, что вредно.
Задание 10. Определите вид и логическое строение следующих суждений; сделайте символическую запись суждений: а) Нормы права имеют принудительный характер. Свидетель К. является родственником потерпевшего.
Задание 11. Эквивалентны ли по своей логической форме следующие суждения? а) Не все преступления раскрываются "по горячим следам". – Некоторые преступления не раскрываются "по горячим следам". б) Все преступления не остаются нераскрытыми. – Ни одно преступление не остается нераскрытым.
Задание 12. Могут ли быть одновременно истинными суждения в следующих парах? а) Некоторые органы государственной власти имеют право издавать законы. – Некоторые органы государственной власти имеют право издавать приказы и инструкции. б) Не каждый орган государства имеет полномочия на издание нормативных актов. – Все органы государства имеют полномочия на издание нормативных актов.
Задание 13. Составьте символическую запись следующих сложных суждений: а) Если рассмотренная в судебном заседании совокупность доказательств не убедила судей в виновности или невиновности подсудимого, то ими может быть принято решение об отправлении этого дела на доследование. б) Уголовное наказание заключается в ограничении или лишении осужденного определенных прав.
Задание 14. Требование каких формально-логических законов выражено в следующих высказываниях? а) Неправильным применением уголовного закона являются: 1)неприменение судом закона, который подлежал применению; 2)применение закона, не подлежащего изменению; 3)неправильное истолкование закона, противоречащее его точному смыслу. б) Брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными.
Задание 15. Сделайте логический вывод, если это возможно, путем обращения и путем превращения каждого из следующих суждений: а) Многие участники Великой Отечественной войны награждены боевыми наградами. б) Некоторые лица, совершившие преступления, не могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Задание 16. Определите термины, большую и меньшую посылки, заключение; укажите фигуру и модус силлогизма. Правильно ли сделано заключение? а) Лица, совершившие хулиганский поступок, привлекаются к уголовной ответственности. Однако, гражданин Н. Не может быть привлечен к уголовной ответственности, так как он хулиганского поступка не совершал. б) Статья 214 УК РФ распространяется на лиц, совершающих акты вандализма. Гражданин К. акта вандализма не совершал. Следовательно, на него указанная статья УК РФ не распространяется. Задание 17. Сделайте логический вывод и проверьте правильность полученного силлогизма: а) Лица, занимающиеся изготовлением и сбытом наркотиков, совершают преступление. Гражданин К. изготовлением и сбытом наркотиков не занимался. Следовательно… б) Лица, виновные в организации вооруженного мятежа, привлекаются к уголовной ответственности по статье 279 УК РФ. Гражданин Б. привлекается к уголовной ответственности именно по данной статье. Значит… Задание 18. Определите логическую структуру следующих умозаключений; если необходимо, сделайте вывод. Проверьте его правильность: а) Приговор суда может быть обвинительным или отрицательным. Приговор суда по делу гражданина Р. является обвинительным. б) Потерпевшим признается лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. Установлено, что данным преступлением потерпевшему не причинено имущественного вреда.
Задание 19. Проверьте с помощью табличного метода правильность следующих рассуждений: а) (р ® (q ® s)) ® ((~р Ù q) ® ~s) б ) (р Ú ~q) ® с) ® ((р ® ~с) Ù (q ® с)
Задание 20. Подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя дедуктивную форму обоснования: Лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит иной состав преступления (ст. 31 УК РФ).
Задание 21. Определите вид вопроса, его логическое строение, правильность. Если возможно, примените метод сведения исходного вопроса к доступным вспомогательным вопросам. Постройте правильный ответ: а) Почему занятия спортом способствуют правильному логическому мышлению? б) Если вывод получился достоверным, получен ли он посредством индуктивного рассуждения?
