Аттестационные педагогические измерительные материалы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аттестационные педагогические измерительные материалы



по дисциплине «Логика» (курс 1, семестр 1)

1.Цели и задачи:

- проверить остаточные знания в соответствии с требованиями ГОС

2. Принципы составления заданий:

a. фундаментальность

b. профессиональная направленность

c. междисциплинарность

3. Краткое описание уровней выполнения задания:

1 уровень – узнавание, распознавание

2. уровень – уровень репродуктивного воспроизведения (задание по типовому плану, знакомому алгоритму, проверка базовых умений)

3 уровень – продуктивное воспроизведение (творческие задания)

4. Число контрольных заданий 1 и 2 уровня не менее 3 (число тестовых заданий каждого уровня не менее 5)

5. Ключи к тестам (ответы)

6. Критерий оценки: по 5 – бальной шкале

Первый уровень

1. Определите, какие из перечисленных понятий являются абстрактными, а какие конкретными:

«квадрат», «скорость», «ученость», «мысль».

1. Все понятия конкретные, абстрактных нет.

2. Все понятия абстрактные, конкретных нет.

3. Квадрат, мысль - конкретные; скорость, ученость – абстрактные.

4. Квадрат, скорость – конкретные; ученость, мысль – абстрактные.

Ответ: 2.

Какие из перечисленных понятий являются единичными?

«Единичное понятие».

«Белизна».

«Вселенная».

«Вечный двигатель».

1. Все перечисленные понятия единичны.

2. Ни одно из перечисленных понятий на является единичным.

3. «Вселенная». «Вечный двигатель».

4. «Единичное понятие». «Белизна».

5. «Вселенная».

Ответ: 5.

3. Есть ли в приведенных примерах случаи деления объема понятия?

1. Год делится на 12 месяцев.

2. Университет состоит из факультетов.

3. Метр делится на сантиметры.

4. Животные делятся на позвоночных и беспозвоночных.

5. Дивизия делится на полки.

Ответ: 4.

4. Определите предикат в суждениях: «Мысль – начало всего». (Л.Н. Толстой)

1.Мысль.

2. Начало.

3. Всего.

4. –

5. Начало всего.

Ответ: 5.

 

Второй уровень

1. Соблюдены ли правила деления? Если нет, то какая ошибка допущена?

«Леса делятся на лиственные и хвойные».

 

1. Ошибки нет, логические правила деления соблюдены.

2. Скачок в делении.

3. Члены деления не исключают друг друга.

4.Неполное деление.

5. Деление с лишним членом.

Ответ: 4.

2. Установите количество суждения: «Приятно следовать внушениям совести» (О. Бальзак).

1.Общее суждение.

2. Конкретное суждение.

3. Утвердительное суждение.

4.Единичное суждение

5.Частное суждение.

Ответ: 1.

3. Вор не хочет приобрести дурного. Приобретение хорошего – дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.

1. Тождество.

2. Противоречие.

3. Исключенного третьего.

4. Достаточного основания.

5. Всех перечисленных законов.

Ответ: 1.

4. Требование какого логического закона нарушено в рассуждении: «В этой курсовой работе не раскрыто основное содержание темы, но она все же заслуживает хорошей оценки».

  1. Тождества
  2. Противоречия.
  3. Исключенного третьего
  4. Достаточного основания.
  5. Всех перечисленных законов.

Ответ: 2.

УРОВЕНЬ ТРЕТИЙ

1. Определите метод, с помощью которого были получены следующие заключения: «Исследовалось влияние небольших доз алкоголя на точность стрельбы из винтовки на 250 м лежа, десятью патронами, без ограничения времени. Будучи трезвыми, стрелки поразили мишень 86 процентами пуль, 14% пуль попало в щиты. После употребления алкоголя в мишень послано 20% пуль, в щиты – 34%, а 46% не попало и в щиты».

1. Метод сходства.

2. Метод различия.

3. Метод остатков.

4. Метод сопутствующих изменений.

Ответ: 4.

2. Определите вид доказательства: «Человек с рассудком обладает волею. Человек без рассудка – человек без воли. Кто не обладает умом, того другие обманывают, ослепляют, эксплуатируют. Только тот, кто мыслит, свободен и самостоятелен». (Л. Фейхтвангер).