Рубежная контрольная работа для заочников (состоит из: «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1» и «домашнего задания 2») 1.Определите логические отношения между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем. Образец: Самолет,вертолёт,гидроплан, реактивный двигатель, летательный аппарат. Рис.1: Схема отношения объёмов указанных понятий: а – самолет b – вертолет с – реактивный самолет d – реактивный двигатель е – летательный аппарат 1. Областной суд, городской суд, районный суд, суд Линча. 2. Ученый, археолог, историк, доктор исторических наук. 3. Мужчина, отец, сын, внук. 4. Наказуемое деяние, преступление, оскорбление, оскорбление словом, хулиганство. 5. Прямоугольник, ромб, квадрат, «Черный квадрат» Малевича. 2.: Дайте характеристику (укажите вид, состав, правильность) следующих классификаций. 1. Глина бывает коричневой, желтой, белой, красной, серой, черной. Чаще всего встречается светло-коричневая глина. 2. Полезные ископаемые делятся на следующие виды: каменный уголь, нефть, горючий газ, торф, железная руда, гранит, глина, песок, известняки. 3. На земном шаре шесть материков: Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида. 3.Установите, являются ли приведенные ниже определения корректными, а если нет, укажите, какие правила нарушены. Образец: Жизнь есть сумма жизненных функций. Определение некорректное. Ошибка: круг в определении. 1. Виктор Гюго – французский писатель, написавший роман «Собор Парижской богоматери». 2. Квадрат – прямоугольник с равными сторонами. 3. Жидкость есть то, что может быть вылито. 4. Солдат есть храбрый человек, который готов умереть за свое отечество. 5. Лев есть царь зверей. 4.Попробуйте дать определение через родовое и видовое отличие следующим понятиям: Образец: Студент – учащийся (род) высшего учебного заведения (видовое отличие). Преступление, остров, Луна, лед, озеро, лошадь, вертолет, роза. 5.Определите тип суждения и сформулируйте все суждения остальных типов с теми же субъектом и предикатом. Образец: Все студенты изучают логику(А) Ни один студент не изучает логику (Е) Некоторые студенты изучают логику (I). Некоторые студенты не изучают логику (О). 1. Некоторые бактерии вредны. 2. Все пошли за ним. 3. Ни одно пресмыкающееся не пернато. 4. Ни одна книга не содержит стилистических ошибок. 5. Не многие знают сами себя. 6.Определите вид сложного суждения и выразите его в формуле. Образец: Если вчера лил дождь (А), то сегодня солнечная погода (В). Сложное импликативное суждение А® В 1. Работа по завершению строительства завода будет выполнена в назначенный срок тогда и только тогда, когда все необходимые строительные материалы поставщики завезут заранее. 2. Посевная пройдет успешно, если вовремя будут отремонтированы сельскохозяйственные машины, подвезены необходимые материалы, зерно и горючее. 3. Если вы твердо уверены, что ваши аргументы убедительнее, но ваш коллега, стоящий на той же ступеньке служебной лестницы, не хочет этого замечать, то избегайте призывать на помощь вашего начальника. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 2 по логике 1.Проведите полный анализ структуры силлогизма (определите термины, фигуру, модус, проверьте правильность). Образец: Все сотрудники шестого отдела (М) были под колпаком у Мюллера (Р). Штирлиц (S) был сотрудником шестого отдела (М). Значит, он (S) был под колпаком у Мюллера (Р). Силлогизм построен по первой фигуре. Большая посылка – общеутвердительное суждение (А). Меньшая посылка – общеутвердительное суждение (А). Вывод – общеутвердительное суждение (А). Модус силлогизма ААА соответствует первой фигуре, следовательно, силлогизм правильный. 1. Ни один сотрудник шестого отдела не был уверен, что за ним не следят люди из гестапо. Мюллер не был сотрудником шестого отдела. Значит, он был уверен, что за ним не следят люди гестапо. 2. Каждый, кто был знаком с принципами работы гестапо, знал, что гестапо следит за всеми сотрудниками РХСА. Штирлиц знал, что гестапо следит за всеми сотрудниками РХСА. Значит, он был знаком с принципами работы гестапо. 3. Некоторые из людей Шелленберга работали на Мюллера. При этом большинство из тех, кто работал на Мюллера, не доверяли друг другу. Это значит, что некоторые люди Шелленберга не доверяли друг другу. 2.Завершите силлогизм и(или) проверьте его правильность. Образец: Ни одно млекопитающее (Р) не дышит жабрами (М). Акула (S) дышит жабрами (М). Следовательно,…акула (S) не млекопитающее (Р). Силлогизм построен по второй фигуре. Большая посылка – суждение типа Е. Меньшая посылка – суждение типа А. Вывод: суждение типа Е. Модус силлогизма ЕАЕ соответствует правилам второй фигуры, следовательно, силлогизм правильный. 1. Все люди ошибаются, все короли – люди, следовательно… 2. Платина есть металл, а все металлы соединяются с кислородом, а, следовательно… 3. Некоторые люди обладают способностью к быстрому счету. Некоторые люди – математики. Следовательно, некоторые математики обладают способностью к быстрому счету. 3.Определите, что пропущено в следующих энтимемах Образец: Роман «Война и мир» – великое произведение, так как он написан Л.Н. Толстым. Пропущена посылка «Все произведения, написанные Л.Н. Толстым – великие произведения». 1. Некоторые книги вредны, так как все бесполезное вредно. 2. Если он не похищал эту вещь, зачем он её спрятал? 3. Эта задача не разрешима, поэтому её не решил ни один математик. 4.Установите корректность следующих условно-категорических умозаключений. Образец: Если вода нагревается, то она испаряется. Вода нагревается. Следовательно,…вода испаряется. Выражаем условную посылку в символической форме А ® В. Выражаем категорическую посылку в символической форме А. Выражаем заключение в символической форме В. Структурная схема силлогизма А ® В А В Полученный модус является правильным, следовательно, данный условно-категорический силлогизм корректен. 1. Если хорошо обработать поле, то посевы не будут страдать от засухи. Это поле хорошо обработано. Следовательно… 2. Если на поле стоит пугало, то сторож спит спокойно. Сторож спит спокойно, следовательно… 3. Если у человека отнять последнюю надежду, то он падает духом. Н. пал духом, следовательно… 5.Определите корректность разделительно-категорических умозаключений. Образец: Фирмы бывают производственные или торговые. Фирма занимается производством. Следовательно, она не торговая. Умозаключение некорректно, так как разделительная посылка не является исключающей альтернативы. Фирмы могут быть производственно-торговыми. 1. Это лекарство или полезно, или вредно, или бесполезно. Оно полезно. Следовательно… 2. Это действие или похвально, или постыдно, или нравственно или безразлично. Оно не похвально и не постыдно. Следовательно… 3. Путь кометы есть эллипс, или парабола, или гипербола. Путь данной кометы не может быть параболой или гиперболой. Следовательно… 6.Найдите тезис, аргументы, укажите способ доказательства: 1. «Страсти вводят нас в заблуждение, так как они сосредоточивают все наше внимание на одной стороне рассматриваемого предмета и не дают нам возможности исследовать его всесторонне» (К. Гельвеций). 2. «Смерть для человека — ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем» (Эпикур). 3. «Назойлив только глупец; умный человек сразу чувствует, приятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он — лишний» (Ж. Лабрюйер). 6.Определите, какие правила доказательства нарушены в следующем разговоре Алисы и Чеширского Кота: «Вон там, — сказал Кот и махнул правой лапой, — живет Болванщик. А там, — и он махнул левой, — Мартовский Заяц. Все равно, к кому ты пойдешь. Оба не в своем уме. На что мне безумцы? — сказала Алиса. Ничего не поделаешь, — возразил Кот. — Все мы здесь не в своем уме — и ты, и я. Откуда Вы знаете, что я не своем уме? — спросила Алиса. Конечно, не в своем, — ответил Кот. — Иначе как бы ты здесь оказалась? Довод этот показался Алисе не совсем убедительным, но она не стала спорить, а только спросила: А откуда Вы знаете, что Вы не своем уме? Начнем с того, что пес в своем уме. Согласна? Допустим, — согласилась Алиса. Дальше, — сказал Кот. — Пес ворчит, когда сердится, а когда доволен, виляет хвостом. Ну, а я ворчу, когда доволен, и виляю хвостом, когда сержусь. Следовательно, я не в своем уме» (Льюис Кэрролл «Алиса в Стране Чудес»). [12. с. 346] Тесты