1. Апагогическое.

2. Прямое.

3. Демонстрация.

4. Тезис.

Ответ: 1.

3. Определите ошибку в доказательстве: «Конечно, это - пьяница: взгляните только, какой у него нос».

1. Логической ошибки нет.

2. Основное заблуждение.

3. Предвосхищение основания.

4. Круг в доказательстве.

5. Аргумент к публике.

Ответ: 3.

4. Назовите посылку, пропущенную в данной энтимеме: «Людишки без воли – трусы, а раз трус – значит, слабый» (И. П. Павлов).

 

1. Людишки всего боятся.

2. Трус не играет в хоккей.

3. Слабость свойственна лидерам.

4. Воля свойственна лидерам.

5. Людишки без воли слабы.

Ответ: 5.


ТЕСТЫ ПО КУРСУ «ЛОГИКА»

Итоговый контроль

Предложенные тесты содержат 30 заданий. Если количество правильных ответов менее 15, то уровень знаний у студента неудовлетворительный; 15-19 правильных ответов отражают знания студента, соответствующие оценке «удовлетворительно»; 20 –24 – «хорошо» и 25 - 30 – «отлично».

Предмет и значение логики

К каким дескриптивным терминам относятся выражения?

«Базар житейской суеты»; «Акционерное общество»

Ответ:

1. Имена.

2. Предикаторы.

6. Предложения.

7. Логические союзы.

8. Кванторы.

: имена.

 

К каким дескриптивным терминам относятся выражения?

«Старайся и в горькие минуты сохранять присутствие духа» (Гораций).

«Оставь любопытство толпе и будь заодно с гением». (А.С. Пушкин).

Ответ:

1. Имена.

2. Предикаторы.

3. Предложения.

4. Логические союзы.

5. Кванторы.

: предложения.

К каким дескриптивным терминам относятся выражения?

«Конкуренция – свойство товарного производства».

1. Ответ:

2. Имена.

3. Предикаторы.

4. Предложения

5. Логические союзы.

6. Кванторы.

: предложения.


1.4. При помощи каких логических союзов образовано сложное высказывание?

«Если взялся за дело, нужно сделать все, чтобы довести его до конца» (Гарднер).

Ответ:

1. Конъюнкция.

2. Нестрогая дизъюнкция.

3. Строгая дизъюнкция.

4. Простая импликация.

5. Эквиваленция.

: импликация.

 

1.6. При помощи каких логических союзов образовано сложное высказывание?

«Природа уличает скептиков, рассудок уличает догматиков» (Паскаль).

Ответ:

1. Конъюнкция.

2. Нестрогая дизъюнкция.

3. Строгая дизъюнкция.

4. Простая импликация.

5. Двойная импликация.

: конъюнкция.

Понятие

2.1.Определите, какие из перечисленных понятий являются абстрактными, а какие конкретными:

«менеджер», «мобильный», «ученость», «деловитость».

Ответ:

1. Все понятия конкретные, абстрактных нет.

2. Все понятия абстрактные, конкретных нет.

3. Менеджер, деловитость - конкретные;

4. Мобильный, ученость – абстрактные.

5. Менеджер, мобильный – конкретные; ученость, деловитость – абстрактные.

: медеджер, мобильный – конкретные; учёность, деловитость – абстрактные.

2.2. Соблюдены ли правила деления? Если нет, то какая ошибка допущена?

«Леса делятся на лиственные и хвойные».

Ответ:

1. Ошибки нет, логические правила деления соблюдены.

2. Скачок в делении.

3. Члены деления не исключают друг друга.

6. Неполное деление.

7. Деление с лишними членами.

: члены деления не исключают друг друга.


2.3.Как называется форма мышления, которая является результатом обобщения предметов по ряду признаков?

Ответ:

1. Суждение.

2. Понятие.

3. Умозаключение.

4. Восприятие.

5. Представление.

: понятие.

2.4. Как называется множество признаков, по которым предметы обобщаются и выделяются в понятии?

Ответ:

6. Содержание.

1. Объем.

2. Форма.

3. Сущность.

4. Явление.

: содержание.