1. Логика возникла … a) в Древнем Китае b) в Древней Греции c) в Древней Индии : b) 2. Основоположником логики был … a) Будда b) Конфуций C)Аристотель : с) 3. Логика является наукой о правильном … a) мышлении b) понимании c) чувстве 4. Знаковая система, с помощью которой фиксируется, хранится, обрабатывается и передаётся информация, называется … a) языком b) алфавитом c) тезаурусом 5. Язык, возникающий спонтанно в процессе развития человека как необходимое средство общения и познания, называется … языком a) искусственным b) естественным c) натуральным 6. Язык, который создаётся человеком для каких-либо определённых целей, называется … языком a) современным b) искусственным c) научным 7. Искусственный язык, дающий возможность выразить логическую структуру некоторого выражения естественного языка, называется … a) языком математики b) языком логики высказываний c) языком программирования 8. Понятие, отражающее признаки отдельных предметов или некоторых их классов, называется … a) предметным b) реальным c) конкретным 9. Понятие, обобщающее отдельные свойства, стороны или отношения предметов, называется … a) абстрактным b) нереальным c) иллюзорным 10. Понятие, указывающее на наличие у предмета того или иного качества или отношения, называется … a) качественным b) положительным c) существенным 11. Понятие, указывающее на отсутствие у предмета некоторого качества или отношения, называется … a) нулевым b) пустым c) отрицательным 12. Понятие, содержание которого представляет собой наличие или отсутствие отношения мыслимого в нём предмета к некоему другому предмету, называется … a) относительным b) релевантным c) турбулентным 13. Понятие, содержание которого не связано каким-либо отношением, где мыслимые предметы (признаки) существуют вполне самостоятельно, независимо от других предметов (свойств), называется … a) независимым b) безотносительным c) суверенным 14. Понятие, объём которого не содержит никаких элементов, называется … a) порожним b) бесхозным c) пустым 15. Понятие, в котором группа однородных предметов мыслится как единое целое, называется … a) собирательным b) коллекционным c) коллективным 16. Понятие, элементами которого являются отдельные предметы, свойства, отношения, к каждому из которых относится данное понятие, называется … a) индивидуальным b) несобирательным c) единоличным 17. Понятия, объёмы которых имеют такое отношение, что каждый элемент одного из них является одновременно элементом другого, но не всякий элемент последнего является элементом первого, называются … a) равновеликими b) включёнными c) подчинёнными 18. Логическая операция, при которой производится многоступенчатое, разветвлённое деление объёма некоторого понятия, где каждая выделенная группа элементов имеет своё постоянное, вполне определённое место, называется … a) классификацией b) типологией c) фальсификацией 19. Классификация, которая проводится по существенным признакам, называется … a) натуральной b) естественной c) природной 20. Классификация, которая проводится по несущественным признакам, называется … a) ненатуральной b) вымышленной c) искусственной 21. Мыслительная операция, при которой осуществляется переход от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом, называется … a) обобщением понятия b) определением понятия c) элиминацией понятия 22. Мыслительная операция, с помощью которой переходят от понятия с большим объёмом к понятию с меньшим объёмом, называется … a) усечением понятия b) ограничением понятия c) поползновением понятия 23. Определение, при котором устанавливаются сначала признаки, позволяющие отнести тот или иной объект (класс объектов) к некоторому родовому понятию, а затем указать его специфические признаки (видовые отличия), называется … a) индуктивным определением b) рекурсивным определением c) определением через ближайший род и видовое отличие 24. Определение, где в качестве специфических отличительных признаков выступает способ происхождения или образования, конструирования предмета, называется … a) генетическим b) синергетическим c) синтетическим 25. Определение значения слов или словосочетаний, соответствующих тем или иным предметам, свойствам, отношениям, действиям и т. п., путём их непосредственного показа называется … a) доказательным b) остенсивным c) демонстрационным 26. Приём, состоящий в указании чего-то существенно общего у предметов, о которых идёт речь, и у предметов, которые берутся для сопоставления, называется … a) экспликацией b) объяснением c) сравнением 27. Приём, с помощью которого путём перечисления внешних черт предмета отличают его от других предметов, называется … a) описанием b) референцией c) манипуляцией 28. Приём, при