6.5. Как называется определение понятия, в котором в качестве отличительных признаков указывается способ образования предмета?

Ответ:

1. Аксиоматическое.

2. Генетическое.

3. Контекстуальное.

4. Номинальное.

5. Остенсивное.

: генетическое.

6.6. В каком отношении находятся два понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, но не совпадает с ним?

Ответ:

1. Равнозначность.

2. Перекрещивание.

3. Подчинение.

4. Соподчинение.

5. Противоречие.

: подчинение.

3. Суждение

3.1. Установите количество суждения: «Приятно следовать внушениям совести» (О. Бальзак).

Ответ:

1 Общее суждение.

2 Конкретное суждение.

3 Утвердительное суждение.

4 Единичное суждение

5 Частное суждение.

: общее суждение.


3.2.Определите предикат в простом суждении:

«Мысль – начало всего» (Л.Н. Толстой).

Ответ:

 

1. Мысль.

2. Начало.

3. Начало всего.

4. Всего.

: начало всего.

3.3.Как называется сложное суждение, которое истинно только в случае одинакового истинного значения суждений, его составляющих?

Ответ:

1. Конъюнктивное.

2. Дизъюнктивное.

3. Импликативное.

4. Отрицательное.

5. Эквивалентное.

: конъюнктивное

Основные законы логики

4.1.Требование какого логического закона нарушено в рассуждении: «В этой курсовой работе не раскрыто основное содержание темы, но она все же заслуживает хорошей оценки».

Ответ:

1. Тождества.

2. Противоречия.

3. Исключенного третьего.

4. Достаточного основания.

5. Всех перечисленных законов.

: закон противоречия.

4.2.Требование какого логического закона нарушено в следующем рассуждении? «Один только и есть порядочный человек: прокурор. Да и тот, если сказать правду, свинья». (Н.В. Гоголь).

Ответ:

Закон тождества.

1. Все законы традиционной логики.

2. Закон противоречия

3. Закон исключенного третьего.

4. Закон достаточного основания.

: закон противоречия.


5. Умозаключение

5.1. Назовите посылку, пропущенную в данной энтимеме: «Людишки без воли – трусы, а раз трус – значит, слабый» (И.П. Павлов).

Ответ:

1. Людишки всего боятся.

2. Трус не играет в хоккей.

3. Слабость свойственна лидерам.

4. Воля свойственна лидерам.

5. Людишки без воли слабы.

: людишки без воли слабы.

5.2. Обладает ли приведенная аналогия достаточной степенью вероятности? «И. Кеплер писал, что Земля подобно человеку имеет внутреннюю теплоту, в этом убеждает нас вулканическая деятельность. Соответственно сосудам живого тела на Земле имеются реки. Существует еще ряд соответствий. Но человек одушевлен. Следовательно, по мнению И. Кеплера, Земля тоже имеет душу». (Ф. Розенберг. История физики).

Ответ:

1. Степень вероятности аналогии достаточна.

2. Нет, т.к. сходные признаки несущественны.

3. Нет, т.к. мало общих признаков.

4. Нет, т.к. общие признаки не имеют разностороннего характера.

5. Да. Сходные признаки существенны.

: нет, т.к. сходные признаки несущественны.

5.3.Определите метод, с помощью которого были получены следующие заключения: «Исследовалось влияние небольших доз алкоголя на точность стрельбы из винтовки на 250 м лежа, десятью патронами, без ограничения времени. Будучи трезвыми, стрелки поразили мишень 86 процентами пуль, 14% пуль попало в щиты. После употребления алкоголя в мишень послано 20 % пуль, в щиты – 34%, а 46 % не попало и в щиты».

Ответ:

1. Метод сходства.

2. Метод различия.

3. Метод остатков.

4. Метод сопутствующих изменений.

5. Метод исключения.

: метод остатков.

5.4.Определите тип умозаключения: «Волосатая грудь и волосатый живот – признак непостоянства и опрометчивых решений. Таких людей можно уподобить птицам».

Ответ:

1. Дедуктивное.

2. Противопоставление предикату.

3. Логический квадрат.

4. Индуктивное.

5. Аналогия.

: аналогия.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 914; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.136.235 (0.046 с.)