котором перечисляются лишь некоторые внутренние, существенные черты человека, явления, предмета, называется … a) документацией b) характеристикой c) инструкцией 29. Способ связи составных частей какого-либо определённого содержания конкретной мысли, выраженный специфическим для логики языком символов, называется … a) внешней формой b) внутренней формой c) логической формой 30. Суждения, в которых указывается на наличие или отсутствие у предметов каких-либо свойств, состояний, видов деятельности и т. п., называются … a) атрибутивными b) агрессивными c) автономными 31. Суждения, в которых утверждается или отрицается существование некоторого материального или идеального объекта, называются … a) энумеративными b) экзистенциальными c) элиминативными 32. Суждения, в которых говорится о каких-либо отношениях между предметами, называются … a) суждениями с отрицанием b) суждениями с выходом c) суждениями с отношениями 33. Суждение, предметом мысли которого является единичный объект, в объём субъекта которого входит лишь один элемент, называется … a) единичным b) точечным c) ущербным 34. Суждение, в котором речь идёт о части предметов, мыслимых в субъекте, называется … a) сингулярным b) частным c) частотным 35. Суждение, в котором речь идёт обо всём классе предметов, мыслимых в субъекте, называется … a) насыщенным b) полным c) общим 36. Суждение, имеющее утвердительную связку («есть», «суть» и т. п.) между субъектом и предикатом, называется … a) утвердительным b) положительным c) заявительным 37. Суждение, имеющее отрицательную связку («не есть», «не суть» и т. п.) между субъектом и предикатом, называется … a) неприемлемым b) отрицательным c) ругательным 38. Умозаключение, в котором из истинных посылок с необходимостью следует истинный вывод, называется … a) традуктивным b) активным c) дедуктивным 39. Умозаключение, имеющее такие связи между посылками, которые не гарантируют истинности заключения при истинных посылках, называется … a) недедуктивным b) неактивным c) плохим 40. Правила, распространяющиеся на все фигуры силлогизма, называются … a) универсальными правилами силлогизма b) общими правилами силлогизма c) генеральными правилами силлогизма 41. Сокращённый категорический силлогизм, в котором пропущена одна из посылок или отсутствует заключение, называется … a) параболой b) пародонтозом c) энтимемой 42. Сложный силлогизм, состоящий из двух или более простых категорических силлогизмов, связанных между собой таким образом, что заключение каждого предыдущего силлогизма становится посылкой другого силлогизма, называется … a) полисиллогизмом b) полимером c) полихлорвинилом 43. Сокращённый полисиллогизм, в котором пропущены заключение предшествующих силлогизмов и одна из посылок последующего силлогизма, называется … a) соросом b) соритом c) болидом 44. Сокращённый и одновременно сложный силлогизм, посылки которого представляют собой энтимемы, называется … a) элладой b) евгеникой c) эпихейремой 45. Логическая процедура, направленная на раскрытие объёма понятия, называется … a) определением b) делением c) распределением 46. Вид деления, при котором изменение признака, являющегося основанием деления, приводит к образованию видовых понятий, называется делением … a) по случаю b) по необходимости c) по видоизменению признака 47. Вид деления, при котором объём делимого понятия разбивается на две части, представленные противоречащими понятиями, называется …. делением a) дизъюнктивным b) дихотомическим c) динамическим d) доказательством 48. Понятие, объём которого состоит из одного предмета, называется …. понятием a) эксклюзивным b) эгоистичным c) единичным 49. Суждение, в котором констатируется наличие или отсутствие у некоторого объекта определённого свойства, называется … суждением a) категорическим b) синтетическим c) антропологическим 50. Исходное, принимаемое без доказательства положение какой-либо теории, лежащее в основе доказательства других её положений, называется … a) постулатом b) аксиомой c) теоремой 51. Способ построения научной теории, при котором какие-либо положения теории избираются в качестве исходных, а все остальные её положения выводятся из них чисто логическим путём, посредством доказательства, называется … a) методом проб и ошибок b) методо
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.129.8 (0.012 с.) |